Групповой портрет это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Группой фотопортрет – это любой портрет, где больше двух людей. Значит ли это, что и снять его будет в два, а то и в три раза сложнее, чем одиночный портрет. Уместна ли вообще такая сравнительная арифметика? Действительно, снимая одного человека, мы сталкиваемся с кучей проблем, которые пытаемся решить: мимика, жест, поза. Это – не считая подбора локации, аксессуаров и света… А если на площадке несколько человек, то и проблем, значит, больше? Да, но вовсе не в геометрической прогрессии. Давайте попробуем разобраться.

Начнем с содержательной части. Если одиночный портрет может быть каким угодно - психологическим, художественно-тематическим, статичным или динамичным, то групповой – только сюжетным . Что это значит? Это значит, что в кадре должна читаться история. Нам важно понимать, что заставило этих людей собраться вместе, какие между ними отношения и что их связывает, какая иерархия в этой группе. Только после этого следует приступать к расстановке людей, формировать визуальный центр , определять доминирующие и вспомогательные фигуры.

А чтобы все это выявить и подчеркнуть, нужно правильно выстроить группу в кадре. Банально поступают те фотографы, которые высоких людей ставят на задний план, низких – на передних, пожилых садят на стулья, а маленьких детишек – к ним на колени… Это ерунда полная, идущая от непонимания самой сути группового портрета. А она не в геометрии распределения персон на снимке, а, как мы говорили выше, - в его сюжетности. Именно сюжету и должна быть подчинена рассадка-расстановка людей в кадре.

При этом мы помним о планах и ракурсах – очень выразительных инструментах в формировании группового фотопортрета. Ракурс бывает с уровня глаз, что вполне естественно. А вот ракурс сверху или снизу – уже более смелое решение, прибегать к нему следует только тогда, когда этого требует сюжет снимка, история, которую вы рассказывает. Так и планы – передний и задний, по которым вы распределяете действующих лиц. Все в соответствие опять же с сюжетом и иерархией людей.

Ритм и рифма . Это относится к рукам и фигурам. Как правило, диагонали создают иллюзию динамики. А лучше всего они проявляются в позах и жестах рук. Используйте их, чтобы кадр не выглядел статичным. Визуальная рифма, как правило, усиливает ритмический рисунок (пример - см. заходной снимок к этой публикации).

Технический совет фотографам . Групповой портрет всегда снимаем на прикрытой диафрагме, чтобы обеспечить большую глубину резкости и все люди в кадре оказались в фокусе. Скорость затвора не менее 1/125, а лучше – 1/250. Также переводим его в режим серийной съемки, так как люди моргают, гримасничают и всякий раз некстати поправляют волосы, закрывая лица руками.

Понравилась публикация? А где лайк и комментарий. Заодно и подпишитесь, чтобы не пропустить свеженькое: ADVANCED FOTO

Если любите путешествовать и фотографировать, то тогда вам сюда - на мой второй творческий канал: ADVANCED TRAVEL

Групповой портрет. Король Артур и рыцари круглого стола в групповом портрете

Круглый стол короля Артура. 300х240см. холст, масло, 1998год. (групповой портрет)

Что такое групповой портрет

Перед нами - корпоративный групповой портрет. Своим началом данный жанр восходит к творчеству Рембрандта.

Его всемирно известное полотно "Ночной дозор" решала те же задачи, что и групповой портрет В.Дерюгина "Круглый стол короля Артура".

Группа портретируемых - это люди, объединенные общей профессией, которые решили предстать перед зрителем не в реальном виде, в современных костюмах и пространственной среде, а в средневековой обстановке эпохи короля Артура. Отсюда интерьер рыцарского замка и наряды героев изображения - рыцарские доспехи. Причем, все портретируемые - короли, как и в легенде. Их объединяет демократический союз с корпоративной этикой и все они готовы с мечом в руках защитить друг друга.

В данной работе В. Дерюгин проявил себя не только как портретист, но и художник, хорошо знакомый с классической станковой многофигурной композицией. Сгруппировать такую большую со составу участников группу - не просто. При этом надо соблюдать интересы заказчика: каждый из портретируемых должен быть хорошо виден и узнаваем на полотне.

Все герои изображения имеют сложное одеяние, разнообразное не только по пластике, но и фактуре. Интерьер помещения монументален и сложен по архитектуре и средневековой атрибутике.

В данной работе художнику пришлось решать задачу портретной типизации образов и показать, что, с одной стороны, все они индивидуально неповторимы в чертах лица и характерах, а с другой стороны, есть много общего, что их сближает и делает дружным коллективом.
Несмотря на чрезвычайно сложные творческие задачи, которые пришлось решать художнику, можно с уверенностью сказать, что с ними мастер справился, и это произведение - несомненный успех В. Дерюгина

  • НАЗВАНИЕ: Круглый стол короля Артура
  • ГОД: 2000 год
  • РАЗМЕР: 300х240см.
  • ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ: холст, масло
  • СПОСОБ: ручная работа с 8 фотографий заказчика, 2 фото делал художник. Сюжет и композиция подобрана художником.
  • АВТОР: Виктор Дерюгин

ГРУППОВЫЕ ПОРТРЕТЫ РАЗНЫХ АВТОРОВ РАЗНЫХ ЭПОХ

Групповые портреты известных художников

Каталог: название, год написания, где находится, автор, размер, техника.


Если Вам понравилась статья "Искусство германии 16 века кратко. Примеры с описанием" - поделитесь в соцсетях

групповой портрет

Групповой портрет – один из самых сложных жанров портрета, поскольку перед фотографом встает задача выгодно передать эмоции и внешность не одного человека, а сразу нескольких людей. Большинство среднестатистических фотографов подходят к групповому портрету банально – всех под линейку, улыбку, и готово. Тем не менее, если вы хотите пополнить портфолио удачными фотографиями, потребуется профессиональный подход.

Технические моменты

Для съемки в плохих условиях освещения, например, в помещении, штатив является обязательным атрибутом. Тем не менее, даже на улице он поможет привлечь дополнительное внимание ваших моделей, а главное – получить фотографии с одинаковыми границами кадра, что пригодится фотографу при постобработке, в случае, если какие-то кадры придется совмещать.

Для групповых портретов лучше всего подходят объективы со стандартным фокусным расстоянием, а именно, от 35 до 50 мм. Широкоугольные объективы лучше не использовать, так как они искажают фигуры людей, находящихся ближе к камере. Тем не менее, используя стандартный объектив, нужно рассчитать расстояние до группы и тщательно подобрать место съемки, так как вам может понадобиться больше пространства.

Избегайте малой глубины резкости (значений диафрагмы меньше f4). При съемке групповых портретов это обычно приводит к тому, что кто-то из группы получается нерезким. Чтобы все модели вышли одинаково резкими, НЕ снимайте на минимально допустимых значениях диафрагмы, таких как f1.4 и f2.

групповой портрет

Если ваша камера поддерживает серийную съемку – это лучшее решение для групповых портретов. При съемке больших групп людей или сложных групповых портретов, в которых участвуют дети или животные, соседний кадр может оказаться лучше, и при обработке вы сможете скопировать удачное выражение лица моргнувшей или отвернувшейся модели.

Свет – одна из самых важных составляющих любого портрета. Если съемка происходит на улице, постарайтесь избежать жестких полуденных теней, снимая в тени, либо назначьте съемку на утро или вечер, когда солнце находится низко, и свет его мягче. Обращайте внимание на направление света. На лице моделей не должно быть некрасивых глубоких теней под глазами или под носом. Если съемка группового портрета происходит в помещении, используйте штатив либо вспышку. Вспышку лучше снять с камеры либо отразить от стен или потолка.

групповой портрет

Организационные моменты

Быстрее всего терпение моделей (особенно детей) заканчивается, если вы долго готовитесь к съемке. Поэтому прежде чем требовать внимания портретируемых, подготовьтесь к съемке, а именно:

1. Найдите удачное место съемки. Если речь идет о заранее оговоренной съемке на улице, лучше осмотреть все еще до начала фотосессии, найти интересные ракурсы и фоны еще до появления клиентов.
2. Продумайте позу и композицию.
3. Проверьте готовность камеры: заряд аккумуляторов и т.д., подготовьте вспышки.
4. Предупредите людей, что постановка позы для одного кадра может занять несколько минут.

Композиция и позы

Это самая важная часть съемки. Именно от композиции и постановки позы будет зависеть, удалось ли вам передать единство группы. В первую очередь, нужно определиться, насколько строгие требования предъявляет клиент. Нужен ли ему групповой портрет, где всех хорошо видно, и все смотрят в кадр, либо он согласен на творческие фотографии, и у вас будет больше свободы?

Сложнее всего даются группы, в которых есть люди с большой разницей в росте. Например, дети и взрослые либо мужчины и женщины различного роста. Для этого случая можно попробовать несколько различных схем.

1. Самых высоких моделей можно рассадить на скамьи/стулья/кресла, на руки высоким моделям посадить детей. Таким образом решится вопрос большой разницы в росте. Тех, кто на колени уже не помещается, можно расставить за спиной у сидящих. Итак, мы получим три ряда: сзади модели среднего роста, посередине – модели высокого роста, сидящие на стульях/скамье; на переднем плане – модели низкого роста на руках у сидящих. Моделей низкого роста также можно не садить на колени, а снять стоя. Вот пример такой постановки:

групповой портрет

Сама фотография не очень удачна, но наглядно иллюстрирует позу.

2. Высокие взрослые – на заднем плане, стоя; взрослые низкого роста – на переднем плане, по краям; дети – на переднем плане, посередине.

3. Взрослые – сидя, дети – стоя.

Если фотографируемые приблизительно одного роста, расставить их в одну строгую линейку – самый худший вариант. Кто-то должен сидеть, кто-то – стоять, либо, при съемке на улице, в местах, где есть ступеньки или другие возвышения, способные создать разные уровни – нужно непременно эти возвышения использовать:

групповой портрет

Если речь идет о съемке в домашних условиях, лучше всего создать атмосферу для непринужденного снимка, использовать по максимуму имеющуюся в доме мебель, чтобы фотография смотрелась естественно. Например, те же ручки кресел и диванов, на которых обычно сидеть не принято, можно отлично использовать для моделей:

групповой портрет

Наконец, не будьте скучным фотографом. Творческий подход к съемке только порадует клиентов:

групповой портрет

групповой портрет

групповой портрет

Типичные примеры постановок для семейных фотосессий можно посмотреть в этом видеоролике:

  • При съемке группового портрета обязательно следите за тем, чтобы никто из моделей не заслонял собой сзади стоящих – все лица должны быть хорошо видны.
  • Просите моделей не наклонять голову – это поможет вам избежать двойных подбородков.
  • Групповой портрет лучше снимать без головных уборов. Если клиенты все же настаивают на шляпах или кепках, установите камеру чуть ниже уровня их глаз и используйте для подсветки теней заполняющую вспышку – обычно шляпы и другие головные уборы с бортами создают тени на лицах.

Фон лучше подбирать таким образом, чтобы он не доминировал над моделями. На фоне не должно быть много мелких отвлекающих деталей, он должен быть более-менее равномерным, но не скучным. Красивая лестница на фоне неба – отличный вариант. Также подойдут лесные пейзажи, дизайны городских экстерьеров и так далее.

1. Основной, самый простой принцип построения композиции в групповых портретах состоит в том, чтобы при расположении людей в группе сочетание их лиц формировало треугольник или другую геометрическую фигуру.

Примеры из живописи:

групповой портрет

групповой портрет

групповой портрет

2. Другой принцип – расположение лиц по диагоналям. При построении моделей в портрете друг под другом или рядом лица выстраиваются по вертикали или горизонтали, и композиция получается более скучной. Более выигрышно она смотрится, если лица удается расположить по диагонали. Хорошо смотрятся сочетания горизонталей и диагоналей. Диагональ может быть даже слабо выраженной, но она будет смотреться лучше, чем горизонталь.

групповой портрет

3. Кроме лиц необходимо обязательно следить за руками. Обратите внимание на групповые портреты выше – руки везде подчеркивают позу или чем-то заняты, а не просто висят в бездействии вдоль корпуса. Руки также могут подчеркивать общность группы. Обратите внимание на эту картину – руки здесь связывают композицию воедино.

групповой портрет

4. Используйте различные ракурсы. Можно не только расставить группу на разных уровнях (например, на ступеньках лестницы), но и самому подняться по лестнице, чтобы получить верхний ракурс. Это особенно актуально для больших групп.

групповой портрет

групповой портрет

5. Используйте разные планы. Кого-то из моделей можно расположить подальше, других — расставить ближе к камере.

групповой портрет

групповой портрет

Если у вас появились какие-то вопросы или дополнения по теме группового портрета, пишите мне в комментариях, не стесняйтесь, я внимательна к критике и просьбам читателей. 🙂

Групповой портрет сложен двумя главными моментами: как расположить людей так, чтобы это выглядело эстетично, а также каким образом равномерно и одинаково хорошо осветить всех героев фотосессии?

Можно пойти по сложному пути и снять каждого героя с хорошим светом и затем сделать коллаж, потратив на обработку общего снимка часы. А можно подготовиться заранее и сделать хороший кадр сразу, чем сидеть в программах и ломать голову.

Рассказываем, как размещать моделей в кадре и какое оборудование подойдет, чтобы сфотографировать сразу несколько человек.

Композиция и позы для группового портрета

- Одно из главных правил группового портрета — лица всех участников должны быть хорошо видны. Для этого постарайтесь размещать героев в кадре по следующему принципу: их тела могут соприкасаться, визуально перекрывать друг друга, чтобы создавалось ощущение общности, но лица лучше размещать на равном удалении друг от друга. Нарушить этот принцип можно на семейной фотосессии. Например, мать, прижимающаяся к ребенку, будет гармонично смотреться в кадре.

- Распространенный прием, позаимствованный из живописи — использование геометрических композиций. Суть в том, что лица героев, если провести между ними невидимую линию и соединить, образовывают между собой треугольник, квадрат, круг, диагональ или прямоугольник.

Если использовать треугольник, как основу построения кадра, то в идеале большую часть героев следует располагать в нижней части снимка, а одного расположить вверху, устремляя тем самым композицию вверх. Если в кадре больше трёх человек, то треугольников может быть несколько.

Ещё один распространенный приём — построить диагональ. Она может устремляться в сторону, как бы стараясь уйти в горизонталь, либо идти снизу вверх, стремясь к вертикали. Для большого количества участников диагоналей разной направленности может быть несколько. Либо две диагонали могут пересекаться в центре, визуально формируя клин. Например, в центре может стоять глава кампании, а по бокам — остальные сотрудники. Либо в центре пара молодоженов, а вокруг — гости.

Расположите лица героев по кругу, чтобы показать их общность и закольцевать композицию. Для этой геометрической фигуры часто используют нестандартные ракурсы — снизу, прося героев обступить камеру и наклониться, либо фотографируют моделей сверху, пока они лежат.

Экспериментируйте с разными фигурами. Сочетайте несколько треугольников, треугольник и квадрат, если фотографируете большую группу людей. Задача в том, чтобы зритель или заказчик прочувствовали завершенность, созданную геометрической композицией.

- Используйте разные планы — ставьте одних людей подальше от камеры, а других — поближе. Это хороший приём для съёмок, где есть явные центральные фигуры, лидеры: молодожены, именинник, глава компании, солист музыкальной группы.

При съёмке больших групп людей часто важен сам факт присутствия всех участников на снимке. Едва ли от вас будут трабовать сложную композицию, если вы фотографируете сорок человек. Главное требование тут — всех героев должно быть хорошо видно.

- Связать между собой людей на фотографии также помогают руки, ненавязчиво показывающие в сторону других героев, лежащие на плечах, обнимающие и так далее. Любое из этих взаимодействий создает ощущение общности, объединяет между собой героев.

В ином случае руки должны подчеркивать позу, либо быть чем-то заняты. Например, если вы фотографируете людей для бизнес-портрета, они могут сложить руки на груди, чуть приподнять подбородки, чтобы продемонстрировать уверенность. Если же вы фотографируете музыкантов, связать их и подчеркнуть общую деятельность помогут, например, музыкальные инструменты в руках.

- Также композиционно связывает людей в кадре поворот головы, взгляд одного героя в сторону другого. При этом просите моделей немного повернуть лицо в вашу сторону — так, в три четверти, его будет лучше видно.

Кроме того, высоких участников фотосессии можно, наоборот, выдвинуть на передний план, посадив на стулья, в кресла, на пол, а более низких участников разместить стоя вокруг.

Ракурс снизу привлекателен необычностью. Но он сложен тем, что нужно крайне внимательно следить за лицами. Например, очень возможно, что модели начнут показывать все свои подбородки — вторые, третьи и мнимые.

- Не ставьте людей лесенкой, чередуя высоких и низких. Точно также смешно будет смотреться бизнес-портрет, где участники выстроены от низкого к высокому. А вот для семейной фотосессии это может стать интересной задумкой — так можно сделать акцент на разных поколениях.

Техника и настройки камеры для съёмки группового портрета

- Если снимаете в фотостудии, осветить большую группу людей поможет самый большой софтбокс, который предоставляются вместе с арендой зала. Как правило, это октобокс. Например, Raylab SPG150 или Godox SB-FW140.

Часто эта световая насадка настолько громоздкая и тяжелая, что её крепят на журавль — специальную стойку с грузом-противовесом, которая позволяет вращать источник света и поднимать его высоко над моделями.

- Для того, чтобы пропорции на групповом портрете не искажались, используйте классические объективы со средним фокусным расстоянием. Считается, что это объективы в диапазоне от 35 до 50мм.

- При съёмке в помещении, например, в здании компании, на свадебном репортаже, в загсе, поможет внешняя вспышка, которую можно установить на стойки. Направьте вспышку в стены или в потолок, не светите напрямую на лица, иначе они выйдут плоскими. Главное, не забыть взять синхронизатор.

- Используйте серийную съёмку. Так камера быстрее запечатлеет сцену и, следовательно, у вас будет больше похожих снимков, чтобы выбрать из них удачный — тот, где у всех (или почти всех) участников открыты глаза, есть улыбки, а на лицах естественное выражение.

- Если там, где вы снимаете, темно, поставьте более длинную выдержку. Для того, чтобы кадры не получились смазанными из-за дрожащих рук, закрепите камеру на штатив.

- При съёмке групповых портретов закрывайте диафрагму, чтобы все лица были в резкости. Всё индивидуально, но попробуйте диапазон от f/8 до f/16.

Руководствуйтесь принципом: чем больше людей, тем больше число после f. Но помните, что закрытая диафрагма делает фотографию более тёмной, так как в фотоаппарат попадает меньше света.

Читайте также: