Реформация в англии 7 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

В Англии Реформация началась с противостояния короля Ген­риха VIII Тюдора (1509-1547) и Папы Римского. Английское духовен­ство, послушное королю, расторгло брак Генриха с Екатериной и об­венчало его с Анной Болейн. В 1534 году парламент освободил Церковь от подчинения папскому престолу и провозгласил короля главой Церк­ви. Так началась английская Реформация, в ходе которой была созда­на Англиканская протестантская церковь. Прекратилась ежегодная выплата податей Папе Римскому. Были закрыты все монастыри, а их имущество и земли перешли в королевскую казну. Церковная десяти­на стала отчисляться государству, а уже оно оплачивало труд священ­ников и епископов, которые продолжали управлять верующими. Со­хранялись роскошные соборы с витражами и органами, отправлялись пышные католические богослужения, которые теперь проводились по-английски, а не на латыни. Библия также была издана на английском языке, но простым ремесленникам, земледельцам, наемным рабочим запрещалось ее читать и толковать.

Ген­рих VIII Тюдор (1509-1547)

Джон Нокс (1514-1572)

В Шотландию протестантское учение Кальвина принес его ученик — Джон Нокс (1514-1572). Проведя более полутора лет во французском плену, он вернулся на родину яростным против­ником папства и Католической церкви. В 1560 году Нокс составил основы Шотландского ис­поведания веры. Став главой парламента, Джон Нокс убедил своих коллег запретить католичес­кие богослужения, покончить с властью Папы Римского в Шотландии.

Пресвитерианская церковь

Основные последствия Реформации

Реформация в Англии

Мартин Лютер – герой Реформации

Реформация в Англии

Король Англии Генрих VIII

Король Англии Генрих VIII

Особый интерес представляет английская Реформация. Она началась с того, чем, собственно, завершилась Реформация в Германии, – с установления государственной церкви, которая в течение долгого времени представляла собой аморфное образование, включавшее в себя как традиционалистов, стоящих весьма близко к католицизму, так и протестантов самого разнообразного толка. В Англии дифференциация и самоидентификация конфессий происходила совсем не так быстро, как на континенте. Поэтому процесс юридического закрепления религиозных и политических итогов английской Реформации XVI в. занял довольно продолжительное время.

В этот период английские католики оказались в положении преследуемого меньшинства, что не могло не сказаться на характере тех изменений, которые произошли под влиянием Реформации.

Известно, что в 1529 г. Генрих VIII Тюдор (1509 – 1547), находившийся под сильным влиянием своего окружения, среди которого особо выделялись архиепископ Кентерберийский Т. Кранмер и могущественный временщик Т. Кромвель, объявил о решительном разрыве с Римом в вопросах веры, провозгласил королевскую супрематию, осуществил секуляризацию земельных владений английских монастырей. Именно с этих событий и берет свое начало английская Реформация.

Факторы успеха реформации в Англии

Успехи королевской Реформации в Англии объясняются влиянием двух факторов, каждый из которых заслуживают специального рассмотрения.

Действительно, в период правления Генриха VIII в Англии существенным образом изменились государственно-церковные отношения. Вновь образованная Англиканская церковь была поставлена в заведомо подчиненное положение по отношению к королевской власти. Духовенство признало королевскую супрематию, составными частями которой стали:

  1. назначения епископов;
  2. контроль над церковной собственностью;
  3. делегирование юрисдикции церковным судам
  4. практика наказания лиц духовного звания. этом были существенно ущемлены в пользу короны.

Англиканская церковь признала невозможность собственного законотворчества без его одобрения короной и фактически стала частью бюрократического аппарата. Произошло также соединение духовной и светской власти в руках короля. Юридические полномочия епископов и архиепископов при этом были существенно ущемлены в пользу короны.

Впрочем, оказавшись в полном подчинении у короля, Англиканская церковь стала независима от Рима. Это проявилось в следующих аспектах:

Второй фактор определяется тем, что основные идеи королевской Реформации легли на почву, подготовленную к их восприятию широкими слоями английского общества благодаря ереси лоллардизма и народному антиклерикализму XIV – XV вв.

Раскол католицизма

Массовое убийство гугенотов-протестантов в Париже, организованное французским королём Карлом IX и его матерью Екатериной Медичи (католиками) и начавшееся в воскресенье, в ночь на 24 августа (праздник св. Варфоломея) 1572 года, во время бракосочетания лидера протестантов Генриха Наваррского с Маргаритой Валуа. После Парижа волна убийств прокатилась по провинциям Франции. С картины художника Франсуа Дюбуа (1529—1584). Кантональный музей изящных искусств, Лозанна (Швейцария)

Массовое убийство гугенотов-протестантов в Париже, организованное французским королём Карлом IX и его матерью Екатериной Медичи (католиками) и начавшееся в воскресенье, в ночь на 24 августа (праздник св. Варфоломея) 1572 года, во время бракосочетания лидера протестантов Генриха Наваррского с Маргаритой Валуа. После Парижа волна убийств прокатилась по провинциям Франции.

Также не стоит забывать про Пётра Пейна, который был ярким представителем движения лоллардов. При этом он успел отметится в Гуситских войнах.

Уместно также напомнить, что королевская Реформация не представляла собой единого процесса, который совершался бы по определенному плану, но распадалась на серию конъюнктурных властных решений. А они принимались не только в конкретных исторических обстоятельствах, но и под влиянием определенных политических фигур.

Всеми перечисленными обстоятельствами обусловлены не только колебания Генриха VIII, который не был готов к радикальным изменениям догматического характера, но и реальное сопротивление религиозной политике его сына – Эдуарда VI, выразившееся в массовом неприятии литургических нововведений и иконоборчества. Иначе интерпретируется современными историками и кратковременное правление Марии Тюдор, проводившей в Англии политику реставрации католицизма, которая имела значительную народную поддержку и именно поэтому достигла определенных результатов, но не была доведена до конца из-за тяжелой болезни и смерти королевы.

Роль Елизаветы I Тюдор в английской реформации

Из этого следует, что вплоть до восшествия на королевский престол Елизаветы I Тюдор (1558 г.) английская Реформация носила поверхностный и обратимый характер. На наш взгляд, именно это событие является поворотным пунктом в истории английской Реформации, что уже в свою очередь позволяет более адекватно оценить ее итоги.

Елизавета I на всем протяжении своего многолетнего правления пыталась решить весьма трудную задачу – путем гибкой религиозной политики создать протестантскую церковь в стране, населенной преимущественно католиками. Действительно, сразу же после прихода к власти, Елизавета I остановила судебные преследования протестантов.

Изменения, вносимые в порядок литургии, карались лишением бенефиция и тюремным заключением священника. Тот же статут устанавливал штраф в размере 12 пенсов за непосещение мирянином приходской церкви по праздникам и воскресным дням. Карались и принудительные действия со стороны мирян, которые могли заставить священника отслужить мессу силой. В этом случае миряне, виновные в принуждении священника, должны были заплатить штраф уже в размере от 100 до 400 марок в королевскую казну. В случае рецидива им грозило пожизненное тюремное заключение.

Однако эти карательные санкции носили декларативный характер и не получили сколько-нибудь широкого применения. Представляется, что именно поэтому в течение 1560-х гг. многие приходские священники считали елизаветинскую Реформацию явлением сугубо временным и случайным, допускали отступления от порядка богослужения, предписанного властями, делая его похожим на католическую мессу.

Два политических заговора, имевших своей общей целью возвести на королевский престол Марию Стюарт (1542 – 1587), а также Северное восстание 1569 г., тесно связанное с ними, вынудили Елизавету I принять репрессивные меры в отношении английских католиков. Для последних ситуация еще более ухудшилась после того, как папа Пий V 27 апреля 1570 г. издал специальную буллу об отлучении Елизаветы I от церкви и освобождении ее подданных от долга верности королеве.

Заметим, что негативная реакция папы Сикста V и испанского короля Филиппа II на драматические события в Англии, отнюдь не остановила Елизавету I, которая перешла к акциям силового устрашения католиков. Так, известие о подготовке Армады вызвало в Англии новую волну репрессий против них. В 1587 г. прошли чистка мировых судей и массовые аресты, а на 1588 г. приходится пик казней в елизаветинский период правления. Разгром Армады не принес облегчения английским католикам, поскольку война с Испанией продолжалась.

Таким образом, в период правления Елизаветы I произошло существенное усиление королевской власти за счет последовательной политики, направленной против католицизма. И все же оно не повлекло за собой коренной ломки принципов средневекового политического устройства. В числе этих принципов были: во-первых, идея органического единства английского общества и государства; во-вторых, идея гармоничного сосуществования различных субъектов власти; в-третьих, идея подчинения власти монарха абстрактному закону; в-четвертых, отсутствие четкого разделения правовой и политической сфер; в-пятых, баланс власти между монархом и парламентом; в-шестых, эффективность системы местного самоуправления; в-седьмых, опора монарха на милицию в деле охраны государственного порядка.

Итоги реформация в Англии

Обобщая все изложенное, подведем основные итоги:

  1. Исторические факты свидетельствуют о том, что реальное развертывание Реформации в Англии относится не к первой половине XVI в., как это считалось ранее, но к царствованию Елизаветы I Тюдор (1558 – 1603 гг.). Именно в этот период Англия окончательно и бесповоротно перестает быть страной преимущественно католической, хотя еще и не становиться страной полностью протестантской.
  2. Безусловно, елизаветинская Реформация значительно расширила ряды английских протестантов. При этом католическая церковь была низведена до уровня деструктивной секты, а католицизм стал религией меньшинства. Принадлежность большинства англичан к концу правления Елизаветы I к Англиканской церкви во многом объясняется следующими обстоятельствами: во-первых, тем, что она сохранила свою внешнюю преемственность с католической церковью, а основная масса людей того времени слабо разбиралась в вопросах догматики; во-вторых, тем, что государство обрушило против католиков всю мощь своего пропагандистского и репрессивного аппарата, вследствие чего произошло не только размывание традиций католического благочестия, но и замена его религиозным конформизмом и индифферентизмом.
  3. При этом Елизавета I была монархом, который и царствовал, и правил, выступая в качестве персонифицированного носителя сакральных и рутинных функций государственной власти. Но делала она это в формальном соответствии с законами, то есть в должном уважении к правам и свободам поданных-протестантов. Исключение делалось ею в отношении представителей нонконформистских пуританских сект (приверженцев пресвитерианства и индепендентства, фамилистов, а также в отношении подданных-католиков, против которых велась откровенно дискриминационная политика. В целом же принадлежность подданных к Англиканской церкви рассматривалась королевой как одно из основных условий их политической лояльности.

Таковы религиозные и политические итоги английской Реформации, получившие свое юридическое закрепление в период правления Елизаветы I.

Больших успехов Англия добилась в правление умной, осторожной, прекрасно образованной Елизаветы I. При ней окончательно оформилась независимая от Рима английская церковь, получившая название англиканской. В 1559 г., когда она взошла на трон, организационное устройство церкви Англии утвердилось в формах, которые во многом сохранились до настоящего времени. За указанные 30 лет произошли многие изменения, однако англичане всегда придерживались мнения, что их церковь является не новой, а все той же церковью, которая просуществовала в Англии более тысячи лет; реформа же ее проведена для возвращения к модели церкви, представленной в Новом Завете. В подтверждение этой преемственности англичане ссылаются на свои вероучение, священство и литургию.

Но, несмотря на это, все же в результате рефор—мационного движения в Англии был осуществлен ряд серьезных изменений. Прихожане получили Библию на английском языке, а духовенство стало приучать их относиться к ней как к высшему авторитету в делах веры и жизни. Богослужение проводилось теперь на местном языке. Церковь Англии настаивала на самостоятельности национальных церквей во внутренних делах, на праве церквей действовать по своему усмотрению в отношении обрядов и богослужебной практики. Юрисдикционные притязания папы на территорию Англии были отвергнуты. Тем не менее из—за двойственного характера своей реформации церковь Англии претендует на название и католической, и протестантской.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Очерк девятый Классовая борьба в Англии и переселение в Америку. Отношение колонистов к метрополии. Конфедерация Новой Англии. Индейские племена и голландские колонисты. Захват территории Нового Амстердама. Луизиана. Аграрный вопрос

Очерк девятый Классовая борьба в Англии и переселение в Америку. Отношение колонистов к метрополии. Конфедерация Новой Англии. Индейские племена и голландские колонисты. Захват территории Нового Амстердама. Луизиана. Аграрный вопрос В эпоху Вальтера Ралея и в ближайшие

Глава IV ПРАВЛЕНИЯ МАЛЬКОЛЬМА КАНМОРА И ДАВИДА I - БИТВА ПОД СТЯГОМ - ИСТОКИ ПРИТЯЗАНИЙ АНГЛИИ НА ГОСПОДСТВО В ШОТЛАНДИИ — МАЛЬКОЛЬМ IV ПО ПРОЗВАНЬЮ ДЕВУШКА -ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГЕРАЛЬДИЧЕСКИХ ФИГУР - ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕВ ПРИЗНАЕТ ВЕРХОВЕНСТВО АНГЛИИ, НО ОБРЕТАЕТ НЕЗАВИСИМОСТЬ БЛАГОДАРЯ РИЧАРДУ ЛЬВИНОЕ СЕРДЦЕ

Глава IV ПРАВЛЕНИЯ МАЛЬКОЛЬМА КАНМОРА И ДАВИДА I - БИТВА ПОД СТЯГОМ - ИСТОКИ ПРИТЯЗАНИЙ АНГЛИИ НА ГОСПОДСТВО В ШОТЛАНДИИ — МАЛЬКОЛЬМ IV ПО ПРОЗВАНЬЮ ДЕВУШКА -ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГЕРАЛЬДИЧЕСКИХ ФИГУР - ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕВ ПРИЗНАЕТ ВЕРХОВЕНСТВО АНГЛИИ, НО ОБРЕТАЕТ НЕЗАВИСИМОСТЬ

8. КАК НАЧАЛАСЬ РЕФОРМАЦИЯ

8. КАК НАЧАЛАСЬ РЕФОРМАЦИЯ Ну а теперь давайте взглянем, что же в описываемое время творилось за границей. Затянувшиеся войны за Италию сделали жизнь в этой стране совсем не уютной. Вторгались французы, испанцы, города переходили из рук в руки, Богатые магнаты пытались

5.1. Реформация

Реформация

Реформация Реформация была следствием падения авторитета папства и пробуждения национального самосознания народов Европы. В 1303 г. французский король Филипп IV арестовал папу Бонифация VIII и перенес резиденцию пап в город Авиньон на Роне. В 1377 г. папский престол вернулся

РЕФОРМАЦИЯ

РЕФОРМАЦИЯ Истоки Возрождения и Реформации были во многом общими. Новым культурным запросам отвечали гуманистическое движение и расцвет ренессансного искусства. Но на повестку дня встали такие вопросы, как освобождение народов Европы от духовного диктата Рима и

РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ, АНГЛИИ, ФРАНЦИИ И НИДЕРЛАНДАХ

РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ, АНГЛИИ, ФРАНЦИИ И НИДЕРЛАНДАХ В государственно-политическом отношении Швейцария представляла собой конфедерацию кантонов, независимую от германских князей и даже от империи Габсбургов. В экономическом отношении разные кантоны Конфедерации

1533 Реформация в Англии

1533 Реформация в Англии Инициатором Реформации на острове стал король Генрих VIII. Причина резкого поворота эксцентричного короля – поначалу обличителя Лютера и защитника католической веры – к Реформации была весьма прозаична – он захотел развестись с надоевшей ему

Реформация в Ливонии

Реформация в Ливонии Учение Лютера победило и в Ливонии. Оно нашло поддержку среди немецких колонистов, поскольку стало катализатором давних враждебных отношений между католическими епископами и орденом.Мы помним, что епископ Альберт был вынужден основать

XVI век принес в истории Европы множество новшеств – первую научную революцию, новые географические открытия, первую буржуазную революцию и Реформацию в западном христианстве. В крупнейшем из островных государств Европы – Англии, Реформация имела свою специфику.

Начало реформации в Англии кратко – участники, события, дата

Реформация при Генрихе VIII Тюдоре

У Реформации в Англии были глубокие корни. Например, еще в 1380-ые годы богослов Джон Виклиф перевел Библию с латыни на среднеанглийсикй язык. Католическая церковь сочла его идее еретическими.

Начало реформации в Англии кратко – участники, события, дата

Рис. 1. Реформация в Англии.

В 1525 году ученый-гуманист Уильям Тиндейл напечатал перевод Библии на английский язык. К этому времени по Европе уже распространились типографии, которые способствовали увеличению доступности книг.

Однако, начало Реформации в Англии связано с именем короля Генриха VIII. По сути это была “революция сверху”. Сначала он стоял на католических позициях. В 1521 году король осудил учение Мартина Лютера и Папа Римский Лев X дал ему титул “Защитника веры”. Вскоре у короля и папы случился из-за желания Генриха развестись с женой. В 1532 году назначил Кентерберийским архиепископом Томаса Кранмера – сторонника протестантов.

Датой упразднения католичества в Англии можно считать 1534 года, когда был принят “Акт о супрематии”. Согласно ему, король становился главой церкви, а папство теряло свою власть в Англии. Король начал секуляризацию церковных земель и распространение Библии на английском.

Начало реформации в Англии кратко – участники, события, дата

Рис. 2. Король Генрих VIII.

Период с 1548 по 1559 год

После Генриха VIII королем шесть лет, с 1547 по 1553, был юный Эдуард VI. Регентом при молодом наследнике престола стал герцог Сомерсет. Он был протестантом, поэтому процессы реформации продолжились. В 1549 году введена в оборот “Книга общественного богослужения” – сборник тестов на английском языке. С 1553 года королевство пережило короткий период католической реакции. Это связано с деятельностью королевы Марии Тюдор – дочери Генриха VIII и Екатерины Арагонской. Она успела вступить в брак с испанским королем Филиппом II и формально на два года стала королевой Испании.

В годы правления Марии Тюдор участников английской Реформации преследовали. Около 300 человек казнили, а 800 сбежали из королевства. После смерти Марии трон заняла Елизавета I Тюдор. В 1559 были принятии акты о супрематии и единообразии.

Начало реформации в Англии кратко – участники, события, дата

Рис. 3. Королева Англии Елизавета I.

Что мы узнали?

Кратко о Реформации в Англии можно узнать из школьного курса истории 6-7 класса. Она прошла в XVI веке, в эпоху правления династии Тюдоров, при Генрихе VIII и Елизавете I, на стыке двух эпох – Средних Веков и раннего Нового времени.

Всемирная история Начало реформации в Германии – даты и кратко об участниках и деятельности Мартин Лютер

Читайте также: