Церковный приход это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Пер­во­на­чаль­но об­щи­ны хри­сти­ан су­ще­ст­во­ва­ли поч­ти ис­клю­чи­тель­но в го­ро­дах, где бо­го­слу­же­ния со­вер­ша­лись в един­ст­вен­ной городской церк­ви епи­ско­пом в со­слу­же­нии пре­сви­те­ров и диа­ко­нов. С рос­том чис­ла хри­сти­ан но­вые об­щи­ны по­яв­ля­лись как в го­ро­дах, так и в сель­ской ме­ст­но­сти, а по­сколь­ку в го­ро­де мог быть толь­ко один епи­скоп, то воз­глав­лять иные об­щи­ны им на­зна­ча­лись пре­сви­те­ры. Са­мое ран­нее упо­ми­на­ние о при­ход­ской церк­ви во гла­ве с пре­сви­те­ром со­хра­ни­лось в 6-м пра­ви­ле Гангр­ско­го со­бо­ра (IV век).

В Русской церк­ви, вви­ду об­шир­но­сти её епар­хий, приход во гла­ве с пре­сви­те­ра­ми су­ще­ст­во­ва­ли из­на­чаль­но. В XIX веке уст­рой­ст­во приходов бы­ло уре­гу­ли­ро­ва­но Ус­та­вом ду­хов­ных кон­си­сто­рий (издан в 1841 году, пе­ре­из­дан с из­ме­не­ния­ми в 1883 году) и другими до­ку­мен­та­ми. Со­глас­но им, уч­ре­ж­де­ние и за­кры­тие прихода осу­ще­ст­в­ля­лись Свя­тей­шим Си­но­дом. При­ход­ской причт был обя­зан вес­ти спи­ски на­лич­ных при­хо­жан. В приходе ве­лись мет­рические кни­ги, в ко­то­рые вно­си­лись за­пи­си о ро­ж­де­нии, бра­ко­со­че­та­нии и смер­ти при­хо­жан. По­ме­ст­ный со­бор 1917-1918 годов Оп­ре­де­ле­ни­ем о пра­во­слав­ном при­хо­де вос­ста­но­вил эле­мен­ты древ­ней прак­ти­ки вы­бор­но­сти в по­став­ле­нии кли­ри­ков.

В не­ко­то­рых хри­сти­ан­ских стра­нах (например, в Анг­лии, Ир­лан­дии, Пор­ту­га­лии) цер­ков­ным приходам со­от­вет­ст­ву­ют сов­па­даю­щие с ни­ми низ­шие еди­ни­цы му­ни­ци­паль­но­го управ­ле­ния, ко­то­рые так­же на­зы­ва­ют­ся приходами (например, английский pa­rish).

Содержание

В России в конце XIX в

Особый приход может образоваться, если есть церковь и достаточные средства для содержания причта, в приходе свыше 700 душ мужского пола — из священника, дьякона и псаломщика, а в приходе, имеющих менее 700 душ, — из священника и псаломщика. Исключения, по особым положениям, существуют для епархий западно-русских и кавказских, где приход образуются и при меньшем числе прихожан.

Право прихожанам избирать членов причта, как общее, отменено, но за прихожанами остается право заявления епархиальному епископу своего желания иметь известное лицо членом причта своей церкви. Имущество каждой церкви и её земельные владения составляют её неотъемлемую собственность. Церковно-приходские дела не относятся к ведомству сельских и волостных сходов и не могут быть предметом их суждения. Мирские приговоры сельских и волостных сходов о мирских сборах в пользу церквей, на покупку колокола для церкви и т. п. признаются обязательными для крестьян данного общества. В случае просьб об образовании новых приходов должны быть указаны средства для построения храма и содержания причта и для постройки домов для причта. Отвод установленных участков земли для причта во вновь открываемых приходов возлагается на общества и лица, возбудившие ходатайство об образовании прихода.

Общее собрание прихожан выбирает из своей среды членов приходского попечительства и доверенного человека для ведения церковного хозяйства — церковного старосту, избираемого прихожанами на три года, с согласия причта, при благочинном, и утверждаемого епархиальным архиереем, причём, если возникают сомнения в правильности выбора, дело рассматривается в консистории. При приходе учреждаются церковно-приходские общества для организации благотворительности в кругу прихожан. В 1885 г. был возбуждён Московским земством вопрос о восстановлении древнего права приходов избирать излюбленных людей на должность приходских священников. Синодом этот вопрос был разрешён отрицательно ввиду того, что избрание кандидата, как соединённое с нравственной ответственностью епископа, должно зависеть от личного его усмотрения и что если в истории и практиковались приходские выборы, то с большими беспорядками и злоупотреблениями и лишь по неимению специально подготовленных к священству кандидатов, а теперь такого недостатка не чувствуется.

Что такое приход? Определение и суть

Православный приход

До октябрьской революции именно в приходских храмах были сосредоточены все официальные сведения о прихожанах: кто когда родился, крестился, женился, что купил и куда переехал, фиксировались, естественно, и даты смерти. Образовывались приходы, как правило, там, где была не только церковь, но и средства для того, чтобы содержать церковный причт, т.е. штат священнослужителей. Примечательно, что прихожане поначалу активно участвовали в избрании членов причта, но со временем это право отменили, оставив лишь возможность ставить в известность о своих предпочтениях при назначении причта.

Если у Вас возник простой вопрос —

ответа можно попросить в регистратуре, если ситуация сложнее, то обращайтесь напрямую к священникам. Если в храме священника Вы не увидели, то можно спросить у служащих, есть ли дежурный священник или, возможно, его телефон.

Если Вы хотели бы, скажем, оказать крупную помощь храму, то здесь лучше спрашивать настоятеля конкретного храма.

Дорогие друзья, обращаю Ваше внимание, что автор проекта просит помощи каждого из Вас

Как создается приход?

Приход объединяет в себе духовенство и мирских людей, которые посещают один храм. Наблюдает за приходом архиерей епархии, который назначает настоятеля храма и благословляет весь приход на деятельность. Церковные каноны строги, и если часть (или даже все члены приходского собрания) решат выйти из прихода – они бесправны в отношении финансовых и материальных благ прихода. А уж если идет речь об отделении из выстроенной иерархии – теряется не только имущество и право пользования ним, но даже причастность к Русской Православной Церкви.

Приход


Приход

Епархиальная власть благословляет создание храмов, часовен, домов молитвы, а также управляет приходом. Ревизионной комиссии принадлежит право контроля за тем, как действует приход.

Увидеть вокруг себя людей

Бывает и молодежное служение, и миссионерская жизнь, но просто они исходят из другого: из этой блаженной тревоги о других, которые рядом с тобой, но которые еще не услышали, не увидели, еще не узнали того, что знаешь ты. Для этого не обязательно становиться в ряды, для этого не надо каких-то серьезных организованностей, они не нужны. Все строится по-другому. Тут и возникает община, как центр этой жизни.

Любовь являет себя через служение. Любовь являет себя через Евхаристию, потому что Евхаристия — это явленная любовь, и мы причащаемся любви настоящей, истинной, вечной. И эта любовь не может быть нами присвоена. Любовь нельзя присвоить. Эта любовь должна в нас расцвести, и жить, и идти дальше, раздавать себя. Любовь всегда себя раздает.

Такая община сегодня является, наверное, самым главным, самым важным, к чему мы должны стремиться. Такие общины должны появляться, такие общины должны расцветать, такие общины должны быть. Собственно, Церковь должна быть такой общиной.

Про общину, про ее церковно-богослужебный смысл можно говорить много и долго, тем более, что это очень актуальная тема для современного церковного сообщества. Но при чем здесь гражданское общество? Постараюсь теперь поговорить и об этом.

Структура прихода

Также с благословения архиерея происходит создание братств и сестричеств, которые привлекают к заботам о храме других прихожан, занимаются благотворительностью, просветительской деятельностью, религиозным воспитанием. Они производят отчисления на нужды церкви и строго подчиняются решениям епархии и приходских настоятелей. В случае отделения они также лишаются имущества, прекращая всякую деятельность в рамках не только прихода, но и церкви.

Возглавляет приход настоятель, которого назначает архиерей епархии. Он руководит духовенством прихода, следит, чтобы в храме были все атрибуты, необходимые для богослужений, организовывает деятельность братств и сестричеств, проводит приходские собрания, следя, чтобы его решения неукоснительно соблюдались, представляет интересы вверенного ему прихода в государственных органах, ведет богослужебный журнал, выдает свидетельства о таинствах крещения и брака.

Прихожане


Прихожане

В храме, как правило, находятся 3 человека: священник, дьякон и псаломщик. Если приход небольшой, дьякона в составе может не быть. Если же наоборот – по решению епархиальной власти состав может быть увеличен. Его обязанность – духовная и нравственная составляющие состояния прихода. Перейти в состав другой епархии священнослужитель может исключительно с разрешения архиерея.

И, наконец, прихожане, т.е. православные, постоянно посещающие храм, участвующие в богослужениях, исполняющие правила церкви, причащающиеся и исповедующиеся. Кроме того, именно прихожане должны заботиться о том, чтобы содержать храм в должном состоянии.

Управление приходом

Приход управляется приходским собранием.

  • Возглавляет его настоятель, а членами являются причта и наиболее достойные прихожане. Собирается этот орган не реже, чем раз в год.
  • Члены собрания обязаны строго следовать канонам церкви, в противном случае епархиальный архиерей имеет власть изменить его состав. Решение собрания принимается большинством голосов и оглашаются всем прихожанам в стенах храма.
  • Именно приходское собрание планирует как финансовую, так и хозяйственную деятельность, определяет сумму отчислений, утверждает штат и размер содержания членов причта, рассматривает поступившие жалобы на действия своих членов.
  • Если собрание – орган законодательный, то совет – исполнительный. В него входят председатель, помощник настоятеля и казначей. Приходской совет воплощает в жизнь решения, принятые собранием, планирует деятельность, составляет хозяйственные сметы.
  • Он в ответе за приобретение необходимого имущества, за сохранность всего храмового комплекса, включая землю. Еще одна функция приходского совета – обеспечение жильем тех членов причта, которые имеют такую необходимость.
  • Председатель совета – настоятель храма, подчиняющийся решениям епархиального архиерея.

Слуги божьи


Слуги Божьи
Избранная приходским собранием ревизионная комиссия осуществляет функцию контроля, проводит инвентаризации, проверяет ход и результаты финансово-хозяйственной деятельности, проводимой приходом, все поступления и траты. Во избежание необъективности среди членов совета и состава комиссии не может быть близких родственников.

В России в досинодальную эпоху[ | ]

Отличие прихода от храма

Храм – это помещение, в которое приходят люди, составляющие приход. Здесь уместна аналогия, связанная с библейской трактовкой Церкви, сравниваемой с мистическим телом Христа. Если Церковь (не отдельный храм, а именно Церковь) – это тело, то приход является его отдельной клеткой.

Жизнью прихода являются не только богослужения, но и все составляющие бытия людей, входящих в приходскую общину.

Настоятель прихода осуществляет руководство всеми храмами, причтами с соответствующего разрешения также может проводить службы в разных храмах. Но все это – внутри одного прихода.

Внутреннее убранство и интересные нюансы:

Церковная лавка

В церковной лаве можно купить все необходимое для православного человека: иконы, тематические книги, свечи, цепочки, кресты, все для Крещения, все для Венчания, все для отпевания, и т.д.

В регистратуре

В регистратуре как правило, можно о чем-то спросить, можно подать записки о здравии, о упокоении, заказать сорокоусты, внести целевые пожертвования.

Современный приход

В 2009 г. Священным синодом Русской Православной Церкви была принята новая редакция приходского устава, по которому архиерею принадлежит вся полнота власти. Сегодня приход не только проводит богослужения, но, идя в ногу со временем, устраивает выставки произведений различных жанров церковного искусства, выпускает свои газеты, имеет веб-страницы в интернете. А в лучших традициях милосердия в причтовых домах приходов предлагают пищу всем, кто голоден, делятся предметами одеждами и духовной пищей – печатной продукцией.

Дети в приходе


Дети в приходе

Богослужение: когда Бог служит человеку

И мы, действительно, часто встречаемся с подобными группами людей, которые как бы напоминают общину. Но община такой быть не может и не должна. Таким может быть клуб по интересам. А община — это когда у нас есть что-то общее, и даже не что-то общее, а Кто-то общий. Община — это когда у нас — Христос, а мы вокруг Него.

Что же такое община? Здесь на первом встает вопрос, что такое богослужение, потому что богослужение — это всегда центр жизни христианина. И мне кажется, что правильное понимание того, что такое богослужение, и поможет нам понять, что такое христианская община.

Чаще всего человек представляет, что он, идя в церковь на службу, совершает это для Бога, то есть Богослужение — это когда мы служим Богу. Но это величайшее заблуждение. Ведь все ровно наоборот, богослужение — это когда Бог служит человеку. И все, что мы имеем в нашей Церкви как ее богослужебное сокровище, — это бесконечное служение Бога каждому из нас. Начинается это богослужение — на Тайной вечери, когда Христос умывает ноги Своим ученикам. Вот это настоящее богослужение. И этот образ богослужения, когда Христос умывает ноги Своим ученикам, происходит постоянно во всех богослужениях нашей Церкви, во всех Таинствах. Мы приходим к Таинству покаяния, — Бог омывает наши грехи. Мы приходим к Таинству елеосвящения, — Бог исцеляет наши душевные и телесные немощи. Мы приходим на Евхаристию, центр богослужений, Таинство Таинств, и Господь раздает Себя, отдает нам всего Самого Себя. В любом богослужении мы — это те, кому служит Господь, которые пришли, чтобы это принять, чтобы это было для нас радостью, чтобы через это богослужение с нами что-то произошло.

И вот мы приходим за маленьким моим на богослужение, выстроенное по всей тысячелетней традиции нашей Церкви, мы благочестиво участвуем в Таинствах, мы готовимся к принятию Святых Христовых Таин, мы постимся несколько дней, мы читаем три канона плюс последование, и еще кто-то по силам прибавляет, ходим на всенощное бдение, исповедуемся перед причастием, и думаем, что мы совершаем этот сильный ритуальный акт, через который мы можем наконец-то добраться до того, где можем получить мое. Потому что причастие Святых Христовых Таин нами мыслится, как принятие чего-то очень приятного, важного, нужного и необходимого для исцеления души и тела. Так священник читает перед причастием, и эту часть причастия мы готовы для себя взять: во исцеление души и тела, в жизнь вечную нам тоже хотелось бы, и чтобы все правильно было в нашей жизни, все гарантировано, все абсолютно от сих до сих выверено. И тогда богослужение превращается для христиан в такой совершенно замечательный и легко проходимый церковный круг.

Мы год от года совершаем этот круг от Пасхи до Пасхи… от поста до поста… от причастия к причастию… и с нашей жизнью ничего не происходит. Мы идем по этому замечательному богослужебному кругу, никуда не выходя за его рамки, и, в общем то, никуда не идя. Церковное богослужение выстроено таким Кругом прекрасным, мощным, просто великолепным по своей красоте и смыслу. Но эти смысл и красота оказываются где-то на втором плане, а на первый план выходит уверенность, что мы живем благочестиво, что мы делаем все правильно, что мы ничего не нарушаем, а если и нарушаем, то у нас есть замечательная еженедельная исповедь, где мы можем все тут же рассказать батюшке, получаем билет на причастие, причащаемся и читаем благодарственные молитвы. Вот это никак нельзя назвать участием в богослужении. То есть можно, конечно, назвать… так это и называется… но за этим стоит глубочайшее непонимание того, что собой являет община, что собой являет богослужение, в чем центр этого богослужения.

Все делается правильно, но только для самих себя. Христиане привыкли приходить на богослужение, чтобы что-то в общем-то взять, что-то получить. Христианин вместо того, чтобы идти за Христом, начинает идти по кругу. И Христос становится не нужен, Он не является центром его жизни. Христос и Евангелие — сами по себе, а Церковь и богослужение — сами по себе, потому что само богослужение становится таким обязательным к исполнению ритуалом, в котором он участвует правильным образом, и которое должно гарантировать ему все обещанные блага, которые гарантируются верному христианину: спасение души, а заодно на всякий случай крепкого здоровья, успехов в труде и счастья в личной жизни, что мы друг другу желаем на Новый год.

Собственно, эти три прошения — здоровье, хорошая семья и успех в работе — являются основным содержанием молитв христианина. Это нормально для человека -хотеть быть здоровым, иметь мир в семье и успех в труде… в этом ничего плохого нет. С этими прошениями можно обращаться к Богу, если они стоят на своем месте, если ты, приходя на Евхаристию, вдруг понимаешь, что, когда ты подходишь к Чаше, в этой Чаше — распятый Христос. Когда ты причащаешься святых Христовых Таин, это пролитая Кровь и распятая Плоть, это само распятие, и разве тебе может быть после этого хорошо? Ну как человеку может быть в мирском плане хорошо, если он причащается распятого Спасителя?

Православный приход: как создается приход, структура прихода, управление приходом, отличие прихода от храма, современный приход

В каждой церкви есть свой приход, а что это и как он определяется — поговорим в статье.

Православный приход

До октябрьской революции именно в приходских храмах были сосредоточены все официальные сведения о прихожанах: кто когда родился, крестился, женился, что купил и куда переехал, фиксировались, естественно, и даты смерти. Образовывались приходы, как правило, там, где была не только церковь, но и средства для того, чтобы содержать церковный причт, т.е. штат священнослужителей. Примечательно, что прихожане поначалу активно участвовали в избрании членов причта, но со временем это право отменили, оставив лишь возможность ставить в известность о своих предпочтениях при назначении причта.

Как создается приход?

Приход объединяет в себе духовенство и мирских людей, которые посещают один храм. Наблюдает за приходом архиерей епархии, который назначает настоятеля храма и благословляет весь приход на деятельность. Церковные каноны строги, и если часть (или даже все члены приходского собрания) решат выйти из прихода – они бесправны в отношении финансовых и материальных благ прихода. А уж если идет речь об отделении из выстроенной иерархии – теряется не только имущество и право пользования ним, но даже причастность к Русской Православной Церкви.

Приход

Приход

Епархиальная власть благословляет создание храмов, часовен, домов молитвы, а также управляет приходом. Ревизионной комиссии принадлежит право контроля за тем, как действует приход.

Структура прихода

Также с благословения архиерея происходит создание братств и сестричеств, которые привлекают к заботам о храме других прихожан, занимаются благотворительностью, просветительской деятельностью, религиозным воспитанием. Они производят отчисления на нужды церкви и строго подчиняются решениям епархии и приходских настоятелей. В случае отделения они также лишаются имущества, прекращая всякую деятельность в рамках не только прихода, но и церкви.

Возглавляет приход настоятель, которого назначает архиерей епархии. Он руководит духовенством прихода, следит, чтобы в храме были все атрибуты, необходимые для богослужений, организовывает деятельность братств и сестричеств, проводит приходские собрания, следя, чтобы его решения неукоснительно соблюдались, представляет интересы вверенного ему прихода в государственных органах, ведет богослужебный журнал, выдает свидетельства о таинствах крещения и брака.

Прихожане

Прихожане

В храме, как правило, находятся 3 человека: священник, дьякон и псаломщик. Если приход небольшой, дьякона в составе может не быть. Если же наоборот – по решению епархиальной власти состав может быть увеличен. Его обязанность – духовная и нравственная составляющие состояния прихода. Перейти в состав другой епархии священнослужитель может исключительно с разрешения архиерея.

И, наконец, прихожане, т.е. православные, постоянно посещающие храм, участвующие в богослужениях, исполняющие правила церкви, причащающиеся и исповедующиеся. Кроме того, именно прихожане должны заботиться о том, чтобы содержать храм в должном состоянии.

Управление приходом

Приход управляется приходским собранием.

  • Возглавляет его настоятель, а членами являются причта и наиболее достойные прихожане. Собирается этот орган не реже, чем раз в год.
  • Члены собрания обязаны строго следовать канонам церкви, в противном случае епархиальный архиерей имеет власть изменить его состав. Решение собрания принимается большинством голосов и оглашаются всем прихожанам в стенах храма.
  • Именно приходское собрание планирует как финансовую, так и хозяйственную деятельность, определяет сумму отчислений, утверждает штат и размер содержания членов причта, рассматривает поступившие жалобы на действия своих членов.
  • Если собрание – орган законодательный, то совет – исполнительный. В него входят председатель, помощник настоятеля и казначей. Приходской совет воплощает в жизнь решения, принятые собранием, планирует деятельность, составляет хозяйственные сметы.
  • Он в ответе за приобретение необходимого имущества, за сохранность всего храмового комплекса, включая землю. Еще одна функция приходского совета – обеспечение жильем тех членов причта, которые имеют такую необходимость.
  • Председатель совета – настоятель храма, подчиняющийся решениям епархиального архиерея.

Избранная приходским собранием ревизионная комиссия осуществляет функцию контроля, проводит инвентаризации, проверяет ход и результаты финансово-хозяйственной деятельности, проводимой приходом, все поступления и траты. Во избежание необъективности среди членов совета и состава комиссии не может быть близких родственников.

Отличие прихода от храма

Храм – это помещение, в которое приходят люди, составляющие приход. Здесь уместна аналогия, связанная с библейской трактовкой Церкви, сравниваемой с мистическим телом Христа. Если Церковь (не отдельный храм, а именно Церковь) – это тело, то приход является его отдельной клеткой.

Жизнью прихода являются не только богослужения, но и все составляющие бытия людей, входящих в приходскую общину.

Настоятель прихода осуществляет руководство всеми храмами, причтами с соответствующего разрешения также может проводить службы в разных храмах. Но все это – внутри одного прихода.

Современный приход

В 2009 г. Священным синодом Русской Православной Церкви была принята новая редакция приходского устава, по которому архиерею принадлежит вся полнота власти. Сегодня приход не только проводит богослужения, но, идя в ногу со временем, устраивает выставки произведений различных жанров церковного искусства, выпускает свои газеты, имеет веб-страницы в интернете. А в лучших традициях милосердия в причтовых домах приходов предлагают пищу всем, кто голоден, делятся предметами одеждами и духовной пищей – печатной продукцией.

Дети в приходе

Дети в приходе

Читайте также: