Деловое общение в менеджменте кратко

Обновлено: 05.07.2024

Деловое общение включает в себя сложный, многоплановый процесс взаимодействия людей путем обмена информацией в области профессиональной деятельности или бизнеса.

Деловое общение в организации заключается в умении вести переговоры с деловыми людьми, правильного подбора слов, принятии правильных и стандартных решений. От делового общения в организации часто зависит карьера менеджера в будущем, поскольку бизнес представляет собой профессиональную деятельность, при которой происходит установление контакта, обмен важной информацией.

Деловое общение в организации нацелено на дальнейшее построение планов и достижение намеченных целей. Деловое общение также необходимо в сфере управленческой деятельности (менеджменте), поскольку каждый менеджер нуждается в способности вести деловые переговоры, заключать сделки.

Деловое общение в организации для менеджера также включает в себя умение проводить деловые совещания, организовать задачи и мероприятия для подчиненных.

Виды делового общения

Деловое общение в организации

Специфическая особенность делового общения заключается в определенной степень его официальности, которая представляет собой подчиненность устанавливаемым ограничениям, определяемых большим числом факторов (национальные и культурные традиции, профессиональные особенности деятельности, требования предприятия, этические принципы).

Деловое общение в организации проникает во все сферы общественной жизни, поскольку в деловое взаимодействие вступают организации всех форм собственности, включая частных лиц. Компетентность в области делового общения имеет непосредственное отношение к успеху или неудаче в любом деле, будь то наука, искусство, производство или торговля.

Особенности делового общения

Деловое общение является самым массовым видом социального общения, представляющим сферу коммерческих, административных и правовых отношений. Специфическая особенность делового общения заключается в его регламентированности, которая подчиняет его установленным правилам и ограничениям.

Особенности делового общения в организации определяются типом делового общения, включая форму, степень официальности, конкретные цели и задачи, стоящие перед людьми, вступающими в процесс общения. Они могут фиксироваться или оформляться в форме протоколов (деловых, дипломатических), существующих в виде:

  1. общепринятые нормы социального поведения,
  2. этикетные требования,
  3. ограничения временных рамок общения.

Требования делового общения

Еще одной важной особенность делового общения в организации является строгое соблюдение его участниками ролевого амплуа. В ходе взаимодействия менеджерам часто необходимо играть роль и начальника, и подчиненного, и коллеги, и партнера, и участника какого-либо мероприятия и др. При этом нужно учитывать и вести себя в соответствии с требованиями, которые предъявляются определенной обстановкой и принятыми ролями. Соблюдение ролевого амплуа делового общения способствует упорядочиванию, стабилизации рабочего процесса, обеспечивая его эффективность.

Важным требованием к деловому общению является повышенная ответственность участников за его результаты, поскольку успех в деловом взаимодействии в большей мере зависит от выбранной стратегии и тактики общения. По этой причине деловое общение в организации включает особо значимые качества деловых людей, среди которых обязательность, верность слову, организованность, соблюдение нравственных и этических норм и принципов.

Деловое общение в организации предполагает более строгого отношения к использованию его участниками речевых оборотов и средств, оно не допускает бранных слов и нецензурных выражений, просторечий. Также нежелательным является применять слова ограниченной сферы употребления (жаргонизмы, диалектизмы, архаизмы и др.).

Деловое общение – это прежде всего коммуникация, порождающая процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия участников общения. Отсюда можно сделать вывод, что вначале возникает взаимодействие, далее – общественные и психологические отношения между людьми. Поэтому необходимо правильно выбирать и использовать средства коммуникации, а также преодолевать коммуникационные барьеры непонимания.

Существует три довольно распространенных способа познания собеседника в общении:

1) идентификация – отождествление, которое предполагает уподобление себя собеседнику и попытку посмотреть на ситуацию как бы его глазами;

2) симпатия – сопереживание, т. е. постижения собеседника на основе чувств;

3) рефлексия (обращение назад) – это знание и понимание собеседника.

Существуют формы делового общения.

1. Деловая беседа – устный контакт между собеседниками. К функциям деловой беседы относятся решение задач, общение между работниками одной деловой среды, поддержание и развитие деловых контактов.

2. Деловая переписка. Основная форма – деловое письмо, может быть в виде официального документа, запроса, предложения и т. д.

При составлении делового письма главным требованием является актуальность. Оно должно быть кратким, логичным, убедительным, без излишней солидарности.

3. Деловое совещание – это дискуссия с целью разрешения организационных задач, включает в себя сбор и анализ информации.

Выделяют следующие виды деловых совещаний:

1) по форме организации:

а) дискуссионное совещание – свободный обмен информацией;

б) диктаторское совещание;

в) кулуарное является продолжением другого совещания;

2) по целевой установке:

а) творческое, проводимое с целью поиска новых идей;

б) информационное – отчет о текущей деятельности.

Позиционный подход связан с наличием у собеседников двух альтернатив: уступать и не уступать.

Принципиальный подход предполагает стремление участников к компромиссу и взаимной выгоде.

Публичное выступление – это общение с большой аудиторией с целью убеждения ее в каких-либо идеях, выдвигаемых оратором.

Публичное выступление делится на три вида:

2) побуждающее (например, митинг);

3) убеждающее – это торжественная речь в честь чего-либо.

Публичное выступление являются одной из самых важных и эффективных форм делового общения. Оратор должен обладать не только грамотно построенной речью, но и быть хорошим психологом, четко следить за мимикой,

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Деловое партнерство

Деловое партнерство Нет ничего удивительного, что в такой среде талантливых и заслуживающих доверия профессионалов начинают образовываться инвестиционные группы. Многие эксчейнджеры заключают между собой партнерские соглашения и добиваются порой поразительных

Деловое супружество: партнеры

Деловое супружество: партнеры Деловое партнерство это все равно, что брак. Либо все просто сказочно, либо заканчивается скандальным разводом. Три года назад Джим и Майк пили вместе пиво в баре, и тогда-то и родилась легендарная идея, которая подтолкнула их начать

Общение

Общение В треугольнике Б-И этот раздел располагается сразу же над денежным потоком, потому что непосредственным образом влияет на него – как в положительном, так и в отрицательном смысле.Есть общение внешнее – с клиентами. К этой категории зачастую относят пиар,

Позитивное общение

Позитивное общение Вы уже узнали, что слова обладают творческой силой — такой же, как и мысли, формирующие наше сознание. Поэтому следите за тем, насколько ваши слова позитивны.Когда вы плохо себя чувствуете, старайтесь не жаловаться. Если жалобы вошли в привычку, знайте,

Общение

Общение Для предпринимателя очень важно уметь общаться с людьми и говорить на многих языках. Мы не имеем в виду французский, испанский, немецкий или китайский. Речь идет о языках бизнеса. Предприниматель должен владеть языками закона, бухгалтерского учета,

ХУДШЕЕ ДЕЛОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В МИРЕ

ХУДШЕЕ ДЕЛОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В МИРЕ Юджин Блэк, дольше всех своих коллег удержавшийся на посту президента Всемирного банка (1949–1963), критиковал развивающиеся страны за излишнее поклонение трем идолам: автомагистрали, комплексному сталелитейному заводу и памятнику главе

Глава 16. Деловое письмо

Тема 1. Деловое письмо в России

Тема 1. Деловое письмо в России 1. Законодательные и нормативно-методические основы деловой переписки в России.2. Правила оформления делового письма.3. Язык и стиль официальных писем.4. Виды писем в органы государственного управления.5. Переписка деловых людей по

5.1. Деловое письмо

5.1. Деловое письмо Написание писем – это навык, который требует сочетания здравого смысла, терпения и понимания людей. Хорошее письмо прочитывают, а плохое письмо пылиться в папке с входящей информацией или даже в мусорной корзине для бумаг.Обычно люди компануют факты

6.8. Общение по телефону

6.8. Общение по телефону Требование к ведению телефонных переговоров1. Для начала необходимо тщательно подготовиться к разговору. Не следует действовать импульсивно, т. е. хвататься за трубку, как только возникает мысль позвонить. Следует четко определить цель разговора,

Невербальное общение

Невербальное общение По статистике, только 7 % информации, содержащейся в речи собеседника, человек извлекает из его слов. Остальные сведения он получает для себя из так называемых невербальных компонентов общения. К ним относятся наши жесты, мимика, поза, тембр голоса,

НЕПРОДУКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ

Деловое мышление будущего

Деловое мышление будущего Способны ли вы (или ваша компания) сделать то же, что Сет Годин? Возможно. Мы видим только одно событие: Сет уходит из большого издательского бизнеса. Но мы забываем о том, что этому предшествовало: 12 бестселлеров, множество произошедших за год

Расширенное общение

Расширенное общение От вопроса о разъединении позвольте перейти к более приятному вопросу: о расширенном общении. Закон расширенного общения гласит:ПРОВОДИТЕ БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ С ПРАВИЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ.Кто эти правильные люди? Это зависит от Ваших целей и задач. Но, в основном,

Внешнее общение

Внешнее общение • Продажи• Маркетинг• Работа с клиентами• Общение с инвесторами• Связи

Общение

Общение Чуть выше располагается уровень общения. Хорошие коммуникативные навыки требуются при осуществлении таких действий за пределами компании, как, например, сбор средств, продажи, маркетинг, обслуживание клиентов, связи с общественностью. Большинство

Цель лекции: рассмотреть основы делового общения, подробно остановиться на его структурных компонентах.

Деловое общение — это процесс, при котором происходит обмен деловой информацией и опытом работы, предполагающим достижение определенного результата в совместной работе, решение конкретной задачи или реализацию определенной поставленной цели.

Деловое общение – это искусство, позволяющее войти в контакт с партнерами по бизнесу, преодолеть личные предубеждения, неприятие того или иного контрагента, достичь желаемого коммерческого результата. Под деловым общением понимается любое общение, способствующее решению коммерческих задач.

К принципам делового общения относятся:

  • признание равенства и неповторимости каждого из партнеров,
  • априорное признание существования того или иного "зерна истины" в каждой точке зрения;
  • взаимное обогащение участников общения.

Правила проведения деловых совещаний. Специально остановимся на правилах проведения деловых совещаний. Деловое совещание – это обсуждение вопросов организации производства, управления фирмой, маркетинговой деятельности, проводимое первым лицом или заменяющим его специалистом. К обязательным требованиям, позволяющим сделать деловые совещания действенным инструментом создания команды единомышленников, относятся:

  • регулярность проведения;
  • сочетание обсуждения стратегических и оперативных вопросов;
  • урегулирование на совещаниях вопросов корпоративных отношений (к таким вопросам можно отнести изменение приоритетов внутрифирменных отношений, уточнение функций и полномочий исполнителей, выработка новых идей, оценка результатов предыдущих программ);
  • руководителю следует помнить, что совещание оказывает огромное влияние на его имидж и стиль деловых отношений.

Пиарменам, руководителям и специалистам, готовящим совещание, необходимо руководствоваться общими принципами организации такого рода мероприятий (конференций, приемов, встреч):

  • в организационной деятельности нет мелочей;
  • техническая сторона организации (рабочие места участников, материалы, техническое обеспечение) должны быть безупречными;
  • должен быть подготовлен ведущий (предусмотрена замена, помощники ведущего и другой вспомогательный персонал).

Особенность подготовки внутреннего совещания – общение коллег по общим для всего коллектива проблемам – это часть корпоративной культуры, поэтому, перед началом подготовки даже короткой оперативки (если это не регулярная планерка) стоит ответить на вопросы:

  • нужно ли проводить данное совещание;
  • кто входит в круг лиц, без которых данное мероприятие будет невозможным;
  • какие вопросы внести в повестку дня;
  • нужен ли доклад руководителя, и с какими подразделениями или отдельными специалистами нужно проконсультироваться при его подготовке.

Несколько почти очевидных рекомендаций, нарушение которых встречается почти всегда:

  • совещание лучше проводить не в кабинете руководителя (лучше всего, за круглым столом, чтобы подчеркнуть равенство участников);
  • ведущим может быть специально подготовленный спикер, а не руководитель;
  • руководитель должен переключить на секретаря все телефоны, не общаться с лицами, не участвующими в совещании;
  • совещание лучше проводить в дискуссионном ключе, но если проблема неординарна, возможно применение "мозгового штурма";
  • нельзя допускать превращения интересного выступления в "литье воды";
  • неизбежные дискуссии не должны превращаться в столкновение принципов или амбиций и, тем паче, переходить "на личности", при этом, следует уважать право на несогласие и меньшинства, и отдельного человека (кроме весьма небольшого числа случаев, в которых выполнение однозначного решения руководителя действительно необходимо).

Ведение переговоров – одна из главных игр в жизни и бизнесе. Они определяют характер ваших отношений с людьми. Владея искусством ведения переговоров, вы сможете значительно улучшить результаты своего общения с другими людьми.

Правила ведения переговоров:

  1. Четко представляйте себе, чего вы хотите добиться.
  2. Тщательно подготовьтесь, чтобы быть готовыми обсуждать любую деталь и ответить на любой вопрос или комментарий.
  3. Будьте настойчивым. Не ожидайте, что сможете победить с первой попытки. Ваша первоначальная задача – всего лишь заставить другого человека думать.
  4. Подружитесь с человеком, с которым предстоят переговоры. Представьте Ваше предложение в виде выгод, преимуществ для Вашего оппонента.
  5. Никогда не теряйте чувства юмора.

Организация переговоров:

  1. Планирование.
  2. Установление контакта.
  3. Определение "правил игры".
  4. Оценка партнера.
  5. Развитие сценария.
  6. Ведение торга. Уступки.
  7. Завершение переговоров.

Основные правила выступления на трибуне:

  1. Подготовка речи
  2. Как известно, все хорошие импровизации тщательно готовятся заранее.
  3. Место выступления
  4. Перед выступлением очень важно изучить помещение, чтобы установить, с какой стороны будут смотреть на вас слушатели.
  5. Одежда
  6. Одевайте те вещи, в которых вы чувствуете себя комфортно, которые не отвлекают вас своим неудобством.

Ваша мимика и жесты дают человеку куда больше впечатлений, чем все, что вы произносите.

Правила общения по телефону

Держите все необходимы документы под рукой: прайсы, карточку клиента с полной базой данных по всему периоду работы, с разделом " Информация личного значения".

Всегда подводите краткий итог вашего разговора.

Порядок работы менеджера с документами

При подготовке документа следует четко и кратко излагать свои мысли, так как обилие слов мешает быстрому восприятию документа.

Обмен электронными документами осуществляется с помощью электронной почты, которая позволяет отправлять документы, получать подтверждения их доставки адресатам, редактировать, распечатывать и хранить документы.

Краткие итоги

В лекции представлено рассмотрение делового общения , выделены его принципы, а так же основные правила по таким направлениям, как: проведение деловых совещаний, организация переговоров, выступление на трибуне, общение по телефону и работа с документами.

Деловое общение предполагает взаимодействие людей для достижения определенной цели. Оно осуществляется в служебное время и на деловых брифингах, приемах и встречах.

Деловое общение направлено на результат и решение задачи. Оно возникает только в совместной производственной деятельности. Поэтому деловое общение отличается от обыденного непринужденного тем, что:

  • Имеет цель.
  • Использует рациональные способы ее достижения.
  • Соблюдает субординацию.
  • Подчиняется регламенту.
  • Соответствует этикету.
  • Учитывает ролевые позиции.

Перечисленные особенности разделили его на конструктивное и деструктивное деловое общение.

Конструктивное деловое общение

Такое общение излагает факты и не дает оценок. Вот некоторые правила конструктивного делового общения:

Деструктивное деловое общение

Оно строится на негативных эмоциях. Поэтому может привести к потере деловых отношений. В качестве деструктивных форм общения выступают:

  • Ложь.
  • Эгоизм.
  • Агрессия.
  • Неблагодарность.
  • Обида.

Деловое общение в психологии базируется на совместном соблюдении партнерами таких принципов:

  • Установление взаимности в совместной деятельности.
  • Точность и достоверность официальной информации.
  • Ответственность.
  • Последовательность и согласие в принятии решения всеми участниками переговоров.

Деловое общение это искусство и без психологического контакта оно представляет собой сухой обмен информацией.

Деловое общение: признаки и сущность

Сущность делового общения предполагает взаимосвязь личностей на основе специфических особенностей человеческого восприятия.

Учитывайте такие особенности при подготовке к деловым переговорам:

  • Фраза состоит не более, чем из 13 слов.
  • Если вы говорите предложение больше 5 – 6 секунд, то его сложнее поймет собеседник.
  • Последние фразы запоминаются лучше.
  • Оптимальное время для переговоров – 08.00 – 12.00.
  • Мужчины готовы внимательно слушать первые 10-15 секунд. Затем они вносят свои предложения.
  • Незаконченное действие человек запоминает лучше, чем завершенное.

Знание особенностей человеческого восприятия – это одно из условий конструктивного диалога. Ведь в деловом общении партнеры нацелены на определенный результат.

Поэтому выделим признаки делового общения:

  • Интегрирован в человеческую деятельность.
  • Имеет общий предмет общения.
  • Использует разные психологические приемы: внушение, убеждение, подражание и другие.
  • Реализуется в таких формах: деловые переговоры, совещания, беседы и другие.
  • Ориентируется на этику.

Решение коммерческих или социальных вопросов в соответствии с перечисленными признаками характеризует успешность в деловом общении. Ведь от качественного общения зависит реализация вашего дела. Поэтому изучите внимательно характеристики делового общения.

Характеристики делового общения

Основные характеристики делового общения сводятся к следующему:

  • Приступайте сразу к теме разговора.
  • Контролируйте тон голоса.
  • Избегайте критики партнера.
  • Возьмите время на обдумывание.

Если вы ориентированы на успех предприятия, то важно учитывать данные характеристики делового общения.

Также рекомендуется избавиться от таких ошибок:

  • Унижать и оскорблять.
  • Критиковать и спорить.
  • Жаловаться.
  • Перебивать.
  • Быстро или медленно говорить.
  • Хвастаться.

Данный список можно продолжить. Но суть будет одна. Без уважения к личности партнера достигнуть высоких результатов в работе сложно. Ведь в деловой сфере воздействие на человека идет с трех сторон. Рассмотрим структурные компоненты делового общения.

Структура делового общения

Структура делового общения состоит из:

  • Коммуникативная сторона предполагает обмен информацией.
  • Интерактивная - обмен опытом.
  • Перцептивная. Восприятие человека и установление взаимопонимания.

Структурные компоненты делового общения обусловлены его спецификой.

Используйте в своей речи такие приемы взаимодействия:

Чтобы профессионально выстроить взаимодействие, рекомендуется использовать особые интерактивные приемы:

  • Стройте фразы со слов: Кто? Что? Где?
  • Будьте максимально внимательны к собеседнику. Не отводите глаза. Не смотрите в окно.
  • Следуйте своими движениями за собеседником. Поворачивайте голову к партнеру.

Деловое общение: основные принципы.

Для достижения результата в деловой беседе требуется соблюдать принципы делового общения.

Для этого составьте план действия организации. Это сэкономит время. Не вступайте в спор с собеседником. Главное – терпение и труд.

Вкладывайте не только в производство, но и в развитие коммуникативных умений и навыков сотрудников.

Человек должен захотеть к вам вернуться.

  • Сконцентрируйтесь на стратегической цели.

Неудачи и разочарования только закаляют сильных людей.

  • Учитесь разграничивать личное общение от делового контакта.

Неприятный для вас сотрудник может быть высоким профессионалом своего дела. Сосредоточьтесь на поставленных задачах.

Ясная и логически выстроенная речь будет более понятной и интересной для восприятия аудиторией.

Демонстрируйте равенство и уважение к оппоненту и его позиции.

Важнейшие понятия и принципы делового общения сопряжены с нравственными нормами:

  • Порядочность.
  • Честность.
  • Справедливость.
  • Ответственность.

Формы делового общения.

Деловая беседа.

Является распространенной формой делового общения. Независимо от статуса партнера советуем очистить свою речь от таких слов – паразитов:

  • Ничего себе.
  • Очень красиво.
  • Круто, супер, мега. Активизируйте свой пассивный словарный запас. Обогатите речь такими синонимами, как: замечательно, прекрасно, восхитительно и другими красивыми словами.

Деловые переговоры.

В деловых переговорах проявляйте уверенность. Ведь неуверенность на уровне слов вселяет оппоненту опасения. Поэтому избегайте следующих фраз:

  • Не хочу вас больше задерживать.
  • Простите, вы не уделите мне несколько минут?
  • Не буду вам мешать.
  • Мне поручено вам сообщить.

Чтобы выиграть, проверьте свои позиции в переговорах и контролируйте свою речь.

Деловое совещание.

Представляет собой групповую форму взаимодействия. Требует точного соблюдения протокола. Рекомендуем придерживаться следующих правил поведения:

  • Полученная информация конфиденциальна.
  • Будьте пунктуальны и соблюдайте сроки.
  • Ведите себя в соответствии с местом в компании.
  • Проявляйте доброжелательность и корректность в общении с коллегами.
  • Улучшайте свой имидж.

Деловая переписка.

В письменной и электронной деловой переписке главным критерием успеха является скорость реакции на письмо, вопрос, предложение. Поэтому старайтесь дать ответ на письмо в течение дня.

Помните, что современная культура терпимее относится к ошибке, нежели чем к задержке с ответом.

В процессе любого общения всегда нужно проявлять уважение. Установите визуальный контакт. Расположите к себе партнера вовремя сказанным словом, правильной интонацией, уместным жестом. Ведь точное восприятие человека – это условие дальнейшей совместной деятельности.

Но помните о том, что в жизни каждого человека реальные события вносят свои коррективы и меняют тактику взаимодействия. Надеемся, рассмотренные в данной особенности и характеристики делового общения, помогут вам оптимизировать и грамотно выстроить деловое общение.

Читайте также: