Арка константина в риме фото и описание кратко

Обновлено: 05.07.2024


Древнее сооружение, установленное возле Колизея, является одним из наиболее узнаваемых монументов Вечного города. Сохранившаяся до наших дней Арка Константина – один из самых величественных памятников Древнего Рима, располагавшийся на Улице Триумфов (Via dei Trionfi), которая в античные времена предназначалась для торжественных шествий, проводимых во славу императора.

Арка Константина

История древнего памятника

Триумфальная арка была возведена по решению Сената в память о победе Константина над императором Максенцием в битве, произошедшей 28 октября 312г.н.э. у моста Мильвио. Официальное открытие памятника состоялось в 315 году. Проведенные исследования показали, что сооружение построили еще в первой половиной II века, во времена правления императора Адриана (117-138гг) и оно, по всей вероятности, изначально предназначалось совсем иному историческому персонажу, имя которого затерялось в анналах истории. В начале IVв. арку вновь отремонтировали, украсили новыми барельефами и использовали как основание для нового монумента славы.

Арка Константина – единственный памятник в Риме, увековечивший победу не над внешним врагом, а в гражданском междоусобном конфликте двух императоров.

Капитальная реставрация арки Константина проводилась несколько раз: в XII, в XV-XVIвв., а также в 1733г. Тогда к строению были добавлены найденные недостающие фрагменты.

Особенности Арки Константина

Триумфальная арка состоит из трех сквозных пролетов, из которых центральный является более высоким и широким по отношению к боковым. Ее архитектоника аналогична Триумфальной арке Септимия Севера, находящейся на Римском форуме. Обе фасадные части, внешние и внутренние стены сооружения украшены барельефами, которые представляют две сотни лет истории империи, запечатленные в мраморе. Для строительства арки был использован мрамор различного происхождения и качества, а некоторые блоки были заимствованы из более древних сооружений, как и ее некоторые декоративные элементы.

Арка Константина - надписи

Возможно Вас заинтересует:

Арка Константина - центральный фасад

В нижней части триумфальной арки над боковыми пролетами можно увидеть тондо (круглые медальоны) – копии рельефов периода Адриана. Согласно предположениям исследователей, они служили декоративными элементами входного портала небольшого святилища, посвященного Антиною – молодому фавориту императора. Его фигуру можно различить в сценах охоты и жертвоприношения.

Арка Константина - боковой фасад

На боковых сторонах арки можно заметить медальоны, подобные Адриановским, однако изготовлены они были уже во времена Константина. К началу IV века относятся и продолговатые барельефы, помещенные непосредственно под круглыми медальонами.

Декоративные плиты II века, прежде чем они были установлены на арку, подверглись реставрации. Лица на барельефах были заменены на лица Константина и приближенных к нему персон, а сюжеты доработаны необходимыми деталями.

Триумфальная Арка Константина в Риме

Триумфальная Арка Константина (Arco di Costantino) является самой известной из сохранившихся трёх императорских арок в Риме. Близость к Колизею (Colosseum) – главной достопримечательности Вечного города, делают её неотъемлемой частью самого популярного туристического маршрута.

Древнеримский памятник заслуживает не только беглого взгляда перед трепетно ожидаемой встречей с Колизеем, но и более пристального внимания с точки зрения его истории и художественного оформления.

Интересные факты

Особенность Арке Константина придают три интересных факта:

  1. Она стала последней из построенных и дошедших до наших дней триумфальной аркой Древнего Рима.
  2. Арка была воздвигнута в честь победы в гражданской войне, а не над внешним врагом империи, как было заведено древней традицией.
  3. При сооружении монумента использовались многочисленные элементы художественного декора, принадлежащие архитектурным строениям более раннего периода времени. Именно последняя особенность сделала Арку Константина настоящим музеем древнеримской скульптуры, которой можно полюбоваться под открытым небом.

В честь кого названа?

Монументальный памятник Древнего Рима носит имя одного из лучших правителей великой империи – Константина (Flavius Valerius Aurelius Constantinus), известного как Константин I или Константин Великий.

Он правил с 306 по 337 год и знаменит, прежде всего, своими выдающимися деяниями, связанными с христианством. В 313 г. Константин объявил о свободе вероисповедания, что положило начало великой эпохе в духовной жизни не только римлян, но и всех народов Европы. В 330 г. император провозгласил Новый Рим, сделав столицей империи греческий город Византий (Byzantium), который и назвал в честь себя Константинополем (Constantinopolis).

Несмотря на то, что император принял христианство только на смертном одре, христианская церковь почитает его как святого в лике равноапостольных.

Какому событию посвящена?

Арка, прославившая Константина, не связана с событиями в истории христианства. Она была построена в 315 г., вскоре после победы императора в войне со своим внутренним врагом — Максенцием (Marcus Aurelius Valerius Maxentius), вошедшим в историю как узурпатор и откровенный тиран.

В борьбе за власть особенно важным противостоянием стала 28 октября 312 г. битва у Мульвийского моста (Ponte Milvio) на Тибре (Tevere), в результате которой поддерживаемый римлянами Константин одержал победу. Он торжественно вошёл в Рим, демонстрируя отрубленную голову Максенция, который во время бегства утонул в водах реки.

В честь главной победы Константина и в продолжение древних традиций Римский сенат принял решение о сооружении грандиозной триумфальной арки.

В каком месте построена?

Арка Константина была построена на месте древнего триумфального пути между холмом Палатином (Palatino) и Целием (Celio). Почитать подробнее можно в статье о 7 холмах Рима.

Расположение Арки Константина в Риме вид со стороны Колизея

Известно, что шествие победителя начиналось на Марсовом поле (Campus Martius), от которого торжественная процессия следовала в священные границы города. Путь пролегал через Триумфальные ворота, Амфитеатр Флавиев (Anfiteatro Flavio) и Большой цирк (Circo Massimo), далее проходил к арке Тита (Arco di Tito) по Священной дороге (Via Sacra) через Римский форум (Forum Romanum) и поднимался на Капитолийский холм (Monte Capitolino) к храму Юпитера, где приносились жертвы в благодарность за победу.

Константин I спешил воздвигнуть триумфальную арку к десятилетней годовщине своего правления. На строительство было затрачено совсем немного времени: работы, начатые в 312 г. завершились в 315. Последние исследования позволяют предположить, что на этом месте уже существовало сооружение, относящиеся к периоду правления Адриана (Publius Aelius Traianus Hadrianus) — 76–138 г. Быстрые темпы строительства Арки Константина объясняются тем, что мастерами была использована уже готовая основа более древнего сооружения.

Архитектура

Огромные размеры и трёхпролётная конструкция придают монументальность Арке Константина, а пропорции, приближенные к правилам золотого сечения, — гармоничность.

Триумфальная арка Константина в Риме три пролёта архитектурные особенности

Её архитектурная структура повторяет арку Септимия Севера (Arco di Settimio Severo) на Римском форуме – та же форма, приближенная к квадрату, три свода, колонны на высоких постаментах и даже изображения Викторий на куполе центрального прохода.

Общие размеры арки в цифрах впечатляют: 21 м в высоту, 25,9 м в ширину и 7,4 м в глубину. Каждая из сторон древнеримского сооружения украшена четырьмя коринфскими колоннами, выполненными из нумидийского (североафриканского) жёлтого мрамора. При облицовке плоскостей арки использован белый мрамор, в том числе снятый с древних памятников.

Скорее всего, два боковых пролёта были пристроены к уже существующей центральной части конструкции.

Надписи

На аттике Арки Константина с южной и северной стороны содержатся идентичные надписи-посвящения, которые первоначально были сделаны из бронзовых букв:

Надписи на латыни триумфальная арка Константина Великого в Риме

Надпись на боковой восточной стороне арки посвящена десятой годовщине правления Константина, а на западной – папе Клименту XII (Clemens PP. XII), который в 1731 г. организовал реставрационные работы античного памятника.

Художественное оформление

Оформление Арки Константина представляет собой своеобразный микс из элементов декора разных периодов поздней античности, относящихся, в основном, к временам выдающихся императоров – Траяна (Marcus Ulpius Nerva Traianus), Адриана и Марка Аврелия (Marcus Aurelius Antoninus).Скульптуры и барельефы, уцелевшие от разрушительных пожаров в Риме в 283 и 307 году, обрели вторую жизнь, разместившись на фасадах Триумфальной Арки Константина.

Скульптуры

Несколько странным кажется украшение арки 8 скульптурами пленённых варваров – даков.

Скульптуры даков на арке Константина в Риме

Они заняли почётное место на постаментах, венчающих каждую из колонн фасада, и выглядят довольно независимо для положения рабов. Возможно, что мастер изобразил не просто дакийских воинов, а их предводителей, полных достоинства.

Первоначально эти изваяния украшали Форум Траяна и были посвящены теме победы римского императора над даками. Войны Траяна с даками были в 101-102 и 105-106 годах.

Фигуры выполнены из редкого сорта мрамора павонаццетто (pavonazzetto), имеющего характерные цветные прожилки и пурпурные пятна. Мрамор, получивший название от итальянского слова pavone (павлин), привозили из города Докимиум (территория современной Турции) и использовали для изготовления колонн, полов и скульптур Форума Траяна.

Мраморные скульптуры пленённых даков на Арке Константина в Риме

В 1534 г. каменные фигуры лишились своих голов, так как кто-то их отбил и похитил. Только в 1731 г., когда по указанию папы Климента XII начала проводиться реставрация Арки Константина, скульптуры были восстановлены.

Головы и руки каменных изваяний, а также фигура из белого мрамора были полностью воссозданы в 1742 г. знаменитым скульптором Пьетро Браччи (Pietro Bracci) .

Барельефы аттика

Аттик Арки Константина украшают восемь барельефов, которые запечатлели моменты триумфа Марка Аврелия в честь победы над германцами и сарматами в 169–175 гг.

Северная сторона

На северной стороне слева направо представлены следующие сцены:

  1. Adventus – церемония торжественного вступления в город победителя. Император изображён в окружении фигур-символов, олицетворяющих победу,— парящей Виктории, богини Рима и Марса. На заднем плане просматриваются очертания Храма Фортуны, который находился на Via Lati на Марсовом поле. Руины храма сегодня можно увидеть на Largo di Torre Argentina, рядом с приютом котов.
  2. Profectio — церемониальный отъезд Марка Аврелия на войну. Лежащая у ног императора фигура – это образ Via Flaminia, который даёт ему напутствия в дорогу, а бородатый мужчина за спиной – гений (genius), известный в римской мифологии как дух-хранитель. Если присмотреться к рисунку фона, то можно увидеть Арку Домициана и венчающую её квадригу, запряжённую слонами.
  3. Liberalitas – проявление щедрости. Император, вернувшись в 176 г. с войны и желая завоевать популярность в народе, раздаёт деньги и продукты, являя тем самым добродетель. Точки, окружающие фигуру женщины (образ Щедрости), символизируют монеты и другие дары, которыми чаще всего были масло, хлеб, мясо, вино и соль.
  4. Clementia – проявление милосердия. Марк Аврелий, восседающий на походном кресле, оказывает милосердие (дарит жизнь) побеждённым врагам, предположительно германскому вождю и его сыну. В правом верхнем квадрате изображены три штандарта – сигнумы (signum), которые были военными знаками отличия для боевых единиц римской армии. На древке нанизаны в виде дисков особые знаки почёта — фалеры (phalera), ставшие предшественниками современных медалей, орденов и других наград.

Южная сторона

Не менее интересны барельефы на южной стороне:

  1. Rex Datus – представление варварского царя. Марк Аврелий передаёт власть в провинции германскому вождю – бывшему врагу и новому союзнику. Позади императора стоит его соратник и зять Тиберий Клавдий Помпей (Tiberius Claudius Pompeianus), а на фоне за ними изображён военный лагерь.
  2. Captivi – пленники перед императором. Легионеры привели к Марку Аврелию и Помпею вождя варваров со связанными за спиной руками.
  3. Adlocutio — император вдохновляет своей речью войско, собравшееся в военный поход. Интересно рассмотреть детали облачения легионеров, такие как пластинчатые доспехи и чешуйчатые кольчуги.
  4. Lustratio – очищение через жертвоприношение. Сложная композиция с множеством фигур показывает особенную церемонию тройного жертвоприношения в честь бога Марса, когда на заклание вели быка, свинью и барана. Торжественный и сложный ритуал искупления и очищения проводился с глубокой древности с целью защиты полей, города и народа, когда предвиделись большие бедствия.

Барельефы на боковых стенах и внутри центральной арки

Барельефы на боковых стенах и внутри центральной арки первоначально являлись частью фриза, обрамляющего большое архитектурное сооружение на Форуме Траяна.

Барельеф внутри арки Константина в Риме

Каменные панно выполнены из пентеликонского мрамора, добываемого в Греции и известного как материал, из которого построен Афинский Акрополь.

эпизоды сражения Траяна с даками на внешней стороне арки Константина в Риме

Сюжеты с восточной и западной стороны представляют собой эпизоды сражения с даками, где Траян изображён скачущим на коне (образ освободителя города) и в окружении богини Рима и Победы (образ основателя мира).

Тондо

Тондо круглые изображение барельефы на арке Константина в Риме

Арка Константина декорирована несколькими такими элементами, которые создают особую линию движения композиции по окружности и придают изображению мягкость и даже музыкальность.

Тондо над боковыми пролётами, диаметр которых составляет 2,4 м, относятся к эпохе императора Адриана и изображают сцены охоты на льва и медведя, а также сцены жертвоприношения богам Аполлону, Геркулесу, Сильване и Диане.

Сцена охоты на льва и жертвоприношения в древнем Риме барельеф тондо арка Константина в Риме

Заметно, что головы Адриана при строительстве арки были заменены на головы Константина, Констанция I Хлора (Flavius Valerius Constantius) и Лициния (Flavius Galerius Valerius Licinianus Licinius).

Тондо на боковых поверхностях арки относятся к временам Константина, где победа императора соизмеряется в космическом пространстве.

барельеф тондо на боковой стороне арки Константина в Риме

С восточной стороны изображено Солнце в образе Аполлона, поднимающегося из моря на колеснице, а с западной – Луна в образе Дианы, погружающейся в волны.

Нижнюю часть Арки Константина обрамляет фриз, относящийся ко времени её строительства. С художественной точки зрения, барельефы этой декоративной части сооружения значительно уступают более ранним фрагментам классических изображений и выглядят даже примитивно.

Главная ценность каменного панно заключается в многочисленных деталях эпохи Константина, а также в манере изображения, которая связывает античное и средневековое искусство.

Барельеф представляет собой панораму событий, которые начинают разворачиваться с западной стороны арки.

Барельеф на фризе арки Константина в Риме

Основная тема – деяния и победы Константина.

Барельеф на фризе арки Константина в Риме победа императора

Сцены изображают императора, выезжающего из Милана на колеснице, штурм Вероны, битву у Мульвийского моста, торжественное вступление в Рим после победы над Максенцием, проявление добродетели и щедрости.

Барельеф на восточной стороне сильно повреждён и даже известно кем.

Фриз барельеф на восточной стороне арки Константина Великого в Риме

Итальянский писатель Лоренцо Медичи (Lorenzino de’ Medici), известный под именем Лорензаччо и прославившийся как ярый противник тирании, желая сделать вызов своему дяде папе Клименту VII (Clemens PP. VII), снёс головы Константина. За подобные действия потомок знатного рода в 1530 г. был изгнан из Рима, после чего долго скитался по Европе и погиб в Венеции от рук наёмных убийц.

Прочие барельефы

Ко временам Константина относятся барельефы на цоколе колонн, основными персонажами которых являются богиня победы Виктория, римские солдаты и пленные.

барельефы на цоколе колонн арки Константина Великого в Риме

Этим же периодом датируются барельефы в пазухах главного свода арки, на которых изображены парящие богини Победы с трофеями и путти, символизирующие времена года. В пазухах боковых проходов размещены фигуры речных божеств.

Арка Константина остаётся одним из самых ярких символов, напоминающих о великой римской империи. Именно этот древний памятник вошёл в современную историю Олимпийских игр в 1960 г.

Финиш марафона на Олимпиаде 1960 года в Риме у арки Константина босоногий бегун из Эфиопии

Он стал финишной чертой для победного забега-марафона эфиопа Абебе Бикила, который, кстати, преодолел всю дистанцию босиком. Любителям бега рекомендую почитать про традиционный римский марафон.

Как добраться

Арка Константина расположена рядом с Колизем и Римским Форумом. Ближайшая станция метро называется Colosseo, ветка B. Неподалёку останавливается трамвай N3, который идёт прямо от вокзала Roma Trastevere.


Также добраться до арки можно пешком. От Алтаря Отечества (Il Vittoriano) дойти за 20 минут по улице императорских форумов (Via dei Fori Imperiali), а от Большого Цирка дорога займёт не более 10 минут.

Арка Константина и десятки других интересных мест отмечены на карте в нашем авторском мобильном приложении-путеводителе, рекомендую установить перед поездкой в Рим.

Арка Константина

Olexandr Miniailo" >

Арка Константина расположена в самом сердце исторической части Вечного города — между Колизеем и Палатинским холмом. Она является единственной, построенной не в ознаменование победы над внешним врагом Римской империи, а в увековечивание памяти о внутреннем конфликте между двумя правящими императорами — Константином I и Максенцием, закончившемся победой первого.

Вид на арку из Колизея

В целях защиты арки от вандалов, ее пришлось оградить забором из металлических прутьев, поэтому прикоснуться к древним массивным стенам, пропитанным вековой историей, и рассмотреть барельефы в непосредственной близости, не представляется возможным. Но это ни в коей мере не мешает проникнуться духом имперского наследия и получить незабываемые впечатления от грандиозного памятника далекой эпохи.

История

Знаковое сражение у Понте Мильвио в Риме, закончившееся бегством войска Максенция и гибелью императора в водах Тибра, произошло в 312 году. Решение о сооружении триумфального памятника в честь победы Константина принималось Сенатом. В 315 году арка была готова к торжественному открытию, приуроченному к празднованию десятилетнего периода правления императора. Отмечать подобные юбилеи (деченналии) вошло в традицию, начиная с 27 года до нашей эры.

Ночное освещение

Триумфальная арка — монументальное, торжественно оформленное, отдельное стоящее сооружение, прославляющее победителя или важное событие, оставившее след в жизни города или целого государства. В древнеримскую эпоху арки предназначались для церемонии въезда триумфаторов в границы населенного пункта или в их центральную часть.

Фигуры даков и благодарственная надпись

Триумфальная арка Константина сохранилась практически в неизменном виде. В Средневековье она входила в состав фортификационных сооружений Франджипане, располагавшихся между Палатином и Колизеем. В XVIII и XIX вв. ее несколько раз реконструировали, в том числе в 1832 году при расширении виа ди Сан Грегорио. В 1933 году исторический памятник стал ключевым объектом, вокруг которого развернулось масштабное мероприятие по торжественному переименованию виа ди Сан Григорио в виа деи Трионфи. Во время Олимпийских игр, проводимых в Риме в 1960 году, арка была выбрана в качестве финишной черты на соревнованиях по марафонскому бегу.

В 1534 году арка Константина стала причиной изгнания Лоренцино де Медичи (1514—1548 гг.) из Рима. По оставшейся загадкой причине он изуродовал некоторые барельефы и статуи, за что вполне мог получить смертный приговор. От гнева Папы и казни юношу спасло лишь вмешательство двоюродного брата Ипполито де Медичи, являвшегося в то время кардиналом. Лоренцино остался жив, но Вечный город ему пришлось покинуть.

Центральный пролет

Архитектура Триумфальной арки Константина

Трехарочное сооружение, перекрытое аттиком, имеет важное архитектурно-историческое значение. Его основная часть выполнена из мраморных блоков, а аттик — возведен из кирпича и облицован.

Аттик — завершающий элемент триумфальной арки, расположенный над венчающим строение карнизом. Стенка выполняла декоративные и защитные функции, часто декорировалась рельефными изображениями, надписями, скульптурными композициями и квадригой.

Северный фасад

  • Высота арки с аттиком — 21 м.
  • Высота центрального свода — 11,45 м.
  • Высота боковых сводов — 7,4 м.
  • Глубина — 7,4 м.
  • Общая ширина — около 26 м.
  • Ширина центрального пролета — 6,5 м.
  • Ширина боковых пролетов — 3,4 м.

Описание

Фасады Триумфальной арки Константина украшают коринфские колонны — по четыре с каждой стороны. Их венчают скульптуры даков (предположительно — с форума Траяна), размещенные на уровне аттика. Между ними над центральным пролетом расположены благодарственные надписи Константину от Сената и римского народа за освобождение от тирана (на латинском языке), а над боковыми — барельефы, снятые с монументов эпохи Марка Аврелия.

Декоративные композиции над боковым пролетом

С торцов аттика и на внутренней поверхности центрального пролета можно видеть барельефы времен Траяна, изображающие сцены битвы императорских войск с даками. Предположительно, все четыре плиты являются частью огромной единой композиции, фрагменты которой находятся, также, в Галерее на вилле Боргезе, хранилище древностей Римского форума и в Лувре. В Музее римской цивилизации представлены копии барельефов Траяна, присутствующих на арке Константина.

Над боковыми пролетами обоих фасадах медальоны, или тондо. Они относятся к периоду правления Адриана. На них изображены сцены языческих жертвоприношений и охоты. Торцевые тондо, рельефные изображения богини победы Виктории в основании колонн, а также фризы, иллюстрирующие поэтапные картины похода Константина против узурпатора Максенция, выполнялись в период подготовки арки к триумфу императора. Здесь показан весь путь военной кампании, начиная с Милана и заканчивая выступлением победителя перед римлянами с сюжетом раздачи римлянам денег.


На представленной выше схеме — расположение рельефных элементов арки Константина, перенесенных с более древних строений и выполненных специально для монумента в формате цвет/император/годы правления:

  • зеленый — Траян (97–117 гг.);
  • желтый — Адриан (117–138 гг.);
  • голубой — Марк Аврелий (161–180 гг.);
  • оранжевый — Константин (306–337 гг.).

Как добраться до арки Константина

Как правило, осмотр достопримечательности совмещают с посещением Колизея, Римского форума и Палатинского холма. В километре от арки Константина находится Пьяцца Венеция, связанная с Колизеем популярной среди туристов улицей — виа деи Фори Империали.

В Риме работают мобильные приложения — Taxi Tevere Roma, It Taxi, iNTaxi и др. Остановить такси на дороге не получится, поэтому машину нужно заказывать или пользоваться стоянками такси.

Триумфальная А рка Константина является одним из самых известных древнеримских сооружений, ярким образцом античной архитектуры и символом заката великой Римской империи.

Арка Константина представляет собой трехпролетные врата высотой 21 м етр и шириной более 25 м етров , украшенные коринфскими колонами, над которыми возвышаются силуэты пленников. Это единственная римская арка, установленная в честь победы в гражданской войне, а не над внешним врагом.

арка константина

Арка Константина

Событием, послужившим причиной создания арки, была победа императора Константина над Максенцием в битве у Мульвиева моста в 312 году. По мнению самого Константина, этой победой он был обязан помощи христианского Бога. По преданию, перед этой важнейшей битвой Константину было знамение — во сне он увидел знак креста. Христианский символ он взял с собой в бой и с ним одержал победу. Поэтому при Константине христианство становится официальной религией на территории всей Римской империи, а преследования христиан, до этого бывшие вполне обыденным явлением, прекращаются.


Станцы Рафаэля — апартаменты Папы Юлия II (1503-1513). Зал Константина, Рафаэль с учениками, 1517-1524 — Битва Константина с Максенцием у Мульвиева моста

И все же историки архитектуры и археологи до сих пор не пришли к единому мнению, когда арка была построена.

Даже нетренированный взгляд различит, как непохожи друг на друга по исполнению и стилю рельефы и скульптуры на этой арке — от реалистичных варваров верхнего яруса до схематично-плоских рельефов над боковыми пролетами. Арка Константина — это собрание разновременных и разностилевых фрагментов, которые сведены в единый замысел. Из-за этой особенности Арка Константина не пользовалась особой любовью ценителей высокого искусства. Начало такому пренебрежительному отношению положил Рафаэль. В отчете о памятниках искусства классической древности, который он составил для папы Льва X около 1519 года, художник писал следующее:

Из чего же состоит эта сборная арка? На ее верхнем ярусе с обеих широких сторон — северной и южной — стоит по четыре варварских пленника. То, что это варвары, хорошо видно по их сокрушенным позам, странным головным уборам и штанам. Варвары взяты с какого-то памятника времен императора Траяна — возможно, с его форума, так что, скорее всего, это даки.

Арка Константина

Фрагмент верхнего яруса Арки Константина

Арка Константина

Арка Константина. Внутренний барельеф

Ярусом ниже расположены восемь круглых медальонов — по четыре с каждой стороны. Когда искусствоведы разглядели на них лица Антиноя (юного фаворита императора Адриана) и Антонина Пия (преемника Адриана), они пришли к выводу, что медальоны взяты с какого-то неизвестного памятника адриановских времен. Самого Адриана на этих рельефах не видно, потому что его лицо было преобразовано в лицо Константина.

Арка Константина

Арка Константина. Медальоны

Медальоны идут один за другим в четкой последовательности: охота, жертвоприношение, охота, жертвоприношение. На южной стороне император сначала выезжает на охоту. Один персонаж (без головы) держит лошадь под уздцы, другой ведет на поводке собаку. Следующая сцена — жертвоприношение лесному богу Сильвану (Пану). Дальше — плохо сохранившийся медальон с охотой на медведя. За ним — жертвоприношение Диане, богине-охотнице.

На северной стороне первой идет динамичная сцена охоты на кабана. За ней — медальон с самой спокойной и гармоничной композицией, жертвоприношением Аполлону. Потом — сцена охоты на льва. Это единственный из медальонов, где переделке подверглась не только голова императора — как можно увидеть, на всех остальных персонажи стоят на ровной и ничем не украшенной черте, а здесь — прямо на льве. Лев приделан в константиновские времена. Но хорошо видны лица из адриановского окружения: в центре на заднем плане — Антонин Пий, справа, с лошадью, — Антиной. На крайнем правом изображении все они приносят жертву Геркулесу.

Существует гипотеза, что адриановские медальоны не перенесены с какого-то другого монумента, а всегда были на этой арке, и что ее, по крайней мере до яруса с медальонами, и построили при Адриане.

На верхнем ярусе с обеих сторон располагаются восемь рельефов с изображением германских кампаний Марка Аврелия. Возможно, они взяты с двух не сохранившихся триумфальных арок, которые любитель гладиаторских развлечений император Коммод воздвиг в честь отца. На южной стороне к императору сначала подводят неприятельского вождя, потом остальных пленников. На следующем изображении император обращается к армии с речью, призванной поднять боевой дух, а затем в военной же обстановке совершается торжественная процессия для принесения в жертву свиньи, овцы и быка.

Арка Константина

Рельеф верхнего яруса

На северной стороне император сначала торжественно прибывает в город, потом, наоборот, торжественно отправляется воевать. На последних двух рельефах изображена процедура раздачи денег народу и — еще раз — сдача неприятельского вождя. Как и в случае с адриановскими рельефами, император везде усилиями резца превращен в Константина.

И наконец — длинный, идущий вдоль всей арки рельеф константиновских времен. Он начинается на западной стороне — войско выступает в поход. Продолжение (на южной стороне) — осада города, скорее всего Вероны. Правее изображено переломное событие в жизни Константина, битва у Мульвиева моста, — враги не выдерживают натиска победоносной армии и тонут в реке, трубачи побежденных трубят сигнал к отступлению. На восточном ребре арки армия Константина с триумфом вступает в Рим. На северной стороне мы видим императора за мирными заботами — он обращается к народу с ростральных трибун, а потом раздает деньги (на этих двух рельефах голова императора отколота). На боковых сторонах арки над рельефным фризом есть еще два медальона того же времени, изображающие солнце и луну.

Арка Константина

Северная сторона рельефа константиновских времен

Рассматривая константиновский фриз, трудно не согласиться с Рафаэлем. После портретного реализма и изысканной композиции ранних рельефов комикс про победы и деяния Константина кажется примитивным — резьба плоская, пропорции не соблюдены, индивидуальных черт не видно, лошади размером с небольшую собаку, все сцены растянуты по плоскости без намека на глубину и перспективу. Можно сказать, что Арка Константина — это монумент, на котором античность перетекает в средневековье.

Арка Константина

Надпись над главным пролетом Арки Константина

Надпись над основным пролетом арки (одинаковая с обеих сторон) гласит:

СЕНАТ И РИМСКИЙ НАРОД ПОСВЯТИЛ ЭТУ АРКУ ИМПЕРАТОРУ ЦЕЗАРЮ ФЛАВИЮ КОНСТАНТИНУ ВЕЛИКОМУ БЛАГОЧЕСТИВОМУ СЧАСТЛИВОМУ АВГУСТУ, ИБО БОЖЕСТВЕННЫМ ВДОХНОВЕНИЕМ И ВЕЛИЧИЕМ ДУХА СО СВОИМ ВОЙСКОМ ОН СИЛОЙ СПРАВЕДЛИВОГО ОРУЖИЯ ОТОМСТИЛ ЗА РЕСПУБЛИКУ В СРАЖЕНИИ ПРОТИВ ТИРАНА И ЕГО ПРИСПЕШНИКОВ.

Так Константин средствами монументальной пропаганды сообщает три очень важные вещи. Во-первых, своего бывшего соправителя и соперника Максенция он называет тираном, а старинные рельефы на арке дают понять, что с непокорными разговор короткий. Во-вторых, Константин называет себя мстителем за республику. В-третьих, и это самое интересное, он высказывается о сверхъестественных причинах своей победы с небывалым дипломатизмом и осторожностью.

Константин Великий

Святой Константин Великий

Аркой Константина архитектурная история Древнего Рима заканчивается. После нее все уже будет по-другому.


Видение креста

Арка Константина находится рядом с Колизеем, на улице Via di San Gregorio. Ближайшая станция метро Колизей (Colosseo), линия В.

Читайте также: