Александрийская и антиохийская богословские школы кратко

Обновлено: 30.06.2024

1) Относительно самостоятельные направления или течения в богословии, характеризуемые своеобразием методов, подходов, приёмов исследования, интерпретации и изложения богословского знания.

2) Православно-образовательные учреждения различных форм и уровней (воскресные школы; катехизаторские курсы; духовные училища, семинарии, академии).

Например, в Александрийской школе было принято аллегорическое толкование Писаний, тогда как в Антиохийской буквальное толкование. Но, несмотря на эти различия, эти подходы не только не противоречили один другому, но и даже взаимно дополняли друг друга. Такого рода отличие не приводило к существенным противоречиям в отношении осмысления и толкования основных вероучительных истин. В то же время нельзя преувеличивать степень даже и этой разницы. В то время, как Александрийская школа при всём её стремлении к аллегориям, не отстранялась полностью от буквального толкования Писаний. И так же Антиохийская не отстранялась от аллегорического толкования.

Получалось так, что отдельные представители тех или иных богословских школ позволяли себе такие высказывания, которые шли вразрез с Евангельской проповедью. Однако, это встречало противодействие со стороны православных служителей Церкви, а затем осуждалось либо на Поместных, либо на Вселенских Соборах. Если такими высказываниями обладали большие общины, то в случае отказа от покаяния в своих заблуждениях, подчинившись голосу Церкви, они переставали быть Православными и пополняли соответственно число еретиков.

Случалось, что благодаря продуктивной полемике между представителями разных школ удавалось яснее выразить ту или иную богословскую истину. Так было, скажем, во времена Христологических споров, происходивших между сторонниками Александрийского и Антиохийского подходов к вопросу об образе соединения двух ипостасей в Лице Господа Иисуса Христа. Поскольку истина не может противоречить сама себе. То, следовательно, не может быть двух суждений об одном и том же предмете вероучения, противоположных и вместе истинных.

1.Александрийская школа и её основоположники.

Развитие основных филосовских идей в самой тесной взаимосвязи с религиозной основой тонкой ниточкой прослеживается через глубину веков. Начиная от возникновения Александрийской школы и заканчивая её угасанием, отчасти связанной с трагической гибелью самой красивой женщины-педагога – Гипатией Александрийской, чей ум и талант преподавателя восхищал слушателей на публичных лекциях. С Александрийской школы начали распространяться такие новые религиозные течения как ореанство и орегинизм. В своей основе были сформулированы догматы православного вероучения знаменитыми святителями Кириллом Александрийским и Афанасием Великим.

Огласительное училище в Александрии, которое отстаивало желательность сближения христианского вероучения с эллинской философией, было основано в первой половине II века святым Пантеном, от которого сохранилось только имя. Это было самое первое в христианском мире высшее учебное заведение, и святой Иероним приписывал его основание самому апостолу Марку. После Пантена во главе школы стояли такие выдающиеся философы: Ориген, Климент Александрийский, Иракл Александрийский, Дионисий Александрийский, Дидим Слепой и Пётр Александрийский. Среди учеников школы — Афинагор и Григорий Чудотворец. Некоторые взгляды богословов Огласительного училища были восприняты местными епископами последующих поколений. Это были Афанасий Великий и Кирилл Александрийский.

2.История развития Александрийской школы.

Александрийская христианская община очень рано основала школу для обучения катехуменов, которые только начали приходить к Богу. Христианская история, к тому времени, замечает о появлении среди александрийских иудеев новых проповедников Христа. Надо заметить, что в то время в Александрии проживало очень много евреев, наверное, даже это была самая многочисленная диаспора. Стоит упомянуть, что во II веке до н.э. здесь жил один из известнейший александрийских раввинов Аристобул. И чуть позже проживал не менее знаменитый, даже за пределами иудеев богослов и философ Филон. Оба выдающихся мыслителя пытались соединить иудаизм с эллинской культурой и философией. Соответственно и начали истолковывать Танах (Ветхий Завет) с помощью аллегорий. Например, Филон считал, что Бог через Моисея сказал евреям с помощью Библии совсем тоже самое, что и грекам рассказали философы.

Александрийская школа, так называемая, огласительная или катихизическая представляла собой формально действовавшее церковное учебное заведение, которое имело определенное устройство и программу. Такая же была школа Иустина в Риме 2 , которого слушал сириец Татиан, и школа Иринея в Галлии, ученики которого Гай и Ипполит достигли высокой литературной славы. При таких обстоятельствах высшие и низшие школы понемногу превратились в формально организованные церковно-учебные заведения с более или менее правильным устройством. Важнейшие из них были в Александрии, Кесарии, Иерусалиме, Сиде, Едессе, Низибии, Лаодикии, Скифополе, Риме, Антиохии, Константинополе и Карфагене.

3. Антиохийская школа и её создатели.

Антиохийская школа экзегетов включает в себя многих известных церковных писателей, которые посвятили себя одной единственной цели –как можно тщательнее оградить христианство от иудеев, язычников и еретиков. Свою позицию они объясняли научным пониманием Священного Писания. В отличии от мистических и аллегорических рассуждений представителей александрийской школы Антиохийцы отличались трезвым рассудочным направлением, ясным изложением последовательного хода развития божественного Откровения, исторически-грамматическим объяснением Святого Писания и сочетанием научного исследования с практическим уважением к содержанию Библии.

В самом начале – это была самая обыкновенная школа как принято понимать на сегодняшний день. К периоду же правления Диодора Тарсийского она приняла формальный характер учебного заведения, с чётким учебным уставом и принято было монашеское направление. Основой преподавания богословских наук стало Священное Писание. По воспоминаниям Сократа Схоластика он свидетельствует о таких известнейших учениках школы как: Иоанн Златоуст, Феодора и Максим, впоследствии епископе Селевкийским в Исаврии. Сократ утверждает, что все они посещали монастырскую школу Диодора и Картерия в Антиохии. У самого же Диодора тоже был превосходный учитель по имени Флавиан. Самих монастырских школ в Антиохии и на прилегающих к городу горах было несколько, и многие поэтому молодые антиохийцы стремились попасть на обучение в эти школы, чтобы получить умственное и нравственное образование у благочестивых иноков.

4. История Антиохийской школы.

В истории Антиохийской школы можно различать следующие периоды:

1) основание и начало развития школы от Лукиана до Диодора (290-370). В это время учителями были Лукиан, пресвитер антиохийский, мученик; Дорофей, пресвитер антиохийский, по свидетельству Евсевия знаменитый ученый и знаток еврейского языка. К ним относится также много арианских и полуарианских учителей, которые считали себя учениками Лукиана. Среди этих учеников – Евсевий Никомидийский, Астерий, Марий, Феогоний, Леонтий, Евномий, Феодор Ираклийский во Фракии и Евсевий Эмесский. Другие православные учителя – Евстафий Сидский из Памфилии, он в своих критических рассуждении выступал против чрезмерного аллегоризма, который оспаривает библейские факты Ветхого Завета; 3 Мелетий, с 360 года патриарх Антиохийский, учитель святого Иоанна Златоуста, и Флавиан, с 381 года епископ антиохийский, учитель Диодора и Феодора.

2) Период процветания антиохийской школы считается от Диодора до Феодорита (370 - 450 гг.). Среди учителей главой был Диодор, ученик Флавиана и Сильвана Тарсийского, начальник аскетерия в Антиохии, а с 378 года епископ Тарсийский в Киликии. Его исключительная эрудиция, блестящий ум, исключительное образование и аскетический образ жизни делали его истинным основателем антиохийской экзегетической школы. Выдающимся сотрудником Диодора в антиохийской церкви был с 373 г. Евагрий, великий друг и покровитель блаженного Иеронима. С 388 по 392 г. он стал вместо Павлина епископом Антиохийским.

Святой Иоанн, родившийся в 347 году в Антиохии и за свое блистательное красноречие названный Златоустом, одинаково велик как экзегет и как оратор, хотя в своей деятельности имел большее значение для нравственности, чем для догматики.

Его брат Полихроний, получивший подобное же образование и с 410 по 430 г. бывший епископом Апамейским на Оронте, и его ученик Феодорит, с 438 г. епископ Киррский в Сирии, избежали его крайностей и своей преданностью вере, благочестием и методом примыкали к Златоусту; они написали дельные комментарии, которые одинаково чужды крайностей как исключительно аллегорического, так и исключительно исторического истолкования.

Исидор Пелусиот, пустынник и настоятель отшельников у Пелусия в Египте, делал извлечения из творений св. Иоанна Златоуста и в своих многочисленных письмах, из которых до нас дошло более 2 тыс. в 5 книгах, свел герменевтические принципы школы к определенной форме; как компилятор он уже свидетельствует о начавшемся упадке школы.

Однако своим упадком школа была обязана преимущественно Несторию, с 428 года патриарху Константинопольскому, который, как ученик Феодора Мопсуестийского, будучи более оратором, чем экзегетом, формально преподавал и твердо настаивал на учении о двух ипостасях во Христе, так что Эфесский собор 431 подверг его анафеме как еретика. Его приверженцы, не имея себе защиты в греко-римской империи, бежали в провинции персидской монархии, где несторианство по политическим причинам пользовалось благоволением. Знаменитая школа для образования персидских христиан и священников в Эдессе в Месопотамии с 431г. находилась под руководством несторианских учителей; когда эта школа после разных превратностей в 489г. была разрушена императором Зиноном, то центром распространения несторианства в Персии сделалась Низибия (Нисибис). Эта школа обнаружила богатую литературную деятельность, систематизируя догматическое учение и библейские принципы, и процветала до позднейшего периода средних веков.

3) Третий период отмечает собой упадок антиохийской школы вследствие несторианских споров и смут, произведенных монофизитами. Тут также можно назвать несколько православных учителей, хотя и уступающих прежним в самобытности и глубине: Марк, Нил примерно 450г., Виктор, Кассиан – все ученики Иоанна Златоуста. Посвященный Златоустом в 400 г. в сан диакона Кассиан 431г. был иеромонахом в южной Галлии и писал на латинском языке. Виктор составил комментарий на Евангелие от Марка. Прокл, патриарх Константинопольский в 447г., писал беседы и послания. Василий в 500г., епископ Иренопольский в Киликии, примыкает к Диодору и Феодору. Несторианин Козьма, вследствие своих путешествий в Индию получивший название Индикоплова, в экзегетическом и библейском богословии следовал Феодору.

Антиохийская школа как будто бы представляла собой лишь особое богословское направление, а не непрерывный ряд учителей с формальными заведениями. Это, пожалуй, относится к её первому периоду, но совершенно не применимо к периоду ее процветания. Потому как до Диодора и Феодорита числился непрерывный ряд учителей, стоящих как в умственной, так и внешней связи между собой, а также и устроенные по общему плану заведения и учреждения, которые были воодушевлены одним и тем же духом и имели одну и ту же организацию.

1. Афонасин Е.В. Философия Климента Александрийского. Новосибирск, 1997.

2. Брендле Р. Иоанн Златоуст. Проповедник, епископ, мученик. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006.

3. Дулуман Е.К. Антиохийская и Александрийская богословские школы и их влияние на христоло-гические споры IV-VI веков. М.: Моск. духовная академия, 1950.

4. Киреева М.В. Ориген и свт. Кирилл Александрийский: толкования на Евангелие от Иоанна: экзегетические методы. СПб.: Алетейя, 2006.

6. Нестерова О.Е. Allegoria Pro Typologia: Ориген и судьба иносказательных методов интерпретации Священного Писания в раннепатристиче-скую эпоху. М.: ИМЛИ РАН, 2006.

7. Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М.: КомКнига, 2006.

8. Спасский А.А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. Сергиев Посад, 1914. Т.1.

9. Фили К. Гипатия: жертва конфликта между старым и новым миром // Вопр. истории естествознания и техники. 2002. № 2. С. 222-230.

1) Александрийское огласительное училище II-III веков

1) Александрийское огласительное училище II-III веков Самым ярким и интересным явлением этого периода было Александрийское огласительное училище. Благодаря своему географическому положению Александрия стала центром стечения самых разнообразных культур, традиций и школ,

1. Богословие

1. Богословие Молчание и слово Григорий считал служение слову главным делом своей жизни. Однако еще до окончания Афинской Академии он знал, что посвятит себя не слову как искусству, но слову о Боге, знал, что станет не" "любословом" "("philologos" "), но" "philosophos" "("философом" "), не

Богословие

Богословие Св. Афанасий ни в одном из своих творений не излагал своего богословского учения в виде цельной системы. Он был человек практической деятельности, и его творения, как было отмечено, написаны по требованию обстоятельств церковной и личной жизни — для защиты

Богословие

Богословие Книга Бытие распадается на две неравные части. Главы 1 — 11 (протоистория) посвящены происхождению человеческого рода, а главы 12—50 (эпоха патриархов) — происхождению Израиля. Значительно большее внимание, уделенное автором патриархам, говорит о том, в чем

1. Федеральное богословие или богословие завета (Federal Theology)

Богословие

Богословие

Богословие Наиболее важной особенностью богословия Иоанна является его изображение Христа. Как уже отмечалось, его главной целью было создание целостной богословской концепции. Внимание Иоанна сосредоточено на мессианстве и Сыновстве Иисуса. Мессианский статус

Богословие

Богословие Несмотря на отсутствие некоторых из важнейших тем Павла, эти послания содержат немало фрагментов доктринального характера, полностью согласующихся с его богословскими идеями. Выраженное в них возвышенное представление о Боге особенно отчетливо проявляется

Ефесский Собор 431 г и Антиохийское исповедание.

Ефесский Собор 431 г и Антиохийское исповедание. Ересь Нестория была осуждена в 431 г., на Третьем Вселенском Соборе, в Малоазийском городе Ефесе. Однако и после этого Собора антиохийские епископы далеко не сразу вошли в церковное общение со св. Кириллом. Лишь в 433 г. это

АЛЕКСАНДРИЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ: КЛИМЕНТ

АЛЕКСАНДРИЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ: КЛИМЕНТ Александрия и Климент Александрия была крупнейшим городом на Востоке, центром эллинской культуры, местом замечательной библиотеки и опорой грекоязычного иудаизма. Именно здесь появился первый перевод Библии на греческий, Филон

Богословие

Богословие "Хотя сей Божественный и дивный муж и высок был по дару слова, но, желая, по заповеди, снизойти и в этом и явить собой пример смиренномудрия, он предпочитал везде смиренный и простой образ выражения и невитиеватость речи". Послание о книге сей к брату, просившему,

Богословие

Богословие Рассматривая вышеуказанные творения, мы видим, что они обращены не столько к тем, кто только что встал на путь спасения, сколько к уже искусным в деле совершенствования — подвижникам, опытным в борьбе с грехом и в приобретении добродетелей. Этим объясняются

Богословские школы Древней Церкви

Учителя в апостольский век

Проповедь апостолов и их преемников стала почвой, на которой сформировались все духовные школы христианского Востока.Опыт апологетов показывал, как трудно было донести истины Откровения, научить опыту жизни во Христе античное общество. Эта задача была блестяще выполнена катехизическими школами древнего мира. Нет оснований полагать, что возникновение огласительных училищ произошло внезапно. Оглашение являлось неотъемлемой частью духовной и литургической жизни Церкви. Так, например, община римских христиан, судя по археологическим и нарративным данным, имела обширный институт катехуменов, которые окормлялись епископами, пресвитерами и дидаскалами. Во II веке в Риме уже действовала христианская богословская школа под руководством святого Иустина Философа. [4]

Александрийская катехизическая школа в первые века христианства

Трудно представить в высшей степени важное историческое значение той работы, которая совершалась в александрийской школе: вся организация богословского обучения в древности восходит к александрийскому образцу; школы в Кесарии, Антиохии, Эдессе, Низибии – дочери александрийской школы. Чем была платоновская Академия для философии, тем же была высшая школа в Александрии для христианской науки. [6] Александрийцы участвовали в становлении христианского богословия, вырабатывая отношение христианства к античной культуре, критикуя ее и одновременно многое из нее заимствуя. Их деятельность, в свою очередь, привлекала к христианам все больше образованных людей, которые переставали видеть в христианстве только зловредное суеверие, каким оно казалось писателям начала II века (например, Тациту). [7]

Антиохийская богословская школа

Крупнейшие центры сирийской христианской образованности – знаменитые академии Эдессы и Нисибина – возникли, подобно эллинистическим школам, на почве небольших катехизических школ при христианских храмах. Согласно сирийским источникам, в этих приходских школах обучались только мальчики. Обучение начиналось с освоения основ грамоты по Псалтири и заучивания псалмов наизусть; так, основатель Нисибийской академии мар Нарсай поступил в школу города Айн Дулба в возрасте семи лет; благодаря своим незаурядным способностям, он уже через девять месяцев "отвечал всего Давида", т. е. выучил наизусть всю Псалтирь. Дальнейшее начальное образование включало в себя изучение Ветхого и Нового Заветов, а также библейских толкований Феодора Мопсуестийского. В систему этого начального образования входило, кроме того, заучивание наизусть важнейших богослужебных песнопений и некоторый опыт в гомилетике. [20]

Антиохийский богословский центр (или “школа”), как находящийся на почве сиро-семитической, заявил себя симпатиями и к буквальному толкованию Библии, и к аристотелевскому рационализму как философскому методу. Динамическое антитринитарство Павла Самосатского (III в.) достаточно характерно для антиохийской почвы, как характерно для семитического гения и более позднее средневековое увлечение Аристотелем в арабской схоластике (Аверроэс). Но сама Антиохия, как столица округа, была в то же время и университетским центром эллинизма. Сочетание этого яда гностицизма с антитринитарным ядом иудаизма был серьезным препятствием именно для здешнего школьного богословия – построить здравую и ортодоксальную доктрину троичности. На этом и споткнулся достопочтенный профессор Антиохийской школы, пресвитер Лукиан. Он воспитал довольно многочисленную школу учеников, занявших впоследствии много епископских кафедр. Они гордились своим наставником и называли себя “солукианистами.” Они при начале арианского спора очутились на стороне Ария. Епископу Александру Александрийскому Лукиан представлялся ему продолжателем той ереси, которая недавно отшумела в Антиохии, т.е. продолжателем Павла Самосатского. Действительно, Лукианово неправославие было столь явно и достаточно громко, что при трех последовательно сменявших друг друга на антиохийской кафедре епископах: при Домне, Тимофее и Кирилле (ум. 302) – Лукиан был на положении отлученного от церкви. [21] Учениками сщмч. Лукиана были Евсевий Никомедийский, Леонтий Антиохийский и др. Расцвета Антиохийская школа достигла именно в 4 в. Представителями ее были Диодор Тарсийский, свт. Иоанн Златоуст, Феодор Мопсуеcтский, блж. Феодорит Киррский.

Соответственно, следует отметить, что святоотеческие толкования III – VII веков христианства, по своему внутреннему характеру можно разделить на две группы. К первой можно отнести творения святых отцов, принадлежащих к александрийской школе, отличительной чертой которой является аллегорический метод толкования Священного Писания. Аллегорический метод толкования Библии был заимствован учителями Александрийской школы как часть античного наследия. В данных толкованиях содержится обильный материал для изучения Мессианской идеи Священного Писания Ветхого Завета. Сюда относятся творения святителей Кирилла Александрийского, Василия Великого, Афанасия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова и др. Ко второй группе, получившей название антиохийской школы, относятся святоотеческие творения, отличающиеся реализмом, раскрывающим в Священном Писании преимущественно буквальный смысл. Поэтому они усматривают в Священном Писания Ветхого Завета гораздо меньше Мессианских пророчеств и прообразов, чем творения написанные представителями александрийской школы. К этому направлению богословской мысли можно отнести творения святителя Иоанна Златоуста, святого Ефрема Сирина, блаженного Феодорита и другие. Преподобный Ефрем.

Заключение

Еще с начала 2 века перед отцами и учителями Церкви встали две задачи: сформулировать догматические и нравственные истины христианства на языке своего времени и воспринимать элементы тогдашней греко-римской культуры для толкования церковного вероучения и Библии. Выполнению этих задач немало способствовали энциклопедические знания, которыми обладало большинство святых отцов. Будучи выдающимися представителями античной культуры 3 – 4 веков, они своим образованием значительно превосходили современных им языческих философов и писателей.

[2] Словарь библейского богословия. Под редакцией К. Леон-Дюфура и др. Брюссель, 1990. С. 1194-1196.

[3] Афанасьев Н., протопресвитер. Церковь Духа Святого. Париж, 1971. С. 136.

[5] См. подробней: Гаврилюк П. История катехизации в Церкви / под ред. свящ. Г. Кочеткова. – М.: Свято-Филаретовская катехизическая школа, 2001. Глава 3. Александрийская огласительная школа.

[6] Сагарда Н. И. Лекции по патрологии. I – IV века / под общ. и науч. ред. А. Глущенко и А. Г. Дунаева. – М.: Издательский Совет РПЦ, 2004. С. 410 – 411.

[8] См.: Евсевий Памфил. Церковная история. - [Электронный ресурс]. - Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). М.: Электронная библиотека Данилова монастыря, 2002. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

[10] Евсевий Памфил. Церковная история. - [Электронный ресурс]. - Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). М.: Электронная библиотека Данилова монастыря, 2002. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

[11]Мецгер Б. М. Канон Нового Завета: Возникновение, развитие, значение / Б. М. Мецгер. – М.: ББИ, 2001. С. 130 – 131; Попов И. В. Патрология. Краткий курс / под общ. ред. А. И. Сидорова. – М.: МДА, 2003. С. 106.

[14] Скурат К. Е. Святые отцы и церковные писатели (I-V вв.). Учебное пособие / К. Е. Скурат. – Воронеж, 1998. С. 97 – 98.

[19] Карташов А. В. Вселенские Соборы. /А. В. Карташов. – М., 1994.

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 840 стр. 4 иллюстрации
  • Жанр:р елигии / верования / культы
  • Теги:и стория церкви, у чебное пособие для студентовРедактировать
2.3.3. Богословские школы

Антиохийская школа. Самая характерная богословская школа

В каком-то смысле к данному направлению примыкает ряд святых, мысливших и писавших на греческом языке, но в силу тех или иных обстоятельств связанных с Западом, и конкретно – с Римом: св. Иустин Мученик, свщмч. Ириней Лионский, свщмч. Ипполит Римский. Эти отцы, как правило, сочетали в своей жизни и в своем богословии несколько культур, акцентов мысли и школ.

Несмотря на родство римо-карфагенской и александрийской школ, в некоторых вопросах уже в период ранней Церкви они имели существенное различие и даже оппозицию. Характерный пример такой оппозиции являют Тертуллиан и Ориген, равно как и вообще монтанизм (явление малоазийское, но привившееся в Риме) и оригенизм (см. об этой оппозиции ниже, тема 16; п. 21.4.1).

Школа формируется постепенно, в исторический промежуток между VII и IX веками; большое влияние на формирование данного течения мысли на этом этапе оказали прп. Максим Исповедник, а впоследствии деятельность столичного (Константинопольского) Студийского монастыря, монастыря нового типа – центра систематической научнобогословской деятельности Церкви. Выросши из школы в магистральное течение святоотеческой мысли, богословие синтеза догматики и аскезы не прекратит своего существования до наших дней. Богословское оформление исихазма в XIV веке станет одним из проявлений данного течения мысли.

Характерными представителями этой школы являются все крупнейшие поздневизантийские богословы Православной Церкви: прп. Симеон Новый Богослов (X в.), свт. Григорий Палама (XIV в.), св. Николай Кавасила (XIV в.) и другие.

Тема 3
Предмет патрологии: Предание в истории

3.1. Что есть Предание?

Церковь Христова, богочеловеческий организм, есть удивительное целое, возникшее при сошествии Святого Духа на апостолов и простирающееся в вечность, живущее в истории, всегда неизменное и в то же время всегда меняющееся; подобно крошечному горчичному зерну, вырастающему в огромное древо с множеством ветвей и плодов, продолжающее свой рост с приложением новых членов, меняющее окружающий мир и взаимодействующее с изменяющимся миром, противоборствующее диаволу, проходящее в этом историческом развитии разные меры своего исторического возраста.

Жизнь и труды отдельных людей, отцов и учителей Церкви, равно как и течения школ, динамика культур, – все это не может быть осмыслено и осознано как совокупность, да и более того, не может быть адекватно оценено, пока не будет соотнесено с этим пребывающим в веках, неуловимым и в предельной глубине неделимым течением церковной жизни, с ее, Церкви, жизненным опытом, взятым как единое целое, – с тем, что обыкновенно зовется Преданием Церкви.

Предание, а вместе с ним жизнь Церкви как целого, есть высшее и наиболее таинственное звено предметной области патрологии. Каждый исторический возраст Церкви по своему являет эту полноту.

3.2.1. Единство и многообразие Предания

Понимая динамику развития этого опыта и опираясь на единый дух Предания, мы оказываемся способны понять мысли отдельных участников грандиозного процесса исторической жизни Церкви – ее отцов и учителей, понять также и значение отдельных течений мысли в этом едином и совокупном потоке.

3.2.2. Исторический рост Предания

Историческая жизнь Церкви и, вместе с тем, развитие ее Предания проходит в своем росте определенные стадии; однако каждый из этих этапов есть момент в жизни Церкви как неделимого целого, он относится ко всецелой Церкви и ко всецелому Преданию.

Знаменитый образ исторического развития церковного богословия и всего Предания приводит прп. Викентий Леринский (V в.):

3.2.3. Общие закономерности исторического развития богословия

Исторический путь Церкви и ее Предания (в центре которого стоит богословие, мысль Церкви), подобно пути развития отдельного человека, имеет свои закономерности, свою логику. Наиболее очевидно и значимо эта логика являет себя именно в развитии церковного богословия.

– I–IV вв.: вопросы введения в богословие и триадология;

– V–VIII вв.: христология и сотериология;

– IX–XV вв.: пневматология и сакраментология;

– XVI–XXI вв. и далее: экклезиология, а в перспективе и эсхатология.

Каждый исторический период бытия Церкви ставит перед ней, а, следовательно, и перед ее мыслью, свои генеральные задачи и вопросы.

Однако это не означает, что генеральными вопросами той или иной эпохи ограничивается ее богословие; вся полнота догматического сокровища Церкви, весь комплекс вероучительных истин, вопросов, тем и т. д., проходя сквозь историю, затрагивается, осмысляется, переживается святыми отцами, переносится ими, подобно драгоценным семенам, чтобы в нужный час, поставленный возрастом церковным, конкретными историческими задачами, раскрыться в новом и обильном слове будущих поколений отцов и учителей Церкви.

3.2.4. Апофатический и катафатический элементы исторического развития богословия

Историческое бытие Церкви протекает во взаимодействии с миром (в самом широком смысле этого слова); и историческая зрелость Церкви, ее самосознание и мысль принципиально неотделимы от данного взаимодействия, с какой бы точки зрения ни рассматривать этот факт.

3.3. Определение патрологии

Наконец, перед нами встает тот же самый вопрос, что и в самом начале наших рассуждений: что же такое патрология?

Мы увидели, что она охватывает широкую предметную область, где все имеет свою меру и место. Единый процесс, тенденция и личность – каждая часть имеет свое место и значение в жизни Церкви.

В соборном взаимодействии направлений, тенденций и школ вызревает единство церковного слова – формул и вероопределений Церкви, собираются мысли, чувства и желания, дополняя друг друга и помогая друг другу выразить в полноте единый дух церковного учения и церковной жизни.

Наконец, подобно духу человека, простирающего свою энергию на все пределы человеческой природы, единое и неуловимое Предание, укорененное во Христе и направляемое Духом Святым, сохраняя цельность, неизменность и полноту, вместе с тем охватывает собою лица и исторические процессы, являет в каждом периоде бытия Церкви новую грань ее исторического развития, новую специфику исторического преемства, новый тип взросления Церкви. Жизнь отцов и учителей Церкви показывает нам эти грани, а размышление об исторических направлениях мысли дает возможность понять и осмыслить, как происходил сам рост.

3.4. Уникальность патрологии в кругу богословских наук

Вообще любая богословская наука немыслима без опоры на святых отцов, на их мысли, на их слова, на их творения – на Предание Церкви, которое запечатлено в конкретных человеческих лицах прошлого. Но среди всех богословских наук только патрология имеет святых отцов и их творения непосредственным предметом своего научного исследования. В этом состоит особое значение этой церковной науки.

Среди наук, наиболее близких к патрологии, следует назвать, прежде всего, догматическое богословие и общецерковную историю. В чем состоит их основное отличие от патрологии?

Читайте также: