Трактат по общей социологии парето кратко

Обновлено: 07.07.2024

Парето выделял также правящую и неправящую элиты. Представители потенциальной элиты (контрэлиты) наделены характерными для элиты качествами, но не обладают властью из-за своего социального статуса. Постепенно правящая элита начинает неэффективно управлять обществом и вырождаться, и тогда активизируется контрэлита, имеющая притязания на власть. Вместе с тем, чтобы прийти к власти, ей необходима поддержка масс, которые она побуждает к активным действиям и посредством которых свергает правящую элиту. Очередная правящая элита со временем также утратит свои выдающиеся качества, придет в упадок и будет отстранена от власти новой контрэлитой. Через некоторое время процесс циркуляции элит повторится вновь и вновь. Парето полагал, что постоянная смена и циркуляция элит позволяет понять историческое движение общества, которое предстает как история постоянной смены аристократий: их возвышений, властвования, упадка и замены новым правящим привилегированным меньшинством. Поэтому революции, по убеждению Парето, представляют лишь борьбу элит, смену правящей и потенциальной элиты.

В последний год жизни Парето в Италии уже установился фашистский режим. Некоторые видные деятели этого режима, и прежде всего сам Муссолини, считали себя учениками профессора. В связи с этим в 1923 году он был удостоен звания сенатора Италии, которое, однако, не принял. В целом он настороженно относился к новому режиму. Парето хотел перемен в обществе, которые мог привнести дуче, используя силовые методы, но его не покидало чувство тревоги, так как Муссолини мог перейти к злоупотреблению властью и установить диктатуру.

Умер Парето 20 августа 1923 года на своей вилле в Селиньи. Там же он и был похоронен.

БЕН ШАН. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

БЕН ШАН. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ К середине 60-х годов Бен создал большое количество мозаичных фресок: в синагоге в Нэшвилле, Буффало и Нью-Хэвене, для нескольких колледжей и других общественных зданий. Также он закончил две большие важные работы. Одна из них была фреска, которую

Последние годы. Последние работы. Смерть

Последние годы. Последние работы. Смерть Последние годы своей жизни Микельанджело работал больше всего как архитектор. Стихи его последних лет либо непосредственно, либо через платонические мотивы толковали по преимуществу идею божественности в красоте; религиозные

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ В Соединенных Штатах Керенский сразу включился в привычную деятельность. Он активно печатался в русской и американской прессе. Главной темой его публикаций была европейская война. Керенский крайне негативно отнесся к заключению советско-германского

Последние годы

Последние годы Как жил Пруст в последние годы? Многие друзья считали его мнимым больным, но он был действительно болен. К тому же сжигал себя кошмарным режимом (ночью — работа, сон — днем), снотворными и иными лекарствами и напряженной работой. Он все время вносил

Последние годы

Последние годы

Последние годы Будучи временно отлучен от государственной деятельности, Черчилль все больше времени уделял своему любимому хобби — живописи. Но когда в конце 40-х годов ему предложили устроить выставку его работ, Уинстон скромно отказался: "Они не стоят того, чтобы их

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ В старости Эдвард Мунк страдал от высокого кровяного давления. Ему становилось дурно, как только он пытался нагнуться, чтобы поднять что-то. Он плохо ходил, волочил ноги. Часто чувствовал себя усталым и ложился отдохнуть. Плохо спал. Рано вставал и рано

IV. Организация производства винтовки (1891–1897 годы). Последние годы жизни (1897–1902 годы)

IV. Организация производства винтовки (1891–1897 годы). Последние годы жизни (1897–1902 годы) Создав русскую трёхлинейную винтовку, Мосин немедленно приступил к организации её производства. Он был не только конструктором, но и широко образованным инженером-технологом, за долгие

VI. Последние годы

VI. Последние годы В январе — феврале 1934 года проходил XVII съезд партии. Г. И. Петровский был одним из тех старых большевиков — делегатов съезда, которых тревожили ненормальные явления в партии, возникшие в связи с чрезмерным возвеличением и восхвалением личности Сталина.

Последние годы

Последние годы Заслужив славу непревзойденного специалиста в области нефтяной геологии, Лукас в последующие годы выполнял функции инженера-консультанта на месторождениях в России, Румынии, Мексике, Алжире и Соединенных Штатах. В знак признательности за его заслуги

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ Когда человек да на земле живет, Он яко трава в поле растет, А ум в человеке, яко цвет цветет. Духовный стих о смерти В Остроге у Ивана Федорова были хорошо налаженная типография, круг друзей и единомышленников, но тем не менее в начале 1583 года он покидает

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ После войны Василий Алексеевич смог заняться и теми делами, на которые в дни войны никак не хватало времени.Прежде всего он съездил в совхоз, носящий его имя и находящийся недалеко от города. Еще до войны Василий Алексеевич помог руководителям совхоза

Последние годы

Представитель формальной социолог Вильфредо Парето (1848–1923 гг.) рассматривал общество как систему, постоянно находящуюся в состоянии постепенного нарушения и восстановления равновесия. Вторым основополагающим звеном социологической концепции исследователя стала эмоциональная сфера человека, рассматриваемая автором как основа социальной системы.

Именно противостояние этих типов осадков является причиной борьбы тенденций к сохранению и изменению общественной жизни.




Область логических действий - это главным образом естественные науки, технология, некоторые военные, политические, юридические дей­ствия и экономика.

Другим важным элементом учения Парето была классификация социального действия. Социолог выделял два типа социального действия в зависимости от мотивации факторов:

1) логическое социальное действие осуществляется на основе разума и регулируемых норм;

2) нелогическое социальное действие характеризуется незнанием людей их совершающих истинных объектов связей между явлениями.

В сферу внимания Парето входили также процессы убеждения. Исследуя этот феномен, итальянский социолог выделил следующие его типы:

2) аргументы и рассуждения, опирающиеся на авторитет;

3) апелляция к чувствам, интересам;

Другим феноменом общественной жизни, изученным Парето, стала элита. Он определил ее как избранную часть населения, принимающую участие в управлении обществом. Как правило, между элитой и остальной массой населения постоян­но происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наи­более способная часть последнего пополняет состав элиты. Процесс об­новления высшего слоя Парето называет циркуляцией элит. Благодаря циркуляции элита находится в состоянии постепенной и непрерывной трансформации.

Циркуляция элит функционально необходима для поддержания соци­ального равновесия. Она обеспечивает правящую элиту необходимыми для управления качествами.

Согласно теории Парето, политические революции происходят вслед­ствие того, что либо из-за замедления циркуляции элиты, либо по дру­гой причине элементы низкого качества накапливаются в высших сло­ях. Революция выступает как своего рода альтернатива, компенсация и дополнение циркуляции элит.

Общепризнано, что Парето принадлежит к числу классиков социоло­гии. Он внес важный вклад в формирование представления об обществе как системе. Этот вклад состоит, в частности, в разработке концепции равновесия, взаимодействия и взаимозависимости всех элементов соци­альной системы, в отрицании односторонних и универсальных причинно-следственных связей между элементами, наконец, в положении о том, что каждый элемент может быть понят только в свете той роли, которую он играет по отношению к другим частям социальной системы. После­днее положение позволяет видеть в Парето одного из основоположни­ков структурно-функционального анализа в социологии.

(Курс политической экономии; Социалистические системы; Учебник политической экономии; Трактат по общей социологии; Краткое руководство по общей социологии)

Представитель формальной социолог Вильфредо Парето (1848–1923 гг.) рассматривал общество как систему, постоянно находящуюся в состоянии постепенного нарушения и восстановления равновесия. Вторым основополагающим звеном социологической концепции исследователя стала эмоциональная сфера человека, рассматриваемая автором как основа социальной системы.

Именно противостояние этих типов осадков является причиной борьбы тенденций к сохранению и изменению общественной жизни.

Область логических действий - это главным образом естественные науки, технология, некоторые военные, политические, юридические дей­ствия и экономика.

Другим важным элементом учения Парето была классификация социального действия. Социолог выделял два типа социального действия в зависимости от мотивации факторов:

1) логическое социальное действие осуществляется на основе разума и регулируемых норм;

2) нелогическое социальное действие характеризуется незнанием людей их совершающих истинных объектов связей между явлениями.

В сферу внимания Парето входили также процессы убеждения. Исследуя этот феномен, итальянский социолог выделил следующие его типы:

2) аргументы и рассуждения, опирающиеся на авторитет;

3) апелляция к чувствам, интересам;

Другим феноменом общественной жизни, изученным Парето, стала элита. Он определил ее как избранную часть населения, принимающую участие в управлении обществом. Как правило, между элитой и остальной массой населения постоян­но происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наи­более способная часть последнего пополняет состав элиты. Процесс об­новления высшего слоя Парето называет циркуляцией элит. Благодаря циркуляции элита находится в состоянии постепенной и непрерывной трансформации.

Циркуляция элит функционально необходима для поддержания соци­ального равновесия. Она обеспечивает правящую элиту необходимыми для управления качествами.

Согласно теории Парето, политические революции происходят вслед­ствие того, что либо из-за замедления циркуляции элиты, либо по дру­гой причине элементы низкого качества накапливаются в высших сло­ях. Революция выступает как своего рода альтернатива, компенсация и дополнение циркуляции элит.

Общепризнано, что Парето принадлежит к числу классиков социоло­гии. Он внес важный вклад в формирование представления об обществе как системе. Этот вклад состоит, в частности, в разработке концепции равновесия, взаимодействия и взаимозависимости всех элементов соци­альной системы, в отрицании односторонних и универсальных причинно-следственных связей между элементами, наконец, в положении о том, что каждый элемент может быть понят только в свете той роли, которую он играет по отношению к другим частям социальной системы. После­днее положение позволяет видеть в Парето одного из основоположни­ков структурно-функционального анализа в социологии.

Парето родился в Париже в 1848 году. Поскольку его семья была из Италии, то вскоре Парето вернулся на родину, где получил классическое гуманитарное, а в дальнейшем и техническое образование. Очень большое внимание исследователь изучает освоению математики. В начале 90-х годов, после многолетних исследовательских поисков Парето публикует несколько исследований в области математики и экономики, и в дальнейшем эти исследования станут основополагающими для его последователей, которые продолжали развивать идеи Парето в экономической теории.

По мнению Парето, обществу соответствует пирамидальная структура. На вершине располагается элита, которая направляет всю жизнь общества. Ей соответствует высокий уровень жизни, а также элита обладает достаточной властью, чтобы распоряжаться многочисленными ресурсами. Как предполагал исследователь, залогом успешного развития общества является своевременное обновление элиты, то есть должна быть организована циркуляция элит. В трудах Парето скептически относился к демократическому режиму. Он называет его демагогической плутократией, которая не заслуживает никакого доверия. Общества, где есть демократический режим, обречены на крах, просто это становится вопросом времени.

Основные научные труды Парето – это:

  • Курс политической экономии;
  • Учебник политической экономии;
  • Социалистические системы;
  • Трактат по общей социологии;
  • Краткое руководство по общей социологии.

Готовые работы на аналогичную тему

Большой вклад Парето сделал и в отрасль социологии. Следует сказать, что его теория элит стала одной из первых, которая затронула эту актуальную тему и сделала элиты непосредственным объектом социологических исследований. До этого были исследования политических элит, но они по большей части соотносили элиту с политическим режимом. Парето влияние режима не исключает, но все же стремится продемонстрировать значимость социальных изменений и общественных трансформаций, которые так или иначе оказывают влияние на социальные процессы.

Теория Парето

Свою теорию политических элит Парето разрабатывал одновременно с другим исследователем – Г. Моска. Но он работал независимо от Моска, и его разработки были уникальными. Как и Моска, Парето отталкивался от того, что миром во все времена должно управлять меньшинство. Оно избрано, обладает особыми характеристиками и имеет доступ к тем ресурсам, которыми может воспользоваться далеко не каждый человек. Это меньшинство и есть элита, наделенная особыми качествами.

Качества элит, по мнению Парето, выражаются в следующем:

  1. Врожденные психологические качества, которые определяют личность индивида;
  2. Приобретенные социальными качества, в том числе воспитание и идеологическое мировоззрение.

Элита разделяется на правящую, причем она может быть правящей опосредованно и не правящей. Правящая элита принимает участие в управлении отдельными категориями граждан. А вот не правящая элита обладает характерными для элиты качествами, но у членов элиты отсутствует доступ к руководству из-за того, что они имеют собственный социальный статус. Могут быть и другие барьеры, которые существуют в обществе, и в основном они касаются низких категорий граждан. Они добиваются успехов, но происходит это не с каждым. Важны личностные качества, выдержка, эмоциональная устойчивость и даже физическая подготовка.

Управляющая элита очень сплочена. Она ведет активную борьбу за сохранение своего положения, поскольку хочет доминировать и не готова уступать остальным. Развитие общества возможно только в том случае, если элиты подвижны и постоянно циркулируют. Таким образом, происходит смена нескольких видов элит:

Происхождение, детство

вильфредо парето теория элит

Родился Вильфредо в знатной семье, жившей в Париже. Отцом его был итальянский маркиз, высланный из Италии за республиканские и либеральные убеждения. Мать Парето по национальности француженка. Вильфредо, с детства свободно владевший обоими языками своих родителей, все-таки ощущал себя в большей степени итальянцем, нежели французом. В 1850 году семейству разрешили возвратиться в Италию, и именно с этой страной оказалась связана дальнейшая жизнь Вильфредо Парето (детство, юность и часть зрелого периода).

Образование

Парето получил как техническое, так и гуманитарное классическое среднее образование. Уже во время обучения он проявил интерес и склонность к математике. Затем Вильфредо продолжил свое обучение в Турине, в Политехническом университете, по окончании которого получил диплом инженера. Парето защитил в 1869 году диссертацию на тему принципов равновесия твердых тел. Понятие равновесия впоследствии будет одним из основных в его экономических и социологических работах.

Жизнь во Флоренции

События в личной жизни

В 1889 году Вильфредо женился на русской по происхождению девушке Александре Бакуниной. Однако жена оставила его в 1901 году и вернулась в Россию. Через год после этого он связал свою жизнь с Жанной Режи, которой посвятил главный свой труд, написанный в 1912 году ("Трактат по общей социологии"). Он был издан во Флоренции в 1916 году.

вильфредо парето основные идеи

Знакомство с работами итальянских экономистов, перелом в убеждениях

Парето в 1891 году познакомился с работами двух виднейших итальянских экономистов, Л. Вальраса и М. Панталеони. Теория экономического равновесия, развиваемая ими, оказала большое влияние на мировоззрение Вильфредо и впоследствии легла в основу его собственной социологической системы. К началу 90-х годов 19 века относится перелом в убеждениях Парето. Ученый стал на позиции антидемократизма и консерватизма. В период с 1892 по 1894 год Парето опубликовал ряд своих материалов по экономической теории.

Жизнь в Швейцарии

В 1893 году начинается новый период в жизни итальянского ученого. В это время он переехал в Швейцарию, где стал профессором политэкономии, а также руководителем кафедры в местном Лозаннском университете. Парето сменил на этом посту Л. Вальраса, весьма известного экономиста. Вильфредо учился на его работах и именно по его приглашению приехал в Лозанну. В это время Парето много занимался наукой и опубликовал ряд своих сочинений. В Швейцарии появился его "Курс политэкономии" (1896-1897), написанный на французском языке. Вместе с преподаванием политэкономии Парето в 1897 году начал читать в Лозаннском университете и курс социологии. А через год он получил колоссальное состояние в наследство от дяди. В 1901 году Парето приобрел виллу "Ангора", находящуюся в Селиньи, на берегу Женевского озера. Она стала его любимым местом отдыха и работы. В Париже в 1902 году была издана книга Парето "Социалистические системы" (на фото ниже).

вильфредо парето биография

А в Милане в 1907 году опубликовал "Учебник политической экономии" Вильфредо Парето. Основные труды его получили большую известность, однако самый главный труд его был еще впереди.

"Трактат по общей социологии"

Вильфредо пришлось прервать в 1907 году преподавательскую деятельность из-за болезни сердца. Через некоторое время, почувствовав улучшение здоровья, он принялся за работу над "Трактатом по общей социологии". Этот труд Вильфредо писал 5 лет, с 1907 по 1912 год. В 1916 году состоялась первая его публикация на итальянском языке, а через 3 года "Трактат" был напечатан на французском. Вильфредо Парето с этого времени и до конца своих дней занимался исследованиями лишь в области социологии. В Лозанском университете в 1918 году был торжественно отмечен его 70-летний юбилей.

Последние годы жизни

теория вильфредо парето

Итальянский социолог в начале 1920 годов опубликовал несколько интересных и важных работ. В 1921 году в Милане была издана "Трансформация демократии", в которой изложены в обобщенном виде все основные идеи этого ученого. Социолог в нескольких своих трудах сочувствовал итальянскому фашизму, которому он выражал идеологическую поддержку. Именно в это время, в 1922 году, Б. Муссолини (на фото выше) пришел к власти в Италии. Новое правительство чествовало Парето, многие члены его, включая и самого дуче, считали себя учениками Вильфредо. Парето в 1923 году стал сенатором Итальянского королевства. Тогда же он умер в Селиньи и был похоронен здесь.

вильфредо парето социология

Причины обращения к социологии

Как было сказано выше, Парето довольно поздно обратился к социологии, будучи уже известным специалистом в сфере политэкономии. С чем же это было связано? Вероятно, с тем, что Вильфредо перестала устраивать концепция "экономического человека", которая была рационалистической и в рамках которой ученый работал долгое время, изучая монополистический рынок, а также распределение в обществе доходов и некоторые другие экономические проблемы. Еще в созданных в конце 19 - начале 20 века работах заметен интерес автора к новой модели человека. В полной мере этот интерес был реализован в "Трактате по общей социологии" - объемной работе (около 2000 страниц текста).

Отказ от рационалистической модели

Парето не случайно решил отказаться от господствовавшей в то время рационалистической модели человека, хотя сам он многие годы был ее сторонником. В соответствии с данной моделью индивид сперва обдумывает действия, сообразуясь с целями, стоящими перед ним, а потом совершает поступки, приводящие к их достижению. Согласно концепции Парето, все происходит на самом деле наоборот. Сначала человек совершает под влиянием интересов и чувств определенные действия, а уже потом объясняет их, стремясь к обоснованности и правдоподобности интерпретаций. На этом, собственно говоря, и основана одна из главных концепций Вильфредо - теория нелогического действия.

Однако ученый не переходит на иррационалистические трактовки человеческих действий. Напротив, он пытается усилить рационализм, превратив его в "ультрарационализм", когда в дискурс включается не только логика, но и наблюдения и эксперимент для разоблачения иллюзий, которые используют люди для обмана самих себя и других, пытаясь скрыть действительные мотивы собственных поступков и действий.

Перейдем к рассмотрению теории, благодаря которой многим знакомо имя такого ученого, как Вильфредо Парето.

Теория элит

правило вильфредо парето

Парето является создателем теории элит. Он говорил об их постоянной смене. Историю итальянский исследователь называл кладбищем элит, привилегированных меньшинств, сражающихся за власть, приходящих к ней, пользующихся властью и сменяемых другими меньшинствами. Вильфредо отмечал, что для элит характерна тенденция к упадку. В свою очередь, "неэлиты" способны создать им достойных преемников. Это важно, поскольку зачастую дети не обладают выдающимися качествами своих родителей. Необходимость циркуляции и постоянной смены элит объясняется тем, что стоящие у власти теряют энергию, которая помогла им завоевать себе место под солнцем.

Элементы

Общество стремится к социальному равновесию, которое обеспечивается взаимодействием различных сил. Парето называл эти силы элементами. Вильфредо выделял 4 основных элемента: интеллектуальные, социальные, экономические и политические.

Психологическое неравенство людей

Теория Вильфредо Парето особое внимание уделяет мотивам поступков человека, поэтому политика для итальянского ученого в значительной мере является функцией психологии. Используя в анализе политики и общества психологический подход, Вильфредо объяснял психологическим неравенством людей многообразие социальных институтов. Он отмечал, что общество неоднородно, а индивиды различаются морально, физически и интеллектуально. Можно считать, что Вильфредо элиту определял по врожденным психологическим свойствам. Им даже была создана балловая система оценок, по которой выявлялись способности человека в той или иной сфере деятельности.

Благодаря чему элита удерживается у власти?

Элита в концепции Парето делится на 2 части: "неправящую" и "правящую". Последняя участвует в управлении, а первая далека от принятия властных решений. Малочисленный класс у власти удерживается частично своей силой, а частично из-за поддержки подчиненного класса. При этом, как отмечал Вильфредо Парето, теория элит которого подробно обоснована, "ресурс согласия" основан в первую очередь на умении находящихся у власти убедить в собственной правоте остальных. Вероятность согласия, как считал он, зависит от способности манипулировать эмоциями и чувствами толпы. Однако умение убеждать не всегда помогает удерживать власть, а значит, элита должна быть готова действовать и силой.

Два типа элиты

В теории элиты Парето выделяются 2 ее типа: "лисы" и "львы". Если политическая система стабильна, преобладают "львы". Неустойчивая система требует комбинаторов, новаторов, энергичных деятелей, поэтому появляются "лисы". Смена одной элиты другой является результатом того, что каждый из данных типов элит обладает своими преимуществами. Однако они перестают с течением времени удовлетворять потребностям руководства массами. Сохранение равновесия системы поэтому требует постоянной смены элит, по мере того как перед ними возникают повторяющиеся ситуации.

Закон Вильфредо Парето

Это еще одно интересное открытие Вильфредо. Иначе его называют принципом 20/80, или принципом Парето. Это эмпирическое правило, согласно которому 20% усилий дают нам 80 % результата, а оставшиеся 80 % - лишь 20 %. Правило Вильфредо Парето может применяться как базовая установка при проведении анализа факторов эффективности той или иной деятельности, целью которого является оптимизация результатов. Согласно кривой Парето, выбрав правильно минимум наиболее важных действий, мы получаем значительную часть от полного результата. Дальнейшие улучшения при этом неэффективны и могут являться неоправданными.

вильфредо парето

Цифры, приводимые в законе, конечно, нельзя считать абсолютно точными. Это, скорее, мнемоническое правило. Выбор чисел 80 и 20 - дань заслугам Вильфредо, который выявил структуру распределения доходов домохозяйств Италии. Он заметил, что 80 % доходов сосредоточено у 20 % семей.

Конечно, мы рассказали лишь в общих чертах о вкладе в науку, который внес Вильфредо Парето. Социология благодаря его работам стала активно развиваться. Внимание многих ученых было обращено к ней. Вильфредо Парето, основные идеи которого актуальны и сегодня, является одним из самых известных социологов и экономистов 19-20 вв.

1. Жизнь и научная деятельность

Вильфредо Парето родился 15 июля 1848 г. в Париже в семье италь­янского маркиза, выходца из Генуи, вынужденного эмигрировать из-за своих либеральных и республиканских убеждений. Мать Парето была француженкой, и он с детства одинаково хорошо владел языками обоих родителей; однако всю жизнь он ощущал себя прежде всего итальянцем.

В 90-е годы он предпринимает неудачную попытку заняться полити­ческой деятельностью. В это же время он активно занимается публици­стикой, чтением и переводами классических текстов.

В первой половине 90-х годов Парето публикует ряд исследований в области экономической теории и математической экономики. С 1893 г. и до конца жизни он был профессором политической экономии Лозан­нского университета в Швейцарии, сменив в этой должности известно­го экономиста Леона Вальраса.

В последний год жизни Парето в Италии уже установился фашистский режим. Некоторые видные деятели этого режима, и прежде всего сам дуче, считали себя учениками лозаннского профессора. В связи с этим в 1923 г. он был удостоен звания сенатора Италии. Парето выразил сдержанную под­держку новому режиму, одновременно призвав его быть либеральным и не ограничивать академических свобод. Умер Парето 19 августа 1923 г. в Се-линьи (Швейцария), где он жил последние годы своей жизни; там он и был похоронен.

2. Идейные истоки и особенности мировоззрения

Истоки социологического мировоззрения Парето многообразны. На него несомненно повлияли познания и опыт инженера, математика и экономи­ста, привыкшего иметь дело с точными данными и практической эффек­тивностью. Но были и такие влияния, которые исходили из сферы гумани­тарного и социального знания. В связи с этим помимо Леона Вальраса, автора теории экономического равновесия 1 , следует назвать, в частности, Никколо Макиавелли (прежде всего), а также социальный дарвинизм, ин-стинктивистскую психологию, Г. Лебона и Г. Тарда, итальянскую крими­нологическую школу, французского философа Жоржа Сореля с его теория­ми насилия и социального мифа, итальянского политического мыслителя Гаэтано Моску и его деление общества на управляющих и управляемых.

1 При этом в области общего мировоззрения Парето был антиподом Вальраса.

Исследователи научного творчества Парето единодушно подчеркива­ют огромное влияние эволюции, а точнее, радикальной метаморфозы его ценностных ориентации на формирование его социологических воззре­ний. Первоначально он, как и его отец, был сторонником демократичес­ких, либеральных и гуманистических взглядов. Но затем, примерно к 1900 г., наблюдая политическую жизнь современной ему Италии, Парето испытал глубокое разочарование в идеалах своей молодости. Это разоча­рование было обострено его эгоизмом, аристократическими пред­рассудками, неудачами в политической карьере и личной жизни. Как это нередко бывает с глубоко разочарованными людьми, пережившими серь­езный идейно-психологический кризис, доминирующими чертами его ми­ровоззрения и характера постепенно становятся пессимизм и цинизм.

В то же время подобная позиция противостояла точке зрения Дюрк-гейма, который, наоборот, видел задачу социологии в том, чтобы обо­сновать идеалы, доказать, что они глубоко и основательно укоренены в социальной действительности. Если Дюркгейм подчеркивал, что все религии истинны на свой лад, так как все они так или иначе выражают социальную реальность, то Парето, наоборот, стремится, по существу, доказать, что все религии ложны 3 , так как они лишь камуфлируют ис­тинные мотивы социального поведения. Если Дюркгейм утверждает, что наука не может и не должна разрушать объект, который она изучает, то Парето как раз стремится разрушить этот объект.

Философская антропология Парето направлена прежде всего против рационалистической модели человека, основанной на представлении о том, что человек сначала обдумывает свои поступки, а затем действует сообразно тому, что он задумал. С точки зрения итальянского социоло­га, человек, наоборот, сначала действует, а затем, post festum, придумы­вает обоснования своим уже совершенным действиям, объясняет (чаще всего ложно), рационализирует их. Эта позиция неожиданным образом оказывается близкой разработанной 3. Фрейдом концепции рационали­зации как одного из механизмов психологической защиты.

3. Социология как логико-экспериментальная наука

4. Логические и нелогические действия

Основу теории социального поведения у Парето составляет разделе­ние человеческих действий на логические и нелогические.

Область логических действий - это главным образом естественные науки, технология, некоторые военные, политические, юридические дей­ствия и экономика [там же, § 154].

I класс Инстинкт комбинаций 9

1а. Комбинации вообще

16. Комбинации подобных или противоположных вещей

1б1. Подобие и противоположность вообще

1б2. Редкие вещи; исключительные события

1б3. Страшные вещи и события

1б4. Состояние счастья, связанное с хорошими вещами; состояние несчастья, связанное с плохими вещами

1б5. Уподобляемые вещи, производящие следствия подобной природы; редко - противоположной природы

1в. Таинственная сила некоторых вещей и актов

1в1. Таинственная сила вообще

1в2. Имена, таинственно связанные с вещами

1г. Потребность в соединении осадков

1д. Потребность в логическом развертывании

1е. Вера в действенность комбинаций

II класс Настойчивость в сохранении агрегатов

II а. Настойчивость в сохранении отношений человека с другими

людьми и с местами

IIal . Семейные и коллективные отношения

II а2. Отношения с местами

II а 3 . Отношения социальных классов

II б. Настойчивость в сохранении отношений между живыми и мертвыми

II в. Настойчивость в сохранении отношений между умершим и вещами, которыми он обладал при жизни

II г. Настойчивость в сохранении абстракции

II д. Настойчивость в сохранении единообразия

II е. Чувства, превращенные в объективные реальности Пж. Персонификации

II з. Потребность в новых абстракциях

III класс. Потребность в проявлении своих чувств посредством внешних актов

IV класс. Осадки, связанные с социальностью

V класс. Единство индивида и того, что ему принадлежит

VI класс. Сексуальный осадок

Такое отношение - естественное следствие его методологии, согласно которой одно и то же учение может быть отброшено с эксперименталь­ной точки зрения и принято с точки зрения социальной полезности.

6. Общество как система в состоянии равновесия

Парето рассматривает общество как систему, состоящую из взаимо­зависимых частей. Системная ориентация составляет одну из важней­ших особенностей и достижений его социологии. Эта ориентация в ис­тории социологии сложилась главным образом под воздействием двух редукционистских моделей: организмической (общество как организм) и механистической (общество как механизм). Из этих двух моделей Па­рето, в отличие, например, от Дюркгейма, выбирает вторую, хотя иног­да опирается и на первую.

Понятие равновесия, как и понятие системы вообще, Парето заим­ствует из механики, химии и из экономической теории Л. Вальраса. Поскольку общество постоянно эволюционирует, то равновесие соци­альной системы является преимущественно динамическим. Главное значение в поддержании равновесия имеют чувства.

Свое представление о циклическом характере социального развития Парето реализует прежде всего в своей теории элиты, занимающей одно из главных мест в его социологической системе.

7. Теория элиты

Согласно Парето, индивиды неравны между собой в физическом, интеллектуальном, нравственном отношениях. Поэтому и социальное неравенство представляется ему совершенно естественным, очевидным и реальным фактом. Люди, которые обладают наиболее высокими показа­телями в той или иной области деятельности, составляют элиту 10 . В каж­дой сфере деятельности существует своя элита.

Характерные черты представителей правящей элиты: высокая степень самообладания; умение улавливать и использовать для своих целей сла­бые места других людей; способность убеждать, опираясь на челове­ческие эмоции; способность применять силу, когда это необходимо.

Как правило, между элитой и остальной массой населения постоян­но происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наи­более способная часть последнего пополняет состав элиты. Процесс об­новления высшего слоя Парето называет циркуляцией элит. Благодаря циркуляции элита находится в состоянии постепенной и непрерывной трансформации.

Циркуляция элит функционально необходима для поддержания соци­ального равновесия. Она обеспечивает правящую элиту необходимыми для управления качествами. Но если элита оказывается закрытой, т. е. циркуляция не происходит или происходит слишком медленно, это при­водит к деградации элиты и ее упадку. В то же время в низшем слое растет число индивидов, обладающих необходимыми для управления чер­тами и способных применить насилие для захвата власти. Но и эта новая элита утрачивает способность к управлению, если она не обновляется за счет представителей низшего слоя.

Согласно теории Парето, политические революции происходят вслед­ствие того, что либо из-за замедления циркуляции элиты, либо по дру­гой причине элементы низкого качества накапливаются в высших сло­ях. Революция выступает как своего рода альтернатива, компенсация и дополнение циркуляции элит. В известном смысле сущность револю­ции и состоит в резкой и насильственной смене состава правящей эли­ты. При этом, как правило, в ходе революции индивиды из низших слоев управляются индивидами из высших, так как последние облада­ют необходимыми для сражения интеллектуальными качествами и лишены тех качеств, которыми обладают как раз индивиды из низших сло­ев [там же, §§ 2057, 2058].

13 В данном случае Парето изменяет своему обыкновению язвительно иронизировать над понятием прогресса и не помещает его в кавычки.

8. Значение социологических идей Парето

Общепризнано, что Парето принадлежит к числу классиков социоло­гии. Он внес важный вклад в формирование представления об обществе как системе. Этот вклад состоит, в частности, в разработке концепции равновесия, взаимодействия и взаимозависимости всех элементов соци­альной системы, в отрицании односторонних и универсальных причинно-следственных связей между элементами, наконец, в положении о том, что каждый элемент может быть понят только в свете той роли, которую он играет по отношению к другим частям социальной системы. После­днее положение позволяет видеть в Парето одного из основоположни­ков структурно-функционального анализа в социологии.

Парето впервые разработал развернутую теорию элиты. Он описал некоторые социально-психические характеристики элитарных групп и такие черты массы, как авторитарность, нетерпимость и неофобия. В своей концепции циркуляции элит он обосновал необходимость соци­альной мобильности для поддержания социального равновесия и опти­мального функционирования социальных систем.

Правда, теория элиты у Парето отчасти входит в противоречие с его системной ориентацией. Он склонен не столько из социальных систем выводить особенности элит, сколько, наоборот, рассматривать соци­альные системы как следствие психических черт и деятельности эли­тарных групп. Между тем, способы рекрутирования, функционирова­ние и смена элит — это не самодовлеющие явления и процессы. Они различны в различных социальных системах, поскольку обусловлены последними; вершина социальной пирамиды определяется ее основа­нием, всей ее конфигурацией.

Таким образом, вклад Парето в идеологию фашизма состоял не столько в позитивной разработке этой идеологии, сколько в критике той идеологии, которая противостояла фашизму и другим формам то­талитаризма.

Как уже отмечалось, Парето выразил сдержанную поддержку фаши­стскому режиму, установившемуся в Италии незадолго до его смерти. При этом важно иметь в виду, что новый режим в Италии не сразу проявил свои отвратительные черты, и некоторые представители либе­ральной интеллигенции вначале увидели в нем благотворную силу, спо­собную вывести страну из кризиса. Например, известный итальянский философ Бенедетто Кроче, ставший одним из лидеров либеральной оп­позиции фашизму, вначале также выразил поддержку новому режиму.

Литература

• Селигмен Б. Основные течения современной экономической мыс­ли. М ., 1968.

• Pareto V. Traiffi de sociologie gimurale // Pareto V. Oeuvres complntes. Geimve, 1968. T. XII.

• Маркс К. Различие между натурфилософией Демокрита и натур­философией Эпикура // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т . 40.

• Макиавелли Н . Избр . сочинения . М ., 1982.

• Romans G. and Curtis С . Л An Introduction to Pareto. N. Y., 1970.

• Parsons T. The Structure of Social Action. N. Y., 1937. Ch. V, VI.

Читайте также: