Астрономия древнего востока кратко

Обновлено: 04.07.2024

Введение………………………………………………………………………….2
1. Возникновение и основные этапы развития астрономии. Ее значение для человека…………………………………………………………………………. 3
2. Астрономия в Древнем Вавилоне………………………………………….…5
3. Астрономия в Древнем Египте………………………………………………..7
4. Астрономия в Древней Греции………………………………………………..8
5. Астрономия в Древней Индии……………………………………………….11
6. Астрономия в Древнем Китае……………………………………………..…14
Заключение……………………………………………………………………….18
Список используемой литературы……………………………………………. 20

Содержимое работы - 1 файл

Реферат история науки и техники.doc

Список используемой литературы……………………………………………. 20

Звездное небо, Луна, Солнце во все времена занимало воображение людей. Это всё интересовало древних людей не меньше, чем небесные тела интересуют нас сегодня. Отличие в том, что мы довольно много знаем о Солнце, Луне и звездах, а древние люди не знали ничего. Конечно, знаний наших пока недостаточно, чтобы в полной мере постичь тайны устройства Вселенной. Но можно представить, какой мистический трепет внушали небесные явления на заре цивилизации. Метеорный поток воспринимался людьми как предвестник катастроф и несчастий, солнечное затмение — как конец света. Недаром небесные тела окружены множеством мифов, а само Солнце в верованиях древних отождествлялось с образом главного божества (например, у египтян — Ра).,

Начало серьезного изучения звездного неба и возникновение астрономии как науки относится к концу шестого — началу пятого тысячелетия до нашей эры. Известно, что древние шумеры дали названия множеству известных нам созвездий и впервые определили круг знаков Зодиака.

Целью данной работы является изучение Древних цивилизаций, таких как

Древний Вавилон, Египет, Греция, Индия и Китай.

В ходе исследования была использована научная и историческая литература.

Астрономия является одной из древнейших наук. Первые записи астрономических наблюдений, подлинность которых несомненна, относятся к VIII в. до н.э. Однако известно, что еще за 3 тысячи лет до н.э. египетские жрецы подметили, что разливы Нила, регулировавшие экономическую жизнь страны, наступают вскоре после того, как перед восходом Солнца на востоке появляется самая яркая из звезд, Сириус, скрывавшаяся до этого около двух месяцев в лучах Солнца. Из этих наблюдений египетские жрецы довольно точно определили продолжительность тропического года.

В Древнем Китае за 2 тысячи лет до н.э. видимые движения Солнца и Луны были настолько хорошо изучены, что китайские астрономы могли предсказывать солнечные и лунные затмения.

Астрономия возникла из практических потребностей человека. Кочевым племенам первобытного общества нужно было ориентироваться при своих странствиях, и они научились это делать по Солнцу, Луне и звездам. Первобытный земледелец должен был при полевых работах учитывать наступление различных сезонов года, и он заметил, что смена времен года связана с полуденной высотой Солнца, с появлением на ночном небе определенных звезд. Дальнейшее развитие человеческого общества вызвало потребность в измерении времени и в летоисчислении (составлении календарей).

Все это могли дать и давали наблюдения над движением небесных светил, которые велись в начале без всяких инструментов, были не очень точными, но вполне удовлетворяли практические нужды того времени. Из таких наблюдений и возникла наука о небесных телах – астрономия.

С развитием человеческого общества перед астрономией выдвигались все новые и новые задачи, для решения которых нужны были более совершенные способы наблюдений и более точные методы расчетов. Постепенно стали создаваться простейшие астрономические инструменты и разрабатываться математические методы обработки наблюдений.

В Древней Греции астрономия была уже одной из наиболее развитых наук. Для объяснения видимых движений планет греческие астрономы, крупнейший из них Гиппарх (II в. до н.э.), создали геометрическую теорию эпициклов, которая легла в основу геоцентрической системы мира Птолемея (II в. до н.э.). Будучи принципиально неверной, система Птолемея, тем не менее, позволяла вычислять приближенные положения планет на небе и потому удовлетворяла, до известной степени, практическим запросам человека в течение нескольких веков.

Системой мира Птолемея завершается этап развития древнегреческой астрономии.

В средние века наибольшего развития астрономия достигла в странах Средней Азии и Кавказа, в трудах выдающихся астрономов того времени – Аль-Баттани (850–929 гг.), Бируни (973–1048 гг.), Улугбека (1394–1449) и др.

Правитель Самарканда Улугбек, будучи просвещенным государственным деятелем и крупным астрономом, привлекая в Самарканд ученых, выстроил для них грандиозную обсерваторию. Таких крупных обсерваторий не было нигде ни до Улугбека, ни долгое время после него. Самым замечательным из трудов самаркандских астрономов были "Звездные таблицы" – каталог, содержащий точные положения на небе 1018 звезд. Он долго оставался самым полным и самым точным: европейские астрономы переиздавали его еще спустя два века. Не меньшей точностью отличались и таблицы движений планет.

Начало серьезного изучения звездного неба и возникновение астрономии как науки относится к концу шестого — началу пятого тысячелетия до нашей эры. Известно, что древние шумеры дали названия множеству известных нам созвездий и впервые определили круг знаков Зодиака. Шумеры относятся к древнейшей культуре Древнего Вавилона и дают начало представлений о звёздном небе.

Вавилонская культура – одна из древнейших культур на земном шаре – восходит своими корнями к IV тысячелетию до н. э. Древнейшими очагами этой культуры были города Шумера и Аккада, а также Элама, издавна связанного с Двуречьем. Вавилонская культура оказала большое влияние на развитие древних народов Передней Азии и античного мира. Одним из наиболее значительных достижений шумерийского народа было изобретение письменности, появившейся в середине IV тысячелетия до н.э. Именно письменность позволила установить связь не только между современниками, но даже между людьми различных поколений, а также передать потомству важнейшие достижения культуры.

Развитие хозяйственной жизни, главным образом земледелия, приводило к необходимости установления календарных систем, которые возникли уже в шумерийскую эпоху. Для создания календаря надо было иметь некоторые знания в области астрономии. Древнейшие обсерватории устраивались обычно на верхней площадке храмовых башен (зиккуратов), развалины которых были найдены в Уре, Уруке и Ниппуре. Вавилонские жрецы умели отличать звезды от планет, которым были даны особые названия. Сохранились перечни звезд, которые были распределены по отдельным созвездиям. Была установлена эклиптика (годичный путь Солнца по небесной сфере), которую разделили на 12 частей и соответственно на 12 зодиакальных созвездий, многие названия которых (Близнецы, Рак, Скорпион, Лев, Весы и т. д.) сохранились до наших дней. В различных документах регистрировали наблюдения над планетами, звездами, кометами, метеорами, солнечными и лунными затмениями.

О значительном развитии астрономии говорят данные, фиксирующие моменты восхода, захода и кульминации различных звезд, а также умение вычислять промежутки времени, их разделяющие.

В VIII–VI вв. вавилонские жрецы и астрономы накопили большое количество знаний, имели представление о процессии (предварения равноденствий) и даже предсказывали затмения.

Некоторые наблюдения и знания в области астрономии позволили построить особый календарь, отчасти основанный на лунных фазах. Основными календарными единицами счета времени были сутки, лунный месяц и год. Сутки делились на три стража ночи и три стража дня. Одновременно с этим сутки делились на 12 часов, а час – на 30 минут, что соответствует шестеричной системе счисления, лежавшей в основе вавилонской математики, астрономии и календаря. Очевидно, и в календаре отразилось стремление разделить сутки, год и круг на 12 больших и 360 малых частей.

Начало каждого лунного месяца и его продолжительность определялись каждый раз специальными астрономическими наблюдениями, так как начало каждого месяца должно было совпадать с новолунием. Различие между календарным и тропическим годом исправлялось при помощи вставочного месяца, что устанавливалось распоряжением государственной власти.

Постоянные наблюдения над небесными светилами дали возможность установить своеобразную карту звездного неба. Такие звездные карты сохранились на потолках храмов и гробниц. В гробнице архитектора и вельможи времени XVIII династии Сенмута изображена интересная астрономическая карта. В центральной ее части можно различить созвездия Большой и Малой Медведицы и известной египтянам Полярной Звезды. В южной части неба изображены Орион и Сириус (Сотис) в виде символических фигур, как обычно изображали созвездия и звезды египетские художники.

Замечательные звездные карты и таблицы расположения звезд сохранились и на потолках царских гробниц XIX и XX династий. При помощи таких таблиц расположения звезд, пользуясь пассажным, визирным инструментом, два египетских наблюдателя, сидящие в направлении меридиана, определяли время ночью. Днем для определения времени пользовались солнечными и водяными часами (позднейшая клепсидра). Древними картами расположения звезд пользовались и позднее, в греко-римскую эпоху; такие карты сохранились в храмах этого времени в Эдфу и Дендера.

К периоду Нового царства относится изложение догадки о том, что соответствующие созвездия находятся на небе и днем; они невидимы только потому, что тогда на небе находится Солнце.

Астрономические знания, накопленные в Египте и Вавилоне заимствовали древние греки. В VI в. до н. э. греческий философ Гераклит высказал мысль, что Вселенная всегда была, есть и будет, что в ней нет ничего неизменного – все движется, изменяется, развивается. В конце VI в. до н. э. Пифагор впервые высказал предположение, что Земля имеет форму шара. Позднее, в IV в. до н. э. Аристотель при помощи остроумных соображений доказал шарообразность Земли. Он утверждал, что лунные затмения происходят, когда Луна попадает в тень, отбрасываемую Землей. На диске Луны мы видим край земной тени всегда круглым. И сама Луна имеет выпуклую, скорее всего, шарообразную форму.

В то же время Аристотель считал Землю центром Вселенной, вокруг которой обращаются все небесные тела. Вселенная, по мнению Аристотеля, имеет конечные размеры – ее как бы замыкает сфера звезд. Своим авторитетом, который и в древности, и в средние века считался непререкаемым, Аристотель закрепил на много веков ложное мнение, что Земля – неподвижный центр Вселенной. И все-таки, не все ученые поддерживали точку зрения Аристотеля по этому вопросу.

Живший в III в. до н. э. Аристарх Самосский полагал, что Земля обращается вокруг Солнца. Расстояние от Земли до Солнца он определил в 600 диаметров Земли (в 20 раз меньше действительного). Однако это расстояние Аристарх считал ничтожным по сравнению с расстоянием от Земли до звезд.


Древние люди уже знали определенные закономерности, связанные с движением тел на небосводе; фазы Луны, периодичность смены дня и ночи и времен года и так далее. Сам факт того, что эти циклы имели некоторую устойчивость и закономерность, подтолкнули к созданию календаря и единиц времени. Также древние заметили, что несмотря на то, что небесные тела сохраняют визуальную неподвижность, на самом деле они движутся по небосводу, что впоследствии привело к выводу о периодичности смены времен года. Позже движения небесных тел стали связывать с событиями, происходящими в мире: войнами, неурожаями, болезнями и так далее, что привело к подъему астрономии и появлению такой науки, как астрология.

Одним из важнейших изобретений древности является гномон. Он представлял собой шест, устанавливаемый перпендикулярно. По длине отбрасываемой тени определялось примерное время солнечного дня.

Шумеро-вавилонская астрономия

Одними из первых, кто создал полноценные астрономические таблицы, являлись жрецы древнего Шумера и Вавилона. Примерно во II тысячелетии до н.э. они создали первый лунный календарь, который постепенно усовершенствовался в течение следующего тысячелетия. Также жрецы сумели высчитать длительность солнечного года, разделив его на 12 месяцев и 365 дней. Благодаря работе с таблицами наблюдений за небесными телами, им удалось добиться значительных результатов в прогнозах затмений, а также открыть множество астрономических законов.

По мнению многих ученых, именно в Вавилоне появилась традиционная для нас семидневная неделя. Каждый день недели был посвящен определенной планете.

Астрономия Древнего Египта

Собственных астрономических открытий древнеегипетские жрецы создали не так и много – в основном они использовали наработки вавилонских и шумерских жрецов и продвигали идею геоцентризма. Тем не менее, им было известно около 45 созвездий, а также именно они первые определили, что Меркурий и Венера вращаются вокруг Солнца.

Астрономия Древнего Китая

Среди стран Древнего мира Китай на то время имел самую развитую астрономическую школу. Уже примерно в конце III – начале II тысячелетия до н.э. при дворе императоров имелось несколько должностей придворных астрономов. Древнекитайские астрономы с высокой точностью определили длительность календарного года в 365.25 суток, в XII веке до н.э. были построены первые обсерватории.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Имеются документальные свидетельства и описания необычных астрономических явлений:

  • 1328 год до н.э. Описывается солнечное затмение;
  • 1137 год до н.э. Запись о лунном затмении;
  • 687 год до н.э. Ученые описали метеоритный дождь.
  • 631 год до н.э. Встречается упоминание кометы.
  • 301 г до н.э. Фиксация и первое упоминание о наличие пятен на Солнце.

К другим, не менее значимым открытиям древнекитайских астрономов относятся правильное толкование первопричины лунных и солнечных затмений, определение периодичности вращения Юпитера (11.86 земного года), выявление неритмичности в движении Луны и так далее.

Астрономия Древней Греции

Достаточно длительный период древние греки обладали крайне скудными познаниями в астрономии, в отличие от древних шумеров, египтян и вавилонян. К примеру, утренняя и вечерняя Венера считалась двумя разными небесными телами.

Знаменитый математик Пифагор и его последователи продвигали идею пироцентрической системы устройства Вселенной, согласно которой центром мироздания являлся Центральный Огонь (Гестия), а все небесные тела вращались вокруг него. Впоследствии сторонники Пифагора разделились на два течения: одни придерживались гелиоцентрической системы, а другие считали, что Земля имеет шарообразную форму и это объясняет смену суточных циклов.

Одним из сторонников теории, что Земля имеет форму шара, являлся знаменитый философ Платон. Позднее математик Эратосфен, развивший идеи Платона, высчитал, что окружность Земли составляет 250 000 стадиев. Это примерно 40 008 км, что на 70 км меньше реальной величины - невероятно точный результат для того времени.

Родосский астроном Гиппарх (190-120 гг до нэ) составил первый в Европе каталог небесных тел с достаточно точными координатами для более чем тысяч созвездий.

Астроном из Александрии Птолемей (170-100 гг до нэ) разработал сложную гелиоцентрическую модель мира. Несмотря на то, что она оказалась неверной, в ней достаточно точно определялось положение планет, впервые описывались их неравномерные движения и многое другое.

Астрономия инков

Развитие астрономии в империи Инков во многом превосходило европейскую, так как для инков астрономия играла важнейшую роль в мифологии и космологической составляющей мировоззрения. Для любого небесного тела и космического объекта инки отводили сакральное место-вака. Они знали о различиях планет и звезд, из планет им были известны не только Венера и Юпитер, но также Сатурн.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Астрономия майя

Астрономия у майя являлась одной из наиболее развитых в Древнем мире и даже Средневековье. Жрецы майя оставили после себя множеством архитектурных памятников и артефактов, свидетельствующих о высоком уровне развития астрономии. Они знали и наблюдали все планеты до Юпитера, имели хорошо оснащенные обсерватории в храмовых комплексах, достаточно точно предсказывали затмения и имели очень точный календарь.

Древнееврейская астрономия и космология

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

Внимание к движению небесных светил имело и вполне практическое основание, помимо религиозно-метафизического интереса к познанию тайны строения мира и человеческой жизни. Какой-то отсчёт времени, какая-то ориентация во времени, в связи с планированием повседневной деятельности, были необходимы и самым примитивным народам, а любая такая ориентация возможна лишь по периодическим, регулярно и равномерно повторяющимся процессам (поскольку время само по себе ненаблюдаемо).

Астрономия как наука невозможна без искусства счёта, нумерации, измерения углов и измерения времени. Поскольку в математике вавилоняне превзошли египтян, есть основания предположить и превосходство древневавилонской астрономии.

Ясно, что для измерения времени подобным образом нужна была мера веса, которую вавилоняне установили, определив её через меру длины: одна мина – вес воды в кубе, сторона которого равна одной десятой двойного вавилонского локтя (992,3 мм) – 984 г. 60 мин составляли 1 талант. Для взвешивания использовались рычажные весы и разновесы, в том числе в несколько граммов. Изображение весов имеется в самых древних текстах – это древнейший научный инструмент, ставший, кстати, первым предметом теоретической механики (статики) в Древней Греции (в основе весов – рычаг). Вавилонские весы и гири дошли до нашего времени. Они показывают, что к этим измерениям относились весьма серьёзно и довели процесс взвешивания до высокого искусства, поскольку дело это было государственно важным.

К халдейскому периоду относятся первые датированные наблюдения затмений, первые астрономические учебники и известия о первых придворных астрологах. Астрологические предсказания первоначально не касались судеб отдельных людей (если не говорить о царях). Они скорее касались судьбы народов – будет ли неурожай, голод, мор, будет ли удачен военный поход и т.п. Составление первых гороскопов, связанных с датой рождения, относят лишь к четвёртому веку до н.э., когда научились составлять таблицы движений Луны и планет, и когда греческая философия уже была в полном расцвете.

Древняя астрономия положила начало развития всей науки о космосе. Вспомнить, что подарила нам астрономия древней Греции. Это множество открытий, великие умы, образование самого направления изучения вселенной.

Можно сказать, что древнегреческая астрономия это начальная астрономия. Другими словами, азы науки. Хотя и древние, и не всегда верные. Но важные и необходимые для становления современного представления о Вселенной.

Астрономия

Астрономия

Египет

В древнем Египте астрономия тесно переплеталась с астрологией.
Египетская древняя астрономия связывалась с аграрным хозяйством и сельскохозяйственной деятельностью.

Помимо того, зарождение наблюдательной астрономии в деревне Египте связано с изучением влияния неба на погоду и здоровье людей.

Египет

Египет

Индия

Научные знания древних индийцев в математике, астрономии и медицине во многом связаны с религиозными верованиями. Но к удивлению, их знания оказались более точными и верными.

Именно в древней Индии возникла идея о том, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Более того, здесь верили в геоцентрическую модель Вселенной. Математика была тоже более развитой, в отличие от например Греции.

Индия из Космоса

Индия из Космоса

Астрономия древнего Рима развивалась медленно. Так как в то время престижным считались такие занятия как например, литература. Теоретические науки были не в приоритете и увлечение ими было неблагодарным ремеслом.

Рим

Рим

Вавилон

В древнем Вавилоне астрономией занимались жрецы. Они установили календарный цикл, отличали планеты от звёзд. Их знания позволяли предсказывать многие процессы и явления. Кроме того, на основе наблюдений производили расчёт времени. Вероятно, что календарь и система вавилонских астрономов составили основу для современного исчисления времени.

Древний вавилон

Древний вавилон

Китай

Китайская астрономия — это вообще обособленная от других народностей наука.
В древнем Китае все знания добывались и собирались самостоятельно, что не помешало развитию астрономии. Возможно, даже наоборот. Ведь именно китайцы выдвинули теорию затмений. А в найденных документах описываются характеристики звёзд и созвездии. Эти данные появились у китайских учёных раньше, чем у европейских.

Солнечные часы древнего Китая

Солнечные часы древнего Китая

Древняя астрономия Майя

К слову сказать, майя это очень древний народ. Но несмотря на это астрономия занимала важное место у них. Наблюдение за небом проводили жрецы. Для этого строили специальные обсерватории. Их называли караколи.

Более того, жрецы были в авторитете у населения майя. Их могущество не поддавалось сомнению.
Древние майя открыли существование шести планет. Разумеется, в те времена необходимость изучения космоса была связана с сельскохозяйственными работами. Майя вели учёт времени, создав свой календарь. Именно по нему определяли, когда и что делать. Месяца назывались по этому принципу: сбор, олень, облачный и др.
Всего по их календарю в году было 365/366 дней. А например, месяц состоял только из 20, а неделя из 13 дней.

Хааб Майя

Хааб Майя

Древняя астрономия в России

Если точнее, то на Руси, астрономия в значительной мере была связана с византийскими представлениями о мире. Так верили, что мир имеет форму прямоугольника. Небесная сфера была его крышей, а вокруг простирался океан. В то время движение на небе создавали ангелы.
Как видно, религия также присутствовала в представлениях древней Руси.

Древняя астрономия

Древняя астрономия

Главной идеей было то, что центр мироздания это Земля.
Помимо этого, активно развивалась астрология. Существовало мнение, что небесные объекты влияют на жизнь и судьбу людей.

Позднее начала развиваться исследовательская деятельность космоса на Руси. Во время царствования Петра I астрономические взгляды активно развивались. В большей степени, на это повлияло учение Коперника, которое повсеместно распространилось. Кстати, именно Пётр I основал первую русскую Академию наук и обсерваторию.
Вероятно, именно тогда началось развитие более современных взглядов на вселенную.

Астрономия средневековья

На самом деле, она включала в себя знания древней Греции и Индии. Интересно, что средневековую астрономию также называли арабской. Это обусловлено тем, что большинство работ было написано на арабском языке.
Хотя к ней относятся представления не только арабов, но и народов Среднего и Ближнего Востока, Андалусии и Северной Африки. Как видно, средневековая астрономия охватила значительную часть территории.
Как было отмечено, астрономия была тесно связана с религией. Считалось, что изучение и описание вселенной прославляет Создателя.

Учёный средневековья

Учёный средневековья

Древняя астрономия была связана с религией, поэтому ей занимались жрецы и священники.
Очевидно, что в древние времена практически все народы вели расчёт времени. Вдобавок они создавали свои уникальные календари.

В конце концов, мы привыкли считать, что астрономия развивалась благодаря наблюдениям. Бесспорно, они играют большую роль в этом. Но не стоит забывать, что значительную часть знаний мы подчеркнули из сохранившихся и найденных документов. Древние народы передали нам богатое наследие.

Разумеется, современная наука имеет более аргументированные и доказанные теории. Но древние знания являются во многом точными. Факты, известные нам сейчас, во многом сложились благодаря изучению вселенной древними народами.
История развития астрономии это путь мировоззрения человечества на окружающий мир.

Введение

История астрономии отличается от истории других естественных наук, прежде всего своей особой древностью. В далеком прошлом, когда из практических навыков, накопленных в повседневной жизни и деятельности, еще не сформировалось никаких систематических знаний по физике и химии, астрономия уже была высокоразвитой наукой.

Эта древность и определяет то особое место, которое астрономия занимает в истории человеческой культуры. Другие области естествознания развились в науки только за последние столетия, и этот процесс протекал главным образом в стенах университетов и лабораторий, куда лишь изредка проникал шум бурь политической и общественной жизни. В противоположность этому астрономия уже в древности выступала как наука, как система теоретических знаний, которая значительно превосходила практические потребности людей и стала важным фактором в их идейной борьбе.

История астрономии совпадает с процессом развития человечества, начиная с самого возникновения цивилизации, и относится главным образом к тому времени, когда общество и личность, труд и обряд, наука и религия в основном еще составляли единое неразделимое целое.

На протяжении всех этих столетий учение о звездах было существенной частью философско-религиозного мировоззрения, являвшегося отражением общественной жизни.

Для всех астрономия была не ограниченной отраслью науки, а учением о мире, тесно связанным с их мыслями и чувствами, со всем их мировоззрением в целом. Работу этих ученых вдохновляли не сложившиеся по традиции задачи профессиональной гильдии, а глубочайшие проблемы человечества и всего мира.

История астрономии явилась развитием того представления, которое человечество составило себе о мире.

Астрономия в Древнем Египте.

Постоянные наблюдения над небесными светилами дали возможность установить своеобразную карту звездного неба. Такие звездные карты сохранились на потолках храмов и гробниц. В гробнице архитектора и вельможи времени XVIII династии Сенмута изображена интересная астрономическая карта. В центральной ее части можно различить созвездия Большой и Малой Медведицы и известной египтянам Полярной Звезды. В южной части неба изображены Орион и Сириус (Сотис) в виде символических фигур, как обычно изображали созвездия и звезды египетские художники.

Замечательные звездные карты и таблицы расположения звезд сохранились и на потолках царских гробниц XIX и XX династий. При помощи таких таблиц расположения звезд, пользуясь пассажным, визирным инструментом, два египетских наблюдателя, сидящие в направлении меридиана, определяли время ночью. Днем для определения времени пользовались солнечными и водяными часами (позднейшая клепсидра). Древними картами расположения звезд пользовались и позднее, в греко-римскую эпоху; такие карты сохранились в храмах этого времени в Эдфу и Дендера.

К периоду Нового царства относится изложение догадки о том, что соответствующие созвездия находятся на небе и днем; они невидимы только потому, что тогда на небе находится Солнце.

Астрономия в Древнем Китае.

Вместе с тем в Китае, да, очевидно, не только в Китае, а почти у всех народов на известной стадии развития, с незапамятных времен находился в употреблении календарь, связанный со счетом дней по фазам Луны. Древнекитайские астрономы установили, что период от новолуния до следующего новолуния (синодический месяц) равняется примерно двадцати девяти с половиной дням.

Астрономия в Древней Индии

Наиболее ранние сведения о естественнонаучных знаниях индийцев относятся к эпохе Индской цивилизации, датирующейся III тысячелетием до н.э. До нас дошли краткие записи, сделанные на печатях и амулетах и значительно реже на орудиях и оружии. Как правило, крупные города Индии располагались или на берегу океана, или вдоль побережья больших судоходных рек. Для ориентации при передвижении судов в океане требовалось изучать небесные тела и созвездия. Другим побудительным мотивом развития астрономии была потребность измерять интервалы времени.

Вследствие общности черт древнеиндийской цивилизации с древнейшими культурами Вавилона и Египта и наличия между ними контактов, хотя и не регулярных, можно полагать, что ряд астрономических явлений, известных в Вавилоне и Египте, был также известен в Индии.

Сведения по астрономии можно найти в имеющей религиозно-философское направление ведической литературе, относящейся ко II–I тысячелетию до н.э. Там содержатся, в частности, сведения о солнечных затмениях, интеркаляциях с помощью тринадцатого месяца, список накшатр – лунных стоянок; наконец, космогонические гимны, посвященные богине Земли, прославление Солнца, олицетворение времени как начальной мощи, также имеют определенное отношение к астрономии.

В ведической литературе встречается упоминание о месяце – одной из ранних естественных единиц времени, промежутке между последовательными полнолуниями или новолуниями. Месяц делился на две части, две естественные половины: светлая половина – шукла – от полнолуния до новолуния, и темная половина – кришна – от полнолуния до новолуния. Первоначально лунный синодический месяц определялся в 30 дней, затем он был более точно вычислен в 29,5 дней. Звездный месяц был больше 27, но меньше 28 дней, что нашло свое дальнейшее выражение в системе накшатр – 27 или 28 лунных стоянок.

Звезды уже давно использовались для ориентировки в пространстве и во времени. Тщательные наблюдения показали, что расположение звезд в один и тот же час ночи со временем года постепенно изменяется. Постепенно, то же самое расположение звезд наступает раньше; самые западные звезды исчезают в вечерних сумраках, а на рассвете, на восточном горизонте появляются новые звезды, восходя все раньше с каждым последующим месяцем. Это утреннее появление и вечернее исчезновение, определяемое годичным движением Солнца по эклиптике, повторяется каждый год в одну и ту же дату. Поэтому было очень удобно использовать звездные явления для фиксирования дат солнечного года.

В ведической литературе приводится следующее деление дня: 1 сутки состоят из 30 мухурта, мухурта в свою очередь делится на кшипру, этархи, идани; каждая единица меньше предыдущей в 15 раз.

Таким образом, 1 мухурта = 48 минутам, 1 кшипра = 3,2 минуты; 1 этархи = 12,8 секунды, 1 идани = 0,85 секунды.

Продолжительность года чаще всего составляла 360 дней, которые делили на 12 месяцев. Поскольку это на несколько дней меньше истинного года, к одному или нескольким месяцам прибавляли 5-6 дней или через несколько лет добавляли тринадцатый.

Астрономия в Древнем Вавилоне

Вавилонская культура – одна из древнейших культур на земном шаре – восходит своими корнями к IV тысячелетию до н. э. Древнейшими очагами этой культуры были города Шумера и Аккада, а также Элама, издавна связанного с Двуречьем. Вавилонская культура оказала большое влияние на развитие древних народов Передней Азии и античного мира. Одним из наиболее значительных достижений шумерийского народа было изобретение письменности, появившейся в середине IV тысячелетия до н.э. Именно письменность позволила установить связь не только между современниками, но даже между людьми различных поколений, а также передать потомству важнейшие достижения культуры.

Развитие хозяйственной жизни, главным образом земледелия, приводило к необходимости установления календарных систем, которые возникли уже в шумерийскую эпоху. Для создания календаря надо было иметь некоторые знания в области астрономии. Древнейшие обсерватории устраивались обычно на верхней площадке храмовых башен (зиккуратов), развалины которых были найдены в Уре, Уруке и Ниппуре. Вавилонские жрецы умели отличать звезды от планет, которым были даны особые названия. Сохранились перечни звезд, которые были распределены по отдельным созвездиям. Была установлена эклиптика (годичный путь Солнца по небесной сфере), которую разделили на 12 частей и соответственно на 12 зодиакальных созвездий, многие названия которых (Близнецы, Рак, Скорпион, Лев, Весы и т. д.) сохранились до наших дней. В различных документах регистрировали наблюдения над планетами, звездами, кометами, метеорами, солнечными и лунными затмениями.

О значительном развитии астрономии говорят данные, фиксирующие моменты восхода, захода и кульминации различных звезд, а также умение вычислять промежутки времени, их разделяющие.

В VIII–VI вв. вавилонские жрецы и астрономы накопили большое количество знаний, имели представление о процессии (предварения равноденствий) и даже предсказывали затмения.

Некоторые наблюдения и знания в области астрономии позволили построить особый календарь, отчасти основанный на лунных фазах. Основными календарными единицами счета времени были сутки, лунный месяц и год. Сутки делились на три стража ночи и три стража дня. Одновременно с этим сутки делились на 12 часов, а час – на 30 минут, что соответствует шестеричной системе счисления, лежавшей в основе вавилонской математики, астрономии и календаря. Очевидно, и в календаре отразилось стремление разделить сутки, год и круг на 12 больших и 360 малых частей.

Начало каждого лунного месяца и его продолжительность определялись каждый раз специальными астрономическими наблюдениями, так как начало каждого месяца должно было совпадать с новолунием. Различие между календарным и тропическим годом исправлялось при помощи вставочного месяца, что устанавливалось распоряжением государственной власти.

Астрономия в Древней Греции

Астрономические знания, накопленные в Египте и Вавилоне заимствовали древние греки. В VI в. до н. э. греческий философ Гераклит высказал мысль, что Вселенная всегда была, есть и будет, что в ней нет ничего неизменного – все движется, изменяется, развивается. В конце VI в. до н. э. Пифагор впервые высказал предположение, что Земля имеет форму шара. Позднее, в IV в. до н. э. Аристотель при помощи остроумных соображений доказал шарообразность Земли. Он утверждал, что лунные затмения происходят, когда Луна попадает в тень, отбрасываемую Землей. На диске Луны мы видим край земной тени всегда круглым. И сама Луна имеет выпуклую, скорее всего, шарообразную форму.

В то же время Аристотель считал Землю центром Вселенной, вокруг которой обращаются все небесные тела. Вселенная, по мнению Аристотеля, имеет конечные размеры – ее как бы замыкает сфера звезд. Своим авторитетом, который и в древности, и в средние века считался непререкаемым, Аристотель закрепил на много веков ложное мнение, что Земля – неподвижный центр Вселенной. И все-таки, не все ученые поддерживали точку зрения Аристотеля по этому вопросу.

Живший в III в. до н. э. Аристарх Самосский полагал, что Земля обращается вокруг Солнца. Расстояние от Земли до Солнца он определил в 600 диаметров Земли (в 20 раз меньше действительного). Однако это расстояние Аристарх считал ничтожным по сравнению с расстоянием от Земли до звезд.

Эти гениальные мысли Аристарха, через много веков подтвержденные открытием Коперника, не были поняты современниками. Аристарха обвинили в безбожии и осудили на изгнание, а его правильные догадки были забыты.

В конце IV в. до н. э. после походов и завоеваний Александра Македонского греческая культура проникла во все страны Ближнего Востока. Возникший в Египте город Александрия стал крупнейшим культурным центром.

В Александрийской академии, объединившей ученых того времени, в течение нескольких веков велись астрономические наблюдения уже при помощи угломерных инструментов. В III в. до н. э. александрийский ученый Эратосфен впервые определил размеры земного шара. Это ему удалось сделать при помощи прибора, называемого скафисом. Скафис представляет собой чашу в форме полушария. В центре ее отвесно укреплялась игла. Тень от иглы падала на внутреннюю поверхность скафиса. Для измерения отклонения Солнца от зенита (в градусах) на внутренней поверхности скафиса проводились окружности, помеченные числами. Если, например, тень доходила до окружности, помеченной числом 40, Солнце стояло на 40° ниже зенита. Построив чертеж, Эратосфен правильно заключил, что Александрия отстоит от Сиены на 1/50 окружности Земли. Чтобы узнать окружность Земли, оставалось измерить расстояние от Александрии до Сиены и умножить его на 50. Это расстояние было определено по числу дней, которые тратили караваны верблюдов на переход между городами.

Размеры земли, определенные Эратосфеном (средний радиус Земли у него получился равным 6290 км – в переводе на современные единицы измерения) близки к тем, которые определены точными приборами в наше время.

Во II в. до н. э. великий александрийский астроном Гиппарх, используя уже накопленные наблюдения, составил каталог более, чем 1000 звезд с довольно точным определением их положения на небе. Гиппарх разделил звезды на группы и к каждой из них отнес звезды примерно одинакового блеска. Звезды с наибольшим блеском он назвал звездами первой величины, звезды с несколько меньшим блеском – звездами второй величины и т.д. Гиппарх правильно определил размеры Луны и ее расстояние от Земли. Он вывел продолжительность года с очень малой ошибкой – только на 6 минут. Позднее, в I в. до н. э., александрийские астрономы участвовали в реформе календаря, предпринятой Юлием Цезарем. Этой реформой был введен календарь, действовавший в Западной Европе до XVI – XVII вв., а в нашей стране – до 1917 года.

Во II в. до н. э. александрийский астроном Птолемей выдвинул свою систему мира, позднее названной геоцентрической: неподвижная Земля в ней была расположена в центре Вселенной. Вокруг Земли, по Птолемею, движутся (в порядке удаленности от Земли) Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, звезды. Но если движение Луны, Солнца, звезд правильное, круговое, то движение планет гораздо сложнее. Каждая из планет, по мнению Птолемея, движется не вокруг Земли, а вокруг некоторой точки. Точка эта, в свою очередь, движется по кругу, в центре которого находится Земля. Круг, описываемый планетой вокруг точки, Птолемей назвал эпициклом, а круг, по которому движется точка относительно Земли – деферентом.

Система мира Аристотеля-Птолемея казалась правдоподобной. Она давала возможность заранее вычислять движение планет на будущее время – это было необходимо для ориентировки в пути во время путешествий и для календаря. Геоцентрическую систему признавали почти полторы тысячи лет!

Астрономия в Древнем Риме.

Знания астрономии древних римлян развивались в точности с эллинской наукой. После поглощения греческой цивилизации римской, происходит дальнейшее развитие всех наук, в том числе и астрономии, под патронатом римской империи.

Развитие феодализма и распространение религии христианства в Средние века привели к утрачиванию интереса к естественным наукам, развитие астрономии в странах Европы было приостановлено на несколько столетий. В связи с социальными и политическими потрясениями античного мира и раннего средневековья учения астрономии не находят своего слушателя в странах Средиземноморья.

Заключение

Астрономические явления вошли в быт древнего человека как часть окружающей его среды, тесно связанной со всей его деятельностью. Наука началась не с абстрактного стремления к истине и знанию; она возникла как часть жизни, вызванная зарождением социальных потребностей.

Кочевникам, рыбакам, торговцам-путешественникам необходимо было ориентироваться в пространстве. Для этой цели они использовали небесные тела: днем – Солнце, ночью – звезды. Таким образом, пробудился их интерес к звездам.

Вторым побудительным мотивом, приведшим к тщательному наблюдению небесных явлений, была потребность измерять интервалы времени. Старейшим практическим применением астрономии, помимо навигации, был счет времени, из которого позднее развилась наука. Периоды Солнца и Луны (т.е. год и месяц) являются естественными единицами счета времени.

Кочевые народы регулируют свой календарь целиком по синодическому периоду 29 1/2 дней, через который фазы Луны повторяются. Луна стала одним из наиболее важных объектов естественного окружения человека. Это послужило основой для установления культа Луны, поклонению ей как живому существу, которое своим возрастанием и убыванием регулировало время.

Лунный период является самой древней календарной единицей. Но даже при чисто лунном счете такой важный период природы, как год, проявляется уже в самом факте существования двенадцати месяцев и двенадцати последовательных названий месяцев, указывающих на их сезонный характер: месяц дождей, месяц молодых животных, месяц сева или жатвы. Постепенно развивается тенденция к более близкому согласованию лунного и солнечного счета.

Земледельческие народы, по характеру своей работы тесно связаны с солнечным годом. Сама природа как бы навязывает его народам, живущим в высоких широтах.

Большинство земледельческих народов используют в своих календарях, как месяц, так и год. Здесь, однако, возникают затруднения, потому что даты полнолуния и новолуния смещаются в солнечном году относительно календарных дат, так что фазы Луны не могут указать определенной сезонной даты. Лучшее решение в этом случае дают звезды, движение которых уже было известно, поскольку их использовали для ориентировки в пространстве и во времени.

Необходимость разделять и регулировать время разными путями приводили различные первобытные народы к наблюдению небесных тел и, следовательно, к началу астрономического знания. Из этих истоков на заре цивилизации и возникла наука, прежде всего среди народов наиболее древней культуры – на Востоке.

Список использованной литературы:

1. Арманд Д. Л. Как впервые измерили окружность Земли. Детская энциклопедия. В 12 т. Т 1. Земля. – М.: Просвещение, 1966.

2. Бакулин П. И., Кононович Э. В., Мороз В. И. Курс общей астрономии. – М.: Наука, 1977.

Читайте также: