Декоративное искусство это кратко и понятно

Обновлено: 02.07.2024

Что такое искусство?
Для объяснения эстетических проблем, связанных с изобразительным искусством и ремёслами, см.: Определение искусства, значение.

История визуального искусства
О важных датах развития изобразительного искусства и других видов искусства см.: История искусства.

Виды искусства
Для произведений искусства, сделанных из утилизируемых материалов, см.: Джанк-арт.
О картинах и скульптурах, выполненных художниками, не относящимися к мейнстриму, см. Аутсайдер-арт.
О работах душевнобольных см.: Арт-брют.

В чем разница между декоративным и изобразительным искусством?

Изобразительное искусство, то есть живопись, рисунок, скульптура и фотография, обычно не имеет никакой другой функции, кроме визуальной. Напротив, декоративное искусство часто (но не всегда) утилитарно. Другое отличие состоит в том, что изобразительное искусство, как правило, в большей степени основано на рисовании, а декоративное искусство – в большей степени на технике. Но есть исключения из обоих этих общих правил.

Проблемы определения

Истоки и история декоративного искусства

Самым ранним видом декоративного искусства была древняя керамика, в частности японская керамика в стиле Дзёмон, впервые появившаяся примерно с 14 500 г. до н.э. Она также широко производилась от около 5000 лет до н.э. рядом древних цивилизаций Средиземноморья, до достижения своего апогея в геометрическом стиле , восточном стиле , чёрных фигур и красных фигур и в стиле древней греческой керамики.

Эти декоративные традиции сохранялись при европейских королевских дворах короля Карла Великого I и более поздних правителей Оттона, при этом развивались новые формы искусства в области гобеленов и отделки других тканей. Великая программа строительства в христианском готическом стиле затем профинансировала развитие европейского искусства витражей, которое она использовала в соборах во Франции, Англии, Германии и в других странах.

В эпоху итальянского и северного Возрождения живопись и скульптура имели тенденцию быть более серьёзными, чем декоративные – но посмотрите школу Фонтенбло во Франции – и только в эпоху контрреформации в стиле барокко декоративное искусство снова расцвело, в разнообразии дисциплин. Важным событием этого времени было основание знаменитой фабрики гобеленов Gobelins в Париже (1667 г.), возглавляемой Шарлем Лебреном (1619-1690 гг.) и фабрики гобеленов Бове (1664 г.), также в Париже.

После этого пришла школа рококо, которая дала огромный импульс декоративным ремёслам, таким как изготовление мебели, предметы домашнего обихода, стекло и текстиль. Если барокко уходит корнями в архитектуру, то стиль рококо уходит корнями в дизайн интерьера. Возникнув при дворе Людовика XV в Версальском дворце, этот стиль оказался исключительно популярным в некоторых частях Германии и Центральной Европы. Для получения дополнительной информации см.: Французское декоративное искусство (c.1640-1792); Французские дизайнеры (c.1640-1792) и Французская мебель (c.1640-1792). Эпоха рококо также известна популярностью китайских декоративных мотивов, таких как Шинуазри, псевдокитайский стиль декора, который распространился по всей Европе.

Ни социализм Французской революции, ни методы массового производства промышленной революции не способствовали эстетике декоративных ремёсел. В результате декоративное искусство снова вышло на первый план только в конце 19 века, в ответ на продукцию машинного производства. Это произошло благодаря Уильяму Моррису и Движению искусств и ремёсел, социальному и эстетическому движению, которое возникло из Общества выставок искусств и ремёсел, основанному в 1888 году, хотя его корни восходят к 1850-м годам и эстетике искусствоведа Джона Раскина (1819-1900). Движение отстаивало хороший дизайн и мастерство, в отличие от стандартизированного дизайна фабричных изделий, производимых машинами.

Между тем, успехи французского литографа Жюля Шере (1836-1932) в области хромолитографии в Париже привели к распространению увлечения плакатом по всей Европе. В 1890-х годах он слился с первым современным международным стилем дизайна, а именно ар-нуво (популяризированным такими группами, как Венский Сецессион), который достиг своего пика на Международной выставке 1900 года в Париже. Альфонс Муха (1860-1939) олицетворял плакаты в стиле модерн. Затем, когда модерн начал терять свою остроту, в плакатной литографии его вытеснил функционализм, примером чего являются работы Леонетто Каппьелло (1875-1942).

Для получения дополнительной информации об этом носителе см.: История плаката.

Музейные коллекции декоративно-прикладного искусства

Одну из величайших в мире коллекций этого типа произведений искусства в Америке можно увидеть в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке. В Европе Лувр и Музей Виктории и Альберта обладают величайшими коллекциями декоративного искусства.

Американские работы в музее Метрополитен, датируемые концом 17 – началом 20 века, включают около 12 000 образцов мебели, серебра, стекла, олова, керамики и текстиля. Среди них – выдающаяся коллекция американских витражей, в которой представлены новаторские работы Луи Комфорт Тиффани. Есть также выдающиеся образцы пластического искусства, такие как сосуды из выдувного и прессованного стекла, созданные Стекольной компанией Новой Англии , Dorflinger Works и Tiffany Studios ; антикварная мебель 1820 года; ряд керамических и серебряных предметов конца 19 века, в том числе работы Пола Ревира . Коллекция керамики содержит широкий спектр материалов, методов и производителей, от красных изделий из Пенсильвании и Германии до керамики Rookwood . Коллекция текстиля в музее представлена сотней стёганых одеял, рукоделием 18 и начала 19 века, а также тканями, созданными Кэндис Уиллер, лучшим дизайнером женского текстиля и интерьеров Америки того периода.

ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО (англ. decorative art, фр. art decorative, нем. Decorative Kunst), термин, объединяющий те виды искусства, которые служат практическим целям, в отличие от станкового и монументального искусства. Декоративное искусство вносит художественную организацию во все сферы жизни. К декоративному искусству относится монументально-декоративное искусство, непосредственно связанное с архитектурой: оформление зданий или других сооружений (архитектурный декор, росписи, мозаика, витражи, резьба дереву и т.п.); декоративно-прикладное искусство (мебель, ткани, керамика, бытовые художественные изделия из металла и кожи); оформительское искусство (художественное оформление витрин, выставок, празднеств).

Декоративное искусство отличается от изящных, или главных видов изобразительных искусств, в рамках которых произведения, например станковые картины, создаются только для эстетического наслаждения. Однако это отличие достаточно условно, поскольку формы искусства слишком тесно связаны между собой, чтобы их можно было легко разграничить. Критерии, по которым судят о картине или скульптуре – форма, цвет или особенности композиции, – те же самые, что используются для оценки украшенной миниатюрами рукописи или фарфоровой вазы. Хотя материалы и методы варьируются в зависимости от вида искусства, остаются в силе основополагающие принципы – такие, как хороший вкус, оригинальность содержания и композиции.

Вплоть до 19 в. между художником и ремесленником не делалось различий. Ремесленники со времен античности не допускали, чтобы предмет, будь то серебряный кубок или картина, покидал мастерскую, не пройдя строгой проверки самим мастером или гильдией на качество изготовления и художественное мастерство. Заказы и предписания распространялись на все: от росписей, скульптуры и архитектуры до резных рам для картин и рисунков для гобеленов, шитья, работ по стеклу, поделочному камню и металлу. Например, флорентийская мастерская Антонио дель Поллайоло в эпоху Возрождения изготавливала не только картины, но и великолепные шелковые знамена для церемониальных шествий, а также алтарные образы, вычеканенные на серебре. Бенвенуто Челлини, земляк Поллайоло, в 16 в. приобрел славу превосходного и оригинального скульптора, ювелира и золотых дел мастера. Предметы, выполненные этими художниками, были столь же функциональны, сколь и прекрасны, поэтому многие из их изделий прославилось как произведения искусства. Многие произведения, которые теперь причислены к одному из видов изобразительного искусства, создавались исключительно в декоративных целях. Среди них – мраморы древнегреческого Парфенона, скульптуры и фрески, украшавшие повсюду в Европе средневековые церкви.

Работы и техники декоративно-прикладного искусства

Каждый исторический период характеризуется преобладанием каких-то видов декоративно-прикладного творчества. В разные времена направления такого вида искусства менялись, отвечая на запросы нового общества. Но неизменным остается стремление людей использовать фантазию в создании или украшении мира вокруг себя. Творческое мышление – одна из главных отличительных особенностей человека.

  • Определение
  • Отличия от изобразительного искусства
  • Роль ДПИ
  • Виды
  • История развития
  • Современное декоративно-прикладное искусство

Определение

Декоративно-прикладное искусство – это вид деятельности, направленный на создание или украшение изделий, предназначенных как для эстетического удовольствия, так и для практического применения.

Характерные особенности:

  • совмещение декоративной и утилитарной, прикладной функций;
  • отражение культурно-исторической эпохи;
  • уникальность и узнаваемость;
  • художественная ценность.

Узнать произведение декоративного творчества можно по заметному отпечатку мастера. Всегда видно, что к такому изделию была применена фантазия художника.

Предметы декоративно-прикладного искусства — это произведения из дерева, металла, керамики, расписные вазы и прочая посуда, одежда с выполненным вручную рисунком, отчеканенные монеты, предметы из бересты, кружева, вышивки.

Отличия от изобразительного искусства

Несмотря на то, что в ДПИ существуют формы, тесно переплетающиеся с другими видами творческой деятельности, между ними есть существенные различия.

Под изобразительным искусством чаще всего понимают картины на холсте, хотя в широком смысле туда относят скульптуру, архитектуру. Соответственно, понятие изобразительного искусства гораздо шире определения декоративно-прикладной живописи. У нее единственная цель – эстетическая, в то время как ДПИ отличается практической направленностью.

Для живописи или скульптуры важна образность и выразительность, в них выражается философия эпохи. Развитие декоративно-прикладного искусства ориентировалось на текущие материальные потребности общества.

Роль ДПИ

Народное декоративно-прикладное искусство относится к способам трансляции духовного опыта сквозь поколения.

Главные ценности культуры всегда находили отражение в окружающих предметах. Декор отражал, как модные тенденции, так и важные основы общественной жизни. Старинные кресты и иконы указывают на религиозную жизн, традиционная одежда подчеркивает национальную идентичность народа.

По тем идеям, которые мастера старались передать в своих изделиях, можно делать выводы о культуре прошедших времен. Также удобно изучать историю и традиции, обращаясь к наглядным предметам быта прошлых лет. Эффект от прикосновения к ним больше, чем от разглядывания картинок в учебнике.

Роль современного ДПИ в обществе весьма важна. Оно выполняет следующие функции;

  • познавательная (получение теоретических и практических знаний о новой деятельности);
  • эстетическая (формирование художественного вкуса);
  • образовательно-просветительская (изучение истории на примере предметов ДПИ);
  • обрядовая (прежде всего относится к религиозным предметам);
  • патриотическая (приобщение к национальной культуре за счет ознакомления с ее формами);
  • утилитарная (несмотря на важность эстетики, продукт ДПИ имеет практическое, полезное применение).

Шитье

Самый распространенный и популярный вид рукоделия.

Шитье — это не только творчество, но и важная прикладная деятельность. Одежду создают для себя, семьи, детей, зарабатывают, занимаясь пошивом на заказ. Рынок оборудования для этого сегмента разнообразен. В продаже на полках магазинов стоят как вполне демократичные швейные машинки с ограниченным набором функций, так и довольно сложные, дорогие и многофункциональные.

Анна Анкер - Жена рыбака за шитьем

Жена рыбака за шитьем
Анна Анкер

Востребовано воссоздание костюмов разных эпох для исторических реконструкций. Подбираются материалы, технология пошива тщательно соблюдается в соответствии с теми условиями, которые существовали в то время, строчки, обработка производятся вручную. Для украшения одежды также используют фурнитуру ручной работы.

Шитье кукол

Вид творчества, основанный на создании из ткани зверушек или игрушек. В нем существует множество направлений: знаменитая Тильда, созданная норвежским дизайнером, вальдорфская кукла, у которой нет ярко выраженных черт лица, портретные куклы, чердачная кукла, которая родилась у американских переселенцев.

Изготавливать игрушки несложно, но необходимо чувство формы. Мастерица работает ножницами, иглой и нитью, создает образ, скульптуру. Кукла приобретает характер и отличительные черты своей культурной среды.

Пэчворк

Это интересная, одновременно простая и сложная игра в мозаику из ткани. Используют для украшения интерьера. Для создания полотна ткань режут на кусочки, собирают орнамент и узор, подбирая цветовую гамму, сочетая фактуру ткани.

Вязание

Существует большое разнообразие техник, стилей, исторических и современных. Способы вязания можно разделить на два вида — вязание спицами и крючком.

Кружево

История мастерства насчитывает сотни лет, оно было популярным элементом одежды придворных дам на европейских приемах.

Удивительна техника создания ирландского кружева, где крючком вывязывают мелкие мотивы и потом соединяют сеткой, это очень сложная и кропотливая работа.

Ажурные вставки украшают любую одежду и служат для создания особого стиля.

Брюггское кружево

Брюггское кружево

Брюггское кружево, пришедшее из Вологды, довольно простое в исполнении, но выглядит превосходно, вписываясь в любую моду.

Крючком создают как ажурные полотна, легкие, как иней, так и плотные, однотонные для создания одежды.

Самыми интересными выглядят вещи, в которых талантливо соединены разнообразные техники вязания.

В бытовых условиях такой вид рукоделия выполняют только вручную. Машинками можно заменить лишь работу спиц.

Плетение

Еще один способ создания кружева, но более объемного и не такого воздушного, как крючком.

Вологодское кружево

Искусство родилось в Европе, в Фламандии, в начале XVII века. Русским дамам тоже приглянулось изящное плетение. Центром по производству кружева в России стала Вологда. Отсюда произошло название.

Вологодское кружево

Плетение очень трудоемкое, кропотливое, со сложной технологией, которая занимает много времени. Каждую вещь должна делать только одна мастерица, разделение труда невозможно.

Ткань с узором натягивают на валик, рабочую нить наматывают на специальные коклюшки. Узлы фиксируют иголками. Более толстую нить пускают по контуру узора. Для создания одного полотна может быть использовано около тысячи коклюшек.

Макраме

Несколько лет назад этот вид творчества был на пике популярности.

Для плетения макраме понадобится веревка, тонкая бечева или нить. Мастерство основано на завязывании узлов.

В основном, в технике макраме изготавливали украшения для дома — панно, подвесные кашпо для цветов, декоративные подушки для диванов, коврики и женские сумки. Особо усидчивые рукодельницы украшали окна своих квартир плетеными гардинами, часто подобные вещи делали на заказ и продавали по высокой цене.

Береста

Плетение из бересты — это старый, народный вид прикладного творчества. Когда-то изделиями из березового лыка активно пользовались крестьяне. Символ русской деревни – лапти были самой дешевой обувью.

В быту и хозяйстве в берестяных коробах хранилось зерно, овощи, на кухне использовались емкости поменьше. Сейчас все эти предметы используют в домах с интерьером русской деревни, но они носят преимущественно декоративный характер.

Ротанг

Ротанговую мебель использовали с древних времен. Сейчас кресла, кушетки, столики из гибкой ветви являются предметом особого стиля в интерьере.

Прежде чем приступить к плетению, исходный материал подготавливают, вымачивают в солевом растворе, чтобы лоза стала упругой и особенно гибкой, а также для того, чтобы укрепить ее и сделать прочной в использовании.

Мебель из ротанга, сделанная искусным мастером, служит долгие годы, не разваливается, не деформируется.

Бисер

Бисер пришел к нам из Древнего Египта. Это мелкие стеклянные бусинки: круглые, с гранями, сплюснутые и цилиндрической формы. Он бывает разных цветов и текстур: матовый, прозрачный, с перламутровым напылением.

Японский бисер

Японский бисер

Бисер нанизывают на тонкую нить, которая вдета в специальную иголку, такое искусство позволяет реализовать в цвете любой орнамент.

Почти все народы используют подобное украшение в традиционных образах. Оригинально и стильно выглядят современные аксессуары из бисера. Они получаются пластичными и объемными.

Также изделия из бусин используют в искусстве декупажа или при создании аппликаций.

Роспись

Популярный вид декоративно-прикладной живописи. Подразумевает нанесение рисунков и надписей на предметы. Некоторые виды художественной росписи оформились в самостоятельное направление и стали нарицательными.

Жостовская роспись

Наибольшую известность получила благодаря традиционному украшению подносов. Изначально расписывались другие изделия из папье-маше. Но постепенно ремесло сосредоточилось на раскрашивании металлических подносов.

Для росписи использовали масляные краски, рисунок чаще всего представлял собой букет из цветов и плодов на тёмном фоне.

Хохлома

Еще одна популярная форма художественной росписи, обязанная своим появлением мастерским нижегородских художников. Это направление легко отличить по использованию ярких цветов на темном фоне. Для хохломы характерны красный, зелёный и золотой цвета. В такой технике расписывали мебель или посуду.

Декупаж

Известный много веков способ декорирования мебели, икон, елочных украшений и пр. Техника подразумевает вырезание из бумаги изображения, затем наложение его на украшаемый предмет и покрытие лаком для закрепления.

Таким методом придания оригинального вида мебели пользовались еще в Китае. В Европе таким способом украшали женские шляпки, стулья или шкатулки, Русь переняла технику декупажа для использования в иконописи.

Ювелирное искусство

Кропотливый труд, связанный с художественной обработкой драгоценных и полудрагоценных металлов и камней. Изделия ювелиров, особенно авторские, отличаются высокой ценой и ограниченным количеством.

Самым известным мастером России и Европы остается Карл Фаберже. Он был ювелиром самого императора Александра III. В музеях хранятся поражающие великолепием работы для царской семьи. Среди них – знаменитые яйца Фаберже, серия драгоценностей, выполненных в виде яйца и украшенных драгоценными камнями.

Художественная резьба

Вид искусства, при котором рисунок формируется за счет отсечения лишних частей от первоначального материала.

Резьба по дереву

Была необычайна популярна на Руси. Резные элементы декора присутствовали как внутри зданий, так и снаружи. Изделия из дерева использовали при строительстве и отделке церквей и соборов.

Традиционными народными стали узоры в виде зубцов, треугольников, косиц, грибков, волн.

Резьба по камню

Одна из древнейших форм искусства. Первые образцы подобных произведений появились еще до н. э. Изображения и слова встречаются на камнях, которые были использованы при строительстве башен, пирамид, гробниц. Чаще всего такие вещи носили обрядовый характер.

В современном мире резьба по камню не распространена.

Пирография (выжигание)

В этой технике выполняют декор деревянных поверхностей или обработку ткани.

Пирография. Дерево

Пирография. Дерево

Мастер наносит изображения электровыжигателем. Похожая техника известна тем, кто пробовал выжечь узор на бумаге, наводя на него линзой солнечный луч. Таким же способом можно добиться изображения и на дереве. Выжигание – самый распространённый вид ДПТ у детей и подростков во всем мире.

Пирография. Ткань

Пирография. Ткань

В странах СНГ такая практика доступна на уроках труда.

Инкрустация

Общее название для разных форм декора, основанных на облицовке поверхности декорирующим материалом. Мозаичное искусство существует более 2000 лет. Его использовали еще в Шумерской цивилизации. Позже получило развитие в создании религиозных образов в римских катакомбах.

Шкатулка из дерева инкрустированная перламутром

Шкатулка из дерева инкрустированная перламутром

Мозаика – это создание изображения путем подбора маленьких частиц из общего материала и наклеивание их в нужном для получения изображения порядке. В зависимости от игры цвета и тени могут получаться разные картины. Часто опытные мастера играют с эффектами.

Если разноцветными мозаичными стеклышками изображают чей-то портрет, то при движении глаз казалось, что лик оживает и проявляет собственную мимику.

Аппликация

Свободная форма ДПИ. Ее суть в том, чтобы создать изображение, используя лишь подручные материалы. В ход идут ткани, цветы, травы, каштаны, камни, бисер, кожа и многое другое.

Пример аппликации

Пример аппликации

Поделка часто становится первым, ознакомительным видом декоративно-прикладного искусства, поскольку с ней человек сталкивается еще в школе.

Аппликации используют для декупажа или в качестве самостоятельного украшения, вплетенным в дизайн помещения.

Некоторые из них могут украсить одежду, добавив ей уникальные черты, повысив тем самым ее ценность.

Лепка

Способ формосложения из мягкого податливого материала. Чаще всего для нее используют глину, гипс, воск или пластилин, умение пользоваться этими материалами может выдать будущего скульптора.

Лепка. Животные

Лепка. Животные

Лепку применяют чаще всего не в качестве отдельного вида искусства. Ее элементами украшают фасады зданий, используют во внутреннем интерьере. Из слепленных вещей отливают форму для декоративных деталей.

За счет легкости и доступности материалов такая форма деятельности весьма популярен в качестве детского хобби. Лепку используют и при обучении будущих художников и скульпторов.

История развития

Декоративно-прикладное искусство всегда присутствовало в жизни человека. Оно берет основы в повседневности. Люди старались придать окружающим предметам красивый вид. По мере развития эстетики и художественного вкуса техники становились более сложными, а некоторые виды деятельности по созданию красивых вещей превращались в полноценную профессию.

Первые образцы декоративно-прикладной живописи известны из истории Древнего Египта. Примером служат гробницы фараонов с затейливыми росписями или мебель и стены с орнаментом. Источником вдохновения египтян были природные объекты: растения, животные или явления. Все это наделялось мистическими свойствами и часто носило обрядовый характер.

Древняя Греция внесла большой вклад в создание красивой посуды. Расписанные черным или красным цветом глиняные амфоры украшают лучшие музеи мира, как раньше облагораживали дома зажиточных греков.

Восточная культура со своими обычаями и верованиями воплотилась и в замысловатой традиционной одежде, расписанной иероглифами и изображениями тигров или драконов.

Характерно разделение занятий по гендерному признаку. Женщины чаще всего украшали росписью посуду и игрушки, ткали и декорировали ткани вышивкой и аппликациями. Мужчины ковали металлы, занимались резьбой и выжиганием по дереву или изготовлением ювелирных украшений, изделиями из керамики.

Современное декоративно-прикладное искусство

В настоящее время многие виды ДПИ существуют лишь в качестве хобби. То, что раньше было необходимостью, стало популярным увлечением, способным привить новые навыки и познакомить с культурой, создавшей эту деятельность.

Тем не менее, существуют целые регионы, которые славятся ручной работой. Там изготавливают сувениры и предметы декора по технологиям с богатой историей, уходящей в века. В Вологодской области плетут известное во всей стране и за ее пределами кружево, в Павловском Посаде шьют платки и шали, Тульская область славится пряниками и филимоновскими игрушками.

Современное декоративно-прикладное искусство следит за текущей модой, при этом не отходя от традиций. Удачное сочетание привычных техник и узнаваемого стиля с новыми тенденциями, позволяет всегда оставаться в тренде.

Последние 10-20 лет приобретают популярность войлочные картины. Их изготавливают из окрашенной шерсти, прикрепленной к полотну — основе с помощью специальных иглопробивальных машин.

Не меньший интерес общества вызывают изделия из фетра. Они прекрасно смотрятся в современном интерьере, дополняя его и уникализируя. Фетровые игрушки и аксессуары активно пользуются спросом у детей и взрослых.

Современные технологии и повсеместная компьютеризация неизбежно отразилась на декоративно-прикладном искусстве. Сейчас высокотехнологичные станки создают разнообразные гобеленные композиции на коврах. Любое изображение с помощью компьютера будет воплощено на готовом изделии.

Доступность и развитость фототехники привнесла в ДПИ виды искусств, связанные с фотографией. Фотографические изображения часто используют в качестве полноценного орнамента.

Несмотря на внедрение высоких технологий и применение новых материалов, декоративно-прикладное творчество сохраняет преемственность поколений и не отступает от сложившихся канонов, сохраняя некоторые формы деятельности для потомков в почти неизменном виде.

Столкновение с декоративно-прикладным искусством происходит каждый день, не всегда это заметно. Но умение его видеть, понимать его истоки и смысл важно для культурного развития любого человека.

Что включает декоративное искусство?

Пасхальные яйца Фаберже

Пасхальные яйца Фаберже

Разница между декоративным искусством и изобразительным искусством?

Изобразительное искусство, то есть живопись, рисунок, скульптура и фотография, как правило, не имеет никакой другой функции, кроме созерцания. Напротив, декоративное искусство часто (но не всегда) утилитарно. Другое отличие состоит в том, что изобразительное искусство имеет тенденцию быть значительно более ориентированным на рисование, в то время как декоративные искусства, как правило, более основаны на техническом подходе. Но есть исключения для обоих этих общих правил.

Хотите научиться рисовать? Онлайн школы рисования.

Проблемы определения

Происхождение и история декоративного искусства

Эти орнаментальные традиции сохранились на европейских королевских судах короля Карла Великого I и более поздних правителей, с новыми формами искусства, которые разрабатывались в области гобелена и другого текстиля. Великая программа строительства христианского готического стиля финансировала развитие европейского витражного искусства. Витраж использовался во всех соборах Франции, Англии, Германии и других местах.

Во времена эпохи итальянского и северного ренессанса живопись и скульптура имели тенденцию быть более серьезными, чем декоративные. Важным событием в это время было создание знаменитой фабрики гобеленов в Париже (1667) во главе с Чарльзом Ли Бруном (1619-90) и фабрикой гобеленов Бове (1664), также в Париже.

Шпалера по картону Шарля Лебрена

После этого появилась школа рококо, которая дала огромный толчок декоративным ремеслам, таким как мебель, домашняя обстановка, стекло и текстиль. Если барокко было укоренено в архитектуре, стиль рококо был укоренен в дизайне интерьера. Выдвинувшись во дворце Людовика XV в Версальском дворце, стиль оказался исключительно популярным в некоторых частях Германии и Центральной Европы. Эпоха рококо также известна популярностью китайских декоративных мотивов, как в китайском стиле, так и в псевдо-китайском стиле украшений, который распространяется по всей Европе.

Ни социализм Французской революции, ни методы массового производства промышленной революции не способствовали эстетике декоративных ремесел. В результате, только в конце 19-го века, в реакции против машинных продуктов, декоративное искусство снова вышло на первый план. Это произошло благодаря Уильяму Моррису и Движению за искусство и ремесло, социальному и эстетическому движению, которое возникло из Общества выставок искусств и ремесел, основанного в 1888 году, хотя его корни относятся к 1850-м годам и эстетике искусствоведа Джона Рёскина (1819-1900). Движение отстаивало хороший дизайн и мастерство, в отличие от стандартизованных конструкций машинно-заводских продуктов.

На рубеже веков появилось еще одно дизайнерское движение, известное как Движение возрождения кельтского искусства. Пионеры ирландской интеллигенции, такие как У.Б. Йейтс и Леди Грегори, а также такие активисты, как Джордж Рассел, Оливер Сент Джон Гогарти, Падрейк Колум и Эдвард Планкетт, привели к мини-ренессансу кельтских проектов и кельтского искусства в целом. Кельтские ювелиры и металлисты начали копировать древние произведения.

Между тем, успехи в хромолитографии в Париже французского литографа Жюля Шере (1836-1932) привели к огромному повальному увлечению в Европе. Это объединилось в 1890-х годах с первым современным международным стилем дизайна, а именно модерном (популяризированным такими группами, как Венский сецессион ), который достиг пика на Международной выставке 1900 в Париже. Альфонс Муха (1860-1939) создает плакаты в стиле ар-нуво. Затем, когда ар-нуво начал терять свое преимущество, он был заменен функционализмом в плакатной литографии, о чем свидетельствует Леонетто Каппьелло (1875-1942). После Первой мировой войны мир получил очень влиятельную школу дизайна Баухауза, а затем появилось последнее крупное декоративное движение, известное как Art Deco. Этот стиль получил свое название от Международной выставки декоративно-прикладного искусства 1925 года в Париже. С тех пор было очень мало значительных новых стилей декоративного искусства, хотя влияние Поп-арта и минимализма оказало определенное влияние, как и нео-поп. В 1970-е годы в Америке феминистское художественное движение решительно выступало за традиционные женские декоративные ремесла, в том числе рукоделие, вышивку, стекло и керамику.

Музейные коллекции декоративного искусства

Одну из величайших в мире коллекций этого искусства в Америке можно увидеть в музее Метрополитен в Нью-Йорке. В Европе Лувр и Музей Виктории и Альберта являются величайшими витринами декоративного искусства.

Музей Метрополитен в Нью-Йорке

Музей Метрополитен в Нью-Йорке

Читайте также: