Культура первой мировой войны кратко

Обновлено: 05.07.2024

Главной причиной первой мировой войны в конце XIX в. явилось обострение противоречий между двумя коалициями государств. Наиболеe острыми были противоречия между Великобританией и Германией в экономической, военно-морской и колониальной сферах. Обострились отношения между Германией и Францией, которая стремилась к реваншу за поражение во франко-прусской войне 1870—1871 гг. Интересы европейских держав сталкивались на Балканах и Ближнем Востоке. Россия стремилась к захвату черноморских проливов. В Европе образовались два военно-политических блока: Антанта (Англия, Франция, Россия; в ходе войны к ним присоединились Италия, Япония, США и др. страны) и германо-австрийский блок (Германия, Австро-Венгрия, Болгария, Турция).

В июне 1914 г. в Сараево членом террористической организации “Молодая Босния” был убит наследник австрийского престола. Это послужило поводом к войне. Австрия объявила войну Сербии. Россия, выступив в защиту своей союзницы, начала общую мобилизацию. В ответ на это 1 августа Германия объявила войну России, затем в боевые действия вступили Франция и Англия. В начавшуюся мировую войну постепенно втянулись 33 государства с населением свыше 1,5 млрд. человек. По своему характеру война была империалистической, т. е. захватнической с обеих сторон.

В стране зрели антивоенные настроения. Усиливалось забастовочное движение. Буржуазия и либеральная общественность с 1915 г. получили возможность создавать общественные организации для помощи армии (военно-промышленные комитеты, земские и городские союзы). Страна стояла на пороге грозных событий.

Развитие российской культуры в начале XX в. отмечено выдающимися достижениями во всех ее областях. Взлет культуры стал возможен благодаря преемственности в ее развитии и прочным национальным корням.

Образование и наука. К 1917 г. около 75% населения страны оставалось неграмотным. Накануне первой мировой войны в России было 10 университетов и 110 других высших учебных заведений, в которых в общей сложности обучалось 130 тыс. студентов и работало 5 тыс. профессоров и преподавателей. В 1898—1916 гг. высшие учебные заведения подготовили 151 тыс. специалистов.

В начале XX в. были сделаны выдающиеся открытия в физике, математике, биологии, химии и других отраслях науки. Физик П. Н. Лебедев прославился своим учением о световом давлении. Физиолог И.П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. Ботаник К. А. Тимирязев внес большой вклад в теорию видов. Н. Е. Жуковский явился основателем теоретической и экспериментальной аэромеханики. У истоков космонавтики стоял К. Э. Циолковский. Г.Я. Седов изучил устье реки Колымы, а в 1912—1914 гг. предпринял экспедицию к Северному полюсу. Фундаментальными трудами было ознаменовано развитие исторической науки. Были изданы “Курс русской истории” В. О. Ключевского.

Литература. Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, А. П. Чехов оставались верными в своем творчестве методу критического реализма. Л. Н. Толстой в романе “Воскресение” решал проблемы современности. Судьба русской интеллигенции была представлена в пьесах А. П. Чехова “Три сестры”, “Вишневый сад”, в рассказе “Невеста”.

Искусство. Реалистические и демократические традиции в русской живописи продолжали И. Е. Репин, В. А. Серов, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов. В. И. Суриков написал монументальные исторические полотна “Покорение Сибири Ермаком”, “Переход Суворова через Альпы” и др. подъем театрального искусства связан с именами К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, В. Ф. Комиссаржевской. На сцене Московского Художественного театра (создан в 1898 г.) шли пьесы Чехова, Толстого, Горького. В нем формировалось творческое лицо актеров В. И. Качалова, И. М. Москвина, О. О. и М. П. Садовских, О. Л. Книппер-Чеховой. С 1903 г. стали открываться стационарные “иллюзионы”.

Музыкальное искусство было представлено творче-11юм композиторов Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, Н. А. Скрябина и др. Римским-Корсаковым были написаны оперы “Сказка о царе Салтане”, “Золотой петушок”, “Царская невеста” и др. шедевры.

Разнообразие и богатство культуры России начала XX в. отразили сложность и противоречивость ее общественного развития.




Россия в годы первой мировой войны

Главной причиной первой мировой войны в конце XIX в. явилось обострение противоречий между двумя коалициями государств. Наиболеe острыми были противоречия между Великобританией и Германией в экономической, военно-морской и колониальной сферах. Обострились отношения между Германией и Францией, которая стремилась к реваншу за поражение во франко-прусской войне 1870—1871 гг. Интересы европейских держав сталкивались на Балканах и Ближнем Востоке. Россия стремилась к захвату черноморских проливов. В Европе образовались два военно-политических блока: Антанта (Англия, Франция, Россия; в ходе войны к ним присоединились Италия, Япония, США и др. страны) и германо-австрийский блок (Германия, Австро-Венгрия, Болгария, Турция).

В июне 1914 г. в Сараево членом террористической организации “Молодая Босния” был убит наследник австрийского престола. Это послужило поводом к войне. Австрия объявила войну Сербии. Россия, выступив в защиту своей союзницы, начала общую мобилизацию. В ответ на это 1 августа Германия объявила войну России, затем в боевые действия вступили Франция и Англия. В начавшуюся мировую войну постепенно втянулись 33 государства с населением свыше 1,5 млрд. человек. По своему характеру война была империалистической, т. е. захватнической с обеих сторон.

В стране зрели антивоенные настроения. Усиливалось забастовочное движение. Буржуазия и либеральная общественность с 1915 г. получили возможность создавать общественные организации для помощи армии (военно-промышленные комитеты, земские и городские союзы). Страна стояла на пороге грозных событий.

Развитие российской культуры в начале XX в. отмечено выдающимися достижениями во всех ее областях. Взлет культуры стал возможен благодаря преемственности в ее развитии и прочным национальным корням.

Образование и наука. К 1917 г. около 75% населения страны оставалось неграмотным. Накануне первой мировой войны в России было 10 университетов и 110 других высших учебных заведений, в которых в общей сложности обучалось 130 тыс. студентов и работало 5 тыс. профессоров и преподавателей. В 1898—1916 гг. высшие учебные заведения подготовили 151 тыс. специалистов.

В начале XX в. были сделаны выдающиеся открытия в физике, математике, биологии, химии и других отраслях науки. Физик П. Н. Лебедев прославился своим учением о световом давлении. Физиолог И.П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. Ботаник К. А. Тимирязев внес большой вклад в теорию видов. Н. Е. Жуковский явился основателем теоретической и экспериментальной аэромеханики. У истоков космонавтики стоял К. Э. Циолковский. Г.Я. Седов изучил устье реки Колымы, а в 1912—1914 гг. предпринял экспедицию к Северному полюсу. Фундаментальными трудами было ознаменовано развитие исторической науки. Были изданы “Курс русской истории” В. О. Ключевского.

Литература. Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, А. П. Чехов оставались верными в своем творчестве методу критического реализма. Л. Н. Толстой в романе “Воскресение” решал проблемы современности. Судьба русской интеллигенции была представлена в пьесах А. П. Чехова “Три сестры”, “Вишневый сад”, в рассказе “Невеста”.

Искусство. Реалистические и демократические традиции в русской живописи продолжали И. Е. Репин, В. А. Серов, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов. В. И. Суриков написал монументальные исторические полотна “Покорение Сибири Ермаком”, “Переход Суворова через Альпы” и др. подъем театрального искусства связан с именами К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, В. Ф. Комиссаржевской. На сцене Московского Художественного театра (создан в 1898 г.) шли пьесы Чехова, Толстого, Горького. В нем формировалось творческое лицо актеров В. И. Качалова, И. М. Москвина, О. О. и М. П. Садовских, О. Л. Книппер-Чеховой. С 1903 г. стали открываться стационарные “иллюзионы”.

Музыкальное искусство было представлено творче-11юм композиторов Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, Н. А. Скрябина и др. Римским-Корсаковым были написаны оперы “Сказка о царе Салтане”, “Золотой петушок”, “Царская невеста” и др. шедевры.

Разнообразие и богатство культуры России начала XX в. отразили сложность и противоречивость ее общественного развития.

Советской властью под охрану государства были взяты наиболее ценные памятники русской культуры: музеи, художественные галереи, дворцы и усадьбы, парки, театры, библиотеки и др. Был запрещен вывоз за границу культурных ценностей.

Война с фашистской Германией нанесла отечественной культуре огромный ущерб. Официальная статистика гласила, что в годы войны было разрушено 1710 городов и 70 тыс. сел, уничтожено и разграблено 427 музеев, 43 тыс. библиотек, не говоря о человеческих потерях, которые для СССР исчисляются в 27 млн погибших. Фашистами были разграблены и осквернены дома-музеи А. С. Пушкина в Михайловском, Л.Н.Толстого в Ясной Поляне, П.И.Чайковского в Клину… От бомбежек и артобстрелов пострадало не поддающееся исчислению количество шедевров и памятников архитектуры. Многие из них были утеряны безвозвратно.

В послевоенные годы советский народ нашел в себе силы совершить трудовой подвиг. Им не только было в кратчайшие сроки (к 1948 г.) восстановлено народное хозяйство, но и были предприняты все надлежащие меры к строительству и возобновлению работы очагов культуры и образования. С 1949 г. стал осуществляться переход к всеобщему семилетнему образованию, так как этот процесс был прерван войной. С начала 60-х гг. начинается переход к обязательному всеобщему среднему образованию молодежи. В 1950-х гг. в СССР было студентов больше, чем во всех западноевропейских странах, вместе взятых. Количество только инженеров в этот период увеличилось по сравнению с довоенным в 7 раз. Безусловно, огромными достижениями советской власти были реальное претворение в жизнь системы обязательного всеобщего среднего образования и общедоступность высшего, при бесплатности обучения в школе любой ступени, включая аспирантуру и докторантуру.

Развитие науки в СССР носило столь впечатляющий характер, что позволило осуществить цивилизационный рывок и вывести советское государство на передовой уровень. Советскую власть признали и продолжали работать в Советской России К.А.Тимирязев, К.Э.Циолковский, Н.Е.Жуковский и многие другие ученые. Крупный вклад в генетику и селекцию внес Н.И.Вавилов (1887- 1943). Он был основоположником современного учения о биологических основах селекции и учения о центрах происхождения культурных растений. Биологией и селекцией занимался И. В. Мичурин. Он вывел более 300 сортов плодово-ягодных культур. И.В.Курчатов (1902- 1960) - выдающийся советский физик был организатором и руководителем работ по атомной науке и технике в СССР. Под его руководством были созданы первый в нашей стране циклотрон, а затем первый в Европе ядерный реактор, первая в СССР атомная бомба и первая в мире термоядерная бомба, первая атомная электростанция (АЭС). В.И.Вернадским (1863 - 1945) - ученым-энциклопедистом были написаны труды по философии естествознания и развито представление о ноосфере. Ученый считал, что вокруг Земли существует пространство, которое является одной из характеристик биосферы. Ноосфера - сфера разума, или духовная оболочка Земли. Ноосфера - обмен веществ и энергии общества с природой может носить контролируемый и регулируемый характер, выступая как разумно согласованное с данными науки преобразование природы. В учении о ноосфере были заложены и основы экологической науки. Существенный вклад в развитие геологии и нефтехимии внес И.М.Губкин, разработав основы теории о происхождении нефти, условиях формирования ее залежей. Основателем советской научной школы физической оптики был С. И. Вавилов. Институтом физических проблем руководил П.Л.Капица. Н.Д.Зелинский и А.Е.Фаворский создавали научные школы и проводили основополагающие исследования по химии.

Уже многие годы деревянные окна служат незаменимой частью интерьера квартиры, дома или любого другого помещения, при этом сохраняя тепло и уют. Современные технологии позволяют производить окна таким образом, что их функции расширяются от изоляции внешней среды до функций декора и украшения.

Теоретические труды А. Е. Фаворского стали основой для создания важнейших производств, в том числе синтетического каучука. Н.Н.Бурденко, А.Н.Бакулевым, А.В.Вишневским разрабатывались новые методы лечения, в частности нейрохирургия, и создавались новые лекарственные препараты. Выдвинулись талантливые историки, такие, как Б.Д.Греков, И.А.Орбели, Е.В.Тарле, А.М.Панкратова и др. Фундаментальные открытия Н.Н.Семенова, П.А.Черенкова, И.Е.Тамма, Л.Д.Ландау, И.М.Франка, Н.Г.Басова, А.М.Прохорова были удостоены Нобелевских премий. Перечислить все достижения советских ученых не представляется возможным.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА В ИСКУССТВЕ

Первая мировая война стала ключевым событием мировой истории. При военном про- тивостоянии перестали существовать четыре империи: Российская, Австро-Венгерская, Османская и Германская. Свыше 10 миллионов солдат были убиты, 55 миллионов человек ранены.

Она предопределила развитие поколений, изменила мир в социальном, политическом отношении. Это повлияло на человеческое, психологическое мировосприятие. Смогла спло- тить художников, поэтов, искусствоведов различных направлений в историческом порядке вещей. Поэзия, проза, живопись, музыка и кинематограф стали отражением событий Первой мировой войны, героизма, страданий, предательства и самопожертвования.

В мировой, российской культуре стали появляться произведения, рассказывающие о гибели миллионов, искалеченных судьбах и утерянных ценностях. Из знаменитых романов можно перечислить произведения Ремарка, Жапризо, Хемингуэя. Ключевыми идеями в ро- мане стали тема любви, потерянного поколения молодых людей с душевными травмами, тема выбора, войны и смерти. [1]

Тема Первой мировой войны стимулировала российское производство кино. В 1916 го- ду 90% фильмов на российских экранах стали российскими. Фильмы, имеющие патриотиче- ское содержание, были постоянно на телевизорах. Кинематографы перечисляли деньги за прокаты фильмов в пользу Красного Креста, Мариинского приюта и общества детей сирот. Издаваемые ленты не имели документальный характер. Они поднимали острые проблемы античеловеческой сущности, раскрывая тему войны, смерти, жизни и любви. Рассматривали тему мужества, героизма в каждом занятии на фронте. Подчеркивали благородство души, возвеличивали сострадание и терпение.

Первая мировая война нашла широкое отображение в изобразительном искусстве. [2]

В этот момент прославились российские, зарубежные художники. Среди самых ярких живописцев можно назвать Водкина и Швармштедта. Знаменитым произведением искусства стала картина Водкина "На линии огня", написанная в 1916 году. На первом плане находится молодой солдат со смертельным ранением. Он олицетворяет ужас войны, угрозу жизни, мира людей. Большое внимание уделено батальному жанру изобразительного искусства. Худож- ники в период 1914-1918 года часто изображают войны, битвы, военные походы и жизнен- ные моменты военных походов. Картины в данном жанре написаны у Самокиша. Во время военной конфронтации живописец и корреспондент отправлялся на боевые действия и делал фронтовые зарисовки. Они публиковались в популярных журналах. Самое крупное и извест- ное художественное полотно автора посвящено битве восточной Галиции, Буковины и Пе- ремышля.[3]

В искусстве фотографии тема Первой мировой войны также нашла отражение. Фото- графии выступили беспристрастными свидетелями прошлого. Они помогли пролить свет на важные исторические события прошлого столетия. На фотографии были отмечены моменты трагедии Танненберга, триумфа Русского оружия на австро-венгерских, кавказских сражени- ях.

Отличительной особенностью Первой мировой стал феномен открытки. Центральное место в искусстве, духовно-идеологической борьбе культур стала политическая открытка. Отечественные открытки, которые сегодня сохранены в музеях, посвящены солдатам, офи- церам, милосердным сестрам, казакам, военнопленным, представителям царской семьи, бла- готворительности, авиации, танкам. Отдельными темами стали поздравления, юмор и плака- ты. В России стали популярными открытки с юмором, которые были выпущены на

протяжении всей Первой мировой войны. Карикатуры на открытках выпускались повсемест- но. Нередко на них помещались пропагандистские изображения немецких врагов. Значи- тельная доля приходилась на русские карикатуры. Война многими немцами воспринималась борьбой за культуру. Открытки давали понимание смысла происходящих военных событий.

Если вначале многие художники, скульпторы, музыканты, кинематографы выступали за идею войны, отправлялись на фронт в качестве добровольцев, то после года на передовой их мнения радикализировались. Произошли перемены из-за ухудшения состояния здоровья, освобождения от военной службы, давления войны. Решения художников обусловили уже- сточение позиций и уточнение художественных приемов. Искусствоведы, живописцы по- смелели и революционировали. На 1914-1918 год пришел расцвет дадаизма, художественной акции. Посреди военных действий появились абстракции Казимира Малевича, Владимира Татлина в Москве, Пабло Пикассо в Париже. Россия, изолированная от запада, превратилась в первооткрывателя абстракции. Владимир Татлин выступил первооткрывателем материаль- ного изображения, а Казимир Малевич - абстракции. Пикассо, ушедший от кубизма, подго- товил основу реализму.

Одновременно противопоставлялись восстановленный, невредимый визуальный мир тому, что был разъят на несколько частей. Джорджо де Кирико и Карло Карра в 1917 году, добровольно отправившись в психиатрический центр, дают путь сюрреализму. Несмотря на большое количество жанров, все художественные миры касались одной темы - против воен- ных событий и под ее давлением.

Первая мировая война стала поворотным этапом человеческой истории, закономерным результом социологического, культурного западного кризиса. Мир подошел к формирова- нию нового общества, истории, человечества. Первая мировая война стала темой для огром- ного культурного массива. Отражение кровопролитных сражений, человеческих страданий нашло отражение во всех подразделах искусства: художественной, публицистической лите- ратуре, изобразительном искусстве, кинематографе, музыке и театре. Во всех сферах жизне- деятельности были предприняты попытки осмысления происходящего и сделаны соответ- ствующие выводы о бесполезности ведения военных действий для человечества.

1. Кандинский В. О духовном в искусстве. — Нью-Йорк: Международное литературное содружество. — 1967. — 159 с.

2. Кандинский В. Текст художника: Ступени. — М.: ИЗО НКП, 1918. - 56 с.

3. Кантор М. Химера Гражданской войны. Story: Обыкновенные судьбы необыкновенных людей. - 2014. - № 5. - С. 74-82.

Этот отрывок дает хорошее представление о массовом художественном вкусе начала XX века. Сегодня эта эпоха ассоциируется прежде всего с модернизмом, но в действительности это течение было далеко от того, чтобы стать мейнстри­мом. Массовое искусство, угождавшее невзыскательным вкусам обывателя, работало по совсем другим лекалам.

Эту границу с массовым искусством модернисты не стреми­лись преодолеть — напротив, сознательно подчеркивали разницу.

Жесткая оппозиция между массовой и модернистской культурой была во время войны если не полностью уничтожена, то значительно размыта. Особенно это касается первых месяцев войны, окрашенных в ура-патриотические тона. Тогда и модернисты, и авторы, работавшие для широкой публики, испытывали схо­жие чувства. Их объединяла вера в скорую победу, а также мысль о благород­ной миссии, выпавшей на долю Российской империи.

Трудно не заметить, что и многие стихотворения поэтов-модернистов, написанные вскоре после начала войны, были лишены сложной образности, так раздражавшей большинство читателей и критиков. Блок, Брюсов, Гумилев, Мандельштам словно бы вдохновились призывом автора газетных стихотвор­ных фельетонов Николая Агнивцева:

Поэты, встаньте в общем кличе!
Довольно петь о Беатриче, —
Уже в полях свистит картечь
И реют ядра. — О, поэты,
Пора жеманные сонеты
Перековать на звонкий меч!

Немецкая каска, священный трофей,
Лежит на камине в гостиной твоей.

Дотронься, она, как игрушка, легка;
Пронизана воздухом медь шишака…

В Познáни и в Польше не всем воевать, —
Своими глазами врага увидать:

И, слушая ядер губительный хор,
Сорвать с неприятеля гордый убор!

Нам только взглянуть на блестящую медь
И вспомнить о тех, кто готов умереть!

Война как бы отменила литературные школы, художники самых разных направ­лений вдруг ввели в свой активный словарь церковнославянизмы, загово­рили вычурным языком, пользоваться которым в мирное время счита­лось без­вкусным и даже стыдным. Вот строки из военного стихотворения представи­тельницы массовой поэзии Елены Федотовой:

Выкован крепко ваш меч заповедный,
Скосит он жатву свою, —
Словно колосья, под клич наш победный
Лягут тевтоны в бою.

А вот обращенная к России строфа из милитаристского стихотворения иску­шенного Георгия Иванова:

С тобою — Бог! На подвиг правый
Ты меч не даром подняла!
И мир глядит на бой неравный,
Моля, чтобы Орел Двуглавый
Сразил тевтонского орла.

Ты миру отдана на травлю,
И счета нет твоим врагам,
Ну, как же я тебя оставлю?
Ну, как же я тебя предам?

Когда меня не душит злоба
На Кайзера взлетевший ус,
Когда в влюбленности до гроба
Тебе, Германия, клянусь.

Массовая культура и в этот период по инерции продолжала проклинать немец­ких захватчиков, прославлять жертвенную доблесть русских солдат и взывать к патриотическим чувствам. А о большинстве модернистов этого сказать было уже нельзя. Лучшее тому свидетельство — это пацифистские стихотворения Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского и Марины Цветаевой.

Мы видим, что между массовой и модернистской культурой вновь воздвиглась глухая стена. Причем на этот раз элитарные художники парадоксальным обра­зом оказались ближе к народу, чем творцы массового искусства. Широчайшие слои российского населения устали от войны и были ею недовольны. Маятник общественного настроения откачнулся от сплочения вокруг царствующей ди­настии к противоположному полюсу. Радикалы все чаще оглядывались на не­давний опыт революции 1905–1907 годов, росло недовольство императорской фамилией. Политика властей только подогревала протестные настроения, которые в итоге вылились в Февральскую революцию.

Щербинкина Наталья Анатольевна

Исследовательская работа по истории ученика 9 класса МОУ Туровской ООШ посвящена Первой мировой войне. Исследование показывает, как эта война повлияла на поэзию "серебрянного века", живопись и музыку начала 20 века. В работе освещены поэтические произведения Н. Гумилёва, З. Гиппиус, А. Штрамма, В. Маяковского. Дан краткий анализ работ художников, посвящённых Первой мировой войне. показана роль солдатской песни.

ВложениеРазмер
Отражение Первой мировой войны в произведениях современников. 251.72 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Туровская ООШ

Перевесинский Сергей Павлович

ученик 9 класса.

Щербинкина Наталья Анатольевна

учитель истории и обществознания.

Глава 3. Солдатская песня………………………………………………………16

Список литературы и источников………………………………………………18

Но в советской историографии по идеологическим причинам этой войне уделялось мало внимания, а искусству этого времени и того меньше. Без должного внимания до сих пор остаются творения художников, композиторов, литераторов и поэтов о войне, забытыми оказались работы отечественных философов, социально-этическая мысль периода Первой мировой войны. Не исследована содержательная сторона культуры военного времени, ее гуманизирующие начала, значение и ценность которых не получили общественного признания. Мало осмыслена роль творческой интеллигенции в формировании убеждений, идей и идеологий, воздействовавших на восприятие войны и отношение к послевоенному миру. Период Первой мировой войны - время интенсивного интереса к народному искусству, к исконно русскому, национальному, что обусловило внимание к тем, на чьи плечи легли основные тяготы войны.

исследовать, как отражена Первая мировая война в произведениях искусства современников, и доказать, что произведения о Первой мировой войне являются необходимой составляющей исторической памяти народа.

Тема исследования затрагивает широчайшие пласты русской и мировой культуры. Глубоко изучить их все в рамках данной работы не представляется возможным. Поэтому освещены будут лишь некоторые эпизоды. Из произведений литературы будут изучены лишь поэтические произведения поэтов, преимущественно участников военных действий на фронтах войны.

В живописи будут рассмотрены баталистические произведения и зарисовки участников войны. Из музыкальных произведений будут освещены только солдатские песни, которые позволяют понять взгляды народных масс на эту войну и на своё место в ней.

События Первой мировой оказали глубочайшее воздействия на русскую культуру. Она вызвала творческий всплеск не только среди интеллигенции, но и среди широчайших народных слоёв. В то же время, след Первой мировой войны в русском искусстве крайне плохо изучен и оценен.

Наступление
Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня.
Мы четвертый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.
Но не надо яства земного
В этот страшный и светлый час,
Оттого, что Господне слово
Лучше хлеба питает нас.

Гумилёв описывает картину поля боя, поражающую необычным и удивительно точным метафорическим рядом.

Еще современников Гумилёва поражало его описание тех обликов, которые принимает смерть на поле боя:

Священные плывут и тают ночи.

Она везде — и в зареве пожара,
И в темноте, нежданна и близка,
То на коне венгерского гусара,
А то с ружьем тирольского стрелка.

Зинаида Гиппиус. (Февраль 1918 г.)
Так есть.

Если гаснет свет — я ничего не вижу.
Если человек зверь — я его ненавижу.
Если человек хуже зверя — я его убиваю.
Если кончена моя Россия — я умираю.

Гремит и гремит войны барабан.
Зовёт железо в живых втыкать.
Из каждой страны
за рабом раба
бросают на сталь штыка.
За что?
Дрожит земля
голодна,
раздета.
Выпарили человечество кровавой баней
только для того,
чтоб кто-то
где-то
разжи́лся Албанией.
Сцепилась злость человечьих свор,
падает на мир за ударом удар
только для того,
чтоб бесплатно
Босфор
проходили чьи-то суда.
Не отличается описание войны, как состояние безумия и в иностранной поэзии. Немецкие поэты в начале войны бравурны, оптимистичны. Поэзия последних лет войны говорит о раскаянии и ложных целях, унесших столько жизней. Приведу стихи немецкого поэта Августа Штрамма. С началом Первой мировой войны Штрамм был призван из резерва в армию в чине капитана. Он принимал участие в походе в Галицию (1914-1915), был удостоен Железного креста II степени. 1 сентября 1915 года Август Штрамм погиб во время атаки на русские позиции и был похоронен на кладбище в Берлине. Поэзия Августа Штрамма напоминает звуки пулемётной очереди.

Его слова-обрывки бьют наотмашь.

Отовсюду крики визги рев

Бой пыхтя смерть

Небо в клочьях Крики

Бьет слепых на бойне ужас дикий.

Можно ещё бесконечно долго зачитывать стихотворные строки, написанные теми, кто видел эту войну, переживал её вместе с Родиной, страдал, плакал, умирал на этой войне. Но главное, что сегодня, спустя 100 лет память о тех событиях не стёрлась. Интерес к этому страшному историческому опыту вновь заставляет молодых современных поэтов браться за перо или, лучше сказать, садиться за клавиатуру компьютера и писать:

"Мы рассказать хотим о той,
Нарочно кем-то позабытой,
Но не такой уж и далекой
Войне,
О Первой мировой!"
Ю. Пятибат.

Для художников война во все исторические периоды становится проверкой на приверженность гуманистическим идеалам. Искусство и война — это тема глобальная и сводится не только к Первой и Второй мировым войнам и вообще к событиям двадцатого века, потому что есть такая вечная тема в искусстве, как бедствия войны. И главная тема искусства в связи с темой войны — это защита человека, гуманизм. В этом и заключается и честность, и ответственность профессии художника.

Хотя многое уже было заснято на фото- и кинопленку, множество художников, которым пришлось принять участие в войне, продолжали свое творчество, продолжали создавать картины, несмотря на окружающий ужас. Живопись в отличии от фото- и видео- материалов, передает чувства и восприятие живых, тонко чувствующих, творческих людей на войне.

Война 1914 года была объявлена властями, как "Вторая Отечественная" и потому возникла потребность в баталистической живописи, многие художники писали тогда на эту тему, выезжали на фронт и даже участвовали в сражениях.

А. Ю. Аверьянов. "Атака казаков в Восточной Пруссии" 1914 г . [№ 4]

На разведке Н. Самокиш. [№ 4]

Кроме батальных сцен, живописцы изображали индивидуальные портреты военных, не всегда бравых вояк, а и уставших от войны, раненых солдат.

Раненый солдат. Марк Шагал. 1914 [№ 5]

По-особому художники стали воспринимать и женскую красоту, одухотворённость. Посмотрите на одухотворённые образы сестёр милосердия Алексея Кравченко, ученика Коровина и Серова. В течение четырёх лет войны он выезжал на фронт в качестве корреспондента-художника. Его зарисовки публиковались в периодике.

Алексей Кравченко.Зарисовки с фронта.

На фронтах Первой мировой воевали многие художники. Война унесла жизни авангардистов Владимира Бурлюка, Святослава Нагубникова, ранения и контузии получили Михаил Ларионов, Александр Шевченко, Петр Кончаловский. Константин Коровин и Илья Машков преподавали военным основы цветомаскировки. Художники устраивали благотворительные выставки и аукционы в пользу фронта, лазаретов, семей воинов.

В наших учебниках по истории отечественной культуры до сих пор существует огромный пробел. 1914-1917 годы были взлетом в художественном развитии России. Героизм русских солдат и офицеров, патриотизм всего общества и созданные в тот период культурные ценности были преданы полному забвению. На территории России все военные кладбища времен Первой Мировой были уничтожены еще в 30 годы. Музейные и трофейные коллекции во многом утрачены.

Глава 3. Солдатская песня .

Начало 20 века для музыкального искусства России и мира характеризуется широким распространением записей музыкальных произведений на пластинках. Пластинки стоили не дорого, около 50 копеек. Бешенным успехом пользовались патриотические песни времён Первой мировой войны. Патриотические песни и марши были конечно же популярны, записывались на пластинки, расхватывались покупателями как горячие пирожки. Но особенно интересными, с точки зрения восприятия войны самим русским солдатом, казаком, являются солдатские песни.

Протяжные казачьи песни, бравурные марши, шуточные песни, патриотические – всё это забытые ноты войны. Они мало изучены. Только всплеск интереса к этой войне в связи со столетней годовщиной подтолкнул возрождение этих песен в современной обработке. Давайте их просто послушаем. [№ 6]

Страшное потрясение в умах современников вызвал характер Первой мировой войны. Эта война - поворотный этап в истории человечества, закономерный результат социокультурного кризиса на Западе. Мир подошел к рубежам нового общества, новой истории, нового человечества - эре глобальной экономики и глобальной политики.

Первой мировой войне и ее влиянию на современную историю посвящен огромный массив культуры: научной, художественной, публицистической литературы, изобразительного искусства, кино. Именно здесь предприняты попытки осмыслить происходящее.

Тем более преступным является забвение уроков Первой мировой войны сегодня. России есть, чем и кем гордиться. Ушли все участники боевых действий, а вместе с ними – их знания о Великой войне. Забываются имена настоящих героев Отечества.

О таких значимых событиях как Первая мировая война надо вспоминать не к юбилейным датам, а помнить и знать всегда.

Читайте также: