Международные отношения германии кратко
Обновлено: 02.07.2024
На данной странице представлена характеристика современной, новой внешней(международной и европейской) и внутренней политики Германии, ее цели и направления на основании коалиционного договора, принятого основными политическими партиями в 2018 году.
§ Коалиционный договор - цели и направления в политике Германии
Каким образом можно получить представление о целях и направлении в современной внутренней и внешней политике страны? Представление о направлении в политике можно получить из Коалиционного договора. Что такое коалиционный договор? Это договор между политическими партиями в Парламенте страны, которые составляют временный альянс или коалицию. В Бундестаге или Парламенте Германии нет одной политической партии, которая была бы представлена абсолютным большинством депутатов, поэтому, чтобы сформировать стабильное правительство и вести целенаправленную политику, партии должны договориться о совместных целях и задачах. Эту договоренность они выражают в коалиционном договоре. В Германии, CDU, CSU и SPD политические партии, к которым принадлежат более 56% депутатов в Бундестаге, заключили в 2018 году коалиционный договор. Он дает представление о программе и планах Правительства страны. Данный договор состоит из 175 страниц и включает в себя цели и направления как во внутренней, так и внешней политике Германии. Данный коалиционный договор был озаглавлен "Ein neuer Aufbruch für Europa – Eine neue Dynamik für Deutschland – Ein neuer Zusammenhalt für unser Land" ( Новая отправная точка для Европы - Новая динамика для Германии - Новое единение для нашей страны ).
"Новая отправная точка для Европы - Новая динамика для Германии - Новое единение для нашей страны" - так озаглавлен коалиционный договор 2018 года, в котором определены основные направления в политике Германии.
§ Современная внутренняя политика Германии
Основные направления во внутренней политике выражены в названии Коалиционного договора ". Новая динамика для Германии - Новое единение для нашей страны". Лидирующие политические партии страны намерены сохранять и развивать ФРГ как экономически сильную и социально справедливую страну; они видят необходимость в совместных усилиях всех граждан страны, чтобы жизнь в Германии была безопасной и благополучной.
"Мы хотим модернизировать нашу страну, стимулировать инновации и возобновить обещания благополучия и безопасности нашей социальной рыночной экономики в эпоху цифровых технологий" - гласит одна из главных целей внутренней политики страны. К 2021 году Германия должна стать еще более социально справедливой, экономически сильной, безопасной и более жизнеспособной во всех регионах. Для достижения этих целей в коалиционном договоре определены следующие направления и конкретные мероприятия:
Семьи и дети в центре внимания
- Повышение детских пособий на 25 евро в месяц на 1 ребенка.
- Улучшение возможностей сбалансировать работу и семью: дотации, освобождение от оплаты за обучение, улучшение качества ухода за детьми в учебных учреждениях, школы полного дня.
- Поддержка детей из малообеспеченных семей.
- Укрепление прав детей и детской комиссии Бундестага.
- Обеспечение большего равенства: участие женщин и мужчин на государственных должностях.
- Борьба с насилием в отношении женщин и детей, программы профилактики, поддержки, финансирования женских приютов.
Активное развитие образования, научных исследований и информационных технологий
- Выделение крупных сумм из бюджета страны на улучшение образования: школы полного дня, предложения ухода за детьми.
- Модернизация образования, применение цифровых технологий.
- Расширение пособия для образования (BAföG).
- Увеличение инвестиций в высшее образование; улучшение качества научных исследований и обучения
- Инвестирование в научные исследования и разработки: цель 3,5% ВВП. Внимание на информационные технологии и искусственный интеллект.
- Создание гигабитных сетей во всех регионах, расширение оптоволоконных сетей.
- Разработка мобильной связи 5G. Бесплатный Wi-Fi во всех общественных местах, поездах и станциях Немецких железных дорог.
- Создание цифровых порталов для граждан и фирм для оказания всех административных услуг.
- Развитие стратегии национального образования с учетом цифровых технологий.
- Поддержка компаний, занимающихся цифровыми инновациями. Больше проектов с открытым кодом.
Хорошая работа, уменьшение нагрузки, участие в общественной жизни
- Полная трудовая занятость, сокращение безработицы. Новые возможности для остающихся долгое время безработными.
- Непрерывное обучение в течение жизни, улучшение прав на дополнительное образование.
- Сокращение возможностей временного трудоустройства; постоянная занятость - стандарт в трудоустройстве.
- Право на временную работу с неполным рабочим днем, возможность возврата к полному рабочему дню.
- Финансовая поддержка для работников с малыми и средними доходами: уменьшение налоговой нагрузки и социальных выплат.
Успешная экономика для будущего благосостояния
- Поддержка предприятий малого и среднего бизнеса: гигабитные сети во всех промышленных районах, ослабление бюрократии.
- Стратегическая промышленная и инновационная политика. Промышленная революция Industry 4.0.
- Поддержка ключевых технологий: аэрокосмической и морской промышленности, микроэлектроники, производства аккумуляторных батарей, облегченных конструкций, новых материалов.
- Финансирование научных исследований и их ускоренное внедрение.
- Подписание договоров о свободной и справедливой торговле с другими странами, улучшение трансатлантических экономических отношений.
- Содействие двойному профессиональному образованию.
- Поддержка предпринимательства: налоговые льготы для мобилизации венчурного капитала, льготное налогообложение.
Финансы и налоги
- Финансовая стабильность: сбалансированный бюджет, отсутствие увеличения налоговой нагрузки на граждан.
- Отмена или уменьшение налога солидарности (нем. Solidaritätszuschlag)
- Единая система корпоративных налогов в Европе, общая налоговая база и минимальные ставки налогов.
- Борьба с мошенничеством и уклонением от уплаты налогов. Справедливое налогообложение Интернет-концернов.
- Усиление Германии как финансового центра и защита налогоплательщиков от рискованных спекуляций на финансовом рынке.
- Новая международная инициатива по надзору за хедж-фондами и теневыми банками.
Энергетика
- Продолжение перехода к возобновляемым источникам энергии.
- Модернизация электрических сетей.
- Больше внимания охране природы и интересам граждан, в т.ч. прокладка кабелей под землей.
Транспорт
- Рекордные инвестиции в инфраструктуру, инновации в инфраструктуре. Больше инвестиций в снижение шума.
- Создание мобильности Mobilität 4.0: электронные билеты (eTicket) в общественном транспорте.
- Продвижение автоматизированного вождения.
- Контроль за загрязнением воздуха, чистый общественный транспорт.
- Инвестиции в электромобили и автомобили на альтернативном топливе.
- Строительство зарядной инфраструктуры.
Сельское хозяйство
- Содействие внутреннему сельскому хозяйству.
- Общенациональный запрет генной инженерии.
- Расширение органического земледелия.
- Дальнейшее развитие и дебюрократизация Общей европейской сельскохозяйственной политики.
- Защита животных и окружающей среды. Улучшение содержания животных.
- Поддержка здорового питания, производства качественных продуктов.
- Больше ясности и информации о пищевой ценности и ингредиентах.
Социальная защищенность и справедливость
- Стабильная пенсия, ограничение на рост пенсионных взносов. Борьба с бедностью в пожилом возрасте.
- Содействие участию людей с ограниченными возможностями в жизни общества, соответствующие инвестиции.
- Улучшение в уходе: новые кадры, изменение в обучении.
- Более справедливое финансирование обязательного медицинского страхования.
- Инвестиции в медицину, больше учебных мест в области здравоохранения.
- Национальный портал здравоохранения для быстрой и достоверной информации по медицинским вопросам.
- Улучшение положения застрахованных в ОМС: субсидии на зубные протезы, улучшение консультаций, поддержка врачей из экономически слабых районов.
- Улучшение положения местных аптек: запрет удаленных продаж лекарств по рецептам врачей.
Контроль иммиграции, требование интеграции и поддержка интеграции
- Приверженность правовым и гуманным обязательствам: основное право на политическое убежище, следование международным конвенциям и конвенциям ЕС в этой сфере.
- Контроль и ограничения перемещений мигрантов, предотвращение причин миграции. Ограничение миграции от 180'000 до 220'000 человек в год.
- Ясные правила воссоединения семьи и регулирования трудностей мигрантов.
- Расширение списка безопасных стран происхождения.
- Эффективная защита внутренних границ и развитие европейской пограничной и береговой охраны.
- Ускорение процедур принятия решений по предоставлению убежища.
- Регулирование иммиграции квалифицированных работников. Ориентация на потребности экономики, квалификацию, возраст, язык, трудовой договор и обеспечение средств к существованию.
- Повышение качества и эффективности интеграции и языковых курсов.
Регионы, города, жилье
- Укрепление регионов.
- Строительство нового жилья: 1,5 миллиона новых квартир и домов.
- Выделение средств на социальное жилье.
- Поддержка энергоэффективного ремонта зданий.
- Поддержка семей в приобретении собственного жилья.
- Регулирование роста арендной платы за жилье.
Дееспособное и сильное государство для свободного общества
- Улучшение безопасности в Германии. Усиление борьбы с преступностью. Лучшее оснащение для полиции, информационные технологии, расширение анализа ДНК.
- Расширение киберзащиты.
- Улучшение сотрудничества между органами власти в борьбе с терроризмом.
- Расширение программ по борьбе с экстремизмом.
- Улучшение прав жертв преступлений и терроризма. Улучшение защиты детей в интернете.
- Борьба с экономическими преступлениями и организованной преступностью.
- Улучшение прав потребителей. Создание общенационального портала для потребителей.
Использование ресурсов
- Защита климата, содействие защите биоразнообразия.
- Борьба с вымиранием насекомых.
- Инициативы за чистоту воздуха, защиту воды, почвы и океанов.
- Выход из ядерной энергетики.
§ Современная европейская политика Германии
Как видно из называния Коалиционного договора, политики Германии большое внимание уделяют развитию и поддержке Европейского Союза. Как сказано уже в вводной части Договора, в Европейском союзе должны произойти серьезные изменения, ЕС должен сохранять и обновлять свои ценности и благосостояние. Сильная и единая Европа является для Германии лучшей гарантией лучшего будущего, мира, свободы и благосостояния. В настоящий момент Европа находится перед рядом сложнейших задач: выход Великобритании из ЕС, ситуация с беженцами и мигрантами, продолжающиеся последствия экономического кризиса, безработица среди молодежи и другие. Кроме этих проблем, в последние годы изменился глобальный баланс сил в политике, экономике и военных действиях; особенно это касается таких стран как США, Россия и Китай.
"Сильная, демократическая, конкурентоспособная и социальная Европа должна стать нашим ответом на вызовы нашего времени" (Коалиционный договор 2018)
По этим и другим причинам, как никогда прежде Европа нуждается в преобразованиях. По мнению немецких политиков, только совместными усилиями государства Европы могут отстаивать свои интересы, ценности и сохранять социальную рыночную экономику. "Сильная, демократическая, конкурентоспособная и социальная Европа должна стать нашим ответом на вызовы нашего времени" - говорится в Документе. Это определяет следующие цели и задачи в европейской политике Германии:
- Укрепление сплоченности Европы на всех уровнях на основе ее демократических и конституционных ценностей и укрепление принципа взаимной солидарности.
- Усиление европейского Парламента.
- Укрепление конкурентоспособности и силы развития ЕС для сохранения перспективных рабочих мест и создания новых, как основы будущего процветания.
- Возрождение социальной рыночной экономики, основанной на ответственности предприятий, социальном партнерстве, участии работников предприятий в его управлении и справедливом распределении доходов, особенно в связи с распространенностью информационных технологий.
- Проведение научных исследований, внедрение инноваций.
- Расширение инвестиционных возможностей и программ.
- Поддержка молодежи: борьба с безработицей и хорошие рабочие места, расширение программ молодежного обмена, свобода передвижения в Европе.
- Укрепление социальной справедливости.
- Разработка правил установления минимальной оплаты труда, а также систем базового социального обеспечения в странах ЕС.
- Улучшить сопоставимость стандартов в сфере образования стран ЕС.
- Борьба с налоговым демпингом, мошенничеством и уклонением от налогов, а также отмыванием денег.
- Поддержка справедливого налогообложения крупных концернов и Интернет-концернов, таких как Google, Apple, Facebook, Amazon.
- Изменение в налогообложении предприятий.
- Больше сотрудничества на международном уровне, никакого протекционизма, изоляционизма и национализма.
- Общеевропейская внешняя политика и политика безопасности должны быть усилены для обеспечения мира в Европе. Укрепление сотрудничества в области политики безопасности и обороны (PESCO) и сделать его более жизнеспособным.
- Расширение границ ЕС, вступление в ЕС новых стран.
- Улучшение управления и организации процессов беженства и миграции, борьба с причинами бегства.
- Расширение сотрудничества с Африканскими странами на всех уровнях.
- Ведущая роль ЕС в защите климата и реализация Парижского соглашения по климату.
- Европа нуждается в общей, совместной внешней политике и политике в области прав человека.
- Укрепление и реформирование Еврозоны.
- и другие .
Для достижения этих целей, политические партии хотят сделать более дееспособным Европейский парламент, готовы к оказанию финансовой поддержки. По их мнению, необходимые преобразования в Европейском Союзе возможны лишь в том случае, если Германия и Франция с полной силой будут действовать в этом направлении, что требует близкого сотрудничества и согласования действий между этими странами. Также требуется расширение сотрудничества с Польшей.
§ Современная внешняя политика Германии
Современная внешняя политика Германии неразрывно связана с обеспечением мира и стабильности, а также с деятельностью ООН и ЕС. Изменение климата, риск торговых войн, гонки вооружений и вооруженные конфликты, нестабильность на Ближнем Востоке, проблемы с беженцами, новый агрессивный национализм в разных странах, а также другие мировые проблемы, оказывают свое влияние на направление во внешней политике страны. Германия отождествляет свою внешнюю политику с внешней политикой Европейского союза, поэтому стремится к улучшению и усилению общей европейской политике в сфере безопасности, обороны и развития.
Одним из важных приоритетов внешней политики Германии является углубление интеграции государств Западной Европы. Германия играет решающую роль в построении и организации европейских структур. При этом с самого начала преследовалась цель развеять послевоенный страх стран-соседей перед Германией и сделать излишними ограничения, введенные советскими оккупационными силами. С 1950 года Германия стала членом Совета Европы, а в 1957 году подписала Римские соглашения, которые стали фундаментом в образовании Европейского союза.
Во время холодной войны внешняя политика Германии была сильно ограничена. Одной из главных её задач было воссоединение с оккупированными землями. Само собой разумеется, что никакой речи о войсковых операциях идти не могло. Тем не менее, практически сразу на территории Западной Германии были размещены американские ядерные боеголовки.
Германия не имеет права принимать участия в захватнических войнах. Её вооруженные силы стоят на защите суверенитета и целостности Германии. Лишь с недавнего времени бундесвер принимает участие в различных мероприятиях, направленных на поддержание мира. Это производится с согласия бундестага. Германия принимала и принимает участие в разрешении следующих конфликтных ситуаций:
- 1992—1996 — Операция SHARP GUARD с применением военных кораблей и самолетов-разведчиков в Адриатическом море против бывшей Югославии; — Операция сил ООН в Сомали UNOSOM II;
- с 1999 — Война НАТО против Югославии (на данный момент KFOR);
- с 2002 — Миротворческая миссия ISAF в Афганистане;
- с 2002 — Операция Active Endeavour с участием военно-морского контингента в прибрежных водах Восточной Африки и Средиземного моря;
- с 2005 — операция UNIFIL, миротворческие силы ООН размещённые в южном Ливане, на границе с Израилем.
- с 2008 — Операция ATLANTA для борьбы с пиратами в зоне Сомали.
Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония
Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен
Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра¹
В 1955 Федеративная Республика Германия стала членом НАТО. Западная Германия вошла в число государств-основателей Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) в 1951 и Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в 1957. В 1973, одновременно с ГДР, ФРГ была принята в Организацию Объединенных Наций. Германская Демократическая Республика была создана как государство просоветской ориентации. Она стала одним из учредителей Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) в 1949 и Организации Варшавского договора в 1955. К тому времени ФРГ уже была признана большинством некоммунистических государств, а ГДР – только коммунистиче-скими странами.
Огромное влияние Германии в международной политике обусловлено прежде всего ее экономической мощью, в частности, ее ролью крупнейшего финансового донора ЕС. С начала 1970-х годов ФРГ входит в число мировых лидеров по объемам финансовой и технической помощи, предоставляемой другим странам. Особенно большая доля помощи направляется в государства бывшего советского блока.
Современная Федеративная Республика Германия (ФРГ) является лидером Европейского союза. После объединения она стала политическим тяжеловесом не только на европейской, но и мировой арене. Страна во многом определяет политическое развитие реформируемого Евросоюза, будучи одним из его основных консолидирующих начал. От Германии во многом зависит и содержание европейско-трансатлантических отношений. ФРГ остается страной, определяющей основное содержание и направления восточной политики Евросоюза на постсоветском пространстве, главным образом, с Россией.
В эпоху глобализации внешняя политика больше, чем когда бы то ни было, становится мировой внутренней политикой. С прекращением конфликта между Востоком и Западом перед германской внешней политикой открылись новые шансы как в Европе, так и во всем мире. Приоритетная цель внешней политики Германии – сохранение мира и безопасности во всем мире.
До восстановления государственного единства Германии основные принципы внешней политики и политики безопасности ФРГ определялись ситуацией, которая сложилась в результате противостояния Востока и Запада. Разграничительная линия между двумя враждующими социальными системами проходила именно по территории Германии. Военное предназначение обоих германских государств в системе Североатлантического альянса и Организации Варшавского Договора определялось тем, чтобы удержать возможный военный конфликт в пределах германской территории. Можно отметить, что с восстановлением германского единства европейская и мировая политика вступили в новую фазу, а в вопросах обеспечения внешней безопасности ФРГ произошла смена приоритетов.
В настоящее время общие контуры новой концепции национальной безопасности Германии вырисовываются достаточно отчетливо. В целом немецкие подходы лежат в общем русле развития НАТО и уточняются по мере необходимости компетентными органами ФРГ, в заявлениях высших государственных деятелей ФРГ, отдельными решениями Бундестага и Федерального конституционного суда.
Здесь Меркель подчеркивает роль НАТО и Германии в развитии стабильности и благополучия, благодаря их совместным усилиям. Но при этом госпожа канцлер обеспокоена напряженностью в других частях света. Возросшая роль Германии в мировой политике возлагает на страну в новых условиях большую ответственность, отмечает она.
Германия поддерживает Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), как наиважнейший инструмент внешней политики и политики безопасности, и выступает за ее укрепление. Организация Объединенных Наций (ООН) является единственной международной организацией универсального характера. В уставе ООН заложены международно-правовые основы международных отношений, которые носят эмпирический характер. Ожидания, связываемые с ООН как глобальным гарантом мира, возросли. В целом ряде вопросов, относящихся к расширенному пониманию безопасности, ООН играет выдающуюся роль. Германия осознает свою ответственность за сохранение мира во всем мире и за международную безопасность в рамках ООН и выступает за ее укрепление в рамках фундаментального и всеобъемлющего реформирования.
С переходом Китайской Народной Республики (КНР) в разряд глобальных игроков китайская тема прочно заняла одно из ведущих мест в аналитических выкладках германского экспертного сообщества. Правительство А. Меркель активно взялось за развитие двустороннего сотрудничества. Уже в 2006 г. состоялись три германо-китайские встречи на высшем уровне, в ходе которых был согласован ряд важных документов. В 2007 г. Пекин посетили президент ФРГ Х. Кѐлер, канцлер Меркель, министр обороны Юнг. Однако интенсивный диалог был на время прерван китайской стороной после того, как в сентябре 2007 г.
В коалиционном договоре ХДС/ХСС и СДПГ было подчеркнуто, что обострение проблем развития, прежде всего, в Африке, но также и в отдельных регионах Азии и Латинской Америки, непосредственно угрожают миру и благосостоянию Германии и Европе. Поэтому ФРГ будет последовательно реализовывать цели и принципы, провозглашенные в решениях ООН, конференции по вопросам финансирования развивающихся стран в Монтеррее, а также Всемирного саммита ООН в Йоханнесбурге. В программе делался упор на обсуждение таких тем, как энергетическая эффективность в развивающихся странах и сбережение ресурсов, охрана окружающей среды в мировом масштабе, включая соблюдение Киотского протокола, экономическое развитие африканского континента, борьба с бедностью и СПИДом.
В заключение хотелось бы отметить, что Германия в XXI веке проводит активную внешнюю политику, ее роль в международных отношениях одна из ключевых. Сильная и безопасная Европа, в том числе и в военном плане, по-прежнему остается важнейшей целью Германии. Немцы готовы нести возросшую внешнеполитическую ответственность и участвовать в рамках Устава ООН во всех акциях ООН, НАТО, ЗЕС, ОБСЕ по восстановлению мира. Евросоюз должен в будущем взять на себя большую ответственность за обеспечение безопасности на континенте, при этом Германия ратует за сохранение американского присутствия в Европе, выступая за комплексное обеспечение европейской безопасности силами НАТО, ЗЕС и ОБСЕ. Германия выступает за тесные отношения в рамках ЕС и НАТО и открытый диалог с Россией и Китаем, которые будут способствовать укреплению международной безопасности.
Читайте также: