Деталь это в машиностроении кратко

Обновлено: 07.07.2024

Любая машина, будь то автомобиль, нефтедобывающее оборудование, локомотив или трактор состоит из сотни, тысячи деталей. К примеру, в простом автомобиле их около пятнадцати тысяч (крепежи, гайки, дюбели, крепежный материал).

Помимо крепежных элементов, в производстве машин используют детали, работающие вместе, их называют узлами, или сборочными элементами (редукторы, коробки передач, муфты, подшипники).

При производстве машин важно правильно составить детали, а для этого их необходимо выполнить с идеальной точностью. В этом помогают станки с ЧПУ.

Если же какие-то детали соединены неподвижно, то они называются звеньями. Из этого следует, что это сложные механизмы. Особенности промышленного изготовления и сборки деталей

  • Детали могут быть произведены не только из стали, но и из многих других материалов (бронзы, литого алюминия, латуни, чугуна).
  • После выпуска деталей важно установить их правильно.
  • Форма выпускаемых серийных деталей часто облегчена. А это значит, что время их изготовления уменьшается.
  • Существует процесс стандартизации, а из этого следует, что большинство деталей имеет определенную, регламентированную форму. Поэтому процесс их изготовления и сборки существенно упрощается.

Особенности изготовления деталей машиностроения

Как правило, заводские серийные машины имеют одинаковый набор деталей, что упрощает их выпуск.

Однако бывают машины, имеющие специфические детали, что заметно усложняет процесс их сборки.

В изделиях машиностроения выделяют:

  1. Звенья, состоящие из отдельных деталей, но так или иначе связанные между собой. Из этого следует, что отдельные детали превращаются в отдельные узлы, а именно детали которые можно и важно соединить в одно звено. В дальнейшем не следует делать разборку во время эксплуатации машины. Такие соединения называют неразрывными. Они соединяются по средствам пайки, сварки, клепки. Такие детали возможно разъединить, когда машина отправляется в металлолом. Но так же могут использоваться и разъемные детали (шпонки, винты и тп).
  2. Двигательный, передаточный и исполнительный механизмы. Самый распространенный – передаточный. Любое исполнительное устройство состоит з множества специфических деталей. Передаточный механизм служит для передачи механической энергии для управления машиной. Вращающее движение в механизме непрерывно пока работает машина, и способно развить большую скорость. Для работы вращающего механизма нужен вал, муфта и передача. Обычно вращательное движение состоит из специальных механизмов, которые передают энергию между валами. Так преобразуются скорости.

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Тела вращения
  2. Тела вращения, сцепляющиеся зубцами
  3. Корпусные, опорные, емкостные
  4. Плоскостные, изогнутые, из листов и лент
  5. Арматура, кулачки и тп
  6. Детали технологического оснащения и инструмента

Методы изготовления деталей для машиностроения

Литье – детали получаются путем отливки в специальные формы жидким сплавом (чугун, сталь, медь, алюминий, магний и тп).

Ковка и штамповка – деформирование заготовки в полости инструмента (штампа), из пластичного материала, кроме чугуна.

Прокат – около 90% деталей проходят через прокат. Есть горячая и холодная прокатка.

Протяжка и волочение – материал протягивается через специальную форму и деформируется до 30%.

Сварка – наиболее эффективное получение высококачественных корпусных заготовок.

Пайка – вид соединения, при котором не происходит расплавки металла.

Изготовление деталей бывает массовым, серийным и единичным.

В массовом производстве детали изготавливаются непрерывно, в больших количествах. В серийном производстве детали изготавливаются партиями, повторяющимися через определенный промежуток времени. В единичном же производстве, изделия как правило индивидуальны.

Некоторые виды деталей

Бандаж – это опоясывающий элемент крепления, кольцо, внешняя часть сборных ободов, пояса с элементами стяжки.

Болт – крепежный элемент, используемый в комплекте с гайкой.

Венец зубчатый – элемент зацепления механической передачи.

Веретено – часть гидравлической или пневматической системы, подвижный узел клапанов, регулирующий поток рабочей среды.

Винт – крепежный элемент, служащий для соединения деталей путем вкручивания в резьбовое отверстие в одно из деталей.

Дюбель – крепежный элемент с резьбой, вбиваемый в стену и служащий для крепления к нему деталей.

Задвижка – закрывающий элемент, арматура с задвижным органом.

Заглушка – автомобильный компонент, служащий для герметичного закрытия отверстия, трубопроводов и тп.

Звездочка – элемент механических передач, зубчатых колес, по которым приводятся приводные звенья.

Каретка – элемент, направляющий обратно поступательное движение.

Каток – устройство направляющее движение.

Колесо зубчатое – элемент механической передачи, с замкнутой системой зубьев.

Колонна – опорный элемент, предназначенный для восприятия вертикальных нагрузок.

Колпак – элемент для защиты механизмов.

Консоль – поддерживающий элемент крепления (балка), закрепленная с одного края и свободная с другого.

Крыльчатка – перемешивающее устройство.

Лента – элемент тормоза, создающий силу трения.

Мембрана – сборочный элемент различной формы из тонкого эластичного материала, преобразующее возвратно-поступательное движение и разделяющее объемы.

Маховик – колесо с массивным ободом, устанавливаемое на валах.

Наконечник – сборочный элемент различных механизмов, поддерживающий крепления.

Облицовка – декоративна сборочная единица, из листового материала, сложной формы.

Ограничитель – элемент с нерегулируемым положением, определяющий величину перемещения элемента машины.

Ролики – элементы гибкой передачи различных функциональных узлов, транспортных устройств.

Дета́ль — изделие, являющееся частью машины, изготовленное из однородного по структуре и свойствам материала без применения каких-либо сборочных операций.

Детали (частично или полностью) объединяют в узлы.

Построение чертежа оригинальной детали называется деталированием.

Содержание

Разновидности деталей машин

Детали различают по нескольким критериям.

По назначению

  • Крепёжные: гайка, шайба, болт, винт, шуруп, гвоздь, заклёпка и др.
  • Передаточные: вал, шпонка, шкив, ремень, звёздочка, шестерня и др.

По простоте формы

  • Простые детали: гайка, шпонка и др.
  • Сложные детали: коленчатый вал, корпус редуктора, станина станка и др.

По специализированности

  • Общего машиностроительного назначения: болты, валы, муфты, механические передачи и др.
  • Специального назначения: поршни, лопатки турбин, гребные винты и др.

Литература

  1. ГОСТ 2.101-68. Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Виды изделий
  2. Фролов С.А., Воинов А.В., Феоктистова Е.Д. Машиностроительное черчение. — М .: Машиностроение, 1981. — С. 304.
  3. Иванов М.Н. Детали машин. — 4-е. — М .: Высшая школа, 1984. — С. 336.

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Деталь" в других словарях:

ДЕТАЛЬ — (франц. detail, от detailler разрезывать). Подробность, несущественная часть целого. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЕТАЛЬ подробность, второстепенная вещь. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

деталь — См … Словарь синонимов

деталь — и, ж. détail m., > нем. Detail. 1. Подробность; мелкая подробность. Сл. 18. Деталя о сем славном происхождении еще здесь не имеется. АВ 2 357. Чаще пиши и уведомь меня о состоянии дел; с нетерпением ожидаю обещанныя детали. Ек. II Письма 16… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

деталь — (временные указания по составу, правилам выполнения, комплектованию и оформлению проектной документации на типовые строительные конструкции, изделия и узлы) изделие или его составная часть, представляющие собой одно целое, которое не может быть… … Строительный словарь

ДЕТАЛЬ — (от франц. detail букв. подробность), в технике изделие, изготовленное без применения сборочных операций. Деталью называются также изделия, подвергнутые защитным или декоративным покрытиям или изготовленные из одного куска материала пайкой,… … Большой Энциклопедический словарь

Деталь — подробности событія (отдѣлка чего). Ср. Планъ оказался вѣренъ во всѣхъ деталяхъ, а исполнители его своею смѣлостью и тактомъ превзошли всѣ ожиданія прозорливаго графа. Лѣсковъ. Захудалый родъ. 2, 11. Ср. Détail подробность, мелочь. Ср. Tailler,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

ДЕТАЛЬ — ДЕТАЛЬ, детали, жен. (франц. detail). 1. Мелкая подробность, частность (книжн.). Нарисовать дом со всеми деталями. Детали этого дела мне неизвестны. 2. Мелкая часть машины (тех.). Заказать детали для станков. Курс деталей машин. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

ДЕТАЛЬ — ДЕТАЛЬ, и, жен. 1. Мелкая подробность, частность. Изложить со всеми деталями. 2. Часть механизма, машины, прибора, а также вообще какого н. изделия. Тракторные детали. Детали одежды. | прил. детальный, ая, ое (ко 2 знач.; спец.). Толковый словарь … Толковый словарь Ожегова

ДЕТАЛЬ — жен. или мн. детали, в художествах, принадлежности, части или подробности в отделке, мелочи, частности. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Деталь — изделие, изготовленное без применения сборочных операций. Деталью называются также изделия, подвергнутые защитным или декоративным покрытиям или изготовленные из одного куска материала пайкой, склейкой, сваркой и т.п. Источник: Методические… … Официальная терминология

деталь — деталь, детальный. Неправильно произношение [дэталь], [дэтальный] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

5. Основные критерии работоспособности деталей машин.

1. Основные понятия и определения

Детали машин – раздел по теории расчета и конструиро­ванию деталей и узлов машин общемашиностроительного применения. Дета­ли общего назначения применяют в машиностроении в очень больших количествах, поэтому любое усовершенствование расчета и конструкций этих деталей, позволяющее уменьшить затраты материала, снизить стои­мость производства, повысить долговечность, приносит большой экономиче­ский эффект.

Под деталью понимают элемент конструкции (изделие), изготовлен­ный из однородною материала (одной марки) без применения сборочных опе­раций.

Совокупность деталей, соединенных посредством сборочных операций и предназначенных для совместной работы или выполняющих определенные функции, называют сборочной единицей или узлом.

Механизмом называют систему твердых тел, предназначенную для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемые движения других тел (редуктор, коробка передач и др.).

Машиной называют механизм или устройство, выполняющие механи­ческие движения и служащие для преобразования энергии, материалов или информации с целью облегчения или замены физического или умственного груда человека и повышения ею производительности.

Структурно любая машина состоит из шести блоков, приведенных на рис. 1.1.

Рис. 1.1 Схема машины

2. Классификация деталей машин

Все детали машин можно разделить на две большие группы: общего назначения и специального назначения.

Классифицировать детали машин можно по различным признакам. С точки зрения конструктора наиболее пригодной является классификация деталей по эксплуатационному признаку - по их назначению и характеру выполняемых функций.

По функциональному признаку детали машин общего назначения под­разделяются на следующие группы:

1. Детали соединения.

1.1. Разъемные соединения: резьбовые, клиновые, штифтовые, шпо­ночные, шлицевые (зубчатые), профильные, клемовые.

1.2. Неразъемные соединения: свариваемые, клепаные, паяные, склеиваемые.

1.3. Промежуточные соединения: цилиндрические с натягом, соеди­нения стяжными кольцами и планками.

2. Детали передач.

2.1. Управляющие передачи: двигательные передачи, передачи ис­полнительным механизмом.

2.2. По физическому эффекту.

2.2.4.1. Зацеплением: зубчатые, винт - гайка, червячные, ценные, волновые.

2.2.4.2. Трением: фрикционные, ременные.

3. Детали, обслуживающие вращательное движение.

3.2. Подшипники: качения, скольжения.

4. Шарнирно-рычажные механизмы: направляющие кулисы и ползуны, кривошипно-ползунный механизм, кривошипы, шатуны, коромысла, кулач­ки, эксцентрики, ролики.

5. Упругие элементы: пружины, рессоры.

6. Уравновешивающие равномерность движения: маховики, маятники, бабы, шаботы, грузы.

7. Детали, обеспечивающие смазывание и защиту от загрязнения: ман­жеты, уплотнения и т. д.

8. Детали и механизмы управления: рукоятки, тяги.

3. Основные требования к деталям машин

Вновь разрабатываемая машина (механизм) должна иметь более высо­кие технико-экономические показатели по сравнению с существующим (ба­зовым) образцом: более высокую скорость и производительность при меньших затратах на производство и эксплуатацию, меньшую массу, метал­лоемкость и энергоемкость.

Машина (деталь) должна быть работоспособной. Работоспособностью называют состояние деталей, при котором они способны выполнять заданные функции с параметрами, установленными нормативно-технической докумен­тацией, и сохранением прочности, жесткости, неизменяемости формы и размеров, износостойкости, виброустойчивости и теплостойкости.

Машина (деталь) должна обеспечивать заданную надежность. Под на­дежностью понимают свойство изделия выполнять заданные функции, со­храняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение определенного промежутка времени или требуемой наработки.

Деталь должна быть технологичной, т. е. изготовленной из недефицит­ных материалов, и требовать минимальных затрат средств, времени и труда в производстве, эксплуатации и ремонте.

Машина (деталь) должна отвечать требованиям безопасности для пер­сонала, находящихся рядом людей, машин, зданий и сооружений.

Кроме того, необходимо учитывать требования экономичности, эколо­гической безопасности и эстетичности.

4. Модели нагружения деталей машин

Для расчета и проектирования деталей и узлов машин необходимо знать нагрузки, которые могут воздействовать на деталь в процессе ее экс­плуатации. При проектировании обычно оперируют расчетными схемами де­талей, а все нагрузки, воздействующие на детали, рассматривают как режимы нагружений. Для более точного учета нагрузок в расчетах деталей машин ис­пользуют общепринятые типичные модели нагружения.

По характеру нагружения внешние силы разделяются на поверхност­ные и объемные. Поверхностные силы действуют на поверхность деталей и являются результатом взаимодействия деталей, объемные силы — силы тяже­сти и инерции — приложены к каждой частице детали.

Силы вызывают в деталях деформации и напряжения. По характеру изменения во времени напряжения подразделяют на статические и цикличе­ские. Статическими называют нагрузки (напряжения), медленно изменяю­щиеся во времени. Циклические нагрузки характеризуются параметром цикла и непрерывно изменяются с течением времени. Параметрами цикла нагружения являются амплитуда напряжений, среднее, максимальное и минимальное напряжение.

Технология машиностроения — наука, изучающая и устанавливающая закономерности протекания процессов обработки и параметры, воздействие на которые наиболее эффективно сказывается на интенсификации процессов обработки и повышении их точности. Предметом изучения в технологии машиностроения является изготовление изделий заданного качества в установленном производственной программой количестве, при наименьших затратах материалов и минимальной себестоимости.

Деталь — это составная часть изделия, изготовленная из однородного материала без применения сборочных операций. Характерный признак детали — отсутствие в ней разъёмных и неразъёмных соединений. Деталь — это первичный сборочный элемент каждой машины.

Сборочная единица — это изделие, соединённое из составных частей, собранных обособленно от остальных элементов изделия. В качестве составных частей сборочной единицы могут выступать как отдельные детали, так и составные части более низших порядков.

Производственный процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных действий, в результате которых исходные материалы и полуфабрикаты превращаются в готовые изделия. В понятие производственный процесс входит:

В машиностроении различают три типа производств: массовое, серийное и единичное.

В массовом производстве изделия изготавливают непрерывно, в больших количествах и в течение продолжительного времени (до нескольких лет). В серийном — партии (серии) изделий, регулярно повторяющиеся через определённые промежутки времени. В единичном — изделия изготавливают в малых количествах и, зачастую, индивидуально.

Критерием, определяющим тип производства, является не количество выпускаемых изделий, а закрепление за рабочим местом одной или нескольких технологических операций (т. н. коэффициент закрепления технологических операций kз).

Коэффициент закрепления операций

Коэффициент закрепления операций — это отношение числа всех технологических операций, выполненных или подлежащих выполнению, к числу рабочих мест.

Так, для массового пр - ва характерно закрепление за большинством рабочих мест только одной постоянно повторяющейся операции, для серийного — несколько периодически повторяющихся операций, для единичного — большое разнообразие неповторяющихся операций.

Другим отличительным признаком типов производств является такт выпуска.

Такт выпуска, — интервал времени, через который периодически производится выпуск изделий.

Такт выпуска определяется по формуле:

Такт выпуска

где ФЭ — годовой, эффективный фонд времени рабочего места, участка или цеха, ч

П — годовая производственная программа выпуска рабочего места, участка или цеха, шт.

В - количество выходных дней в году;
Пр - количество праздничных дней в году;
t р дн - продолжительность рабочего дня, час;
nсм - количество смен.

Производственная программа завода — это годовое количество выпускаемых изделий выраженное в трудоёмкости:

где П12 и Пn — производственные программы по изделиям, чел·час.

Производственная программа судоремонтного завода (СРЗ)

Трудоёмкость работ по кварталам, чел·час.
Наименование I II III IV ИТОГО:
Судоремонт:
— навигационный ХХХ ХХХ ХХХ ХХХ П1
— текущий ХХХ ХХХ ХХХ ХХХ П2
— средний ХХХ ХХХ ХХХ ХХХ П3
— капитальный ХХХ ХХХ ХХХ ХХХ .
Судостроение ХХХ ХХХ ХХХ ХХХ .
Машиностроение ХХХ ХХХ ХХХ ХХХ .
Прочие работы ХХХ ХХХ ХХХ ХХХ Пn
ВСЕГО: ХХХХ ХХХХ ХХХХ ХХХХ 320000

ПРИМЕЧАНИЕ: под значком ХХХ или ХХХХ в таблице понимается какое-либо число человеко-часов. Номенклатура — годовое количество выпускаемых изделий, выраженное в наименованиях.

Номенклатура СРЗ

Наименование Количество, шт.
Судоремонт:
Пассажирский теплоход(ПТ) пр. 544 4
ПТ пр. Р - 51 8
Грузопассажирский теплоход(ГПТ) пр. 305 2
Земснаряд пр. 324 А 4
Буксирный теплоход (БТ) пр. 911 В 8
. .
Судостроение:
баржа пр. 942 А 5
баржа пр. Р - 14 А 4
БТ пр. 1741 А 1
Машиностроение:
лебёдка ЛРС - 500 25
и т.д. .

Технологическим процессом (ТПР) называют часть производственного процесса, содержащую действия по изменению состояния предмета производства.

По последовательности выполнения в производственном процессе различают следующие тех. процессы:

В технологических процессах изготовления исходных заготовок происходит превращение исходного материала в заготовки заданных размеров и конфигурации. Заготовки получают методами резки проката, различных видов литья, ковки и штамповки.

В технологических процессах термообработки происходят структурные превращения, изменяющие механические свойства материала заготовки. Зачастую случается, что термообработка внедряется в середину технологических процессов механической обработки.

В технологических процессах механической обработки заготовок происходит последовательное изменение состояния предмета труда от исходной заготовки до получения готовой детали. Сюда входят все действия, направленные на изменение геометрических форм и размеров заготовки, качества её поверхностей. Такие действия как установка и снятие заготовок, пуск и остановка станка, подвод и отвод режущего инструмента и т. п. не изменяют состояния заготовки, однако они настолько связаны с выполнением обработки, что не могут быть отделены от технологического процесса. Они называются вспомогательными действиями.

В технологических процессах сборки изделий производится образование разъёмных и неразъёмных соединений составных частей изделия. Для его выполнения также необходимо произвести вспомогательные действия.

Технологический процесс расчленяют на операции.

Технологической операцией называют законченную часть технологического процесса, выполняемую на одном рабочем месте. Она охватывает все действия оборудования и рабочих над одним или несколькими совместно обрабатываемыми

Операция может состоять из одного или нескольких установов.

Установ — часть операции, выполняемая при неизменном закреплении заготовок.

При одном установе деталь может обрабатываться с одной или нескольких позиций.

Позицией называется положение, занимаемое неизменно закреплённой заготовкой, фиксированное относительно режущего инструмента или неподвижной части оборудования для выполнения определённой части операции. Если применить поворотное приспособление, позволяющее изменять и фиксировать положение заготовки без её снятия, то в этом случае речь идёт об одном установе и нескольких позициях.

Технологическая операция состоит из переходов.

Переходом называется законченная часть операции, характеризуемая постоянством применяемого инструмента и поверхностей, образуемых обработкой.

Вспомогательным переходом называется законченная часть операции, не сопровождаемая обработкой, но необходимая для выполнения данной операции (установка и снятие заготовки, инструмента, контрольный промер).

Рабочим ходом (проходом) называется законченная часть перехода, состоящая из однократного перемещения режущего инструмента относительно заготовки и сопровождаемая изменением формы, размеров и шероховатости поверхности или свойств заготовки.

Вспомогательным ходом называется законченная часть перехода, состоящая из однократного перемещения режущего инструмента относительно заготовки не сопровождаемая изменением формы, размеров и шероховатости поверхности или свойств заготовки, но необходимая для выполнения рабочего хода.

Технологическая документация (ТД) — комплекс текстовых и графических документов, определяющих в отдельности или в совокупности технологический процесс изготовления или ремонта изделия и содержащих необходимые данные для организации производства.

Госстандартом принята "Единая система технологической документации" (ЕСТД), где определены взаимосвязанные правила и положения о порядке разработки, оформления и обращения ТД.

К технологической документации общего назначения относятся:

Все выше перечисленные карты относятся к основным технологическим документам. Кроме них существуют ещё и другие документы: технологическая инструкция, ведомость расцеховки, ведомость оснастки, ведомость материалов и др.

Основные понятия и определения

В машиностроении изделием называется предмет производства, подлежащий изготовлению. В качестве изделия выступает машина, устройство, механизм, инструмент и т.п. и их составные части: сборочная единица, деталь. Сборочная единица — это изделие, составные части которого подлежат соединению на предприятии обособленно от других элементов изделия.

Сборочная единица в зависимости от конструкции может состоять либо из отдельных деталей, либо включать сборочные единицы более высоких порядков и детали. Различают сборочные единицы первого, второго и более высоких порядков. Сборочная единица первого порядка входит непосредственно в изделие. Она состоит либо из отдельных деталей, либо из одной или нескольких сборочных единиц второго порядка и деталей. Сборочная единица второго порядка расчленяется на детали или сборочные единицы третьего порядка и детали и т.д. Сборочная единица наивысшего порядка расчленяется только на детали. Рассмотренное деление изделия на составные части производится по технологическому признаку.

Деталь — это изделие, изготавливаемое из однородного по наименованию и марке материала без применения сборочных операций. Характерный признак детали — отсутствие в ней разъемных и неразъемных соединений. Деталь представляет собой комплекс взаимосвязанных поверхностей, выполняющих различные функции при эксплуатации машины.

Производственный процесс — это совокупность всех действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии для изготовления и ремонта продукции. Например, производственный процесс изготовления машины включает не только изготовление деталей и их сборку, но и добычу руды, ее транспортирование, превращение в металл, получение заготовок из металла. В машиностроении производственный процесс представляет собой часть общего производственного процесса и состоит из трех этапов: получение заготовки; преобразование заготовки в деталь; сборка изделия. В зависимости от конкретных условий перечисленные три этапа можно осуществлять на разных предприятиях, в разных цехах одного предприятия и даже в одном цехе.

Технологический процесс — часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда. Под изменением состояния предмета труда понимается изменение его физических, химических, механических свойств, геометрии, внешнего вида. Кроме того, в технологический процесс включены дополнительные действия, непосредственно связанные или сопутствующие качественному изменению объекта производства; к ним относят контроль качества, транспортирование и др. Для осуществления технологического процесса необходима совокупность орудий производства, называемых средствами технологического оснащения, и рабочее место.

Технологическое оборудование — это средство технологического оснащения, в котором для выполнения определенной части технологического процесса размещают материалы или заготовки, средства воздействия на них, а также технологическую оснастку. К ним относят, например, литейные машины, прессы, станки, испытательные стенды и т.д.

Заготовкой называется предмет труда, из которого изменением формы, размеров, свойств поверхности или материала изготовляют деталь. Заготовку перед первой технологической операцией называют исходной заготовкой. Рабочее место представляет собой элементарную единицу структуры предприятия, где размещены исполнители работы и обслуживаемое технологическое оборудование, подъемно-транспортные средства, технологическая оснастка и предметы труда.

По организационным, техническим и экономическим причинам технологический процесс делят на части, которые принято называть операциями.

Технологической операцией называется законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте. Операция охватывает все действия оборудования и рабочих над одним или несколькими собираемыми объектами производства. При обработке на станках операция включает все действия рабочего, управляющего технологической системой, установку и снятие предмета труда, а также движения рабочих органов технологической системы. Содержание операций изменяется в широких пределах — от работы, выполняемой на отдельном станке или сборочной машине в обычном производстве, до работы, выполняемой на автоматической линии, представляющей собой комплекс технологического оборудования, связанного единой транспортной системой и имеющей единую систему управления в автоматизированном производстве. Число операций в технологическом процессе изменяется от одной (изготовление детали на прутковом автомате, изготовление корпусной детали на многооперационном станке) до десятков (изготовление турбинных лопаток, сложных корпусных деталей).

Формируют операцию, главным образом, по организационному принципу, так как она является основным элементом производственного планирования и учета. На операцию обычно разрабатывается вся плановая, учетная и технологическая документация. В свою очередь, технологическая операция также состоит из ряда элементов: технологических и вспомогательных переходов, установа, позиций, рабочего хода.

Технологический переход — законченная часть технологической операции, выполняемая одними и теми же средствами технологического оснащения при постоянных технологических режимах и установке.

Читайте также: