Детская литература в 18 веке кратко

Обновлено: 30.06.2024

Тема детства в классической русской литературе для детей

Русская литература для детей прошла долгий путь развития. Первые попытки выделиться в самостоятельную область культуры были предприняты еще во второй половине 15 века. Окончательное разделение на литературу для взрослых читателей и для детей произошло в 18 веке , когда детская книга окончательно отделилась от религиозной и учебной литературы. Значение этого периода в развитии русской детской книги очень велико: детская литература 18 века , особенно последней его трети, указала пути ее дальнейшего развития и подготовила расцвет литературы для детей в 19 веке.

Несомненно, что отношение к классике во многом зависит от культурного уровня общества . Из всех духовных сокровищ прошлого наиболее близкой и понятной для подрастающего поколения является детская литература. Читая книги классиков, дети знакомятся с жизнью и бытом далеких предков, с историей страны. Позднее они поймут, что без этого прошлого не могло быть настоящего и не может быть будущего. Классическая детская литература воссоздает богатый внутренний мир человека, учит отличать хорошее от плохого, заставляет задуматься о сущности и предназначении человека, воспитывает тонкую культуру чувств.

Одним словом, классическое наследие это средство всестороннего развития личности, обладающее огромным воспитательным потенциалом.

Нравственные ценности , которые несут герои классической русской литературы, пришли к нам из глубокой древности и являются идейной основой русской культуры и детской литературы на протяжении всей их тысячелетней истории. Чаще всего героем детской литературы становится сверстник читателя. И это вполне естественно, так как такой герой помогает автору ставить проблемы, волнующие читателя, рисовать мир в рамках его жизненного опыта. Такой герой заслуживает со стороны читателя большего сопереживания, с ним можно спорить, ему можно сочувствовать, с него легче брать пример. А значит мастерство писателя, создающего своего героя живым и достоверным, особенно важно.

Интерес писателей к образам детей чаще всего зависит от интереса общества к детству и вопросам просвещения . Иногда он возникает в переломные эпохи в истории народа, связанные с размышлениями о будущем, о судьбах Родины. Зависит это и от состояния самой литературы, от широты охвата писателями жизненного материала. Так, например, в русской литературе 30-40-х 19 века, в творчестве самых выдающихся ее представителей А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Гоголя нет развернутых детских образов, играющих важную роль в реализации идейно-художественных замыслов. И в то же время писатели следующего поколения, когда вопросы просвещения находились в центре внимания общественной жизни, когда происходили реформы и обновления во многих областях, свои произведения густо населяли маленькими героями. Так было в творчестве Н.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого, Ф.М..Достоевского, А .П. Чехова. Таким образом, художественная концепция детства в русской литературе является одной из ключевых проблем современного литературоведения, ведь детство является главным периодом формирования личности человека. Актуальность данной проблемы еще раз подтверждается мыслью Н.А.Добролюбова о том, что тот, кто занимается воспитанием, тот забирает в руки будущее.

Ребенок, воспитание, книга в начальный период русской детской литературы .(18 век)

Замечательным детским писателем, сыгравшим значительную роль в истории детской литературы, был Н.М.Карамзин . Он написал или перевел для юных читателей около 30 произведений. Кроме того, в круг чтения детей среднего и старшего возраста входили едва ли не все его произведения. Объяснялось это прежде всего тем, что он являлся главой нового направления в истории литературы - сентиментализма, поэтика которого так близка природе людей..

Мир ребенка в детской литературе первой половины 19 века.

А.Погорельский сумел облечь воспитательную идею в такую романтически- приподнятую и в тоже время жизненно убедительную, поистине волшебно-сказочную форму что читатель – ребенок воспринимает нравственный урок сердцем . Главная заслуга А.Погорельского перед русской детской литературой в том, что он как никто до него, понимал природу детей, умел ненавязчиво, тактично воздействовать на юных читателей без дидактики и нравоучений.

Таким образом, подводя итоги небольшого обзора русских книг конца 18 – первой половины 19 века, в которых затрагивается тема детства, хочется еще раз подчеркнуть важность этой темы. Отражение мира детства в художественной литературе имеет особое значение, потому что оно показывает духовное настроение общества и наиболее ярко характеризует морально-этические ценности цивилизованного мира. Данная тема не может рассматриваться только в одной плоскости, а требует раскрытия в нескольких аспектах. Первое, это ребенок-читатель как объект воспитания и тот социальный заказ, который предъявляет общество на его воспитание, второе, ребенок-герой детской книги, мир его представлений, чувств, процесс его взросления, вопросы детской психологии, и наконец, детство как особый период в жизни человека, который определяет будущее. И все эти аспекты, несомненно, важны.

В детских книгах начала XVIII века отражается причудливое смешение старого с новым. Многие авторы хотели следовать реформам Петра I, но не могли избавиться от груза старых понятий и порой даже не замечали, как противоречили себе, защищая противоположные позиции.

По поручению Петра I Ф. Поликарпов написал также русскую историю для детей. Так воспитанник славяно-греческой академии заменил Кариона Истомина не только на посту управляющего Московским печатным двором, но продолжил и развил его дело в начале XVIII века и пошел значительно дальше в пропаганде гуманистических и просветительских идей. Таким образом, Ф. Поликарпов явился „одним из первых детских писателей XVIII века. В детских книгах Петровской эпохи было много стихотворений. Этим продолжались и развивались традиции XVII века. Хотя в художественном отношении стихотворения не отличались от виршей XVII века и нередко уступали произведениям С. Полоцкого и Кариона Истомина, но в них значительно сильнее звучали гуманистические и просветительские идеи. Так, немало стихотворений было в первом печатном учебнике арифметики, написанном Леонтием Магницким и изданном в 1703 г. Целых 9 страниц занимало, например, стихотворное предисловие, в котором, в частности, говорилось:

Прими, юный, премудрости цветы,

Разумных наук обницая верты,

Арифметике полезно учися,

В ней разных правил и штук придержися.

Новые задачи, вставшие перед просвещением, привели к поискам более ускоренных приемов обучения грамоте. В начале

XVIII века были открыты общеобразовательные и специальные государственные школы. Значительно возросло количество частных школ, а также число обучающихся на дому. Для удовлетворения нужд учащихся необходимы были новые педагоги и учебные пособия.

Одним из таких учителей был преподаватель математики открытой Петром Навигацкой школы в Москве Леонтий Магницкий, который сначала был назначен помощником приглашенного из Англии профессора, но вскоре превзошел иноземца своими знаниями и педагогическим мастерством и написал превосходный по тому времени учебник.




Чтобы упростить и ускорить процесс обучения грамоте, указом Петра I был введен упрощенный гражданский шрифт. Петр I собственноручно правил первую азбуку, напечатанную гражданским шрифтом, упразднил параллельные буквы и усложнения написания. Только с 1708 по 1725 г. гражданским шрифтом было издано 40 учебных книг.

По данным библиографии, всего книг за первую четверть века было издано 591, из которых, по нашим подсчетам, около 40 (кроме учебников и чисто детских книг) могли войти в круг детского чтения. Это были книги по разнообразным областям знаний.

По своему построению это типичная детская книга. Первые 30 страниц занимали в ней материалы, взятые из скорописных азбук, характерных для XVII века, куда входили алфавит, слоги и учительные прописи. Но если среди учительных прописей XVII века встречались яркие пословицы, поговорки, остроумные загадки и мудрые изречения, то здесь их заменяли нравоучения, взятые из творений отцов церкви.

Основная идея книги: судьба молодого человека зависит не от происхождения, а от его личных заслуг — не была новой, так как широко распространялась уже в последней четверти XVII века.

Кодекс девичьей чести состоял из 20 добродетелей, среди которых особенно выделялись религиозность, терпение, кротость, услужливость, бережливость, молчаливость, трудолюбие.

Детская литература середины xviii века

Книгу эту Теплов посвятил своему 13-летнему сыну. По своим жанровым особенностям, целям и задачам она тесно связана с древнерусскими традициями, которые восходят к поучениям.

Григорий Николаевич Теплов (1720—1779) был одним из образованнейших людей XVIII века. Родился он в семье придворного истопника; его наставником был Феофан Прокопович, который дал ему блестящее по тому времени образование. Теплов отличался всесторонней одаренностью, характерной для русских самородков, типичных представителей эпохи Просвещения.

Крупнейший ученый, член Петербургской и почетный член Мадридской академий, видный государственный деятель (фактически президент Академии наук), сенатор, много сил отдавший организации учебных заведений и воспитанию, живописец, композитор (основоположник русского романса), Теплов обладал незаурядными литературными способностями, издал несколько книг.

Основное место в книге занимает изложение основ так называемой частной морали. В ней говорится о положительных качествах, которые должен вырабатывать в себе человек. Религия, общественная мораль (отношение к царю, властям) им не затрагиваются.

Русская детская литература последней трети XVIII века

Последняя треть XVIII века характеризуется укреплением абсолютизма, расширением прав дворянства, усилением крепостного гнета, многочисленными войнами и победами русского оружия, обострением классовой борьбы и крестьянскими волнениями, вершиной которых явилось восстание под руководством Пугачева. Укрепившаяся абсолютная монархия и ее опора—дворянство для собственного возвеличивания нуждались в науке, искусстве, в литературе, в пышных дворцах, заполненных лучшими произведениями прикладного искусства.

В то же время развивающееся искусство несло в себе идеи века Просвещения. Сама просвещенная императрица Екатерина II переписывалась с великими французскими просветителями, пыталась использовать их славу для украшения своей короны, интересуясь искусством, писала многочисленные произведения во всех жанрах, издавала журналы, чтобы использовать печатное слово для борьбы с дворянской оппозицией.

Прогрессивные деятели эпохи вели скрытую и явную полемику с императрицей и ее сторонниками, распространяя просветительские и гуманистические идеи, разоблачая бесчеловечность и лицемерие двора и господствующего класса.

Вершиной передовых идей того времени, их выражением явилось творчество А. Радищева.

За последнюю треть столетия было издано около 80 процентов всех детских книг XVIII века. Это свидетельствует о количественном и качественном росте литературы для детей, расширении ее тематики, жанровом многообразии, возросшем художественном уровне, обострении идейной борьбы. Зарождаются и формируются новые, достигают высокого уровня известные жанры: рассказ, драма, литературная сказка, повесть, энциклопедии нового типа.

Для детей впервые издаются сборники народных сказок, веселые книжки для забавы и развлечения. Появляются произведения для совсем маленьких детей.

В детской литературе окончательно утверждается новое литературное направление — сентиментализм. В создании произведений для юных читателей принимают участие крупнейшие ученые, писатели, политические и государственные деятели.

В произведениях более четко определяется специфика, окончательно отделяются они от учебной и взрослой литературы, но по-прежнему творчески связаны с ними.

Зарождается детская журналистика. Лучшие произведения для детей входят в круг чтения взрослых, что является новым в истории культуры. Возрастают тиражи детских книг, они издаются не только в столицах, но и в других городах: Курске, Смоленске, Костроме, Владимире, Саратове и т. д.

Наиболее значительный вклад в детскую литературу этого периода внесли Н. И. Новиков, Н. Г. Курганов, А. Т. Болотов, Н. М. Карамзин.

Николай Гаврилович Курганов родился в Москве в семье сержанта. Учился в открытой Петром I Математико-навигацкой школе, где его учителем математики был Леонтий Магницкий. После окончания этой школы стал преподавателем астрономии и других наук в Морской академии. Одновременно с этим продолжал свое образование: изучал русскую грамматику, литературу, французский язык. На способного молодого ученого обратил внимание М. В. Ломоносов и пригласил его в состав одной из своих экспедиций.

^ Два аристократа стыдили мужика, который бил своего осла. Тот, сняв шляпу, сказал:

— Прости меня, господин осел. Я не думал, что ты им знаком и имеешь у себя таких милостивцев.

^ К мужику подъехали с двух сторон знатные всадники и стали над ним смеяться:

На вора ли ты похож или на дурня? — спросили его.

Думаю, что между ними,— ответил тот.

Молодой дворянин встретил крестьянку, которая гнала осла в село, и хотел передать с ней поцелуй ее подруге. Та ответила:

—^ Извольте сие послать с моим ослом; он туда прежде меня придет.

Детские произведения занимают важное место среди других разновидностей художественной литературы, поскольку во многом отражают особенности культуры того или иного народа, систему его ценностей. У каждой культуры свои понятия о добре и зле, правильном и неправильном, красивом и некрасивом, справедливом и несправедливом. В детстве мы впитываем ценности, которые остаются с нами на всю жизнь. Значение литературы для детей, таким образом, не стоит недооценивать.

Следует отметить характерную особенность детских книг - сочетание художественности и педагогических требований. Такая литература должна не просто развлекать, но и поучать, направлять, ориентировать. Детские писатели 18 века (и их произведения, конечно) стремились передать детям важные знания о мире, внушить правильные ценности.

Возьмем две страны - Великобританию и Россию - и на примере детских произведений, созданных в этих государствах, убедимся, что это действительно так. Литература 18 века, писатели и их произведения предлагаются вашему вниманию.

Детская литература Великобритании 18 века

У каждого из нас есть любимые книги из детства: сказки "Алиса в стране чудес", "Малыш и Карлсон, который живет на крыше", "Матильда", "Дюймовочка", "Путешествия Гулливера" и "Робинзон Крузо" (список, разумеется, у каждого свой). Но предположим, что мы бы росли не в 21 веке в России, а в 18 веке в Англии, что могли бы мы тогда читать?

Из вышеуказанного списка у нас бы осталась лишь книга "Робинзон Крузо" Даниэля Дефо (1719) и "Путешествия Гулливера" Джонатана Свифта (1726) в специальной версии для детей, написанные упрощенным языком, со множеством картинок.

Однако означает ли это, что в 18 веке английским детям нечего было читать? Давайте разберемся.

Дело в том, что сказочные истории существовали всегда, и недостатка в них никогда не было. Даже тогда, когда не существовало письменности, они передавались из поколения в поколение в виде фольклора. Но в 17-18 веках, с развитием книгопечатания, стало появляться все больше профессиональных писателей, в частности детских. Сказки в то время, как и сейчас, восхищали и пугали детей, создавая фантастические миры, которые поглощенные повседневными заботами взрослые не всегда одобряли.

Вот лишь основные детские писатели 18 века и их произведения.

"Робинзон Крузо" Даниэля Дефо

детские писатели 18 века и их произведения

Вернемся к Англии 18 века. В то время, если можно так выразиться, настоящим "бестселлером" было произведение Дефо. В книге "Робинзон Крузо" восхвалялись мужество, стойкость, находчивость человека, вынужденного существовать в экстремальных условиях. Огромной популярностью пользовалась также сказка Джонатана Свифта, в которой ощущается призыв автора к открытию новых измерений и горизонтов.

"Путешествия Гулливера" Джонатана Свифта

писатели 18 века русские список

Успех "Путешествий Гулливера" привел даже к тому, что стали появляться другие книги для детей, в которых ясно читалось стремление подражать этому произведению, со словами "Гулливер" и "лилипут" в названиях, чтобы вызвать известную ассоциацию. Один из ранних примеров - выходивший в 1751 году детский "Журнал лилипутов", создателем которого был Джон Ньюбери, писатель из Лондона. Другой пример - "Библиотека лилипутов, или Музей Гулливера" в десяти томах небольшого формата, опубликованная в Дублине в 1780-х гг. Эта книга была выпущена специально для детей, а ее цена являлась небольшой, чтобы дети могли ее себе купить. Общая стоимость 10 томов составляла всего пять британских шиллингов, а отдельные части можно было купить по шесть пенсов каждый. Однако даже эта относительно невысокая цена по-прежнему являлась слишком большой для многих детей и их родителей. Только представители семей со средним и высоким уровнем дохода могли позволить себе купить такую литературу и обладали грамотностью, достаточной для того, чтобы ее прочесть.

Другие книги

Дешевые книги в жанре популярной литературы существовали уже тогда и были доступны для менее обеспеченных слоев населения. Они включали в себя детские рассказы, истории, путешествия, песни, молитвенники, истории о разбойниках, грабителях и убийцах. Эти тома были плохого качества и продавались за одно или два пенни.

В 1712 году появился перевод на английский язык знаменитых арабских сказок "Тысяча и одна ночь".

Как видите, детская литература того времени активно развивалась в Англии. А что же было на территории России? Об этом читайте дальше.

Русские книги для детей 18 века

В России появляются собственно детские писатели 18 века и их произведения (первые русские книги, написанные специально для детей, были созданы на территории нашего государства еще в 17 веке, 18 век продолжил эту традицию).

Эпоха Петра I дала толчок развитию просвещения, в частности литературы для детей. Сам царь считал, что очень важно заботиться о воспитании подрастающего поколения. В это время детские книги преследуют в основном воспитательную цель. Печатаются учебники, азбуки и буквари.

"Юности честное зерцало"

Писатели 18 века (русские) список детской литературы открывают с образовательной. В качестве примера можно привести "Юности честное зерцало". В этом поизведении были описаны правила поведения при дворе, которые ввел своими реформами Петр I. Эту книгу составили приближенные царя по его личному указу. Во главе писателей, работающих над произведением, стоял Гаврила Бужинский. В книгу, кроме прочего, были помещены материалы по орфографии, алфавит, прописи. Предназначалось "Юности честное зерцало" будущей элите, опоре царя - детям, которые в дальнейшем должны были стать придворными. В книге проводится главная идея о том, что в достижении успеха важнее не происхождение человека, а его личные заслуги, хотя и подчеркивалось при этом особое положение дворянства. Указывались и критиковались его пороки. Для девушек был создан специальный кодекс из двадцати добродетелей, среди которых особенно следует отметить услужливость, молчаливость, религиозность, трудолюбие. Писатели 18 века (русские) список женских добродетелей раскрывали образно, на примерах, создавая яркие женские образы в своих произведениях.

Переводная литература

В восемнадцатом веке распространилась и переводная литература, например басни Эзопа. Эти басни, написанные в 6 веке до н. э. мудрецом Эзопом, хорошо воспринимаются детьми благодаря возможности представить себя в образе героев - животных, птиц, деревьев, цветов. Басни Эзопа дают возможность шутя и играя преодолевать свои пороки и развивать ассоциативное мышление.

поэты и писатели 18 века

Писатели 18 века

знаменитые писатели 18 века

Список открывает Феофан Прокопович. Этот автор написал для детей две книги - "Краткую русскую историю", а также "Первое учение отрокам". В предисловии ко второй книге он отметил, что детство - очень важное время в жизни каждого человека, так как именно тогда формируются основные черты характера и привычки. Дети должны читать книги и любить их.

Екатерина II

писатели 18 века список

Не только профессиональные поэты и писатели 18 века создавали детские книги. Даже главы государства считали своим долгом самостоятельно поучать молодежь. Настоящий пример в этом показала Екатерина II. Она создала большое количество произведений, среди которых были и книги для детей, например "Сказка о царевиче Хлоре" и "Сказка о царевиче Фивее". Конечно, они были далеки до сказок в современном смысле этого слова, с их яркими характерами и героями. Эти произведения всего лишь изображали пороки и добродетели в общем, абстрактно. Однако пример Екатерины II оказался заразительным, и ему в дальнейшем последовали многие знаменитые русские писатели 18 века, создавая произведения специально для детей.

Николай Иванович Новиков

литература 18 века писатели

Важный вклад в развитие детской литературы внес и Николай Иванович Новиков. Он является издателем первого детского журнала - "Детское чтение для сердца и разума". В нем печатались произведения разных жанров: сказки, рассказы, пьесы, шутки и др. Не только художественная литература была представлена в журнале. В него были помещены и научно-популярные детские статьи, рассказывающие юным читателям о природе, окружающем мире, различных странах, и городах, и населяющих их народах. Эти статьи были написаны образно, интересно, в форме беседы. Новиков в своих произведениях проповедовал идеи добра и гуманизма, человеческого достоинства, которые, по его мнению, следует с юных лет прививать детям. Журнал имел большой успех и был очень популярен в то время. Знаменитые писатели 18 века печатались в этом издании.

Николай Михалович Карамзин

произведения русских писателей 18 века

Необходимо сказать несколько слов и о Николае Михайловиче Карамзине. Этот писатель создал и перевел более 30 различных произведений для детей. Являясь представителем сентиментализма (которому следовали многие русские писатели 18 века), столь близкого детской природе, он стал особенно любим среди юных читателей среднего и старшего возраста. В 1789 году первые произведения Карамзина были напечатаны в журнале "Детское чтение для сердца и разума". Николай Михайлович писал для детей и после закрытия этого журнала. В последнее десятилетие 18 века им были созданы такие произведения, как "Прекрасная царевна", "Дремучий лес" и "Илья Муромец". В последней сказке нашли отражение русские былины. Это произведение не было закончено. Илья Муромец, созданный пером автора, был вовсе не похож на типичного богатыря из былин, как мы обычно его представляем, а лишь отчасти напоминал последнего. В сказке не описываются бои с недругами Руси, в ней открывается лирическая часть души Ильи Муромца в общении со своей возлюбленной. В духе сентиментализма Карамзин подробно изобразил чувства героев, создав яркие картины.

Заключение

Таким образом, 18 век привнес много нового в детскую литературу как за рубежом, так и в нашей стране. Литература для детей активно продолжила свое развитие в 19, а затем и в 20 столетии. Причем в ее развитии явно ощущается преемственность. Например, сказки Шарля Перро в различных вариантах использовались в дальнейшем Андерсеном, Пушкиным, братьями Гримм, Ирвингом. То есть мотивы одних сказок прекрасно приживались в других. Произведения русских писателей 18 века читали и в 19, и позднее. Для детской литературы 19 века характерна еще большая связь с художественной литературой для взрослых, а также с просвещением и культурой в целом.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема 1. Характерные черты русской детской литературы 15-18 веков.

1.Возникновение детской литературы в России. Первые русские книги для детей.

4. Оформить вывод о достижениях в развитии русской детской литературы к концу 18 века.

1.Возникновение детской литературы в России. Первые русские книги для детей.

Детская литература в России возникла в частности на основе устного народного творчества. Сказки, былины, песни, пословицы, загадки со времен древней Руси способствовали идейно-эстетическому и нравственному формированию многих поколений детей.

Азбуки, буквари, азбуковники, потешные (светские) книги, энциклопедии были первыми специальными книгами для детей

Русская детская литература имеет богатую, многовековую историю. Как недавно было установлено, она стала зарождаться на Руси во второй половине XV века, т.е. более пятисот лет назад, когда русский народ завершил борьбу за полное освобождение страны из под иноземного господства. В это время усилился интерес ко всему родному (истории, языку, культуре), о котором можно было узнать не только из преданий и легенд, но и из книг.

В конце XV века и в начале XVI века было создано уже несколько статей, которые специально писались для детей. В них не только сообщались знания, но ставились и разрешались мировоззренческие вопросы. Таким образом, самые первые произведения для детей создавались не только в познавательных, но и в воспитательных целях.

В течении XVII в. происходит формирование отдельных жанров и видов детской литературы, яснее определяется её специфика. Она постепенно отделяется от учебной литературы и становится самостоятельной, приобретает черты образности, занимательности, художественности и приближается к искусству слова.

Произведения для детей создают самые крупные поэты того времени: Платон Полоцкий, справщик Савватий, Карион Истомин и другие; развитию детской литературы способствуют государственные деятели: Ф. Грибоедов, Ф. Радищев, Иннокентий Гизель и другие.

Карион Истомин - высокообразованный человек, он написал много книг, среди которых был учебник по математике, стихи, переводы с греческого языка и пр. Его букварь с картинками стал своего рода открытием в "жанре" учебника и даже сейчас именно так и делается первый учебник для детей. Верный своим нравственным принципам, Карион Истомин рядом с каждой буквой написал поучительный стих, который наставлял детишек, чтобы они знали, как жить по совести. Он готовил детей к тому, чтобы они учились читать тексты духовного содержания - и в книге много слов из религиозной жизни. Чтобы дети ориентировались в жизни, он объяснял своим маленьким читателям слова из жизни повседневной. Словом, книга-открытие, которую интересно читать, рассматривать и узнавать новое.

В журнале печатались повести, сказки, басни, анекдоты, загадки, пьесы, научно-популярные статьи.

Просматривая его номера, мы не найдем в них ни одного стихотворения, ни одной картинки. А весь иллюстративный материал ограничен виньеткой на титульном листе и очень простыми заставками и концовками в тексте. Отсутствуют также подписи авторов.

Но, несмотря на более чем скромную внешность, журнал привлекал к себе ряд поколений маленьких читателей.

Читайте также: