Декоративная живопись это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Декоративная живопись – жанр изобразительного искусства, возникший со времен древнего Египта. С латинского decoro – украшать, преобразовывать. Декоративная живопись выполняла роль украшения домов, и долгое время, считалась частью архитектуры. У картин, созданных оглядываясь на данный жанр живописи, одна фактическая задача – показывать различные визуальные формы искусства, выставляя их на первое место.

Создание жанра

Декоративная живопись появилась во время античного периода. Поначалу выполняла роль украшения дома, или же, его парадных стен. По этой причине, многие художники взяли на вооружение именно яркие формы, изображая их с особой визуальной вычурностью.

На первое место вышли круги, иногда использовались конусовидные трапеции. Совмещая эти геометрические фигуры, художники получали интересные решения, и уже работали вместе с ними над дальнейшим устройством стены. Использовали прямые линии, искривляя их по принципу двойного сечения. Можно вытянуть визуально два пальца, и именного их ширина лежит в сгибе линии, при этом, в какую бы сторону они не сгибались.

Пикассо - Женщина с цветком

Пикассо - Женщина с цветком

Средний период

Но во время средневековой эпохи, декоративная живопись потерпела изменения. Художники перестали получать прямые заказы на украшение домов, и поэтому, многие решили перенести умение делать вычурные формы из ярких цветов на холст.

Настоящее время

Сейчас декоративная живопись снова и снова переживает перемены. Пикассо, Малевич, Хьсютон – великие художники, навсегда сделавшие данный жанр особым скоплением нескончаемого потока идей. Резанные линии вошли в моду, хотя, художники играют не только с ними. Теперь меняется и форма, и цвет, так как именно эксперименты привели жанра к новым изменениям, и будут делать это снова и снова. Правда, современники не всегда понимают, стоит ли обращать внимание на данные перемены в жанре. И скорее всего, декоративная живопись будет и дальше развиваться по своему сценарию, и никто не будет понимать, по какому именно.



Декоративная живопись (лат. decoro – украшать, преобразовывать) – это украшение поверхностей стен, мебели, деталей интерьера и всевозможных предметов рисунками или изображениями различной тематики . Декоративную живопись относят к искусству декоративно-прикладного характера.

Как жанр – эта форма живописи возникла ещё в эпоху Древнего Египта и её относили к элементам архитектуры. Объясняется это тем, что рисунки или изображения выполнялись на стенах и служили украшением жилища. Разрисовывались как внутренние поверхности, так и наружные стены, обычно лицевая (парадная) сторона дома. Стремление сделать жильё ярким и нарядным диктовало необходимость использовать броские формы. Главенствовала визуальная вычурность рисунка, основу которого составляли геометрические фигуры. Особое предпочтение отдавалось различным кругам. Комбинации фигур различных форм от прямых линий до конусовидных трапеций или более сложных элементов позволяли добиваться интересных решений, создать оригинальный орнамент или рисунок на поверхности стен.

Особенности декоративной живописи

Все картины этого жанра по особенностям композиции делятся на два абсолютно разных типа работ:

  1. в первом случае, художник сосредотачивает всё внимание зрителя на одной конкретной детали, фигуре или предмете. Этот объект является доминирующим, остальные его лишь дополняют. Композиционное решение таково, что художник словно принуждает фокусировать взгляд на предлагаемой им точке картины;
  2. во втором типе работ центр внимания отсутствует, нет доминанты. Все присутствующие на картине объекты органично взаимосвязаны, взгляд зрителя не способен долго задерживаться на одном композиционном предмете. Он словно скользит с одного элемента холста на другой, формируя общее впечатление.



Средневековье заставило живописцев изменить взгляд на декоративное искусство. Причиной стало отсутствие массовых заказов на декорирование домов, а единичные приглашения не могли обеспечить художникам, работающим в этом жанре, достойного существования.

Выход нашли в перенесении декоративной живописи на холст. Теперь это направление искусства обрело новую жизнь, а содержание картин стало шире. Появились яркие вычурные изображения, холст стали наполнять всевозможными геометрическими фигурами.

Уход от декоративной росписи стен стимулировал появление новых экспериментальных направлений в творчестве живописцев.Многие из экспериментальных форм в последующие годы развития изобразительного искусства стали подвидами декоративного жанра. Наиболее известны кубизм и факсидовские линии. В основе первого заложена идея разложения трёхмерного объекта на элементарные фигуры, а затем новое его воссоздание, но уже в двухмерном пространстве с одновременным изображением обеих сторон предмета. Истоки этого подвида декоративной живописи находят в творчестве французского живописца Поля Сезанна, а само возникновение этого направления приписывают Пабло Пикассо.

Факсидовские линии представляют подвид, где за основу картины берут частично резаные геометрические формы, но не доведённые до конца.


В настоящее время этот жанр продолжает активно развиваться и трансформироваться. Модные резаные линии давно опробованы. Сегодня художники экспериментируют с другими формами. Изучаются новые возможности, идут опыты со светом, а не только многообразием геометрических фигур.

Современному зрителю не всегда подвластно понимание творческих замыслов автора той или работы, но поиски новых решений не останавливаются ни на минуту. Окончательный сценарий развития этого направления живописи предсказать пока никто не может.

О дно из ярких направлений изобразительного искусства — декоративная живопись. Её призвание — украшать. Её отличительные особенности — чистые цвета, логическое построение композиции, тщательно проработанные формы.

девочка с котенком
подружки

любовь

Живопись: декоративное искусство

Такие работы художники часто пишут на продажу. Обыватели очень положительно воспринимают такие картины. Декоративно-прикладная живопись им понятна: смысловой посыл на поверхности, изображение часто стилизированное, плюс картины идеально вписываются в интерьер.

Собственно, это живописное направление и имеет своей целью создание гармоничного сосуществования картины с другими составляющими интерьера. Но даже здесь есть свои законы построения формы, применения цвета. А перед художником всегда стоят две задачи: изобразительное решение и интерьерное.

Особенности и материалы

В этом направлении не ограничений в выборе материалов. Чаще всего художники применяют краски (гуашь, акрил, акварель), но также могут работать тушью, карандашом. Работа происходит по следующему алгоритму:

  • Изменение пропорций предметов.
  • Нарушение перспективы.
  • Усиление характерных особенностей формы предметов.
  • Отказ от объёма предметов (частично или полностью).
  • Применение ярких сочетаний основных цветов.
  • Локальное нанесение цветовых пятен.
  • Использование черного или цветного контура.
  • Создание из деталей и линий объекта единого орнаментального узора.

картина Олега Давыдова
мельница

декоративный натюрморт

Станковая и декоративная — в чём отличие?

Станковое искусство — свободолюбивое, очень самостоятельное. Оно ни к чему не привязано, оно обращено к зрителю. Станковая живопись имеет связь только с чувствами художника, а воплощается выбранными им средствами художественной выразительности. Характерно, что и формат такого произведения может быть любым. Он зависит только от видения, решения мастера. Размер станковой работы не подгоняется художником под параметры интерьера или формат его других работ.

Декоративное искусство имеет рамки. Здесь внимание уделяется уплощению пространства, колориту, стилизации, деформации объектов, применению контрастного цвета. Для таких работ обязательно логическое композиционное построение. Размер картин часто ограничивается определённым форматом.

Декоративная живопись: картины

Несмотря на некоторые ограничения живописцы могут создать свой стиль в этом художественном направлении. Обратите внимание на фигурные композиции Акжаны Абдалиевой. Художница с лёгкостью играет с формой, вводит орнаментальные фрагменты, стилизирует предметы. Её работы очень женственные, мягкие, уютные. При этом стиль художницы индивидуален и узнаваем.

март
пейзаж Эрин Хансон

деревья

Совсем другие по стилю натюрморты американской художницы Эрин Хансон. В её работах много экспрессивности, напора. Форма и цвет в картинах Эрин организуют единый ансамбль, в котором сольную партию исполняют только деревья.

Стильные натюрморты и пейзажи Олега Давыдова — яркий пример продаваемых произведений. Эти работы тщательно продуманные, технически очень качественные. Они без затруднений вписываются во многие интерьерные стили и при этом остаются самобытными.

А вы хотите научиться также интересно писать картины? Приходите к нам! Мы поделимся с вами опытом и поможем найти свой стиль.

Ещё:

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

танец
дама в голубой шляпе

Принцип золотого сечения можно увидеть в работах величайших художников прошлого. Сейчас его применяют для создания красивых дизайнерских работ, фотографий, логотипов, притягательной рекламы.

Декоративная живопись — это красиво и практично. Она понятна детям и взрослым, даже если они далеки от художественного мира. Но для художников здесь есть свои правила. Давайте узнаем, какие?

Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях

Живопись — это один из основных видов изобразительного искусства; представляет собой художественное изображение предметного мира цветными красками на поверхности. Живопись подразделяют на: станковую, монументальную и декоративную.

Станковая живопись — в основном представлена работами, выполненными масляными красками на холсте (картоне, деревянных досках или оголите). Представляет собой самый массовый вид живописи. Именно этот вид обычно и применяют к термину "живопись".

Станковая живопись

Монументальная живопись — это техника рисования на стенах при оформлении зданий и архитектурных элементов в зданиях. Особенно распространена в Европе фреска - монументальная живопись по сырой штукатурке водорастворимыми красками. Эта техника рисования хорошо известна ещё со времён античности. Позже, такая техника использована при оформлении многих христианских религиозных храмов и их сводов.

Монументальная живопись

Декоративная живопись — (от латинского слова от decoro - украшать) это способ рисования и нанесения изображений на предметы и детали интерьера, стены, мебель и другие декоративные предметы. Относится к декоративно-прикладному искусству.

Возможности живописного искусства особенно ярко раскрывает станковая живопись с 15 века, с момента массового использования масляных красок. Именно в ней доступно особое многообразие содержания и глубокой разработанности формы. В основе живописных художественных средств лежат цвета (возможности красок), в неразрывном единстве со светотенью, и линия; цвет и светотень разработаны и развиты техниками живописи с полнотой и яркостью, недоступной другим видам искусства. Этим обусловлено присущее реалистической живописи совершенство объёмной и пространственной моделировки, живая и точная передача действительности, возможности реализации задуманных художником сюжетов (и способов построения композиций) и другие изобразительные достоинства.

Ещё одним отличием в различиях видов живописи является техники исполнения по разновидностям красок. Не всегда достаточно общих признаков для определения. Границу между живописью и графикой в каждом отдельном случае: например, произведения, выполненные акварелью или пастелью, могут относиться и к той и к другой области, в зависимости от подхода художника и поставленных им задач. Хотя рисунки на бумаге и относятся к графике, применение различных техник рисования красками иногда стирает различия между живописью и графикой.

Необходимо учитывать, что сам семантический термин "живопись" является словом русского языка. Оно взято для использования как термин в период формирования в России изобразительного искусства в эпоху барокко. Использование слова "живопись" в то время применялось только к определённому виду реалистичного изображения красками. Но изначально оно происходит от церковной техники рисования икон, в которой использовано слово "писать" (относящееся к письменности) потому, что это слово является переводом значения в греческих текстах (вот такие "трудности перевода"). Развитие в России собственной художественной школы и наследование европейских академических знаний в области искусства, развило область применения русского слова "живопись", вписав его в образовательную терминологию и литературный язык. Но в русском языке так и образовалась особенность значения глагола "писать" в отношении письменности и рисования картин.

Жанры живописи

В ходе развития изобразительного искусства сформировались несколько классических жанров картин, которые обрели свои особенности и правила.

Портрет — это реалистичное изображение человека, в котором художник пытается добиться сходства с оригиналом. Один из самых популярных жанров живописи. Большинство заказчиков использовали талант художников, чтобы увековечить собственное изображение или, желая получить изображение близкого человека, родственника и т.п. Заказчики стремились получить портретное сходство (или даже приукрасить его) оставив в истории зрительное воплощение. Портреты различных стилей являются самой массовой частью экспозиции большинства художественных музеев и частных коллекций. Данный жанр включает в себя и такую разновидность портрета, как автопортрет — изображение самого художника, написанное им самим.

Пейзаж — один из популярных живописных жанров, в котором художник стремится отобразить природу, её красоту или особенность. Различные виды природы (настроение времени года и погоды) оказывают яркое эмоциональное влияние на любого зрителя - это психологическая особенность человека. Стремление получить эмоциональное впечатление от пейзажей сделало этот жанр одним из самых популярных в художественном творчестве.

Архитектурная живопись — этот жанр во многом похож на пейзаж, но имеет ключевую особенность: на картинах изображаются пейзажи с участием архитектурных объектов, зданий или городов. Особое направление - уличные виды городов, передающие атмосферу места. Ещё одним направлением этого жанра является изображение красоты архитектуры конкретного здания - его внешнего вида или изображения его интерьеров.

Историческая живопись — жанр, в котором основным сюжетом картин является историческое событие или его интерпретация художником. Что интересно - к этому жанру относится огромное количество картин на библейскую тему. Так как в средневековье библейские сюжеты считались "историческим" событиями и основными заказчиками этих картин была церковь. "Исторические" библейские сюжеты присутствуют в творчестве большинства художников. Второе рождение исторической живописи происходит во времена неоклассицизма, когда художники обращаются к известным историческим сюжетам, событиям из времён античности или национальным легендам.

Батальная живопись — отражает сцены войн и сражений. Особенностью является не только желание отразить историческое событие, но и донести зрителю эмоциональное возвышение подвига и героизма. В последующем, этот жанр становится ещё и политическим, позволяя художнику доносить зрителю свой взгляд (своё отношение) на происходящее. Подобный эффект политического акцента и силу таланта художника мы можем видеть в творчестве В. Верещагина.

Натюрморт — это жанр живописи с композициями из неодушевлённых предметов, с использованием цветов, продуктов, посуды. Этот жанр один из самых поздних и сформировался в голландской школе живописи. Возможно, его появление вызвано особенностью голландской школы. Экономический расцвет 17 века в Голландии привёл к стремлению к доступной роскоши (картинам) у значительного количества населения. Эта ситуация привлекла в Голландию большое количество художников, вызвав острую конкуренцию среди них. Бедным художникам были недоступны модели и мастерские (люди в соответствующих одеждах). Рисуя картины на продажу, они использовали подручные средства (предметы) для композиций картин. Эта ситуация в истории голландской школы является причиной развития жанровой живописи.

Жанровая живопись — сюжетом картин являются бытовые сцены повседневной жизни или праздников, обычно - с участием простых людей. Так же как и натюрморт, получает распространение у художников Голландии в 17 веке. В период романтизма и неоклассицизма этот жанр обретает новое рождение, картины стремятся не столько отразить повседневный быт, сколько романтизировать его, внести в сюжет определённый смысл или мораль.

Марина — вид пейзажа, в котором изображаются морские виды, прибрежные пейзажи с видом на море, восходы и закаты на море, корабли или даже морские сражения. Хотя существует и отдельный батальный жанр, но морские сражения всё равно относятся к жанру "марина". Развитие и популяризация этого жанра также можно отнести к голландской школе 17 века. Пользовался популярностью в России благодаря творчеству Айвазовского.

Анималистическая живопись — особенностью этого жанра является создание реалистичных картин, изображающих красоту животных и птиц. Одной из интересных особенностей этого жанра является наличие картин, изображающих несуществующих или мифических животных. Художники, которые специализирующиеся на изображениях животных называются анималистами.

История живописи

Потребность в реалистичном изображении существовала с древнейших времён, но имела ряд недостатков из-за отсутствия технологий, систематизированной школы и образования. В древности чаще можно встретить примеры прикладной и монументальной живописи с техникой рисования по штукатурке. Во времена античности, большее значение придавалось таланту исполнителя, художники были ограничены в технологии изготовления красок и возможности получить систематизированное образование. Но уже в античности сформировались специализированные знания и труды (Витрувий), которые будут основой нового расцвета европейского искусства в эпоху Возрождения. Декоративная живопись получала существенное развитие во времена греческой и римской античности (школа утеряна в средние века) уровень которой был, достигнут только после 15 века.

античная живопись

Роспись римской фрески (Помпеи I век до н.э.), пример уровня техники античной живописи:

"Тёмные века" средневековья, воинствующее христианство и инквизиция приводят к запретам на изучение художественного наследия античности. Огромный опыт античных мастеров, знания в области пропорций, композиции, архитектуры и скульптуры оказываются под запретом, а многие художественные ценности уничтожаются из-за их посвящения античным божествам. Возвращение к ценностям искусства и науки в Европе происходит только в период Ренессанса (возрождения).

Художникам раннего Ренессанса (возрождения) приходится навёрстывать и возрождать достижения и уровень античных художников. То, чем мы восхищаемся в работах художников раннего Возрождения, было уровнем мастеров Рима. Наглядный пример потери нескольких веков развития европейского искусства (и цивилизации) в период "тёмных веков" средневековья, воинствующего христианство и инквизиции - разница между этими картинами 14 веков!

Римская фреска 1 века (это не масло):
Три грации
Копирование Рафаэлем в 1504 г. (масло):
Три грации

Возникновение и распространение технологии изготовления масляных красок и техники рисования ими в 15 веке порождает развитие станковой живописи и особый вид продукции художников - цветные картины масляными красками на грунтованном холсте или дереве.

Огромный скачок в качественном развитии живопись получает в эпоху Ренессанса, во многом благодаря труду Леона Баттиста Альберти (1404-1472 гг.). Он впервые изложил основы перспективы в живописи (трактат "О живописи" 1436 г.). Ему (его трудам по систематизации научных знаний) европейская художественная школа обязана появлению (возрождению) реалистичной перспективы и естественности пропорций в картинах художников. Знаменитый и знакомый многим рисунок Леонардо да Винчи "Витрувианский человек" (пропорции человека) 1493 года, посвящённый систематизации античных знаний Витрувия о пропорциях и композиции, был создан Леонардо на полвека позже трактата Альберти "О живописи". И труд Леонардо является продолжением развития европейской (итальянской) художественной школы Эпохи Ренессанса.

Но яркое и массовое развитие живопись получила, начиная с 16-17 веков, когда стала распространенной техника масляной живописи, появились различные технологии изготовления красок и сформировались школы живописи. Именно система знаний и художественного образования (техника рисования), в сочетании со спросом на произведения искусства у аристократии и монархов приводит к бурному расцвету изобразительного искусства в Европе (период барокко).

Неограниченные финансовые возможности европейских монархий, аристократии и предпринимателей стали прекрасной почвой для дальнейшего развития живописи в 17-19 веках. А ослабление влияния церкви и светский образ жизни (помноженные на развитие протестантизма) позволили родиться множеству сюжетов, стилей и направлений в живописи (барокко и рококо).

В ходе развития изобразительного искусства, художниками сформировано множество стилей и техник, которые приводят к высочайшему уровню реализма в произведениях. К концу 19 века (с приходом модернистских течений) в живописи начинаются интересные трансформации. Доступность художественного образования, массовая конкуренция и высокие требования к мастерству художников у публики (и покупателей) порождают новые направления в способах выражения. Изобразительное искусство уже не ограничено только уровнем техники исполнения, художники стремятся внести в произведения особые значения, способы "взгляда" и философию. Что часто идёт в ущерб уровню исполнения, становится спекуляцией или способом эпатажа. Разнообразие возникающих стилей, оживлённые обсуждения и даже скандалы порождают развитие интереса к новым формам живописи.

Современные компьютерные (цифровые) технологии рисования относятся к графике и не могут называться живописью, хотя многие компьютерные программы и оборудование позволяют полностью повторять любые техники рисования красками.

Живопись — это вид изобразительного искусства, представляющий собой способ запечатления окружающего мира красками на поверхности. Основное выразительное средство живописи — цвет, воздействующий на общее восприятие зрителем картины, позволяющий обращать внимание на важные детали, усиливающий эмоциональную составляющую произведения. Оттенки и тона, необходимые художнику для точной передачи колера, объема, пространства достигаются путем смешивания красок на палитре.

Живопись: ее виды, стили, жанры, история возникновения, развитие. Джанни Стрино. Художница

Виды живописи

Различают следующие основные виды живописи:

Живопись: ее виды, стили, жанры, история возникновения, развитие. Доменико Гирландайо. Рождение Богородицы (фрагмент фрески в капелле), 1486-1490

Существует еще и декоративная живопись, главное призвание которой — украшать. Отличается чистыми, сочными цветами, тщательно проработанными формами, логическим построением композиции. К особенностям направления относятся: нарушение перспективы, изменение пропорций, отсутствие объема, наличие контура и орнаментальных узоров. Декоративная живопись может быть и станковой, и монументальной.

Живопись: ее виды, стили, жанры, история возникновения, развитие. Олег Давыдов. Декоративный натюрморт

Основные стили живописи

На протяжении многовекового развития изобразительного искусства образовались все новые стили написания произведений. Некоторые стили существовали совсем не долго и не нашли поддержку в обществе. Другие же стали эталонами, на которые ориентируются и современные художники. Рассмотрим основные стили живописи:

Жанры живописи

В зависимости от сюжета, произведения изобразительного искусства принято делить на такие жанры живописи:

Техники живописи

История возникновения и развития живописи

История живописи берет свое начало с той поры, когда человек впервые изобразил что-то на поверхности с помощью краски. Случилось это, согласно научным данным, 40-12 тысяч лет назад, в эпоху позднего палеолита. Об этом свидетельствуют сохранившиеся наскальные росписи в пещерах на территориях Южной Франции, Северной Испании и других стран.

История живописи. Первые наскальные рисунки

История живописи. Роспись в древнеегипетской усыпальнице

От античности до наших дней

Искусство передачи светотени принадлежит древним грекам, далеко продвинувшимся в направлении реалистичной живописи. Однако популярность наполненных объемом и чувственностью монументальных произведений быстро угасла, уступив место вазописи. Зато новый прием полюбился римлянам, питавшим страсть к украшательству интерьеров. В высокохудожественных росписях стен прослеживается использование воздушной и линейной перспектив.

История живописи. Аид и Персефона (древнегреческая фреска), 340 г. до н.э.

Живопись в средние века обрела религиозный характер. Художники более не стремились отображать на холстах реальность. Стала важна передача духовности. Даже если произведение не являлось иконой, все равно оно было лишено объема и перспективы. Персонажи располагались на одной линии и выглядели плоскими, примитивными.

Все изменилось с приходом эпохи Ренессанса. Художники, следя за настроениями в обществе, старались угадать модные тенденции в живописи и следовать им. Пейзаж и портрет стали независимыми жанрами. Появились новые техники. Все выглядело чинно и благородно вплоть до 17-18 вв., когда католическая церковь утратила былую значимость и власть. Мастера живописи, не опасаясь более инквизиции, начали писать максимально правдивые картины, отображающие истинный облик людей той эпохи, их обыденную жизнь.

История живописи. Андреа Соларио, Клеопатра, 16 в.

История живописи. Жан-Батист Симеон. Прачка. ок. 1735

В этот же период формируются новые стили: рококо, барокко, маньеризм, классицизм. Появился и романтизм, вскоре сменившийся более эффектным и неоднозначным импрессионизмом. Кардинальные перемены история живописи претерпевает в начале 20 века. Возникает абстракционизм — направление, призванное донести до зрителя эмоции художника, состояние его души в момент создания полотна.

Больше нет необходимости писать согласно канонам. Художники стремятся к самовыражению. Их фантазия дает толчок к зарождению новых стилей и их направлений, ответвлений. Несмотря на это, даже в нынешнем 21 веке любовь к классической живописи остается в силе.

Читайте также: