Эстафета олимпийского огня 1980 кратко

Обновлено: 07.07.2024

Дизайн: Борис Тущин (Boris Tutschin);

Количество факелов: около 5000;

Материал: алюминиевый сплав, нержавеющая сталь;

Топливо: сжиженная смесь пропана и бутана;

Размеры: высота 56,5 см, минимальный диаметр 27 мм, максимальный диаметр 100 мм;

Масса: 700 гр. (заправленный);

Время горения: после полной заправки - 8–10 минут;

Эстафета олимпийского огня

По окончании церемонии торжественного открытия Игр зажжённые от олимпийского огня в чаше стадиона факелы транспортировались (в специальных автомашинах, железнодорожных вагонах) в Таллинн, Киев, Ленинград, Минск, где 20 июля также состоялись легкоатлетические факельные эстафеты к местам проведения олимпийских соревнований.

Начало эстафеты: 19 июня 1980;

Окончание эстафеты: 19 июля 1980;

Дистанция (км): 4836;

Участников эстафеты: 6200;

Конечная цель маршрута: Москва, Олимпийский Стадион им. Ленина (Moscow, Leninstadion)

После церемонии в Олимпии бегуны доставили огонь в Платанос (приблизительно за 6 км от города), откуда пламя на автобусе отвезли в аэропорт Андравида. В Афины его доставили авиарейсом. В полночь оно на другом самолете взяло курс на Лэнгли (Виргиния, США) с остановкой в ирландском Шанноне.

Маршрут эстафеты по США проложили так, чтобы отметить 200-летие Войны за независимость. Эстафета началась неподалеку от мест, где британцы основали первые поселения, и прошла через исторические регионы Соединенных Штатов и большие города, такие как Вашингтон, Нью-Йорк и Филадельфия.

31 января 1980 года, несмотря на снежную бурю, самолет с олимпийским огнем приземлился на военной базе Лэнгли в штате Виргиния по расписанию. Его встречали несколько тысяч человек.

6 февраля пламя доставили в Олбани. Здесь эстафета разделилась. Одна ветвь отправилась на горный хребет Адирондак, другая - на восток в долину Шамплейн.

8 февраля две ветви объединились в Лейк-Плэсиде. На конькобежном стадионе организовали специальную церемонию.

Карта маршрута

Факты и цифры

Старт: 30 января 1980 года, Олимпия (Греция)

Финиш: 13 февраля 1980 года, временная арена для церемонии открытия, Лейк-Плэсид (США)

Первый факелоносец: Гиоргос Гикас

Последний факелоносец: Чарльз Морган Керр, психиатр, Аризонский университет

Всего факелоносцев: 52 в США

Набор факелоносцев: Для эстафеты по США оргкомитет выбрал из 6000 заявок 26 мужчин и 26 женщин - по одному человеку от каждого штата, округа Колумбия и Лейк-Плэсида. Во время эстафеты на 1600 км каждый нес факел несколько раз.

Расстояние: 12 824 км, включая эстафету по США на 1600 км.

Страны: Греция, США

Факел

Описание: Дизайн факела и материалы демонстрируют сочетание современных технологий с отсылкой к Древней Греции. На кожаной рукоятке располагается традиционная чаша. На серебряном кольце в верхней части рукоятки выгравирована надпись "XIII Olympic Winter Games Lake Placid 1980".

Цвет: Бронзовый

Высота: 72,5 см

Материал: Кожа и металл

Топливо: Жидкий пропан. Время горения - 40 минут.

Дизайн / производство: Дон Макфарленд; McFarland Design / Cleanweld Turner

Знаешь ли ты?

Главная чаша размещалась на 16-метровой башне. Так олимпийское пламя было видно на разных олимпийских объектах.

Решение, кто будет зажигать главную чашу на церемонии открытия, принималось по итогам секретного голосования среди 52 факелоносцев. Победил доктор Чарльз Морган Керр.

Церемонии награждения проходили на озере Миррор. На пути в павильон на льду озера выстраивались факелоносцы с факелами с олимпийским огнем.

Церемонию закрытия провели на другом стадионе. Для нее перенесли чашу из Олимпийского ледового центра. Ближе к концу церемонии пламя потушили. Одновременно погас огонь в главной чаше в трех километрах от места проведения церемонии.

Сложная разработка

Факел Олимпиады — дело серьезное. Над его созданием трудились лучшие советские умы. Сначала ответственную миссию хотели доверить японцам. Даже выделили на проект огромную по тем меркам сумму в $30 тыс. Но идея азиатских коллег в виде палки тростника огранизаторам Игр пришлась не по душе, и мы начала разрабатывать факел сами.

Создателями стали сотрудники и рабочие НПО имени Климова. Спустя месяц после начала работ группа представила результаты и после одобрения сверху запатентовала изделие как изобретение СССР под N 729414.

Задание было непростым. Необходимо, чтобы огонь горел не менее 10 минут при высоте пламени факела от 300 до 500 мм (иначе мог или потухнуть, или обжечь спортсмена). Вес не мог превышать одного килограмма, а длина от 500 до 650 мм.


Дизайн факела был выполнен по рисунку художника завода Бориса Рогачева.

Некоторые из них до сих пор можно купить на авито. Цены в районе 100-200 тысяч рублей.


Эстафета и любопытный десантник

Эстафета была необычной из-за своей простоты. До этого в страны-хозяйки факел доставляли иначе: перевозили в самолетах, на кораблях, автомобилях. Но в 1980-м политическая обстановка была сложная. Поэтому и решено было проложить достаточно стандартный путь — торжественное зажжение в Олимпии и путь длиною в пять тысяч километров через Грецию, Болгарию, Румынию и СССР (территории современных Молдавии, Украины и России).

Огонь начал путь ровно за месяц до старта Игр — 19 июня. В эстафете приняли участие около 5,5 тысяч человек. Больше половины из них представляли нашу страну.


В СССР факел внесли 5 июля, а первым после пересечения границы пробежал с огнем легкоатлет-стайер олимпийский чемпион Петр Болотников.

Почетное право нести факел предоставили передовикам производства, лучшим спортсменам, победителям профсоюзно-комсомольских кроссов и соревнований комплекса ГТО. Желающих было около полумиллиона человек.

Легенды гласят, что по пути следования факела происходило немало курьезов — иногда огонь гас, иногда его роняли. Но советская пресса об этом, естественно, не писала. Сопровождал факелоносцев специально созданный микроавтобус РАФ-2907. В задней части машины располагался изолированный отсек для хранения шести олимпийских факелов: три лампы горели постоянно, еще три находились в резерве.

Огонь постоянно находился под серьезной охраной. Накануне финиша в Москве он ночевал в Подольске. Местное издание цитирует милиционера, который был ответственен за хранение главного символа Олимпиады.

Финиш в запрещенной обуви

Из-за того, что церемонией открытия и эстафетой огня занимались разные люди, на самом финише возникли проблемы. По пути следования легендарного баскетболиста Сергея Белова к чаше сидел фон — несколько тысяч волонтеров, которые переворачивали флажки, создавая цветные картины. Как преодолеть это скопление людей? В итоге огонь решено было нести по дорожке из белых щитов, которую держали солдаты.

Один из очевидцев вспоминал, что ноги баскетболиста скользили настолько сильно, что можно было изучить всю анатомию его мышц.

От газовой зажигалки до олимпийского огня

Топливом олимпийского огня должна была стать смесь пропана и бутана, поэтому рассматривались заводы, где производились газовые зажигалки. Завод Климова выгодно выделялся на фоне всех – здесь действовало собственное конструкторское бюро, предприятие имело мировую известность. Перед главным конструктором предприятия Сергеем Петровичем Изотовым в октябре 1978 года была поставлена непростая задача – в течение месяца создать первый рабочий образец факела.

5277561477f9280a7a3fedc029a0e9e3.jpg

Сергей Петрович Изотов, с 1975 года главный конструктор, а с 1981 года генеральный конструктор Ленинградского НПО имени В. Я. Климова

Пришлось решить проблему и с самой горелкой. При ее разработке проводились с виду простые, но информативные испытания – инженер Евгений Сур, имевший репутацию спортсмена-пловца с хорошо развитыми легкими, пытался задуть пламя. Так среди заводчан даже появилась новая единица измерения силы ветра – один Сур. Самой устойчивой оказалась открытая горелка с радиально-кольцевым выходом газовоздушной смеси. Ее не смог задуть ни Сур, ни мощная струя сжатого воздуха.

Ровно через месяц с момента начала работ над факелом, 29 ноября 1978 года, был испытан первый образец. 16 декабря факел впервые зажгли перед публикой – журналистами и представителями оргкомитета XXII Олимпийских игр. Затем начались государственные испытания факела, которые успешно завершились 17 февраля 1979 года.

Эстафета огня: от Олимпии до Москвы за месяц

Свой путь огонь московской Олимпиады начал 19 июня 1980 года в греческом городе Олимпия. Именно здесь проходит традиционный олимпийский спектакль – главная жрица храма Геры, подойдя к большому вогнутому зеркалу, зажигает от солнечных лучей факел, пламя переносит в глиняный сосуд. На древнем Олимпийском стадионе его установили на алтаре Зевса. И здесь от Олимпийского огня жрица зажгла факел Игр XXII Олимпиады и дублирующие его лампы запасного огня.

В 1980 году в роли жрицы выступала греческая актриса с подходящей фамилией – Мария Москолиу. Кстати, Мария выполняла эту роль с 1964 года, то есть через ее руки в буквальном смысле прошли огни восьми олимпиад. Как впоследствии она призналась, факел Олимпиады-80 показался ей самым удобным.

От Москолиу до Москвы олимпийский огонь доставили около пяти тысяч атлетов с помощью 4999 факелов через города Греции, Болгарии, Румынии и СССР.

Ровно через месяц, 19 июля 1980 года, факел зажег пламя в чаше главного Олимпийского стадиона в Лужниках.

Читайте также: