Диалектика гераклита кратко и понятно

Обновлено: 04.07.2024

Диалектика – это раздел и метод философии, центральной проблемой которого являются вопросы всеобщей изменчивости и развития через единство противоположностей.

Биографические сведения

О Гераклите, как и о большинстве древнегреческих философов известно весьма мало. Мудрец родился приблизительно в середине VI века до н.э. в греческой колонии Эфес, на малоазиатском побережье. Наиболее вероятно Гераклит происходил из семьи басилевсов – священных правителей города, которые, впрочем, ко времени рождения философа носили свой титул достаточно номинально и не имели реальной царской власти. Тем не менее Гераклит отказался от всех привилегий своего происхождения в пользу брата, покинул Эфес, и выбрал жизнь отшельника в ветхой лачуге на склоне соседней горы.

У Гераклита не было непосредственных учителей, равно как и прямых учеников. Тем не менее предполагается, что он был хорошо знаком с трудами современников и предшественников – философов милетской, элейской школ и пифагорейцев. Есть версии согласно которым большое влияние на философию Гераклита оказал зороастризм, в качестве косвенных доказательств данного тезиса приводится большая значимость огня в зороастрийском культе, а также сведения о смерти Гераклита, согласно которым он попросил измазать свое тело навозом, а его труп разорвали собаки, что также соотносится с зороастрийскими обычаями. Согласно другой версии Гераклит умер от лихорадки, а обмазывался навозом в лечебных целях.

Несмотря на отсутствие прямых учеников философия Гераклита оставила значительный след в развитии античной мысли. Последователем Гераклита развивавшем его взгляды в Афинах был Кратил. Позднее диалектическое учение легло в основу философии стоиков и получило широкое распространение в Римской Империи.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные положения учения Гераклита

В своем взгляде на мир и его сущность Гераклит продолжает традицию стихийного материализма мыслителей Милетской школы – Анаксимена, Анаксимандра, Фалеса, рассматривавших в качестве первоосновы мира различные стихии – воду, воздух, апейрон. Гераклит критически подходит к их наследию, выдвигая следующие тезисы:

Выбор огня в качестве первоосновы мира Гераклитом во многом метафоричен. В отличии от натурфилософов Милета По данной теме мы уже выполнили реферат Милетская школа и ее значение подробнее , Гераклит рассматривает огонь не как реальную физическую основу мира, но как общий порядок и его руководящую основу. Огонь нестабилен, его пламя постоянно колеблется и меняет форму, также меняется и сама реальность, затухание и возгорание пламени задает динамику существования мира.

Как источник логоса и жизни огонь присутствует во всех живых существах, в особенности в человеке. По мнению Гераклита душа человека рождается из влаги, путем ее испарения, и суть человеческой души – огонь, когда же душа остывает и вновь становится влажной, она погибает. Огонь, Логос есть главный путь познания окружающего мира, хотя роль чувственного познания Гераклит также признавал, но все же рациональному он отдавал большее значение. Вместе с тем Гераклит отмечал, что хотя все люди наделены душой и логосом, большинство из них не интересуются познанием, поскольку поглощены поиском наслаждений.

Основы диалектики в философии Гераклита

В античности диалектика воспринималась в первую очередь как манера ведения диалога, ораторское искусство, направленное на выявление противоречий в позиции собеседника, и поиски истины через их обнажение. Диалектический метод широко использовался Сократом в его знаменитой майевтике.

Однако в учении Гераклита было сформулировано основное положение современной диалектики, которые было развито спустя более чем две тысячи лет в трудах Гегеля По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Гегеля. подробнее и Маркса. Это положение о единстве и противостоянии противоположностей. Гераклит выделяет несколько видов противоположности:

  • противоположности как следствия одного начала;
  • противоположности как противоречивые свойства одного предмета;
  • противоположности как антагонисты, необходимые для существования друг друга;
  • противоположности как разные полюсы одного и того же континуума.

В первом случае противоположностей Гераклит указывает на то, что один и тот же предмет может одновременно производить два противоположных эффекта, так морская вода хороша для рыб и плоха для людей. Этот род противоположностей был прекрасно отражен в утверждении Парацельса о том, что любое лекарство есть яд, разница лишь в дозе.

Ко второму случаю относятся предметы которые можно охарактеризовать противоположными чертами, как например, металл который одновременно твердый и гибкий. Противоположности антагонисты – это веселья и уныние, смелость и трусость, работа и отдых – явления которые существуют независимы друг от друга, но в тоже время невозможно познать одно из них без познания другого.

И наконец, противоположность, как диалектическая противоречивость предмета – жар и холод есть проявления температуры, уродство и великолепие есть проявление красоты и т.д.

Гераклит не только указывает на противоречивую природу мира, вещей и процессов, но также раскрывает характер взаимоотношения противоположностей, их постоянного преобразования одной в другую (влажное высыхает, а сухое увлажняется), но также борьбы, которую Гераклит превозносит как главный источник движения, развития и изменений, саму основу существования мира.

Гераклит

Гераклит – один из первых древнегреческих философов, отец – основатель научной диалектики, считал, что все в мире непрерывно меняется и в результате этого противоположности притягиваются.

Что известно о биографии философа?

Но еще в молодости Гераклит решил посвятить свою жизнь науке и отказался от высоких должностей в пользу брата, а сам поселился при храме Артемиды и занялся размышлениями и умозаключениями.

Кстати, именно этот известнейший в мире, как одно из чудес света, храм сжег в 356 г до н.э. некто Герострат, желавший получить вечную славу и память у потомков.

Диалектика в понимании Гераклита

Научные идеи и выводы Гераклита соответствовали философам ионийской школы, которые считали, что окружающий мир состоит из четырех стихий, главной из которых является огонь. Так и в учениях Гераклита особое место занимает логос – огонь – первооснова бытия. Именно огонь является и началом, и концом существования, он разгорается или утихает по мере надобности. В результате каких-либо природных катаклизмов разгорается мировой огонь, который уничтожает все живое и на земле, и в космосе, но лишь для того, чтобы на очищенном пространстве зародить новую жизнь.

Именно этому философу принадлежит честь употребления слова КОСМОС в современном его понимании – Галактика, Вселенная.

В основе диалектики Гераклита лежит – постоянная связь всего сущего в мире, борьба и притяжение противоположностей и вечная непрерывная изменчивость мира.

Мир – постоянен и вечен, но в то же время и вечно изменяющаяся борьба всех стихий: огня и воды, земли и воздуха. Именно Гераклиту присуждают высказывания о том, что все течет, все изменяется, а также, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды.

Противоположности в одно и то же время отталкиваются и борются, но и сходятся: день сменяется ночью, жизнь переходит в смерть, добро и зло меняют циклично друг друга в круговерти людской жизни. Но этот постоянный круговорот имеет границы, ритм и темп.

ОН также считал, что чувства нас постоянно обманывают: то, что кажется неподвижным и статичным, меняется невидимо глазу и находятся в постоянном движении.

Душа в учении Гераклита

Он мучился в бессильной ярости от людской глупости и невежества, нежелании меняться и менять свою жизнь. Самыми страшными и бесполезными для общества людьми философ считал тех, кто не хочет размышлять и учиться чему-то новому, кто предпочитает богатства земные богатствам души и знаниям.

Он также считал, что природа – лучший учитель для человека, и каждый может учиться и совершенствоваться, приложив совсем немного усилий.

Причем, очень интересны размышления философа о состоянии человеческих душ. По его мнению, невежественные души состоят из пара, они получают влажный пар из воздуха и меняются в зависимости от погоды, поэтому и не имеют собственного мнения и легко поддаются влиянию извне. Души людей подлых и глупых состоят из воды, и чем больше воды, тем больше отрицательных качеств в человеке, а души людей благородных и добрых – сухи, они тождественны с Логосом – огнем и способны излучать свет изнутри.

Взгляды на политику и религию

На общественное устройство Гераклит имел свое особое мнение: он не был сторонником ни демократии, ни тирании. Людскую толпу он считал неразумной и подверженной влиянию, чтобы позволить ей управлять государством и общественной жизнью.

Глядя на людей, как невежественных зверей, нежелающих улучшать свою жизнь и получать новые знания, он уподоблял их прирученным животным, которые могут есть из рук человека, если живут с людьми, но становятся дикими, получив желанную свободу.

Существует легенда, что когда жители города Эфес обратились к Гераклиту с просьбой составить свод справедливых законов, он отказал, сказав, что вы – дурно живете потому, что не можете жить по другому. А также отказал и жителям Афин, и даже царю Персии Дарию, не желая покидать свою Родину и своих сограждан, которых он в большинстве своем презирал.

Кроме того, Гераклит считал, что не Боги создали этот мир, а стихии и главной среди них был огонь. Он отвергал существование олимпийцев и не верил в богов, но во главе жизни ставил природу. При этом философ считал, что ему открылась единственно правильная истина, он достиг огненного просветления и победил свои недостатки.

Гераклит был уверен в собственной уникальности и считал, его имя будет жить вечно, пока существует человечество из-за его учений о Логосе и душе.

Самое известное учение Гераклита

Как уже было сказано ранее, Гераклиту было свойственно высказываться аллегорически, подавать свои выводы в перефразированном виде, довольно запутанном и непонятном для современников. Именно поэтому нам и не всегда понятен глубинный смысл его умозаключений.

Уход от общества и смерть

Неожиданно для всех окружающих Гераклит покинул город, удалился от всех людей и повел жизнь отшельника. Он не появлялся в городе, а жил тем, что давала ему природа. Питался лишь травой и кореньями. Считается, что он умер от полученной водянки, поскольку обмазался толстым слоем навоза, в тщетной надежде, что жар от него выделил излишнюю влагу из тела и наделит его огненным здоровьем.

Такое поведение философа некоторые исследователи считают подтверждением его склонности к зороастризму, с которым он был хорошо знаком.

Точная дата смерти не известна, но исследователи склоняются к приблизительным датам в районе 484-481 г до н.э.

Идеи Гераклита были близки стоикам (Сократу, Диогену и другим). История сохранила для нас образ Гераклита – мудрого, но замкнутого, высокомерного и одинокого, презирающего людей за их невежество и нежелание меняться.

Ученые исследователи, расшифровав некоторые высказывания философа, высказывались о нем, как о пессимисте, который скорбел о быстротечности жизни и неумении распорядиться ею правильно.

Но многие античные философы относились к нему с искренним уважением и почитанием. Например, в своей небольшой сценке Аристотель показывает Гераклита совершенно другим, нежели привыкли его видеть современники.

Чужеземные странники хотели увидеть великого философа и подошли к его жилищу, но остановились на пороге, пораженные бедностью жилища и убогим одеянием человека, который грел свое тело в лохмотьях у очага.

Может быть, философ хотел донести до потомков, что Логос – это именно то, что позволяет объединить разрозненные части в единое целое.

Из различных стихий природы его внимание привлёк огонь, который из всех стихий является наиболее живым, подвижным и динамичным. Для него огонь и стал подлинным началом, первоосновой всего мира, а вода стала лишь одним из его состояний.

По его мнению, путём сгущения огонь превращался в воздух, воздух в воду, вода в землю. Таков путь вниз. Также существовал путь вверх. Огонь у Гераклита не столько обычный огонь, сколько символ всеобщей стихии, одушевлённой, разумной и божественной.

Гераклит усматривал в душе смесь воды и огня ( низменное и благородное начало соответственно).

Теперь о самой диалектике Гераклита.

Из различных стихий природы его внимание привлёк огонь, который из всех стихий является наиболее живым, подвижным и динамичным. Для него огонь и стал подлинным началом, первоосновой всего мира, а вода стала лишь одним из его состояний.

По его мнению, путём сгущения огонь превращался в воздух, воздух в воду, вода в землю. Таков путь вниз. Также существовал путь вверх. Огонь у Гераклита не столько обычный огонь, сколько символ всеобщей стихии, одушевлённой, разумной и божественной.

Гераклит усматривал в душе смесь воды и огня ( низменное и благородное начало соответственно).

Теперь о самой диалектике Гераклита.




Гераклит Эфесский – древнегреческий философ, основоположник диалектики. В основе учения лежит идея о постоянной изменчивости всего сущего, единстве противоположностей, управляемом вечным законом Логосом-огнем.

Гераклит Эфесский: жизнь, смерть и философия основоположника диалектики

Происхождение

Род Гераклита имел царское происхождение, в его семействе по наследству передавался титул басилевса (царя-жреца). Есть версия, что его отца звали Гераконтом, другие источники (более достоверные) называют его Блосоном. Один из представителей рода – Андрокл – был основателем Эфеса. Еще в молодости Гераклит решил посвятить жизнь философии и сложил с себя унаследованные высокие полномочия, добровольно уступив их своему младшему брату. По традиции тех времен, он поселился при эфесском храме Артемиды и ежедневно предавался размышлениям. Кстати, именно этот храм в 356 г. до н. э. сжег некто Герострат, мечтающий оставить свое имя в веках.

Гераклитова диалектика, логос-огонь

Связь всего со всем, борьба противоположностей и постоянная изменчивость мира – главная идея философии Гераклита, фундамент будущего развития диалектики. Не существует ничего постоянного и абсолютного, все относительно. Мир вечен и в его основе – круговорот веществ и стихий: земли, огня, воздуха, воды. Именно Гераклиту приписывают авторство фраз о том, что все течет и изменяется, и о реке, в которую невозможно войти дважды.

Устройство человеческой души

Политические и религиозные взгляды

Философ решительно отвергал привычные для тех времен политеистические верования и обряды. Единственным божеством, которое он признавал, был вечный логос-огонь. Гераклит утверждал, что мир не был создан никем из богов или людей, а в потустороннем мире людей ожидает то, чего они не предполагают. Философ считал, что достиг огненного просветления: открыл истину и победил все пороки. Он был уверен, что благодаря его мудрости, имя его будет жить, покуда существует род человеческий.

Рассуждения о природе вещей

Отшельничество и смерть

Однажды философ ушел в горы и стал отшельником. Пищей ему служили травы и коренья. Некоторые свидетельства указывают, что Гераклит умер от водянки, обмазавшись навозом в надежде, что его тепло испарит излишнюю жидкость из организма. Некоторые исследователи склонны видеть в этом связь с зороастрийскими традициями погребения, с которыми якобы был знаком философ. Другие ученые придерживаются мнения, что Гераклит умер позже и при иных обстоятельствах. Точная дата смерти философа неизвестна, но большинство предположений сходятся на 484-481 годов до н. э. В 1935 г. одному из кратеров на видимой стороне Луны было присвоено имя Гераклита Эфесского.

Гераклит Эфесский (автор Морельсе, Иоганн)

С произведением Гераклита были знакомы Сократ, Платон и Аристотель. Сам же Гераклит обладал знаниями о представителях Милетской школы и их учениях, и так же изучал философию Пифагора и Ксенофана.

Относительно его смерти (как и относительно полноты знаний о его жизни) ходят различные слухи. И точно, как и когда умер Гераклит никому не известно. Предположиельно он был погребен согласно зороастрийскому обычаю (по одной из версий — обмазанный навозом).

Философия Гераклита Эфесского

Относительно философии Гераклита, со свидетельств более поздних классиков, начиная с Аристотеля, известно несколько основополагающих положений его философского учения:

Гераклит идентифицирует себя самого, как человека обладающего некой истиной, истинным и индивидуальным знанием, секретным, если можно так сказать. Истинное знание – некий закон обустройства мира и его структуры и, что самое интересное, — место человека и этом мире. Необходимо сказать, что абсолютным и основным критерием этой истины является логос. Чтобы стала абсолютно ясна роль закономерности и логоса Гераклита – просто необходимо понять то, что это истинное знание (закономерность) строит мировой порядок вещей, а логос тут выступает неким регулятивом и двигателем т.е. элементом без которого вообще невозможно возникновение и дальнейшее обустройство или существование чего бы то ни было.

Если чуть глубже познакомиться с учением Гераклита, то можно понять, что на протяжении всей своей философии, мыслитель придает категории логоса некую божественную сущность. То есть, логос – не просто мировой закон, регулятив, а некий фаталистический, судьбоносный конструкт. Можно бы было с уверенностью сказать, что логос – это и есть судьба, но… нет! Он выполняет и множество иных, выходящих за пределы понятия судьбы функций.

Логос представлялся Гераклитом, как некий элемент актуальных вещей, непосредственно соотнесенный с основным бытийным и необходимым компонентом гераклитовской философии, который является первоначалом – огнем.

Кратко о единстве:

Единство вещей очевидно, оно лежит прямо на поверхности и
зависит от сбалансированных взаимодействий между
противоположностями (фр. 54, 123, 51 DK).

Критика Милетской школы Гераклитом Эфесским. Учение о первоначалах

Философская теория об огне, как о первоначале трактуется сегодняшними исследователями, как критика школы милетцев — Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, которые брали за первовещество одну из субстанций (вода, воздух и тд), полагали, что первовещество, ранее созданное, либо возникшее само по себе, способно превратиться после во что угодно. То есть, иными словами: Фалес брал за первоначало воду, основываясь на том, что из воды состоит человек, ни одно живое существо не может жить без воды и т.д.

В противовес тому, Гераклит взял огонь. И хотя на самом деле истинную причину того, почему Гераклит взял именно огонь, сейчас никто не скажет, но догадки исследователей сводятся к тому, что огонь был взят именно в качестве альтернативного первоначала. Далее, интересно, что огонь сам по себе, как таковой не играет значимой роли в целостной концепции Гераклита, а существует лишь как символика.

Многие последователи и противники Гераклита удивлялись, почему именно огонь, ведь первоэлемент должен иметь хоть какую то стабильность! Например, вода или воздух — ведь без воды мы не можем мыслить жизнь, а без воздуха и подавно. Без огня же мы можем жить. Плюс к тому, вода течет, она изменчива, но спокойна и стабильна (такую характеристику дает ей Фалес и последователи). Воздух — тоже сильная субстанция для возможного использования в теории первоначала. Но огонь… — ему невозможно было придать характеристику стабильности!

Вода – лишь одна из форм огня

Гераклит Эфесский считал, что раньше огнем было все. Сама Планета раньше была раскаленной массой, но остыла. Огонь переходит в воздух – воздух в воду – вода в землю.

Читайте также: