Далматовский монастырь история кратко

Обновлено: 04.07.2024

Успенский Далматовский мужской монастырь имеет долгую и сложную историю. Не раз его разоряли, грабили и почти стирали с лица земли. То были и кочевые племена в Сибири, и страшные пожары, и советская власть. Несмотря на это монастырь всегда восстанавливался и продолжал свое служение Господу.

История основания обители

Долгая история монастыря начинается с одного человека. Основателем святой обители суждено было стать старцу Далмату.

Преподобный Далмат

Дмитрий Иванович Мокринский родился в 1594 году в Берёзове. Сейчас это поселок городского типа в Ханты-Мансийском автономном округе. Там Дмитрий Иванович начал свое служение в местной церкви. В 1642 году он ушел в Невьянский Спасо-Богоявленский монастырь. Где принял постриг. Там же ему было дано имя Далмат.


Через какое-то время он ушел из монастыря и стал отшельником. Далмат поселился в пещере в полном одиночестве на берегу реки Исети, там, где в нее впадает Теча. То место называли Белым Городищем. Именно 1644 год считается датой основания монастыря, который вырос потом из маленькой пещеры.

Те места принадлежали тюменскому не крещеному татарину по имени Илигей. Он сдавал эти территории в аренду местным жителям, чтобы те могли заниматься рыбным и зверовым промыслом. Узнал Илигей о том, что в пещере поселился монах. Он пришел к тому месту, желая убить Далмата. Тогда монах сказал, что приходится родственником Илигею, потому что его мать крещеная татарка. Последний смягчился и ушел.

Прошло немного времени, и в 1645 году Илигей вернулся к пещере с желанием убить монаха. Во сне ему явилась Пресвятая Богородица. Она сказала, чтобы татарин выкинул злобу из своего сердца и не смел убивать монаха. Пречистая дева сказала, чтобы Илигей сам отдал свои земли Далмату.

Правитель решил исполнить волю Богородицы и на утро пришел к монаху, рассказал ему о своем чудесном сне. Еще долгое время приезжал Илигей к монаху, просил совета, долго вел беседы, снабжал дарами. В 1646 году приехал правитель Тюменских земель со своей семье к монаху. Илигей взял Далмата с собой, и они вместе объехали все подвластные земли.

По окончании путешествия татарин исполнил волю богородицы. Все эти земли были подарены старцу. В знак своей особой любви Илигей подарил Далмату свои доспехи и шишак. Они и по сегодняшний день хранятся в стенах Успенского Далматовского мужского монастыря.


Со временем к старцу Далмату стали приходить другие отшельники. Так первым сподвижником стал Иван, пришедший из Нижнего Новгорода. Интересно то, что в пустыне при реке Исети поселение монахов во главе с Далматом стало первым русским поселением.

Здесь какое-то время за денежный вклад жил Тимофей Невежин. Он, кстати, позже станет основателем города Кургана. Тобольский архиепископ Герасим благословил постройку первой деревянной часовни. Главной ее святыней стала икона Успения Богородицы, которую Далмат принес из своего старого монастыря.

В 1651 году сибирским царевичем была выжжена пустыня. Часть монахов была убита, а остальных быстро забрали в рабство. В тот день Далмата не было в монастыре, он пришел только на его пепелище. Среди обгорелых останков монах нашел нетронутую икону Успения Богородицы. Это чудо вдохновило старца, а обитель вскоре была восстановлена.

Вскоре сын Далмата Исаак принял постриг в этой обители. Позже по утверждению царя Алексея Михайловича, эта территория стала официально называться монастырем. Первым игуменом стал Исаак Далматский.

Монастырь во времена империи

По благословению местного архиепископа была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом Димитрия Прилуцкого. Так же были выстроены кельи для братии, а саму обитель обнесли острогом. Монастырь по наставлению Далмата держал строгий устав. Об этом вести доходили даже до Москвы.


В ХVII веке он неоднократно подвергался набегам кочевников, но быстро восстанавливался. Монастырь являлся культурным и просветительским центром в восточной части уже Российской империи. Обитель имела огромные территории, и к середине ХVIII века по ряду экономических показателей монастырь занимал первое место на Востоке.

Следующие даты стали счастливыми для монастыря и для земель Сибири:

  • 1714 год — в монастыре было открыто первое в Зауралье училище для детей;
  • 1735 год — была создана школа для детей духовников;
  • 1761 год — открытие семинарии;
  • 1816 год — создание духовного училища.

Кроме того в монастыре имелась богатая библиотека. Первые упоминания о ней относится еще к 1679 году. Вплоть до революции обитель богатела и отстраивалась. Года пугачевщины стали тяжелым для монастыря. Позже произошел пожар, который нанес огромный ущерб обители, но вскоре все было восстановлено за счет местных селений.

Монастырь при советской власти

Сразу после Октябрьской революции монастырь был закрыт. Здесь еще долгое время сохранялся небольшой приход, но и его устранили. Здания монастыря использовались в качестве помещений для краеведческого музея, Народного дома и драматического театра.


Во время войны в зданиях монастыря находились госпитали и учебные курсы. Уже после Великой Отечественной здесь разместился завод. Для него специально была разобрана часть стены недалеко от северных ворот, там и устроили проезд. Позже при строительстве фундамента разобрали северо-западный бастион.

В 1989 году началась реставрация монастыря. Все оборудование завода вывезли, а храм, наконец, освятили и вернули в лоно Православной церкви. Полностью это произошло только в 1994 году. 6 мая 1992 года решением Синода обитель была открыта, для прихожан, наместником утверждён игумен Василий, который стал собирать новую братью и укреплять ее веру. Им предстояло вернуть старому монастырю былое величие.

Современное состояние

На данный момент монастырь является действующим. Здесь снова есть братия, число прихожан растет с каждым днем. Однако сама постройка находится в ужасном состоянии, что уж говорить о потерянных реликвиях. Ведутся восстановительные и реставрационные работы.

Архитектура старого времени была практически утрачена. Разрушается фундаментов из-за выветривания и неполноценности кирпичной кладки, которую, кстати, часто ломали. Постоянно текут крыши. Одна из башен из-за сырости и разрушения основания медленно начинает падать.

Деятельность прихода

На данный момент приход только начинает восстанавливаться. Сделано многое, но еще большее предстоит. Сейчас монастырь открыт для паломников. Многие в течение всего года приезжают сюда, чтобы поклониться святой иконе Успения Богородицы. При монастыре открыта воскресная школа.


Кроме того, имеется мастерские:

  • столярная;
  • угольная;
  • тепличное хозяйство;
  • монастырская кузница.

Знаменитые воспитанники монастыря

Далматовский монастырь имеет длинную историю. За столько лет в стенах монастыря побывало огромное количество известных людей. Однако есть и те, кто стали знаменитыми после воспитания в этой обители:

  • Архимандрит Антонин — начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме;
  • Изобретатель А. С. Попов;
  • Основатель Императорского Сибирского университета В.М. Флоринский.

Эти люди очень многое привнесли в жизнь российского государства. Так Александра Степановича Попова знает каждый школьник.

Святыни и престольные праздники

Монастырь, несмотря на свою многострадальную историю во времена власти Советов все же имеет свои святыни, которым много столетий. Они оберегаются братией и имеют огромное значение для обители. Так можно вспомнить:

  1. Икона Успения Пресвятой Богородицы — именно та, которую принес с собой преподобный Далмат из старого монастыря в новый.
  2. Мощи преподобного Далмата Исетского. Они были найдены при строительстве храма в 1871 году.

К сожалению, оригинал иконы Успения Богородицы был утерян после Октябрьской революции. Ее нынешнее местонахождение неизвестно. В монастыре находится ее чтимый список.


Кроме святынь наследием Успенского Далматовского мужского монастыря являют и престольные праздники. Которые отмечаются в тех же традициях, что и сотни лет назад. Так существует:

  • Престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы, он отмечается 27-28 августа;
  • 8 июля отмечается преставление преподобного Далмата Исетского;
  • 6 августа день обретения мощей преподобного Далмата Исетского.

Несмотря на плачевное состояние монастыря, праздники отмечаются с присущим им размахом и красотой.

Как добраться

Успенский мужской монастырь Шадринской епархии Русской православной церкви

Далматовский монастырь – Успенский мужской монастырь Шадринской епархии Русской православной церкви, расположенный на высоком левом берегу реки Исети в центре города Далматово Курганской области.

Небольшой городок Далматово Курганской области своим появлением обязан Свято-Успенскому монастырю. В 1664 году сюда, к месту слияния реки Течи с Исетью, пришел старец Далмат. На крутом берегу Исети вырыл землянку и предался уединённым молитвам.

Далматовский монастырь, история

Отшельник Далмат

До 50 лет старец Далмат, сын запорожского казака из дружины Ермака, был Мокринским Дмитрием Ивановичем. Похоронив любимую жену, завещая имущество детям, казак оставил должность тобольского городничего. Он, образованный человек, с детства знающий военное дело, принял постриг в Невьянском монастыре под именем Далмат.

Старец Далмат, икона

Вскоре, желая уединиться, Далмат ушел из монастыря – ушёл налегке, взяв в путь икону Успения Божьей Матери. Преодолев 250-километровый путь, ископал себе пещерку на левом берегу Исети, на земле, принадлежащей татарскому мурзе Илигею.

К местечку Белое Городище, где в чужеземном краю поселился отшельник, Илигей посылал своих воинов с приказом убить незваного гостя. Несколько раз нападал и сам, но погубить пришельца никак не удавалось.

Однажды в сонном видении явившаяся мирзе Богоматерь запретила чинить обиду отшельнику. Илигей, устрашённый видением, смиренно пришёл к Далмату и подарил часть своей земли для обители. В знак примирения мирза оставил монаху свой шишак и кольчугу, доселе хранящиеся в монастыре.

Русское заселение Зауралья

Местные крестьяне, прознав об отшельнике, приходили к нему сначала из любопытства, а потом – за советом и молитвой. К Далмату, умеющему выслушать собеседника, успокоить и дать ненавязчивый совет, постепенно собирались люди, так что землянка подвижника уже не вмещала всех желающих.

Успенский собор

Старец, дальновидный и умный человек, никогда не гонявшийся ни за властью, ни за славой, собирал вокруг себя учеников. Постепенно монахи обустроили деревянную Успенскую часовню и кельи. Монашеский скит положил начало русскому заселению Южного Зауралья.

Успенский монастырь – мощная крепость и духовная твердыня

Во вновь отстроенном монастыре с деревянными стенами и башнями, с церковью Далмат принимал беглых русских крестьян и расселял их на монастырских землях, вопреки воле местных властей.

Памятник Далмату

В 1662 году монастырь полностью разрушили отряды внуков последнего сибирского хана Кучума. Восстанавливать храм помог сын Далмата, постриженный в монашество с именем Исаак, который после кончины отца в 1697 году продолжил его дело.

После смерти Далмата в возрасте 103 лет усыпальница преподобного – главная святыня созданного им монастыря.

Очередной пожар уничтожил деревянную церковь в 1704 году.1707-1720 годы на государственные средства воздвигли грандиозный Успенский собор, невиданный до того в округе. Огромный двухэтажный храм с двухэтажной трапезной и шатровой колокольней окружали широкие каменные стены с зубцами и четырьмя башнями. Успенский собор – первое каменное здание в Зауралье.

В стенах крепости – бойницы для верхнего боя и для подошвенного (нижнего). У восточной стены – вход для подъёма на стену.

Иконостас Успенской церкви

В феврале 1774 года к Далматовскому монастырю подошло трехтысячное войско пугачёвцев, которое 20 дней осаждало крепость. 400 защитников монастыря пулями и камнями ожесточённо отгоняли противника. На страх врагам неприступная твердыня стояла до 1917 года.

В монастыре работали талантливые иконописцы, действовали богатая библиотека и певческая школа и славяно-латинская семинария. В 1714 году в монастыре открыто училище для детей церковнослужителей, позднее – духовное училище.

В Далматовском духовном училище воспитывался будущий начальник духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антоний, изобретатель радио Попов, организатор Томского университета Флоринский и полярный исследователь Носилов.

Монастырь после революции

В 1922 году монастырь превратили в краеведческий музей, упразднённый в 1928 году. Вскоре здесь прошло последнее богослужение. Большевики сняли колокола, разобрали колокольню и уничтожили иконы, а также разрушили библиотеку и сожгли православные книги.

Восстановление монастыря

6 мая 1992 года Далматовский монастырь передали Русской Православной церкви, и начался долгий процесс восстановления святыни с поэтапной реставрацией.

Монастырь получил природный газ, силами братии побелили монастырские стены. Перед монастырём заасфальтирована площадка и установлена новая кованая ограда с автоматическим шлагбаумом центрального входа. На реставрацию комплекса потрачено 50 миллионов рублей из федерального бюджета.

Спенский храм до последней естоврации

Вид на сужскую обитель

Далматовский монастырь сегодня

Преподобный Далмат – местночтимый святой в Курганской и Шадринской епархии и внесён в Собор сибирских святых. В феврале 2013 года Архиерейский собор Русской Православной церкви принял решение об общецерковном прославлении преподобного Далмата Исетского.

Имя святого прославляется во всех православных храмах России и за рубежом.

В помещениях северных келий открыт монастырский музей. Ежегодно с 29 июля-6 августа проводится традиционный крестный ход Курган-Далматово, посвящённый годовщине обретения мощей Далмата.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Храмы и святыни

Внутри храма

В состав комплекса Далматовского монастыря входят храмы:

Далматовский Свято-Успенский монастырь – православный мужской монастырь. Этот монастырь был основан в 1644 году на левом берегу живописной реки Исеть. Основал его инок Далмат, которого в обычной жизни звали Мокринским Дмитрием Ивановичем. Дмитрий Мокринский в 1642-1643 годах оставил свою семью (жену и пятерых детей) и мирскую жизнь, принял постриг и после недолгой жизни в монастыре начал жить отшельником в пещере. Весной 1646 года земля, на которой была расположена пещера Дмитрия, была передана ему во владения. Далмат умер в 1697 году и был похоронен на тех же землях. Сегодня над его могилой есть часовня, в которой и сейчас хранится мантия, портрет и клобук Далмата.

Далматовский Свято-Успенский монастырь фото

В свое время Далмат принес в монастырь икону Божьей Матери, которая считается чудотворной и в настоящее время. Называется она Далматской иконой Божьей Матери. На сегодняшний день икона очень хорошо сохранилась. Чудом считается то, что икона смогла уцелеть во времена пожаров, а также во время многочисленных нападений на церковь.

Далматовский Свято-Успенский монастырь икона фото

Далматовский Свято-Успенский монастырь был центром духовного образования и просвещения в Сибири. Библиотека монастыря была огромной, первые упоминания о ней относятся к 1679 году. Именно в Далматовском монастыре впервые в Зауралье в 1714 году было открыто училище, но только для детей церковнослужителей. Но на этом руководство не остановилось, были созданы:

  • Славяно-греко-российская школа – 1735 год
  • Семинария — 1761 год
  • Уездное духовное училище – 1816 год

Фото Далматовский Свято-Успенский монастырь

Из стен этого училища вышло много знаменитых и значимых людей. Здесь воспитывались такие великие люди, как архимандрит Антонин, который был начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме, ученый Попов, который изобрел радио, полярный исследователь Носилов и многие другие.

Некоторое время Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь был закрыт, это случилось после Октябрьской революции. Открылся он в 1922 году в качестве краеведческого музея. А с 1932 и по 1939 в помещении монастыря был колхозно-совхозный драматический театр.

Монастырь Далматовский Свято-Успенский фото

Во времена Великой Отечественной войны в монастыре был расположен госпиталь. Как только война закончилась, в помещении монастыря был сооружен завод вплоть до 1989 года. В те времена из-за нужд завода на территории и к самому монастырю было пристроено несколько помещений. Эти постройки нанесли немалый ущерб Далматовскому Свято-Успенскому монастырю. Но уже с 1989 года завод начал понемногу покидать помещение, и только в 1992 году было провозглашено возрождение монастыря. Еще через четыре года, в 1996 году, состоялась передача в Церковное распоряжение имущественного комплекса.

Фото монастырь Далматовский Свято-Успенский

Сегодня многие постройки монастыря находятся в плохом состоянии, многие из них реставрируются и восстанавливаются. Но, несмотря на все трудности, Далматовский Свято-Успенский монастырь принимает прихожан и в настоящее время.

Далматовский мужской монастырь

Несколько столетий назад церковь и вера в Бога имели особое значение в жизни русского человека.
ХХ век перечеркнул тысячелетнюю историю, начав с чистого листа. Разрушили храмы и монастыри, уничтожили церковные реликвии, духовенство было истреблено, как класс.

Поколение наших родителей росло в другой России — с другой религией, с другими божками. Мы же стали свидетелями зарождения новой культуры, и, как и положено дерзкому подростку, наше время топтало и рвало в клочья все то, чем жили старшие поколения.


Я родилась еще в СССР и всегда была атеисткой, верящей в науку, но моя юность пришлась на эпоху перестройки, когда повсеместно стали восстанавливать церкви, отмечать Рождество, служить всенощные.
Нарочно в университете выбрала специализацию религиоведение — было интересно все это препарировать и изучить.

Помню практику, когда мы попали в строящийся мужской монастырь Святых Царственных Страстотерпцев. Фотографировать нам не разрешили, сказали, что это грех. А вот за деньги было можно.

Заброшенные храмы Каменского района. Часть I

Заброшенные храмы Каменского района. Часть I

С тех пор церковь не люблю, чувствую там себя всегда неуютно и неловко. Больше нравятся заброшенные деревенские церквушки, которые просто любопытно разглядывать.

Когда на прошлой неделе мы поехали в Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь была уверена, что в церковь заходить не буду, лучше рассмотрю поподробнее останки Успенского собора, Юго-западную башню, братский корпус, все то, что еще не отреставрировано.

Но что-то пошло не так, и в итоге мы, получив благословение, даже мощи Святого Далмата лицезрели.

Но, прежде чем я начну рассказать историю монастыря, должна зафиксировать одну странную вещь, которая произошла здесь. Впервые, за почти 20 лет моего посещения всевозможных культовых сооружений, я чувствовала себя спокойно, умиротворенно и свободно. Когда-то я слышала, что нужно найти свою церковь, в которой тебе будет хорошо. Это не значит, что после поездки в Далматово я решила верить в Бога или ходить в храм, но на территории Далматовского монастыря действительно было хорошо.


Датой основания Далматовского монастыря считается 1644 г., когда насельник Невьянского Богоявленского монастыря Верхотурского инок Далмат поселился в пещере на высоком берегу реки Исети.

Земли эти принадлежали тюменскому татарину Илигею, который не очень-то дружелюбно принял инока. По легенде Илигей дважды пытался убить Далмата. Но после того, как Илигею во сне явилась Царица Небесная и приказала оставить старца в покое и подарить ему эти земли, тюменский татарин стал первым благодетелем обители.

Юго-Западная башня, середина ХVIII века.

К старцу Далмату (в то время ему было чуть больше 50 лет) люди относились с почтением и ждали от него духовного руководства.

Сподвижников становилось все больше, в жилище Далмата становилось тесно, так была отстроена часовня с деревянными сенями, которая позже сгорела.

Братский корпус

Со временем Исетская обитель обустраивалась, Далмат жил в трудах и молитвах и умер в возрасте 103 лет.
Через десятилетие после смерти Далмата, монастырские деревянные строения стали заменяться каменными. В 1707 -1719 гг была построен Успенский собор, затем в 1720—1763 году монастырь был обнесен каменными стенами с башнями, которые мы можем видеть до сих пор.

В середине XVIII века комплекс Далматовского монастыря стал представлять из себя мощную крепость с четырьмя башнями по углам.

Успенский собор

Успенский собор и восточные ворота

Со временем Далматовская обитель стала и одной из крупнейших по некоторым экономическим показателям среди обителей восточной части Российской империи.

Также Далматовский монастырь был центром духовного просвящения и образования в Сибири.
Среди учеников Далматовского училища был изобретатель радио А.С. Попов, домашний учитель М.Ю. Лермонтова, поэт, профессор словесности А.Ф. Мерзляков, известный зауральский краевед, археолог, писатель А. Н Зырянов, географ, полярный исследователь К.Д. Носилов.

Вид на Далматовский монастырь с р.Исети

После революции монастырь еще какое-то время продолжает действовать. До 1928 года его удается сохранить в качестве музея-монастыря. Но в 1930 году единсвенный на Урале Далматовский музей-монастырь был окончательно закрыт. В этом же году с церквей снесли купола.

Невероятно, но монастырский комплекс все-таки дошел до наших дней. Еще в 1951 году благодаря генералу Терюхову, который был родом из Далматово, удалось поставить монастырь под защиту государства, а архитектурный ансамбль был объявлен памятником истории и культуры республиканского значения.

Северо-западный бастион

В 1992 году решением Святого Синода Русской Православной Церкви был вновь открыт Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь.

Два года спустя при археологических раскопках были найдены мощи Далмата Исетского, которые сейчас хранятся в Скорбященской церкви.

Меня, как человека неверующего, несколько смутило такое распоряжение останками. Но для верующих они священны. Говорят, что приложившись к мощам можно исцелить любой недуг.

На данный момент монастырь открыт для посещения. С 1997 года наместником монастыря является игумен Варнава (Аверьянов). В настоящее время в братии 20 человек:15 монахов и 5 послушников.
В монастыре, как и в прежние времена, существуют различные мастерские: кузница, столярная, пекарня, швейная, тепличное хозяйство, пасека. Только вместо монастырских крестьян работают здесь так называемые трудни — из отсидевших или тех, кому негде жить.

Монастырские стены с остатками зубцов

Мы разговорились с одним из служащих при монастыре, говорит, что среди трудней разные люди встречаются. И хорошие есть и плохие. Могут украсть, могут напиться, но по-настоящему верующие монахи прощают их, ведь деваться им некуда. А здесь и кров, и корм.

Ансамбль Далматовского монастыря является памятником истории и культуры федерального значения. К настоящему времени восстановлены: Скорбященская церковь, часовня-усыпальница преподобного Далмата, надвратная Ионно-Богословская церковь, часовня перед входом в монастырь, северные келии (сейчас здесь находится музей).

Надвратная Ионно-Богословская церковь

Общая информация:

ВАЖНО: Приём заявок на проживание и экскурсии ежедневно с 9.00 до 17.00

Как добраться:

От Екатеринбурга до Далматово 180 км. Ежедневно ходит автобус до Кургана, но выходить нужно перед свороткой на Далматово возле которой всегда стоят таксти. От Екатеринбурга до поворота на Далматово время в пути 4.12 ч.

На автомобиле мы доехали за 3 часа, после Каменск-Уральского нет населенных пунктов, поэтому ехали быстрее.

Читайте также: