Черты эффективного лидерства кратко

Обновлено: 02.07.2024

Эффективным лидером, отвечающим новой философии управления, считается человек, который осознает, что его авторитет непосредственно зависит от уважения подчиненных, а не от его формального статуса.

• доступен любому работнику, причем при обсуждении любых проблем он неизменно доброжелателен;

• глубоко вовлечен в процесс управления персоналом, постоянно уделяет внимание системам поощрения, лично знаком со многими работниками;

• не терпит кабинетного стиля, предпочитает чаще появляться среди рядовых работников и обсуждать проблемы на местах, умеет слушать и слышать, решителен и настойчив, не слывет хитрецом;

• терпим к выражению открытого несогласия, делегирует полномочия исполнителям, строит отношения на доверии;

• в трудные моменты не стремится найти виноватого, предпочитает устную, а не письменную информацию;

• при выдвижении на ответственные посты рекомендует, как правило, сотрудников своей организации – людей, имеющих близкие ему управленческие ценности, и лишь в особых случаях приглашает специалистов со стороны.

Особенности поведения лидера:

1) распоряжения и приказы уступают место убеждению, строгий контроль – доверию; переход к отношениям сотрудничества;

2) руководители-лидеры стремятся развивать коллективные формы работы единой командой, что резко увеличивает взаимный обмен информацией между членами рабочих групп;

3) руководители-лидеры всегда открыты для новых идей, исходящих от коллег, подчиненных, клиентов. У таких руководителей свободное высказывание идей и обмен мнениями становятся естественной формой взаимоотношений;

4) руководитель-лидер стремится создавать и поддерживать хороший психологический климат в коллективе, не ущемлять интересы одних работников за счет других, с готовностью и публично признает заслуги сотрудников.

Сегодня нужны лидеры, умеющие выводить организацию из кризисных ситуаций.

• желание стать лидером в сложных ситуациях и находить удовольствие при исполнении этой роли;

• стремление к состязательности во всем и всегда;

• высокая адаптационная способность;

• склонность к инновациям;

• отсутствие боязни провалов, использование их как новые отправные точки развития.

Лидер организации и его модель.

Лидер организации – индивид, гармонично сочетающий в себе лидерские и менеджерские качества.

Как менеджер лидер организации реализует свои законные полномочия и статусную власть для эффективного решения организационных задач, а как лидер он использует силу личностного влияния на подчиненных. Таким образом, лидер организации имеет больше возможностей эффективно управлять организацией, чем просто менеджер или неформальный лидер, не имеющий статусной власти.

Модель лидера организации

Не каждый менеджер и не каждый лидер являются лидером организации.

Ключевые компетенции менеджера:

• планирование (постановка целей и задач, планирование действий и предварительный расчет ресурсов);

• управление подчиненными (формирование организационной структуры, определение позиций каждого, установление системы контроля);

• осуществление контроля (мониторинг деятельности, выявление проблем и их устранение).

Ключевые компетенции лидера:

• определение направления (общее видение цели, стратегия, формирование организационной культуры);

• объединение людей (формирование и управление коммуникацией, создание коалиций, налаживание связей);

• мотивация и побуждение (стимулирование активности и творчества, поддержание ценностей и эмоций, обучение).

Совмещение компетенций лидера и менеджера является залогом успешного функционирования организации и развития ее конкурентных преимуществ в условиях динамично меняющейся среды.

Во-первых, только лидеры организаций могут выработать эффективную стратегию организации в жестких конкурентных условиях и объединить организационные усилия, направленные на достижение поставленных целей.

Во-вторых, только лидеры организаций способны осуществить кардинальные изменения, определяющие успешность деятельности организации на перспективу. Нельзя принудить людей к творчеству и инновациям, но можно воодушевить их на эту деятельность.

В-третьих, в условиях ограниченности ресурсов лидер организации более эффективно решает сложные проблемы, оптимально использует кадровый потенциал. Он обладает гораздо большим количеством рычагов воздействия на мотивацию подчиненных.

В-четвертых, лидер организации скорее выстроит прочные партнерские взаимоотношения внутри организации и вне ее, нежели менеджер без лидерских качеств.

Поведение лидера, связанное с характером и компетенциями

Умеет слушать

Попробуйте услышать мысли и понять чувства другого человека, прежде чем попытаетесь выявить проблемы и дать советы. Многие из нас даже не стараются понять другого человека, когда слушают его. Настоящие лидеры специально тратят время в то, чтобы выслушать других, поскольку видят в людях и в их желаниях основу своего бизнеса.

Выводы:

  • Выслушайте, прежде чем начать говорить.
  • Постарайтесь понять.
  • Определите проблемы.

Не нарушает обязательства

Это качество позволяет быстро установить доверие в любых отношениях. Сделайте обязательства символом вашей чести. Тогда вы исключите все неожиданности!

Выводы:

  • Говорите о том, что вы собираетесь сделать.
  • Делайте то, о чем вы говорили.
  • Выполняйте взятые на себя обязательства любой ценой.

Оказывает доверие

Расширяя круг доверия, вы становитесь в глазах людей более открытым лидером. Лидерство – это подарок последователей. Вы можете только надеяться на то, что люди, окружающие вас, разделяют ваши мысли и стремления. Если это действительно так, то вы преуспели как лидер.

Выводы:

  • Продемонстрируйте вашу склонность к доверию.
  • Расширяйте круг доверия за счет тех, кто это доверие завоевал.
  • Не отказывайте в доверии.

Лидерство, влиятельность, харизма


Обобщая предложенные словарями определения, приходим к выводу, что лидерство – есть умение руководить другими людьми, направлять их и побуждать к действиям, которые ведут их к цели, обозначенной лидером, либо общей для лидера и его последователей цели. Это человек, обладающий ясной картиной цели и путей, которые к ней ведут, способный использовать ресурсы, в том числе время, физические и умственные способности других людей, ради достижения этой цели. Это человек, обычно, вызывающий уважение и доверие, то есть, то, без чего невозможно эффективно вести других людей.

При этом лидером может быть любой человек, даже не наделенный официальными полномочиями, поскольку факт наличия у человека власти не является обязательным фактором лидерства. Любой лидер может быть начальником, но не любой начальник является лидером. Чтобы лучше понять, что, значит быть лидером, предлагаю вам рассмотреть небольшой список черт и навыков лидера:

  • Лидер дальновиден.
  • Лидер привержен цели.
  • Лидер энергичен.
  • Лидер позитивен.
  • Лидер честен.
  • Лидер влиятелен.
  • Лидер интеллектуален.
  • Лидер компетентен.

Черты и качества лидера.

Многие приведенных выше качеств в той или иной степени вы наверняка найдете в себе, однако лидер совмещает в себе весь список. Рассмотрим чуть подробнее, что это за качества для чего они необходимы лидеру.

  • Дальновидность.
    Лидер видит цель, к которой ведёт своих людей, имеет представление о шагах, которые он должны совершить, и как он может организовать идущих за ним людей, чтобы ее достичь. Он также видит проблему и вероятные способы её решения, что позволяет ему справляться с ними в самое короткое время.
  • Приверженность цели.
    Лидер не только видит цель, но и совершает реальные шаги к достижению своей цели, и делает это на постоянной основе, не отвлекаясь от намеченного курса. Он не сдается, если сталкивается с неудачами, и верит в то, что выбрал правильный путь.
  • Энергичность.
    Лидер никогда не сидит на месте, если только не обдумывает план действий, и не занимается праздными делами, кроме как ради отдыха. Его постоянно посещают новые идеи, которые он непременно стремится реализовать.
  • Позитивность.
    Очень важно быть позитивным человеком, если вы ведете за собой людей, поскольку в пути к цели вам приходится поддерживать не только свою мотивацию, но и мотивацию других людей, а для этого просто необходим позитивный настрой.
  • Честность.
    Лидеру необходимо быть честным по отношение к самому себе, чтобы не вводить себя в заблуждение. И также он должен быть честным с другими людьми, чтобы однажды обнаружившаяся ложь не подорвала доверие к своей личности.
  • Влиятельность.
    Лидер должен уметь вдохновлять других людей, чтобы они хотели идти за ним и делали всё от них зависящее ради достижения общей цели. В какой-то степени он должен быть примером для них.
  • Интеллектуальность.
    Если вы хотите вести других людей к общей цели, вам необходимо обладать развитыми интеллектуальными способностями – в том числе хорошей памятью, вниманием, и скоростью мышления, чтобы эффективно решать стоящими перед вами задачи.
  • Компетентность.
    Прежде всего, лидерство требует от человека знаний и умений в той области, в которой он хочет достичь успеха, без этого эффективно организовать других людей может быть слишком затруднительной задачей.

Разумеется, это не весь список качеств, которыми должен обладать лидер, и чтобы статья не занимала слишком много места, для перечисления лидерских качеств будет отведена отдельная статья. Кроме того, здесь вы найдете ряд статей, которые позволят вам не только разобраться в том, что значит быть лидером, но и помогут развить лидерские качества, научат тому, как вы можете стать влиятельным, харизматичным человеком.

Статьи о лидерстве, влиянии и харизме

1. Шесть принципов влияния 2. Принципы влияния: приверженность. 3. Принципы влияния: взаимный обмен 4. Принципы влияния: дефицит 5. Принципы влияния: Авторитет 6. Принципы влияния: симпатия 7. Принцип влияния: Социальное доказательство 8. Что умеет и знает харизматичный лидер? 9. Как стать сильным и влиятельным? 10. Факторы лидерства 11. Необходимые навыки лидера 12. Ценные советы лидерам 13. Топ 10 ошибок лидера 14. Принципы лидерства 15. Стили лидерства

Вне зависимости от сложившегося стиля лидерства можно выделить черты; характеризующие эффективное руководство (лидерство).

Лидерство - это в значительной степени природный дар, искусство, мастерство, учение; талант. Эффективное лидерство формируется в процессе непосредственного руководства людьми. В то же время можно выделить ряд характеристик или даже советов, которые могут служить ориентиром при формировании эффективного лидерства (рис. 1.11).

Интеллектуальные
способности
Компетентность гибкость
(задание дела)
Эффективное
Решительность лидерство ответственность
энергичность
Способность
Коммуни- к сотрудничеству
кабельность (доверие) Самоуправление

Рис. 1.11. Черты Эффективного лидерства

1. Лидер должен быть оптимистом и энтузиастом. Энтузиазм заразителен так же, как и скука.

2. Лидер заботится о своих сотрудниках, умеет их защищать, всегда доступен и человечен.

3. Лидер должен быть смелым и решительным: "Король всегда должен выглядеть королем".

4. Лидер обладает широтой взгляда, у него развитая интуиция, стратегическое видение, чувство нового. Он способен рисковать и решать проблемы.

5. Лидер тактичен и внимателен. Вы добьетесь от людей больше с помощью меда, чем уксуса. Уважайте индивидуальность. Будьте любезны.

6. Лидер, прежде всего, справедлив, честен. Признание крити­ки и собственных ошибок будет воспринято как свидетельство силы и власти, а не слабости. Не обрастайте любимчиками.

7. Лидер последователен, подает хороший пример, не дает необдуманных обещаний. Правило лидера: когда дела идут плохо - это вина, а когда дела идут хорошо - это заслуга моих работников.

8. Лидер скромен, он уверен в себе. Уверенность в себе без заносчивости, вера в свои силы без высокомерия - вот отличительные черты сильного лидера.

9. Лидер умеет делегировать поручения, не заваливая себя работой и "текучкой". Наделяйте подчиненных ответственностью, снимая ее с собственных плеч.

10. Лидер не пользуется особыми привилегиями. Надо уметь установить баланс между фамильярностью и панибратством, чтобы сохранить свой авторитет.

Выводы

1. Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой - лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

3.Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных: лидерских качеств, лидерского поведения и ситуации, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства. Подход с позиций личных качеств сделал попытку определить соотношение между наличием конкретных личных качеств и эффективности руководства. Поведенческий подход дал классификацию стилей руководства - манеры поведения с подчиненными - в континууме от автократичного до либерального стиля. Ситуативный подход к лидерству более гибок и определяет роль руководителя в конкретных ситуациях с позиций соотношения определенных переменных (отношения между руководителем и членом группы, структурой задачи, должностными полномочиями).




4. Ранние традиционные концепции предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепции в конечном счете утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории. Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационного подходов. Новые подходы концентрируются на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свою харизму, вдохновить последователей и вызвать у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению цели.

5. Всё большее распространение получает мнение, что женщины способны выполнять лидерские функции как минимум не хуже мужчин. Первые исследования в области гендерных аспектов лидерства были проведены в США Уайтом (1945) и Харвелом (1953). Активно эта область стала развиваться в 1970- 1980 годы под влиянием феминистской психологии. Направления исследований в области гендерных аспектов лидерства можно разделить на 3 класса. В первом гендерный фактор считается главным, во втором – предпочтение отдаётся лидерским качествам, в третьем – оба аспекта рассматриваются как равноправные.

Контрольные вопросы

1. Какой стиль лидерства (руководства) в управленческой решётке Р.Блейка и Д. Моутона является наиболее эффективным?

3. Какие новые концепции лидерства появились в конце 20 века?

4. Как вы относитесь к гендерным аспектам лидерства?

5. Какой стиль руководства вы выберете, если нужно быстро достичь конкретных целей, и вы знаете пути и средства?

6. Каковы, на ваш взгляд недостатки либерального стиля руководства?

7. В чём суть модели ситуационного лидерства?

8. Какие черты эффективного лидерства лично вам нужно сформировать для достижения поставленной цели?

9. Чем характерно лидерство в учреждениях государственной службы?

Список литературы

1. Ансофф И. Стратегическое управление/ пер. с англ.- М.: 1989.

2. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии, 2000, №1.

3. Блейк Р.Р., Мутон Д. С. Научные методы управления. - Киев: 1990

5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 2002.

6. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер.- М.: 1991.

7. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000.

8. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров С.Е. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2001.

9. Лютенс Ф. Организационное поведение. - М.: ИНФРА-М, 2001.

10. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1998г.

11. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. - М.: Интел-Синтез, 2000 г.

12. Основы менеджмента. / под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 1999.

13. //Проблемы теории и практики управления, №2, 2002.

14. Психология менеджмента / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб, 2001.

15. Столяренко Л.Д. Основы психологии - Ростов-на-Дону. 1999.

16. Управление современной компанией. / Под ред. проф. Б. Мильнера и проф. Ф. Лиса, М.: 2001.

17. //Управление персоналом, №3, 2000; №4, 2001 и №5, 2002.

Вне зависимости от сложившегося стиля лидерства можно выделить черты; характеризующие эффективное руководство (лидерство).

Лидерство - это в значительной степени природный дар, искусство, мастерство, учение; талант. Эффективное лидерство формируется в процессе непосредственного руководства людьми. В то же время можно выделить ряд характеристик или даже советов, которые могут служить ориентиром при формировании эффективного лидерства (рис. 1.11).

Интеллектуальные
способности
Компетентность гибкость
(задание дела)
Эффективное
Решительность лидерство ответственность
энергичность
Способность
Коммуни- к сотрудничеству
кабельность (доверие) Самоуправление

Рис. 1.11. Черты Эффективного лидерства

1. Лидер должен быть оптимистом и энтузиастом. Энтузиазм заразителен так же, как и скука.

2. Лидер заботится о своих сотрудниках, умеет их защищать, всегда доступен и человечен.

3. Лидер должен быть смелым и решительным: "Король всегда должен выглядеть королем".

4. Лидер обладает широтой взгляда, у него развитая интуиция, стратегическое видение, чувство нового. Он способен рисковать и решать проблемы.

5. Лидер тактичен и внимателен. Вы добьетесь от людей больше с помощью меда, чем уксуса. Уважайте индивидуальность. Будьте любезны.

6. Лидер, прежде всего, справедлив, честен. Признание крити­ки и собственных ошибок будет воспринято как свидетельство силы и власти, а не слабости. Не обрастайте любимчиками.

7. Лидер последователен, подает хороший пример, не дает необдуманных обещаний. Правило лидера: когда дела идут плохо - это вина, а когда дела идут хорошо - это заслуга моих работников.

8. Лидер скромен, он уверен в себе. Уверенность в себе без заносчивости, вера в свои силы без высокомерия - вот отличительные черты сильного лидера.

9. Лидер умеет делегировать поручения, не заваливая себя работой и "текучкой". Наделяйте подчиненных ответственностью, снимая ее с собственных плеч.

10. Лидер не пользуется особыми привилегиями. Надо уметь установить баланс между фамильярностью и панибратством, чтобы сохранить свой авторитет.

Выводы

1. Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой - лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

3.Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных: лидерских качеств, лидерского поведения и ситуации, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства. Подход с позиций личных качеств сделал попытку определить соотношение между наличием конкретных личных качеств и эффективности руководства. Поведенческий подход дал классификацию стилей руководства - манеры поведения с подчиненными - в континууме от автократичного до либерального стиля. Ситуативный подход к лидерству более гибок и определяет роль руководителя в конкретных ситуациях с позиций соотношения определенных переменных (отношения между руководителем и членом группы, структурой задачи, должностными полномочиями).

4. Ранние традиционные концепции предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепции в конечном счете утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории. Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационного подходов. Новые подходы концентрируются на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свою харизму, вдохновить последователей и вызвать у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению цели.

5. Всё большее распространение получает мнение, что женщины способны выполнять лидерские функции как минимум не хуже мужчин. Первые исследования в области гендерных аспектов лидерства были проведены в США Уайтом (1945) и Харвелом (1953). Активно эта область стала развиваться в 1970- 1980 годы под влиянием феминистской психологии. Направления исследований в области гендерных аспектов лидерства можно разделить на 3 класса. В первом гендерный фактор считается главным, во втором – предпочтение отдаётся лидерским качествам, в третьем – оба аспекта рассматриваются как равноправные.

Контрольные вопросы

1. Какой стиль лидерства (руководства) в управленческой решётке Р.Блейка и Д. Моутона является наиболее эффективным?

3. Какие новые концепции лидерства появились в конце 20 века?

4. Как вы относитесь к гендерным аспектам лидерства?

5. Какой стиль руководства вы выберете, если нужно быстро достичь конкретных целей, и вы знаете пути и средства?

6. Каковы, на ваш взгляд недостатки либерального стиля руководства?

7. В чём суть модели ситуационного лидерства?

8. Какие черты эффективного лидерства лично вам нужно сформировать для достижения поставленной цели?

9. Чем характерно лидерство в учреждениях государственной службы?

Список литературы

1. Ансофф И. Стратегическое управление/ пер. с англ.- М.: 1989.

2. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии, 2000, №1.

3. Блейк Р.Р., Мутон Д. С. Научные методы управления. - Киев: 1990

5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 2002.

6. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер.- М.: 1991.

7. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000.

8. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров С.Е. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2001.

9. Лютенс Ф. Организационное поведение. - М.: ИНФРА-М, 2001.

10. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1998г.

11. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. - М.: Интел-Синтез, 2000 г.

12. Основы менеджмента. / под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 1999.

13. //Проблемы теории и практики управления, №2, 2002.

14. Психология менеджмента / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб, 2001.

15. Столяренко Л.Д. Основы психологии - Ростов-на-Дону. 1999.

16. Управление современной компанией. / Под ред. проф. Б. Мильнера и проф. Ф. Лиса, М.: 2001.

Руководство коллективом — непростая задача. Просто взгляните на одних из самых вдохновляющих лидеров, таких как Арианна Хаффингтон или Розалинд Брюер. Несмотря на напряжённую работу, в лидере всегда должно быть что-то такое, что вдохновляло бы всю команду.

Если вы хотите развить свои навыки и стиль лидерства, вам крупно повезло. Демонстрируя эти важные лидерские качества, вы тоже можете стать эффективным лидером, который будет вдохновлять людей на перемены.

Хорошие лидеры самосознательны, умеют эффективно общаться и делегировать работу, поощряют стратегическое мышление и мотивируют коллектив работать ещё лучше. Мы составили список из 15 наиболее эффективных лидерских качеств. Освоив такие качества, как стратегическое решение проблем и умение слушать, вы тоже сможете вдохновлять окружающих.

1. Вдохновляйте коллег

Вдохновение коллег должно стать одной из самых важных ваших целей в качестве лидера. Ваша задача — помогать коллективу учиться и достигать успеха. Это качество начинается с ежедневной мотивации, налаживания отношений, проявления уважения и совместного решения возникающих проблем.

Коллектив должна воодушевлять ваша уверенность в силах и компетентности коллег. Если появится вдохновение, будет и отличная работа. Поспособствовать вдохновению коллектива можно:

Поощряя участников коллектива за готовность решать новые задачи

Мотивируя коллектив не сдаваться, даже если что-то пойдёт не так

Общаясь с людьми честно, но почтительно

Имея источник необходимого вдохновения, каждый участник команды может блестяще справляться со своей ролью и вносить вклад в достижение общего успеха.

Когда у всех в коллективе есть возможность раскрыть свой потенциал в полной мере, каждый способен сделать для компании гораздо больше. По нашему опыту, при грамотном распределении полномочий в организации повышается удовлетворённость сотрудников и эффективность выполнения ими самых амбициозных задач.”

2. Сосредоточьтесь на развитии коллектива

Готовность делиться своим богатым опытом и знаниями — это лишь одна из многих черт, присущих лидеру. Хороший лидер не только развивается сам, но и уделяет время, чтобы помогать расти другим. Это может реализовываться в форме тренингов, обеденных семинаров или даже путём совместного решения проблем с участниками команды.

Такой подход не только помогает вашим коллегам развиваться в плане карьеры, но и позволяет вам тоже научиться чему-то новому. Реализовать профессиональное развитие коллег можно:

Обращая внимание на то, что интересует ваших коллег

Используя ошибки как возможность для обучения

Используя конструктивную критику, даже если это трудно

Важно помнить, что поощрять и обучать коллег нужно так, как вы хотели бы, чтобы поощряли и обучали вас.

3. Обеспечьте эффективность взаимодействия

Взаимодействие — ключевой элемент любого успешного коллектива, и оно является одним из главных качеств хорошего лидера. Между недостатком и излишком — тонкая грань, но всегда лучше ошибиться в сторону излишка. Отсутствие взаимодействия может привести к плохой работе и недостаточной чёткости организации.

Ваши коммуникативные навыки должны обеспечивать эффективность, а для этого требуется прямое общение с индивидуальным подходом. К этим навыкам относится коммуникация в рамках проектов, а также установление связи с коллективом. Реализовать навыки взаимодействия можно:

Предлагая коллегам высказывать своё мнение

Выслушивая собеседника перед тем, как начать говорить самому

Прямо отвечая на вопросы

Адаптируя сообщаемую информацию для целевой аудитории

Самая приятная часть: эффективному взаимодействию можно легко обучить. Так что, если вам нужна помощь, не бойтесь её просить.

Пока мы работали в удалённом режиме, нам пришлось заново научиться взаимодействию в самых разных его проявлениях. Slack, Asana и интеграции между этими инструментами заменили нам многие каналы личного взаимодействия, которыми мы пользовались раньше, или дополнили их.”

4. Проявляйте высокий эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — это способность контролировать и выражать свои эмоции, а также управлять межличностными отношениями. Почему это так важно в рабочей обстановке?

Лидер — это тот, кто вдохновляет и ведёт за собой, а не руководит. Иными словами, крайне важно быть на равных со своими коллегами, чтобы они чувствовали себя комфортно и свободно в вашем присутствии. Реализовать эмоциональный интеллект можно:

Стараясь понять, что чувствуют ваши коллеги

Изучая, как ваши слова или действия влияют на других

Ставя себя на место других в той или иной ситуации

Конструктивно реагируя на конфликты и сложные ситуации

Если есть сомнения, спросите коллег, что они думают. Простое искреннее приветствие может иметь длительный эффект.

5. Применяйте навыки решения проблем

Из всех профессиональных качеств, необходимых лидеру, одними из самых важных являются навыки решения проблем. Наверняка к вам будут приходить коллеги с проблемами, требующими решения. Вы должны быть готовы дать совет, о чём бы ни шла речь.

Это вовсе не означает, что у вас должны быть ответы на все вопросы. Нет, но вам придётся обзавестись ресурсами, которые позволят вашей команде самостоятельно решить эту проблему. Реализовать навыки решения проблем можно:

Подкрепляя совет данными или опытом

Задавая наводящие вопросы, которые помогут коллегам найти правильный путь

Предлагая коллективу пробовать разные решения

Внимательно слушая собеседника, чтобы ясно услышать сказанное

6. Уважайте других

Уважение — это то, чего заслуживают все, независимо от того, какой у человека опыт: 30 лет или три года. Проявление уважения к другим помогает создать здоровую динамику в коллективе на основе взаимоуважения.

Хотя уважение происходит из самых разных источников, важно начать с отношения ко всем как к равным. Помимо прочих способов, проявлять уважение можно:

Общаясь с коллегами на равных независимо от должностей

Выслушивая чужую точку зрения, даже если вы не согласны

Отмечая хорошо выполненную работу

Проявляя положительный настрой

Хорошие лидеры знают, что положительный настрой и уважение дорогого стоят. Лучше всего действовать по принципу, что каждый участник коллектива — это партнёр в вашем общем деле.

7. Ставьте личностное развитие на первое место

Личностное развитие является важной частью карьерного роста, независимо от того, в какой точке профессионального пути вы находитесь. Развитие своих навыков поможет вам и вашей команде повысить эффективность организации в долгосрочной перспективе.

Также неплохо было бы практиковать регулярный самоанализ. В какой точке своего личностного развития вы находитесь, и как это влияет на вашу организацию? От этого может зависеть как личностный, так и профессиональный рост. Способствовать личностному развитию можно:

Посещая специализированные конференции

Обучаясь на курсах

Взаимодействуя с другими отделами

Эти действия не только помогут вам постоянно учиться и собирать вокруг себя единомышленников, но и привнести свежие идеи, повышающие ваше влияние в коллективе и организации.

8. Поощряйте стратегическое мышление

Лидеры постоянно ищут способы для развития своей команды и организации. Это может быть что угодно: от внутренних процессов вроде дорожных карт и технологического прогресса до внешних факторов, таких как SWOT-анализ и предложения продуктов.

Настоящий лидер мотивирует участников своей команды думать стратегически в любой ситуации, будь то мозговой штурм или определение приоритетов по задачам в рамках проекта. Реализовать стратегическое мышление можно:

Выслушивая все идеи, даже если вы с ними не согласны

Проводя сеансы мозгового штурма

Предоставляя обратную связь, подкреплённую данными

Давая команде возможность реализовать свои идеи и учиться на ошибках

Стратегическое мышление важно как для собственного самосознания, так и для всего коллектива, поэтому обязательно поощряйте новые идеи.

Как говорится, с глаз долой — из сердца вон. К сожалению, в условиях удалённой работы сложнее получить признание за то, что ты делаешь. Старайтесь находить возможности для общения удалённых сотрудников в масштабах всей компании или коллектива (например, проводя всеобщие собрания) и способы публичного поощрения сотрудников за достижения.”

9. Внимательно слушайте собеседника

Чтобы быть лидером, недостаточно просто уметь хорошо говорить. Ваша задача заключается в том, чтобы распознавать организационные проблемы и чаяния участников коллектива, чтобы стать для них своеобразным проводником перемен.

Так же важно прислушиваться к тем, кто рядом с вами, относясь к ним с уважением и пониманием. Стать лучшим слушателем можно:

Внимательно выслушивая мнения и отзывы коллег

Задавая вопросы, прежде чем начать говорить самому

Регулярно общаясь с коллективом

Посещая собрания, проводимые вашим коллективом

Умение слушать — очень важный, но часто упускаемый из виду элемент лидерства. По-настоящему хороший лидер вдохновляет не только красивыми словами, но и умением слушать.

10. Делегируйте работу

Большинство из нас не понаслышке знают, как иногда бывает непросто делегировать работу. Существует тонкая грань между возложением на коллектив новых обязанностей и перекладыванием на него всей ответственности.

Хороший лидер знает, что делегирование работы может повысить уровень профессионализма коллектива и обеспечить планомерную реализацию проекта. В конце концов, вы не можете всё время делать всю работу сами. Положитесь на своих коллег, и они сделают эту работу с таким же успехом.

Реализовать навык делегирования работы можно:

Учитывая пожелания коллег относительно того, над какими проектами они хотели бы работать

Предоставляя общую схему или задание в случае особо сложных проектов

Обеспечивая прозрачную обратную связь для успешного выполнения работы

Практикуя навыки управления временем, позволяющие выполнить работу вовремя

Для меня командное взаимодействие — это корабль, который пробирается через бесконечную толщу льда. В этой метафоре корабль олицетворяет команду, а лёд — проблемы, которые приходится решать на пути к месту назначения, которое не всегда и видно на горизонте. Задача руководителя состоит в том, чтобы определять, что делать со льдом, который предстоит сломать, куда его девать и как он влияет на план, команду и т. д, в то время как задача лидера чётко задать направление движения корабля и объяснить, зачем вообще ломать весь этот лёд и пробираться к месту назначения.”

11. Принимайте на себя ответственность

При всей важности предоставления вашей команде возможности самостоятельно принимать решения по проекту это вовсе не означает, что вы снимаете с себя всю ответственность за их работу. Особенно важно поддерживать свою команду и брать на себя ответственность в те моменты, когда что-то начинает идти не по плану.

Главное помнить, что не всегда удаётся достичь всех целей. Не оправдавшиеся ожидания открывают новые возможности для роста, как личностного, так и на уровне организации.

Реализовать навык принятия на себя ответственности можно:

Предпринимая активные действия и предлагая решения в случае недостижения каких-либо целей

Объясняя, что именно не получилось и почему

Регулярно контролируя выполнение ключевых инициатив

Принятие на себя ответственности означает признание неудачи и продолжение работы над поиском решения вместе со своей командой. Помните, что мы все в одной лодке, и только установка на развитие поможет вам и вашей команде извлечь уроки из ошибок.

12. Проявляйте искреннюю преданность своему делу

Самые успешные лидеры — это те, кто получают удовольствие от дела, которым они занимаются. Проще говоря, должность руководителя не делает вас лидером. На самом деле лидером вас делают ваши знания, преданность делу и умение работать в команде.

Истинные лидеры вдохновляют на достижение лучших результатов, несмотря на все возможные трудности. Лидеры — это те, кто прокладывают путь к вашим свершениям.

Именно эта преданность делу отличает лидера от руководителя. Без этого трудно стать хорошим лидером. Лидеры, которые действительно увлечены своей работой, скорее всего, ответят положительно на следующие вопросы:

Радует ли вас то, что вы делаете?

Воодушевляют ли вас новые проекты?

Приносит ли вам удовлетворение успешная мотивация людей?

Верите ли вы в дело, которым занимаетесь?

Размышляя о своей причастности к делу, вы можете найти для себя источник истинного вдохновения и стать лучшим лидером на долгосрочную перспективу. Кроме того, очень важно, чтобы у всех сотрудников была общая цель и ясное понимание того, что и зачем они делают.

Для меня лидер — это тот, кто помогает понять общую картину. Как видит эту картину команда, и как это видение связано с более широким набором целей и задач организации? Руководитель — это человек, обеспечивающий вам поддержку и направляющий вас на пути воплощения общей картины в жизнь. Иногда один и тот же человек выполняет обе функции в коллективе. Иногда это делают разные люди. Но обе эти функции важны для успеха любого коллектива.”

13. Будьте провидцем

Провидец — это довольно широкий термин, хотя все, как правило, понимают, о чём речь, когда слышат это слово. Провидцы способны видеть конечный результат ещё до создания чего-то осязаемого. Именно поэтому владельцы предприятий и предприниматели обычно являются провидцами. Они видят, как реализовать хорошую идею, задолго до появления результата.

Хотя не каждый рождается провидцем, можно практиковать этот навык, чтобы мотивировать коллектив. Регулярно тренируйте в себе провидца:

Представляя себе, чего добьётся ваша группа за год

Практикуя мозговые штурмы и объединяя идеи в единую концепцию

Мотивируя окружающих мыслить критически

Провидение сродни стратегическому мышлению. И то и другое важно для принятия решений и постановки чётких целей.

14. Проявляйте заботу о других

Забота о других отличается от уважения. Главное отличие состоит в том, что вы не только говорите, но и проявляете заботу на деле. Как уважение, так и забота необходимы для завоевания доверия со стороны коллектива.

Чтобы вдохновлять других на свершения, важно инвестировать в них и их карьеру. Без установления такой личной связи процесс руководства может быть в большей степени приказным. Установить такую личную связь можно:

Общаясь с коллегами не только по рабочим вопросам

Интересуясь целями и интересами участников коллектива

Научившись внимательно слушать и ставить себя на место других

Создание личных связей с коллегами помогает улучшить рабочие отношения. Это даже способствует развитию эффективного взаимодействия в коллективе и укреплению командного духа.

Для меня быть лидером — это способность помогать, поддерживать и направлять других на пути к успеху. Лидеры обеспечивают видение, а успех определяет весь коллектив, а не только лидер.”

15. Постоянно следите за тенденциями

В наши дни для достижения успеха особенно важно держать руку на пульсе и быть в курсе новых тенденций. Превосходная команда отличается от просто хорошей тем, что она опережает конкурентов по новым технологиям, таким как автоматизация бизнес-процессов, искусственный интеллект, и по многим другим параметрам. Кто справится с ролью лидера лучше вас?

В части отслеживания отраслевых тенденций хорошо то, что практически на любую тему всегда можно найти множество различных учебных материалов и информации. Так что если вы ещё не попали в струю технологического прогресса, расширить свои знания можно:

Уделяя часть своего времени получению новых знаний

Наблюдая за отраслевыми лидерами и тенденциями в области технологий

Участвуя в конференциях и мероприятиях по налаживанию деловых связей

Общаясь с тем, кто способен научить вас чему-то новому

Из-за постоянного изменения тенденций весьма полезно практиковать эти советы, даже если у вас уже есть опыт в этой области. Так вы сможете делиться инновационными идеями, которые помогут вашей организации развиваться и выходить на новый уровень.

Направление команды на пути к успеху

Оттачивая качества хорошего лидера, вы тоже сможете эффективно вести за собой и мотивировать свою команду на успех. Отрабатывая каждую из этих 15 черт, вы не только развиваете лидерские качества и постоянно совершенствуете свои навыки, но и повышаете своё влияние на организацию.

Чтобы узнать дополнительные способы эффективного управления коллективом, посмотрите, чем вам может помочь программное обеспечение для управления работой.

Эффективным лидером, отвечающим новой философии управления, считается человек, который осознает, что его авторитет непосредственно зависит от уважения подчиненных, а не от его формального статуса.

Эффективный лидер:

• доступен любому работнику, причем при обсуждении любых проблем он неизменно доброжелателен;

• глубоко вовлечен в процесс управления персоналом, постоянно уделяет внимание системам поощрения, лично знаком со многими работниками;

• не терпит кабинетного стиля, предпочитает чаще появляться среди рядовых работников и обсуждать проблемы на местах, умеет слушать и слышать, решителен и настойчив, не слывет хитрецом;

• терпим к выражению открытого несогласия, делегирует полномочия исполнителям, строит отношения на доверии;

• в трудные моменты не стремится найти виноватого, предпочитает устную, а не письменную информацию;

• при выдвижении на ответственные посты рекомендует, как правило, сотрудников своей организации – людей, имеющих близкие ему управленческие ценности, и лишь в особых случаях приглашает специалистов со стороны.

Особенности поведения лидера:

1) распоряжения и приказы уступают место убеждению, строгий контроль – доверию; переход к отношениям сотрудничества;

2) руководители-лидеры стремятся развивать коллективные формы работы единой командой, что резко увеличивает взаимный обмен информацией между членами рабочих групп;

3) руководители-лидеры всегда открыты для новых идей, исходящих от коллег, подчиненных, клиентов. У таких руководителей свободное высказывание идей и обмен мнениями становятся естественной формой взаимоотношений;

4) руководитель-лидер стремится создавать и поддерживать хороший психологический климат в коллективе, не ущемлять интересы одних работников за счет других, с готовностью и публично признает заслуги сотрудников.

Сегодня нужны лидеры, умеющие выводить организацию из кризисных ситуаций.

• желание стать лидером в сложных ситуациях и находить удовольствие при исполнении этой роли;

• стремление к состязательности во всем и всегда;

• высокая адаптационная способность;

• склонность к инновациям;

• отсутствие боязни провалов, использование их как новые отправные точки развития.

4.13. Политическое лидерство

4.13. Политическое лидерство Политическое лидерство – 1) постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на организацию, группу или все общество; 2) управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений; это руководящая должность;

ЛИДЕРСТВО

ЛИДЕРСТВО Большинство работающих людей являются либо лидерами (начальниками, руководителями), либо подчиненными, выполняющими приказы других людей. Психология лидерства исследует личностные качества и стиль поведения лидеров. Здесь возникают два ключевых вопроса.

45. ЛИДЕРСТВО И ВЛАСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ

45. ЛИДЕРСТВО И ВЛАСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ С точки зрения эффективности деятельности коллектива целесообразнее всего, если руководитель является одновременно и его лидером.Однако, как бы ни стремился человек стать лидером, он им никогда не станет, если окружающие не воспримут

36. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

36. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО В современной науке выделяют следующие основные подходы к трактовке лидерства:• это разновидность власти, отличием которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человека или группа

Эффективное излучение

Эффективное поперечное сечение

Раздел XIII Политическое лидерство

Раздел XIII Политическое лидерство Политическое лидерство – одно из наиболее сложных и малоизученных явлений политической жизни. Достаточно легко определить, кем выступает лидер. Однако при определении феномена лидерства, а тем более лидерства политического возникают

Ж. Блондель. Политическое лидерство [93]

Ж. Блондель. Политическое лидерство [93] Лидерство так же старо, как человечество. Оно универсально и неизбежно. Оно существует везде – в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в профсоюзах и благотворительных организациях, в компаниях и университетах. Оно

Эффективное средство для ванн при солнечных ожогах

Эффективное средство для ванн при солнечных ожогах Требуется: 2 ст. л. молока, 15–20 капель масла ромашки.Приготовление. Ввести в молоко масло ромашки. Перемешать.Применение. Налить в ванну прохладную воду и добавить в нее подготовленную смесь. Длительность процедуры –

4.3. Эффективное время, Эффективность

4.3. Эффективное время, Эффективность Не зря до сих пор специалисты в экономике, как только речь идет о точном расчете эффективности, не могут прийти к единому мнению, ибо в конкретном деле такие факторы, как социальные, личностные и другие не могут быть точно выражены в


Быть хорошим лидером — значит воплощать душу и этос людей, которых вы ведете. Наиболее успешные лидеры отражают ценности и принципы своих команд. Стать таким руководителем непросто, особенно если у вас в этом мало опыта. Вот семь основных качеств эффективных лидеров от известного американского врача и писателя Дипака Чопры, помните о них и развивайте:

1. Эмоциональная связь

Эффективные лидеры не жалеют времени, чтобы выстроить значимые отношения со своей командой. Расспросите коллег об их семьях, но будьте осторожны — не спрашивайте ни о чем слишком личном, чувствуйте границу. Запишите даты их рождения и не забывайте поздравлять.

При вступлении в должность запланируйте обед или общее собрание, на котором ответьте на вопросы сотрудников. Поделитесь личными историями — пусть люди видят вас искренним, таким, какой вы есть на самом деле.

2. Умение смотреть и слушать

Когда вы только вступаете в руководящую позицию, найдите время, чтобы оглядеться и оценить свое окружение. Кто и как в вашей команде расставляет приоритеты? Сколько времени и на что тратят ваши подчиненные? Кто больше других жалуется? Сплетничает? Внимательность поможет вам сделать правильные выводы в отношении каждого сотрудника. Вы будете знать, чего ждать от подчиненных и как они будут вести себя на пути к поставленным целям.

3. Осведомленность

4. Доверие и справедливость

5. Ответственность

С лидера всегда спрашивают за неудачи команды. Если что-то пошло не так, первым берите ответственность на себя. Никогда не бойтесь говорить, что совершили ошибку, это важный навык эффективного лидера. Когда подчиненные увидят, что вы способны признать свою вину, они начнут вести себя более честно, станут открыто высказывать мнение и будут меньше бояться неудач. Так вы сформируете в команде открытую корпоративную культуру.

6. Действие

Лидер должен действовать. Нельзя просто смотреть на ситуацию и не принимать никакого решения — так недалеко и до паралича власти. Когда вы сделаете что-то, другие сразу это заметят. А если вы слушаете коллег и формируете глубокие эмоциональные связи, уверенности прибавится и будет проще реализовать свои решения.

7. Синхронность

Когда вы руководите с открытым сердцем, вы излучаете положительные эмоции, а судьба начинает делать вам небольшие подарки: может быть, коллега вдохновится вами и возьмет дополнительную работу, или ваш успех как лидера принесет вам признание коллег из отрасли. Посеяв семена, вы увидите ростки возможностей, это и есть синхронность — когда случаются несвязанные хорошие события.

Здесь ваш ключ в загадочный мир лидерства. Узнать подробности


Перевод: Иван Ильин

Читайте также: