Идеология и национальная идея кратко

Обновлено: 04.07.2024

Выбор оптимального пути развития страны во многом зависит от наличия в обществе общенациональной идеи, которая должна отражать интересы как общества, так и государства в целом, т.е. быть национально-государственной.

Основным содержанием белорусской национальной идеи являются такие фундаментальные понятия, как: общечеловеческие и христианские ценности, национально-государственное самосознание, гражданственность, патриотизм, уважение к людям других национальностей и конфессий, толерантность, гуманизм, трудолюбие и миролюбие.

Стремление к воплощению национальной идеи в жизнь привело к провозглашению в 1918г. Белорусской Народной Республики (БНР). Хотя БНР провозглашалось в этнических границах проживания белорусов, свою юрисдикцию на этой территории фактически не осуществляло, т. к. было создано на оккупированной германскими войсками территории.

Реальная белорусская государственность была создана на советской основе в январе 1919г. в форме Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР).

Итак, национальная белорусская идея в ХХ веке была реально воплощена. Белорусский народ завершил консолидацию в нацию, обрел государственность. БНР, БССР, Республика Беларусь – вот ступени создания белорусской государственности. На первой – декларировалась государственность, вторая – реализовала государственность в ограниченных масштабах (передав часть полномочий руководству СССР), третья – воплощение полной, общепризнанной мировым сообществом белорусской государственности. В сегодняшнем восприятии национальная идея сливается с идеей белорусской государственности, гражданственности.

Ядро белорусской национальной идеи можно изложить следующим лозунгом: построение сильной и процветающей Беларуси. Современный исторический процесс позволяет научно разработать и социально-экономически реализовать данную идею. Республика Беларусь – суверенное демократическое государство, население которого составляет коренная нация, развиваются язык и культура. Поэтому белорусский народ объективно имеет возможность самостоятельно строить свою счастливую судьбу.

Сл. Национально-государственная идеявключает три основных компонента, имеющих фундаментальное значение для белорусского государства, и без которых нельзя осуществить практическую деятельность белорусского народа:независимость, стабильность и благосостояние.

Независимость.Основным условием успешного развития белорусов является независимое белорусское государство. Как показал многовековой исторический опыт, отсутствие национального государства не способствовало становлению и развитию белорусского народа. Только с приобретением независимости начался этап истинного национального возрождения и государственного строительства. Это позволило создать эффективные органы государственной власти, проводящие независимую внутреннюю и внешнюю политику в интересах народа; национальную систему культуры и образования, способствующую гармоничному развитию личности; крупный экономический потенциал для повышения благосостояния граждан и построения социально-ориентированной экономики. Защита независимости подразумевает не только сохранение суверенитета и территориальной целостности, повышение обороноспособности страны, но и проведение кредитно-финансовой политики, направленной на укрепление денежной единицы и увеличение золотовалютных резервов Республики Беларусь, создание благоприятного инвестиционного климата, а также разработку и внедрение инновационных технологий, которые позволили бы существенно сократить или полностью ликвидировать зависимость республики от импортных энергоносителей.




Стабильность Важнейшим фактором жизнедеятельности белорусского народа выступает политическая и социально-экономическая стабильность, основанная на гражданском мире и общенациональном согласии. Отсутствие конфликтов на национальной и религиозной почве является отличительной чертой современной Беларуси. Именно стабильность обеспечивает устойчивое развитие белорусского государства

Объективной стороной стабильности является отсутствие политической и социально-экономической напряженности в стране. В субъективном плане – состояние безопасности, спокойствия, уверенности в возможности удовлетворения своих потребностей, т.е. состояние определенного политического комфорта человека.

Поддержанию и сохранению стабильности будет способствовать достижение общественного согласия между различными политическими партиями, социальными группами, всеми участниками политического процесса по поводу намеченных целей дальнейшего пути развития белорусского государства.

Благосостояние.Основная цель белорусского государства – обеспечение высокого качества жизни граждан и достойного уровня материального благосостояния.

Качество жизни включает в себя уровень потребления материальных благ и услуг, а также степень удовлетворения духовных потребностей, состояние здоровья и продолжительность жизни, обеспеченность общественной и личной безопасности, условия окружающей среды, морально-психологический климат и душевный комфорт личности.

Здоровье нации составляет высшую ценность и важнейший приоритет белорусского государства, которое создает реальные условия для качественного медицинского обслуживания, общедоступного для всех категорий населения.

Большое внимание уделяется белорусскими властями совершенствованию системы образования и становлению национальной культуры. Именно высокий уровень образованности и интеллекта белорусских граждан позволяет Беларуси занимать на протяжении последнего ряда лет первое место среди стран СНГ по индексу развития человеческого потенциала.

Национально-государственная идея выполняет следующие функции:

1) является социально-интегрирующим началом, создавая единое нормативно-ценностное пространство для жизнедеятельности белорусского народа;

2) служит объяснением существующего политического строя и общественного порядка Республики Беларусь;

4) Национально-государственная идея – это магистральное направление созидательной деятельности белорусского народа, которое должно стать жизненным кредо каждого гражданина для процветания Беларуси и благосостояния ее граждан. От того, насколько народ, социальные и религиозные группы общества, простые граждане будут отождествлять интересы своей индивидуальной и коллективной самореализации с интересами общественного развития, зависит их проявление в качестве членов единого общества, эффективное и динамичное развитие социума в целом.

Таким механизмом системного действия является идеология белорусского государства. Идеология аккумулирует целенаправленные действия людей, а в ее основе лежат духовные и материальные потребности, которые обеспечиваются, в первую очередь, в процессе созидательного труда. Именно идеология белорусского государства как кодекс управления со стороны государства и самоуправления со стороны общества является комплексом жизнедеятельности всего социума .

Идеология белорусского государства – стратегия развития нашей страны в русле глобальных международных процессов и тактика действий белорусского народа в деле обеспечения национальных интересов. Она направлена на формирование:

– совокупности базовых ценностей белорусского народа, на основе которых будет создаваться согласие большинства членов общества, осуществляться выбор путей и перспектив общественного развития;

– общественного мнения граждан о путях и методах совершенствования государственно-политического устройства Республики Беларусь, подъема производства, достижения благополучия и общественного прогресса;

– высшего уровня социальной активности человека, направленной на укрепление и развитие белорусской государственности, построение сильной и процветающей Беларуси.

Идеология призвана мобилизовать и объединить белорусских граждан по приоритетам развития белорусского общества и государства, путям и средствам достижения намеченных целей: способствовать гражданскому согласию на основе национально-государственной идеи как глобальной концепции развития белорусского народа.

Рекомендуемая литература

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и допол­нениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск, 2006.

Бабосов, ЕМ. Идеология белорусского государства: теоретические и практические аспекты / Е.М. Бабосов. Минск, 2008.

Государство для народа: Документы и материалы третьего Всебело-русского народного собрания (2—3 марта 2006 г.) / редкол.: А.Н. Рубинов [и др.]. Минск, 2006.

Лукашенко, А.Г. Обращение Президента Республики Беларусь с еже­годным посланием к белорусскому народу и Парламенту // Советская Бе­лоруссия. 2017.

Лукашенко, А.Г. Послание Президента Республики Беларусь Нацио­нальному собранию Республики Беларусь // Советская Белоруссия. 2017.

Мельник, В.А. Государственная идеология Республики Беларусь: кон­цептуальные основы / В.А. Мельник. Минск, 2007.

1. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М., 2001. С. 329.

3. Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здраво-мыслов. М., 1986.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение идеологии белорусского государства и перечислите ее источники.

2. Назовите представителей основных идеологий современности в контексте идеологии белорусского государства.

3. Охарактеризуйте государственную идеологию как социально-политический феномен.

4. Охарактеризуйте суть национальной идеи как базового положения идеологии белорусского государства.

Выбор оптимального пути развития страны во многом зависит от наличия в обществе общенациональной идеи, которая должна отражать интересы как общества, так и государства в целом, т.е. быть национально-государственной.

Основным содержанием белорусской национальной идеи являются такие фундаментальные понятия, как: общечеловеческие и христианские ценности, национально-государственное самосознание, гражданственность, патриотизм, уважение к людям других национальностей и конфессий, толерантность, гуманизм, трудолюбие и миролюбие.

Стремление к воплощению национальной идеи в жизнь привело к провозглашению в 1918г. Белорусской Народной Республики (БНР). Хотя БНР провозглашалось в этнических границах проживания белорусов, свою юрисдикцию на этой территории фактически не осуществляло, т. к. было создано на оккупированной германскими войсками территории.

Реальная белорусская государственность была создана на советской основе в январе 1919г. в форме Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР).

Итак, национальная белорусская идея в ХХ веке была реально воплощена. Белорусский народ завершил консолидацию в нацию, обрел государственность. БНР, БССР, Республика Беларусь – вот ступени создания белорусской государственности. На первой – декларировалась государственность, вторая – реализовала государственность в ограниченных масштабах (передав часть полномочий руководству СССР), третья – воплощение полной, общепризнанной мировым сообществом белорусской государственности. В сегодняшнем восприятии национальная идея сливается с идеей белорусской государственности, гражданственности.

Ядро белорусской национальной идеи можно изложить следующим лозунгом: построение сильной и процветающей Беларуси. Современный исторический процесс позволяет научно разработать и социально-экономически реализовать данную идею. Республика Беларусь – суверенное демократическое государство, население которого составляет коренная нация, развиваются язык и культура. Поэтому белорусский народ объективно имеет возможность самостоятельно строить свою счастливую судьбу.

Сл. Национально-государственная идеявключает три основных компонента, имеющих фундаментальное значение для белорусского государства, и без которых нельзя осуществить практическую деятельность белорусского народа:независимость, стабильность и благосостояние.

Независимость.Основным условием успешного развития белорусов является независимое белорусское государство. Как показал многовековой исторический опыт, отсутствие национального государства не способствовало становлению и развитию белорусского народа. Только с приобретением независимости начался этап истинного национального возрождения и государственного строительства. Это позволило создать эффективные органы государственной власти, проводящие независимую внутреннюю и внешнюю политику в интересах народа; национальную систему культуры и образования, способствующую гармоничному развитию личности; крупный экономический потенциал для повышения благосостояния граждан и построения социально-ориентированной экономики. Защита независимости подразумевает не только сохранение суверенитета и территориальной целостности, повышение обороноспособности страны, но и проведение кредитно-финансовой политики, направленной на укрепление денежной единицы и увеличение золотовалютных резервов Республики Беларусь, создание благоприятного инвестиционного климата, а также разработку и внедрение инновационных технологий, которые позволили бы существенно сократить или полностью ликвидировать зависимость республики от импортных энергоносителей.

Стабильность Важнейшим фактором жизнедеятельности белорусского народа выступает политическая и социально-экономическая стабильность, основанная на гражданском мире и общенациональном согласии. Отсутствие конфликтов на национальной и религиозной почве является отличительной чертой современной Беларуси. Именно стабильность обеспечивает устойчивое развитие белорусского государства

Объективной стороной стабильности является отсутствие политической и социально-экономической напряженности в стране. В субъективном плане – состояние безопасности, спокойствия, уверенности в возможности удовлетворения своих потребностей, т.е. состояние определенного политического комфорта человека.

Поддержанию и сохранению стабильности будет способствовать достижение общественного согласия между различными политическими партиями, социальными группами, всеми участниками политического процесса по поводу намеченных целей дальнейшего пути развития белорусского государства.

Благосостояние.Основная цель белорусского государства – обеспечение высокого качества жизни граждан и достойного уровня материального благосостояния.

Качество жизни включает в себя уровень потребления материальных благ и услуг, а также степень удовлетворения духовных потребностей, состояние здоровья и продолжительность жизни, обеспеченность общественной и личной безопасности, условия окружающей среды, морально-психологический климат и душевный комфорт личности.

Здоровье нации составляет высшую ценность и важнейший приоритет белорусского государства, которое создает реальные условия для качественного медицинского обслуживания, общедоступного для всех категорий населения.

Большое внимание уделяется белорусскими властями совершенствованию системы образования и становлению национальной культуры. Именно высокий уровень образованности и интеллекта белорусских граждан позволяет Беларуси занимать на протяжении последнего ряда лет первое место среди стран СНГ по индексу развития человеческого потенциала.

Национально-государственная идея выполняет следующие функции:

1) является социально-интегрирующим началом, создавая единое нормативно-ценностное пространство для жизнедеятельности белорусского народа;

2) служит объяснением существующего политического строя и общественного порядка Республики Беларусь;

4) Национально-государственная идея – это магистральное направление созидательной деятельности белорусского народа, которое должно стать жизненным кредо каждого гражданина для процветания Беларуси и благосостояния ее граждан. От того, насколько народ, социальные и религиозные группы общества, простые граждане будут отождествлять интересы своей индивидуальной и коллективной самореализации с интересами общественного развития, зависит их проявление в качестве членов единого общества, эффективное и динамичное развитие социума в целом.

Таким механизмом системного действия является идеология белорусского государства. Идеология аккумулирует целенаправленные действия людей, а в ее основе лежат духовные и материальные потребности, которые обеспечиваются, в первую очередь, в процессе созидательного труда. Именно идеология белорусского государства как кодекс управления со стороны государства и самоуправления со стороны общества является комплексом жизнедеятельности всего социума .

Идеология белорусского государства – стратегия развития нашей страны в русле глобальных международных процессов и тактика действий белорусского народа в деле обеспечения национальных интересов. Она направлена на формирование:

– совокупности базовых ценностей белорусского народа, на основе которых будет создаваться согласие большинства членов общества, осуществляться выбор путей и перспектив общественного развития;

– общественного мнения граждан о путях и методах совершенствования государственно-политического устройства Республики Беларусь, подъема производства, достижения благополучия и общественного прогресса;

– высшего уровня социальной активности человека, направленной на укрепление и развитие белорусской государственности, построение сильной и процветающей Беларуси.

Идеология призвана мобилизовать и объединить белорусских граждан по приоритетам развития белорусского общества и государства, путям и средствам достижения намеченных целей: способствовать гражданскому согласию на основе национально-государственной идеи как глобальной концепции развития белорусского народа.

Рекомендуемая литература

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и допол­нениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск, 2006.

Бабосов, ЕМ. Идеология белорусского государства: теоретические и практические аспекты / Е.М. Бабосов. Минск, 2008.

Государство для народа: Документы и материалы третьего Всебело-русского народного собрания (2—3 марта 2006 г.) / редкол.: А.Н. Рубинов [и др.]. Минск, 2006.

Лукашенко, А.Г. Обращение Президента Республики Беларусь с еже­годным посланием к белорусскому народу и Парламенту // Советская Бе­лоруссия. 2017.

Лукашенко, А.Г. Послание Президента Республики Беларусь Нацио­нальному собранию Республики Беларусь // Советская Белоруссия. 2017.

Мельник, В.А. Государственная идеология Республики Беларусь: кон­цептуальные основы / В.А. Мельник. Минск, 2007.

1. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М., 2001. С. 329.

3. Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здраво-мыслов. М., 1986.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение идеологии белорусского государства и перечислите ее источники.

2. Назовите представителей основных идеологий современности в контексте идеологии белорусского государства.

3. Охарактеризуйте государственную идеологию как социально-политический феномен.

4. Охарактеризуйте суть национальной идеи как базового положения идеологии белорусского государства.

Национальная идея выражает нравственные основания, ценности и ориентиры общественного развития и вносит в процесс функционирования государства возвышенно-эмоциональное начало, связанное с возникновением у его граждан чувства национальной общности неразрывной связи со своей Родиной и соотечественниками. Национальная идея охватывает как минимум три сферы, в которых нация должна реализовывать ее принципы и обеспечивать интересы национального государства: духовная сфера, общественные отношения и экономика.

По своей природе особенностям, способам формулировки и распространения среди людей национальная идея имеет определенные отличия от государственной идеологии. Если государственная идеология в демократическом обществе имеет рациональную природу и базируется на свободном разумном выборе гражданами представителей власти и их сознательном участии в решении общественных проблем, то национальная идея, которая включает такие компоненты, как чувство любви к Родине и эмоциональное отношение человека к месту своего рождения и проживания, имеет в своей основе иррациональное начало и не всегда поддается разумному объяснению. В отличие от государственной идеологии, которая является разработанной специалистами и принимаемой гражданами концепцией функционирования и развития государства и его взаимоотношений с гражданским обществом (обычно закрепляемая в Конституции), национальная идея не может быть изобретена или сконструирована. Она формируется, развивается и существует в народном сознании и национальной культуре и обычно выражается, или проговаривается представителями национальной интеллигенции (философами, поэтами, художниками, политическими деятелями), а затем может формулироваться в области идеологии в виде определенных установок и ориентиров.

В соответствии с сущностными различиями государственной идеологии и национальной идеи отличаются и способы их изложения. Язык государственной идеологии состоит из четких формулировок, основанных на научных понятиях и категориях (преимущественно юридических и политических).

Национальная идея выражается, прежде всего, языком поэзии, литературы и искусства, который используют не столько четкие понятия, сколько символы, метафоры, и художественные образы, воздействующие в первую очередь не на разум, но на чувства.

Государственная идеология содержит определенный минимум, или принимаемый всеми гражданами консенсус, необходимый для поддержания гражданского мира и сохранения стабильности государства. Она демонстрирует признание и стремление воплотить в жизнь общепринятые нормы демократии и правового государства, не ущемляя при этом множества частных интересов граждан в личной, общественной, экономической и других сферах, но способствуя, если они не противоречат общепринятому консенсусу, их всесторонней реализации. Национальная же идея подчеркивает то уникальное и самобытное, чем жители одного государства существенно отличаются от других. При осмыслении самобытности собственной нации ее представители обретают духовную общность соотечественников, в которой частные различия отступает на второй план, а главным становится то общее, что объединяет людей в нацию и тем самым отличает ее от других наций.

Доведение государственной идеологии до общественного сознания и ее распространение среди людей осуществляется через систему обязательного для всех гражданского образования в виде специальных учебных курсов и имеет целью обеспечение всех граждан необходимыми знаниями о государстве, правах и свободах, стимулирование их участия в политической жизни, направление взаимоотношений власти, индивида и общества в русло правовых отношений, а также воспитание гражданственности и ответственности перед обществом. Утверждение и распространение национальной идеи в сознании народа – это элемент нравственно-патриотического воспитания, оно осуществляется через просветительскую деятельность национальной интеллигенции, является творческим процессом и потому не поддается строгой регламентации. Эта работа основывается на силе примера, поскольку чувство любви к Родине, можно только перенять от того, кто сам ее искренне любит.




Без государственной идеологии, как совокупности фундаментальных ценностей, приоритетов, установок и ориентиров не может существовать никакое государство. Общественная жизнь, не основанная на ценностно-нормативном консенсусе, чревата политическими конфликтами и катаклизмами. Всякое государство заинтересовано в том, чтобы его граждане сознательно соблюдали законы, доверяли власти и ее представителям, дорожили правами и свободами, которые обеспечивает демократический государственный строй. Национальная идея по своей природе амбивалентна. С одной стороны, она обладает несомненным интеграционным потенциалом, значимость которого существенно повышается в условиях становления нации и трансформации политической системы. С другой стороны, когда национальная идея становится способом выражения нетерпимости и национальной исключительности, она может представлять опасность для государства и демократии. Ярким тому примером служит опыт нацизма в Германии, когда восторжествовали идеи превосходства германской нации над другими народами.

В унитарном государстве не может быть нескольких государственных идеологий, как не может быть двух центров официальной власти, двух конституций, различных систем права и т. п. В формулировке национальной идеи возможны варианты, поскольку никто не может утверждать, что ему удалось окончательно и исчерпывающе выразить единственно верную для нации идею. Представители национальной интеллигенции пытаются наиболее адекватно выразить национальный дух, объединяющие нацию символы, и этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока существует нация.

Способы взаимодействия национальной идеи и государственной идеологии. История знает различные способы соотношения государственной идеологии и национальной идеи. Здесь можно выделить как минимум три варианта.

Эта идеология направлена на неустанное созидание человеком самого себя и собственного благополучия и выражается в стремлении к определенному жизненному стандарту и набору ценностей (семья, высокооплачиваемая работа, карьера, личный успех, активность, эффективность и полезность, прогресс, материальное благополучие, уважение к науке).

В этой связи безоговорочно признается право каждого жителя страны принадлежать к любому народу и сохранять свою самобытность и культуру. Христианское мировоззрение превосходит узконациональные рамки и придает русской идее универсальный характер. Каждый человек ответственен не только за себя, но и за свою семью, малую родину, общество, частью которого он является, а государственная власть должна принимать на себя ответственность не только за порядок и справедливость внутри страны, но и за состояние всего человечества. Таким образом, русская идея является религиозной в своей основе, поскольку опирается на христианское мировоззрение и универсально-гуманистической по характеру в связи с тем, что отстаивает ценность и уникальность каждой личности, стремится к всеобщему благу, процветанию и развитию не только русского, но всех народов.

4. Формирование белорусской национальной идеи и белорусская идентичность.Каждая нация имеет свою национальную идею или находится в поиске ее формулировки или выражения. Национальная идея – это то, что связывает нацию воедино и придает ей устойчивость без видимых материальных опор, позволяет действовать слаженно без внешней координации, помогает формировать правила поведения, законы и другие общественные порядки без прямых властных наставлений. Национальная идея – это, с одной стороны, своеобразный способ осмысления национальных особенностей, описание и оценка национального характера, жизненного уклада, исторической судьбы народа, а с другой стороны – определение основных ориентиров нравственного, духовного и социального развития народа в соответствии с его национальными особенностями.

В итоге белорусская нация сформировалась в неблагоприятных для национального развития условиях второй половины XIX – начала XX в. Белорусская интеллигенция смогла выработать понимание белорусской идентичности в смысле отличия белорусского народа от соседних; ей удалось также осознать уникальность и самобытность белорусской национальной культуры. Но на следующую ступень формулирования общезначимого исторического предназначения в силу политических и исторических условий она подняться не смогла. Этнокультурная составляющая до сих пор оставалась основной в белорусской идентичности, но в настоящее время с образованием независимого национального государства, принятием его конституции и разработкой государственной идеологии идет формирование гражданской идентичности.

Поскольку национальная идея не может быть придумана или сконструирована, но выявляется и формулируется в ходе становления и исторического развития нации, белорусская нация сейчас стоит перед необходимостью творческого самопознания, окончательной самоидентификации и определения национальных ценностей.

Все это можно осуществить через тщательное изучение, поддержку и развитие национальной культуры в самом широком смысле этого слова, в которой выражается самосознание нации. Решающим фактором становления нации и формирования ее национальной идеи является именно культура (экономическая и военно-политическая мощь выступают как сопутствующие факторы, даже если они не выражены – это не уменьшает мирового значения нации как носителя самобытной и уникальной культуры).

Белорусская национальная идентичность в современных условиях может быть поднята на самый высокий уровень и быть представлена как органичное единство двух ее видов, соответствующих двоякому пониманию нации, то есть как сочетание национальной (этнокультурной) идеи и государственной (гражданской) идеологии. Таким образом, в настоящее время белорусская идентичность может выявляться, с одной стороны, через обращение к этнической основе, которая во многом определяет мировоззренческие установки и образ жизни человека, а с другой – через осознание своей принадлежности к гражданам белорусского государства и гражданскую активность, которые объединяют в единое целое (гражданскую нацию) представителей разных народов, проживающих в Беларуси.

Попытка найти ответ приведет нас к изучению истории, осмыслению культуры, общественных процессов и т. п. Именно в таком измерении изучается сегодня национальная идентичность. Кем считает себя нация (ли ее представитель)? На основании чего? Как формируется или устанавливается содержание национальной самоидентификации? Наконец, каковы существующие и возможные модели белорусской национальной идентичности?

Проблема идентичности может быть рассмотрена в рамках двух основных подходов. Условно назовем их классическим и современным. Классическая модель идентичности любого индивида предполагала, что: 1) всякий существующий индивид всегда равен (тождественен, идентичен) сам себе, в противном случае, он не может быть собой, а является кем-то или чем-то другим; равность самому себе сохраняется на всем протяжении существования индивида; 2) эту самотождественность индивида можно адекватно помыслить и выразить в слове (например, в имени).

Между тем, давно замечено, что индивиды все разные. Классическая модель объясняет это отклонениями от нормы, поскольку основным характеристиками считаются сходства, а не различия. Классическая модель идентичности, таким образом, основана на логике тождества.

Серьезный недостаток этой логики демонстрирует известная легенда о буридановом осле. Согласно этой легенде, некий осел не мог начать есть сено, поскольку был не в состоянии выбрать из двух абсолютно одинаковых или тождественных (идентичных) его охапок (порций).

По одной из версий этой легенды, осел так и не смог выбрать что-либо, остался голодным и умер. Согласно другому продолжению легенды, он не умер, а все же начал есть, и, тем самым, убедительно продемонстрировал, что даже из двух абсолютно одинаковых предметов живое существо, при наличии у него желания и возможности выбора, может предпочесть какой-либо один. Это означает, что с позиции практического выбора, логически неразрешимая ситуация оказывается не так страшна. Если вернуться к проблеме национальной идентичности, то понятно, что она также разрешается практически. Правда, ее выбор не всегда является сознательным выбором личности, а может быть обусловлен социальными практиками, особым взаимодействием, функционированием субъектов.

Современный подход к исследованию идентичности предполагает, что идентичность – это не застывшая вещь, а процесс ее формирования, становления вместе с субъектом. Идентичность – это то, что постоянно неизбежно подтверждается, возникает всякий раз заново, ищет свое содержание. Этот процесс поиска может быть представлен без отношения к какой-либо цели. В этом случае он основан на логике различения (в отличие от классической модели).

С классической точки зрения можно говорить о двух основных типах национальной идентичности: домодерном (который был в традиционных обществах древнего и средневекового мира) и модерном (который появился в Новое время вместе с формированием национальных государств).

В Новое время формируются различные варианты модерной идентичности: принадлежность к нации определяется не социальным критерием (лояльностью к власти или принадлежностью к сословию), а особым идеологическим признаком (обычно культурного или политического содержания).

Именно такая ускользающая идентификация, основанная на логике различения, отсылает к возможному присутствию уникального содержания субъекта, только указывая на него. В таком случае нет опасности принять себя за кого-то другого. Таким образом, содержание идентификации не представляет собой практическую проблему: захваченность процессом не дает повода к этому.


1. Деидеологизация по-советски

Практически с началом глубоких перестроечных процессов в нашем обществе начались дискуссии о необходимости некой национальной идеи, как важнейшем условии вывода России из кризиса. Однако с провалом перестройки, а следом и всего общественно-политического строя, развалом СССР, стихийно формирующееся российское государство не нашло ничего лучшего, чем провозгласить политику полной деидеологизации. Власть, которая полностью контролировалась извне, которая была занята целями уничтожения старого, объективно не ставить цели воссоздания мощной и самостоятельной страны. И до сих пор большинство точек зрения по вопросу о новой идеологии России по-прежнему хаотично отражают узкоцелевые политические, корпоративные, этнические, религиозные заказы и интересы. Второй особенностью данных воззрений является их бессистемность, полное отсутствие взаимосвязи процессов. В третьих, игнорируются общие закономерности развития страны во взаимосвязи всей истории России в течение тысячелетия. За исходные установки берутся и выдернутые из контекста целевые идеи, отражающие в основном тактические переходные задачи но не стратегические объединяющие цели для всего российского общества в целом и отдельно взятой личности.

2. Идеология будущего: новое понимание

На наш взгляд, основными факторами и условиями формирования новой идеологии для России являются:

— отказ от превалирования целей политической направленности и зависимости в понятии и содержании. Определение идеологии как системы ценностей, заявленных государственных установок, воздействующих на ментальность, моральный комфорт, межличностные отношения, духовное здоровье, позитивные умонастроения в обществе;

— возвращение бесценного исторического опыта обеспечения взаимосвязи и развития культурной самобытности коренных российских этносов в единстве общероссийской культуры;

— тщательное изучение и учет традиционных интересов и глобальных притязаний российской цивилизации в последовательной хронологической иерархии в целях обеспечения национальной безопасности и лидерства страны в мире (проектирование идеологии в динамике);

— обеспечение преемственности исторического и культурного развития государства, этнической и национальной самоидентификации граждан в сохранении и развитии феномена полиэтнической России как уникального целостного явления в многополярном мире;

Национальная идеология в новом понимании должна стать основой разрабатываемой ныне Национальной доктрины развития страны на длительную перспективу. Но прежде необходимо окончательно определиться с пониманием места и роли России в мировом сообществе.

3. Сущность российской цивилизации

Многовековой спор об исторических судьбах России, о месте ее в мировом сообществе далеко не праздный вопрос. Это вопрос об идентичности, о хронологических рамках существования российской цивилизации, о понимании причинно-следственных связей в ее истории. От его решения зависит определение долгосрочных приоритетов в дальнейшем развитии, разработка стратегии национальной безопасности и вопросов внешней политики. К величайшему сожалению, многие политические решения в последнее десятилетие принято без должного учета специфических особенностей России, ее роли в мировой истории. В оценках происходящих изменений и событий важную роль играет методологический базис для адекватных аналитических исследований. И здесь мы видим наиболее существенный недостаток в игнорировании цивилизационного подхода.

Наше видение состоит именно в том, что национальная идея (идеология) не должна быть сугубо политической, отвечать не только на внутриполитические или меняющиеся геополитические вызовы, но соответствовать положению на лимитрофе, должна стать национальной идеологией российской евразийской цивилизации на лимитрофе между Западом и Востоком. Именно это наиболее точно отражает геополитическую роль страны в возрождающемся многополярном мире.

Пора признать, что Россия не только государство, но и самостоятельный субъект современной цивилизационной структуры мира. В центре российской модели миропорядка стоят: полиэтничность, поликонфессиональность, опыт интеграции цивилизационных полюсов на обширном этнокультурном лимитрофе, взаимосогласие и добровольные формы политической организации этносов, общества и социополитических элит.

4. Национальная идеология российской цивилизации

Центральным ядром модели российской цивилизации в контексте являются традиционная духовность, общие идеалы и ценности, полиэтническая и поликонфессиональная евразийская культура.

Представим свое видение содержания компонентов модели (формулы) национальной идеологии.

Традиционная полиэтническая духовность и культура — комплекс систем ценностей, духовно-религиозных воззрений и верований, обрядов, менталитета и стереотипов поведения, языка, достижений культуры представителей всех без исключения этносов и субэтносов, религиозно-культурных конфессий и социальных групп Российской Федерации. Объединяющим началом выступают общенациональная российская история и культура, общие славяно-туранские этнические архетипы и традиционные ментальные ценности. Пространство межэтнического единения и интеграции обеспечивают русский язык. Ядро модели обеспечивает устойчивость в динамике постоянного восприятия новаций с переводом их в состав традиций.

Гражданственность — как система противовесов в балансе власти и общества, власти и личности. Если державность — форма ответственности власти, то гражданственность — ответственность личности за Россию. Гражданственность как гарантия сдерживания тенденции перерождения демократии в деспотию, обеспечения достоинства личности. Гражданственность обеспечивается полнотой конституционных прав, выборностью, отчетностью, ответственностью личности. Абсолютно необходимыми компонентами являются традиционные для России местное самоуправление и многоуровневая система обратной связи общества и власти. Державность и гражданственность — два плеча новой России.

Разработка теории современной национальной идеологии в контексте евразийского национального базиса (в понимании общегражданского) позволяет отчетливее представлять перспективы развития экономических и внешнеполитических приоритетов страны, развития государственности, национальной культуры, образования. Наша модель Национальной идеологии российской цивилизации отражает многовековой опыт интеграции двух полюсов, позволяет сгладить крайности западного рационализма, индивидуализма, размывания духовных ценностей семьи в интеграции с духовными ценностями и идеалами восточной цивилизации.

5.P.S. Национальная идея и современная России (комментарии к тексту публикаций за 2000 год)

Объективные процессы формирования новой мировой постиндустриальной цивилизации связаны с качественной трансформацией цивилизаций Востока (Япония, Индия, Китай, Корея). На территории Евразии формируется качественно новая устойчивая непульсирующая цивилизация равномерно-поступательного движения с упорядоченным балансом инноваций и традиций, с балансом ценностей Запада и Востока. Это позволяет России избежать тупика экспоненциального прогресса. И мы в этом не одиноки. Подобные процессы на наш взгляд в настоящее время идут на цивилизационном Востоке и Юго-Восточной Азии, на лимитрофах Казахстана, Турции, Египта, Ирана, (Израиля?), стран Латинской Америки.


Услуги психолога очно и онлайн Вы можете положиться на меня и быть уверены, что я окажу необходимую поддержку в трудные времена


Психолог в Москве очно и онлайн. Клинический психолог, психоаналитик, психотерапевт


Повышение квалификации для психологов Гештальт, РЭПТ, клиническая, семейная психология и многое другое


Уникальные книги Ивиаса. Неизвестные знания. Новые знания о законах, по которым все живёт: законы космоса, Земли, человечества.

Война - не война, правда - ложь, добро - преступление, нищета - благополучие.

Читайте также: