Актуальные потребности российского общества кратко

Обновлено: 02.07.2024

Довольно часто разные люди с разными взглядами бросаются словами о том, что нужно и не нужно народу России: при этом оглашаемые потребности от оратора к оратору очень сильно разнятся и никто не приводит объективных аргументов в пользу своего мнения. Давайте разберёмся что же на самом деле нужно народу России, а именно изучим имеющиеся исследования о целях/ценностях/потребностях людей.

Ценности народа России на основе социологических исследований

Обратимся теперь к анализу ценностей по методу Шварца на основе европейского социологического исследования: " Жизненные ценности российского населения: сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами ".

Безопасность превыше всего, а рискованные нововведения не приветствуются.

Таким образом получаем такую расшифровку:

  • Безопасность – Для него важно жить в безопасном окружении. Он избегает всего, что может угрожать его безопасности. Для него важно, чтобы государство обеспечивало его безопасность во всех отношениях. Он хочет, чтобы государство было сильным и могло защитить своих граждан.
  • Конформность – Он убежден, что люди должны делать то, что им говорят. Он считает, что люди должны всегда следовать правилам, даже если никто за этим не следит. Для него важно всегда вести себя правильно. Он старается не совершать поступков, которые другие люди могли бы осудить.
  • Традиция – Для него очень важно быть простым и скромным. Он старается не привлекать к себе внимание. Он ценит традиции. Он старается следовать религиозным и семейным обычаям.

Открытость изменениям

  • Самостоятельность – Для него важно придумывать новое и подходить ко всему творчески. Ему нравится делать все по-своему, своим оригинальным способом. Для него важно принимать самому решения о том, что и как делать. Ему нравится быть свободным и не зависеть от других
  • Риск–новизна – Ему нравятся неожиданности, он всегда старается найти для себя новые занятия. Он считает, что для него в жизни важно попробовать много разного. Он ищет приключений и ему нравится рисковать. Он хочет жить полной событиями жизнью.
  • Гедонизм – Для него важно хорошо проводить время. Ему нравится себя баловать. Он ищет любую возможность повеселиться. Для него важно заниматься тем, что доставляет ему удовольствие.

Самоутверждение

  • Достижение – Для него важно показать свои способности. Он хочет, чтобы люди восхищались тем, что он делает. Для него очень важно быть очень успешным. Он надеется, что люди признают его достижения.
  • Власть–богатство – Для него важно быть богатым. Он хочет, чтобы у него было много денег и дорогих вещей. Для него важно, чтобы его уважали. Он хочет, чтобы люди делали так, как он скажет.
  • Благожелательность – Для него очень важно помогать окружающим людям. Ему хочется заботиться об их благополучии. Для него важно быть верным своим друзьям. Он хотел бы посвятить себя близким людям. Для него важно, чтобы с каждым человеком в мире обращались одинаково. Он убежден, что у всех должны быть равные возможности в жизни.
  • Универсализм – Для него важно выслушивать мнение других, отличающихся от него людей. Даже когда он с ними не согласен, он все равно хочет понять их точку зрения. Он твердо верит, что люди должны беречь природу. Для него важно заботиться об окружающей среде.

Далее в этой работе была предпринята попытка классификации ценностей с использованием кластерного анализа (по методу k-средних).

За единицу анализа был взят отдельный респондент, и статистический алгоритм распределял людей по кластерам только на основании их показателей по 10 центрированным ценностным индексам, безотносительно страны проживания. Мы остановились на типологии, состоящей из 4 кластеров, поскольку в этом случае они были относительно равномерно наполнены, и кроме того, различия между ними хорошо описывались в терминах интегральных ценностных факторов. В кластере I оказалось 6770 (18%), в кластере II – 13074 (36%), в кластере III – 8870 (25%) и в кластере IV – 7334 (20%) респондента.

Если же оставить только население России, то получится следующее распределение:

  • 46% занимаются преимущественно самоутверждением и нейтрально относятся к изменениям или сохранению жизненного уклада
  • 35% так же занимаются преимущественно самоутверждением, однако тяготеют к сохранению, то есть к безопасности, традициям.
  • 14% ярко выражено стремятся к изменениям, новизне, самостоятельности, гедонизму, при этом тяготеют к заботе об окружающих, не забывая о самоутверждении.
  • 5% больше чем все остальные в России стремятся помогать людям, меньше всех заботятся о достижениях и богатстве, при этом оставаясь нейтральными по отношению к изменениям или сохранению жизненного уклада.

Таким образом, благодаря переходу со странового на индивидуальный уровень анализа и построению классификации отдельных респондентов, удалось, во-первых, расщепить образ среднего россиянина и показать, что в составе российского большинства имеется два ценностных подтипа. И во-вторых, удалось обнаружить две группы ценностных меньшинств, которые радикально отличаются по своим ценностям от доминирующих в России ценностных типов, но к которым тем не менее принадлежит каждый пятый россиянин.

Попарные межстрановые сравнения средних величин по 10 типологическим ценностным индексам показали, что для среднего россиянина, в сравнении с жителями других стран, характерна более высокая осторожность (или даже страх) и потребность в защите со стороны сильного государства, у него слабее выражены потребности в новизне, творчестве, свободе и самостоятельности и ему менее свойственна склонность к риску и стремление к веселью и удовольствиям. В отношении значимости перечисленных ценностей средний россиянин похож на средних представителей целого ряда других стран, прежде всего, постсоциалистических. В отношении же значимости другой группы ценностей средний россиянин более своеобразен и, как правило, похож на представителей лишь небольшого числа рассматриваемых стран. Речь идет о его сильном стремлении к богатству и власти, а также к личному успеху и социальному признанию (правда, ни желаемый успех, ни способы его достижения не ассоциируются с новациями и творчеством). Сильная ориентация на индивидуальное самоутверждение оставляет в сознании этого человека меньше, чем у представителей других стран, места для заботы о равенстве и справедливости в стране и мире, для толерантности, заботы о природе и окружающей среде и даже для беспокойства и заботы о тех, кто его непосредственно окружает.

На ней мы как раз видим как в России доминируют ценности безопасности и как стремительно уменьшается ценность секуляризма (в сторону традиционализма).

Секуляризм - это идеология, отвергающая любые богословские системы и обосновывающая окружающую действительность, общество и человека исключительно исходя из опыта земной жизни. К секуляризму очень близок крайний атеизм. Отрицая религию в принципе, секуляризм выступает за социальный прогресс и улучшение условий жизни. Понятие секуляризма появилось в середине XIX века. Наиболее известный идеолог секуляризма - Ч.Бредлоу. Христианские идеологи видят в секуляризме одну из самых больших опасностей для духовной жизни человека и считают его следствием признания автономности мирских реальностей и независимости их от бога.

Данное исследование предоставляет возможность увидеть изменение ценностей в динамике с 1981 года. На видео ниже отображена динамика изменения ценностей в странах с 1981 до 2014 года:

Видно как начиная с 2000 года Россия резко начала уходить от секуляризации к традиционализму по направлению к мусульманским ценностям.

Ценность безопасности и выживания, очевидно объясняется пережитыми событиями последних 100 лет: гражданская война, мировая война, перестройка, развал страны, угрозы со стороны некоторых стран, окружение базами альянса, созданного против России (СССР).

Падение ценности секуляризации скорее всего вызвано уходом антирелигиозной пропаганды (СССР) и появлением религиозной пропаганды.

Цели народа России

Цели распределены между респондентами, имеющими цели ( 52.4% ), следующим образом:

  • приобретение квартиры, покупка/постройка дома или дачи ( 24.3% )
  • обеспечение будущего детей ( 16.2% )
  • образование, повышение квалификации, творческие задачи ( 11.1% )
  • создание или пополнение семьи ( 10.8% )
  • карьера, повышение в должности, организация своего дела ( 9.9% )
  • погашение крупного кредита, ипотеки ( 6.9% )
  • приобретение автомобиля, мебели, ремонт в квартире ( 6.9% )
  • путешествия, смена региона проживания ( 6.0% )
  • увеличение доходов, материального достатка ( 4.2% )

Видно, что в основном реализуемые цели, которые люди воспринимают как ключевые на указанных отрезках своей жизни, отражают структуру типовых социально-бытовых проблем, нерешенных в российском обществе. Но виден и высокий рейтинг целей, либо не имеющих материальной подоплеки, либо, даже будучи материалистическими по форме, основанных, тем не менее, на неэгоистических мотивах и направленных на создание мериторных благ, в частности, здоровья и образования поколения детей и внуков.

Жизненные цели можно разделить на материальные (утилитарные, такие как повышение доходов, прирост стоимости имущества), не материальные (идеальные, такие как общественное уважение, духовная потребность, миссия, направленность на помощь другим) и смешанные.

Распределение респондентов по типам жизненных целей получилось следующее:

Заключение

Люди в России в массе своей больше обеспокоены личными благополучием, и защитой от различных угроз (экономических, политических, военных). При этом в России возрастает ценность традиций.

В России можно выделить четыре категории людей:

  • 46% занимаются в первую очередь самоутверждением, увеличением собственного благосостояния, стремятся к признанию своих достижений и при этом в среднем равнодушно относятся, что к творчеству, приключениям, новым занятиям в жизни, что к государственной безопасности, соблюдению правил и законов, традициям и религиям.
  • 35% так же занимаются преимущественно самоутверждением, увеличением собственного благосостояния, стремятся к признанию своих достижений, однако для них, больше чем для всех остальных, важны традиции, религия, государственная безопасность и соблюдение правил, законов.
  • 14% стремятся к свободе, к изменениям, к творчеству, к приключениям, к риску, для них крайне важно принимать самим решения о том, что и как делать, при этом они тяготеют к заботе об окружающих.
  • 5% больше чем все остальные стремятся помогать людям, заботиться о благополучии окружающих, выслушать мнения каждого, стремятся к равенству, больше других заботятся об окружающей среде, при этом в среднем равнодушно относятся, что к творчеству, приключениям, новым занятиям в жизни, что к государственной безопасности, соблюдению правил и законов, традициям и религиям.

Это и есть Россия сегодня.

Источники и доверие к ним

1) "Европейское социальное исследование"

Наиболее известный и уважаемый сравнительный проект в области социальных наук в Европе в последнее десятилетие. Сайт

In 2001, the European Social Survey was established at the National Centre for Social Research (now NatCen Social Research) in London. Since 2003, the ESS Headquarters are hosted by City, University of London (UK).

In 2005, the ESS was the winner of the Descartes Prize for Research and Science Communication.

Оснований не доверять данному источнику не вижу, так как с данным исследованием работают ведущие коллективы социологов, данные находятся в открытом виде: всё можно проверить и перепроверить. К тому же результаты подтверждаются другими социологическими исследованиями.

В России данное исследование финансировалось в разные годы из разных источников:

2) Исследование World Values Survey

И тут довольно интересны мысли Эдуарда Понарина, с которыми можно ознакомиться в статье .

Каждая национальная команда несет ответственность за свои расходы, и большинство исследований финансируются из местных источников. Тем не менее, централизованное финансирование было получено в тех случаях, когда местное финансирование невозможно. В настоящее время деятельность Секретариата WVS и Исполнительного комитета WVS финансируется Фондом 300-летия Банка Швеции . Другое финансирование было получено от Национального научного фонда США , Шведского агентства международного сотрудничества в области развития (SIDA), Фонда Volkswagen, Немецкого научного фонда (DFG) и Министерства образования, культуры и науки Нидерландов.

Аналогично предыдущему не вижу причин не доверять данному источнику в силу его масштабности и того, что его результаты коррелируют с другими исследованиями.

С развитием экономики, существенным ростом качества жизни, возникновением и функционированием конвейерного производства формируется довольно широкая прослойка представителей среднего класса. Потребление перестает быть вынужденной мерой, люди потребляют больше не для выживания, а для престижа. Теперь формируется общество потребления. В подобном социуме способность к потреблению определяет социальное положение и статус. Сограждане испытывают чувство уважения к человеку, который может себе многое позволить купить.

  • Характерные черты общества потребления
  • Теория Жана Бодрийяра
  • Аргументы в защиту общества потребления
  • Негативное влияние на личность человека
  • Ситуация в России
  • Как жить в обществе потребления – советы

Характерные черты общества потребления

общество массового потребления

К основным чертам социума потребителей относятся:

Люди в таком социуме постепенно привыкают, что нельзя обойтись без ультрамодного нового лекарства при болезни и его нужно купить, начинают думать, что для занятия спортом обязательно приобретать абонемент в зал. Много новых изобретений довольно полезные и облегчают жизнь. Однако перед приобретением стоит подумать о необходимости такой вещи в домашнем обиходе.

Теория Жана Бодрийяра

жан бодрийяр общество потребления

  1. Представляет собой самообман. В таком социуме нет ничего настоящего . Воздействию потребительства подвержены не только предметы, но и человеческие отношения, культура, религия, любовь к Отечеству. Феномены, попавшие под влияние, приобретают черты потребляемой вещи – служат отличительными знаками престижа и занимаемого ранга в социальной лестнице.
  2. Социум превращает личность в биосущество для переработки продуктов и возрастающих услуг.
  3. Наблюдается преобладание массовой культуры. Она вытесняет традиционные ценности как влияние модных тенденций на спрос на устаревшие вещи. На смену индивидуальности приходит ритуальность – знаки, маски, внешний вид без внутреннего стержня, содержания. Все является лишь пустой оболочкой.
  4. Введение культа тела. Тело становится упрощенным подобием души. Реклама призывает работать над красотой тела, создавать внешний вид, красивую оболочку.

Одновременно такой социум представляет собой общество заботы и насилия. СМИ отражают действительность в нужном ключе, тем самым, формируя новую реальность.

Аргументы в защиту общества потребления

человек в обществе потребления

Серди положительного влияния потребительского социума принято называть:

Таким образом, общество массового потребления не всегда плохо. При наличии денежных средств и осознанности потребителя такое общество оказывает положительное влияние, открывает широкие возможности для личностного роста.

Негативное влияние на личность человека

общество потребления ценности

Несмотря на большое количество положительных сторон общества потребления, у такого социума есть и значительные минусы. Одна из негативных сторон может разом перечеркнуть все хорошие моменты.

Возвращение к животным инстинктам

В социуме, где поощряется избыточное потребление, где без труда можно взять желаемое, оформив за углом кредит, человек развращается. Человек в таком состоянии превращается в животное.

Животное живет инстинктами и не станет потреблять свыше необходимого для проживания. Но у человека есть разум и он не имеет границ.

Инфантилизация населения

Люди становятся управляемыми, пассивными, не отдающими отчет своим действиям. Незримые авторитеты диктуют как жить, что нужно человеку. Это напоминает отношения родителей с маленькими детьми, за которых все решают взрослые.

Не все люди сегодня могут ответить, для чего им понадобился новый сотовый телефон, если старая модель еще функционирует.

Изменение отношения к труду

Люди стремятся получить деньги с приложением наименьших усилий. Все меньшее количество людей способны трудиться на регулярной основе. В обществе культивируются профессии, относящиеся исключительно к сфере услуг. Пропагандируются идеи о легкой жизни, без напрягов, что все можно сделать нажатием одной клавиши. Актуальны такие предложения услуг – доставка готовой еды из кафе до двери, привоз продуктовой корзины.

Легкие деньги культивируются азартными играми, продажей красоты и прочее.

жизнь в обществе потребления

Зависимость от благ и кредитов

В потребительском социуме население становится зависимым от благ и кредитов. Кредитные займы позволяют рассчитывать на удовлетворение желаний, на которые человек еще сам не заработал.

Более того, человек в обществе потребления перестает правильно определять истинные ценности. Преобладают фальшивые ценности. Человек в таком социуме ценен наличием дорого автомобиля, последней марки телефона, возможностью посетить курорт и престижной работой. Обычно работа человеку не нравится, но должность является престижной в сознании представителей масскультуры. Человек больше не рассматривается как личность, способная на поступки.

В подобном обществе нет места для умственного и нравственного развития личности. Хозяевам жизни не очень удобно разумное население, им станет сложно управлять и внушать необходимость постоянных покупок, предоставления на это займов под проценты.

Ситуация в России

В России общество потребления еще не сформировалось полностью. В последнее время расширился круг миллионеров, стал больше средний класс. Но большая часть населения страны еще находится за чертой бедности. Граждане могут обеспечить себя самым необходимым – питание, проживание, лекарственные препараты и недорогая одежда из массмаркетов.

Однако за крайние 10-20 лет изменилось отношение к потреблению. Если говорить о молодых представителях среднего класса, то стали покупать фирменные гаджеты, сотовые телефоны. Причем молодежь не использует планшеты для прочтения книг, а по большей части отдает предпочтение незамысловатым играм.

современное общество потребления

Как жить в обществе потребления – советы

В обществе потребления важно оставаться человеком с незамутненным разумом, понимать – что необходимо, а без чего можно и обойтись. Вот несколько советов в таком социуме:

  • важно понимать, что населением в обществе управляют. Для освобождения от постороннего влияния следует стать неудобным рабом – четко осознавать, что большая часть желаний результат внушения извне;
  • настороженно относиться к рекомендациям родственников, соседей, знакомых, друзей относительно какой-то покупки. Поскольку большая часть населения уже зависима от рекламных призывов. Советуя что –то своей знакомой, женщина выступает транслятором идей. То есть посредством родственника или приятеля реклама может добраться до любого;
  • осознанность своих действий и поступков. Почаще спрашивать у себя – а нужно ли это приобретение? Можно ли без него обойтись? ;
  • по возможности не брать кредиты – заранее обдумать, сколько придется поработать, чтобы выплатить долг банку;
  • развитие собственного ума посредством чтения книг поможет мыслить глубже.

Таким образом, общество потребления навязывает ценности фальшивые, ото которых человек перестает быть самим собой. Индивид тем ценнее в таком социуме, чем круче у него автомобиль или есть новейший айфон. Население становится несамостоятельным, не любит упорный труд, молодое поколение не хочет развиваться и учиться.

Потребительское общество оказывает положительное влияние, если индивид осознанно отнсится к своим поступкам. То есть прекрасно понимает, что для работы ему нужен ноутбук, который можно приобрести в любом магазине техники (общедоступность). И совсем не обязательно покупать ноутбук последней модели с дополнительными функциями.

Читайте также: