Кратко и долгосрочные конфликты

Обновлено: 04.07.2024

С Вашего позволения немного материала из рубрики психология в делопроизводстве.

* Непонимание
* Несовместимость личностей
* Разница в целях
* Недостаточно хорошо выполненная работа
* Разница в методах и подходах
* Проблемы, связанные с ответственностью
* Недостаточное сотрудничество
* Проблемы, связанные с властью
* Возмущение
* Конкуренция, вызванная ограниченными ресурсами
* Игнорирование правил и политики

АНАЛИЗ КОНКРЕТНОГО КОНФЛИКТА:

** каковы причины и претекст для конфликта;
** кто непосредственные участники и третьи, заинтересованные лица;
** кто инициатор конфликта, кто жертва, кто победитель;
** каковы интересы и цели участников;
** задать вопрос: можно ли было избежать конфликта? Если да - что нужно было сделать;
** обязательно ли участие тех третьих лиц, которые пока не участвуют в конфликте;
** что объединяет разделяет и что могло бы объединить конфликтующих;
** кто может выступить в роли посредника, судьи, авторитета;
** какими представляются пути урегулирования конфликта;
** какие могут быть быстрые последствия урегулирования и конфликта и какие могут быть в будущем.

Изучая природу конфликтов, стоит обратить внимание и следующее: НЕРЕАЛЬНЫЕ (ОЩИБОЧНЫЕ) ОЖИДАНИЯ ЧЕЛОВЕКА и ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.

НЕРЕАЛЬНЫЕ (ОЩИБОЧНЫЕ) ОЖИДАНИЯ ЧЕЛОВЕКА:

* Я всем могу нравиться.
* Во всех ситуациях моё поведение соответствует компетенции и адекватности.
* Если прочие не разделяют мои ценности, то они ниже меня.
* Что "всё потеряно", если со мной поступили неправильно или не посчитались с моим опытом.
* Я не могу контролировать или менять свои чувства.
* Если не всё предельно понятно, то нужно негодовать.
* Мои проблемы, имевшие место в прошлом должны и дальше как-то влиять на мои чувства и поведение.
* Проще избегать проблему, чем её решать, тратя на это время и силы.
* Жизнь должна быть лучше чем теперь.
* Ожидая, пока кто нибудь другой возьмётся за дело, в моей жизни будет царить здоровье и счастье.

** Право на уважительное отношение
** Право на "я неправ"
** Право ошибаться
** Право на успех
** Право на неудачу
** Право на взгляды и мнение
** Право быть выслушанным
** Право злиться
** Право быть снисходительным
** Право быть счастливым
** Право менять точку зрения
** Право что-то не знать / не понимать
** Право попросить
** Право непринимать ответственность за чужие проблемы
** Право сказать "нет"

Также, в конфликтах "выступают боком" и такие важные вещи как мотивация, мотивы и нужды человека - о них читать в литературе и/или интернете.

В итоге, обобщая выше сказанное, можно понять, что роль руководящего человека - очень велика, именно от руководящего состава зависит климат и результативность деятельности. Понятно и то, что неграмотный подход ко всем аспектам полезного сосуществования на площадке, с именем "фирма", как и в быту, может привести к короткосрочным или длительным конфликтам. Продолжительность конфликта на прямую связана со способностью шефов и личного состава принимать правильные решения по профилактике, урегулированию и превенции "корпоративного горя".

Длительные это когда вещи собрал и ушел, а кратковременные это когда по шее получила и успокоилась)))

длительный конфликт это когда 6 лет не общаешься или при встрече привет и пока и всё.
кратковременный-это когда час проходит и ты и друг уже мириться бежите .

Существуют разные варианты классификации конфликтов. Они разбивают все виды конфликтов на классы по какому-то определенному признаку: по составу участников конфликта, по длительности конфликта, по его причинам, по формам протекания конфликта и др.

Итак давайте подробнее остановимся на каждой классификации.

1. По длительности:

— кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов);
— длительные (от нескольких часов до нескольких суток);
— затяжные (бессрочные, пока не найдется конструктивное решение).

2. По проявлению:

— скрытые (видимых проявлений конфликта недостаточно для того, чтобы судить о его наличии и особенностях);
— частично скрытые (видимые проявления конфликта не позволяют адекватно судить о его причинах, глубине, действиях участников);
— открытые (все проявления конфликта не скрываются участниками, а иногда даже принимают демонстративный характер).

3. По конфликтогенам:

— конфликты интересов,
— конфликты целей,
— конфликты ценностей,
— конфликты подходов и др.

4. По причине возникновения:

— естественные (возникшие без целенаправленного воздействия);
— преднамеренные (ставшие следствием целенаправленного воздействия).

5. По характеру причин:

— объективные (порождены объективными причинами, разрешаются чаще всего конструктивно);
— субъективные (порождены объективными, личностными причинами и, как правило, разрешаются деструктивно).

6. По организационной структуре:

— вертикальные (начальник-подчиненный);
— горизонтальные (без иерархических отношений);
— смешанные.

7. По уровню очевидности:

— скрытые;
— маскируемые;
— явные.

8. По ценностям:

9. Открытость:

— Открытый конфликт — разногласия относятся к производственной сфере и выражают различные пути, ведущие к одной цели. Открытый конфликт чаще всего разворачивается на деловой основе и относительно безобиден.
— Скрытый конфликт основан на человеческих взаимоотношениях и является наиболее опасным, так как может осложнить отношения в коллективе.

10. По сферам проявления:

— экономические конфликты;
— идеологические конфликты;
— социально-бытовые конфликты;
— семейно-бытовые конфликты.

11. По степени длительности и напряженности:

— бурные быстротекущие конфликты (возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих сторон);
— острые длительные конфликты (возникают при наличии глубоких противоречий);
— слабовыраженные и вялотекущие конфликты (связаны с не острыми противоречиями или пассивность одной из сторон);
— слабовыраженные и быстротекущие конфликты (связаны с поверхностными причинами, носят эпизодический характер).

12. По предмету:

— реалистичные (предметные) конфликты (имеют четкий предмет);
— нереалистичные (беспредметные) конфликты (не имеют предмета или имеют предмет, который является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта).

13. По сторонам конфликта:

— внутриличностные
— межличностные
— между индивидом и группой
— внутригрупповые
— межгрупповые

Внутриличностный конфликт – его носителем является отдельная личность. Содержание этого конфликта выражается в острых негативных переживаниях личности. Причины переживаний – противоречивые стремления, мотивы, интересы, ценности личности. Т.е. внутриличностный конфликт – это проблема между реальным и желаемым состояниями человека, между действительностью и возможностью.

Межличностный конфликт – это столкновение между людьми в процессе их взаимодействия. Например: противоречие между начальником и подчиненным по поводу размера зарплаты; противоборство между пассажирами в общественном транспорте и др. Причины конфликтов могут быть самые разные. Большое значение здесь имеют личностные качества людей, их психические, социально-психологические и нравственные характеристики.

Для возникновения межличностного конфликта необходимо одновременное наличие 3-х условий: противоречия в межличностном взаимодействии, противодействия оппонентов, переживания ими выраженных негативных эмоций по отношению друг к другу.

Конфликт между индивидом и группой – очень похож на межличностный. Но в то же время потенциальная возможность конфликта здесь высокая, т.к. группа организована определенным образом, имеет формального или неформального лидера, имеет структуру. Если конфликт конструктивный, то связь личности с группой укрепляется. Если конфликт деструктивный, то происходят дезидентификация личности и групповая дезинтеграция.

Внутригрупповой конфликт – это конфликт между микрогруппами в коллективе, или личностью и микрогруппой, или личностью и всем коллективом. Причины конфликта – противоположность целей сторон, сохранение или усиление своего социально-группового статуса, групповое доминирование, личная неприязнь друг друга, престиж, авторитет и др.

Межгрупповой конфликт – это столкновение интересов различных групп. Причины конфликта: экономические, политические, религиозные, классовые, этнические и др.

14. По результатам:

— Дисфункциональные конфликты — последствием таких конфликтов являются осложнения межличностных отношений и отсутствие результатов по проблемным вопросам.

— Функциональные конфликты помогают участникам трудового процесса лучше осознать цели организации, обратиться к своим неиспользованным резервам и сделать многое из того, что кажется невозможным в обычных условиях.

15. По социальным последствиям:

— конструктивные конфликты (в их основе лежат объективные противоречия, такие конфликты способствуют развитию организации);
— деструктивные конфликты (в их основе лежат субъективные причины, такие конфликты создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы).

С практической точки зрения классификация конфликтов важна, так как она позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценить возможные пути их разрешения.

Социальный конфликт — это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия.

Общество основано на разнообразном взаимодействии людей, именуемых в социологии субъектами. Каждый субъект в социуме выполняет определенную функцию. Это приводит к постоянным или случайным взаимоконтактам.

В результате взаимодействий нередко происходит пересечение интересов или взглядов. В отдельных случаях и при определенных условиях это приводит к социальному конфликту.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Данный термин в научный обиход ввел Георг Зиммель.

Причины возникновения

Противоречия возникают на основе разногласий противоборствующих сторон. Причиной тому чаще всего является общность интересов. Объектом пересечения интересов могут быть, как материальные ценности, так и выдвигаемые сторонами идеи.

Противоречия переходят в социальный конфликт после возникновения определенных инцидентов.

Существуют объективные и субъективные причины возникновения инцидентов.

Дезорганизация общества из-за социально-экономической или политической нестабильности является объективной причиной.

Такие разногласия имеют массовый характер.

К субъективным причинам относятся ситуации, когда не удается сгладить конфликт из-за непонимания сторон друг другом. Это связано чаще всего с социальной неоднородностью противоборствующих сторон, с разным уровнем их дохода или образования, а также с их принадлежностью к совершенно разным религиозным конфессиям.

Социальная неоднородность общества

Социальная неоднородность общества достаточно разнообразна. Представлена она неравенством разного плана одновременно.

Это в первую очередь разный уровень дохода, культуры, образования, что в комплексе приводит к разному уровню жизни.

Конфликты между определенными слоями населения назревают постепенно. Но если они возникают, то имеют масштабный размер, а также приобретают острую форму выражения. Это становится причиной революций или воин. Примером тому является народное восстание 1917 года в царской России. Подобные массовые беспорядки относятся к объективным причинам возникновения конфликта.

Различия в уровне доходов, власти, культуры, доступе к образованию

Нередко различия в уровне доходов, власти и культурно-нравственных элементов становятся причиной субъективных конфликтов.

Острота данного конфликта зависит от культуры и образования противоборствующих сторон.

Масштабный характер подобные конфликты не носят, но при отсутствии у оппонентов культуры общения конфликт может приобрести особо острую форму и стать затяжным. Подобный тип конфликтов возникает между людьми, часто пересекающимися друг с другом. Это могут быть родственники, коллеги по работе или соседи. Причины возникновения данных конфликтов разные. Объединяет их одно: пересечение интересов или противоположных взглядов.

Религиозные различия

Противоречия, основанные на религиозной почве, относятся преимущественно к объективным конфликтам.

Основой конфликта считается не общность интересов, как в предыдущих случаях, а желание преобладать.

Подобные разногласия могут иметь, как масштабный характер, так и могут быть представлены малочисленными стычками. К тому же они достаточно редко являются разногласием двух противоборствующих лиц. Это объясняется тем, что стремление преобладать не реализуется одним человеком. Нельзя допускать, чтобы подобного рода конфликты становились массовыми. В особо масштабных размерах они могут стать угрозой всему человечеству.

Классификация и виды конфликтов

Деление конфликтов на виды основано на классификации по следующим признакам:

  • по длительности;
  • по охвату участников;
  • по используемым средствам разрешения;
  • по форме и по сфере возникновения.

Каждая представленная разновидность может приобрести острую форму проявления. Это зависит от степени напряженности сторон во время конфликта. При нагнетании обстановки к острой форме проявления может привести и длительность конфликтной ситуации. Под нагнетанием обстановки подразумевается наличие подстрекателей или провокаций со стороны противоборствующих.

По длительности

Длительностью конфликта считается отрезок времени от начала его возникновения и до момента полного разрешения. В связи с этим разграничиваются долгосрочные, краткосрочные и разовые конфликты. Каждая представленная разновидность имеет свою структуру и стадии.

Начальной стадией любого конфликта считается момент дискомфорта. Он становится причиной появления инцидента. За ним появляются непонимание и напряжение, которые становятся причиной появления кризиса в отношениях.

Каждая представленная по длительности разновидность развивается только по восходящей линии. Процессы развития разногласий и их формирования можно полностью остановить только примирением сторон.

Долгосрочные

Исчерпать долгосрочные конфликты сложнее всего, если они дошли до стадии кризиса. Объясняется это причиной формирования разногласия и напрямую связано с окружающей обстановкой. Долгосрочный конфликт назревает постепенно.

Затяжной характер связан с отсутствием возможностей выговориться и быть услышанным.

Это могут быть отношения начальника и подчиненных или отношения родителей и детей. Здесь одна сторона выступает в качестве жертвы, а другая — в качестве тирана. Недосказанность всегда ведет к накоплению обид и негативных эмоций. Это становится причиной перехода конфликта из одной стадии в другую. Процесс развивается до наступления кризиса в отношениях.

К тому же формирование долгосрочного конфликта зависит и от темперамента противоборствующих сторон. Неумение слышать и неумение прощать ведет к затяжной форме проявления разногласия. Единственным вариантом разрешения считается возможность прекратить контакт.

Краткосрочные

Разногласие считается краткосрочным, если инцидент был исчерпан сразу же после его появления.

Это один из самых благоприятных способов разрешения спорных вопросов.

Для данной разновидности не присуща стадия напряжения. Стадия недопонимания развивается, если стороны не смогли услышать друг друга. Но в силу мягкого темперамента сторон конфликт не получает продолжения: при недопонимании субъекты полностью прекращают контакт. При этом обид друг на друга не остается. Особенностью этой разновидности является полное исключение появления стадии кризиса. Завершается конфликт примирением сторон или ограничением общения при наступлении стадии непонимания.

В случаях с ограничением общения из-за непонимания высока вероятность появления нового разногласия.

Разовые

Разовый конфликт отличается от краткосрочного тем, что повторное его проявление невозможно. Что касается структуры, то здесь она может быть разной: от разрешения инцидента до появления кризисной ситуации. Особенность в том, что заканчиваются разовые споры полным примирением сторон. В случаях с продолжением контактирования повторы конфликтов полностью исключены.

Стихийное пересечение интересов при необдуманности действий становится причиной разового конфликта.

Такого рода конфликты считаются субъективными. Процесс примирения субъектов зависит от их воспитанности и гибкости характера.

По охвату участников

Охват участников конфликта может быть разным. Это может быть:

  • внутриличностный конфликт с самим собой;
  • межличностный конфликт;
  • конфликт нескольких групп друг с другом.

Если количество участников группы достигает размеров целого локуса, то такое разногласие считается локальным конфликтом. Разнятся эти противоречия причинами возникновения и формой проявления.

Личные

Личностные конфликты могут быть представлены внутриличностной и межличностной разновидностью.

Внутриличностный конфликт — это борьба субъекта самим с собой, что представлено внутренней формой проявления.

Причиной возникновения, в отличие от других разновидностей, является не пересечение интересов, а самокритичность. Наивысшая степень данного конфликта приводит к депрессии.

Межличностные конфликты представлены противоборством двух субъектов. Форма проявления преимущественно внешняя, а причиной возникновения считается пересечение интересов.

Групповые

Групповые конфликты по своей структуре похожи на конфликты межличностные. Отличительной их чертой является особое формирование противоборствующих групп.

Здесь выделяются непосредственно:

  • противоборствующие стороны;
  • подстрекатели;
  • в отдельных случаях встречаются судьи.

Высшую стадию группового конфликта предугадать достаточно сложно, так как она зависит не столько от личностных качеств, сколько от ситуации в группе.

Данная разновидность конфликтов может быть представлена, как противоборством групп, так и разногласием одной личности с группой. От этого формирование и процесс протекания конфликта не зависит.

Локальные

По структуре и процессу протекания локальные конфликты напоминают групповые. В локальном конфликте, в отличие от группового, задействованы все представители локуса. Примеряющих стороны судей среди представителей локуса выделить нельзя.

Подобные конфликты имеют масштабный характер и представлены противостоянием одного государства другому.

Причиной конфликта может послужить общность интересов, желание преобладать или идейные разногласия. Формирование конфликта в отдельных случаях достигает наивысшей степени — кризиса. Возможность разрешения часто одна: вмешательство в качестве добровольца третьей стороны.

По средствам

Любое противоречие может иметь одно последствие из двух возможных:

  1. Конструктивные конфликты преимущественно носят идейный характер. Средством их выражения является диалог. В результате этого стороны приходят к общему консенсусу. Подобные конфликты не носят насильственный характер.
  2. Деструктивные конфликты основаны на общности интересов. Их отстаивание чаще всего является эмоциональным. Эмоциональность в время противоречия становится причиной деструктивности. В результате этого для отстаивания интересов нередко сторонами используются насильственные способы отстаивания интересов.

Насильственные

Насильственные конфликты основаны на разрушении. Они могут быть:

  1. Субъективными. Они имеют межличностный характер. Примером насильственных субъективных конфликтов являются отношения родителей-тиранов и их детей. Насильственная форма выражается в психологическом давлении и применении физической силы к несовершеннолетнему. В результате этого происходит разрушение личности.
  2. Объективными. Насильственные объективные конфликты носят социальный характер и могут быть представлены, как групповыми конфликтами, так и локальными. Групповые чаще всего ведут к разрушению. Но в то же время они могут стать конструктивными. Речь идет о случаях, когда из-за противоборства распадается одна организация, а на ее месте возникает другая.

Ненасильственные

Ненасильственные конфликты также могут иметь субъективный и объективный характер и строятся на отстаивании интересов мирным путем.

С точки зрения количества участников данные конфликты могут быть:

  1. Межличностными. Форма их выражения — конструктивный диалог.
  2. Групповыми. Они являются социальным конфликтом и представлены в форме забастовок, митингов.

Структура подобных конфликтов своеобразна, поскольку представлена она на начальной стадии выражением недовольства одной стороной. Вторая сторона, к которой предъявляются требования, находит пути решения проблемы и выходит на контакт со своими предложениями. Если сторонам не удается прийти к общему соглашению, то не исключается возможность перехода конфликта из ненасильственной формы в насильственную.

По форме

По форме выражения конфликты могут быть открытыми и закрытыми.

Во время открытых конфликтов требования или претензии противоборствующими сторонами друг другу озвучиваются напрямую. Не всегда получается выплеснуть наружу вызывающее дискомфорт чувство. Это становится причиной содержания и развития закрытого конфликта. В подобных случаях внутреннее разногласие может приобрести не только внутреннюю форму проявления, но и внешнюю.

Внутренние

Внутренние конфликты основаны на душевной дисгармонии субъекта.

Основная причина появления дисгармонии одна — субъект становится жертвой обстоятельств.

Это приводит к личностному конфликту. Причины появления могут быть разные. В одних случаях личностная борьба обусловлена противоречием с навязанными нормами воспитания, а в других — отсутствием возможности выразить недовольство, вызванное действием другого субъекта. Во втором случае в качестве примера можно привести взаимоотношения противоположных полов, начальников и подчиненных.

Внешние

Внешние конфликты характеризуются возможностью выразить протест. Эта разновидность является одной из самых разнообразных: могут быть как групповым, так и локальными. С точки зрения применяемых форм воздействия могут быть насильственными и ненасильственными. Формируется данная разновидность конфликта по нарастающей. В случаях, когда конфликт не дошел до стадии кризиса и при своевременном нахождении компромиссов, конфликт может стать конструктивным.

По сфере общественной жизни

Семейные, в отличие от общественных, редко имеют деструктивный характер. Особенность деструктивных общественных разногласий такова, что на основе разрушенного всегда появляются новые институты.

Причиной появления общественных конфликтов являются преимущественно идеи, которые могут быть экономическими, политическими и этническими.

Представленные разновидности могут возникать, как внутри одной страны, так и между различными странами.

Экономические

Экономика — одна из сфер общества, где противоречия обусловлены не идеей, а нестабильностью. Это приводит к дезорганизации общества.

Участниками данных противоборств являются различные социальные классы общества. Форма проявления может быть, как насильственной, так и ненасильственной. Это обусловлено длительностью назревания конфликта и предпринимаемыми способами его урегулирования. Что касается количества участников, то противоборство может быть представлено малочисленной группой или целым локусом.

Политические

Политические разногласия по своей структуре и форме проявления похожи на экономические. Разница состоит в том, что причиной их возникновения чаще всего является идея.

Сложность политических конфликтов заключается в том, что компромисс найти достаточно сложно. Преимуществом обладает та противоборствующая стороны, где большее количество участников. Данные споры часто являются деструктивными, поскольку при разрушении старых устоев не всегда удается построить новые, которые устраивали бы всех.

Этнические

За основу этнических разногласий берется идея. Но в отдельных случаях они возникают после оскорбления одной этнической группы чувств верующих другой.

Такие конфликты начинаются как стычки малочисленных групп. При отсутствии попыток урегулирования они перерастают в масштабные акции протеста. Это может перерасти в насильственный конфликт с различного рода погромами. Возникают разногласия на этнической почве в многонациональных государствах. Но при особых акциях протеста могут выйти далеко за его пределы.

Основаны они на идее, изначально имеют закрытую форму проявления. Это обусловлено стремлением пополнить ряды единомышленниками. Как только цель будет достигнута, начинаются масштабные акции насильственного характера. Зачинщиками преследуется одна цель — преобладать.

Предмет конфликта

Предмет конфликта основан на потребностях сторон.

Это является и мотивацией конфликта, основанной на пересечении интересов. В связи с этим определены 3 разновидности:

  • ресурсные;
  • статусно-ролевые;
  • идейные конфликты.

Ресурсные основаны на общности интересов, в качестве чего выступает некий ресурс. Это могут быть деньги, интересующие противоборствующие стороны предметы и прочее.

Статусно-ролевые представлены взаимоотношением разнообразных социальных субъектов. Это могут быть отношения начальников и подчиненных или потребителя и сотрудника, оказывающего услугу.

В основе идейного конфликта лежат определенные идеи, которые отстаиваются его участниками.

Каждая представленная разновидность может приобретать одну из уже упомянутых форм проявления. Все конфликты, вне зависимости от предмета спора, возникают по восходящей линии. При своевременном и правильном урегулировании данные разногласия могут быть исчерпаны, не достигнув своего пика: кризисной ситуации.

Пути выхода из конфликта

На выход из конфликтной ситуации влияют темперамент противоборствующих сторон и окружение конфликтующих. Если им присуща гибкость характера, сдержанность и умение представить себя на месте оппонента, то инцидент может быть исчерпан сразу. Исход быстрого разрешения зависит и от окружения, от отсутствия подстрекателей.

Конфликты , это неотъемлемая часть жизни людей.

Умение вести себя грамотно в неблагоприятных обстоятельствах является залогом спокойствия и уверенности в себе.

По этой причине любому человеку полезно изучить примеры того, какими могут быть конфликтные ситуации и способы их разрешения.

Как избежать конфликта между учителем и учеником? Узнайте об этом из нашей статьи.

Понятие и психология конфликтологии

Общее понятие и психология конфликтологии

Конфликт , что это такое? Если говорить кратко, это столкновение интересов, мнений и взглядов.

В результате конфликта возникает кризисная ситуация, при которой каждый участник столкновения стремится навязать другой стороне свою точку зрения.

Неостановленный вовремя конфликт может привести к открытому противостоянию, при котором предмет спора отодвигается на второй план и на первое место выходят амбиции сторон.

Как правило, в результате конфликта не появляется проигравших и победителей, поскольку все участники затрачивают е силы и в итоге не получают положительных эмоций.

Особенную опасность представляют внутренние конфликты, когда человека мучают раздирающие его противоречивые мысли и желания. Затяжные состояния внутренних конфликтов нередко заканчиваются депрессиями и неврозами.

Современному человеку необходимо уметь вовремя распознать начинающийся конфликт, предпринять грамотные шаги по недопущению разрастания конфликта и его ликвидации на стадии зарождения.

Если все же конфликт погасить сразу не удается, необходимо уметь выстраивать правильную линию поведения и грамотно выходить из конфликта с минимальными потерями.

Как возникает?

Как возникает инцидент?

В результате многочисленных исследований было определено, что большинство конфликтов возникают без наличия соответствующих намерений у их участников.

Часто люди непроизвольно реагируют на конфликтогены других людей, либо сами являются источником конфликтогенов, в результате чего и зарождается стрессовая ситуация.

Конфликтогены , слова, действия, поступки, приводящие к конфликту. Они возникают при наличии каких-либо психологических проблем у участников, либо используются целенаправленно для достижения поставленных целей.

Большинство конфликтогенов проявляется по следующим причинам:

  • жажда превосходства. Стремление доказать свою значимость,
  • агрессивность. Изначально агрессивное поведение по отношению к другим людям, вызванное негативным эмоциональным состоянием,
  • эгоизм. Стремление достичь своих целей любой ценой.

Как возникают конфликты? Истинные причины и способы разрешения:

Популярные приемы урегулирования ситуации

Наиболее эффективные стратегии, которые используются чаще всего на практике для регулирования конфликта:

Самые популярные приемы урегулирования ситуации

  1. Избегание. Одна из сторон устраняется от спора, демонстрируя нежелание продолжать дискуссию.
  2. Изменение предмета. Спор переводится незаметно в другое русло. Например, на косвенно касающийся основного предмета спора вопрос. В результате конфликт за неимением прежнего эмоционального накала постепенно затухает.
  3. Столкновение. Каждая из сторон настаивает на своей позиции, что приводит к необходимости разрешения ситуации путем учета мнений обоих участников спора.
  4. Приспособление. Одна из сторон старается найти для себя пути разрешения ситуации, которые дадут возможность устранить предмет спора.
  5. Откладывание. Одна из сторон берет перерыв для обдумывания сложившейся ситуации.
  6. Примирение. Обоюдное признание конфликта исчерпанным. Как правило, это возможно только при посредничестве третьей стороны.
  7. Компромисс. Достижение компромиссного решения в результате проведенных мирных переговоров.

О способах решения конфликтов в этом ролике:

Методы разрешения

С научной точки зрения существуют конкретные методы разрешения конфликта:

Структурные

Чаще всего используются в профессиональной сфере. К ним относятся:

Структурные методы

  1. Разъяснение требований. Участники конфронтации получают четкие указания, в чьей компетенции находится тот или иной вопрос. Возможность возникновения конфликта исключается ввиду отсутствия общих интересов, между которыми может произойти столкновение.
  2. Использование специальных механизмов управления. Разрабатывается и применяется на практике четкая система действий при возникновении негативной ситуации, которая может перейти в конфликт. Система позволяет на ранних стадиях определить зарождающийся спор и устранить его до перехода на следующий этап.
  3. Установление целей. Объединение сторон для достижения общей цели потребует полного примирения и устранения любых разногласий. Стремление к подобному объединению ради общей цели наблюдается только при высоком уровне мотивации.

То есть цель должна иметь высокую значимость для всех участников конфликта.

Конструктивные

Как противостоять агрессии и успешно разрешить конфликт? Подобные способы разрешения конфликтов больше используются в межличностном общении.

Для успешного разрешения ситуации при помощи конструктивных методов необходимо сформировать у участников адекватное восприятие ситуации, расположить их к открытому взаимодействию, создать атмосферу доброжелательности и доверия, совместно определить корень проблемы.

К конструктивным стилям относятся:

Конструктивные способы

  1. Освобождение от отрицательных эмоций. Освободиться от негативного настроя можно при помощи применения различных техник релаксации, кратковременного выхода из помещения, открытого высказывания своих переживаний, спокойного выслушивания мнения третьих лиц и т.д.
  2. Построение диалога. Успокоившиеся собеседники делятся своими переживаниями. Каждый выслушивает спокойно позицию оппонента и после этого своими словами пересказывает то, что он услышал. Так человек пытается объективно оценить позицию второй стороны и взглянуть на ситуацию под другим углом.
  3. Демонстрация позитивного отношения. Необходимо показать второй стороне, что, несмотря на возникшую ситуацию, имеет место уважение к мнению другого человека и принятие его точки зрения.
  4. Анализ своего поведения. Следует откровенно оценить мотивы собственного поведения, и адекватно определить степень значимости собственной позиции для себя.

Нередко подобный анализ приводит человека к мысли, что суть конфликта не так уж значима для него, и он может без труда отказаться от начавшегося спора, не понеся при этом никаких потерь.

Интегральный

Позволяет каждой стороне ощутить себя победителем. Подобный эффект достигается при наличии у сторон согласия отказаться от своих первоначальных позиций, пересмотреть ситуацию и найти решение, удовлетворяющее всех.

Метод может применяться только в том случае, если участники спора демонстрируют гибкость мышления и способность приспосабливаться к новым обстоятельствам.

Компромисс

Компромисс - решение

Наиболее мирный, зрелый способ разрешения ситуации.

Стороны принимают решение о взаимных уступках с целью устранения негативных факторов, вызвавших спор.

Подобное поведение людей позволяет не только мирно урегулировать появляющиеся противоречия без ущерба для кого-либо, но и выстроить долгосрочные коммуникативные связи.

Выход из конфликта

Как выходить из конфликтных ситуаций? Чтобы выйти из сложившейся неприятной ситуации нужно предпринять следующие шаги:

  1. Перестать употреблять слова или совершать действия, провоцирующие отрицательную ответную реакцию оппонента.
  2. Не реагировать на подобное поведение со стороны собеседника.
  3. Демонстрировать расположение по отношению к другому человеку. Делать это можно при помощи жестов, мимики, слов. Улыбка, поглаживание по плечу, пожатие рук, употребление вежливых фраз , все это способствует сглаживанию споров.

Собеседник сразу же приобретает позитивный настрой и ситуация вскоре разрешается.

Примеры конфликтных ситуаций

В обществе

Пример споров в обществе

Социальные конфликты лучше всего разрешать, используя конструктивные методы.

Например, соседи многоквартирного дома могут вступить в конфликт, вызванный распределением парковочных мест на дворовой территории.

Одни соседи будут настаивать на организации четкой разметки, в соответствии с которой каждой машине отводится определенное место для парковки. Другие жильцы будут выступать за возможность свободной расстановки автомобилей.

В данной ситуации наиболее эффективными методами разрешения спора будет построение диалога, совместное разрешение ситуации при помощи компромисса.

Жильцам достаточно организовать собрание и принять на нем решение, что часть площади во дворе отводится под индивидуальные парковки, а другая часть остается сторонникам произвольной парковки.

Между сотрудниками

Споры в сфере менеджмента лучше решать структурными методами.

Например, сотрудники одного коллектива могут вступить в конфликт в связи с неспособностью вместе работать в одном направлении.

Каждый определяет для себя спектр обязанностей, который не одобряется его коллегой. Результат , возникновение конфликтной ситуации и неэффективность совместной работы.

Руководителю сотрудников, вступивших в спор, необходимо применить методы разъяснения требований, установления целей и назначения вознаграждения.

Каждому сотруднику будет разъяснен принцип его работы, четкий спектр должностных обязанностей. Перед коллегами будут поставлены совместные цели, достигнув которых, они получат обещанное вознаграждение (премия, повышение и т.д.).

Как правильно разрешать конфликты? Узнайте из видео:

Формы завершения

Формы завершения инцидента

Что относится к форме завершения конфликта? Столкновение интересов может быть завершено следующим образом:

  1. Разрешение. Предпосылками может стать наличие у сторон желания прекратить спор и не возвращаться к нему в дальнейшем. Для окончательного разрешения конфликта может потребоваться привлечение третьих лиц. Особенно это актуально в сфере профессиональных взаимоотношений.
  2. Затухание. Спор может перестать быть актуальным для одной из сторон, либо для всех участников процесса. В первом случае вторая сторона не находит отклика на собственные слова и действия и оказывается вынужденной прекратить конфликт. Во втором случае стороны одновременно принимают решение о нежелании продолжать спор по причине усталости, окончания аргументов, потери интереса к предмету спора и т.д.

Данный вид завершения конфликта не всегда является положительным результатом, поскольку при возникновении нового стимула спор может возобновиться с новой силой.

Завершение , не всегда разрешение

Завершение - не всегда означает разрешение

Всегда ли завершение конфликта означает его разрешение? Важно не путать понятия завершение конфликтной ситуации с ее разрешением.

Завершение конфликта , это момент окончания действий сторон на текущий момент времени, прекращение спора по различным причинам (затухание, перерастание в новый спор и т.д.)

Завершение спора в настоящий момент не гарантирует, что он вновь не возникнет спустя некоторое время. Это связано с тем, что источник конфликта никуда не деля, и стороны не достигли никакого результата.

Разрешение конфликта предполагает осознанное применение методов и приемов, направленных на исправление возникшей негативной ситуации.

Разрешенный конфликт позволяет сторонам примириться и более не возвращаться к предмету спора.

Таким образом, конфликт может возникнуть в любой сфере жизни человека в результате столкновения его интересов с интересами других людей.

Существует множество способов выхода из конфликта. Важно уметь применять их на практике до того, как ситуация перешла на серьезный уровень.

О том, как общаться с другими людьми, если у вас с ними различные точки зрения по некоторым вопросам, в этом видео:

Читайте также: