Черты характера пророка мухаммеда кратко

Обновлено: 05.07.2024

Еще до получения пророческой миссии Мухаммад (мир ему и благословение) обладал такими прекрасными нравственными качествами, как щедрость, храбрость, честность, правдивость, всегда держал данное им слово, выполнял обещанное и т.д.

Пророк (мир ему и благословение) заботился о других, помогал бедным и нуждающимся, раздавал им еду, даже если не хватало ее самому и семье. Поэтому иногда ему приходилось долго голодать, и тогда он привязывал к животу плоский камень, ибо это помогало ему выпрямиться. Он проявлял глубокую заботу о каждом из сподвижников, участвовал в их погребении, всячески хлопотал за них.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) является милостью (рахматом) для всех миров. Для верующих он является милостью потому, что он привел их в Ислам и спас таким образом от вечного огня Ада, а для неверующих – ради него Всевышний отстрочил наказание до Судного дня.

Всевышний Аллах наделил Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) лучшим характером, лучшим телосложением и красивой внешностью.

В истории человечества одни известные личности славились своей храбростью, другие - щедростью, третьи - кротостью, четвертые - справедливостью, пятые – мудростью и т. д. Но все они обладали ограниченным количеством таких прекрасных черт характера. Только Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) обладал всеми прекрасными чертами характера и не имел отрицательных качеств вовсе. Причем прекрасные черты у него были выражены сильнее и совершеннее, чем у остальных. Поэтому Всевышний Аллах избрал для выполнения пророческой миссии именно Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) , поэтому Он восхваляет его в Коране, называя его обладателем высочайшего нрава, прекрасного характера, украшающего не только его самого, но и все человечество.

О благонравии Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его способности воздействовать на людей свидетельствует хотя бы тот факт, что люди, известные в доисламской Аравии как варвары, для которых притеснение слабых, разбойничество, распутство, пьянство, взяточничество и т. д. были нормой поведения, под его влиянием стали прекрасными людьми, известными чистотой нравов, справедливостью, кротостью, щедростью и другими подобными качествами.

У Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не было никаких признаков гордыни. При своем высоком положении он ездил верхом на осле, покрытой только плющом. Ходил позади людей. Сам чинил башмаки, ходил в поношенной одежде, сам штопал ее, помогал домашним по хозяйству, резал мясо вместе с ними.

Он первым приветствовал всех, кого встречал. Никогда не садился и не поднимался без упоминания имени Всевышнего.

О том, как он принимал пищу

Однако он не ел лук, чеснок и порей, дабы люди не почувствовали их неприятный запах, и никогда не порицал еду: если понравится – ел, если нет – оставлял.

Он не ел, облокотившись на стол или развалившись на спину.

Когда ел, пользовался обеими руками, но принимал пищу во внутрь только правой рукой. Когда ел финики, косточки клал в левую руку. После еды облизывал руки и не протирал их полотенцем, пока не очистит языком. При этом он говорил, что не знает, в какой части еды скрыта благодать (баракат).

После еды он воздавал хвалу Аллаху за эти блага, мыл руки и влажными руками проводил по лицу.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) пил по три раза, произнося каждый раз имя Аллаха, и после каждого глотка воздавал хвалу Ему. Он пил бесшумно и никогда не выдыхал в сосуд. После себя передавал сосуд находящемуся справа.

О том, как он сидел

Если люди вели разговор о питье и еде, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) из-за милости к ним поддерживал и этот разговор. Когда вставал с маджлиса, он читал дуа, восхваляя Аллаха и прося прощения у Него.

Он говорил, что этому его научил архангел Джабраил .

О его смехе и речи

Речь Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отличалась удивительной сладостью. Слова у него были как рифмованные строки стихов. Речь была размеренной и необычайно приятной. Без нужды он не разговаривал. Не говорил ничего, кроме истины. Всегда делал людям добрые и хорошие наставления.

Он улыбался чаще всех. Когда ниспосылался Коран или вспоминал о Судном дне, он не улыбался. Смеялся он беззвучно, и сподвижники смеялись вместе с ним из-за уважения к нему, и он не останавливал их.

О том, как он одевался

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) одевался скромно, чаще в белую одежду. Для пятничного дня у него была специальная одежда. Под чалмой носил шапочку. Иногда ее носил и без чалмы. Одеваться начинал всегда с правой стороны. И при этом воздавал хвалу Аллаху, который украшает нас и прикрывает нашу наготу. Раздеваться он начинал всегда с левой стороны. Когда надевал новую одежду, старую отдавал беднякам. Матрас, на котором спал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) , был сделан из кожи и набит пальмовыми волокнами, его длина составляла метр, а ширина – чуть больше полметра.

У Пророка (мир ему и благословение Аллаха) была накидка (аба'), которую он стелил под себя, когда делал намазы. Иногда он спал на голой циновке, не постелив более ничего. Однажды ‘ Умар, придя к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) увидел его лежащим на циновке, от которой на боку у него остались следы. От увиденного глаза ‘ Умара наполнились слезами.

О его щедрости

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был самым щедрым из всех людей. В месяце Рамадан его щедрость не знала границ, и он походил на вольный ветер, не отказывал ни одному просящему.

Он не собирал богатство, всегда довольствовался тем, что есть. Хотя он обладал высочайшим авторитетом, каким не обладал ни один правитель, он никогда не позволял себе лишнего.
О его смелости

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был самым смелым и отважным из всего человечества. Смельчаком из асхабов считался тот, кто в сражениях мог приблизиться к нему. В разгар сражений с врагами, в самые трудные минуты он шел впереди и вел себя бесстрашно. В хадисе сказано, что не бывало сражений, в которых не участвовал Пророк (мир ему и благословение Аллаха) , и в которых ему не принадлежал первый удар. Но Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) никогда никого не убивал, ибо был послан как милость.

О его гневе

Гнев и ненависть Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) могла быть только ради Аллаха, он не сердился за себя. Его гнев и довольство можно было узнать по его лицу. Он никогда никому не говорил то, что тому не нравилось, в оскорбительной и унизительной форме. Однажды к нему пришел человек, одетый в желтую одежду, которую Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не одобрял, и он не сделал ему замечаний. Когда же тот вышел, одному из присутствующих он сказал, что если кто-либо из них сообщит тому человеку, чтобы он не носил эти желтые одеяния, то было бы хорошо.

О его милосердии

В хадисе сказано, что некая иудейка пыталась отравить Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) мясом ягненка. Сподвижники поймали эту женщину и хотели убить. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не разрешил это.

В другой раз архангел Джабраил поведал Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) , что некий иудей занимается колдовством, с целью наслать порчу на него. Однако Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не только не наказал того иудея, но даже не разрешил сказать ему об этом.

Рассказов о его милости и милосердии такое количество, что они не поместятся в этой маленькой книжке.

Он никогда не нарушал договоров и обещаний, данных им. Однажды он договорился о встрече с неким человеком и прождал его три дня в условленном месте.

Иногда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ездил верхом на лошади или на муле, иногда на осле, или же на верблюде, а иногда вообще ходил пешком без накидки и тюрбана или шапочки.

О его телосложении и цвете кожи лица

У Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было самое красивое и приятное лицо. Описывающие не могли подобрать слова сравнения, кроме луны в полнолуние. Некоторые его современники называли его луноликим, другие рассказывали, что не могли насмотреться на него, третьи говорили, что тело и лицо ему даны такие, как будто самому было позволено выбрать их. Он был как солнце, которое восходит над всем. Борода у него была черная и густая. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) имел только 17 седых волос. Шея у него сверкала, словно отлитая из серебра. Грудь у него была широкая. Плечи тоже были широкие и мощные, предплечья и бедра отличались атлетическим сложением. Он был пропорционально сложен. Между лопатками находилась печать пророчества в виде рельефного треугольника. Пальцы были у него словно отлитые из серебра. Руки были мягче, чем шелка. Когда с ним здоровались, приятный запах и необычное ощущение легкости и теплоты оставались спустя даже несколько дней. Когда он ставил руку на голову кому-либо из детей, то этих детей среди других можно было отличить по очень приятному запаху.

Его волосы были волнистыми. Он иногда собирал их в четыре косички, а иногда распускал.

В хадисе сказано, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) брил голову четыре раза. Три раза брил архангел Джабраил и один раз - Абу Талхат

Те волосы, которые сбрил архангел Джабраил (мир ему), все до единого взяли себе ангелы и были подняты в небеса, а те волосы, которые сбрил Абу Талхат, все остались на земле и их количество равнялось 12 332. Было много удивительных историй, связанных с этими волосами, и об этом можно еще много рассказывать.


Что касается моральных качеств Пророка Му х аммада, то мы не в силах перечислить их все, но расскажем о некоторых из них.

Пророк Мухаммад очень много поклонялся Аллаhу, был очень богобоязненным, молился ночью и днём. Его язык никогда не прекращал упоминать Аллаhа, поэтому А’иша говорила, что Пророк Мухаммад упоминал Аллаhа всегда.

Всем известно, что Пророк Мухаммад не совершал больших и малых грехов, указывающих на подлость совершившего их. Он говорил эти слова из-за своей благодарности и покорности Аллаhу и повторяя такие слова возвышалась степень Пророка. Пророк Мухаммад очень любил совершать Намаз и рассказывал всем о его пользе.

Мугира ибн Шу’аба говорил, что Пророк молился так долго, что у него от усталости опухали ноги.

А’иша рассказывала о Пророке, что если была необходимость выбрать какое-нибудь решение из двух, он выбирал соответствующее Шари’ату [которое не является грехом] и лёгким для выполнения.

Прекрасные черты Пророка Мухаммада, сочетались со строгостью в соблюдении Повелений Аллаhа. Если речь шла о Шари’ате, то он всегда был непреклонным. Он выполнял все требования, содержащиеся в Кур`ане. Он не гневался, если кто-то наносил ему личную обиду по жизненным вопросам, но он гневался, если было нарушение повелений Создателя.

Это происходило лучшим образом, и это было ради Аллаhа. Он больше всех ревностно относился к соблюдению Повелений Всевышнего.

  • Храбрость
  • Честность
  • Скромность
  • Застенчивость
  • Отношение к другим
  • Отношение к родственникам, бедным и слабым
  • Отношение к соседям
  • Отношение к сподвижникам
  • Щедрость
  • Скромность и аскетизм Пророка
  • Терпение Пророка

Храбрость

Пророк Мухаммад был самым смелым и отважным из всех людей.

Честность

Пророк был покорным Всевышнему Аллаhу всегда, в любой ситуации.

Скромность

У нашего Пророка Мухаммада, не было гордыни. Он сам чинил свою обувь, сам штопал свою одежду, помогал домашним по хозяйству.

Пророк Мухаммад почитал Пророков, которые были до него.

Пророк Мухаммад, скромно относился ко всем людям: и ко взрослым, и к детям. Когда с кем-то разговаривал, обычно, на собеседника смотрел краем глаза, никогда не рассматривал человека в упор.

Пророк Мухаммад, не проявлял злости и высокомерия, его сердце было открыто для всех. Он никогда не ругал ни жену, ни служащего. Он никого в жизни из мусульман не бил своей рукой.

Застенчивость

Абу Са’ид Аль-Худрий отмечал, что Пророку Мухаммаду, были присущи такие похвальные качества, как: стыдливость и застенчивость, которые отражались на его лице. Он был самым застенчивым из всех людей и имел прекрасное воспитание.

Отношение к другим

Отношение к родственникам, бедным и слабым

Пророк Мухаммад наилучшим образом поддерживал связи со своими родственниками. Он был сострадательным к бедным, сиротам и слабым. Он был самым скромным, с любовью относился к нуждающимся, сопровождал их в последний путь и посещал больных. Он всегда заботился о других, помогал бедным и нуждающимся, раздавал им еду, даже если не хватало самому и семье. Поэтому иногда ему приходилось долго голодать, и тогда он привязывал к животу плоский камень, так как это помогало ему выпрямиться.

Пророк с милостью относился к слабым и больным людям. Поэтому велел тем имамам, которые возглавляют Намаз, чтобы они не удлиняли его.

Отношение к соседям

Отношение к сподвижникам

У Пророка Мухаммада, было мягкое сердце, он с милостью относился к окружающим. Аллаh описал его в Кур`ане милостивым.

Пророк хорошо относился к своим сподвижникам. После общения с Пророком каждому из них казалось, что он больше всех дорог Пророку. Если они радовались чему-то, то Пророк радовался вместе с ними. Если он видел сподвижников, находящихся в тяжёлом состоянии, у него от чувства сострадания и жалости к ним текли слёзы. Однажды Пророк посетил Са’да ибн ‘Убадата и увидел, что тот очень сильно болеет и заплакал по причине этого.

Посланник Аллаhа был прекрасным другом для своих сподвижников. Он стоял рядом с ними в их радости и печали, когда те были и сильны, и слабы.

Щедрость

Скромность и аскетизм Пророка

Пророк Мухаммад. не стремился к благам мирской жизни. Аль-Байhакый, Ат-Тирмизий и Ибн Маджаб передали от ‘Абдуллаhа следующий рассказ который свидетельствует о большой скромности и аскетизме Пророка Мухаммада. Однажды Пророк Мухаммад лежал на циновке, и на его теле остались следы. ‘Абдуллаh начал гладить это место и предложил Пророку постелить что-нибудь сверху циновки. На это Пророк ответил, что его жизнь на земле временна, и он похож на путника, идущего к цели и сделавшего небольшую остановку в тени дерева у дороги и продолжающего свой путь далее.

Пророк был очень умеренным в еде. Никогда не выражал недовольство из-за еды, если понравится — ел, если нет — оставлял.

Терпение Пророка

Наш любимый Пророк был терпеливым и достойно переносил трудности на пути распространения истинной религии — нашей великой религии Ислам!

Когда умер Абу Талиб, дядя нашего Пророка, неверующие из рода Курайш стали предпринимать попытки вредить Пророку, так как думали, что уже никто не защитит нашего любимого Пророка! Они жаждали навредить Пророку. Приведем несколько историй об этом.

[28] Просьба-мольба у Аллаhа.
[29] Трибуна с которой имам читает проповедь.
[30] Мусульмане, которые жили в Медине и помогли переселенцам, когда Пророк совершил туда переселение.
[31] Мирская жизнь.

Попу­ляр­ный мусуль­ман­ский автор Камаль уд-Дин ад-Дамири (Damiri) дает в своем клас­си­че­ском про­из­ве­де­нии сле­ду­ю­щее опи­са­ние про­рока Мухам­меда:

Оценка личных качеств Мухам­меда

Мно­го­жен­ство

Суще­ствует, однако, ряд момен­тов, порож­да­ю­щих вопросы отно­си­тельно нрав­ствен­ного совер­шен­ства Мухам­меда. Первый из них — вопрос о его мно­го­жен­стве. Как гласит Коран, муж­чине можно иметь до четы­рех жен (Коран, сура 4:3/3). В связи с этим воз­ни­кают два вопроса: нрав­ственно ли мно­го­жен­ство? соблю­дал ли Мухам­мед уста­нов­лен­ный им самим закон?

Не обра­ща­ясь к истине хри­сти­ан­ского откро­ве­ния, рас­смот­рим доводы против мно­го­жен­ства с точки зрения нрав­ствен­но­сти, общей и для мусуль­ман, и для хри­стиан. Моно­га­мию сле­дует при­знать пре­це­ден­том, так как Бог дал пер­вому муж­чине только одну жену (Еву). Моно­га­мия под­ра­зу­ме­ва­ется про­пор­цией, так как коли­че­ство мужчин и женщин, кото­рым Бог дает жизнь, при­мерно оди­на­ково. И еще она под­ра­зу­ме­ва­ется равен­ством. Коль скоро муж­чи­нам поз­во­лено заво­дить несколько жен, выгля­дит только спра­вед­ли­вым, если женам раз­ре­шено будет иметь по несколько мужей.

Стиль обра­ще­ния с жен­щи­нами

Мусуль­ман­ские жен­щины должны носить чадру, дер­жаться сзади и на молитве пре­кло­нять колени позади мужа. В граж­дан­ских делах тре­бу­ется сви­де­тель­ство не менее двух женщин, хотя сви­де­тель­ства одного муж­чины ока­зы­ва­ется вполне доста­точно (Abdalati, 189–91).

В хади­сах из собра­ния Sahih Аль-Бухари мы встре­чаем сле­ду­ю­щее повест­во­ва­ние, харак­те­ри­зу­ю­щее статус женщин:

Нрав­ствен­ные дефекты Мухам­меда

Свя­щен­ная война

Эти­че­ская бес­прин­цип­ность

Мухам­мед санк­ци­о­ни­ро­вал ограб­ле­ние своими после­до­ва­те­лями тор­го­вых кара­ва­нов вблизи Мекки (Haykal, 357f.). Пророк лично воз­гла­вил три таких рейда. Без­условно, цель этих нале­тов заклю­ча­лась не только в том, чтобы при­об­ре­сти мате­ри­аль­ные выгоды, но и в том, чтобы про­из­ве­сти на мек­кан­цев впе­чат­ле­ние рас­ту­щей силой ислама. Кри­тики ислама отно­сятся к этим экс­про­при­а­циям с боль­шим сомне­нием. Подоб­ные дей­ствия бро­сают черную тень на пред­по­ла­га­е­мый высо­ко­нрав­ствен­ный образ про­рока Мухам­меда.

Мсти­тель­ность

Усер­дие, с кото­рым побор­ники про­рока Мухам­меда готовы были уби­вать во имя его, бес­при­мерно. Хай­каль при­во­дит слова одного такого рев­ни­теля, кото­рый убил бы свою дочь по при­казу Мухам­меда. Уммар

Без­жа­лост­ность

Заклю­че­ние

Мусуль­мане выдви­гают нема­лые пре­тен­зии отно­си­тельно личных качеств Мухам­меда, даже при­пи­сы­вают ему нрав­ствен­ное совер­шен­ство. Тем не менее све­де­ния о Мухам­меде, даже из Корана и мусуль­ман­ского пре­да­ния (Хадис), никак не под­твер­ждают подоб­ные при­тя­за­ния. Хотя в повсе­днев­ной жизни Мухам­меда в общем и целом можно назвать чело­ве­ком нрав­ствен­ным, его учение, одоб­ря­е­мые им дей­ствия и его соб­ствен­ная дея­тель­ность харак­те­ри­зу­ются мораль­ными изъ­я­нами. Не суще­ствует сви­де­тельств того, чтобы в нрав­ствен­ном отно­ше­нии он пре­вос­хо­дил самого обыч­ного чело­века. Фак­ти­че­ски, име­ю­щи­еся сви­де­тель­ства ука­зы­вают на прямо про­ти­во­по­лож­ное. В отли­чие от этого, жизнь Христа была нрав­ственно без­упречна.

Биб­лио­гра­фия

  1. Н. Abdalati, Islam in Focus.
  2. S. Al-Bukhari, The Translation of the Meanings of Sahih Al-Bukhari.
  3. Y. Ali, The Holy Qur’an.
  4. T. Andrae, Mohammad: The Man and His Faith.
  5. A. Dawud, Muhammad in the Bible.
  6. N. L. Geisler and A.Saleeb, Answering Islam.
  7. J. P. Gudel, To Every Muslim an Answer.
  8. М. H. Haykal, The Life of Muhammad.
  9. G. Pfander, The Mlzanu’l Haqq [The Balance of Truth].
  10. M. A. Rauf, Islam: Creed and Worship.
  11. J. Sahas, The Greek Orthodox Theological Review, 27.2, 3.
  12. A. Schimmel and A. Falaturi, eds., We Believe in One God.

Норман Л. Гай­слер. Энцик­ло­пе­дия хри­сти­ан­ской апо­ло­ге­тики. Библия для всех. СПб., 2004. С. 585–588.

Разделы

Реклама

Социальные сети

Главная Личности Качества и черты характера Пророка, мир ему и благословение

Реклама

Самые читаемые

Качества и черты характера Пророка, мир ему и благословение


1) Совершенство разума.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, достиг такого совершенства разума, которого не достиг никто, кроме него. Кади Иййад говорит: «И это становится ясным тому, кто проследил и изучал его жизненный путь, его изречения и знания… Занимающиеся этим восприняли его слова как идеальные, а его указания — как доводы в сфере поклонения, медицины, исчисления наследства и в других науках.

2) Ожидание награды от Аллаха за терпение на его пути.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, был наилучшим из тех, кто стойко переносит трудности и испытания, ожидая награды Всевышнего Аллаха. Он терпеливо перенёс все трудности на пути распростронения религии Ислам.

3) Искренность.

4) Благонравие.

5) Благовоспитанность.

6) Любовь к исправлению отношений между людьми.

7) Призыв к одобряемому и запрещение порицаемого.

8) Любовь к очищению.

Он любил чистоту, соблюдал её и призывал мусульман к ней. Передают от Аби Малика аль-Ашари, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил, что чистота — половина веры. (Муслим).

9) Оберегание языка.

10) Усердное поклонение.

11) Доброта и мягкость.

12) Хороший внешний вид.

От Бара бин Азиба передают, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, был среднего роста, широкоплечим. Его волосы достигали мочек ушей и Бара видел его в одежде красного цвета, которая шла ему, как никому другому (Бухари; Муслим).

13) Воздержанность в мирской жизни.

14) Благородство.

15) Сильная вера и полагание на Аллаха.

16) Нежность и сострадательность.

17) Облегчение.

18) Богобоязненность.

19) Щедрое расходование на пути Аллаха.

20) Любовь и взаимопомощь.

21) Правдивость.

22) Ревностное отношение к запретам Аллаха.

23) Приветливость.

24) Верность и порядочность.

25) Храбрость и непоколебимость.

26) Щедрость и великодушие.

27) Застенчивость.

28) Скромность.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не отказывался пойти с бедняком или с нуждающимся, чтобы помочь им, и не проявлял высокомерия по отношению к ним, как об этом было сказано выше.

29) Милосердие и сострадательность.

30) Кротость и прощение.

31) Терпение.

Он, да благословит его Аллах и да приветствует, был образцом терпеливости. Перед началом призыва к Исламу он терпел то, что делал его народ поклоняясь идолам, а после начала открытого призыва он стойко и терпеливо переносил все виды вреда, который ему доставляли многобожники сначала в Мекке, а затем лицемеры в Медине. И он был образцом терпения, когда терял тех, кого любил. При его жизни умерли его жена Хадиджа, все его дети, кроме Фатимы. Также при его жизни умер его дядя Абу Талиб и погиб другой дядя Хамза, и пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, оставался при этом терпеливым, ожидающим награду от Аллаха за испытания.

32) Справедливость.

33) Богобоязненность.

34) Нетребовательность и довольствие малым.

35) Доброжелательность ко всем людям, включая врагов.

Читайте также: