Гулльский инцидент 1904 года кратко

Обновлено: 07.07.2024

Решение о подготовке похода этой эскадры правительство приняло в апреле 1904 года, однако работы по ремонту старых судов и достройке новых требовали много времени, поэтому из Кронштадта в Ревель подразделение вышло лишь 29 августа. В Ревеле корабли простояли еще около месяца, после чего были переправлены в Либаву, куда подвезли запасы угля и различных материалов. Таким образом, в поход на Дальний Восток эскадра вышла только 2 октября, и то не в полном составе. Кроме двух крейсеров, к переходу оказались не готовы часть миноносцев и транспорты. Они догоняли эскадру каждый в отдельности, по мере завершения подготовки.

Следует также отметить, что ни офицеры, ни команда не имели времени досконально изучить корабли, на которых им предстоит служить. В командах было много необстрелянной молодежи — офицеров, досрочно выпущенных из морского кадетского корпуса. Хватало там и призванных из запаса моряков торгового флота. Понятно, что часть экипажей не имела ни опыта, ни достаточных знаний, а другие либо успели благополучно все забыть, либо не имели военной подготовки.

Заметим, что перед началом похода эскадра ни разу не выходила в плавание полным составом, число проведенных стрельб и торпедных атак было минимальным (не иначе, как боеприпасы экономили). Даже торпеды к походу как следует не подготовили! В результате при первой же попытке выстрелить большая часть снарядов попросту затонула. К тому же даже штаб командующего эскадрой не имел жесткой организации, начальника и, честно говоря, особого авторитета.

На пути к новому пункту назначения кораблям предстояло преодолеть около 18 000 миль. И на всем этом отрезке Россия не имела ни единой собственной базы. А ведь необходимо было обеспечить команду кораблей едой, водой, топливом. Кроме того, вставал вопрос ремонта и охраны судов от нападения противника. К тому же осадка новых броненосцев просто не позволяла преодолеть Суэцкий канал без предварительной разгрузки. Но на это ушло бы слишком много времени, поэтому эскадра разделилась: часть судов пошли через Средиземное море, а большие суда командующий эскадрой повел вокруг Африки. При этом Рожественский опасался просить разрешения на заход эскадры в чужие порты, поскольку это сразу же выдало бы, куда она направляется. Все это не могло не вызвать определенных осложнений (со сроками стоянок, снабжением кораблей углем, водой, провизией).

Но, несмотря на обстановку секретности, поход такого крупного морского подразделения не мог остаться незамеченным. Пресса всесторонне обсуждала этот вопрос, а значит, у японцев было время, чтобы создать на пути русских кораблей массу препятствий, а то и вообще организовать нападение. Поэтому правительство выделило для наблюдения и охраны наиболее опасных районов на пути следования эскадры (в Датских проливах, Суэцком канале и Красном море) 300 000 рублей.

Но вернемся к началу похода. В начале октября петербургский Главный морской штаб получил сведения о том, что на 2-ю эскадру в Северном (Немецком) море будет совершено нападение. Тогда адмирал Рожественский разделил подразделение на шесть отрядов. Они следовали друг за другом на расстоянии около 30 миль. Первыми шли два отряда миноносцев, за ними — два отряда крейсеров. И только потом шли броненосцы — самая ценная часть эскадры, причем, в первом отряде броненосцев были устаревшие суда, а во втором — только что сошедшие со стапелей.

Заметим, такая дистанция между группами судов считается угрожающе малой: в случае непредвиденной задержки корабли в ночное время вообще могли столкнуться. При этом головные отряды не получили задания осуществлять разведку пути, связь не была организована, главные силы эскадры шли вообще без охранения. Все это не отвечало требованиям организации перехода эскадры в военное время. И вряд ли адмирал Рожественский, принявший такой походный порядок, был не в курсе этого.

Эскадра незамедлительно прошла Ла-Манш и 13 октября остановилась в испанском порту Виго, где и находилась до разрешения конфликта между Англией и Россией. Дело в том, что в причастности к Гулльскому инциденту сразу же стали подозревать Англию: эта страна находилась в союзе с Японией и всячески демонстрировала свою враждебность Российской империи. Вполне возможно, что союзники попросту прибегли к провокации, которая должна была задержать продвижение 2-й эскадры, что, в свою очередь, далеко не лучшим образом отразилось бы на положении России на Дальнем Востоке. Тем более, что английские газеты поспешили раструбить о том, что корабли, принадлежавшие России, не оказали пострадавшим необходимой помощи. Конфликт грозил перерасти в открытое столкновение. Поэтому адмирал Рожественский согласился на проведение международного расследования Гулльского инцидента.

Результаты работы международной следственной комиссии, в состав которой входили представители ОТТА, Великобритании, России, Франции и Австро-Венгрии, не пролили свет на события того дня. За два месяца специалисты так и не смогли установить, кто же именно атаковал суда 2-й эскадры. Зато на голову Рожественского посыпались многочисленные обвинения в том, что он оставил расстрелянных им рыбаков без помощи, ведь якобы опасности для русских кораблей не было.

Конечно, моряки и офицеры 2-й Тихоокеанской эскадры прекрасно понимали, что в их ситуации и с такой техникой на победу рассчитывать нельзя. Но и смертниками они себя не чувствовали. Офицеры верили: им удастся прорваться во Владивосток, хотя, вероятно, будут большие повреждения. Да что там говорить! Ни один моряк даже предположить не мог, что русский флот будет попросту уничтожен. И сам ход войны, и результаты сражения 10 августа 1904 года говорили о том, что Рожественскому для прорыва во Владивосток следует лишь удерживать курс и строй, учитывая ошибки командования эскадры Порт-Артура.

В общем, что на самом деле повлияло на исход сражения японского и русского флота у острова Цусима, неизвестно. Сумеют ли военные историки когда-нибудь досконально объяснить происшедшее, или исход боя так и останется среди неразрешимых загадок истории? Время покажет…


В 1904 году на Дальнем Востоке разгоралась русско-японская война. С балтийской базы в Либаве (сейчас латвийский город Лиепая) на подмогу осаждённой крепости Порт-Артур отправилась Вторая тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского.

​Вице-адмирал З. П. Рожественский - Гулльский инцидент: тайна трагедии у Доггер-банки | Военно-исторический портал Warspot.ru

Вице-адмирал З. П. Рожественский

И трагедия действительно произошла. Всё развернулось в районе Доггер-банки – крупнейшей отмели Северного моря, расположенной у берегов Англии и издревле являющейся традиционным местом рыбного лова.

​Доггер-банка (обведена красным) - Гулльский инцидент: тайна трагедии у Доггер-банки | Военно-исторический портал Warspot.ru

Доггер-банка (обведена красным)


Обнаружив, что стрельба ведётся по невооружённым гражданским судам и собственным кораблям, Рожественский немедленно отдал приказ о прекращении огня, который был подан прожектором. Прекратив огонь, эскадра продолжила путь.

​Следы от попадания осколков на одном из траулеров - Гулльский инцидент: тайна трагедии у Доггер-банки | Военно-исторический портал Warspot.ru

Следы от попадания осколков на одном из траулеров

​Британская открытка, изображающая Гулльский инцидент - Гулльский инцидент: тайна трагедии у Доггер-банки | Военно-исторический портал Warspot.ru

Британская открытка, изображающая Гулльский инцидент

​Британские рыбаки, вызванные для дачи свидетельских показаний - Гулльский инцидент: тайна трагедии у Доггер-банки | Военно-исторический портал Warspot.ru

Британские рыбаки, вызванные для дачи свидетельских показаний

Как бы то ни было, считать полностью разгаданной тайну трагедии у Доггер-банки нельзя. К сожалению, нет никаких надежд на то, что на неё прольётся свет – слишком много времени прошло. Море умеет хранить свои секреты.

​Памятник рыбакам, пострадавшим в инциденте - Гулльский инцидент: тайна трагедии у Доггер-банки | Военно-исторический портал Warspot.ru

Памятник рыбакам, пострадавшим в инциденте


Гулльский инцидент (происшествие в Северном море) — атака российской Второй Тихоокеанской эскадрой британских рыболовецких судов в ночь на 22 октября 1904 года в районе Доггер-банки (Северное море), недалеко от английского города Халл (Гулль). В Великобритании инцидент известен также под названием Русский произвол (англ. The Russian Outrage )

Содержание

Предыстория

Вторая Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского была сформирована из кораблей Балтийского флота и направлялась на Дальний Восток для участия в русско-японской войне и деблокирования осаждённого в Порт-Артуре флота. Переход осуществлялся в условиях повышенной боевой готовности. Имелись разведдонесения о возможности атаки кораблей эскадры японскими диверсионными силами. Великобритания, не вступая в войну, поддерживала Японию, что усугубляло опасения командования эскадры на переходе мимо английских берегов. Миноносцы, входившие в состав эскадры, получили следующие приказания:



Важным новшеством в распоряжении Рожественского было то, что приказ открыть стрельбу мог дать и вахтенный начальник, если хорошо освещённый миноносец или неприятельский корабль вообще находится на расстоянии не большем 10 кабельтовых в то время, когда личный состав не успел ещё занять своих мест по боевому расписанию.

Происшествие

Стрельбу броненосный отряд вёл в течение 10—20 мин.

Последствия

Британская пресса после Гулльского инцидента выступила с очень резкими антироссийскими заявлениями, в частности выдвигались требования немедленного возврата Второй тихоокеанской эскадры обратно в Кронштадт и предания адмирала Рожественского суду военного трибунала.

Вопрос был урегулирован дипломатическим путем. Россия уплатила английскому правительству 65 000 фт. ст., которыми и были вознаграждены пострадавшие.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 22 октября 2011.

Краткий курс истории. Гулльский скандал

В ночь на 22 октября 1904 года в ходе Русско-японской войны произошел так называемый Гулльский инцидент: русская эскадра, двигавшаяся на помощь осажденному городу Порт-Артур, по ошибке потопила несколько английских рыболовецких кораблей в Северном море. Случился огромный международный скандал.

Разведка донесла

В начале Русско-японской войны японцы осадили русский город Порт-Артур (ныне район города Далянь в Китае). На помощь ему из Балтийского моря выдвинулась Вторая тихоокеанская эскадра русского флота во главе с вице-адмиралом Зиновием Рожественским. С самого начала этого мероприятия имелись разведданные о том, что у берегов Англии эскадру могут поджидать вражеские миноносцы. Положение усугублялось тем, что Англия поддерживала Японию в этой войне. Оказавшись в водах близ Англии, экипажи кораблей русской эскадры заметно нервничали. Плохая видимость по причине густого тумана, образовавшегося 20 октября, способствовала накалу обстановки.

Краткий курс истории. Гулльский скандал

Оборона Порт-Артура

Краткий курс истории. Гулльский скандал

Большой резонанс

Краткий курс истории. Гулльский скандал

Международная комиссия по расследованию Гулльского инцидента

Читайте также: