Периодизация мировой и российской истории кратко

Обновлено: 05.05.2024

Понятие всемирной истории. История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.

Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей. Соответственно и история – наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам – поселениям, могильникам, кладам.

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России).

Вспомогательные исторические дисциплины.

Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом.

К их числу относятся: хронология, изучающая системы отсчета времени; палеография – рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика – исторические акты; нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология – систему мер; флаговедение – флаги; геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика – печати; эпиграфия – надписи на камне, глине, металле; генеалогия – происхождение городов и фамилий; топонимика – происхождение географических названий; краеведение – историю местности, региона, края.

К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография, задача которой описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.

Предмет исторической науки — особенности экономической, социальной, политической, культурной и других сфер жизни конкретного общества в прошлом, совокупность отношений в обществе в их развитии.

Объект исторической науки — историческая действительность, процесс, события, явления и фрагменты исторического развития, его действующие лица, вся совокупность условий, характеризующих жизнь общества и влияют на него, т.е. все, на что направлено познавательную функцию исторической науки. объект исторического познания очень близок к источниковой базы, но не тождественен ей. доминантным объектом исторической науки является сам субъект исторического процесса, то есть его движок, создатель, а в этой роли выступают люди и результаты их деятельности.

Периодизация всемирной истории: варианты и содержание

1) древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.) делил историю народов на пять периодов – божественный, золотой, серебряный, медный и железный, утверждая, что от века к веку люди живут все хуже.

2) древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) в понимании истории руководствовался теорией круга, в соответствии с которой развитие идет по одной и той же колее: зарождение, расцвет, гибель. при этом вектор истории практически отсутствует. такой взгляд на историю идет по аналогии с жизнью человека,

4) американский ученый Уолт Ростоу разработал теорию стадий экономического роста. тогда он выделил пять стадий экономического роста:

5) Антропологическая периодизация — периодизация этапов эволюции физического типа людей (архантропы, неандертальцы, кроманьонцы)

6) Археологическая периодизация в качестве основного критерия использует последовательную смену орудий труда.

7) в российских учебниках по Всемирной (всеобщей) истории принята следующая периодизация:

  • первобытная эпоха
  • древний мир
  • средневековье
  • новое время
  • новейшее время

Периодизация

Современная наука утверждает, что человек появился (начал выделяться из животного мира) около 2 млн. лет назад. Историю человечества принято разделять на две в высшей степени неравные по времени эпохи – первобытную и цивилизационную.

Эпоха первобытного общества составляет более 99 % истории человечества и разделяется на шесть периодов.

Цивилизационная эпоха составляет около 6 тыс. лет. В эту эпоху создается качественно иной мир, хотя долгое время он еще имел много связей с первобытностью, да и сам переход к цивилизациям осуществлялся постепенно, начиная с IV тыс. до н. э. В то время как часть человечества совершала прорыв – переходила от первобытности к цивилизационности, в других районах Земли люди продолжали находиться на стадии первобытно-общинного строя.

Цивилизационную эпоху обычно называют всемирной историей и разделяют на четыре периода (см. рис. 1).

Древний мир Средние Новое

IV 476 г. рубеж начало

до н. э. н. э. XV – XVI вв. XXI в.

Рис. 1. Основные периоды всемирной истории

Древний мир начался в IV тыс. до н. э. с возникновения цивилизации в Месопотамии или Двуречье (в долинах рек Тигр и Евфрат). В III тыс. до н. э. возникла цивилизация в долине Нила – древнеегипетская. К древним цивилизациям относятся индийская, китайская, греческая, римская и ряд других. Окончание древнего мира связано с падением Западной Римской империи.

Хронологические рамки средних веков определяются прежде всего событиями и процессами, происходившими в Западной Европе. Темпы развития Востока, особенно после нашествия кочевников на рубеже I – II тыс. н. э., были медленнее, чем в Европе. Но главным было то, что восточные цивилизации были ориентированы на повторяемость, на постоянное воспроизводство старых, в древности сложившихся форм государственности, хозяйственных приемов, социальных отношений.

Хронологические рамки нового времени также определяются прежде всего событиями и процессами, протекавшими в Европе. Процесс перехода от общества средневекового (его также называют традиционным, аграрным, феодальным) к обществу индустриальному (капиталистическому) называется модернизация. Этот процесс занял на Западе около трехсот лет. Быстрее и раньше модернизация проходила в Голландии и Англии, медленнее – во Франции, еще медленнее – в Германии, России, Италии; особый путь модернизации был в Северной Америке; на Востоке модернизационные процессы начались лишь в XX в. Модернизация охватывала все сферы жизни общества. Большую роль в процессе модернизации сыграли идеи Просвещения и революции. В XIX в. на Западе утвердилась индустриальное общество.

Четвертый период всемирной истории в отечественной литературе называется новейшее время, а на Западе – современная история. В последней трети XX в. в странах Запада начался переход от общества индустриального к постиндустриальному или информационному.

Российская цивилизация не относится к числу древних, ее возраст не превышает 12 веков. В истории России можно выделить девять периодов, каждый из которых охватывает определенный общенациональный процесс и соотносится с процессами всемирной истории:

1. Догосударственный период. VI – первая половина IX в.

2. Раннегосударственный период. Киевская Русь. Середина IX в. – середина XII в.

3. Период политической раздробленности Руси. Середина XII в. – XIII в.

4. Период объединения вокруг Москвы русских земель. Образование Российского государства. XIV – XV вв.

5. Период укрепления Российского централизованного государства. XVI – XVII вв.

6. Первый период российской модернизации. XVIII – первая половина XIX в.

7. Модернизация России в 1861 – 1917 гг.

8. Советский период. 1917 – 1991 гг.

9. Постсоветский период. С 1992 года.

Вопросы и задания

1. Назовите периоды первобытной эпохи. В какие периоды начался переход от первобытности к цивилизованности.

2. Каковы критерии перехода из мира первобытного к цивилизованности?

3. Охарактеризуйте исторические процессы, с началом которых связано окончание средневековья.

4. Какие процессы включают в себя модернизация?

5. Укажите основные различия индустриального и традиционного обществ.




6. Основываясь на школьных знаниях, попытайтесь дать свою периодизацию отечественной истории.

Современная наука утверждает, что человек появился (начал выделяться из животного мира) около 2 млн. лет назад. Историю человечества принято разделять на две в высшей степени неравные по времени эпохи – первобытную и цивилизационную.

Эпоха первобытного общества составляет более 99 % истории человечества и разделяется на шесть периодов.

Цивилизационная эпоха составляет около 6 тыс. лет. В эту эпоху создается качественно иной мир, хотя долгое время он еще имел много связей с первобытностью, да и сам переход к цивилизациям осуществлялся постепенно, начиная с IV тыс. до н. э. В то время как часть человечества совершала прорыв – переходила от первобытности к цивилизационности, в других районах Земли люди продолжали находиться на стадии первобытно-общинного строя.

Цивилизационную эпоху обычно называют всемирной историей и разделяют на четыре периода (см. рис. 1).

Древний мир Средние Новое

IV 476 г. рубеж начало

до н. э. н. э. XV – XVI вв. XXI в.

Рис. 1. Основные периоды всемирной истории

Древний мир начался в IV тыс. до н. э. с возникновения цивилизации в Месопотамии или Двуречье (в долинах рек Тигр и Евфрат). В III тыс. до н. э. возникла цивилизация в долине Нила – древнеегипетская. К древним цивилизациям относятся индийская, китайская, греческая, римская и ряд других. Окончание древнего мира связано с падением Западной Римской империи.

Хронологические рамки средних веков определяются прежде всего событиями и процессами, происходившими в Западной Европе. Темпы развития Востока, особенно после нашествия кочевников на рубеже I – II тыс. н. э., были медленнее, чем в Европе. Но главным было то, что восточные цивилизации были ориентированы на повторяемость, на постоянное воспроизводство старых, в древности сложившихся форм государственности, хозяйственных приемов, социальных отношений.

Хронологические рамки нового времени также определяются прежде всего событиями и процессами, протекавшими в Европе. Процесс перехода от общества средневекового (его также называют традиционным, аграрным, феодальным) к обществу индустриальному (капиталистическому) называется модернизация. Этот процесс занял на Западе около трехсот лет. Быстрее и раньше модернизация проходила в Голландии и Англии, медленнее – во Франции, еще медленнее – в Германии, России, Италии; особый путь модернизации был в Северной Америке; на Востоке модернизационные процессы начались лишь в XX в. Модернизация охватывала все сферы жизни общества. Большую роль в процессе модернизации сыграли идеи Просвещения и революции. В XIX в. на Западе утвердилась индустриальное общество.

Четвертый период всемирной истории в отечественной литературе называется новейшее время, а на Западе – современная история. В последней трети XX в. в странах Запада начался переход от общества индустриального к постиндустриальному или информационному.

Российская цивилизация не относится к числу древних, ее возраст не превышает 12 веков. В истории России можно выделить девять периодов, каждый из которых охватывает определенный общенациональный процесс и соотносится с процессами всемирной истории:

1. Догосударственный период. VI – первая половина IX в.

2. Раннегосударственный период. Киевская Русь. Середина IX в. – середина XII в.

3. Период политической раздробленности Руси. Середина XII в. – XIII в.

4. Период объединения вокруг Москвы русских земель. Образование Российского государства. XIV – XV вв.

5. Период укрепления Российского централизованного государства. XVI – XVII вв.

6. Первый период российской модернизации. XVIII – первая половина XIX в.

7. Модернизация России в 1861 – 1917 гг.

8. Советский период. 1917 – 1991 гг.

9. Постсоветский период. С 1992 года.

Вопросы и задания

1. Назовите периоды первобытной эпохи. В какие периоды начался переход от первобытности к цивилизованности.

2. Каковы критерии перехода из мира первобытного к цивилизованности?

3. Охарактеризуйте исторические процессы, с началом которых связано окончание средневековья.

4. Какие процессы включают в себя модернизация?

5. Укажите основные различия индустриального и традиционного обществ.

6. Основываясь на школьных знаниях, попытайтесь дать свою периодизацию отечественной истории.


Периодизация всемирной истории необходима для лучшего понимания исторических процессов. Существует несколько подходов в изучении исторической периодизации, однако большинством в мире принято пользоваться ее классическим вариантом, т.е. формационным. В нем выделены такие основные периоды истории как доисторический или первобытно-общинный, рабовладельческий или античный, средневековый или феодальный , новое время или индустриальное общество и новейшее время или постиндустриальное общество.


Периодизация всеобщей истории

Периодизация является весьма эффективным способом упорядочения материала и его анализа, благодаря которому можно гораздо лучше понять основные механизмы исторических процессов, происходящих как во всем мире, так и в отдельном социуме.

Периодизация общей истории невозможна без установления хронологических рамок общественного развития. Для этого используют факторы, оказавшие большое влияние на все ведущие страны мира.

С помощью периодизации можно найти ответы на многие вопросы, она придает стройность и обоснованность теории, структурирует и, самое главное, дает ей измерительную шкалу.

Благодаря материальным и нематериальным источникам периодизации истории ученым удалось разработать множество вариантов разделения истории на периоды. В VI в. до н.э. древнегреческий мыслитель Пифагор предложил так называемую теорию круга, согласно которой развитие жизни как человека, так и цивилизации, идет по одной колее, проходя зарождение, расцвет и гибель.

Пифагор

Рис. 1. Пифагор.

Основные периоды истории

Классическая периодизация историографии включает в себя следующие этапы становления общества:

которые читают вместе с этой




  • Доисторический период (2,5 млн лет назад – 3 тыс. до н.э.). Являет собой промежуток времени, начиная от появления человекоподобных предков до возникновения первых цивилизаций с городами, письменностью, государственным устройством. Характеризуется переходом от охоты, рыболовства и собирательства к скотоводству и земледелию, появлением религии, искусства, различных ремесел.
  • Античный период (3 тыс. до н.э. – вторая половина V в). Это эпоха первых государств, вплоть до падения Великой Римской империи. Характеризуется появлением и расцветом таких могущественных цивилизаций как Древний Рим и Древняя Греция, государства Древнего Востока. В этот период времени появилась письменность, начала активно развиваться наука, искусство, поэзия, театр, появились первые представления о правах человека и демократии.
  • Средневековье (V –XV вв). Берет свое начало с момента краха Римской империи и до начала Великих географических открытий. Для данной эпохи характерен феодальный строй, монархия, огромное влияние церкви на общество, инквизиция.

Благодаря Великим географическим открытиям, совершенным в средние века, человечество получило возможность по-новому взглянуть на окружающий мир, существенно расширить свои возможности. Новые страны и континенты стимулировали развитие торговли, общественно-экономических связей, производства, науки.

  • Новое время (XV в.-1918 г.). Период от Великих географических открытий вплоть до окончания Первой мировой войны. Характеризуется открытием Нового Света, колониализмом, падением Константинополя, войнами Наполеона, созданием индустриальной базы, развитием предпринимательства и активной социальной мобильностью.
  • Новейшее время (с 1918 г. по сегодняшний день). Важнейшими событиями данного периода, повлиявшими на всю мировую общественность, стала Вторая мировая война, изобретение и испытание ядерного оружия, формирование крупных международных организаций, освоение космоса, научно-технический прогресс, мировые кризисы и глобальные мировые проблемы.

Что мы узнали?

Основная проблема: соотнесение подходов (методов) в периодизации и интерпретации исторического процесса.

Цель: представить наиболее известные концепции исторического развития в рамках унитарного и плюралистического подходов в изучении истории.

Основные дидактические единицы лекции по программе:

Унитарный (монистический) и плюралистический подходы к изучению истории. Линейные (К. Маркс, У. Ростоу и др.) и циклические (Д. Вико, Э. Майер и др.) концепции исторического развития.

Периодизация мировой истории (К. Маркс, У. Ростоу, И. Дьяконов и др.). Периодизация всемирной истории (К. Ясперс, Л. Васильев).

Периодизация истории России (В. Татищев, Н. Карамзин, С. Соловьёв, В. Ключевский, Л. Гумилёв, А. Ахиезер, Л. Семенникова). Периодизация истории России с точки зрения цивилизационного подхода: Русско-европейская (IX - XIII вв.) и Российская евразийская (XIII - XX) цивилизации.

Основные понятия: унитарный (монистический) и плюралистический (цивилизационный) подходы к изучению истории; линейные, циклические и утопические концепции; цивилизация, культурно-исторический тип; мировая история, всемирная история; Древний мир, Средневековье, Новое время.

План:

1. Унитарный и плюралистический подходы к изучению истории.

2. Периодизация мировой и всемирной истории.

3. Периодизация истории Руси и России.

Унитарный и плюралистический подходы к изучению истории.

Периодизация мировой и всемирной истории.

Периодизации всемирной истории.

(локальные истории: с IV тыс. до Р.Х.),

(начало всемирной истории как идеи: VIII - III вв. до Р.Х.),

(единая мировая история как реальность: с XVII в.).

Л. Васильев, подвергая критике существовавшую в советской науке традиционную периодизацию истории, справедливо полагает, что она опирается только на европейские реалии, произвольно идеологически интерпретированные. Переходная эпоха в истории Европы, вызванная падением Античного мира, распространением христианства и выдвижением на сцену европейской истории германских народов, для неевропейского мира абсолютно условна и может быть использована лишь для удобства или сравнения сходных процессов исторического развития. В историческом процессе Л. Васильев выделил 3 ступени:

3. время возникновения всемирной истории на путях общечеловеческой интеграции локальных обществ в ходе их модернизации и глобальной трансформации (с XVII в. по настоящее время).

Согласно Л. Васильеву, начиная с эпохи Античности и до начала активной европейской экспансии и колонизации Востока, сосуществовали две принципиально различные общественные системы и два типа исторического развития. В эпоху Возрождения, а затем Просвещения античный генотип Европейской цивилизации проявился в полной мере, приняв форму капитализма, ставшего не результатом развития классического европейского феодализма, а стадией развития античного генотипа. Столкновение двух типов социального развития в начале Нового времени выявило превосходство Европейской цивилизации, что породило иллюзию неполноценности неевропейского мира. В XVIII - XIX вв. происходил симбиоз, а в XX - наблюдался синтез традиционных и европейских структур на Востоке, пока в конце ХХ века не выявились негативные последствия развития европейского типа цивилизации для всего человечества.

В традиционную схему деления мировой истории на стадии дикости (1й этап), варварства (2й этап) и цивилизации (3й этап), через которые в разное время проходит значительная часть народов и регионов Земли, можно внести ряд существенных дополнений. Представляется более целесообразным видеть на третьей стадии развития человечества эпоху развития и расцвета духовной культуры, а на четвёртой - эпоху развития и расцвета материальной культуры, или цивилизации.

4) Фаза Цивилизации как завершение эры духовной Культуры и начало эры технократических материальных ценностей (эры материальной культуры); фаза искусственности и неестественности; фаза полного забвения первоистоков человека; фаза преддверия пустоты вообще.

Таким образом, в истории человечества (равно как и в истории локальных цивилизаций) прослеживаются следующие линии духовного развития:

I. Естественность - переходность - искусственность;

II. Полнота бытия - разрежение - пустота (дисгармония духа);

Эти линии могут свидетельствовать о том, что человек развивается не только в сторону прогресса (прогресс интеллекта, морали, техники, прогресс цивилизации), но и в сторону регресса и дегенерации. Такой путь развития приводил в конечном итоге все предшествующие цивилизации к упадку и гибели. Сегодня этот путь развития (его именуют технократическим) может привести либо к глобальной катастрофе и исчезновению человечества, либо к возврату к природным первоистокам, о которых человеку ещё предстоит вспомнить.

Лекция 2

Периодизация всемирной и российской истории

Основная проблема: соотнесение подходов (методов) в периодизации и интерпретации исторического процесса.

Цель: представить наиболее известные концепции исторического развития в рамках унитарного и плюралистического подходов в изучении истории.

Основные дидактические единицы лекции по программе:

Унитарный (монистический) и плюралистический подходы к изучению истории. Линейные (К. Маркс, У. Ростоу и др.) и циклические (Д. Вико, Э. Майер и др.) концепции исторического развития.

Периодизация мировой истории (К. Маркс, У. Ростоу, И. Дьяконов и др.). Периодизация всемирной истории (К. Ясперс, Л. Васильев).

Периодизация истории России (В. Татищев, Н. Карамзин, С. Соловьёв, В. Ключевский, Л. Гумилёв, А. Ахиезер, Л. Семенникова). Периодизация истории России с точки зрения цивилизационного подхода: Русско-европейская (IX - XIII вв.) и Российская евразийская (XIII - XX) цивилизации.

Основные понятия: унитарный (монистический) и плюралистический (цивилизационный) подходы к изучению истории; линейные, циклические и утопические концепции; цивилизация, культурно-исторический тип; мировая история, всемирная история; Древний мир, Средневековье, Новое время.

Периодизация истории

Основные исторические периоды

Периодизация всемирной истории делится на древний, новейший и другие периоды. Проблем в этой области историографии хватает, так как разные источники опираются на разные подходы. Так, принятый в советские времена формационный подход выделяет основные периоды истории: доисторический, он же первобытно-общинный, рабовладельческий (он же античный) , средневековый (он же феодальный), новое время (известное также, как индустриальное общество) и новейшее время, которое также иногда называют постиндустриальным обществом.

Периодизация всемирной истории

Периодизация всемирной истории

Основные периоды всемирной истории

Периодизация является весьма эффективным способом упорядочения материала и его анализа, благодаря которому можно гораздо лучше понять основные механизмы исторических процессов, происходящих как во всем мире, так и в отдельном социуме. Периодизация общей истории невозможна без установления хронологических рамок общественного развития. Для этого используют факторы, оказавшие большое влияние на все ведущие страны мира. С помощью периодизации можно найти ответы на многие вопросы, она придает стройность и обоснованность теории, структурирует и, самое главное, дает ей измерительную шкалу. Проще говоря, это систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации. Для периодизации могут избираться самые разные основания: от смены типа мышления (О. Конт, К. Ясперс) до смены способов коммуникации (М. Маклюэн) и экологических трансформаций (Й. Гудсблом). Многие учёные для создания периодизации используют экономико-производственные критерии: это как социально-экономические отношения и средства производства (марксистская теория формаций), так и основная сфера производства (теория индустриального и постиндустриального общества).

Археологическая периодизация первобытного общества

Подходы к периодизации истории

Существуют разные подходы, но не все они считаются состоятельными и перспективными в наше время. Основными из них являются формационный и цивилизационный, которые мы кратко и рассмотрим.

Формационный

Формационный подход

Преимущества формационного подхода к изучению истории

Цивилизационный

Подходы к изучению истории

Сравнительная характеристика достоинств цивилизационного и формационного подходов

Читайте также: