Влияние луки на ночлежников в пьесе на дне кратко

Обновлено: 07.07.2024

Герой произведения — обычный пожилой человек. Он странствует по городам и посещает ночлежки — временный приют для людей, не имеющих крыши над головой. У Луки нет дома и состояния, он нищий старик, которому, в силу своего тяжелого финансового положения, приходится оставаться на ночь в приютах, и спать под одной крышей с другими бездомными людьми.

Несмотря на то, что жизнь его изрядно потрепала, он сохранил доброту в своем сердце. У Луки очень мягкий характер. Старик очень религиозен, и часто, в своих притчах, упоминает имя Христа. Герой говорит спокойно и размеренно, умеет утешить и приободрить собеседника. Лука хороший психолог, его ораторские способности в купе с ласковым словом производят потрясающий эффект на слушателей. Однако, для того, чтобы утешить собеседника, Луке приходиться лгать, ведь людям порой так хочется слышать сладкую ложь, нежели горькую правду.

Вероятно герой, когда-то решил для себя, что сострадание — это очень положительное явление. Сострадание для Луки стало важнее истины. А истина заключалась в том, что абсолютно все посетители ночлежки были людьми со сломанными судьбами, несбыточными мечтами. Прошлое этих людей ушло безвозвратно, настоящее плачевно, а будущее безрадостно. Но даже в такой ситуации Лука находит слова утешения и поддержки. Его речи, словно бальзам на душу для проституток, алкоголиков, неизлечимо больных и других бездомных, которые опустились на самое дно. Они не живут, а существуют, но верят Луке словно дети.

Лука стремился вселить надежду и веру в человека, который опустил руки и влачит жалкое существование. Не без помощи лжи, старик стремится показать другую истину своим слушателям: истину, где нет шокирующей и безнадежной действительности. Он словно надевает на глаза людей розовые очки. Опустившиеся на дно люди, вдруг, видят мир в радужных красках. И неважно, что Лука лжет, главное, что с обретенной верой, бездомным людям становится легче жить.

Судьба

Лука на момент повествования – шестидесятилетний странник, оказавшийся в ночлежке, где уже долгое время проживают другие персонажи пьесы М. Горького.

Лука мало говорит о своей прошлой жизни. Вероятнее всего, он пробыл на каторге после совершения какого-то преступления.

Смысл образа Луки

Классик был недоволен получившимся изображением старца. Он вышел из-под пера очень мягким, добрым и располагающим к беседам. М.Горький боялся, что читатель не увидит настоящего смысла созданного им персонажа. Лука бескорыстно помогает людям, пытается их примирить с действительностью. Он останавливает естественное желание человека бороться за свое место под солнцем. Доброта не убивает зло и жестокость. Судьба мягкого человека – это жизнь в вечном рабстве, подчинении сильным.

Классик специально дал старику имя с двойным смыслом: лукавый и чистый. Первое – это значение имени, второе – это апостол Христа. Странник идет по России и передает свои мысли встречным. Он как просветитель, носитель идей особого слоя людей. У них нет дома, семьи, работы. Странствуя по земле, они где-то задерживаются, что-то проходят мимо. Лука не настолько стар, чтобы стать мудрецом, но он много видел и может поделиться своими наблюдениями.

Лука – отличный собеседник. Он понимает с кем и о чем следует говорить. Что это? Врожденная культура или какой-то уровень образованности?

Классик признается, что сам не до конца понял созданный образ. Он получился шире, многограннее, чем планировался. Но в этом, наверное, и смысл персонажа – дать возможность читателю попробовать самостоятельно разобраться в проблемах, которые окружают человека.

Что лучше мечтать или действовать? Чего в жизни должно быть больше: надежд или действий по их реализации? Эпохи меняются, ночлежки исчезают, но проблемы, поднятые автором, остаются.

Взгляды

Лука придерживался особых взглядов, которые во многом отличались от взглядов других жителей ночлежки. Рассмотрим эти взгляды с цитатами.

Характер странника

Персонаж интересен всем постояльцам. Большая часть называют положительные черты характера:

Человечность

: Лука уделил внимание всем. Он считает, что каждый стоит своей цены, нельзя бросать людей.

. Странник много знает, помнит судьбы тех, с кем довелось встречаться. Он не просто рассказывает, а заставляет задумываться.

Проницательность

. Лука замечает то, что не видят другие. Он просматривает ситуацию вперед и помогает некоторым персонажам. Сцена ссоры Пепла и Костылева – вовремя зашевелился на печи, драка не перешла в убийство.

. Лука поддерживает постояльцев добрым отношением и словом.

Религиозность

. Старец, как Христос, жалеет всех. Он выполняет завет Бога – всем помогать. Человека следует жалеть вовремя.

Значение образа

Лука действует на судьбы многих персонажей горьковского произведения, что поможет продемонстрировать таблица:

Герой Влияние Луки
Анна Помогает ей, всячески поддерживает, говоря о том, что после смерти она обретет желанный покой
Настя Поддерживает героиню, верит в ее рассказы о любви с французом-студентом
Барон Верит в рассказы о том, что герой в прошлом был влиятельным дворянином
Васька Пепел Советует уйти в Сибирь, чтобы там начать новую жизнь, отказавшись от воровского пути
Наташа Советует уйти вместе с Васькой Пеплом в Сибирь, где она сможет жить спокойно без семейства Костылевых
Актер Лжет о существовании бесплатной лечебницы, в которой людей лечат от алкоголизма, дает надежду на изменение жизни к лучшему и возвращение на сцену

Если говорить кратко, то все намерения странника Луки добры, но они приводят к настоящим трагедиям разного характера. Ложь во спасение, которой пользовался Лука, сначала дает людям надежду на лучшее, но затем люди понимают, что им не удастся ничего изменить, и это приносит только разочарование. С помощью образа Луки М. Горький разоблачает теорию лжи во имя блага.




Описание внешности

Странник Лука – это старик 60 лет. Он появляется в образе, привычном для людей, кочующих по стране:

  • Палка в руке (вместо посоха);
  • Котомка за плечами;
  • Котелок и чайник прицеплены к поясу.

Есть немного деталей, которые характеризуют внешность:

Облысел старик из-за женщин. У него их было больше, чем волос на голове. Значит, в молодости мужчина был привлекательным.

Постояльцы сразу воспринимают странника по-разному. Для одних он очередной проходимец, для других – прохожий, проходящий, странствующий, занятный старикашка, любопытный старикан.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Как Лука повлиял на ночлежников

Сладкая ложь во благо не осчастливила жителей ночлежки. Пепла посадили за убийство, Актер свел счеты с жизнью, больная Анна отправилась на тот свет. Лука просто исчез, дав людям надежду. У них не осталось веры в собственные возможности. Писатель хочет сказать, что именно ложные надежды способны принести самые большие потери.

Странник не гарантировал, что желания доверившихся ему людей сбудутся. Герой дал им идею, показал возможность достижения цели. Лука ушел, а ночлежники вернулись к своему разочарованию.

Странствующий проповедник

Анализ характеристик персонажа

Лука предстаёт перед нами в образе мягкосердечного старца, проповедующего добро, любовь, жалость и волю человека творить свою жизнь так, как велит сердце.

К каждому, кто волей-неволей оказался в ночлежнике, Лука подбирает нужные слова, каждому даёт надежду и побуждает верить в свои грёзы, какими бы смешными они ни казались себе и окружающим.

Но как бы сладко и утешительно ни звучали слова странника, они были лишь пустыми звуками, отвлекающими ночлежников от житейских невзгод, а не реальной поддержкой, дающей силы выбраться из нищеты и бесславия.

Тем не менее Лука не лжец, он всего лишь искренне жалеет окружающих и подбадривает их, даже если это абсолютно бессмысленно и бесполезно.

Апостол и искуситель

Лука своей философией учит христианскому послушанию, чуткости к ближнему и терпению. В доме Костылевых одни всецело поверили в рассказы Луки, другие отнеслись скептически. Настя и Клещ отметили жалость старичка. Даже Сатин сказал, что бродяга врал только из сострадания к ним.

После выхода пьесы мнения критиков также разделились. Луку сравнивали с искусителем и с евангельским апостолом. Он мудрый старик, рассказывающий библейские заповеди, или злой демон, льющий в уши несчастных людей ложь?

Своей ложью во спасение праведник нарушает заповедь — не лги. Но это для него неважно. Основная его цель — не навреди.

Именно на Луке, как своеобразном стержне, держится маргинальный коллектив. Он не говорит жёсткую правду и всем нравится. Жильцы слушают его, не конфликтуют между собой. Он дарит им сладкую мечту.

После убийства хозяина ночлежки, странствующий проповедник отправляется за новой жизнью, вкроятно, на Украину. С его уходом всё обрушилось для несчастных жильцов. Актёр снова запил и покончил с собой, когда понял, что бесплатных больниц для алкоголиков нет. Избитая сестрой Наташа и Васька Пепел, мечтавший о Сибири, получили жизнь ещё хуже, чем была у них.

Лука дал постояльцам надежду и нарушил их привычное равнодушие к собственной судьбе. Страшное разочарование испытали люди, осознавшие безысходность своего положения.

Жалость к людям или обман

Лука умеет запутать своими историями. Он рассказывает, будто намекает на что-то, но не договаривает. Постояльцы (Клещ, Сатин) решают, что старик не любит правды. Горькая истина ведет к восстаниям в душе, требует действий, а они не всегда завершаются хорошо. Ложь из жалости – правда Луки. Красивые сказки утешают, отвлекают от страшной действительности. Без правды тяжело дышать в ночлежке, а с ней и вообще жизни не будет. Лучше закрывать глаза на множество проблем и продолжать свое нищенское существование.

Из жалости Лука поведал истории, кажущиеся правдивыми, но завершившиеся гибелью людей: о лечебнице для пьяниц, о праведной земле.

Из другого рассказа читатель узнает, что Лука был сторожем на даче инженера где-то под Томском.

Популярные сочинения

Образ скитальца Луки у Максима Горького получился очень многогранным и отражающим главные философские вопросы о жизни, любви, принципах и приоритетах человека.

Да и не только Луки – все персонажи так или иначе отражают тех, кто встречается нам в реальной жизни.

Писателю удалось отразить в своём произведении занимательные философские и психологические идеи:

  • драматург раскрыл всю подноготную поведения и характера персонажей;
  • нам всегда понятно, по каким причинам герой поступает так, а не иначе;
  • вся пьеса – веское доказательство того, что любовь, понимание и надежда необходимы человеку, кем бы он ни был.

Всё вышеперечисленное немаловажно для верного понимания произведения и просто ситуаций, происходящих с людьми вокруг нас, учит сочувствовать и правильно расставлять жизненные приоритеты.

Притча о праведной земле

Притча Луки рассказывает нам о человеке, который терпел все лишения и страдания земной жизни, веря, что существует праведная земля, где люди живут в прекрасных отношениях, оказывают друг другу помощь и никогда не лгут. Однажды он пошёл к местному знакомому учёному и попросил его показать праведную землю на географической карте. Тот пытался найти искомое, но так и не смог. Тогда человек разозлился, ударил учёного, а затем отправился домой и удавился.
Эта притча будто предопределила роковую судьбу нескольких персонажей – смерть Анны и Актёра, тюремное заключение вора Васьки. Они верили в то, что для них найдётся своя праведная земля, что возможно выбраться из дна, бедности, но этого не произошло. Лука вскоре ушёл, а вместе с ним ушла и надежда, согревающая героев пьесы.

Лука призван рассеять мрак безнадежности у обитателей ночлежки, наполнить их жизнь добротой. душевным теплом и светом. Существенную роль в мировоззрении и характере Луки играет религия. Образ Луки - это образ смиренного бродячего народного мудреца и философа. Его советы - это своеобразная программа-минимум для обитателей ночлежки.
Он призывает их не к примирению с обстоятельствами, а к действию. Он апеллирует к потенциальным возможностям человека, призывая людей к преодолению пассивности и отчаяния. Сострадание и внимание Луки к людям действенное. Под именем "праведной земли" Лука готов приветствовать всякую идею, если она способна утешить человека, защитить его, дать ему такую же отраду, какую имел человек из рассказанной им притчи. Пепел спрашивает - есть ли Бог; Лука отвечает : "Коли веришь - есть, не веришь - нет". Проще говоря, если ты веришь. то все будет - и Бог, и праведная земля, которую отвергает ученый.
Лука в своих проповедях и советах не обманывает, он сам верит в то, что говорит и просто дает людям надежду.
Анна: настолько привыкла к мучениям на этом свете, что способна верить в то. что и на том свете будет так же. Чтобы облегчить Анне последние шаги в этой жизни, Лука выдумывает ей "праведную землю", загробную жизнь, где Бог встретит ее "кротко-ласково" и прикажет отвести в рай.
Актер: и ему Лука протягивает "праведную землю" в виде совета начать жизнь сначала, вылечится от алкогольной зависимости, говорит о лечебницах. К слову сказать, Лука не обманывал Актера, в то время, как Горький писал эту пьесу, лечебницы такие на самом деле строились.
Пепел и Наташа: их Лука успокаивает картиной вольной жизни в Сибири и предлагает уходить туда и начать там новую жизнь; там, где Пепла никто не знает, как сына вора они вполне могли бы все начать заново.
Настя: еще до прихода Луки нашла себе "возвышающий обман", который заключается в отождествлении себя с героиней любимой книги. Она хочет верить в то, что такое было с ней, и эту свою иллюзию она отчаянно защищает. Лука же ее поддерживает в этом, говоря: "Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь. значит - была она! "

Ну хотя бы как утешение, причём каждому своё. Они дают слабый лучик надежды на что-то не такое грязное и беспросветное.

Он дал надежду, но не тем людям и не в тех условиях. Нам учитель объяснял, что Лука проповедовал ложный гуманизм. То есть зарождал в людях веру в несбыточное.

Ниже представлен цитатный образ и характеристика Луки в пьесе "На дне" Горького: описание, биография, история жизни героя, а также критика об образе Луки.

Смотрите:
- Краткое содержание пьесы
- Все материалы по пьесе "На дне"

Образ и характеристика Луки в пьесе "На дне": описание, биография, история жизни

Возраст Луки - 60 лет:
". странник, 60 лет. "

О внешности Луки известно следующее:
". Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса. "
". Гляди – какой я? Лысый… "

Лука является странником, бездомным человеком:
". Проходящий… странствующий…"
". Прохожий… тоже! Говорил бы – проходимец… всё ближе к правде-то…"

Старик Лука становится одним из постояльцев ночлежки Костылевых:
". Вот – новый постоялец…"

Он является интересным, любопытным человеком:
". Какого занятного старичишку-то привели вы, Наташа…"
". Любопытный старикан… да! Вот Настёнка – влюбилась в него…"

Лука - человечный старик:
". а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…"

Он является ласковым, мягким человеком:
". на отца ты похож на моего… на батюшку… такой же ласковый… мягкий…"

Лука - милый старик:
". А-а, это ты? А – где старичок… милый старикашка. "

Он является умным, проницательным человеком:
". Он – всё видел… всё понимал…"

Лука - добрый человек:
". Добрый ты, дедушка… Отчего ты – такой добрый. "

Лука - жалостливый человек:
". Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает. "

". Он… жалостливый был…"

Лука любит петь песни:
". Лука (в кухне, напевает). Середь но-очи… пу-уть дорогу не-е видать…"
". А я, значит, не хорошо? Ишь ты! А я думал – хорошо пою. "

Старик Лука много повидал в жизни. По его словам, его много "мяли", то есть он пережил много трудностей:
". Мяли много, оттого и мягок…"

Лука - странник, беглый человек. Вероятно, он когда-то сбежал из Сибири с поселения или с каторги, где отбывал срок за какое-то преступление:
". Позови дядю… Беглого, мол, изловил… Награду дядя получить может… копейки три. "

Известно, что Лука когда-то служил сторожем на даче у инженера под Томском:
". Вот, примерно, служил я сторожем на даче… у инженера одного под Томском-городом…"

У Луки был горький опыт общения с женщинами:
". Гляди – какой я? Лысый… А отчего? От этих вот самых разных баб… Я их, баб-то, может, больше знал, чем волос на голове было. "

Лука не всегда говорит людям всю правду. Он часто врет людям из жалости к ним:
". Правды он… не любил, старик-то… Очень против правды восставал… так и надо! Верно – какая тут правда? И без нее – дышать нечем…" (Клещ о Луке)

". Он врал… но – это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я – знаю! я – читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая…" (Сатин о Луке)

Лука нравится многим обитателям ночлежки за то, что он не говорит им жестокую правду об их жизни:
"Хороший был старичок. А вы… не люди… вы – ржавчина!" (Настя о Луке и других обитателях ночлежки)
". Старик? Он – умница. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету. " (Сатин)

Лука рассказывает пьянице Актеру (соседу по ночлежке) о том, что в одном городе есть бесплатная лечебница для алкоголиков. Услышав это, Актеру бросает пить и начинает копить деньги на дорогу в этот город. На самом деле Лука выдумал это, чтобы помочь Актеру бросить пить:

"Лука. Ну, чего? Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница – тоже человек… и даже – рады, когда он лечиться желает! Ну‑ка, вот, валяй! Иди…

Однажды в ночлежке происходит драка, в которой погибает хозяин ночлежки Костылев. После этого случая Лука тут же исчезает. Вероятно, он отправляется странствовать дальше - в Украину:
". Ну, ребята. живите богато! Уйду скоро от вас. В х*хлы… Слыхал я – открыли там новую веру… поглядеть надо… да. "

Когда Лука исчезает из ночлежки, Актер снова начинает пить и скоро кончает жизнь самоубийством:
"Актер (быстро слезает с печи, подходит к столу, дрожащей рукой наливает водки, пьет и – почти бежит – в сени). Ушел!"

Критик Ю. Юзовский об образе Луки:

". Спор о правде и составляет философский сюжет пьесы. В чем суть этого спора? В ответе на вопрос, как следует поступать человеку перед лицом враждебной ему жестокой действительности. В споре обнаруживаются три точки зрения (они, естественно, не носят наглядно прямолинейного характера, это не простое столкновение тезисов, спор течет подспудно, и важно к нему прислушаться).

. Лука каждому несчастному и пострадавшему хочет найти утешение, дать выход, пусть в воображении, а не в действительности, зато поддерживающий человека и дающий ему возможность существовать.

. Сатин, который отражает позицию автора, направляет свои реплики и против бесперспективной философии Бубнова, и против утешительства Луки.

. Горький был недоволен своим изображением Луки. Он считал, что допустил ошибку, сделав его привлекательным, располагающим к себе. По-видимому, Горький опасался, как бы субъективное доброжелательство, бескорыстное стремление Луки помочь человеку не скрыло объективного вреда его отношения к жизни. Ведь без реального искоренения зла и мораль добра, и сами добрые поступки не способны существенно изменить судьбу человека.

. Несмотря на проповедь Луки и вызываемые им симпатии, в пьесе явно чувствуется противоборствующая утешительству, напротивленчеству и примиренчеству тенденция. Она выражена в бодром, оптимистическом горьковском тоне пьесы, и в развитии сюжета, и в монологах Сатина, в его убежденности в способность человека строить свою жизнь.

. Показательно, что если у Луки преобладает момент моральный, то у Сатина - деяния, действия, созидания.

. Наконец, сюжет пьесы развивается таким образом, что показывает оборотную сторону утешительного обмана, крушение тех воздушных замков, которые так старательно и добросовестно воздвигал Лука на протяжении всей пьесы. Он никого не спас из тех, кого старался спасти по своему рецепту: Пепла сажают в тюрьму; Наташа изуродована своей сестрой; Актер кончает самоубийством; Настя близка к этому же. Рецепты, которые Лука давал ночлежникам, может быть, сами по себе и прекрасны, но логика жизни сильнее их. "
(Ю. Юзовский, отрывки из статьи "Драматургия Горького")

Это был цитатный образ и характеристика Луки в пьесе "На дне" Горького: описание героя, биография, история жизни персонажа, критика об образе Луки.

Кто такой Лука?

Ночлежникам удалось узнать про Луку одну историю. Когда-то он занимал должность сторожа у инженера, живущего рядом с Томском. Однажды на этот дом напали грабители. Лука не убил их, а только заставил выпороть друг друга, угрожая ружьём. Потом выяснилось, что эти грабители – беглые каторжники, которые не могли заработать себе на жизнь честным путём. Лука пожалел их, и оставил у себя переждать холода.

Некоторые обитатели ночлежки считали, что таким праведным Луку сделало именно его прошлое. Возможно, у него были проблемы с законом, и ему даже довелось побывать на каторге, которая сильно меняет людей.

Значение имени

Роль Луки в жизни других персонажей

Лука помогает обездоленным обрести надежду. Он не пытается кому-либо навязать свои мысли, он просто утешает тех, кому это действительно необходимо. Именно в этом и проявляется его мудрость. Он считает, что человек является тем, во что он верит, поэтому просто дарит веру тем, кто её потерял.

Лука жалеет обитателей ночлежки, а они хотят верить в его утешения, но всё равно считают сказочником. Анну он утешает разговорами об умиротворении, которое ждёт её после смерти, Ваську Пепла убеждает изменить жизнь, переехав в Сибирь, а Актёру рассказывает о специализированных лечебницах, где могут вылечить его от пьянства. Во всех этих случаях Лука выступает как положительный герой, ведь Анна действительно стала меньше бояться смерти, Васька решил перестать воровать, а Актёр даже бросил пить на время, и стал работать, чтобы собрать денег на дорогу в хваленую лечебницу.

Данная Лукой надежда смогла бы помочь этим людям вырваться со дна, если бы они сами этого захотели. Он искренне верил, что его ложь спасает окружающих, а правда – жестока и губительна.

Образ Луки – это олицетворение милосердия и человечности. Несмотря на то, что он такой же обитатель дна, как и все остальные, он не утратил своих человеческих качеств, сохранил в сердце доброту и сострадание для других людей. Даже в тех случаях, когда любить и жалеть не за что.

Характеристика Луки

Одним из наиболее значимых и влиятельных персонажей в пьесе является Лука. Уже на протяжении многих лет литературные исследователи не могут прийти к единому мнению относительно его образа. Одни считают, что Лука приносит вред окружающим своим обманом, а другие уверены, что без надежды, которую он даёт, обречённым людям было бы ещё хуже.

Образ Луки

Спектакль “На дне” в постановке БДТ. 1987

Лука – это странник, который ненадолго останавливается в ночлежке Костылева. Как и все её обитатели, он беден и не имеет собственного дома, но в отличие от остальных Лука всегда готов помочь добрым словом своему ближнему. В ночлежку его привела Наташа, младшая сестра Василисы.

Это единственный персонаж, о чьём прошлом, совсем ничего не известно. И о том, куда он неожиданно уходит – тоже не говорится. Важно только одно – его пребывание в ночлежке оставило неизгладимый след в душах отверженных обществом людей.

Вместе с Лукой в ночлежку пришла доброта и ласка. Он сразу расположил к себе окружающих, потому что в его словах звучала мудрость, и он умалчивал то, о чём не следует говорить. Главным для него было сострадание, которым он делится со всеми жителями ночлежки.

Лука умел понять истинную натуру человека, всего лишь взглянув на него. Он умело останавливал ссоры, драки, сглаживал любую конфликтную ситуацию. Обитатели ночлежки сами раскрывают ему свои души, так сильно они нуждаются в сочувствии и сострадании. Этим людям просто необходимо, чтобы кто-нибудь в них поверил, и убедил их сам в возможности изменить будущее.

Взгляды

Воздействие на окружающих

Лука всегда умеет подобрать нужные слова, чтобы утешить нуждающегося в этом человека. Ему не трудно было успокоить умирающую Анну, которая так сильно боялась смерти. Луке удалось повлиять даже на Пепла, относившегося вначале к нему скептически. После его рассказов Пепел решил перестать воровать, и уехать в Сибирь, для того чтобы начать новую жизнь.

Актёру Лука подарил надежду на исцеление, рассказав ему о лечебнице, где бесплатно лечат от алкогольной зависимости. А для Насти чудный странник стал просто хорошим слушателем, который, как она думала, верит во все её придуманные истории о большой любви.

Значение образа

Лука – это самый неоднозначный персонаж пьесы. Именно благодаря ему все остальные персонажи более полно раскрываются. Кроме того, все философские разговоры и споры начинаются только после его появления. Он заставил обитателей ночлежки задуматься над смыслом жизни, но на реальные действия они оказались не готовы.

Лука искренне пытался всем помочь, но он не подумал о том, что его слова для кого-то могут оказаться губительными. Он хорошо понимал, что у этих людей нет будущего, но хотел, чтобы у них хотя бы появилась надежда, способная согреть душу.

Введение

Клещ, Актер, Пепел, Настя и др. – люди слабые, не способные отстаивать свои интересы, да и не видящие в этом смысла.

Образ Луки

Лука – утешитель, пытающийся успокоить каждого и подарить надежду на прекращение страданий. Показательно то, что он умеет видеть в каждом ту черту, которая особенно заботит человека. Умирающей Анне он сулит избавление от боли и обид на том свете, пьющему Актеру рассказывает сказку о лечебницах от алкоголя, Насте говорит, что ее ждет неземная счастливая любовь, Ваське Пеплу помогает по-новому взглянуть на Сибирь.

Его нереалистичные рассказы нравятся ночлежникам, они верят в них. Сам же Лука говорит – во что веришь, то и есть. Другими словами, странник пытается спасти людей, дать им возможность поверить в свои силы и изменить отношение к жизни, дать им своеобразный толчок.

Проповедник

Появление праведника разделяет жителей ночлежки на два лагеря – тех, кто верит в проповеди Луки и тех, кто относится к ним с предубеждением, скептически. Настя после исчезновения Луки говорит, что он был хорошим старичком, Клещ отмечает его жалостливость, даже Сатин, не принимающий позицию сострадания, утверждает, что старик врал единственно из любви к людям.

Мнения литературных критиков также разделилось. Одни сравнивали его с искусителем. Имя Лука схоже по звучанию с именем Сатаны – Лукавый. Обвиняли старика, прежде всего, в нежелании противостоять действительности. Другие исследователи соотносили его имя с образом евангельского апостола Луки, ассоциируя тем самым с мудростью и библейскими заповедями.

Интересен еще и тот факт, что ложью во спасение Лука нарушает одну из заповедей – не лги. Но мне кажется, что он просто не мыслит этими категориями, для него неважно, где правда, где ложь. Главное для праведника – сделать добро человеку. Наверное, для него ближе заповедь – не навреди.

Отношение автора

Читайте также: