Зарубежная русская юридическая мысль в 20 столетии кратко

Обновлено: 03.07.2024

1. Древняя и средневековая русская политическая мысль.

2. Философия права Русского Просвещения.

6. Философия права русской эмиграции.

1) Древнерусская правовая и социально-политическая мысль содержала общие для всех патриархальных обществ идеи: неравенство лиц перед властью и законом, зависимость прав и обязанностей лица от его статуса, приоритет церковного или властного веления над законом, активное участие церкви в общественной жизни.

Консервативный вариант теории естественного права разработан нестяжателями – Нилом Сорским (1433 – 1508), Вассианом Патрикеевым (н. XVI в.), Максимом Греком (умер в 1556г.), Феодосием Косым (сер.XVIв.), Федором Карповым (к.XV-н.XVIвв.). Идеи нестяжания, т.е. отказа от церковной собственности, разделения сфер влияния церкви и государства, обращение не к идеям византийской государственности, а к мистическому опыту византийских монахов-исихастов, т.е. молчальников, сторонников негативного богословия, внерационального единения с Божеством, позволяют рассматривать эту модель как отдаленную предтечу нравственной проповеди русского консерватизма.

Революционный демократизм (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский и др.) проповедовал социально-утопические конструкции. Но и его идеологи, являвшиеся, в большинстве, участниками политической борьбы в пореформенной России, отстаивали, фактически, радикальный вариант буржуазных преобразований.

В народничестве сложилась и еще одна концепция – русский анархизм. Позаимствовав у П.-Ж.Прудона концепцию ненужности государства, Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) и Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921) построили утопичную модель анархофедерализма и анархокоммунизма. Внегосударственное и внеправовое общество существует как конфедерация самоуправляемых территориально-производственных общин (коммун).

Русский вариант ортодоксальногомарксизма разработал Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918), который начинал как участник народнического движения. В духе всей левой интеллектуальной традиции XVIII-XIХвв. Г.В.Плеханов отстаивал идеи прямой демократии-панархии, т.е. всевластия народа. В ходе революционных событий Плеханов и еще один видный теоретик русского меньшевизма Ю.О.Мартов отрицали большевистскую идею диктатуры, признав, фактически, вслед за европейской социал-демократией, ценность парламентаризма.

Иная позиция русских левых – совмещение отдельных положений революционной версии марксизма и народнического популизма была предложена большевиками, поддержанными, в ряде случаев, и самими неонародниками (эсерами). Идея диктатуры пролетариата, почерпнутая у самого К. Маркса, превратилась у позднего В.И.Ленина в модель левого авторитаризма, основной исторической задачей которого и должна была стать модернизация отсталой, не вышедшей, во многих аспектах, из патриархальщины, страны.

4) Русский консерватизм не имеет одного непосредственного источника. Собственно консервативную модель разработали параллельно с отцами европейского консерватизма и независимо от него публицист Михаил Михайлович Щербатов (1733-1790) и классик отечественной историографии Николай Михайлович Карамзин (1766-1826).

Создателями нового и, в какой-то мере, новейшего русского консерватизма считают ранних славянофилов. Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860), Алексей Степанович Хомяков (1804-1860), Иван Васильевич Киреевский (1806-1856), Юрий Федорович Самарин (1819-1876) в своей историософской концепции решительно отвергли петровские реформы не просто как примитивное заимствование, разрушившее традиционный уклад русской жизни, ничего не дав взамен. Как и западноевропейские консерваторы, они не принимали рационалистические идеи переустройства общественной жизни.

Положительно относился к освобождению крестьян ведущий теоретик неославянофильства Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885). В основе его политического проекта лежит красивая историософская модель – первая из концепций локальных цивилизаций. Ультраконсервативные выводы из схемы развития культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского сделал Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891).

5) Русский либерализмимеет несколько теоретических источников. Во-первых, идеи свободы, справедливости, гуманизма, ограничения власти требованиями Божьей или естественной справедливости встречались в древней и средневековой русской философии права. Вторым источником стали идеи просвещенной монархии, осторожно высказывавшиеся даже некоторыми представителями верхов. И, наконец, в становлении русской либеральной традиции несомненна роль заимствований. Последовательно либеральный вариант концепции Просвещенной (истинной) монархии предложен еще в XVIIIв. Я.П.Козельским и С.Е.Десницким.

Русский либерализм прошел в XIХ-н.ХХвв. три фазы. Правительственный либерализм пер.четв.XIХв. стал прямым наследником теории и, в какой-то мере, практики просвещенной монархии (Екатерина II, Александр I). Консервативный либерализм как целостная историософская и политико-правовая модель сформировался в пореформенный период. Новый или социальный либерализм появился в н.ХХв.

Ведущими представителями правительственного либерализма были Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839), Николай Николаевич Новосильцов. Модель реформ, предложенная М.М. Сперанским, - это плавное преобразование России в конституционную монархию. Указать на самостоятельную роль общества в возможных преобразованиях смогли либеральные западники тридцатых-сороковых годов XIХв.

В рамках отечественного социального либерализма получают распространение, как концепция возрожденного естественного права (В.М.Гессен, Б.А.Кистяковский, Е.Н.Трубецкой), так и эмоционализм (Петражицкий), а также модель правовой солидарности. Государство и право рассматриваются великим русским социологом М.М.Ковалевским, как своеобразные функции общественной солидарности: право – порождение солидарности, государство – гарант уважения требований солидарности всеми лицами и группами.

В эмиграции законченную модель социальных прав каждого лица сформулировал видный русский ученый и педагог Сергей Иосифович Гессен (1887 – 1950). С.И. Гессен уже после Второй мировой войны принимал участие в разработке Всеобщей декларации прав человека.

Читайте также: