Депрессия у подростков кратко

Обновлено: 04.07.2024

Депрессия у подростков – это часто встречающееся состояние. 11% подростков до 18 лет страдают депрессивными расстройствами. Девочки страдают депрессией чаще, чем мальчики. Если игнорировать проявления депрессии и не оказать своевременную помощь, данное состояние может привести к трагическому исходу, например, суициду.

Депрессия у подростков

Причины подростковой депрессии


В переходном возрасте происходит бурный рост организма, который сопровождается гормональным сдвигом, перестройкой в жизнедеятельности всего организма. Также подростки испытывают стресс из-за учебной нагрузки, возрастающей ответственности, сложностями взаимодействия со сверстниками, взрослыми. Вышеперечисленные моменты делают ребенка крайне уязвимым. Причинами развития депрессии могут быть как внешние причины (стресс, плохая успеваемость в школе, проблемы в отношениях в семье, со сверстниками, тяжелые заболевания), так и внутренние причины, связанные с нарушением биохимических процессов в головном мозге.

Симптомы депрессии у подростков

Диагностика депрессии в подростковом возрасте вызывает некоторые трудности, так как типичная картина депрессии проявляется у детей не всегда. Пубертатный возраст накладывает отпечаток на картину симптомов депрессии, определяет своеобразие болезненных переживаний. Гораздо чаще депрессия у подростков проявляется в виде нарушений поведения, интереса к алкоголю, наркотикам, постоянной скуки. Отмечается снижение успехов в учебе, обилие соматических жалоб на здоровье и т.д. Важно обращать внимание на изменения в поведении у ребенка, которые могут скрывать под собой симптомы депрессии, чтобы не упустить время и в нужный момент обратиться к врачу-психиатру, психотерапевту, психологу за помощью.

"Маски" депрессии у ребенка

Депрессия у подростков может скрываться за "масками", когда типичные проявления депрессии не являются первым, бросающимся в глаза компонентом. Условно выделяют несколько "масок" или, так называемых, эквивалентов депрессий у подростков.

Девиантный эквивалент. Этот эквивалент проявляется внезапно начавшимися, не свойственными ранее, нарушениями поведения. Подросток начинает испытывать тягу к "дурным" компаниям, прогуливать школу, сбегать из дома, проявлять интерес к алкоголю, воровству. Имеет место самоповреждающее поведение (ребята наносят себе порезы, ожоги, ввязываются в драки). Однако в отличие от истинного девиантного поведения, на состоянии ребенка лежит отпечаток отчаяния, и истинного удовольствия от своих поступков он не получает.
Употребление алкоголя и наркотических веществ связано с тем, что подросток хочет облегчить свое эмоциональное состояние. Как правило, подростки скрывают свои внутренние переживания от взрослых, но в голове у них могут скрываться довольно мрачные мысли о собственной несостоятельности, отсутствии смысла жизни, перспектив.
Психологи объясняют подобное поведение тем, что ребенок намеренно ищет наказания, так как думает о себе как о "плохом".

Случай из практики. Мальчик Р., будучи в младшей школе примерным ребенком, состоятельным в учебе, любимцем учителей, в подростковом возрасте внезапно начал употреблять наркотики, обманывать взрослых, воровать, наносить себе повреждения. Учителя, родители списывали изменения поведения на подростковый возраст и отнеслись к состоянию ребенка серьезно только после незавершенной суицидальной попытки. Впоследствии мальчик признавался врачам в том, что на протяжении длительного времени находился в подавленном состоянии, видел свое будущее в мрачном свете, считал себя бесполезным, думал, что он ничего не добьется, только подведет всех. После обращения к врачу и прохождения курса лечения, психотерапии мальчик вернулся к нормальной жизни, снова появилась заинтересованность в учебе, планы на будущее, отношения в семье стали более доверительными.

Апатический эквивалент. Характеризуется трудностями в учебе. Дети жалуются на быструю утомляемость, снижение концентрации внимания, ухудшение памяти, постоянную скуку. Часто подростки говорят о том, что они стали "как будто глупее". Вышеперечисленные проблемы приводят к снижению успеваемости. Дети начинают прогуливать школу, сидят дома, теряют интерес к общению, забрасывают хобби, кружки, пренебрегают личной гигиеной. Изменяется digital-активность подростка, например, на смену социальным сетям приходят однотипные игры или просмотр роликов в интернете, которые не несут смысловой нагрузки. При таком состоянии часто появляются мысли о "нежелании жить", так как подростки начинают корить себя за свою несостоятельность. Нередко взрослые списывают состояние подростка на лень, ругают ребенка, тем самым усугубляют тяжесть его состояния, создавая "порочный круг".

Случай из практики. Подросток В., после смерти отца перестала посещать школу, спортивные кружки, стала жаловаться на ухудшение памяти, быструю истощаемость, не могла сконцентрироваться на сюжете фильма или книги, потеряла контакт с друзьями, со временем практически перестала вставать с постели. После обращения к психиатру и подбора терапии девочка стала активнее, инициативнее, вновь начала общаться со сверстниками, вернулась в школу, успешно закончила 10 класс. Психотерапия помогла ей принять потерю близкого человека. Впоследствии девочка стала большой поддержкой для своей мамы.

Ипохондрический эквивалент. Этот вариант "маски депрессии" встречается реже, чем первые два. Он проявляется многочисленными жалобами на здоровье, желанием постоянно обследоваться у врачей. Ссылаясь на слабое здоровье, такие подростки пропускают школу. При этом они не обманывают родителей, а на самом деле испытывают различные физические недомогания (головокружение, тошноту, может отмечаться подъем температуры до 38 градусов).

Случай из практики. Пациентка К., постоянно предъявляла различные жалобы на головные боли, боли в животе, ломоту в конечностях, головокружение, тошноту, просила обследовать ее, читала о заболеваниях в интернете. Полное обследование исключило наличие какого-либо заболевания, что ненадолго успокоило девочку. Спустя непродолжительное время она вновь находила у себя симптомы тяжелых заболеваний. По собственной инициативе девочка посетила психиатра. После подбора лечения постепенно пропали соматические жалобы, а после работы с психотерапевтом она выяснила причину своей депрессии и смогла ее побороть.

"Будто тяжелый металл закачали внутрь меня"

Помимо депрессивных "масок" в старшем подростковом возрасте могут встречаться и более классические депрессивные картины. Юноши и девушки жалуются на тоску, угнетенное настроение, плаксивость, тревогу. Голос становится тихим, речь замедляется, мимика оскудевает.
Для классической депрессии характерна бессонница с ночными и ранними утренними пробуждениями, снижение аппетита. Пища становится "как трава" на вкус, любимые прежде блюда не приносят удовольствия. Появляются идеи самообвинения, физические недостатки преувеличиваются, начинают казаться "уродствами". Периодически подростки очень красочно описывают свои переживания. Например, одна девушка так описывала свое состояние: "Будто тяжелый металл закачивают внутрь, и он разливается по всему телу. В груди камень. Мысли взяли и перевернули через мясорубку. В голове каша".

Родителям необходимо обращать внимание на подобные изменения в поведении ребенка и вовремя обращаться за помощью к психиатру, психологу. Также в этот сложный период крайне важна поддержка семьи, окружения. В лечении депрессии у подростков чаще всего применяется комплексный подход (лекарственная терапия, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, другие реабилитационные мероприятия). Однако, каждый случай депрессии уникален. Для оптимального подбора лечения необходимо рассматривать ситуацию в индивидуальном порядке. При наличии симптомов депрессии у ребенка важно не отворачиваться от него, не бояться вовремя обратиться за помощью, чтобы вернуть сыну или дочке улыбку и радость жизни.

Время работы:
09:00 — 21:00 пн-сб

109028, Москва, Серебряническая
набережная, 27

Время работы:
09:00 — 21:00 пн-сб

109028, Москва, Серебряническая
набережная, 27


Подростковый возраст является сложным этапом жизни, который сопровождают разнообразные физические, психологические и социальные преобразования. Именно в этот период происходит гормональная перестройка организма, в результате естественных физиологических процессов случаются некоторые изменения психики. Некоторые девушки и юноши переживают подростковый без особых стрессов и потрясений, однако есть и такие, у которых под воздействием неблагоприятных внутренних и внешних факторов развиваются психические расстройства. Симптомы депрессии у детей и подростков могут существенно различаться. Главная задача родителей – вовремя обнаружить проблему и предпринять все меры по ее коррекции. Незапущенная подростковая депрессия хорошо поддается лечению. В дальнейшем ребенок может жить счастливой, полноценной жизнью.

Депрессия у ребенка (подростка)

Депрессия у подростков характеризуется подавленным, меланхоличным настроением, пессимизмом, поведенческими нарушениями, проблемами со сном, а в тяжелых случаях – суицидальными наклонностями.

Дети в возрасте 10 – 18 лет переживают различные эмоциональные потрясения, возникающие на фоне конфликтов с родителями, одноклассниками, учителями, недовольства собственной внешностью, низкой самооценки и пр. Ситуация усугубляется гормональными преобразованиями, которые влияют на характер подростка, делая его неконтролируемым, агрессивным, чересчур эмоциональным.

Зачастую симптомы депрессии у подростков проявляются в изменениях поведения и настроения. Ребенок просто теряет мотивацию в жизни, становится замкнутым, пассивным, отстраненным. Придя из школы, такие дети закрываются в своей комнате и могут сидеть в одиночестве часами. Они отказываются общаться с родителями, друзьями, одноклассниками, становятся конфликтными. У некоторых развивается пищевое расстройство, алкогольная и наркотическая зависимость.

Депрессия – психическое заболевание, требующее своевременного и правильного лечения. У подростков с незапущенной депрессией очень часто состояние нормализуется самостоятельно, благодаря поддержки родителей, друзей, родственников. Но если признаки не проходят длительное время и даже усиливаются, необходимо как можно скорее обратиться за врачебной помощью.

Причины депрессии у подростков

Депрессивное расстройство у подростков зачастую возникает как реакция психики на стрессовую ситуацию, которую он не смог адекватно принять и пережить. Наиболее распространенные факторы, способствующие развитию депрессии:


Депрессия является одной из основных причин ухудшения качества жизни в подростковом возрасте, а также считается важным устранимым фактором риска суицида — второй по распространенности причины смерти среди подростков в Соединенных Штатах [1]. Депрессия в подростковом возрасте выступает как предиктор депрессии и тревожных расстройств во взрослом возрасте. Так, у большинства страдающих депрессией взрослых первый депрессивный эпизод был в подростковом возрасте [2], что подчеркивает необходимость ранней диагностики и лечения.

Несмотря на то, что распространенность депрессии увеличилась во всех возрастных группах, рост числа случаев среди подростков опережает таковой среди взрослых [3]. Распространенность в течение жизни большого депрессивного расстройства среди подростков в возрасте от 13 до 18 лет в Соединенных Штатах составила 11,0 %, а частота впервые выявленных случаев в год возрастает на 7,5 % [4]. Среди девочек-подростков наблюдаются как более высокая частота случаев депрессии, так и более выраженная тяжесть протекания эпизодов депрессии, чем у их мальчиков-сверстников; аналогично, у подростков старшего возраста наблюдаются более высокие показатели частоты встречаемости и большая выраженность эпизодов, чем у подростков младшего возраста [4]. При типичном депрессивном эпизоде, длящемся около 27 недель [4], данное состояние может препятствовать академической успеваемости у подростков и выработке ими целевых ориентиров на разных этапах жизненного пути (например, формирования самостоятельности и независимости).

Число самоубийств среди молодежи возросло на порядок за последние десять лет [5]. Так как депрессия тесно сопряжена с суицидальными наклонностями, рост числа случаев депрессии среди подростков является особенно тревожным явлением. Хотя число самоубийств возросло среди обоих полов, среди девочек таких случаев больше. С учетом того, что соотношение самоубийств молодых людей к таковым среди девушек (10–19 лет) снижается с 2007 года, скорее всего, эта диспропорция связана с тем, что девочки все чаще выбирают летальные способы самоубийства, такие как повешение и удушение [6].

Депрессия может быть семейной (наследственной), и риск развития депрессивных расстройств в этом случае передается из поколения в поколение. В исследовании с участием нескольких поколений у детей с отягощенной наследственностью по депрессии (во втором и третьем поколениях, т. е. у родителей и дедушек/бабушек) была выявлена самая высокая частота развития большого депрессивного расстройства [7]. Также существуют доказательства того, что наличие депрессии у родителей отрицательно сказывается на исходах лечения тревожных и депрессивных расстройств у молодых людей [8], а успешное лечение депрессии у матерей связано со снижением выраженности депрессии и улучшением качества жизни у детей младшего возраста [9]. В связи с этим выявление и лечение депрессии у родителей может способствовать улучшению состояния и исходов лечения в случае развития депрессии у их детей.

Своевременные диагностика и лечение депрессии у подростков считается проблемой общественного здравоохранения. К факторам риска развития депрессии у подростков относят женский пол, семейный анамнез, медицинский анамнез, семейные конфликты и сексуальную ориентацию индивида [10]. Американская Педиатрическая Академия в своих Рекомендациях по ведению подростковой депрессии для первичной медицинской помощи (GLAD-РС) предлагает общие принципы для выявления и лечения депрессии у подростков, включающие ежегодный всеобщий скрининг на депрессию у подростков в возрасте от 12 до 18 лет с использованием обоснованных оценочных критериев, таких как Опросник здоровья пациента-9 (PHQ-9 ) [11].

Большое депрессивное расстройство определяется в пятом издании Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5) как подавленное настроение или потеря интересов или ощущения удовольствия в течение не менее двух недель. При этом вышеперечисленные основные симптомы сопровождаются как минимум четырьмя дополнительными симптомами:

  • изменениями сна (бессонницей или гиперсомнией);
  • изменениями аппетита или массы тела (снижением или увеличением);
  • плохой концентрацией или снижением воли при принятии решений, утомляемостью или сниженной энергией, медлительностью, психомоторной заторможенностью или возбуждением, чувством никчемности или вины за несовершенные действия;
  • повторяющимися мыслями о смерти или самоубийстве [12].

Хотя DSM-5 позволяет рассматривать раздражительность (повышенную возбудимость) как симптом сниженного настроения в молодом возрасте, раздражительность при отсутствии субъективной дисфории необычна для большого депрессивного расстройства в детском возрасте [13]. Тревога часто предшествует депрессии у подростков и обычно идет в сочетании с ней.

Оценка состояния подростка с депрессией включает анализ других признаков и симптомов психопатологии, особенно тревожности, мании и психоза. Впоследствии у некоторых подростков с большим депрессивным расстройством обнаруживают признаки биполярного расстройства. К факторам риска биполярного расстройства относят раннее начало депрессии, депрессию с психотическими симптомами, а также наследственную отягощенность по биполярному расстройству [14]. Также важными при оценке состояния подростка с депрессией являются вопросы об употреблении алкоголя и психоактивных веществ. Каннабиноиды являются наиболее часто используемыми наркотиками в подростковом возрасте, и употребление их оказалось связано с депрессией и суицидальным поведением [15]. Наконец, хотя развитие депрессии у подростков относительно маловероятно как прямое следствие недиагностированного соматического заболевания, клиницисты должны быть внимательны к этому аспекту и должны проводить скрининг на предмет наличия общемедицинских патологических состояний, таких как гипотиреоз или анемия, если на это указывают данные истории болезни и медицинского осмотра.

Определенные клинические разновидности депрессии чаще встречаются в подростковом возрасте, чем во взрослом. Хотя подавленное настроение является наиболее распространенным симптомом у подростков и взрослых с большим депрессивным расстройством, изменения аппетита или массы тела, повышенная утомляемость и бессонница чаще встречаются у подростков, тогда как ангедония (исчезновение интересов и мотивации) и плохая концентрация внимания чаще встречаются у взрослых [13]. Таким образом, для клинической оценки депрессии важно выяснять у подростков подробности об изменениях сна, уровня физических сил и аппетита.

После того, как в ходе клинической оценки диагноз депрессии подтвердился, важное значение приобретает осведомление как подростка, так и членов его семьи о симптомах, течении, прогнозе и лечении депрессии для формирования комплаенса между пациентом, его семьей и лечащим врачом в вопросах лечения. Пациентам и их семьям может помочь понимание того, что депрессия является заболеванием, поддающимся лечению, и что рецидив депрессии является обычным явлением у подростков, особенно при отсутствии длительного лечения или при преждевременном его прекращении [16]. Приравнивание депрессии к другим распространенным и рекуррентным детским медицинским заболеваниям, таким как бронхиальная астма, может снизить стигматизацию расстройства для семьи и самого пациента. Осознание культурных влияний на то, как лечение психопатологии может восприниматься в обществе, может быть полезным, когда психиатры обсуждают подростковые депрессии с семьями.

Помимо пропаганды основ гигиены настроения, таких как правильный распорядок дня, здоровое питание и умеренный уровень физической активности (в виде упражнений, например), лекарственная терапия и психотерапия являются базовыми компонентами лечения депрессии у подростков. Согласно GLAD-PC, рекомендовано обучение врачей первичного звена медико-санитарной помощи, которые лечат депрессию у подростков, а также применение модели оказания интегрированной помощи в педиатрической практике вместо того, чтобы направлять пациентов на исключительно специализированную психиатрическую помощь [11, 17]. Лечение депрессии, которое оказывается в педиатрических медицинских учреждениях после консультаций специалистов-психиатров [17], а также краткая поведенческая психотерапия на месте продемонстрировали свою эффективность [18]. Несмотря на то, что проведено ограниченное количество исследований по такому совместному лечению депрессии в детских популяциях, авторы полагают, что у этого подхода есть потенциал для улучшения качества доказательной медицинской помощи при депрессии у молодежи.

Фармакологическое лечение

Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) (флуоксетин и эсциталопрам) одобрены Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) для лечения депрессии у подростков, но обычно вне показаний используются другие СИОЗС и ингибиторы обратного захвата серотонина-норадреналина (ИОЗСН), такие как венлафаксин. Поскольку для развития максимального эффекта антидепрессантов требуется от шести до восьми недель, обсуждение с подростками и их родителями ожидаемых результатов лечения помогает достигнуть комплаентности. По мере исчезновения депрессивных симптомов лечение антидепрессантами, согласно рекомендациям, предлагается продлить как минимум еще на шесть месяцев. При этом большинство практикующих врачей рекомендуют прием препаратов в течение как минимум одного года, чтобы снизить вероятность рецидива [19]. По причине склонности некоторых семей и подростков самостоятельно прекращать лечение, как только депрессивный эпизод разрешился, критически важно постоянное информирование о преимуществах продолжения лечения, рисках рецидива и важности регулярного наблюдения.

Общие побочные эффекты антидепрессантов включают головную боль, симптомы дискомфорта в желудочно-кишечном тракте, седативный эффект или бессонницу, а также сухость во рту. Возбуждение нервной системы — побочный эффект, который чаще встречается в подростковом, чем во взрослом возрасте, может проявляться в виде бессонницы, растормаживания или беспокойства, что может привести к прекращению приема препарата. Поскольку эти симптомы чаще возникают при высоких, чем при низких начальных дозах антидепрессантов (или при быстром повышении дозы), старт терапии с низкой дозы и медленное ее повышение может предотвратить или минимизировать нежелательное возбуждение, а также развитие других побочных эффектов.

Хотя большинство побочных эффектов лечения антидепрессантами у подростков незначительны, в начале курса лечения или при повышении дозы препарата пациенты и их семьи необходимо проинформировать о риске появления суицидальных мыслей (или суицидального поведения при минимальном риске самого суицида), а также о небольшом риске индуцированной приемом антидепрессанта мании или гипомании. В 2004 году FDA было внесено особое предупреждение о том, что антидепрессанты могут повышать риск суицидального мышления и поведения у молодежи. В последующем метаанализе данных испытаний лечения антидепрессантами у подростков, в который было включено большее количество результатов испытаний препаратов, чем в анализе FDA, выявилась небольшая, но все же значимая разница в рисках в 0,7 % (95 % доверительный интервал от 0,1 до 1,3) по суицидальным мыслям или попыткам самоубийства между двумя группами: подростками из группы лечения и подростками из группы контроля (плацебо) [20]. В ходе недавних испытаний лечения антидепрессантами среди детей не было выявлено значимых статистических различий в риске суицида между подростками, получающими плацебо и антидепрессанты. Такое возможно из-за того, что в ходе данных анализов изучались специфические для суицидальных наклонностей признаки, тогда как в ходе предыдущих испытаний в расчет брались в первую очередь побочные эффекты [21].

Консенсус в области подростковой депрессии заключается в том, чтобы начать лечение СИОЗС в низких дозах с последующим увеличением до терапевтических доз и продолжать лечение в течение 6–8 недель. Уже после этого оценивают реакцию на лекарственное средство, т. е. наличие полного или частичного ответа либо отсутствие ответа [25]. Если наблюдается частичный ответ, стандартной стратегией является добавление второго препарата из другого класса, хотя данные об эффективности этого подхода в педиатрической популяции ограничены [25]. Препараты, обычно добавляемые к стандартным антидепрессантам, — бупропион (исключен из государственного реестра лекарственных средств 22 августа 2016 года и не может продаваться в РФ как лекарственное средство в аптечной сети — прим. ред.), литий и атипичные антипсихотики.

Психотерапия

КПТ и межличностная психотерапия (МЛТ) показали свою достаточную эффективность в лечении депрессии у подростков [27]. В ходе КПТ клиницист сосредотачивает внимание на роли мыслей, чувств и поведения, а также их взаимодействии в поддержании или снижении выраженности депрессии. Подростков учат распознавать негативные мысли и переосмысливать их как реалистичные, взвешивая доказательства, подтверждающие или опровергающие их. МЛТ, которая фокусируется на взаимосвязи между депрессией и межличностными взаимодействиями, уменьшает симптомы депрессии, одновременно улучшая способность к деятельности, обучая пациентов распознавать свои эмоции, работать над улучшением качества межличностного общения и развития навыков решения проблем. Обзор рандомизированных контролируемых исследований методов психотерапии в сравнении с плацебо или другими активными методами лечения свидетельствует об эффективности КПТ и МЛТ в независимых исследуемых группах [27].

Предикторами плохого ответа на психотерапию в различных исследованиях являлись тяжелая степень выраженности депрессии, низкое общее функциональное состояние при обследовании, высокий риск суицида, сопутствующее тревожное расстройство, деформированный образ мышления, чувство безнадежности или семейный конфликт [27]. Тревожное расстройство не так заметно снижало эффективность лечения при использовании КПТ, как при использовании МЛТ. Однако КПТ оказалась менее эффективной, чем МЛТ, у подростков с выраженным уровнем стресса в жизни (в особенности стресса, связанного с семейными конфликтами). Аналогичным образом для подростков, переживающих конфликт между родителями и сложные отношения со сверстниками, использование МЛТ оказалось лучшим вариантом, чем КПТ [27].

В настоящее время активно развиваются области, которые могут улучшить лечение депрессии у подростков, такие как фармакогенетика, диетология и нутрициология, а также индивидуально-ориентированная терапия (подбирается на основе обширных личных и клинических данных) [28–30]. Как и в случае депрессии у взрослых, существует интерес к изучению препаратов, которые могут быстро нивелировать клинические проявления депрессии и снижать суицидальный риск у подростков. К таковым относятся кетамин — антагонист рецептора N-метил-d-аспартата (NMDA) — и его аналоги. Транскраниальная магнитная стимуляция, представляющая собой нейромодулирующее лечение, была одобрена для лечения депрессии у взрослых, у которых не был получен ответ ни на один антидепрессант; в настоящее время исследуется возможность применения данного метода в лечении депрессии у подростков.

Психотерапия и прием антидепрессантов оказывают выраженный эффект при лечении депрессии у подростков. Однако более ранняя диагностика и лечение, внимание к необходимости воздействия на депрессию у родителей, а также разработка новых лекарственных средств для подростков, у которых нет ответа на применяемые в настоящее время методы лечения, были бы краеугольными практическими вопросами.


В нашей жизни мы встречаемся с различными состояниями. Некоторые из них скоротечны и незначительны, но немало и тех, которые могут наложить отпечаток на всю жизнь. Депрессия — не роскошь и не блажь, это самая настоящая болезнь двадцать первого века. О том, какие виды депрессии бывают у подростков, и о том, как их распознать, рассказывает специалист Московской службы психологической помощи населению Наталья Билык.

Как известно, подростки бывают импульсивными в своих реакциях, поэтому депрессия для них очень опасна, ведь юношеский максимализм и неопытность во взаимоотношениях в любой момент могут сыграть с ними злую шутку.

В жизни многих людей был хотя бы один депрессивный эпизод: обычно в какой-то период испытывают боль и пустоту, но потом такое состояние проходит само и больше не повторяется.

Среди психиатров считается: если вдруг случается неоднократное повторение таких эпизодов — можно смело ставить рекуррентное депрессивное расстройство (периоды ремиссии чередуются с депрессивными состояниями), причем вероятность появления нового депрессивного эпизода увеличивается с каждым разом. Рекуррентное депрессивное расстройство исключается, если к симптоматике добавляются идеи о собственной ничтожности, причем убедить человека в обратном без медикаментозной помощи не получается.

При тяжелейших депрессиях иногда возникают даже галлюцинации (в основном слуховые), однако диагностировать именно психотическую депрессию получается не всегда, ведь есть очень много соблазнов поставить диагноз потяжелее.

Существует еще и такая депрессия, при которой волевой компонент стремительно разрушается и все переживания ощущаются наиболее остро. Это клиническая депрессия. И вот здесь помочь человеку это преодолеть становится очень сложно, ведь на антидепрессантах может повыситься активность, а для человека с суицидальными мыслями появившееся возбуждение может закончиться плачевно. Такие расстройства должны лечиться под наблюдением врачей!

Так как же вовремя распознать депрессию у подростка?

Стоит обратить внимание на следующие признаки:

  • длительное подавленное настроение,
  • уныние, тоска,
  • повышенная утомляемость в результате незначительных нагрузок,
  • снижается интерес и способность получать удовольствие от того, что раньше приносило удовлетворение,
  • снижение способности концентрироваться,
  • заниженная самооценка,
  • чувство вины и склонность к самоуничижению,
  • мрачное и пессимистическое видение будущего,
  • двигательная заторможенность или возбуждение,
  • нарушения сна,
  • изменение аппетита и веса.

Как жаль, что о настоящей депрессии обывателю известно мало, как жаль, что нуждающиеся не получают должного лечения из-за предрассудков и навешивания ярлыков, как жаль, что люди продолжают считать эту болезнь ленью и детскими глупостями. Чтобы не позволить болезни развиться до состояния, когда без медикаментов не обойтись, когда уже нарушаются мыслительные процессы и это начинает мешать учебе (а порой подростки, страдающие депрессией, жалуются, что им уже сложно читать и вникать в текст), необходимо быть очень бдительными.

Родителям важно обращать внимание на высказывания и мысли своих подрастающих чад.

Если в разговоре подростка начинают часто упоминаться мысли о бесперспективности будущего, шутки о смерти, появляется небрежное отношение к себе, своему здоровью, если круг его общения сильно сужается или вообще он прекращает все контакты, когда он не хочет ничем заниматься, появляется пассивность и апатия, лучше скорее обратиться к психологу! Грамотный специалист поймет, нужна ли уже помощь психиатра или пока можно обойтись психологическими методиками. Порой это тоже может спасти человеку и здоровье, и жизнь.


Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Актуальность проблемы депрессии объясняется не только трудностями диагностики, но и тенденцией к росту заболеваемости, высокой частотой суицидальных действий среди детей и подростков, а также потенциальными негативными последствиями заболевания. К долгосрочным последствиям относятся трудности межличностных взаимодействий, снижение успешности в учебе и профессиональной деятельности, расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ.



Эпизоды сниженного настроения у детей и подростков чаще всего вызываются определенными негативными событиями и продолжаются короткое время. Такие проявления не являются признаками расстройства. Однако если они приобретают длительный и глубокий характер, подростку может понадобиться профессиональная помощь. Помимо депрессии как заболевания выделяют понятия депрессивного синдрома и депрессивного расстройства.

Синдром – это непродолжительное состояние, возникающее в ответ на пережитый стресс и проявляющееся чувством печали, ослаблением интереса и рядом других симптомов. Расстройство – патология, при которой проявления депрессивного синдрома длятся достаточно долго и имеют более выраженный характер. Эмоциональные расстройства могут снижать школьную успеваемость, приводить к изоляции, чувству одиночества, социальной отчужденности. В тяжелом случае депрессия может привести к суицидальной попытке.

У Вас или у Ваших близких Депрессия?

Обращайтесь за помощью в нашу Клинику - мы даем Гарантии на результат от лечения. У нас работают одни из лучших врачей в Москве.

Согласно классификации МКБ-10 выделяют единичные депрессивные эпизоды и рекуррентное депрессивное расстройство (при повторных эпизодах). В зависимости от количества симптомов и их выраженности устанавливают тяжесть течения: легкую, среднюю, тяжелую. Кроме того, выделяют варианты заболевания без психотических проявлений и с психотическими симптомами. Отдельным пунктом в диагнозе отмечают наличие или отсутствие соматического синдрома.

Специальный код используют для описания самоповреждающих, суицидальных и парасуицидальных действий.

Клинические особенности патологии в подростковом возрасте следующие:
• у пациентов отмечаются частые колебания настроения;
• в начале пубертатного периода чаще болеют мальчики, ближе к его завершению – девочки;
• наблюдается учащение суицидальных мыслей и действий по сравнению с детским возрастом.


К основным симптомам расстройства относят:
• снижение настроения;
• потеря интересов, невозможность получать удовольствие;
• низкая активность, быстрая утомляемость.




Дополнительные признаки:
• сниженная концентрация внимания;
• низкая самооценка;
• пессимистическое отношение к будущему;
• идеи уничижения, виновности;
• суицидальные тенденции, самоповреждение;
• плохой аппетит;
• нарушения сна.

У Вас или у Ваших близких Депрессия?

Обращайтесь за помощью в нашу Клинику - мы даем Гарантии на результат от лечения. У нас работают одни из лучших врачей в Москве.


Для установления диагноза необходимо наличие двух ключевых симптомов из трех. Легкий депрессивный эпизод диагностируют при наличии двух основных и одного дополнительного признаков. Эпизодом средней тяжести считается расстройство с двумя основными симптомами и четырьмя дополнительными. При тяжелом течении присутствуют три основных признака и не менее пяти дополнительных.


Диагностировать патологию можно только при продолжительности симптомов в течение двух недель и более при условии, что аффективные нарушения присутствуют на протяжении большей части дня. Анамнез не должен содержать симптомов, соответствующих критериям маниакального или гипоманиакального эпизода. Депрессия не должна быть обусловлена

употреблением психоактивных веществ или каким-либо психическим органическим расстройством.

Депрессия является многофакторной патологией, в ее развитии могут участвовать биологические, генетические и психосоциальные факторы.

В первую группу причин входят:
• биохимические нарушения с дефицитом серотонина, норадреналина в мозговых синапсах;
• изменения циркадного ритма секреции мелатонина;
• нарушение суточного ритма кортизола, ведущее к повышению уровня гормона в ночное время;
• изменения морфологии отделов, отвечающих за генерацию эмоций (коры лобных долей, миндалины, гиппокампа, прозрачной перегородки, поясной извилины).


К генетическим провоцирующим факторам относят:
• случаи аффективной патологии у близких родственников;
• генетически обусловленную нейромедиаторную недостаточность, повышающую вероятность хронического стресса.
Психосоциальная группа причин включает:
• недостаток любви, заботы со стороны родителей;
• дисгармоничное воспитание, негативные взаимоотношения в семье, жестокое обращение;
• отделение от семьи в раннем возрасте;
• острые стрессы, связанные со смертью родных, разводом родителей и т. п.;
• социально-экономические проблемы, негативные жизненные обстоятельства;
• возрастные кризисы, проблемы взаимодействия со сверстниками.




Важную роль могут иметь личностные особенности подростка: склонность к интроверсии, тревожности. Взаимодействие нескольких факторов – генетической предрасположенности, влияний среды, травматических переживаний, соматических болезней ведет к частым сменам настроения,

повышенной уязвимости к негативным событиям.

Подростковый период условно подразделяют на младший (с 11 до 15 лет) и старший пубертатный возраст (до 18 лет). Клинические особенности депрессии в эти возрастные этапы несколько отличаются, поэтому выделяют несколько вариантов патологии.

В младшем пубертатном периоде наблюдаются:
• Ступидный тип. Сниженное настроение сопровождается идеями несостоятельности, самоуничижения и депрессивной псевдодебильностью, проявляющейся замедленностью мышления, ухудшением памяти и сосредоточения внимания, значительным снижением способности к обучению, страхом школы, вплоть до отказа от ее посещения.
• Адинамический вариант. Проявляется отказом от прежних интересов, утренней сонливостью, тревогой в вечернее время, страхами, истерическими реакциями, ухудшением аппетита, астенией, снижением успеваемости.
• Астеноподобный тип. Для этого варианта свойственны раздражительность, плаксивость, плохая переносимость шума и яркого света, головные боли, улучшение состояния во второй половине дня, снижение аппетита, нарушения сна, утомляемость, замкнутость.

У Вас или у Ваших близких Депрессия?

Обращайтесь за помощью в нашу Клинику - мы даем Гарантии на результат от лечения. У нас работают одни из лучших врачей в Москве.


Для старшего пубертатного возраста характерны следующие виды депрессий:
• меланхолический,
• делинквентный,
• ипохондрический,
• астеноапатический,
• анестетический,
• реактивный,
• астеноподобный,
• адинамический,
• психопатоподобный,
• дисфорический,
• тревожный,

Родители подростков должны понимать, что самостоятельно подросток не сможет преодолеть болезнь. Их задача вовремя заметить изменения в его поведении и личности и обратиться за помощью к специалисту. Выздоровлению будут способствовать улучшение семейного микроклимата, совместное времяпровождение с учетом предпочтений ребенка (например, походы на природу, спортивные игры). Родителям необходимо обеспечить условия для нормализации режима дня и полноценного отдыха подростка: прогулки на свежем воздухе, активность в дневное время и сон ночью в полной темноте.



Такие меры способствуют нормализации биоритмов, оказывают благотворное влияние на организм. Очень важна эмпатия со стороны близких людей, интерес к событиям в жизни ребенка. Нужно знать о его увлечениях, круге общения, друзьях, но заинтересованность должна быть ненавязчивой, взаимодействие должно происходить в форме дружеской беседы. Следует замечать изменения в поведении подростка, новые тенденции, пристрастия. Семейная терапия помогает понять нужды ребенка, его роль в семье, значимость родительских обязанностей, важность поддержки со стороны близких людей, достигнуть положительных изменений в семье.

Существенную помощь может оказать консультирование по проблемам внутрисемейных взаимоотношений и воспитания. Полная информация о симптомах, методах и длительности терапии, предоставляемая родителям, повышает приверженность к лечению. В ходе беседы родных пациента нужно уведомить о признаках суицидального риска и

обосновать необходимость направления в стационар.

Лечение назначается после установления диагноза. Обследование включает сбор анамнеза, опрос больного и наблюдение за его поведением, получение информации от родителей, психологические методы с применением шкалы Бека, шкалы Гамильтон или шкалы Монтгомери-Асберг, теста Люшера, теста Векслера для оценки интеллектуальных способностей. Лечение должно быть комплексным и включать психосоциальные, психотерапевтические и медикаментозные подходы.

К психосоциальной помощи относится коррекция микросоциальных проблем: конфликтных отношений в семье, неправильных методов воспитания, трудностей в коллективе. Психотерапевтическая помощь включает недирективную поддерживающую психотерапию, когнитивно-бихевиоральную психотерапию, семейную и межличностную терапию. Психотерапия применяется и на амбулаторном этапе и в ходе стационарного лечения в комплексе с лекарственными средствами.

У Вас или у Ваших близких Депрессия?

Обращайтесь за помощью в нашу Клинику - мы даем Гарантии на результат от лечения. У нас работают одни из лучших врачей в Москве.

При легком и среднетяжелом течении лечение обычно проводится амбулаторно и ограничивается психосоциальными и психотерапевтическими методами. При депрессии средней тяжести с суицидальными тенденциями, а также при тяжелом течении показано стационарное лечение. Таким пациентам назначается антидепрессивная медикаментозная терапия. При наличии тревожной симптоматики могут применяться анксиолитики.

При затяжных и тяжелых депрессивных состояниях необходимы меры по профилактике и преодолению дезадаптации в коллективе. Для этого различными специалистами проводятся комплексные коррекционные мероприятия. Пациентам с депрессией может понадобиться помощь психологов, психотерапевтов, психиатров, семейных терапевтов, дефектологов, педагогов. Обязательным условием является тесный контакт с семьей подростка. Крайне важно своевременно реагировать на потребности подростков с аффективными нарушениями.

Когда есть возможность, следует отдавать предпочтение немедикаментозным методам и избегать направления в специализированные учреждения. При лечении депрессивных состояний у детей и подростков необходимо позаботиться о соблюдении прав пациентов. Согласно закону о психиатрической помощи, диагностические и лечебные процедуры пациентам младше 15 лет могут назначаться только с согласия родителя или опекуна.

img

Как отличить тревожность от депрессии?

Депрессия и тревога – разные психоэмоциональные состояния, но иногда они возникают вместе, дополняют друг друга.

Читайте также: