Далмат исетский житие кратко

Обновлено: 18.05.2024

Иван Мокринский, отец святого, служил казачьим атаманом в сибирских городах, мать, возможно, происходила из новокрещеных сибирских татар или остяков. Дмитрий Мокринский был поверстан в дети боярские. Около 1627/1628 года семью Мокринских перевели из Берёзова в Тобольск.

В 1628 году Дмитрий Мокринский упоминается как тобольский городничий, в 1633 году находился на должности приказчика в Вагайском острожке. Был женат, имел детей. Но после смерти жены (+ 1642/1643) он оставил государеву службу и принял постриг с именем Далмат в Невьянском Богоявленском монастыре.

Во второй раз преподобного спасло чудо: осенью 1645 года Илигей, направлявшийся к пещере старца, чтобы изгнать его, заночевал по дороге и ему было видение: Богородица в багряных ризах с хлыстиком в руке повелела не только не обижать Далмата, но и отдать ему вотчину. Татарина охватил ужас, и он в присутствии детей и сородичей весной 1646 года передал преподобному владения на Белом Городище. В 1651 году монахи Далматова монастыря обратились к царю Алексею Михайловичу и тобольскому воеводе В. Б. Шереметеву с челобитной о пожаловании им этих земель, грамотой царя от 17 мая 1659 года были установлены границы монастырских владений.

Спустя некоторое время вокруг пустынножителя собралась братия и возникла Исетская пустынь, во второй половине 1640-х годов в ней были построены деревянные часовня и кельи. Из Невьянского монастыря преподобный принес с собой Далматскую икону Успения Пресвятой Богородицы, ставшую главной святыней Далматова монастыря (утрачена в 1920-х годах). Новооснованная обитель была первым русским поселением в долине р. Исети. Впоследствии Далматов Успенский монастырь сыграл важную роль в просвещении и хозяйственном освоении края, в течение века являлся форпостом в обороне восточных рубежей России от набегов калмыков, башкир и сибирских татар.

Прп. Далмат Исетский
Прп. Далмат Исетский
В сентябре 1651 года, вернувшись из очередной поездки, Далмат застал на месте монастыря пепелище. Часовня, кельи и крестьянские дворы были сожжены войском сибирского царевича Девлет-Гирея. Чудесным образом в пожаре уцелела икона Успения Пресвятой Богородицы. И вновь собрались сподвижники, обитель возродилась.

В 1662 – 1664 годах монастырь опять подвергся опустошительным нападениям башкирских кочевых племен и внуков последнего сибирского хана Кучума. Но после каждого разорения обитель вновь отстраивалась. Старец Далмат пережил тяжелые годины бедствий и испытаний. Несколько раз он был близок к смерти, дважды на его глазах монастырь был уничтожен до основания и дважды он снова возводил его из груды пепла и развалин. Были построены церковь в честь Успения с приделом во имя прп. Димитрия Прилуцкого, кельи и монастырские службы, обитель обнесли острогом, над святыми вратами в 1683 году была освящена церковь во имя ап. Иоанна Богослова.

В восстановленном монастыре для преподобного была построена келья, где он провел в затворе остаток жизни.

Скончался преподобный 25 июня 1697 года в Далматовском монастыре. Еще при жизни он приготовил себе гроб-колоду. Он был погребен в алтаре Успенской церкви монастыря.

Кольчуга и шлем прп. Далмата. Сер.— 2-я пол. XVII в. (?). Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Библиотека Конгресса США)
Кольчуга и шлем прп. Далмата. Сер.— 2-я пол. XVII в. (?). Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Библиотека Конгресса США)
В 1720 году завершилось возведение нового, трехпрестольного Успенского собора. На месте старой Успенской церкви над захоронением Далмата была построена брусчатая усыпальница. Центральное место в ней занимало деревянное надгробие, в 1793 году расписанное художником И. Соколовским сценами из жизни преподобного. В усыпальнице находились реликвии, по преданию принадлежавшие Далмату, - подаренные Илигеем шлем и кольчуга (в настоящее время в Свердловском областном краеведческом музее), а также схимническое одеяние.

8 мая 1881 года состоялось освящение храма, имевшего приделы во имя свт. Стефана Великопермского и во имя преподобных Исаакия, Далмата и Фавста. В 1896 году к храму была пристроена каменная усыпальница, располагавшаяся непосредственно над захоронением. Изнутри ее стены были украшены живописными изображениями эпизодов из жизни преподобного, на северной стене находились портреты Далмата и архимандрита Исаака.

В 1991 году монастырский комплекс был возвращен Церкви, и началась трудная работа по возрождению обители.

Почитание

Нет никаких документальных свидетельств канонизации преподобного Далмата. Однако в рапорте епископу Пермскому и Верхотурскому Антонию от 1871 года в одном случае Далмат назван просто монахом, во втором – преподобным.

С 1871 года в Далматовском монастыре велись записи чудес по молитвам к преподобному, в монастырском архиве сохранилось около 30 таких записей XIX века. На Урале преподобный считался покровителем воинов - молодые люди перед отправкой в армию приходили к гробнице преподобного, надевали кольчугу и шлем.

Во 2-й половине XIX века в периодике, в официальных документах, на литографических изображениях (в частности, выпущенных в Екатеринбурге в 90-х годах) Далмат часто называется преподобным. Он поминается в службе всем святым, в земле Российской просиявшим, составленной в 1918 году епископом священноисповедником Афанасием (Сахаровым).

В 1994 году, в год 400-летия со дня рождения преподобного Далмата и 350-летия основания обители и города, названного в честь обители Далматовым, было принято решение провести археологические раскопки захоронения старца, воздать полагающиеся почести и вновь обрести главную святыню монастыря. 6 августа 1994 года состоялось обретение мощей преподобного Далмата, почивающих с того времени открыто в деревянной резной раке в Скорбященской церкви монастыря.

В 1997 году, к 300-летию преставления преподобного Далмата, были написаны служба и акафист ему.

В 2004 году патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил причислить основателя Свято-Успенского мужского монастыря Далмата Исетского к лику местночтимых святых Курганской епархии и включить имя преподобного Далмата Исетского в Собор Сибирских святых с установлением дня памяти 25 июня/8 июля [8].

4 февраля 2013 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви утвердил общецерковное прославление преподобного Далмата Исетского.

Преподобный Далмат широко почитается на Урале. В Далматовском монастыре ведутся записи свидетельств паломников и местных жителей о благодатной помощи и исцелениях по молитвам к преподобному Далмату.

В мае 2012 года была учреждена медаль Курганской и Шадринской епархии в честь святого преподобного Далмата Исетского двух степеней [9]

Иконография

К настоящему времени сложилась богатая иконографическая традиция изображения преподобного Далмата Исетского.

Судя по диапозитивам, портреты были выполнены предположительно в XVIII веке (возможно, в числе 8 живописных портретов по заказу архимандрита Иоакинфа в 60-70-х годах XVIII века тобольским иконописцем Матвеем Морозовым [12]), впоследствии поновлялись.

Далмат изображен вполоборота вправо, по пояс, облачен в клобук и мантию, правая рука с четками у груди, в левой высокий посох, внизу - пространный текст с его биографией. Индивидуальные черты лица старца переданы условно: большие глаза, четкая линия бровей, тонкий прямой нос, впалые щеки, на лбу над переносицей несколько морщин, слегка вьющиеся с проседью волосы до плеч, длинная окладистая борода. Портрет был воспроизведен погрудно на литографии конца XIX века. (сохранилась фотография из архива Далматовского монастыря [13]).

Далмат назван преподобным на тоновой литографии, изданной в Екатеринбурге в 1890-х годах (цензорское разрешение 1890 г. прот. Симеона Вишнякова, экземпляры в частных собраниях). К первоначальному портрету восходит образ святого с нимбом конца XIX - начала XX века, очевидно, в технике хромолитографии (сохранилась фотография из архива Далматова монастыря), а также несколько современных образов: икона 1990-х годов - дар Далматовскому монастырю игумена Тихона (Затёкина) в бытность его наместником Верхотурского Никольского монастыря (Святой представлен на фоне монастырских построек, повторяющих вид обители на хромолитографии Е. И. Фесенко 1902 года; подобный образ - в Верхотурском монастыре); икона 1994 года насельника монастыря иконописца иеромонаха Давида (Эрназарова) в круге (помещена во фронтальную часть раки); икона 1997 года работы О. Вороновой Воскресенская церковь г. Шадринска.

К прославлению Далмата в 1994 году в московской мастерской И. Исакова была написана икона святого, изображенного фронтально, по пояс. К празднованию 300-летия преставления в 1997 году одесский иконописец И. Н. Стоянов выполнил образ для церкви святителя Николая Чудотворца в с. Боровском (в настоящее время в скиту во имя Далмата Катайского района Курганской области) - преподобный представлен в клобуке, мантии, с благословляющей именословно десницей и посохом в левой руке.

Молитвословия

Тропарь, глас 4, утверждён Святейшим Синодом 29.07.2017 (в Службе Далматовского Успенского монастыря - "Ин тропарь" [15])

По́двигом до́брым подвиза́вся,/ посто́м, бде́нием и моли́твою любо́вь Христо́ву стяжа́л еси́,/ чу́дным же заступле́нием Бо́жия Ма́тере/ угро́зы неве́рных ни во что же вмени́в,/ я́ко свети́ло на тве́рди Небе́сней просия́л еси́,/ преподо́бне о́тче наш Далма́те,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Тропарь, глас 2 (из Службы Далматовского Успенского монастыря [15])

Ди́вный и сла́вный уго́дниче Христо́в,/ сла́вы и по́честей вся́ческих бе́гая,/ в пусты́ни Исе́тской всели́лся еси́,/ созида́я в моли́твах оби́тель твою́, а́ки сте́ны Иерусали́мския,/ засту́пничеством Цари́цы Небе́сныя чуде́сно обре́л еси́,/ стра́хом Бо́жиим к стопа́м твои́м поверга́я бы́вшаго врага́// и вно́вь воздви́гни сердца́ на́ша, отступле́нием оскверне́нныя.

Кондак, глас 4, утверждён Святейшим Синодом 29.07.2017 (в Службе Далматовского Успенского монастыря - "Ин кондак" [15])

От ю́ности Христа́ возлюби́вше,/ су́етная и мирска́я мудрова́ния презре́л еси́,/ му́жески же в пусты́ню всели́вшеся,/ вся напа́сти вра́жия победи́л еси́/ и до́брый во́ин Христо́в яви́лся еси́./ Помина́й нас, ве́рою чту́щих тя,// Далма́те преблаже́нне.

Кондак, глас 2 (из Службы Далматовского Успенского монастыря [15])

Моли́твами и ве́рою оби́тель свою́ огради́вый,/ зе́млю Исе́тскую изря́дно преобрази́вый,/ блаже́нным успе́нием честно́е ста́рчество запечатле́вый,/ явле́нием моще́й твои́х нас не оста́вивый,/ о́тче наш преподо́бне Далма́те,// и ны́не предста́ни и заступи́ чту́щих святу́ю па́мять твою́.

Литература

Использованные материалы

[2] Гос. архив г. Шадринска Курганской обл. Ф. 224

[3] см.: Манькова И. Л. Неопубликованные мат-лы по истории Далматовского Успенского мон-ря // Культура и быт дореволюционного Урала. Свердловск, 1989. С. 42-43.

[4] РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Д. № 663. Л. 318а

[5] ГА Шадринска Курганской обл. Ф. 683. Оп. 1. Д. 6. Л. 170 об.

[6] РГИА. Ф. 796. Оп. 7. № 40. Л. 91 об.- 92

[8] цит. по: Варнава (Аверьянов), игум. Почитание прп. Далмата Исетского и его попечение о нас // Четыре века православного монашества на Восточном Урале: Материалылы церковно-исторической конференции Екатеринбург, 2004. С. 68

[10] оба не сохранились, запечатлены на диапозитивах начала XX века из собрания С. М. Прокудина-Горского в Библиотеке Конгресса США, на фотографиях начала XX века из архива Далматовского Успенского монастыря - Пашков. 2000. С. 256-257. Ил. 39, 40

[11] Плотников Г. С. Описание мужского Далматовского Успенского монастыря и бывшего приписным к нему женского Введенского монастыря. Екатеринбург, 1906. С. 75

[12] Плотников Г. С. Описание мужского Далматовского Успенского монастыря и бывшего приписным к нему женского Введенского монастыря. Екатеринбург, 1906. С. 105

[13] Пашков А.А. Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь. Шадринск, 2000, с. 231. Ил. 1

[14] Пашков А.А. Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь. Шадринск, 2000, с. 59, 105, 256. Ил. 38

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

8 июля Русская Православная Церковь вспоминает преподобного Далмата Исетского, подвижника XVII века и основателя Успенского монастыря в Курганской области. Происходивший из казачьего рода, святой довольно долго находился на государевой службе, но после семейной трагедии решил удалиться от мира для общения с Богом.

Сын боярский

Мокринский-младший женился, стал отцом пятерых детей и, возможно, до самой старости был бы тобольским чиновником, но после смерти супруги в 1642-м году принял решение оставить мир и принять монашеский постриг в Невьянском монастыре с именем Далмат. Человека с огромным опытом организационной работы не могли не заметить, а потому настоятель вскоре предложил преподобному должность монастырского строителя. Искавший уединения Далмат не был настроен заниматься административно-хозяйственными делами, а потому принял решение покинуть обитель. Как и подобает отшельнику, преподобный нашел себе укромную пещеру на реке Исеть и продолжил в тишине свой молитвенный подвиг.

Спасенный Богородицей

Место, где в реку Исеть впадает речка Течь, называлось в народе Белым Городищем. Там-то, на высоком берегу, и нашел себе пристанище Далмат. Пещера, в которой поселился преподобный, находилась на земле, принадлежавшей татарину по имени Илигей. Он сдавал русским промысловикам из Ирбита и Невьянска богатые пушным зверем и рыбой пространства. Неизвестно, чем именно поселившийся в пещере Далмат, не евший мяса в принципе и вряд ли угрожавший рыбной популяции реки Исеть, досадил арендаторам, но под их нажимом Илигей неоднократно пытался прогнать монаха со своей земли.

Илигей неоднократно пытался прогнать монаха со своей земли

Первое общение Далмата с Илигеем закончилось мирно: свою роль сыграли татарские корни святого, возможно, даже отдаленное родство с хозяином земли. Загадкой в этой истории остается почти полная индифферентность и готовность смириться с жизнью инока в пещере некрещеного татарина – и яростное желание православных людей во что бы то ни стало прогнать отшельника. Илигею, очевидно, Далмат не доставлял никакого беспокойства, а разговор и даже обнаружение общего с подвижником окончательно убедили землевладельца оставить святого в покое. Но арендаторы не унимались.

В 1645-м году Илигей вторично отправился в пещеру Далмата. Очевидно, что жил татарин довольно далеко от Белого Городища, поскольку в дороге ему пришлось остановиться на ночлег. Во сне Илигею явилась Богородица с хлыстиком в руках. Божья Матерь не просто приказала оставить святого в покое, но и отдать ему землю, что землевладелец впоследствии и сделал. Кстати, по одной из версий, он направлялся в пещеру к Далмату не просто выгнать монаха, но лишить его жизни. Как бы то ни было, победа в этих событиях осталась за преподобным.

Устроитель обители

Успенский Далматовский мужской монастырь

Успенский Далматовский мужской монастырь

Хотя датой основания Успенского монастыря на Белом Городище считается 1644 год, иноки в обители преподобного Далмата стали появляться значительно позже. Как минимум год до передачи земель Илигеем святой жил в полном одиночестве. Неизвестно, когда к нему присоединился ученик священноинока Дорофея, нижегородский старец по имени Александр, но уже в 1651-м году братия обители обратилась к Царю Алексею Михайловичу с просьбой решить вопрос об установлении границ монастырских владений. В том же году многочисленные постройки обители были уничтожены в результате набега отрядов хана Девлет-Гирея. Чудом сохранившийся в огне образ Успения Богородицы стал главной святыней монастыря.

Чудом сохранившийся в огне образ Успения Богородицы стал главной святыней монастыря

К подвигам Далмата присоединился его сын, принявший монашество с именем Исаак. Именно он стал игуменом монастыря, а преподобный взял на себя духовное руководство жизнью братии. Уйдя в затвор, святой продолжал строго следить (скорее всего, через сына) за жизнью братии, о чем он указывал в письмах епархиальному начальству в Тобольск. В письмах Далмат сообщал и о выполнении монастырем военных функций: в степь для разведки посылались дозоры, выяснявшие сведения о перемещениях войск кочевников. Предупреждая гарнизонные войска о приближающейся опасности, монахи не имели возможности защитить монастырь, поэтому после набега в 1662-м башкирских племен братии под руководством Далмата вновь пришлось восстанавливать обитель, с чем они успешно справились.

Защитник гонимых

Монастыри XVII века в России были не только духовными, но хозяйственными центрами. А чтобы не отвлекать иноков от молитвы, к серьезным и требующим длительного времени работам привлекались крестьяне. Им предлагалось переселяться на территории, находившиеся в ведении обители, и разворачивать сельскохозяйственную и промысловую деятельность. Сибирь была в стадии освоения, а потому считалась местом возможностей и свободы. Неудивительно, что сюда в поисках лучшей жизни бежали крестьяне.


Власть имущие знали, что Далмат укрывает у себя беглецов, но добиться содействия в их выдаче от принципиального монаха не могли. Письменные запреты не действовали, а потому многие крестьяне могли рассчитывать на новую жизнь в монастырских землях. Не исключено, что преподобный принимал людей не только исходя из хозяйственного интереса монастыря. Об этом свидетельствует и его отказ от выдачи беглых. Очевидно, что любовь к ближнему была для преподобного важнее угождения жестокой бюрократии.

Любовь к ближнему была для преподобного важнее угождения жестокой бюрократии

Это ярко проявилось во время гонений на старообрядцев, укрывавшихся в монастыре. Власть жестоко преследовала несогласных с новыми церковными реформами, что заставило ревнителей старины бежать на окраины государства. Успенский монастырь преподобного Далмата не принял богослужебных и обрядовых изменений Патриарха Никона, что стало поводом для обвинения монахов в расколе. Сын преподобного Исаак был лишен должности игумена и вместе с другим насельником обители, Афанасием (будущим архиепископом Холмогорским), сослан на Енисей. Правда, через год оба вернулись в родную обитель и были восстановлены в должностях. Возможно, это стало результатом ходатайства преподобного Далмата, обладавшего высоким авторитетом.

Покровитель Сибири

Мощи преподобного Далмата Исетского

Мощи преподобного Далмата Исетского Далмат Исетский прожил более ста лет и в 1697-м году мирно отошел ко Господу. По существовавшей на Руси монашеской традиции еще при жизни, задолго до успения, святой изготовил себе гроб. В нем преподобный и был похоронен в алтаре монастырской церкви. Позже на месте погребения Далмата была устроена усыпальница, а уже в XIX веке в Пермскую духовную консисторию было подано несколько прошений с просьбой построить на могиле часовню. Идея, правда, не встретила поддержки, но вода камень точит: благодаря широкому народному почитанию и совершавшимся на могиле святого чудесам, в официальных церковных документах преподобного начали именовать преподобным, установили ежегодный крестный ход на день памяти святого, а на Поместном Соборе 1917–1918 годов включили упоминание о Далмате в службу всем русским святым.

Далмат Исетский 4 февраля 2013 г. удостоен общецерковного почитания

В 2004-м году Далмат Исетский был официально признан Церковью местночтимым святым Курганской епархии, а 4 февраля 2013 – удостоен общецерковного почитания. Преподобного считают покровителем Сибири, а еще у могилы Далмата с давних пор молились перед отправкой в армию новобранцы. Ведь у гробницы преподобного вплоть до революции лежали шлем и кольчуга, которые Илигей подарил монаху в знак примирения. Некоторые паломники сообщали об исцелении от болезней после соприкосновения с доспехами Далмата. Почитается святой и среди единоверцев, как хранитель церковного предания и верный Церкви подвижник.

Календарь

Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (переходящее празднование в субботу сырной седмицы). Прп. Льва, еп. Катанского (ок. 780). Прмчч. Валаамских: Тита, Тихона, Геласия, Сергия, Варлаама, Саввы, Конона, Сильвестра, Киприана, Пимена, Иоанна, Самона, Ионы, Давида, Корнилия, Нифонта, Афанасия, Серапиона, Варлаама, Афанасия, Антония, Луки, Леонтия, Фомы, Дионисия, Филиппа, Игнатия, Василия, Пахомия, Василия, Феофила, Иоанна, Феодора, Иоанна (1578).

Сщмч. Николая Розова пресвитера (1938).

Рим., 115 зач., XIV, 19–26. Мф., 16 зач., VI, 1–13. Прпп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27–30.


Житие преподобного Далмата Исетского , Пермского


День памяти

Празднование памяти преподобного Далмата Исетского, Пермского

Преподобный Далмат, в миру Дмитрий Иванович Мокринский, родился в 1594 году в городе-крепости (остроге) Березове. Жил в Тобольске, состоял на государевой службе, был женат, имел детей. Отец его был казачьим атаманом, мать, как некоторые считали, — дочерью новокрещенного татарина из рода мурзы Илигея, владельца земель по берегам реки Исети.

После смерти жены Дмитрий Мокринский ушел в Невьянский монастырь, где и был наречен Далматом. За свою начитанность и приверженность к вере Далмат пользовался таким уважением братии, что они вознамерились поставить его настоятелем. Но, не желая этой чести, стремясь к уединению, Далмат тайно покинул Невьянский монастырь и ушел на дальнее поселение, захватив с собою родовую икону Успения Божией Матери.

По совету жителя Киргинской слободы Семена Сосновского Далмат выбрал для уединения высокий обрывистый холм — урочище Белое Городище, при слиянии рек Течи и Исети. Первым жилищем его была пещера около чистого ключа.

Второй раз Далмата спасло чудо – божественное прозрение татарского мурзы. По дороге к пещере Далмата Илигея настигла ночь, и во сне ему было видение: Богородица в багряных ризах с хлыстиком в руках повелевала татарскому мурзе не только не трогать старца, но и отдать ему вотчину. Илигея охватил ужас и во искупление своих грехов он передал Далмату владения на Белом Городище весной 1646 года. Это послужило началом основания Далматовского Успенского мужского монастыря.

В 1659 году по указу царя были установлены границы монастырской вотчины. Получив царскую жалованную грамоту, монастырь стал законным владельцем земельных угодий на реке Исети. В дальнейшем территория монастыря еще не раз расширялась за счет приобретения татарских земель.

В 1662–1664 годах обитель опять подверглась опустошительным нападениям башкирских кочевых племен и внуков последнего сибирского хана Кучума. Но после каждого разорения обитель вновь отстраивалась. Старец Далмат пережил тяжелые годины бедствий и испытаний. Несколько раз он был близок к смерти, дважды на его глазах монастырь был уничтожен до основания и дважды он снова возводил его из груды пепла и развалин.

Далмат, не искавший по своему смирению суетной славы и власти, до самой смерти остался лишь простым старцем-иноком, несмотря на то, что ему, как основателю, устроителю и руководителю монастыря, по праву принадлежало и настоятельство в нем. Но хотя официально монастырем управляли другие старцы, авторитет Далмата был велик, и его слово было решающим. Он всегда был сторонником строгого соблюдения канонов, и никакие обстоятельства не могли заставить его отступить от них. В таком же духе он наставлял и монастырскую братию.

Умер Далмат 25 июня 1697 году в возрасте 103 лет. Старец был похоронен в монастыре на месте самой первой церкви, когда-то сожженной кочевниками.

В 2004 году, преподобный Далмат Исетский, Пермский был причислен к местночтимым святым Курганской епархии, и почитается в Соборе Сибирских святых.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на официальный сайт прихода церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы села Суворово Дивеевского района Нижегородской области обязательна


Далмат Исетский

Го­род Дал­ма­то­во – од­но из пер­вых рус­ских по­се­ле­ний в За­ура­лье, стар­ше со­сед­них го­ро­дов Шад­рин­ска и Кур­га­на, стар­ше да­же Санкт-Пе­тер­бур­га, а го­род Ка­менск-Ураль­ский на­чал­ся с по­се­лья на зем­лях Дал­ма­тов­ско­го мо­на­сты­ря на ре­ке Же­ле­зян­ке. Это вре­мя за­се­ле­ния Си­би­ри рус­ски­ми людь­ми – про­дви­же­ние Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства на во­сток. Свое на­зва­ние го­род по­лу­чил от Дал­ма­тов­ско­го Успен­ско­го муж­ско­го мо­на­сты­ря, ос­но­ва­те­лем ко­то­ро­го стал в да­ле­ком 1644 го­ду от Рож­де­ства Хри­сто­ва ста­рец Дал­мат.

До по­стри­же­ния в мо­на­хи пре­по­доб­ный Дал­мат в ми­ру был Дмит­ри­ем Ива­но­ви­чем Мок­рин­ским. Ро­дил­ся он в 1594 го­ду в го­ро­де-кре­по­сти (остро­ге) Бе­ре­зо­ве. Жил в То­боль­ске, со­сто­ял на го­су­да­ре­вой служ­бе, был же­нат, имел де­тей. Отец его был ка­за­чьим ата­ма­ном, мать, как неко­то­рые счи­та­ли, – до­че­рью но­во­кре­щен­но­го та­та­ри­на из ро­да мур­зы Или­гея, вла­дель­ца зе­мель по бе­ре­гам ре­ки Ис­е­ти.

По­сле смер­ти же­ны Дмит­рий Мок­рин­ский ушел в Невьян­ский мо­на­стырь, где и был на­ре­чен Дал­ма­том. За свою на­чи­тан­ность и при­вер­жен­ность к ве­ре Дал­мат поль­зо­вал­ся та­ким ува­же­ни­ем бра­тии, что воз­на­ме­ри­лись они по­ста­вить Дал­ма­та на­став­ни­ком. Но, не же­лая этой че­сти, стре­мясь к уеди­не­нию, Дал­мат тай­но по­ки­нул Невьян­ский мо­на­стырь и ушел на даль­нее по­се­ле­ние, за­хва­тив с со­бою ро­до­вую ико­ну Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри. Нет, не убо­гий ста­рец ухо­дил в ино­че­ский по­двиг, а че­ло­век, рас­счи­ты­вав­ший на свои си­лы и Бо­жию по­мощь. Ведь ему при­шлось нести на се­бе не толь­ко тя­же­лую ико­ну, но и все, что необ­хо­ди­мо для уеди­нен­но­го бы­тия.

По со­ве­ту жи­те­ля Кир­гин­ской сло­бо­ды Се­ме­на Сос­нов­ско­го Дал­мат вы­брал для уеди­не­ния удоб­ное в гео­гра­фи­че­ском от­но­ше­нии ме­сто – вы­со­кий об­ры­ви­стый холм – бе­рег ре­ки Ис­е­ти, уро­чи­ще Бе­лое Го­ро­ди­ще – при сли­я­нии рек Те­чи и Ис­е­ти. Пер­вым жи­ли­щем его бы­ла пе­ще­ра око­ло чи­сто­го клю­ча.

Вто­рой раз Или­гей воз­же­лал со­гнать стар­ца, но Дал­ма­та спас­ло чу­до – бо­же­ствен­ное про­зре­ние та­тар­ско­го мур­зы. По до­ро­ге к пе­ще­ре Дал­ма­та Или­гея на­стиг­ла ночь, и во сне ему бы­ло ви­де­ние: Бо­го­ро­ди­ца в баг­ря­ных ри­зах с хлы­сти­ком в ру­ках по­веле­ва­ла та­тар­ско­му мур­зе не толь­ко не тро­гать стар­ца, в том чис­ле и злым сло­вом, но и от­дать ему вот­чи­ну. Или­гея охва­тил ужас, и во ис­куп­ле­ние сво­их гре­хов он пе­ре­дал Дал­ма­ту вла­де­ния на Бе­лом Го­ро­ди­ще вес­ной 1646 г. Та­ким об­ра­зом, мо­на­стыр­ская ле­ген­да пред­став­ля­ла пе­ре­да­чу зе­мель­ных уго­дий ос­но­ва­те­лю мо­на­сты­ря как доб­ро­воль­ное по­жа­ло­ва­ние. Ско­рее все­го, Дал­мат до­го­во­рил­ся с Или­ге­ем об арен­де этой зем­ли за бо­лее вы­со­кую пла­ту, чем преды­ду­щие арен­да­то­ры – Ко­роле­вы и Ши­пи­цы­ны.

Спу­стя 5 лет, в 1651 г., стар­цы об­ра­ти­лись с че­ло­бит­ной к ца­рю Алек­сею Ми­хай­ло­ви­чу и то­боль­ско­му во­е­во­де Б.Б. Ше­ре­ме­тье­ву с прось­бой о по­жа­ло­ва­нии им этих зе­мель. В 1659 го­ду по ука­зу ца­ря бы­ли уста­нов­ле­ны гра­ни­цы мо­на­стыр­ской вот­чи­ны. По­лу­чив цар­скую жа­ло­ван­ную гра­мо­ту, мо­на­стырь стал за­кон­ным вла­дель­цем зе­мель­ных уго­дий на р. Ис­е­ти. В даль­ней­шем тер­ри­то­рия мо­на­сты­ря еще не раз рас­ши­ря­лась за счет при­об­ре­те­ния та­тар­ских зе­мель.

Мо­на­стырь за­ни­мал вы­год­ное стра­те­ги­че­ское и гео­гра­фи­че­ское по­ло­же­ние и по­это­му стал свое­об­раз­ны­ми во­ро­та­ми для за­се­ле­ния об­шир­но­го Ис­ет­ско­го края. Он с пер­вых лет ос­но­ва­ния ма­нил к се­бе все но­вых и но­вых по­се­лен­цев. Пер­вы­ми рус­ски­ми по­се­лен­ца­ми бы­ли ис­ет­ские ка­за­ки, по­том­ки ка­зац­кой дру­жи­ны Ер­ма­ка. Слух о но­вом мо­на­сты­ре рас­про­стра­нил­ся, и сю­да ста­ли при­бы­вать лю­ди из Вер­хо­тур­ско­го уез­да, с Усо­лья и дру­гих мест, при­но­ся сю­да свои фа­ми­лии и про­зва­ния, жи­ву­щие и по­ныне.

В 1662–1664 гг. пу­стынь опять под­верг­лась опу­сто­ши­тель­ным на­па­де­ни­ям баш­кир­ских ко­че­вых пле­мен и вну­ков по­след­не­го си­бир­ско­го ха­на Ку­чу­ма. Но по­сле каж­до­го ра­зо­ре­ния оби­тель вновь от­стра­и­ва­лась. Ста­рец Дал­мат пе­ре­жил тя­же­лые го­ди­ны бед­ствий и ис­пы­та­ний. Несколь­ко раз он был бли­зок к смер­ти, два­жды на его гла­зах мо­на­стырь был уни­что­жен до ос­но­ва­ния, и два­жды он сно­ва воз­во­дил его из гру­ды пеп­ла и раз­ва­лин.

Дал­мат, не ис­кав­ший по сво­е­му сми­ре­нию су­ет­ной сла­вы и вла­сти, до са­мой смер­ти остал­ся лишь про­стым стар­цем-ино­ком, несмот­ря на то, что ему как ос­но­ва­те­лю, устро­и­те­лю и ру­ко­во­ди­те­лю мо­на­сты­ря по пра­ву при­над­ле­жа­ло и на­сто­я­тель­ство в нем. Но хо­тя офи­ци­аль­но мо­на­сты­рем управ­ля­ли дру­гие стар­цы (так, в 1667 г. игу­ме­ном мо­на­сты­ря был на­зна­чен сын Дал­ма­та Иса­ак), ав­то­ри­тет Дал­ма­та был ве­лик, и его сло­во бы­ло ре­ша­ю­щим. Он все­гда был сто­рон­ни­ком стро­го­го со­блю­де­ния ре­ли­ги­оз­ных ка­но­нов, и ни­ка­кие об­сто­я­тель­ства не мог­ли за­ста­вить его от­сту­пить от них. В та­ком же ду­хе он на­став­лял и мо­на­стыр­скую бра­тию.

Умер Дал­мат 25 июня 1697 г. в воз­расте 103 лет. Сле­до­ва­тель­но, год его рож­де­ния – 1594 г. Он был по­хо­ро­нен в мо­на­сты­ре на ме­сте са­мой пер­вой церк­ви, ко­гда-то со­жжен­ной ко­чев­ни­ка­ми. Еще при жиз­ни Дал­мат из­го­то­вил се­бе гроб (вы­дол­бил из боль­шо­го де­ре­ва), ко­то­рый дол­гие го­ды хра­нил­ся в са­рае. Для за­хо­ро­не­ния Дал­ма­та был со­ору­жен кир­пич­ный склеп. В 1707 г. над скле­пом бы­ла по­стро­е­на де­ре­вян­ная усы­паль­ни­ца или ча­сов­ня.

Усы­паль­ни­ца Дал­ма­та бы­ла глав­ной свя­ты­ней мо­на­сты­ря. За ней сле­ди­ли, вос­ста­нав­ли­ва­ли по­сле по­жа­ров, под­нов­ля­ли, укра­ша­ли. Са­ма гроб­ни­ца бы­ла рас­пи­са­на сю­же­та­ми и сти­ха­ми о пер­во­на­чаль­ной ис­то­рии мо­на­сты­ря и ино­че­ском по­дви­ге ее ос­но­ва­те­ля.

От го­да к го­ду все боль­ше лю­дей при­хо­ди­ло в мо­на­стырь, чтобы по­мо­лить­ся в усы­паль­ни­це Дал­ма­та, взять во­ды из род­ни­ка. На­род­ная па­мять хра­ни­ла рас­ска­зы о вы­здо­ров­ле­нии стра­дав­ших неду­гом по­сле мо­лит­вы в ча­совне Дал­ма­та, а во­да из род­ни­ка счи­та­лась це­леб­ной. Дал­ма­та ста­ли счи­тать по­кро­ви­те­лем во­и­нов, и пе­ред от­прав­кой в ар­мию мо­ло­дые лю­ди обя­за­тель­но при­хо­ди­ли к его гроб­ни­це, на­де­ва­ли на се­бя коль­чу­гу и ши­шак, тем са­мым как бы по­лу­чая обе­рег. Та­ким об­ра­зом, на­род­ная мол­ва со­зда­ла во­круг име­ни Дал­ма­та, его мо­ги­лы и ве­щей оре­ол свя­то­сти.

К 300-ле­тию пре­став­ле­ния свя­то­го в 1997 г. бы­ли со­став­ле­ны ему служ­ба и ака­фист. В 2004 го­ду по бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха всея Ру­си Алек­сия II пре­по­доб­но­го Дал­ма­та Ис­ет­ско­го при­чис­ли­ли к мест­но­чти­мым свя­тым Кур­ган­ской епар­хии, по­чи­та­е­мо­му в ли­ке Со­бо­ра Си­бир­ских свя­тых, с уста­нов­ле­ни­ем дня па­мя­ти 8 июля.

Читайте также: