Давид микеланджело описание кратко

Обновлено: 02.07.2024

В мире не так уж много произведений искусства, которых самые строгие критики признают недосягаемыми вершинами. Одной из них стал шедевр Высокого Возрождения - скульптура Давида работы Микеланджело Буонарроти. Причиной тому умело показанное скульптором идеальное анатомическое телосложение, которое позволяет считать эту фигуру символом мужской силы и красоты.

История создания скульптуры Давида

  • Время создания: 1501–1504 гг.;
  • Материал: Мрамор;
  • Вес: более шести тонн;
  • Высота статуи: 410 см;
  • Высота вместе с пьедесталом: 517 см;
  • Габаритные размеры: 517×199 см (17×6,5 фута).

Библейского героя здесь можно узнать только по косвенным признакам. Ведь разворот правой ладони скрывает большую часть камня, которому предстоит сразить Голиафа, а лежащая на левом плече праща почти незаметна. Иллюстрируя битву, Микеланджело использует новаторский подход, при котором голова поверженного Голиафа, ранее бывшая обязательным элементов, теперь не участвует в композиции. Из-за этого считается, что Давид изображён перед сражением, а не после него. Однако на ожидание битвы указывают и другие признаки, скрытые в облике Давида. Микеланджело изобразил его в спокойном сосредоточении и готовности к схватке. Об этом говорят слегка напряжённые мышцы, сжатые губы и сдвинутые брови, кажущиеся нахмуренными. Положение головы по отношению к туловищу показывают твёрдый характер и несгибаемую волю. Бьющая юношеская энергия выражена густой шевелюрой кудрявых волос.

Статуя Давида

Статуя Давида, созданная руками итальянского скульптора Микеланджело Буонарроти в начале XVI века, прекрасно сохранилась до наших дней. Она выставлена во флорентийской Академии изящных художеств и доступна для осмотра всем желающим.

Давид — герой ветхозаветных сюжетов

Кто же такой Давид и почему его так хотели увековечить флорентийцы? В ветхозаветные времена филистимляне пошли войной на израильтян. Последние собрали войско, в состав которого вошли старшие братья Давида. Как-то раз отец послал его передать им хлеб и привет из дома.

Во время этого похода Давид услышал, как филистимлянский воин Голиаф смеется над Богом. Но никто из израильского войска не смог дать ему за это отпор. Только Давид решился на бой с гигантом. Отказавшись от шлема и доспехов, он взял камень и бросил его в Голиафа. Этого хватило, чтобы сразить филистимлянина наповал.

В результате израильтяне выиграли битву, а Давид стал символом их противостояния с филистимлянами. Ученые же до сих пор не могут точно ответить на вопрос, существовал ли Давид в реальности или это мифический герой.

Описание скульптуры

Статуя высотой 5,17 м изображает обнаженного иудейского царя Давида перед битвой с опасным врагом — воином Голиафом. Он спокоен, но сосредоточен и готов к бою.

Мышцы слегка напряжены, губы сжаты, а брови сдвинуты и нахмурены. Даже посадка головы демонстрирует несгибаемую волю и твердый характер. При этом тело довольно расслаблено. Как будто царь уверен в своей победе. Возможно, уверенности ему прибавляет перекинутая через левое плечо праща — грозное оружие для метания камней, которое сулит гибель противнику.

Мышцы слегка напряжены, губы сжаты

Интересный факт! Микеланджело — первый скульптор, который изобразил Давида не после битвы с воином Голиафом, а до ее начала, в ответственный момент подготовки. Еще одна особенность фигуры заключается в том, что она изображает не юношу, как сказано в ветхозаветном сюжете, а взрослого мужчину, царя.

Флорентийская статуя Давида изображена с анатомической точностью и осмотреть ее можно со всех сторон. Однако некоторые ученые утверждают, что для достижения особой выразительности скульптуры Микеланджело пошел на хитрость и исказил анатомию тела. Особенно заметно это в его верхней части. Непропорциональна и правая рука Давида, которая слишком большая по отношению к телу.

Правая рука Давида слишком большая по отношению к телу

История создания

Изначально статуя Давида задумывалась как религиозная скульптура. Ей и еще одиннадцатью фигурами в XV веке должны были украсить периметр главного кафедрального храма Флоренции — Санта-Мария-дель-Фьоре.

Работы продвигались медленно, до Давида было изготовлено лишь две статуи. На этом процесс украшения храма и вовсе остановился. Огромная глыба мрамора, предназначенная для скульптуры иудейского царя, почти полвека стояла под открытым небом.

Микеланджело

В 1501 году Микеланджело подписал договор на 200 флоринов и пообещал закончить работу над статуей Давида через 2 года.

Создание статуи происходило в атмосфере тайны. Микеланджело работал один, передвигаясь вдоль скульптуры по строительным лесам. Работы велись независимо от погоды и времени суток. Вокруг фигуры было возведено деревянное ограждение, чтобы никто не мог наблюдать за их ходом.

Реалистичный взгляд

Интересный факт! Микеланджело использовал инструменты, которые ковал сам. Когда они приходили в негодность, он также самостоятельно их ремонтировал.

Установка статуи Давида

В 1504 году именитые флорентийские художники собрались у Микеланджело, чтобы оценить качество его работы. Но совершенная статуя Давида настолько потрясла их воображение, что большинством голосов было решено не размещать ее возле кафедрального собора.

Ее установили в лоджии Ланци, где дела города обсуждал выборный совет. Транспортировка статуи заняла четыре дня. Именно в это время иудейский царь Давид, увековеченный в мраморе, потерял свое религиозное значение. Отныне он стал символом борьбы народа Флоренции за свободу.

Давид в Академии изящных искусств

В 1873 году статую Давида, созданную Микеланджело, транспортировали в Академию изящных искусств. Это было сделано для ее защиты от ветров и осадков. Там она осталась и до сегодняшних дней.

Интересные факты о статуе и скульпторе + видео

  1. Статуя Давида имеет колоссальное количество копий во всем мире. Самые известные из них находятся в крупнейших музеях мира — Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Академии художеств в Санкт-Петербурге, Пушкинском музее в Москве.
  2. В 1527 году пострадала левая рука статуи. Она была задета скамьей, которую выкинули из окна во время политических споров.
  3. В 1991 году некий мужчина повредил оригинальную скульптуру молотком, отбив мрамор с пальцев ее левой ноги.
  4. Окончательная полировка скульптуры заняла у Микеланджело около четырех месяцев.
  5. В 2004 году статуя отмечала свое 500-летие.
  6. Во время работы над скульптурой Микеланджело было всего 26 лет. Он дожил до 88 лет, в течение которых неоднократно поражал мир своими работами.
  7. На оригинальную статую в Академии изящных искусств ежегодно приходит посмотреть 8 миллионов человек.

Если у вас будет возможность полюбоваться оригиналом или хорошей копией статуи Давида, обязательно ей воспользуйтесь. Хотя бы для того, чтобы поразиться совершенным ручным трудом Микеланджело Буонаротти.

Ветхозаветный сюжет о противостоянии иудеев и филистимлян был наложен на противостояние Флоренции и Рима. Давид должен был стать символом патриотизма Флоренции.

Микеланджело Буонарроти было 26 лет, когда он получил заказ на статую Давида. Монумент должны были установить в кафедральном соборе Флоренции на одном из контрфорсов. Со временем заказ, изначально абсолютно религиозный, стал политически ангажированным.

Сюжет

Сражение Давида и Голиафа — один из самых популярных ветхозаветных сюжетов в мировой культуре. Однако именно Микеланджело Буонарроти удалось создать столь обескураживающе прекрасного Давида, что сегодня эта статуя является, пожалуй, лидером по числу копий и вариантов интерпретаций.

Согласно ветхозаветному описанию, филистимляне решили идти войной на израильтян. Последние также собрали войско, которое возглавил Саул. Среди израильских воинов были старшие братья Давида. Сам же он был еще слишком юн и пока только пас овец. Незадолго до начала битвы отец отправил Давида к братьям отнести хлеб и, так сказать, передать привет из дома.

Во время своего предприятия Давид увидел гиганта Голиафа и услышал, как этот филистимлянин смеялся над богом. Никто из израильского войска не решался призвать Голиафа к ответу за дерзкие слова. Тогда Давид с позволения Саула решил навалять великану. От меча и шлема он отказался — просто не умел с ними обращаться. Юноша взял камень и запустил его из пращи в Голиафа. Нехитрое орудие поразило великана в лоб и сразило наповал. Филистимляне совершенно растерялись, узнав, что силач убит камнем, ряды смешались и были раздавлены израильтянами. Что здесь правда, а что вымысел — сказать сложно. Ученые спорят об историчности Давида как такового.

фото 2.jpg

В оригинале, Давид — юноша. У Микеланджело же он показан сильным мужчиной, будущим царем иудейским (кем, согласно тем же ветхозаветным описаниям, он вскоре действительно станет). Герой представлен во всем блеске красоты своего совершенного тела. Поза уверенного в своей силе человека, и в то же время во взгляде читается эмоциональное напряжение, сосредоточенность. Мы видим, как напряжены мышцы и вены. Кажется, что Давид в любой момент готов запустить камнем в Голиафа.

Контекст

Статуя была перевезена в Академию с большой помпой в 1873 году. До этого она три века стояла в центре города на площади Синьории, обжигаемая солнцем и обдуваемая ветрами. Современники не особенно переживали о сохранении культурного наследия, поэтому Давид как символ независимости и силы Флоренции стоял рядом с административными зданиями, которые, кстати, сегодня тоже музеи.

фото 1 .jpg

По условиям договора, заключенного в 1501 году, 5-метровая статуя должна была быть выполнена из единого куска мрамора к 1504 году. Материал, который предложила Флоренция, был сложным — не каждый опытный мастер взялся бы за глыбу, которая уже долгое время бесцельно стояла во дворе Санта-Мария-дель-Фьоре, да еще и была испорчена скульпторами-предшественниками. 26-летний Микеланджело, сбежавший как раз из Рима без разрешения папы, был уверен в своей гениальности, и не колеблясь, приступил к работе. У стены Санта-Мария-дель-Фьоре скульптор отгородил место вокруг глыбы мрамора и в течение двух лет никому не показывал, что происходит за лесами.

На момент создания скульптуры Флоренция была могущественной республикой, которая независимо от папского Рима вела свои дела. Политическая самостоятельность подкреплялась финансовой стабильностью. Экспорт шелка, торговля, банковское дело — обороты капитала были колоссальные. Однако у республики не было постоянной армией, а расходы росли — Возрождение было фактически полностью смонтировано Флоренцией. К тому же Риму не нравилось свободолюбивое поведение Флоренции, да и Франция так и норовила вмешаться в итальянские дела. Плюс внутри самой Флоренции не прекращались споры за власть. В итоге через 30 лет после создания столько мощного символа независимости Флоренции — статуи Давида — от самой независимости ничего не осталось. В начале 1530-х имперские войска вошли в город, подавив сопротивлявшихся. Флоренцию ждали репрессии, расправы и казни. Демократическая конституция была отменена, вместо нее провозгласили наследственную монархию.

Судьба художника

Микеланджело, хотя и был из дворянского рода, но воспитывался в семье простых людей — отцу не хватало средств на содержание всех детей. В деревне ребенок еще раньше, чем грамоте, научился работе с глиной.

Позднее, уже во время обучения Микеланджело в мастерской, его заметил Лоренцо де Медичи и взял над ним шефство, что предполагало заказы и деньги. После смерти покровителя в 1492 году Микеланджело начал в основном работать с заказами церкви. Его силами в Риме появились произведения искусства, ошеломительные по уровню сложности и красоты.

Одно из таких — свод Сикстинской капеллы. Огромный по площади потолок был расписан сюжетными фресками за 4 года. У Микеланджело не было ни плана, ни эскизов, ни разметки — он все держал в голове. Во время работы в зал не мог зайти даже папа римский.

фото 3.jpg

О вздорном характере Микеланджело ходили легенды. Особенно о его перфекционизме. Он мог бросить работу, сделанную на половину, если замечал, что что-то не в полной мере соответствует замыслу. А многие свои рисунки и наброски он и вовсе сжег незадолго до смерти. Во-первых, он не хотел, чтобы кто-либо видел, в каких муках рождается искусство. А во-вторых, он понимал, что на тот момент не было технических средств для их воплощения.

Общество женщин Микеланджело не жаловал. Только на седьмом десятке он встретил свою первую любовь и музу. Ей самой было тогда уже больше сорока, она была вдовой и находила утешение в поэзии. Видимо, ради нее Микеланджело тоже начал писать стихи:

И даже Феб объять не в силах разом
Своим лучом холодный шар земной.
А нам подавно страшен час ночной,
Как таинство, пред коим меркнет разум.
Бежит от света ночь, как от проказы,
И защищается кромешной тьмой.
Хруст ветки иль курка щелчок сухой
Не по нутру ей — так боится сглаза.
Глупцы пред нею падать ниц вольны.
Завистлива, как вдовая царица,
Она и светляков сгубить не прочь.
Хотя предубеждения сильны,
От солнечного света тень родится
И на закате переходит в ночь.

Скончался Микеланджело тихо и спокойно в 88 лет, отдав, согласно собственному завещанию, душу — богу, тело — земле, имущество — родным. Последние были особенно удивлены, получив десятки миллионов долларов в современном эквиваленте. Дело в том, что при жизни Микеланджело не переставая жаловался на убытки и всячески прибеднялся.

Статуя Давида работы выдающегося мастера эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти (Michelangelo di Buonarroti, 1475-1564 гг.) находится в Галерее Академии изящных искусств (Galleria dell’Accademia) во Флоренции.

Описание

Скульптура, изготовленная из монолитной глыбы ценного каррарского мрамора, имеет высоту 5,17 метров и вес более 6 тонн. “Давид” признан эталоном мужской красоты эпохи Возрождения и одним из самых значимых шедевров мирового искусства.

Статуя Давида Микеланджело оригинал

Образ библейского царя вдохновлял мастеров и ранее, но все предшественники Микеланджело (Донателло, Андреа дель Верроккьо) изображали его победителем, к ногам которого пала голова Голиафа. Художественное новшество Буонарроти состояло в том, что он впервые запечатлел героя в момент подготовки к решающей битве. Статуя изображает обнаженного юношу мощного телосложения, готового к бою с опасным врагом. Его гордая голова с копной волос, нахмуренные брови и твердо сжатые губы говорят о несгибаемой воле.

Рассматривать шедевр Микеланджело советуем в сопровождении профессионального гида Натальи Колесниковой на индивидуальной экскурсии в усыпальницы Медичи и галерею Академии. Мы считаем Наталью лучшим гидом Флоренции и искренне рекомендуем её всем читателям.

Давид Микеланджело скульптура с разных сторон

Линии тела анатомически совершенны, расслабленная поза свидетельствует об уверенности и силе, праща, перекинутая через левое плечо, сулит противнику смертоносный выпад.
Скульптурное изображение иудейского царя было заказано Микеланджело в 1501 г. гильдией торговцев шерстью. Именно это объединение отвечало за украшение собора Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore). Флоренция по праву гордилась храмом, достойное его оформление было делом чести для цеховых старшин. Статуя должна была стать частью скульптурного ансамбля, состоящего из двенадцати персонажей Ветхого Завета. Осуществиться этому не было суждено.

Голова Давида Микеланджело

В период работы над “Давидом” круто изменилась не только творческая биография тосканского скульптора, но и политическая жизнь республики. Первоначально заказ имел лишь религиозный характер. Но во время создания скульптуры Флоренция изгнала тиранов Медичи и “Давид” Микеланджело стал символом республиканской свободы и защиты отечества от власти тиранов.

История создания

История Флорентийской республики тесно переплелась с созданием мирового шедевра. Картина средневекового мира имела мало оттенков свободомыслия, итальянские города-государства были уникальным явлением того времени. Никогда Флоренция не подчинялась папским буллам и герцогским указам, лишь человеческий гений был ее непреложным законом.

Работа длилась два года и четыре месяца. Мастеру в то время было 26 лет, однако он успел прославиться как великий скульптор, затмивший самого Леонардо. Микеланджело держал самый сложный экзамен в своей жизни, для любого деятеля искусств того времени было важно, признает ли Флоренция его мастерство.

История рождения шедевра необычна. Интересное описание работы Буонарроти над статуей дает его современник Джорджо Вазари (Giorgio Vasari). Согласно его записям, мастер получил мраморную глыбу уже подпорченной насечками и сколами. Форму будущего изваяния пришлось выбирать так, чтобы эти дефекты не были заметны.

Помощников не было, Микеланджело трудился один, передвигаясь вокруг гигантской глыбы по строительным лесам. Работа проходила в полной тайне, место, где создавалась статуя, было ограждено деревянным забором. Когда она была уже почти завершена, мастер потратил четыре месяца на окончательную отделку и полировку.


В январе 1504 скульптуру увидели и оценили ведущие флорентийские мастера. Авторитетная группа с Леонардо да Винчи во главе сочла ее достойной украсить сердце города – площадь Синьории (Piazza della Signoria). По настоянию Леонардо и с согласия Микеланджело “Давида” установили у входа в Лоджию Ланци (Loggia dei Lanzi), где проходили заседания городского Совета. Там он простоял более трехсот лет и лишь в 1873 г., во избежание негативного воздействия осадков и выветривания, был перенесен в главный зал Галереи Академии искусств.

Читайте также: