Независимый финансовый контроль кратко

Обновлено: 28.06.2024

Аудит – независимый финансовый контроль. Возник в начале 19 века в связи с процессами, связанными с развитием акционерного законодательства и созданием АО в Англии. Вызвало возникновение аудита заинтересованность информации учредителя бизнес-структур в состоянии хозяйственной деятельности АО, т.е. контроль за менеджментом. Развитие в РФ в 90-ые. Действует фз “об аудиторской деятельности”, опубликованный 31.12.2008, вступил в силу 10.01.2009.

Аудит - это независимая проверка бухгалтерской и финансовой отчётности аудируемого лица в целях проверки достоверности такой отчётности.

Бухучёт – та отчетность, которая в законе.

Аудиторская деятельность – деятельность по проведению аудита и оказания сопутствующих услуг, осуществляющаяся аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. По результатам составляется аудиторское заключение как официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской или финансовой отчётности аудируемых лиц, содержащих выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской отчётности аудируемого лица. Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Раньше аудиторская деятельность была лицензированной. Сейчас аудиторские организации будут членами саморегулиремых организаций. А аудиторы буду получать аттестат аудитора и будут членами саморегулируемых организаций.

Акты регулирующие аудиторскую деятельность.

ФЗ об аудиторской деятельности. 2008.

Приказ Минфина 20 мая 2010 номер 46/н. ( был 1 спад теперь 3 всад)

Приказ Минфина 24 февраля 2010 номер 16/н

Постановление правительства РФ 23 сентября 2002 номер 696 .

Кодекс профессиональной деятельности. ( кодекс профессиональной этики аудиторов России) 1997/2003

В СССР Аудитор должен был вынести мнение о достоверности бухгалтерского учета но и законность операций субъекта. ( был схож с прокурором)

Аудит- независимая проверка бухгалтерской финансовой отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Не проверяет законность. Его задача просто сказать достоверна ли информация в документах.

Аудит не подменяет государственного контроля. Но не отвечает за то нашел он нарушения закона или нет. Может указать, что большая часть финансовых операций незаконная.

Регулируется гражданским законодательством, а с другой стороны, вид финансового контроля, который реализуется, как в частно правовых так и в публично правовых целях

Сопутствующие аудита услуги.

Прочие связанные с аудитом услуги.

Формальный документ, где указываются выводы и обоснования выводов проверяющих. Само заключение проверки не влечет никаких юридических последствий.это одно из доказательств. Этот факт может подвергаться судебной оценке. Если выводы неверны, можно привлечь аудитора к ответственности.

1) Положительное заключение. - отчетность достоверна

2) Содержащее модифицированное мнение. Может быть отрицательным, мнение с оговоркой, отказ от проверки.

3) Содержащее дополнительную информацию- единичные ошибки.

Аудит – независимый финансовый контроль. Возник в начале 19 века в связи с процессами, связанными с развитием акционерного законодательства и созданием АО в Англии. Вызвало возникновение аудита заинтересованность информации учредителя бизнес-структур в состоянии хозяйственной деятельности АО, т.е. контроль за менеджментом. Развитие в РФ в 90-ые. Действует фз “об аудиторской деятельности”, опубликованный 31.12.2008, вступил в силу 10.01.2009.

Аудит - это независимая проверка бухгалтерской и финансовой отчётности аудируемого лица в целях проверки достоверности такой отчётности.

Бухучёт – та отчетность, которая в законе.

Аудиторская деятельность – деятельность по проведению аудита и оказания сопутствующих услуг, осуществляющаяся аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. По результатам составляется аудиторское заключение как официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской или финансовой отчётности аудируемых лиц, содержащих выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской отчётности аудируемого лица. Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности.




Раньше аудиторская деятельность была лицензированной. Сейчас аудиторские организации будут членами саморегулиремых организаций. А аудиторы буду получать аттестат аудитора и будут членами саморегулируемых организаций.

Акты регулирующие аудиторскую деятельность.

ФЗ об аудиторской деятельности. 2008.

Приказ Минфина 20 мая 2010 номер 46/н. ( был 1 спад теперь 3 всад)

Приказ Минфина 24 февраля 2010 номер 16/н

Постановление правительства РФ 23 сентября 2002 номер 696 .

Кодекс профессиональной деятельности. ( кодекс профессиональной этики аудиторов России) 1997/2003

В СССР Аудитор должен был вынести мнение о достоверности бухгалтерского учета но и законность операций субъекта. ( был схож с прокурором)

Аудит- независимая проверка бухгалтерской финансовой отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Не проверяет законность. Его задача просто сказать достоверна ли информация в документах.

Аудит не подменяет государственного контроля. Но не отвечает за то нашел он нарушения закона или нет. Может указать, что большая часть финансовых операций незаконная.

Регулируется гражданским законодательством, а с другой стороны, вид финансового контроля, который реализуется, как в частно правовых так и в публично правовых целях

Сопутствующие аудита услуги.

Прочие связанные с аудитом услуги.

Формальный документ, где указываются выводы и обоснования выводов проверяющих. Само заключение проверки не влечет никаких юридических последствий.это одно из доказательств. Этот факт может подвергаться судебной оценке. Если выводы неверны, можно привлечь аудитора к ответственности.

1) Положительное заключение. - отчетность достоверна

2) Содержащее модифицированное мнение. Может быть отрицательным, мнение с оговоркой, отказ от проверки.

Появление такого вида контроля связано с переходом к рыноч­ным отношениям и изменением методов регулирования экономи­ки. Создание предприятий, коммерческих банков, других хозяй­ственных структур, основанных на негосударственных формах собственности, потребовало решения вопроса о формах и субъек­тах проведения контроля за их финансово-хозяйственной деятель­ностью в целом, поскольку контроль компетентных государствен­ных органов в рассматриваемых отношениях направлен главным образом на интересы государственной казны. В то же время сами хозяйствующие субъекты заинтересованы в достоверности и каче­ственности учета и отчетности по финансово-хозяйственной дея­тельности, что в конечном итоге отвечает и интересам государства. Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы этих двух сторон, причем, что важно, без затрат бюджет­ных средств на контрольную деятельность.

Потребность в подтверждении достоверности бухгалтерской отчетности как единственного источника информации для внешних пользователей независимыми экспертами возникает в связи с тем, что:

1) бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу некомпетентности или пристрастности ее составителей;

2) собственники, прежде всего коллективные собственники (акционеры, пайщики), а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные и зачастую сложные операции организации законны и правильно отражены в отчетности, поскольку обычно не имеют ни доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта.

Независимый финансовый контроль осуществляется независимыми аудиторами и аудиторскими фирмами. Он обеспечивает наличие достоверной информации, тем самым позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.

6. Сущность фин. контроля, его содержание

Финансовый контроль является частью общей системы контроля, который функционирует в нашей стране. Объектом финансового контроля являются финансовые ресурсы, их формирование и исполнение.

Его цель — контроль над исполнением государственного бюджета и внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего долга, государственных резервов, осуществлением финансовых и налоговых льгот; а также контроль над своевременным и полным поступлением всех видов государственных доходов, использованием кредитных и привлеченных средств на покрытие дефицита госбюджета, своевременным финансированием затрат на социальную сферу, в том числе на оплату труда, выплаты пенсий, стипендий и других социальных выплат. Финансовый контроль осуществляется в 3 основных формах:

Задачами государственного финансового контроля является:

1.контроль своевременности исполнения доходной и расходной статей по объемам, структуре и целевому назначению;

2.определение эффективности и целесообразности расходования средств;

3.контроль правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

очевидно, не ограничивается ею.

Цели и задачи финансового контроля

Финансовый контроль является частью общей системы контроля, который функционирует в нашей стране. Объектом финансового контроля являются финансовые ресурсы, их формирование и исполнение.

Его цель — контроль над исполнением государственного бюджета и внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего долга, государственных резервов, осуществлением финансовых и налоговых льгот; а также контроль над своевременным и полным поступлением всех видов государственных доходов, использованием кредитных и привлеченных средств на покрытие дефицита госбюджета, своевременным финансированием затрат на социальную сферу, в том числе на оплату труда, выплаты пенсий, стипендий и других социальных выплат. Финансовый контроль осуществляется в 3 основных формах:

Задачами государственного финансового контроля является:

1.контроль своевременности исполнения доходной и расходной статей по объемам, структуре и целевому назначению;

2.определение эффективности и целесообразности расходования средств;

3.контроль правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Внутрихозяйственный финансовый контроль

Для успешной деятельности организации, повышения уровня рентабельности, сохранения и приумножения ее активов необходим отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого выступает повседневный внутрихозяйственный (внутренний) контроль.

Внутренний контроль является одной из основных функций управления и представляет собой систему постоянного наблюдения и проверки работы организации в целях оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений, выявления отклонении и неблагоприятных ситуаций, своевременного информирования руководства для принятия решений по устранению, снижению рисков его деятельности и управлению ими.

Система внутрихозяйственного контроля организации включает три основных элемента: среду контроля, учетную систему и процедуры контроля.

Внутренний контроль может осуществляться как отдельными сотрудниками организации (менеджерами, бухгалтерами, экономистами), так и специально созданными для этих целей подразделениями (например, службой внутреннего аудита). Состав, структура и функции субъектов (служб) контроля определяются руководством и зависят от установленных для системы внутреннего контроля целей и организационной структуры предприятия.

Отличия ревизии от аудита

Независимый финансовый контроль осуществляется независимыми аудиторами и аудиторскими фирмами. Он обеспечивает наличие достоверной информации, тем самым позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.

Аудит рассматривается в качестве специфического вида контроля, наделенного следующими характеристиками:

  • цель – проверка соответствия финансовой отчетности требованиям принципов бухгалтерского учета;
  • результат – мнение о финансовых отчетах объекта аудита;
  • исполнители – внешние аудиторы (сотрудники независимых аудиторских фирм);
  • пользователи результатов – внешние по отношению контроль объекту аудита контрагенты и сам объект аудита.

Аудит должен обеспечивать также разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности субъекта с целью рационализации расходов и увеличения прибыли.

Все работы аудитора, выходящие за рамки аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваются не как аудит, а как сопутствующие аудиту услуги, которые разделяются на услуги, совместимые с проведением у экономического объекта обязательной аудиторской проверки, и услуги не совместимые.

Сопутствующие аудиту услуги разделяются на услуги действия, услуги контроля и информационные услуги.

На практике аудиторские организации оказывают множество дополнительных, сопутствующих аудиту услуг (аудиторские услуги и консультации в области бизнеса, аудиторские услуги в области профессионального обучения, специальные услуги).

Аудитор использует различные методы финансового контроля: обследование, наблюдение, документальную и фактическую проверку, ревизию. Особое значение приобретает экономический анализ, как действенный метод оценки информации.

Осуществляется в масштабах всего государства органами государственной власти, центральными органами управления. Цель – обеспечение повышения эффективности производства, достижения высоких конечных результатов, более полного удовлетворения потребностей.

Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, управления исполкомов местных органов власти и др. Его объектом являются производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

Целью государственного финансового контроля является обеспечение законности и эффективности использования государственных бюджетных и внебюджетных финансовых средств и государственной собственности.

В соответствии с этим основными его задачами являются:

- проверка правильности формирования и исполнения бюджета и внебюджетных фондов;

- проверка состояния, целевого и эффективного расходования финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления, законности и рациональности использования государственного и муниципального имущества;

- проверка правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности;

- контроль за соблюдением действующего законодательства в области налогообложения, валютной, таможенной и банковской деятельности;

- контроль за реализацией межбюджетных отношений;

- выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней;

- проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях;

- контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионам;

- пресечение незаконных решений по представлению налоговых льгот, государственных дотаций, субвенций, трансфертов и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионов;

- выявление фактов расточительства и финансовых злоупотреблений, применение адекватных мер наказания контроль виновным лицам.

Хотя государственный финансовый контроль охватывает только общественный сектор экономики, он, как видно из перечня задач, распространяется и на частнопредпринимательскую деятельность, и на все формы собственности, главным образом, путем проверки правильности составления налоговых расчетов, выполнения предприятиями государственных заказов, финансируемых из бюджета: при предоставлении частным предпринимателям, предприятиям различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, а также налоговых льгот. Следовательно, объектом финансового контроля выступает не только бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, но и весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим и определяется огромная роль и значение финансового контроля как важнейшего элемента государственного контроля и управления.

Независимый финансовый контроль.

Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы.

Представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и реальности, соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к составлению финансовой отчетности.

Аудиторство — это принципиально новая форма контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью организаций и предприятий.

Цель аудита — установление достоверности финансовой отчетности предприятий и организаций и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций действующим нормативным актам.

Аудитор — не государственный служащий, а независимый ревизор. Это профессионал, прошедший соответствующую аттестацию и получивший лицензию на право осуществления аудиторской деятельности. Он должен быть честным и объективным, его мнение и заключение — непредвзятыми и беспристрастными.

В зависимости от целей и задач выделяются два вида аудита: внешний и внутренний.

Внешний аудит осуществляется на платной основе специализированными аудиторскими организациями, обладающими соответствующей лицензией и компетенцией, по договору с государственными налоговыми или другими органами, предприятиями, пользователями — банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами и т. д. В целях обеспечения единого подхода к качеству проверок, подготовки квалифицированных кадров создаются различные объединения аудиторских организаций: ассоциации, палаты и т.п.

Основными целями внешних аудиторских проверок являются: проверка достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности, экспертиза финансово-хозяйственного состояния, оценка платежеспособности, а также разработка рекомендаций по хозяйственной деятельности, финансовой стратегии, налоговому планированию и т. п.

По результатам проверок аудиторы составляют заключение о достоверности финансовой отчетности. Это заключение подтверждает, с одной стороны, точность и надежность представленной клиентом информации, а с другой — благополучное (или нет) положение его дел.

Аудиторы несут ответственность за правильность выдаваемых заключений. Кроме того, они обязаны сохранить конфиденциальность относительно сведений, полученных аудиторами в ходе исполнения своих обязанностей, разглашение которых может нанести клиенту материальный ущерб. Аудиторская деятельность связана с большой ответственностью как перед клиентами, так и перед государством. В своей деятельности аудитор руководствуется законодательством и собственными хозрасчетными интересами, что в условиях конкуренции в аудиторском бизнесе способствует повышению уровня проведения ревизий и проверок.

Внутренний аудит осуществляют службы внутреннего контроля фирм, филиалов, дочерних компаний и т. д. Эти службы нацелены на проведение проверок по поручению руководства предприятия. Внутренний аудит должен проводиться постоянно, своевременно воздействуя на ход коммерческих и финансовых операций, вовремя устраняя недостатки в работе.

Аудиторская проверка — это один из видов негосударственного финконтроля, при котором проверяющая организация или специалист полностью независимы. Разберемся подробнее.

Содержание и правовые основы

Независимый финансовый контроль, аудит — это экспертная оценка бухгалтерского учета и отчетности с целью получения независимого мнения о правильности, полноте, законности и своевременности отражения хозяйственной деятельности подконтрольного объекта.

Финансовый аудит (контроль) применяется в целях:

  • выражения независимого экспертного мнения о состоянии бухучета и достоверности отчетности;
  • выявления отклонений от установленного законодательством порядка ведения учета и составления отчетности;
  • разработки предложений по устранению выявленных нарушений и предупреждения их в дальнейшем.

Также аудит, как вид финансового контроля, позволяет провести независимую экспертизу экономической деятельности подконтрольного объекта, то есть определить рациональность и эффективность использования средств.

Особенности и порядок организации аудиторской деятельности в России закреплен в Федеральном законе от 07.08.2001 № 119-03. Важные аспекты также представлены в Указе Президента России № 2263 от 22.12.1993.

Виды аудиторского финансового контроля

Независимый финконтроль классифицируется на внутренний и внешний.

Внутренний осуществляется с целью самоанализа экономического субъекта, то есть для получения независимой оценки деятельности всех служб и структур предприятия. Такой вид финконтроля необходим для принятия управленческих решений, выявления резервов и повышения эффективности работы организации. Внутренний аудит может проводиться как штатным аудитором, так и наемным специалистом. Объем и направления проверки определяет руководитель предприятия.

Внешний проводится исключительно сторонними специалистами. Причем наемные аудиторы или специализированная организации должны иметь соответствующую лицензию, которая подтверждает право на проведение данного вида деятельности. Цель таких проверок — полный анализ.

Внешний аудит, как форма финансового контроля, дополнительно классифицируется по обязательности проверок, выделяют обязательный и инициативный.

Кто поводит

Инициативная проверка проводится по инициативе руководителя или собственника предприятия с целью оценки финансово-экономической деятельности экономического субъекта. Такие контрольные мероприятия имеют выборочный (тематический) характер. Например, выявление резервов или оценка формирования себестоимости продукции.

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Читайте также: