Циркуляция элит это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Циркуляция элит функционально необходима для поддержания социального равновесия. Она обеспечивает правящую элиту необходимыми для управления качествами. В то же время в низшем слое растет число индивидов, обладающих необходимыми для управления чертами и способных применить насилие для захвата власти. Но и эта новая элита утрачивает способность к управлению, если она не обновляется за счет представителей низшего слоя. [1]

Так происходит циркуляция элит , которая является, по мнению В. Парето, универсальным историческим законом. [2]

Процесс смены элит ( циркуляция элит ) связан с комбинациями остатков у правящего слоя. Каждый цикл определяется двумя осн. Соответственно типу элит, обществ, развитие то ускоряется, то замедляется. Для этого типа элит характерен консерватизм в правлении. Правящий класс со временем вымирает и пополняется отд. Этот процесс ведет к перераспределению остатков, в результате чего возникает второй тип элит - лис - вождей, не верящих n абсолютность своих целей и использующих для достижения власти обман и политич. Каждый тип не удовлетворяет вечным проблемам руководства; поэтому необходима постоянная смена элит, к-рая осуществляется с помощью насилия. Производные в форме социальных теорий и философско-историч. Резко враждебно относясь к марксизму и революц. [3]

Согласно теории Парето, политические революции происходят вследствие того, что либо из-за замедления циркуляции элиты , либо по другой причине элементы низкого качества накапливаются в высших слоях. Революция выступает как своего рода альтернатива, компенсация и дополнение циркуляции элит. В известном смысле сущность революции и состоит в резкой и насильственной смене состава правящей элиты. [4]

Кроме чувств и маскирующих их теорий ( идеологий), Парето называл в числе главных взаимодействующих элементов социальной системы интересы, имеющие разумную, рациональную основу и социальную гетерогенность с характерной для нее циркуляцией элит . [5]

История, по Парето, - это арена постоянной борьбы за власть. Циркуляция элит является непреложным законом общественной жизни и определяется комбинациями остатков у правящего слоя. Каждый тип элит обладает ограниченными преимуществами и не удовлетворяет всем требованиям управления обществом, поэтому сохранение социального равновесия требует постоянной смены элит, осуществляемой с помощью насилия. Производные - в форме социальных теорий и философско-исторических учений - являются лишь средством в борьбе элит и способствуют, по Парето, принуждению масс к повиновению. Наивысшим принципом политической жизни Парето считал власть безотносительно к этической оценке тех приемов, с помощью которых она достигается. [6]

Политические, идеологические и экономические изменения в обществе не являются простым следствием изменений в персональном составе правящего меньшинства, как полагал Парето. Циркуляция элит , по Парето, выражает глубокие социально-экономические процессы. Политические изменения происходят лишь тогда, когда группировки не в состоянии разрешить социально-экономические проблемы, возникающие в ходе общественной практики, и вынуждены прибегнуть к политическому маневрированию. [7]

Парето - является необходимым условием существования общества и поддержания социального равновесия и обеспечивает преобладание в правящем слое индивидов с нужными качествами. Таким образом, циркуляция элит лежит в основе большинства исторических событий. [8]

Социальные изменения в обществе происходят, по утверждению В. Парето, как следствие борьбы и циркуляции элит . Но со временем элитные группы закосневают, размягчаются. Возрастают их алчные наклонности. [9]

Как правило, между элитой и остальной массой населения постоянно происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способная часть последнего пополняет состав элиты. Процесс обновления высшего слоя Парето называет циркуляцией элит . Благодаря циркуляции элита находится в состоянии постепенной и непрерывной трансформации. [10]

Согласно теории Парето, политические революции происходят вследствие того, что либо из-за замедления циркуляции элиты, либо по другой причине элементы низкого качества накапливаются в высших слоях. Революция выступает как своего рода альтернатива, компенсация и дополнение циркуляции элит . В известном смысле сущность революции и состоит в резкой и насильственной смене состава правящей элиты. [11]

Одним из родоначальников этой теории является итальянский социолог В. Парето ( 1848 - 1923), который для объяснения социальной динамики развивал концепцию циркуляции элит . [12]

Восходящая часть кривой является причиной или условием ее нисходящей части - не более. Большинство людей всегда находится под властью меньшинства, которое стремится к частной выгоде, но выступает, якобы, от имени народа, чтобы получить его поддержку. От циркуляции элит широкие народные массы, как правило, ничего не выигрывают, а нередко экономический и политический гнет становится все более жестким. [13]

Циркуляция элит функционально необходима для поддержания социаль­ного равновесия. Она обеспечивает правящую элиту необходимыми для уп­равления качествами. Но если элита оказывается закрытой, т. е. циркуляция не происходит или происходит слишком медленно, это приводит к деграда­ции элиты и ее упадку. В то же время в низшем слое растет число индиви-дов, обладающих необходимыми для управления чертами и способных применить насилие для захвата власти. Но и эта новая элита утрачивает способность к управлению, если она не обновляется за счет представите­лей низшего слоя.

Согласно теории Парето, политические революции происходят вслед­ствие того, что либо из-за замедления циркуляции элиты, либо по другой причине элементы низкого качества накапливаются в высших слоях. Рево­люция выступает как своего рода альтернатива, компенсация и дополнение циркуляции элит. В известном смысле сущность революции и состоит в резкой и насильственной смене состава правящей элиты. При этом, как правило, в ходе революции индивиды из низших слоев управляются инди­видами из высших, так как последние обладают необходимыми для сраже­ния интеллектуальными качествами и лишены тех качеств, которыми обладают как раз индивиды из низших.

Политологический словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Наука-Спектр . Д. Е. Погорелый, В. Ю. Фесенко, К. В. Филиппов . 2008 .

Смотреть что такое "ЦИРКУЛЯЦИЯ ЭЛИТ" в других словарях:

ЦИРКУЛЯЦИЯ ЭЛИТ — (circulation of elites) термин Парето для обозначения бесконечного цикла обновления и замены политических элит. Тенденция, описанная Парето, касалась элит одной психологической ориентации: львов (обладающих консервативностью, ведущей к… … Большой толковый социологический словарь

ЦИРКУЛЯЦИЯ ЭЛИТ — (CIRCULATION OF ELITES) См.: Элита … Социологический словарь

Элит теория — концепция сформулирована в XX в. Различается ранний элитизм. До Второй мировой войны получила наибольшее распространение в Италии, Германии, Франции, после войны в США. Общие черты раннего и позднего элитизма: абсолютизация политических отношений … Теория государства и права в схемах и определениях

КОНЦЕПЦИЯ КРУГОВОРОТА ЭЛИТ — одна из основных концепций социологии В. Парето. Итальянский социолог рассматривал об во как состоящее из элиты, т. е. биологически и психологически наиболее одаренных индивидов, и неэлиты менее одаренных индивидов, составляющих массу. Элита и… … Российская социологическая энциклопедия

ПАРЕТО — (Pareto) Вильфредо (1848 1923) ит. социолог и экономист. Все поступки делятся П. на логические и нелогические. В категорию нелогических поступков попадают те действия, которые субъективно или объективно не обнаруживают логической связи. В первой… … Философская энциклопедия

Элиты теории — (от фр. elite лучшее, отборное, избранное) идейно политические концепции6 утверждающие, что необходимыми элементами функционирования общества является активное меньшинс­тво, осуществляющее в государстве власть на основе гегемонии, принимающее в… … Политология. Словарь.

ЭЛИТЫ ТЕОРИИ — социально филос. концепции, утверждающие, что необходимые составные части социальной структуры любого общества элита (высший, привилегированный слой или слои, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры) и остальная масса … Философская энциклопедия

ЭЛИТА — (от франц. elite лучшее, отборное) внутренне дифференцированная, но высоко сплоченная привилегированная группа общества, обладающая лидерскими качествами, занимающая руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвующая в… … Большая актуальная политическая энциклопедия

ПАРЕ́ТО — (Pareto) Вильфредо (15 июля 1848, Париж – 20 августа 1923, Солиньи, близ Женевы) – итальянский социолог и политэконом. Профессор университета в Лозанне (с 1892), учитель Муссолини. Социологическая концепция Парето соединяет в себе логически… … Философская энциклопедия

ПАРЕТО — (Pareto) Вильфредо (1848 1923), итальянский экономист и социолог, представитель математической школы в политэкономии. Пытался математически обосновать взаимозависимость экономических факторов, включая цену. Парето рассматривал общество как… … Современная энциклопедия

1. Вильфредо Федерико Дамасо Парето — итальянский инженер, экономист и социолог. Один из основоположников теории элит. Считал, что социологию как науку, следует разрабатывать и с помощью экспериментов, подобно физике и химии

1. Вильфредо Федерико Дамасо Парето — итальянский инженер, экономист и социолог. Один из основоположников теории элит. Считал, что социологию как науку, следует разрабатывать и с помощью экспериментов, подобно физике и химии

На основе изучения истории Европы, Вильфредо Парето сформулировал теорию циркуляции элит: постепенно элита, которой принадлежит власть, деградирует – ей на смену приходит новая контр-элита … Через некоторое время цикл повторяется.

Вот что писал о циркуляции элит сам Вильфредо Парето :

«… феномен новых элит, которые в ходе непрерывной циркуляции, возникая в низших стратах общества, поднимаются в его высшие страты, там захватывают себе пространство и впоследствии приходят в упадок, вымываются и исчезают, представляет собой один из самых важных исторических фактов, и его необходимо принять во внимание, чтобы понять крупные социальные движения. Очень часто существование этого объективного феномена бывает завуалировано воздействием на нас страстей и предрассудков, и то, как мы его воспринимаем, существенно отличается от того, каков он в реальности .

Циркуляция, которая возносит элиты, рождающиеся в низших стратах, к вершине, а также низвергает и приводит к исчезновению властвующие элиты, в основном бывает скрыта за множеством фактов. Прежде всего, это связано с тем, что данный процесс развивается, как правило, достаточно медленно, и потому, только изучая историю за длительный период времени, к примеру, в несколько веков, можно постичь общий характер и основные линии такого движения. Современный наблюдатель, охватывающий взглядом лишь короткий период времени, не видит ничего кроме случайных обстоятельств. Он видит соперничество каст, гнет тиранов, народные бунты, либеральные требования; он замечает аристократии, теократии, охлократии, однако общий феномен, по отношению к которому все перечисленное оказывается лишь частными деталями, зачастую полностью ускользает от него. Среди иллюзий, возникающих при этом, есть те, которые встречаются особенно часто и потому заслуживают быть отмеченными. Чтобы влияние эмоций, от которых не так-то легко освободиться, когда рассматриваются конкретные случаи, не могло затемнить наши рассуждения, мы будем рассуждать абстрактно. Пусть А - это элита, находящаяся у власти; В - элита, пытающаяся оттеснить от власти элиту А, чтобы самой занять её место; С - остальная часть населения, включающая неадаптированных людей, тех, кому недостает энергии, характера, ума, одним словом - людей, оставшихся вне элиты. А и В главенствуют и стремятся заручиться поддержкой своих сторонников от С, используемых ими как орудие. Одни С были бы беспомощны, как армия без командиров; они приобретают значимость и вес только тогда, когда их возглавляют А или В. Очень часто и даже почти всегда именно В оказываются во главе их, в то время как А усыпляют себя надеждами на собственную безопасность и презирают С. Впрочем, именно В могут лучше прельстить и привлечь к себе С именно потому, что они не обладают властью и их обещания рассчитаны на более долгий срок. Однако А иногда мечтают опередить В, в надежде на то, что им удастся угодить С мнимыми уступками, не делая их слишком реальными. Если В постепенно занимают места, принадлежащие А, благодаря медленной инфильтрации, если социальная циркуляция не прерывается, то С лишаются лидеров, которые могли бы побудить их к бунту, и наблюдается период процветания. Но обычно А стремятся противодействовать этой инфильтрации, однако такое противодействие может оказаться неэффективным, порождая лишь недовольство и не давая ощутимого результата.

Всякая элита, не готовая сражаться ради защиты своего положения, находится в полном упадке, и ей не остается ничего иного, кроме как уступить место другой элите, обладающей мужеством и твёрдостью, которых прежней недостаёт. И если такая элита верит, что провозглашенные ею гуманные принципы будут применяться к ней самой, то она просто впала в иллюзию. Победители прожужжат ей уши неумолимым vae victis (горе побежденным – Прим. И.Л. Викентьева ).

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

+ Ваши дополнительные возможности:

ЛИЧНОСТЬ: ЦЕЛЬ, СМЫСЛ, РАЗВИТИЕ

Аристократическая тенденция проявляется в стремлении передать власть наследникам или ближайшим соратникам, что постепенно приводит к вырождению элиты. Демократическая тенденция реализуется посредством включения в состав правящего класса лучших представителей из класса управляемых, что предотвращает дегенерацию элиты. Оптимальное сочетание этих двух тенденций наиболее желательно для общества.

Теория элит Гаэтано Моска

Правящий класс стремится упрочить свое господство, используя свои знания и опыт в сфере государственного управления, военную силу, священнический статус, распространяя и поддерживая в обществе ту идеологию, которая способствует легитимации его власти. Вхождение в состав правящего класса, по мнению Моска, обусловлено следующими критериями: способностью к управлению другими людьми (организаторская способность), а также интеллектуальным, моральным и материальным превосходством. Правящий класс постепенно обновляется.

Существуют две тенденции в его развитии. Аристократическая тенденция проявляется в стремлении передать власть наследникам или ближайшим соратникам, что постепенно приводит к вырождению элиты. Демократическая тенденция реализуется посредством включения в состав правящего класса лучших представителей из класса управляемых, что предотвращает дегенерацию элиты.

Оптимальное сочетание этих двух тенденций наиболее желательно для общества, т.к. позволит обеспечить преемственность и стабильность в руководстве страной и качественное обновление правящего класса.

Каждый тип элиты обладает определенным преимуществом, которое постепенно перестает соответствовать потребностям руководства обществом. Поэтому обеспечение равновесия социальной и политической системы требует постоянной замены одной элиты другой.

Парето выделял также правящую и неправящую элиты. Представители, входящие в состав потенциальной элиты (контрэлиты), наделены характерными для элиты качествами, но не обладают властью из-за своего социального статуса. Со временем правящая элита начинает вырождаться и неэффективно управлять обществом, тогда активизируется контрэлита, претендующая на власть. Но чтобы прийти к власти, ей необходима поддержка масс, которые она побуждает к активным действиям и с помощью которых свергает правящую элиту.

Парето считал, что постоянная смена и циркуляция элит позволяет понять историческое движение общества, которое предстает как история постоянной смены аристократий: их возвышений, властвования, упадка и замены новым правящим привилегированным меньшинством. Поэтому революции, с точки зрения Парето, — лишь борьба элит, смена правящей и потенциальной элиты.

Для эффективного функционирования организациям (в том числе и политическим партиям) требуется создание системы иерархически организованного управления, которое приводит в конечном счете к концентрации власти в руках правящего ядра и аппарата. Происходит, таким образом, образование правящей элиты.

Правящая элита обладает преимуществами перед рядовыми членами: она в большей степени обладает навыками политической борьбы, имеет превосходство в знании и информации, осуществляет контроль над формальными средствами коммуникации. Рядовые члены организации недостаточно компетентны, информированы и зачастую пассивны.

Правящая элита постепенно выходит из-под контроля своих рядовых членов, отрывается от них и подчиняет политику собственным интересам, заботясь о сохранении своего привилегированного положения. В результате любой, даже демократической организацией, реально правит олигархическая группа, члены которой не уступают свою власть массам, передавая ее другим лидерам.

Увеличивается разница между интересами и идейной позицией руководителей и членов партий с преобладанием интересов руководящего звена. По существу, Михельс сформулировал одну из первых концепций бюрократизации правящей элиты.

Современные концепции элитаризма

Классические теории элит послужили основой для формирования современных концепций элитаризма. Во второй половине ХХ века сложились различные подходы к изучению проблемы элитарности общества, ведущими среди которых являются макиавеллистский, ценностный, структурнофункциональный и либеральный.

Макиавеллистский подход

Основы макиавеллистского подхода заложены в работах Моска и Парето. Для представителей данного подхода (Дж. Бернхэм) характерно представление об элите как о властвующем привилегированном меньшинстве, обладающем выдающимися качествами и способностями к управлению во всех сферах жизни общества и в первую очередь в политике и экономике.

Главной функцией элиты признается ее управленческая, административная функция, определяющая ее руководящее, господствующее положение в обществе по отношению к пассивному, нетворческому большинству населения. Формирование и смена элит происходит в ходе борьбы за власть. При этом внимание на нравственных качествах представителей элиты и моральных аспектах ее борьбы за власть не акцентируется.

Ценностный подход

В ценностном подходе (Ортега-и-Гассет, Н. Бердяев) элита рассматривается не только как организованное управляющее меньшинство, но и как наиболее ценный элемент социальной системы, обладающий высокими способностями и показателями в важнейших сферах государственной деятельности, заботящийся в первую очередь об общем благе.

Элита — это наиболее творческая и продуктивная часть общества, обладающая высокими интеллектуальными и нравственными качествами. Взаимоотношения между элитой и массой приобретают характер управления, базирующегося на заслуженном авторитете власть имущих. Формирование элиты происходит вследствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей.

Структурно-функциональный подход

Для структурно-функционального подхода (Г. Лассуэлл, С. Липсет) типично выделение в качестве главного признака элиты ее социального статуса в системе властных структур. В состав элиты входят индивиды, обладающие высоким социальным положением в обществе, занимающие ключевые командные позиции в важнейших институтах и организациях общества (экономических, политических, военных), осуществляющие наиболее важные управленческие функции в обществе, оказывающие определяющее влияние на выработку и принятие важнейших для общества решений.

Г. Лассуэлл, в частности, считал, что основную роль в разработке и принятии политических решений играет интеллектуальное знание. Поэтому к политической элите он относил тех, кто обладает этим знанием и имеет наибольший престиж и статус в обществе.

Либеральный подход к формированию элиты

Либеральный подход к элитарности общества (Й. Шумпетер, Ч. Миллс) отличает демократичность и отрицание ряда жестких установок классических теорий элит. Демократия трактуется в данном подходе как конкуренция между потенциальными руководителями за доверие избирателей. Таким образом, демократия не означает отсутствие страты элиты, она характеризуется новым способом рекрутирования и новым самосознанием элиты.

Элита рассматривается как властвующее меньшинство, занимающее в государственных и экономических институтах общества стратегические позиции и оказывающее значительное влияние на жизнь большинства людей.

Автор: Геннадий Константинович Ашин, основоположник научной элитологии в России, профессор кафедры философии MГИMO, доктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ.

Читайте также: