Декоративно прикладное искусство древней этрурии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Страна этрусков, располагавшаяся на берегу Тирренского моря, простиралась на восток до Апеннинского горного хребта. Северная граница Этруррии в конце 7 в. до н.э. доходила до реки По, а на юге захватывала Кампанью (Неаполитанскую область); с конца 6 в. до н.э. этруски занимали территорию нынешней Тосканы.

Этрурия представляла собой союз двенадцати городов-государств. Сложение классового общества, раннее развитие рабства, общественный строй, основанный на безраздельном господстве аристократии (правящей группировкой у этрусков была военно-жреческая знать) — таковы социальные признаки Этрусского государства. Основой хозяйства в Этруррии было земледелие. Из-за обилия болот в больших масштабах велись работы по искусственному осушению. Широко развитая морская торговля играла важную роль в экономике Этрурии и способствовала развитию ее культуры. Этруски входили в соприкосновение с греками, карфагенянами, египтянами и другими народами и многое у них перенимали, не теряя при этом самобытности.

Наибольшее количество сохранившихся памятников этрусского искусства относится к 6 - началу 5 в. до н.э. В это время Этрурия испытывала сильное воздействие греческой культуры, и в этот же период этрусское искусство переживало свой расцвет.

Витрувий, знаменитый римский теоретик архитектуры, живший в 1 в. до н.э., указывает на большую положительную роль этрусского зодчества в развитии римской архитектуры. Правильная планировка городов с ориентацией улиц по странам света была введена в Этрурии раньше, нежели в Греции, — в 6 в. до н.э. Но памятники этрусской архитектуры дошли до нашего времени в очень незначительном количестве. Многие из них погибли в период ожесточенных войн, и в особенности в период союзнической войны в 1 в. до н.э., когда этрусские города были сравнены с землей. Тем не менее остатки городских стен и крепостные ворота с арками в Перудже, в Новых Фалериях, в Сутрии, мощеные дороги в Перудже, Фьезоле, Палестрине, мосты, каналы и водопровод близ Мардаботто, так же как и другие инженерные сооружения, свидетельствуют о высоком уровне этрусской строительной техники.

Об архитектуре храмов можно судить только по остаткам фундаментов, обнаруженных в Сеньи, в Орвьето, в Старых Фалериях. Этрусский храм помещался на высоком основании (подиуме); в отличие от греческого периптера, воспринимавшегося одинаково гармонично со всех сторон, этрусский храм строился по принципу фронтальной композиции: одна из узких сторон здания являлась главным фасадом и украшалась глубоким портиком. С остальных сторон храм замыкался глухой стеной. Внутреннее помещение — целла — обычно делилось на три части (посвящавшиеся трем главнейшим этрусским божествам). Чрезвычайно типичны для этрусского храма богатство скульптурного и живописного убранства, а также яркая полихромия. Композиционные принципы этрусского храма нашли впоследствии свое развитие в архитектуре римских храмов.

Архитектура этрусских жилых домов выяснена еще недостаточно. В отличие от свободного расположения помещений в греческом жилом доме здесь нужно отметить строго симметричное в плане расположение помещений, как бы нанизанных на одну ось. Подобная осевая композиция найдет широчайшее применение в римских жилых домах.

Древнейшим типом построек были, по-видимому, круглые и овальные в плане хижины, представление о которых дают глиняные погребальные урны. О более позднем сельском италийском доме можно судить по урне в виде дома из Кьюзи. Здание имело в плане прямоугольную форму, высокая крыша образовывала большие навесы, дающие тень; в крыше имелось прямоугольное отверстие (комплювиум), через которое освещался дом. Соответственно отверстию в крыше, в полу дома помещался бассейн (имплювиум), куда стекала дождевая вода. Сельские дома строились из грубого камня или из глины на деревянном каркасе. Крыши были соломенные, тростниковые или черепичные.

Центр городского дома составлял атриум (внутренний закрытый дворик). Вокруг него строго симметрично располагались другие помещения: справа и слева - помещения для мужчин и для рабов и иногда для домашнего скота, в глубине, вдали от входа, размещались комнаты хозяйки, ее дочерей и служанок. О жилищах городской бедноты дают понятие раскопанные в Марцаботто остатки больших одноэтажных домов с множеством отдельных каморок, выходивших во внутренний двор. В этих же домах находились лавки и мастерские. Они размещались в той стороне дома, которая выходила на улицу, за ними обычно находилось помещение для жилья.

Из архитектурных сооружений Этрурии лучше всего сохранились гробницы. Некоторые из них, на севере Этрурии, представляют собой тумулусы — курганы с расположенными под насыпным холмом погребальными камерами и дромосом, сложенными из каменных блоков; другие, на юге Этрурии, близ Черветри (Церэ), сохраняют вид тумулуса, но сложены не из отдельных камней, а целиком высечены в туфовых скалах (гробница Реголини Галасси, 7 в. до н.э., гробница «Нарисованных львов и др.), третьи представляют собой подобие прямоугольных домиков, в совокупности образующих своеобразный город мертвых. Внутреннее оформление погребальной камеры часто являлось воспроизведением архитектуры жилищ (гробница в Корнето, гробница близ Вей).

Сюжеты росписей сравнительно немногочисленны и часто повторяются. Обычно это сцены, где умерший изображен участником веселого, многолюдного пира, сопровождаемого танцами юношей и девушек. Изображения эти насыщены множеством характерных черт как в позах, жестах, мимике человеческих фигур, так и в тщательно переданных костюмах, узорчатых тканях, подушках, утвари и мебели. Пир и танцы происходили, по-видимому, в саду под открытым небом, на что указывают деревья и птицы. Иногда встречаются портретные изображения умерших, сопровождаемые надписью. Распространены изображения гладиаторских боев, состязаний атлетов, торжественных погребальных шествий, в единичных случаях встречаются сцены охоты и пейзажи. В некоторых гробницах преобладают мифологические сюжеты, как в гробнице Орка в Корнето, где фигурируют боги подземного царства — Гадес и Персефона — и трехликий великан Герион, а также крылатые гении этрусского пантеона. Судя по мифологическим сюжетам, этрусская религия и мифология имели мрачный характер, были лишены светлой гармонии миропонимания греков.

Живопись этрусков связана с греческой и проходит в своем развитии этапы, сходные с этапами эволюции греческой вазописи. Росписи этрусских гробниц 6 - 5 вв. при обычной для них плоскостности изображения, силуэтном характере фигур и других чертах условности все же обладают своеобразной жизненной убедительностью, пониманием выразительного движения, чувством композиционной связи. Обнаженные или одетые в красочные костюмы человеческие фигуры даны в теплых звучных тонах — желтых, коричневых, красных, обогащенных пятнами зеленого и голубого; будучи контрастно сопоставлены друг с другом и объединены в общую композицию, они производят сильный декоративный эффект. Роспись применялась также и в наружном убранстве зданий.

Неотъемлемой частью декораций этрусских зданий были терракотовые расписные рельефы и статуи, столь распространенные в период архаики по всему античному миру. Кровли зданий украшались акротериями(Акротерий (от греческого-вершина, фронтон) — скульптура или скульптурно исполненный орнаментальный мотив над углами фронтонов зданий, построенных в античных ордерах), с рельефными изображениями отдельных фигур или групп, и антефиксами (Антефиксы — украшения из мрамора или терракоты, обычно помещавшиеся по краям кровли вдоль продольных сторон античных храмов и домов. Антефиксы имели разнообразную форму (листа, растения, плиты, щита и т. п.) и обычно украшались исполненными в рельефе орнаментами, головами людей или фантастических существ.), на которых часто изображали голову Медузы Горгоны, отвращающей зло от живущих в доме, голову силена или девушки. Эти изображения были ярко раскрашены. Фризы снаружи и внутри здании также покрывались терракотовыми раскрашенными рельефными плитами с изображениями мифологических сцен, эпизодов состязаний и битв. Сравнительно небольшие постройки этого периода, богато украшенные расписными терракотовыми рельефами и скульптурой, производили нарядное, живописное впечатление.

Важное место в этрусском искусстве занимала скульптура, расцвет которой относится к 6 в. до н.э. Наиболее известным этрусским скульптором был работавший в Беях мастер Вулка; ему принадлежит монументальная терракотовая статуя Аполлона из Вей. Статуя, по-видимому, была частью помещенной над фронтоном храма скульптурной группы, изображавшей спор Аполлона с Гераклом из-за лани. При несомненной близости к греческим статуям эпохи архаики (условностью постановки фигуры и пластической моделировки, архаической улыбкой) Аполлону из Вей присущи и черты своеобразия - меньшая скованность, более энергичное, хотя и условное движение, более яркая эмоциональная окраска образа; сильнее, нежели в греческой скульптуре, в этрусской статуе выражена тяга к отвлеченной орнаментальности (например, в трактовке одежды). Прекрасным образцом этрусской скульптуры времени ее расцвета является изящная голова статуи Гермеса из Вей. Одной из важных находок недавнего времени были колоссальные этрусские статуи воинов, сделанные из глины; их мрачный, устрашающий облик проникнут грубой мощью.

Скульптура Этрурии не только служила для декорации зданий, но имела и самостоятельное значение.

Характерным видом этрусской скульптуры являются монументальные терракотовые саркофаги с фигурами умерших.

Саркофаг из Черветри 6 в. до н.э. представляет собой ложе (длиной 1,73 м) на фигурных ножках, на котором возлежит супружеская чета. Композиция отличается торжественной монументальностью, фигурам в целом присуща большая образная и пластическая выразительность; это же можно сказать и об угловатых по ритмике движениях рук. В лицах, несмотря на сохранение архаической схемы (косой разрез глаз, условная улыбка), чувствуется некоторое индивидуальное своеобразие.

В 6 в. до н.э. обработка бронзы в Этрурии достигла уже большого- совершенства: употреблялось литье, последующая чеканка, гравировка, выполнялись статуи крупных размеров. Одним из таких произведений 6 в. до н.э. является знаменитая статуя Капитолийской волчицы. Волчица изображена кормящей Ромула и Рема (фигуры их утрачены; существующие ныне выполнены в 16 в.). В этой скульптуре зрителя поражает не только наблюдательность в воспроизведении натуры (с большой точностью переданы постановка фигуры - напряженно вытянутая вперед морда, оскаленная пасть, проступающие сквозь кожу ребра), но и умение художника усилить все эти детали и объединить их в единое целое — образ хищного зверя. Недаром статуя Капитолийской волчицы в последующие эпохи воспринималась как яркий символ сурового и жестокого Рима. Некоторые черты, свойственные скульптуре архаического периода, например несколько упрощенные контуры статуи, орнаментализированная трактовка шерсти не нарушают в данном случае общего реалистического характера скульптуры.

Ремесленники Этрурии славились своими работами из золота, бронзы и глины. Этрусские гончары применяли особую технику так называемого буккеронеро (черной земли): глина прокапчивалась, приобретая при этом черный цвет. После формовки и обжига изделие подвергалось лощению (полировке трением). Эта техника была вызвана стремлением придать глиняным сосудам сходство с более дорогими металлическими сосудами. Стенки их обычно украшались рельефными изображениями, а на крышках иногда помещали петуха или другие фигуры.

Период 5 - 4 вв. до н.э. в Этрурии был временем экономического застоя. Искусство этого периода также переживало застой — оно как бы остановилось на ступени архаики. Но именно в это время народы Италии - этруски, самниты, римляне, оски и другие — приходят в особенно тесное соприкосновение с греками, в первую очередь с теми, которые населяли Великую Грецию. В этих богатых греческих полисах культура стояла на высоком уровне развития и искусство Великой Греции лишь в малой мере отличалось от искусства метрополии.

Новый подъем этрусское искусство переживает в 3 - 2 вв. до н.э., однако под воздействием греческого этрусское искусство в этот период теряет в значительной степени своеобразие. Произведения этрусской живописи 3 - 2 вв. примыкают к эллинистическим образцам. В скульптуре образы нередко получают особенно обостренную экспрессию. Портретная фигура знатного этруска возлежащего на ложе с чашей для возлияния в руке, на крышке урны удивительна резким контрастом торжественной репрезентативности позы, и его почти гротескно комической внешности. Ряд других изображений на погребальных урнах отличается грубой утрировкой. Бронзовые изделия этрусских ремесленников этого времени — зеркала, украшенные гравировкой, чаши, кубки, цисты для хранения свитков — по-прежнему отличаются высоким уровнем художественного ремесла.

К концу эпохи эллинизма, когда самостоятельности Этрурии был положен конец, этрусское искусство следует уже рассматривать вместе с римским искусством.

бочка-V-IV веке до н.э.

Наряду с великими шедеврами пластического искусства наблюдается и бесконечное разнообразие повседневных предметов. Предназначавшиеся для того, чтобы украшать жизнь, они вводят нас в сферу, где этрусский гений проявляется во всей своей непосредственности и очаровании. Небольшие бронзовые статуэтки, зеркала и резные шкатулки, изделия из слоновой кости, камеи и украшения – всё это с большим старанием и вкусом сделано мастерами, умело использовавшими технику, детали которой иногда нам неизвестны. Эти небольшие предметы в огромных количествах оказываются в гробницах начиная с VII века и вплоть до конца Римской республики. Они занимают почётное место в этрусских музеях, где можно получить представление об их богатстве и разнообразии.

Браслет. 400-350 гг до н.э.

Как и многие восточные народы, этруски питали пристрастие к изделиям из золота и слоновой кости. Слоновая кость и золото ввозились из Африки и Азии, чтобы удовлетворить потребности утонченной клиентуры. Невероятно богатые сокровища, найденные в больших гробницах VII и VI вв. до н. э., дают представление о роскоши, которая царила в этрусском аристократическом обществе в зените его могущества.

золот.светильник-ритуальный

Рис. 39. Бронзовое зеркало из Пренесте с изображением Горгоны. II век до н. э. Музей виллы Джулия, Рим.

Этрусские ювелиры с древнейших времён владели отточенной техникой, которая, несомненно, происходит с Кавказа и из стран Эгейского бассейна. Два приёма – филигрань и зернь – позволяли им создавать украшения такой красоты и изящества, какое остается непревзойденным даже в наше время.

Техника филиграни основывалась на том, что из золота благодаря его исключительной пластичности можно вытягивать сколь угодно тонкую проволоку. Из этой проволоки выкладывали изящные арабески на украшаемом предмете, будь то фибула, серьга или браслет.

золот.кольцо -курочка - зернь - 4 в до н.э.

Зернь представляет собой крохотные шарики из золота, диаметр которых не превышает двух сотых долей миллиметра. Несмотря на свои ничтожные размеры, под микроскопом они имеют чрезвычайно ровный и аккуратный вид. Самая сложная часть операции – припайка филиграни или шариков на основание. Этот процесс, в ходе которого нельзя менять форму шариков и проволоки, был исключительно трудным, и современные ювелиры не понимают, как он удавался этрускам. Специалисты выдвигают различные объяснения, и до разгадки этой тайны нам уже недалеко.

золот.6-век до н.э.-украшения

Ожерелья, перстни, браслеты, аграфы и серьги времен расцвета этрусской цивилизации представляют собой самую поразительную серию когда-либо создававшихся предметов, однако попытки имитировать их до сих пор оставались безуспешными.

кьюзи-700 г. до н.э.-застёжка

Этруски также достигли совершенства в гравировке на металле – тысячи дошедших до нас зеркал и шкатулок демонстрируют ту изысканность, которой они добились в этом способе украшения бронзовых изделий.

суд париса -надпись

Древнее этрусское зеркало представляет собой металлический диск, одна из поверхностей которого тщательно отполирована и отражает свет. Другая сторона украшена рельефами или насечками, но в Этрурии в основном были распространены гравированные зеркала.

Зеркала, гребни и украшения хранили в изящных бронзовых шкатулках, обычно цилиндрических, но иногда имевших овальную форму. Ручки на крышке и ножки сделаны в виде изящных фигурок. Шкатулка была украшена несколькими выгравированными сценками, образующими подобие фриза.

Виллановы (X-VIII в.в. до н.э.-бронза

Виллановы (X-VIII в.до н.э. - бронза ваза

Рис. 41. Бронзовая шкатулка с ажурной крышкой. Вторая половина IV в. до н. э. Музей виллы Джулия, Рим.

Эти предметы повседневного обихода, дорогие сердцу женщин, в целом являются творениями позднего периода. Нам известно лишь несколько архаических зеркал. Их становится больше в IV веке до н. э. и в эллинистический период. Именно тогда главным центром их производства становится этрусско-латинский город Пренесте. Шкатулки почти все без исключения изготовлены в Пренесте.

апи-зеркало-бронза

Постепенно изображавшиеся на зеркалах и шкатулках сцены из мифологии или национальной истории свелись к нескольким темам, подходящим для таких помощников красоты: это либо юноши, ведущие беседу, либо женщины, идущие к фонтану; Туран – Венера в окружении нагих юных женщин, ее подопечных и служанок; Парис, выбирающий между Юноной, Минервой и Венерой, хотя сердце его уже выбрало последнюю.

etrurie-Бронзовое зеркало

В изяществе и грациозности этих сценок нередко чувствуется эллинистическое влияние, и гармония композиции, столь милая греческим художникам, оказывается едва ли не более присуща знакомому миру обиходных предметов, чем пластическим искусствам. Современные художники не зря берут за образцы шедевры этрусско-греческой гравировки. В работах современных мастеров снова создается тот мир очарования, который оживал перед глазами модных дам древней Этрурии.

грифоны-Этрусская посеребренная амфора. II век до н. э.

Этрусская посеребренная амфора. II век до н.э. Из Кальи. Музей виллы Джулия, Рим.

алабастрон для духов-7 в. до н.э.-золот-этрсков

Заключение

Мы убедились, насколько необъятна сфера этрусского искусства и сколь многое нам ещё предстоит открыть. Пока же трудно высказать своё мнение по поводу некоторых формалистических теорий эстетики, которые пытаются дать определение этому искусству в чрезмерно жестких формулировках.

Одни отрицают, что оно обладало художественным самосознанием и даже традициями стиля, но это, безусловно, неверно для многих периодов этрусского искусства и форм этрусского художественного творчества. По нашему мнению, было бы неверно считать этрусское искусство неким единым целым и искать в нём, как говорят, фундаментальную структуру. Люди, очевидно, не понимают, насколько трудно, а то и просто невозможно несколькими словами определить суть искусства, насчитывавшего более семи веков развития.

Золотая цепь с головы льва-300 г. до н.э

Следовательно, наше суждение должно быть более проницательным и более тонким, уподобляясь тому искусству, о котором идёт речь. Этрусское искусство, не будучи ни полностью автономным, ни рабски зависимым от Греции, прошло через много периодов, различавшихся и качеством работ, и творческим вдохновением. Чёткое личное видение мира и вещей, постоянная тенденция к стилизации линии и формы, определенный вкус к цвету, движению и жизни придают этрусским творениям оригинальный и порой современный вид.

Не меньшая осторожность требуется, чтобы вынести свое мнение об этрусском народе и его поразительной судьбе. Невзирая на тайну, окружающую происхождение и язык этрусков, мы более чётко представляем себе их историю с резкими поворотами судьбы, а также пассивными и активными влияниями.

Этруски являлись активными проводниками цивилизации в сердце Италии, и заданный ими импульс вкупе с усилиями греческих колонистов вывел полуостров из тьмы раннего варварства. Этрусская цивилизация отличалась чрезвычайной сложностью начиная с архаического периода она приняла сильно эллинизированную форму. Этруски принесли на италийскую землю не только восточный образ мысли и выражения, но также искусство и религию Эллады.

История этрусков, укоренившихся на земле Италии, не была ни автономной, ни изолированной; она сыграла свою роль в эволюции окружающих народов. Присутствие этрусков на семи холмах послужило истинным началом Рима. Рим рано избавился от этрусских тиранов, но сохранил большую часть их наследия. Хоть Рим столетиями испытывал ненависть к Этрурии, мы не должны недооценивать, сколь многим Рим был обязан этой стране.

амазонка-400 B.C.from Vulci, Etruria.

Этрусское влияние проявлялось в государственном устройстве Рима и в его нравах, в его религиозной мысли и в искусстве; оно вошло составной частью в то культурное наследие, которое Рим, в свою очередь, передал Западу.

Глава 8. Мир этрусского искусства
— Архитектура
— Этрусская живопись и скульптура – архаический период, с V в. до н. э. до конца эллинистического периода
-Прикладное искусство. Заключение

Этрусское искусство охватывает период IX-II в. до н.э.

Содержание

Описание

Примерно в 8 веке до н.э. Северную Италию населяли этруски. Прошлое этого народа окутано тайной, потому что учёные до сих пор не вполне понимают их письменность, а римляне, освободившись от власти этрусков в 4 веке до н.э., стёрли с лица земли их города. Однако они оставили нетронутыми "города мёртвых" - кладбища, которые порой превосходили своими размерами города живых. У этрусков существовал культ мёртвых: они верили в загробную жизнь и хотели сделать её по возможности приятной для умерших. Поэтому их искусство, служившее смерти, было полно жизни и светлой радости. В росписях на стенах гробниц были изображены лучшие стороны жизни - праздненства с музыкой и танцами, спортивные состязания, сцены охоты или приятное пребывание в семейном кругу. Саркофаги из терракоты, т.е. обожжённой глины напоминали тогдашние ложа. На них возлежат скульптурные изображения супружеских пар за дружеской беседой или за трапезой - на античных пиршествах ели в такой неудобной позе. Этруски рано познакомились с греческим искусством. В их городах работали мастера из Греции, которые обучали молодых этрусков. От греков, видимо позаимствована характерная улыбка на лицах этрусских статуй - она сильно напоминает "архаическую" улыбку ранних греческих статуй. И всё же эти расписные терракоты сохранили присущие этрусским скульптурам черты лица - крупный нос, слегка раскосые миндалевидные глаза под тяжёлыми веками, полные губы. Этруски хорошо владели техникой бронзового литья. В Этрурии было создано знаменитое изваяние Капитолийской волчицы, вскормившей якобы своим молоком двух младенцев - легендарного основателя Рима Ромула и его брата - близнеца Рема. Храмы этруски строили из дерева. Перед прямоугольным зданием находился портик с простыми колоннами. Деревянные балки перекрытия позволяли ставить колонны на значительном расстоянии друг от друга. Крыша имела сильный наклон, роль фриза выполняли ряды расписанных глинянных плит. Самой своеобразной чертой храма было высокое основание, которое унаследовали римские строители. Ещё одну важную новинку этруски оставили в наследство римлянам - технику выведения сводов. Архитектура

Об архитектуре храмов можно судить только по остаткам фундаментов, обнаруженных в Сеньи, в Орвьето, в Старых Фалериях. Этрусский храм помещался на высоком основании (подиуме); в отличие от греческого периптера, воспринимавшегося одинаково гармонично со всех сторон, этрусский храм строился по принципу фронтальной композиции: одна из узких сторон здания являлась главным фасадом и украшалась глубоким портиком. С остальных сторон храм замыкался глухой стеной. Внутреннее помещение - целла - обычно делилось на три части (посвящавшиеся трем главнейшим этрусским божествам). Чрезвычайно типичны для этрусского храма богатство скульптурного и живописного убранства, а также яркая полихромия. Композиционные принципы этрусского храма нашли впоследствии свое развитие в архитектуре римских храмов. Архитектура этрусских жилых домов выяснена еще недостаточно. В отличие от свободного расположения помещений в греческом жилом доме здесь нужно отметить строго симметричное в плане расположение помещений, как бы нанизанных на одну ось. Подобная осевая композиция найдет широчайшее применение в римских жилых домах. Древнейшим типом построек были, повидимому, круглые и овальные в плане хижины, представление о которых дают глиняные погребальные урны. О более позднем сельском италийском доме можно судить по урне в виде дома из Кьюзи. Здание имело в плане прямоугольную форму, высокая крыша образовывала большие навесы, дающие тень; в крыше имелось прямоугольное отверстие (комплювиум), через которое освещался дом. Соответственно отверстию в крыше, в полу дома помещался бассейн (имплювиум), куда стекала дождевая вода. Сельские дома строились из грубого камня или из глины на деревянном каркасе. Крыши были соломенные, тростниковые или черепичные. Центр городского дома составлял атриум (внутренний закрытый дворик). Вокруг него строго симметрично располагались другие помещения: справа и слева - помещения для мужчин и для рабов и иногда для домашнего скота, в глубине, вдали от входа, размещались комнаты хозяйки, ее дочерей и служанок. О жилищах городской бедноты дают понятие раскопанные в Марцаботто остатки больших одноэтажных домов с множеством отдельных каморок, выходивших во внутренний двор. В этих же домах находились лавки и мастерские. Они размещались в той стороне дома, которая выходила на улицу, за ними обычно находилось помещение для жилья. Из архитектурных сооружений Этрурии лучше всего сохранились гробницы. Некоторые из них, на севере Этрурии, представляют собой тумулусы - курганы с расположенными под насыпным холмом погребальными камерами и дромосом, сложенными из каменных блоков; другие, на юге Этруссии, близ Черветри (Церэ), сохраняют вид тумулуса, но сложены не из отдельных камней, а целиком высечены в туфовых скалах (гробница Реголини Галасси, 7 в. до н.э., гробница "Нарисованных львов" и др.), третьи представляют собой подобие прямоугольных домиков, в совокупности образующих своеобразный город мертвых. Внутреннее оформление погребальной камеры часто являлось воспроизведением архитектуры жилищ (гробница в Корнето, гробница близ Вей). Большой интерес представляют росписи стен этих гробниц. От 6 - начала 5 в. до н.э. дошло несколько десятков расписных склепов - в Корнето, Кьюзи, Черветри, Вульчи, Орвьето и др. Обычно две стены в соответствии с формой перекрытия были выше других, заканчиваясь выступами в форме усеченного поля фронтона.

Живопись

Расположение живописи подчеркивало архитектуру склепа. На гладкий, плотный известняк краски наносились непосредственно; крупнозернистая или пористая поверхность покрывалась слоем штукатурки, которая служила грунтом. Краски употреблялись минеральные; росписи выполнялись в технике фрески, то есть по сырому грунту, лишь иногда для выделения отдельных мест фрески краска наносилась уже на сухом грунте на готовую роспись. Палитра этрусского художника в архаический период состояла из черной, белой, красной и желтой краски, позже появляются голубой и зеленый цвета. Белый или желтоватый грунт служил фоном для изображений. Живопись на стене располагалась поясами. Вверху стен помещались декоративные фигуры, главным образом зверей, изображавшихся часто в геральдических позах (например, в гробнице "Леопардов"); средний, широкий пояс занимали главные изображения, над ним, а иногда и под ним проходил узкий фриз с фигурами. Цоколь обозначался рядом продольных разноцветных полос. Живописная декорация гробниц в известной мере связана с расписными греческими вазами ориентализирующего и чернофигурного стилей. Сюжеты росписей сравнительно немногочисленны и часто повторяются. Обычно это сцены, где умерший изображен участником веселого, многолюдного пира, сопровождаемого танцами юношей и девушек. Изображения эти насыщены множеством характерных черт как в позах, жестах, мимике человеческих фигур, так и в тщательно переданных костюмах, узорчатых тканях, подушках, утвари и мебели. Пир и танцы происходили, повидимому, в саду под открытым небом, на что указывают деревья и птицы. Иногда встречаются портретные изображения умерших, сопровождаемые надписью. Распространены изображения гладиаторских боев, состязаний атлетов, торжественных погребальных шествий, в единичных случаях встречаются сцены охоты и пейзажи. В некоторых гробницах преобладают мифологические сюжеты, как в гробнице Орка в Корнето, где фигурируют боги подземного царства - Гадес и Персефона - и трехликий великан Герион, а также крылатые гении этрусского пантеона. Судя по мифологическим сюжетам, этрусская религия и мифология имели мрачный характер, были лишены светлой гармонии миропонимания греков. Живопись этрусков связана с греческой и проходит в своем развитии этапы, сходные с этапами эволюции греческой вазописи. Росписи этрусских гробниц 6 - 5 вв. при обычной для них плоскостности изображения, силуэтном характере фигур и других чертах условности все же обладают своеобразной жизненной убедительностью, пониманием выразительного движения, чувством композиционной связи. Обнаженные или одетые в красочные костюмы человеческие фигуры даны в теплых звучных тонах - желтых, коричневых, красных, обогащенных пятнами зеленого и голубого; будучи контрастно сопоставлены друг с другом и объединены в общую композицию, они производят сильный декоративный эффект. Роспись применялась также и в наружном убранстве зданий. Неотъемлемой частью декораций этрусских зданий были терракотовые расписные рельефы и статуи, столь распространенные в период архаики по всему античному миру. Кровли зданий украшались акротериями (Акротерий (от греческого-вершина, фронтон) - скульптура или скульптурно исполненный орнаментальный мотив над углами фронтонов зданий, построенных в античных ордерах.),с рельефными изображениями отдельных фигур или групп, и антефиксами (Антефиксы - украшения из мрамора или терракоты, обычно помещавшиеся по краям кровли вдоль продольных сторон античных храмов и домов.Антефиксы имели разнообразную форму (листа, растения, плиты, щита и т. п.) и обычно украшались исполненными в рельефе орнаментами, головами людей или фантастических существ.), на которых часто изображали голову Медузы Горгоны, отвращающей зло от живущих в доме, голову силена или девушки. Эти изображения были ярко раскрашены. Фризы снаружи и внутри здании также покрывались терракотовыми раскрашенными рельефными плитами с изображениями мифологических сцен,эпизодов состязаний и битв. Сравнительно небольшие постройки этого периода, богато украшенные расписными терракотовыми рельефами и скульптурой, производили нарядное, живописное впечатление. Важное место в этрусском искусстве занимала скульптура, расцвет которой относится к 6 в. до н.э. Наиболее известным этрусским скульптором был работавший в Беях мастер Вулка; ему принадлежит монументальная терракотовая статуя Аполлона из Вей. Статуя, повидимому, была частью помещенной над фронтоном храма скульптурной группы, изображавшей спор Аполлона с Гераклом из-за лани. При несомненной близости к греческим статуям эпохи архаики (условностью постановки фигуры и пластической моделировки, архаической улыбкой) Аполлону из Вей присущи и черты своеобразия - меньшая скованность, более энергичное, хотя и условное движение, более яркая эмоциональная окраска образа; сильнее, нежели в греческой скульптуре, в этрусской статуе выражена тяга к отвлеченной орнаментальности (например, в трактовке одежды). Прекрасным образцом этрусской скульптуры времени ее расцвета является изящная голова статуи Гермеса из Вей. Одной из важных находок недавнего времени были колоссальные этрусские статуи воинов, сделанные из глины; их мрачный, устрашающий облик проникнут грубой мощью.

Скульптура

Скульптура Этрурии не только служила для декорации зданий, но имела и самостоятельное значение. Важное место в этрусской скульптуре принадлежит портрету. Зарождение этрусского портрета уходит далеко вглубь веков и связано с погребальным культом. На крышке погребальной урны обычно помещалось портретное изображение умершего. Уже в италийской урне из Кьюзи начала 6 в. с изображением, выполненным почти в геометрическом стиле, и в другой урне из Кьюзи с портретной головой и патетически прижатыми "к груди" руками, несмотря на примитивность их художественного языка, улавливаются элементы портрета. Голова с этрусской погребальной урны из Кьюзи начала 6 в. до н.э. менее примитивна и характеризуется остро схваченными индивидуальными чертами, тщательной и смелой моделировкой щек и рта. Характерным видом этрусской скульптуры являются монументальные терракотовые саркофаги с фигурами умерших. Саркофаг из Черветри 6 в. до н.э. представляет собой ложе (длиной 1,73 м) на фигурных ножках, на котором возлежит супружеская чета. Композиция отличается торжественной монументальностью, фигурам в целом присуща большая образная и пластическая выразительность; это же можно сказать и об угловатых по ритмике движениях рук. В лицах, несмотря на сохранение архаической схемы (косой разрез глаз, условная улыбка), чувствуется некоторое индивидуальное своеобразие. В 6 в. до н.э. обработка бронзы в Этрурии достигла уже большого- совершенства: употреблялось литье, последующая чеканка, гравировка, выполнялись статуи крупных размеров. Одним из таких произведений 6 в. до н.э. является знаменитая статуя Капитолийской волчицы. Волчица изображена кормящей Ромула и Рема (фигуры их утрачены; существующие ныне выполнены в 16 в.). В этой скульптуре зрителя поражает не только наблюдательность в воспроизведении натуры (с большой точностью переданы постановка фигуры - напряженно вытянутая вперед морда, оскаленная пасть, проступающие сквозь кожу ребра), но и умение художника усилить все эти детали и объединить их в единое целое - образ хищного зверя. Недаром статуя Капитолийской волчицы в последующие эпохи воспринималась как яркий символ сурового и жестокого Рима. Некоторые черты, свойственные скульптуре архаического периода, например несколько упрощенные контуры статуи, орнаментализированная трактовка шерсти не нарушают в данном случае общего реалистического характера скульптуры. Ремесленники Этрурии славились своими работами из золота, бронзы и глины. Этрусские гончары применяли особую технику так называемого буккеронеро (черной земли): глина прокапчивалась, приобретая при этом черный цвет. После формовки и обжига изделие подвергалось лощению (полировке трением). Эта техника была вызвана стремлением придать глиняным сосудам сходство с более дорогими металлическими сосудами. Стенки их обычно украшались рельефными изображениями, а на крышках иногда помещали петуха или другие фигуры. Период 5 - 4 вв. до н.э. в Этрурии был временем экономического застоя. Искусство этого периода также переживало застой - оно как бы остановилось на ступени архаики. Но именно в это время народы Италии - этруски, самниты, римляне, оски и другие - приходят в особенно тесное соприкосновение с греками, в первую очередь с теми, которые населяли Великую Грецию. В этих богатых греческих полисах культура стояла на высоком уровне развития и искусство Великой Греции лишь в малой мере отличалось от искусства метрополии. Новый подъем этрусское искусство переживает в 3 - 2 вв. до н.э., однако под воздействием греческого этрусское искусство в этот период теряет в значительной степени своеобразие. Произведения этрусской живописи 3 - 2 вв. примыкают к эллинистическим образцам. В скульптуре образы нередко получают особенно обостренную экспрессию. Портретная фигура знатного этруска возлежащего на ложе с чашей для возлияния в руке, на крышке урны удивительна резким контрастом торжественной репрезентативности позы, и его почти гротескно комической внешности. Ряд других изображений на погребальных урнах отличается грубой утрировкой. Бронзовые изделия этрусских ремесленников этого времени - зеркала, украшенные гравировкой, чаши, кубки, цисты для хранения свитков - попрежнему отличаются высоким уровнем художественного ремесла. К концу эпохи эллинизма, когда самостоятельности Этрурии был положен конец, этрусское искусство следует уже рассматривать вместе с римским искусством.

Этрусский орнамент

В Средиземноморском бассейне с девятого века до нашей эры правили бал Этруски. Свое культурное, религиозное и моральное наследие они почти полностью передали цивилизации Рима, помогая развиться ей с самого момента возникновения.

В отношении этрусского искусства и орнамента долго доминировал странный подход, по сути, отрицавший само его существование и индивидуальность. Этруски были очень талантливыми художниками, скульпторами и строителями, ибо они умели учиться.

Про Этрурию

Этрурия, карта

Этруски построили первую высокоразвитую цивилизацию на Апеннинском полуострове. В больших городах была дренажная и ирригационная системы, здания отличались прекрасной архитектурой. Ремесленники создавали великолепные изделия из металла, оригинальную керамику, самобытную живопись и скульптуру. В этой цивилизации был свой собственный алфавит, они также чеканили и монету.

Этрусский орнамент

Как сформировался этрусский орнамент

Этрусский орнамент

Этруски развили свою художественную культуру, вступающую в диалог с остальными средиземноморскими странами. Торговля помогла им обменяться опытом с греками, финикийцами и египтянами.

Этрусский орнамент

Этрусский орнамент

Из Юго-Западной Азии в орнамент пришли зооморфные элементы: горные козлы, химеры, сфинксы, крылатые львы, кентавры, всадники и воины. Этруски покупали слоновую кость из Сирии, Финикии и Ассирии. Кроме этого, приобретались металлические украшения, художники умело копировали их.

Этрусский орнамент

В период, когда произошло персидское завоевания Ионии Киром в 546 году, из Греции мигрировало множество ремесленников. Это положительно повлияло на развитие искусства.

Этрусский орнамент

Искусствоведы и историки делят развитие этой цивилизации на период между 700 и 625 гг. до н.э., архаическую эпоху (между 575 и 475 гг. до н.э.), аттическую культуру. В IV в. до н.э. в искусстве устанавливается классический стиль. С III в. до н.э. искусство этрусков постепенно растворяется в римском.

Характеристика этрусского орнамента

Хотя во многих фризах мы видим греческий меандр – квадратный или круглый, ионики, плетенку, комбинации из всевозможных кривых, яйцеобразные варианты, но он переосмыслен и переработан по- своему.

Этрусский орнамент

Пластичность, неведомая ни греческому, ни эгейскому декору родилась под рукой этрусского, а не римского ремесленника.

Этрусский орнамент

Орнамент равномерен и не плотен, исключение, пожалуй, составляет декорирование некоторых ювелирных изделий.

Этрусский орнамент

Горизонтальная полоса обрамляет живописные картины со сценами из жизни богов и людей, зверей реальных и фантастических, изображавшихся часто в геральдических позах. Обычно средний, широкий пояс занимали главные изображения, над ним, а иногда и под ним проходил узкий фриз с орнаментом в условной стилизации.

Этрусский орнамент

Встречаются, такие элементы, как украшенные перьями шлемы, воины и мечи, изображения ювелирных изделий. Резной фриз из треугольников и волна - излюбленный и традиционный орнаментальный мотив.

Этрусский орнамент

Палитра живописца первоначально состояла из черного и белого цвета, оттенков красного и желтого. Желтоватый грунт обычно служил фоном для орнамента и живописных изображений. Фон в орнаменте всегда присутствует. Красную краску изготовляли из туфов, окрашенных окислами железа в различные оттенки. Желтые цвета - из охры, черную - из угля. В свое время к этой нехитрой гамме прибавились синие, серые и зеленые оттенки. Белую краску делали из извести с добавлением мела. Из глауконита (зеленой охры) и малахита делали зеленую краску, а синюю и голубую - из лазурита.

Этрусский орнамент в прикладном искусстве

Из архитектурных сооружений лучше всего сохранились гробницы, построенные этрусками для воссоздания умершим реального мира во всех подробностях, дабы мертвые не чувствовали себя ущемленными и не питали зла к живым.

Этрусский орнамент

Исследователи обнаружили тысячи богатейших расписанных фресками гробниц, заполненных металлическими изделиями и греческими вазами - в Перудже, Таркинии, Вульчи, Черветери (1836 г., Могила Реголини-Галасси), Вейи, Кьюзи, Болонье, Ветулонии и многих других местах.

Сакральное искусство

В отличие от греков или римлян, подобно иным восточным народам, этруски исповедовали религию откровения (самораскрытие Божества и возвещение им Своей воли человеку). Все заповеди ревностно оберегали и записывали в священной книге. Верховные боги представляли собой троицу, ей поклонялись в тройном храме. Их имена - Тиния, Уни и Менерва, римляне почитали троицу, как Юпитера, Юнону и Минерву. Естественно, все это орнаментально декорировалось.

Этрусский орнамент

На фото вы видите бронзовую печень (сама в шоке) из Пьяченцы.

Этрусский орнамент

Упуская рассказ о гадании на внутренних органах, упоминаю, что на бронзовой печени из Пьяченцы начертаны имена 28 этрусских божеств. 16 отделов, отмеченных на печени, соответствуют отделам областей неба. Алфавит и буквы, как орнамент – это особенность этрусского орнамента, которая характерна именно для этой цивилизации.

Ювелирное искусство

Этрусский орнамент

Наряду с заимствованными от греков элементами орнамента в полосе на фресках и персидских крылатых львов, в Этрурии были оригинальные формы, техники и стили, которые являлись результатом своего вкуса. Это была совершенно новая концепция

Этрусский орнамент

Наиболее сложные образцы украшений прекрасно сохранились и экспонируются в музеях.

Этрусский орнамент

Как правило, они декорированы скульптурным орнаментом, элементы наносились на комбинированную трубчато-пластинчатую конструкцию. Тщательно разработанные и сделанные фигурки сфинксов, крылатых львов, химер, крылатых грифонов и человеческих голов расположены последовательно чередующимися рядами, иногда довольно плотно.

Этрусский орнамент

Достаточно просто сравнить ювелирные изделия этрусков и римлян, чтобы увидеть, что римляне не смогли постичь и 10 процентов того, что умели этруски при обработке цветных металлов, золота, серебра и бронзы.

Этрусский орнамент

Украшения: фибулы, серьги, подвески, кольца и головки булавок технически совершенны, даже если смотреть на них сквозь призму потребителя XXI века.

Этрусский орнамент

Фибулы часто украшали золотой пылью, в которой выделялись непрозрачные гранулированные элементы.

Этрусский орнамент

Красивыми примерами являются ожерелья, состоящие из множества гибких цепей, которые пересекаются друг с другом и несут различные ряды тисненых подвесок в форме гарпий, русалок, горгон, чередующихся с растительными элементами, цветами лотоса и пальмы. Кстати, знаменитую статую Капитолийской волчицы, вскормившей Ромула и Рема, о которой не написал только ленивый, тоже сделали этрусские мастера.

Керамика, архитектура

Этрусский орнамент

Темами краснофигурной и чернофигурной вазописи были не только геометрические орнаменты, но и сцены повседневной жизни, мифологические сюжеты.

Этрусский орнамент

Этрусская керамика, более древняя по происхождению, была черного цвета (буккеро) с нанесенной на них геометрической композицией.

Этрусский орнамент

Терракотовые статуи и рельефы считаются шедеврами мирового искусства.

Этрусский орнамент

Из красной терракоты изготовлялись ордерные детали, они соединялись с деревянной конструкцией опор, расписывали их минеральными красителями.

Этрусский орнамент

Частью декораций зданий были терракотовые расписные рельефы и статуи. Кровли украшались скульптурными мотивами, которые располагали над углами фронтонов домов.

Этрусский орнамент

Важное место в искусстве занимала скульптура, расцвет которой относится к 6 в. до н.э. Наиболее известным скульптором был работавший в Веях мастер Вулка, ему принадлежит монументальная терракотовая статуя Аполлона из Вей, на которой есть и орнаментальный мотив.

Этрусский орнамент

По фрескам можно судить о том, какой этот народ предпочитал орнамент на тканях: видимо, это были крестики и россыпи горошин.

Этрусский орнамент

От этрусков римляне унаследовали главные из своих культурных и художественных традиций, и в первую очередь это проявилось в орнаменте.

Этрусский орнамент

Этрусское влияние прослеживается в государственном устройстве Рима, в его нравах, в религии, в искусстве. И, в конце концов, оно вошло составной частью в то культурное наследие, из которого сформировалась великая эпоха ренессанса.


Этрусское искусство есть искусство производства в этрусской цивилизации в IX - го до I - го века до нашей эры. AD .

Искусство, произведенное этой цивилизацией, очень богато. Этруски были искусными мастерами и имели великих художников, живописцев фресок в гробницах - как, например, в Тарквинии, - художников на вазах или скульпторов, которые создавали шедевры как из бронзы, так и из терракоты. Также они были прекрасными ювелирами и металлургами. Их работы можно увидеть в великих итальянских музеях, например, Флоренции , Ватикана или Вольтерры .

Резюме

Исторические периоды

Можно выделить разные периоды:

  • Villanovian время (X е вVIII - го века до Р. Х. ). Истоки этрусской цивилизации, в частности, через практику кремации, а не захоронения;
  • Восточный период ( VII - го века до нашей эры. ). Благодаря обменам со средиземноморскими цивилизациями, включая Грецию , в этрусском искусстве возникла фигуративная культура, на которую повлияли греческие модели;
  • Архаичный период ( примерно между -600 и -480 ). Структурирование этрусского общества и рост обменов привели к появлению новых художественных приемов. В частности, впечатляющее развитие получила живопись: из отделки изразцов и короплатов она приобретает статус декоративности и применяется в вазах и фресках;
  • Классический период ( примерно между -470 и -350 ). В V - м веке до нашей эры. Н.э. этруски пережили серьезные политические и военные кризисы, и их искусство пострадало от последствий. Художественное производство сокращается, за исключением бронзы Вульчи ;
  • Эллинизм и романизация ( примерно с -340 до Августа ).

VIII - й к VII - го века до нашей эры. Ж.-К.



Голова человека в бронзе, неопределенный период.


Щелкните миниатюру для увеличения.

Во время начальной фазы , покрывающей VIII - я к VII - го века до нашей эры. Н.э. , этрусское искусство вдохновлено восточными выражениями с импортом предметов из Египта и Финикии . Филигрань , пыль и зернистость ювелирных изделий местного производства вдохновлены зарубежными моделями. Техника бронзы, разработанная для изготовления тронов, сидений, щитов, зеркал и тисненого ламината для украшения колесниц. В керамике, наряду с греческими подражаниями, обретает форму оригинальное местное производство: вазы буккеро , выполненные в итальянско-геометрическом стиле, большие вазы на подставке, украшенные фигурами чудовищ и животных.

VI e до II e av. Ж.-К.

Структурирование этрусского общества и рост обменов привели к появлению новых художественных приемов. В частности, впечатляющее развитие получила живопись: из отделки изразцов она приобрела статус декоративности и стала применяться в вазах и фресках. Апогеем этрусского искусства в конце VI - го века до нашей эры. До н.э. с сооружением арок и циппуса из камня Кьюзи, терракотовых саркофагов и бронзовых статуэток, таких как Химера Ареццо . Каменные плиты фризов храмов украшены растительными и геометрическими мотивами, фантастическими сценами (крылатые чудовища) или повседневной жизнью: гонками на колесницах, всадниками, шествиями, боями и банкетами. Фронтоны украшают мифические сюжеты.

В V - м веке до нашей эры. Н.э. этруски пережили серьезные политические и военные кризисы, и их искусство пострадало от последствий. Художественное производство уменьшается, за исключением бронзы Вульчи . В классическом Доминирует IV - го века до нашей эры. AD с терракоты храма Faléries и бронзы на Марс из Тоди . В этот период развивается портретной, кульминацией в I - м веке с бронзовым The Arringatore . В терракотовой пластике портрет имеет более популярный и живой характер, о чем свидетельствуют фигуры саркофагов (obesus Etruscus). В живописи и скульптуре преобладает декоративный восточный вкус гробницы Кампана в Вейесе, а также архаичных расписных гробниц Тарквинии ( гробницы быков , львиц , авгуров , охоты и рыбалки ). Тем не менее, темы повседневной жизни в основном этрусские (спортивные игры, шоу фокусников, охота, рыбалка, особенности одежды и мебели, музыкальные инструменты, сцены банкетов, иногда в компании божеств и демонов из загробного мира. IV - го века до нашей эры. , динамичность искусства затухает и тем теперь воины ADES и эпизоды курсив эпического ( гробнице Франсуа ).

Этрусские художники остаются неизвестными, за исключением скульптора Вулки , уроженца города Вейеса, упомянутого классическими авторами, такими как Плиний Старший, который цитирует Варрона или Ливия. Этот мог бы работать в Риме для последнего царя этрусского Рима , Тарквина Великого, и создал для него статую Юпитера в терракоте для храма Юпитера Капитолийского (на латыни: Aedes Iovis Optimi Maximi Capitolini ) на Капитолийском холме. и, вероятно, статуя Аполлона Вейского .

Этрусская гробница живописи III - го и II - го века до нашей эры. Н.э. с исследованием импрессионистского типа обнаруживает сильное влияние эллинизма . Цикл этрусских живописей , вероятно , заканчивается усыпальницей Festons из Monterozzi , название которого происходит от украшения только украшенных гирляндами гробницы. Следствие аккультурации из романизации сделал политическую власть этрусков исчезают и их культурные особенности были ассимилированы римлянами.

Читайте также: