Ликвидация министерства полиции кратко

Обновлено: 05.07.2024

Полицейская реформа 1880 г. – это реорганизация системы правоохранительных органов Российской империи, связанная с ликвидацией III Отделения и учреждением Департамента полиции.

Сущность реформы

Полицейская реформа была проведена в августе 1880 года. Она затронула центральные полицейские органы и прежде всего была связана с внутренними изменениями в Министерстве внутренних дел. Упразднялось III Отделение императорской канцелярии, и управление российской полицией сосредоточилось в Министерстве внутренних дел, в структуре которого был создан Департамент полиции. Ему подчинялся отдельный корпус жандармов, в ведении которого находилось проведение дознаний по преступлениям, имеющим политический характер. Объединение политической и общей полиции в одном ведомстве оказалось во многом формальным, поскольку на местах зачастую была странная ситуация, когда в губернии действовало два независимых органа Министерства внутренних дел. Потому взаимодействие жандармских и полицейских органов зачастую имело конфликтный характер.

Разнообразный характер имела деятельность общей полиции, коррективы в которую вносили политические и социально-экономические изменения, происходившие в пореформенный период. Реформы способствовали ускорению социально-экономического развития страны. Это происходило в вызванных крестьянской реформой условиях распада в деревне традиционных отношений, социального расслоения, увеличения миграции населения из деревни в города, люмпенизации городского населения. А это вело к росту преступности и изменениям ее структуры. Росло число случаев хулиганства (драки, пьянство, буйство, брань), преступлений против порядка управления, власти, суда, случаев оскорбления и неподчинения полиции. В то же время статистика по преступлениям в первые пореформенные десятилетия сохранила в целом достаточно традиционную картину с определенным количественным увеличением по отдельным позициям.

В таких условиях полицейские органы были вынуждены расширять масштабы деятельности, но их штатный состав был стабильный и не многочисленный.

Готовые работы на аналогичную тему

Департамент полиции

Департамент полиции — это подразделение Министерства внутренних дел, управлявшее полицией в 1880—1917 годах.

Образован он был 6 августа 1880 года в качестве правопреемника упразднённого III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Находился в составе Министерства внутренних дел. Первоначально (до 1883 года) именовался Департаментом государственной полиции. В его ведении были полицейские учреждения, охранные отделения, адресные столы, сыскные отделения и пожарные команды.

Департамент полиции упразднён Временным правительством 10 марта 1917 года.

Структура департамента

В аппарате Департамента во время его основания было учреждено три делопроизводства:

Ликвидированы управления МВД России в семи федеральных округах

Президент РФ Владимир Путин ликвидировал главные управления МВД России в семи федеральных округах. Указ Президента РФ от 5 мая 2014 г. № 300 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации" опубликован на официальном портале правовой информации.

Согласно документу, ликвидируются главные управления МВД России в Центральном, Дальневосточном, Приволжском, Сибирском, Северо-Западном, Уральском и Южном федеральных округах. Таким образом, территориальное управление ведомства останется лишь в Северо-Кавказском федеральном округе. Как сообщает в своем микроблоге депутат Госдумы Александр Хинштейн, 21 генерал полиции переведен в распоряжение министра внутренних дел (то есть остался без должности).

Согласно указу, предельная штатная численность центрального аппарата МВД составит 6458 единиц. Ранее численность центрального аппарата составляла 9264 единиц (Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации").

О необходимости сокращения численности аппарата МВД говорил министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев на расширенном заседании коллегии ведомства 21 марта 2014 года. Он заявил: "Изменения должны проводиться не только за счет разукрупнения и перераспределения штатной численности управлений по нескольким муниципальным образованиям. Не менее важно рационально минимизировать аппараты региональных наших подразделений. Как вы знаете, в прошедшем году произошло сокращение центрального аппарата министерства. Должности были переданы "на землю", в службы участковых и ГИБДД. Такая практика должна быть продолжена и в субъектах".

На расширенном заседании коллегии ГУ МВД Москвы 21 января 2014 года Колокольцев сообщил: "Мной подписан приказ № 1040, который предусматривает обновлённую оценку деятельности региональных подразделений органов внутренних дел на основе комплексного анализа результатов и условий осуществления их работы. Экспертная оценка по всем линиям станет более объективной" (до сих пор документ официально не публиковался).

С 1 марта 2011 года милиция в России полностью прекратила свое существование. Соответствующий указ был подписан президентом Дмитрием Медведевым. Зачем же нужна была масштабная реформа МВД, и что поменялось в российских органах внутренних дел, кроме названия? Давайте разберемся.

С чего все началось

Что изменилось после реформы

С чего все началось

В декабре 2009 года, после того, как череда громких преступлений, совершенных сотрудниками милиции, произвела широкий общественный резонанс, Медведев (уже президент России) подписал указ о мерах по совершенствованию работы органов внутренних дел. Что это означало? Во-первых, численность МВД к 2012 году должна была сократиться на 20%. Во-вторых, всем оставшимся в органах сотрудникам должны были повысить зарплату. В-третьих, прием на работу в МВД должен был осуществляться с учетом морально-этических качеств кандидатов.

Первые полицейские, точнее, полицмейстеры, появились в Российской Империи, при Петре I — Главная полиция была учреждена в 1715 году в Санкт-Петербурге. Штат ведомства состоял всего из 41 сотрудника — заместителя генерал-полицмейстера, четырех офицеров и 36 рядовых. Сам генерал-полицмейстер был назначен лишь спустя три года — им стал генерал-адъютант Девиер. Ну, а в российских городах полиция появилась в 1733 году при Анне Иоанновне.

В милицию полиция была переименована лишь в 1917 году, после февральской революции.

Итак, в августе 2010-го законопроект о переименовании милиции в полицию был представлен на обсуждение общественности. Однако, согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, 63% россиян на тот момент были уверены, что смена названия ничего не изменит. Кроме того, документ активно критиковали представители оппозиции. Тем не менее, в январе 2011 года закон о полиции был принят Госдумой, и с 1 марта милиция была официально упразднена, а с января 2012-го вся ее символика стала недействительной.

Что изменилось после реформы

Во-первых, органы внутренних дел перестали подчиняться региональным властям. Во-вторых, все сотрудники новой структуры должны были пройти переаттестацию, а те, кто не смогли или не захотели этого делать, были уволены. В-третьих, численность сотрудников МВД сократилась на 22%, а зарплаты полицейских выросли.

На страже порядка: где получить профессию полицейского? - Вузы Нижнего Новгорода

Однако осенью 2012 года глава МВД России Владимир Колокольцев объявил, что проведенная реформа не оправдала ожиданий граждан, и множество проблем в органах внутренних дел все еще не решены.

А в 2013-ом МВД назвала минусы реформы: сокращение числа сотрудников полиции, закрытие десятков специализированных учебных заведений и, как следствие, снижение уровня подготовки стражей порядка.

Правящий режим Российской империи до последних дней своего существования не допускал возможности какой-либо демократизации российского общества, незыблемо отстаивал принцип неограниченного самодержавия. Стремясь добиться этой цели, Николай II готов был прибегнуть к крайним мерам.

Кроме того, раз в месяц составлялась специальная ведомость с указанием перечня бастовавших оборонных предприятий; числа бастовавших рабочих; количества пропущенных вследствие забастовок рабочих дней; мотивов забастовок и т.п.

В феврале 1917 г. царизм оказался в полной изоляции. И только регулярная полиция, пестовавшаяся самодержавием более двух столетий, в период Февральской революции практически оказалась его единственной опорой. В Петрограде большинство солдат перешло на сторону революционных масс, и лишь полиция пыталась удержать власть династии Романовых. До последнего дня существования Петроградского охранного отделения — 27 февраля 1917 г. — в него поступали донесения секретных агентов, агентов наружной полиции, полицейских надзирателей участков. Эти сведения обобщались и передавались градоначальнику, командующему войсками, прокурору судебной палаты и в Министерство внутренних дел. Особенностью донесений охранного отделения являлось отсутствие каких-либо обобщений, анализа событий: они похожи на простой перечень уличных происшествий.

В начале 1917 года петроградская полиция, несмотря на острую нехватку оружия в действующей армии, получила около 400 пулеметов, использовав их затем для обстрела революционных рабочих и солдат.

Однако полиция была бессильна изменить ход событий: свершилась революция, и царизм пал. Вместе с ним была сметена и полиция. Революционные массы громили полицейские участки, арестовывали полицейских. В Петрограде восставшие, подавив сопротивление полиции и жандармерии, захватили здание охранного отделения и подожгли его. Было разгромлено и подожжено также и здание московского охранного отделения. Большинство архивов и дел политических преступников, находившихся в охранке, было уничтожено.

Разгрому подверглись помещения многих полицейских участков Петрограда, Москвы и других городов. Ликвидация полиции происходила повсеместно по всей стране.

Созданное в ходе Февральской революции Временное правительство, учитывая отношение масс к полиции и считаясь с тем, что она фактически была сломлена, 6 марта 1917 г. издало постановление о ликвидации корпуса жандармов, а 10 марта 1917 г. упразднило Департамент полиции .

Вместо Департамента полиции в составе Министерства внутренних дел было учреждено Временное управление по делам общественной полиции и по делам личной и имущественной безопасности граждан. 15 июня 1917 г. оно было переименовано в Главное управление по делам милиции и по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан.

Согласно этим документам, милиция находилась в ведении городских и земских управ, которые избирали и увольняли начальников органов милиции на местах. Вместе с тем, милиция была поставлена под контроль губернских комиссаров и правительственных инспекторов милиции. На губернских комиссаров прямо возлагалось руководство милицией в пределах губернии. Правительственные инспекторы, учрежденные в каждой губернии, могли принимать жалобы на действия начальников милиции и их помощников. В случае явного несоответствия начальника милиции занимаемой должности правительственный инспектор мог временно отстранить его от должности, сообщив об этом министру внутренних дел, который принимал окончательное решение.

Для руководящего состава народной милиции устанавливалось требование определенногообразовательного уровня. На должности начальников милиции и их помощников назначались лица, имевшие образование не ниже среднего.

Возникшие в ходе Февральской революции Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов одновременно с народной милицией организовывали отряды рабочей милиции и другие вооруженные формирования трудящихся, которые охраняли фабрики, заводы, стояли на страже общественного порядка.

В сельской местности создавались крестьянские вооруженные отряды. Временное правительство стремилось не допустить параллельного существования народной милиции и вооруженных формирований трудящихся. В своем постановлении оно указало, что милиция должна назначаться государственной администрацией. Поэтому во многих местах были приняты решения об упразднении рабочей милиции.

Таким образом, народная милиция стала неотъемлемой частью государственного аппарата, сформировавшегося после февраля 1917 г. и сохранившегося к моменту победы Октябрьской революции и перехода власти в руки Советов.

Смотрите также:

Полиция после февральской революции была реорганизована в земскую и городскую милицию под общим руководством Главного управления по делам милиции. Практически

Февральская революция 1917 г. Были упразднены жандармерия, полиция и управление по печати (цензура).

После февральской революции 1917 вместо упраздненных должностей генерал-губернаторов, а также губернских правлений учреждались губернские комиссары Временного

После Февральской революции в России действовали основные политические партии: кадеты, октябристы, эсеры, меньшевики и большевики. Политику Временного


Статья посвящена оценке исторического развития российской полиции в контексте антиномического противостояния идей либерализма и консерватизма в процессе развития государственного механизма. Рассматривается роль и место полиции в административно-управленческом механизме с точки зрения веберианского государства. Акцентируется деятельность Министерства полиции Российской империи как ключевая историческая иллюстрация современных реформ Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Ключевые слова: радикализм и традиционализм, реформирование государственного механизма, совершенствование полицейского аппарата

The role of the Ministry of police of the Russian Empire in the context of radical reconstruction of the socio-political order in the period 1810–19— aretrospect assessment of historical experience

Shestopalov Alexander Pavlovich, PhD in history, Head of Chair;

Kislitsyn Eugeniy Dmitryevich, post-graduate student

Moscow humanitarian-economic Institute

The article evaluates the historical development of the Russian police in the context of antinomical confrontation of the ideas of liberalism and conservatism in the process of the state mechanism development. The police role and place in the administrative mechanism is examined from the Weberian state point of view. Focuses the activities of the Ministry of police of the Russian Empire as an exceptional historical illustration for Ministry of internal Affairs of the Russian Federation current reforming.

Key words: radicalism and traditionalism, reform of the state mechanism, the improvement of the police apparatus

Исследователю для того, чтобы не утратить ориентиры в эволюционном процессе жизни государства и нации, особенно если он обнаруживает себя на том этапе, когда от него, применительно к изучаемой части данного процесса, ожидается артикуляция телеологии действий, необходимо четко представлять особенности предмета исследования сквозь призму исторических обстоятельств. Основная цель нашего диссертационного исследования обобщенно состоит в определении места и роли полиции в историческом процессе реформирования государственного аппарата Российской Империи, при этом в качестве исходных положений приняты три минимальных признака государства: территории, населения (народа) и суверенной власти. Данная статья служит в равной степени, как основной цели диссертации, так и задаче компиляции и интеграции тех в большой степени разрозненных материалов, в которых представлены исторические и интеллектуальные основания происхождения, организационной динамики важного органа исполнительной власти — российской полиции, сделаны попытки анализа опыта реформирования её как части государственного механизма.

Попробуем разобраться в правильности акцентов, можно ли считать подобные утверждения истиной в последней инстанции, может ли быть успешной попытка найти ту самую точку сближения, взаимного обогащения исключающих друг друга теорий и взглядов на российскую государственность.

Основные полицейские функции до 1775 были отнесены к губернаторам и их агентам на местах — воеводам. Не представляется возможным четко сформулировать именно полицейскую линию в аморфно-императивном стиле исполнении ими обязанностей в условиях несоблюдения строгой иерархии линий подчинения. Злоупотребления властью ограничивались только фискальными требованиями государя и возникновением угрозы возникновения массовых гражданских беспорядков. Полицейские функции часто выполнялись военнослужащими (подразделений войсковых гарнизонов) из-за отсутствия специализированной кадровой политики. Нехватка полицейских кадров представляла собой острую проблему в отдаленных приграничных областях Российской империи. Понятно, что Екатерине II Великой досталась слабая армия, тяжелое бремя внешнего долга, коррупция, рухнувшая судебная система, полностью утраченный принцип неприкосновенности неосужденной личности. За достаточно продолжительное царствование императрица смогла создать полицию как таковую, с выраженной структурой и четко определенными полномочиями. В организационную схему управы благочиния — орган городского полицейского управления, созданный Уставом благочиния или полицейским в 1782 году, помимо должностей приставов, городничего, полицмейстера, были включены также избираемые голосованием жители города. Административная область общественных нарушений — азартной игры, пьянства, оскорблений, самовольной застройки, взяток, регулировалась непосредственно полицией. Остальные случаи правонарушений требовали предварительного следствия и последующей передачи в суд. Разрешенные к применению полицией меры ограничивались арестом, порицанием, заключением в работный дом, штрафом, вынесением запрета на определенные виды предпринимательства. Реформами местного управления, проведенными в царствование Екатерины II полицейские органы были приведены в определенную систему. Однако общегубернский орган управления полицией в это время не был создан.

Вопреки логике здравого смысла в период его правления были возвращены прежние формы государственно-административного управления, восстановлены коллегии. Как внутренняя, так и внешняя политика отличались крайней нецелесообразностью, армия приводилась в боеготовность методами жесткой муштры и фрунта, средства массовой информации подвергались тотальной цензуре.

Процесс дальнейшей реорганизации полиции, определения ее роли и места в государственном механизме продолжился при царствовании Павла I. Новая схема деления страны на губернии, утвержденная в 1796 г., сохранила должности городничего (в городах, где военные коменданты отсутствовали) и земского исправника. Городничие, то есть те коменданты, которые не имели в своем подчинении воинских подразделений, подчинялись губернаторам. За комендантами официально закреплялся перечень их полицейских обязанностей. Учитывая, что изменения и перемещения воинских частей, в том числе городских гарнизонов, подчинялись решениям спонтанным, непоследовательным, то понятно, что должности городничего и коменданта непрерывно сменяли друг друга в ущерб делу порядка и постоянства. Некоторой стабильности процессу реформирования полиции в городах добавило введение позиции полицеймейстера, чье присутствие в городе было необходимым. Губернаторам и комендантам было приказано лично укомплектовывать штаты полиции, используя кадровый резерв гражданских чиновников. В 1799 в каждый губернский город назначался полицеймейстер при котором был штат, представленный двумя помощниками полицеймейстера, частными приставами, квартальными надзирателями. Если в городе был военный комендант, то полицеймейстер автоматически перемещался в его помощники по полиции. В городах уездных во главе полиции по-прежнему стоял городничий. Появление позиции полицеймейстера со штатом сотрудников упразднило на краткий период Управу благочиния, восстановленную в 1801 году одним из первых указов Александра I.

‒ проведением рекрутского призыва в армию;

‒ содержанием и трудоиспользованием осужденных;

‒ явным и тайным надзором за иностранцами в России, исполнением функций цензора, превышавших прерогативы официально действующего Цензурного Устава 1804 года.

Министерство полиции организационно было представлено тремя департаментами (Департаментом полиции хозяйственной, Департаментом полиции исполнительной, Медицинским департаментом), а также общей и особенной канцеляриями министра. Департамент полиции хозяйственной осуществлял контроль снабжения городов, особенно столиц продовольствием, пресечение деятельности спекулянтов, надзор над смирительными и работными домами. Департамент полиции исполнительной, созданный на основе экспедиции государственного благоустройства МВД был крупнейшим основным подразделением министерства.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, государственный механизм, полиция, департамент полиции, Российская империя, Азия, быль, дело, Министерство, министерство полиции.

Читайте также: