Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи кратко

Обновлено: 04.07.2024

Употребление сложных предложений - отличительная черта книжных стилей. В разговорной речи, в особенности в ее устной форме, мы используем в основном простые предложения, причем очень часто-неполные (отсутствие тех или иных членов восполняется мимикой, жестами); реже употребляются сложные (преимущественно бессоюзные). Это объясняется экстралингвистическими факторами: содержание высказываний обычно не требует сложных синтаксических построений, которые отражали бы логико-грамматические связи между предикативными единицами, объединяемыми в сложные синтаксические конструкции; отсутствие союзов компенсируется интонацией, приобретающей в устной речи решающее значение для выражения различных оттенков смысловых и синтаксических отношений.

В сценической речи богатство интонаций восполняет отсутствие союзов. Проведем простой эксперимент. Попробуем предикативные единицы, объединенные в сложные бессоюзные предложения в цитированном отрывке, связать с помощью союзов: Думаю, что ничего у нас не выйдет. У него дела много, так что ему не до меня, поэтому и внимания не обращает. Все говорят о нашей свадьбе, поэтому все поздравляют, хотя на самом деле ничего нет.

Такие конструкции кажутся неестественными в обстановке непринужденной беседы, ее характер живее передают бессоюзные предложения. К ним близки и сложносочиненные (в цитированном отрывке употреблено лишь одно - с противительным союзом а).

Дружеская беседа ничем не регламентирована, и собеседники могут разговаривать на любую тему? Иное дело при беседе пациента с врачом. Пациент ждет от врача помощи, и врач готов ее оказать. При этом пациент и врач до встречи могут решительно ничего не знать друг о друге, но это и не нужно им для общения?

Значительно богаче и многостороннее по своим стилистическим и семантическим особенностям сложноподчиненные предложения, которые занимают достойное место в любом из книжных стилей:

То, что научное достижение может быть обращено не только на пользу обществу, но и во вред ему, люди знали давно, однако именно сейчас стало особенно отчетливо видно, что наука может не только дать людям благо, но и сделать их глубоко несчастными, поэтому никогда раньше ученый не имел такой моральной ответственности перед людьми за биологические, материальные и нравственные последствия своих исканий, как сегодня.

Точность и убедительность конструкций сложноподчиненных предложений при этом во многом зависит от правильного использования средств связи предикативных частей в составе сложных предложений (союзов, союзных и соотносительных слов).

Стереотипы, которые часто принимаются людьми за знание, фактически содержат в себе лишь неполное и одностороннее описание какого-то факта действительности. . Если измерять стереотипы критериями научной истины и строгой логики, то их придется признать крайне несовершенными средствами мышления. И тем не менее стереотипы существуют и широко используются людьми, хотя они и не осознают этого.

В этом тексте союзы не только связывают части сложных предложений, но и устанавливают логические связи отдельных предложений в составе сложного синтаксического целого: союз и тем не менее указывает на противопоставление последнего предложения предыдущей части высказывания.

Среди подчинительных союзов есть общеупотребительные, использование которых возможно в любом стиле: что, чтобы, потому что, как, если, но есть и сугубо книжные: вследствие того что, в связи с тем что, ввиду того что, в силу того что, благодаря тому что, коль скоро, и разговорные: раз (в значении если) Раз сказал - сделай; ежели, что (в значении как) Людская молва что морская волна. Ряд союзов имеет архаическую или просторечную окраску: коли, кабы, дабы, понеже. Стилистически мотивированное и грамматически точное употребление союзов делает речь ясной и убедительной.

Остановимся более подробно на стилистической оценке сложноподчиненных предложений. В их составе самыми употребительными являются предложения с определительной и изъяснительной придаточными частями (33,6% и 21,8% в сравнении со всеми другими). В этом можно убедиться, раскрыв любую газету и сразу же обнаружив множество таких конструкций:

Гласность, конечно, не должна быть самоцелью. Гласность не должна превращаться в громогласность людей, которым нечего сказать. Мы не за гласность болтливого бессмыслия, а за гласность мыслей, которые можно превратить в энергию действий.

Здесь два сложноподчиненных предложения, и оба с придаточной определительной частью. Другой пример из газеты:

В сложноподчиненном предложении две придаточных изъяснительных части.

Такая количественно-качественная картина отражает общую закономерность книжных стилей, что обусловлено экстралингвистическими факторами. В то же время можно указать и на особые черты стилей, получающие выражение в избирательности некоторых типов сложноподчиненных предложений. Так, научный стиль характеризуется преобладанием причинных и условных придаточных частей (вместе они составляют 22%) и минимальным количеством временных (2,2%), а также придаточных места (0,4%).

В официально-деловом стиле на втором месте по употребительности после определительных, стоят придаточные условные. В различных видах текстов соотношение типов сложноподчиненных предложений, естественно, изменяется, однако сильное преобладание условных придаточных частей в жанрах юридического характера и довольно значительный процент в других определяет общую количественно-качественную картину этого функционального стиля.

В книжных стилях предпочтение определенных синтаксических конструкций вполне обосновано, и редактору, как и автору, нельзя с этим не считаться. Одни и те же синтаксические конструкции в разных текстах имеют различное назначение. Так, сложноподчиненные с придаточной условной частью в публицистической речи значительно чаще, чем в художественной, получают сопоставительное значение, приближаясь по характеру связи к сложносочиненным предложениям. Если в недавнем прошлом полки в продовольственных магазинах были пусты, то теперь они удивляют изобилием и разнообразием продуктов (ср.: в прошлые годы были пусты. а теперь. ).

Сопоставительные конструкции с двойным союзом если. то. часто используются в критических статьях и в научных paботax: В молодости если одни увлекались Бодлером, д'Аннуцио, Оскаром Уайльдом и уже мечтали о новых сценических формах, то другие были заняты планами народных театров (из журн.); ср.: одни увлекались. а другие были заняты планами. Такая трансформация семантико-стилистической функции этих конструкций принципиально отличает публицистические и научные тексты от официально-деловых.

В научном стиле временные придаточные части нередко осложняются добавочным условным значением: Научная гипотеза оправдывает себя тогда, когда она является оптимальной, ср.: в том случае, если она. Совмещение условного и временного значений в ряде случаев приводит к большей отвлеченности и обобщенности выражаемого ими содержания, что соответствует обобщенно-отвлеченному характеру научной речи.

По-разному используются в книжных стилях и художественной речи и сложноподчиненные предложения с придаточной сравнительной частью. В научном стиле их роль состоит в выявлении логических связей между сопоставляемыми фактами, закономерностями: Возможность образования рефлексов на базе безусловнорефлекторных изменений электрической активности мозга, подобно тому, как это показано для экстероцептивных сигналов, является еще одним доказательством общности механизмов формирования экстероцептивных и интероцептивных временных связей.

В художественной речи сравнительные придаточные части сложноподчиненных предложений обычно становятся тропами, выполняя не только логико-синтаксическую, но и экспрессивную функцию: Воздух только изредка дрожал, как дрожит вода, возмущенная падением ветки; Мелкие листья ярко и дружно зеленеют, словно кто их вымыл и лак на них навел (Т.).

Таким образом, если в книжных функциональных стилях выбор того или иного типа сложноподчиненного предложения связан, как правило, с логической стороной текста, то в экспрессивной речи важное значение получает еще и эстетическая ее сторона: при выборе того или иного типа сложноподчиненного предложения учитываются его выразительные возможности.

Он кипел и вздрагивал от оскорбления, нанесенного ему этим молоденьким теленком, которого он во время разговора с ним презирал, а теперь сразу возненавидел за то, что у него такие чистые голубые глаза, здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки, за то, что он имеет где-то там деревню, дом в ней, за то, что его приглашает в зятья зажиточный мужик,-за всю его жизнь прошлую и будущую, а больше всего за то, что он, этот ребенок по сравнению с ним, Челкашом, смеет любить свободу, которой не знает цены и которая ему не нужна.

Усы у деда болтаются чуть не до пояса, глаза глядят тускло (точно дед все вспоминает что-то и не может припомнить); Дед наклонил голову и с минуту сидел в молчании (потом, когда он посмотрел на меня, в его глазах сквозь застилавшую их тусклую оболочку блеснула как будто искорка проснувшейся памяти). Вот придут скоро из лесу Максим и Захар, посмотри ты на них обоих: я ничего им не говорю, а только кто знал Романа и Опанаса, тому сразу видно, который на кого похож (хотя они уже тем людям не сыны, а внуки?) Вот же какие дела.

В то же время нелепо было бы утверждать, что сам Чехов избегал сложных конструкций. В его рассказах можно почерпнуть немало примеров умелого их употребления. Писатель проявлял большое мастерство, объединяя в одно сложное предложение несколько предикативных частей и не жертвуя при этом ни ясностью, ни легкостью конструкции:

А на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот-де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, - ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло,-и что если б из второго класса исключить Петрова, а из четвертого - Егорова, то было бы очень хорошо.

Мастером стилистического использования сложных синтаксических конструкции был Л.Н. Толстой. Простые, и в особенности короткие предложения, в его творчестве редкость. Сложносочиненные предложения встречаются у Толстого обычно при изображении конкретных картин (например, в описаниях природы):

Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подернувший воды, и весь теплый воздух задрожал от наполнивших его испарений отжившей земли. Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава, надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой березы, и на обсыпанной золотым цветом лозине загудела выставленная облетевшаяся пчела.

Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, - весна была весною даже и в городе. Солнце грело, трава, оживая, росла и зеленела везде, где только не соскребли ее, не только на газонах бульваров, но и между плитами камней, и березы, тополи, черемуха распускали свои клейкие и пахучие листья, липы надували лопавшиеся почки; галки, воробьи и голуби по-весеннему радостно готовили уже гнезда, и мухи жужжали у стен, пригретые солнцем. Веселы были и растения, и птицы, и насекомые, и дети. Но люди - большие, взрослые люди - не переставали обманывать и мучать себя и друг друга. Люди считали, что священно и важно не это весеннее утро, не эта красота мира божия, данная для блага всех существ, - красота, располагающая к миру, согласию и любви, а священно и важно то, что они сами выдумали, чтобы властвовать друг над другом.

Художественная речь Л. Толстого отражает его сложный, глубинный анализ изображаемой жизни. Писатель стремится показать не читателю результат своих наблюдений (что легко было бы представить в виде простых, кратких предложений), а сам поиск истины.

Вот как описывается течение мыслей и смена чувств Пьера Безухова:

Но тотчас же, как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось еще раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать. И тотчас же ему пришла в голову мысль, что данное слово ничего не значит, потому что еще прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него; наконец, он подумал, что все эти честные слова-такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смысла, особенно ежели сообразить, что, может быть, завтра же или он умрет, или случится с ним что-нибудь такое необыкновенное, что не будет уже ни честного, ни бесчестного. Он поехал к Курагину.


6.15.Устранение стилистических недочетов и речевых ошибок при употреблении сложных предложений
Если выбор синтаксической конструкции не связан с проблемой сохранения авторского стиля, редактор вправе упорядочить структуру сложного предложения, уточнить союзную связь, сократить количество придаточных частей. Рассмотрим примеры такой стилистической правки:

1. Среди частей и соединений флота, какие отличились на побережье Черного моря, был и артиллерийский дивизион, которым командовал Солуянов. 1. Среди частей и соединений флота, которые отличились на побережье Черного моря, был и артиллерийский дивизион под командованием Солуянова.
2. Егор рассказал, какими докучливыми бывают бураны в их местности, как ему, который остался без отца на десятом году, приходилось расчищать сугробы, которые часто забивали выход из избы вровень с крышей. 2. Егор рассказал, какими докучливыми бывают бураны в их местности, как ему, оставшемуся без отца на десятом году, приходилось расчищать сугробы, забивавшие выход из избы.
В первом примере потребовалась замена союзного слова: вместо относительного местоимения какие (привносящего добавочный оттенок уподобления, сравнения) употреблено местоимение которые, вторая придаточная часть заменена параллельной конструкцией. Во втором примере редактор сокращает количество придаточных частей, устраняет повторение союзного слова который, соединяющего неоднородные придаточные при последовательном их подчинении.

Однако в иных случаях стилистическая правка сводится к переработке простого предложения в сложное:

Нормальная, бесперебойная работа транспорта и безопасность движения пешеходов требует от школьников строгого подчинения сигналам светофора и обращения внимания на дорожные сигнальные знаки. Чтобы не мешать движению транспорта и обеспечить свою безопасность, школьники должны строго выполнять правила уличного движения: следить за сигналами светофора, обращать внимание на дорожные знаки.
Преобразование простого предложения в сложноподчиненное позволило избавиться от частого повторения отглагольных существительных, нанизывания форм родительного надежа; отредактированный вариант доступнее для восприятия, чем громоздкое простое предложение, неумело сконструированное автором.

Таким образом, в зависимости от условий контекста оптимальным вариантом для выражения мысли могут быть и простые, и сложные предложения. Выбор синтаксических конструкций зависит от многих факторов, которые влияют на авторский стиль и позволяют редактору внести необходимые исправления в текст.


Закрепление знаний о сложноподчиненном предложении, выявление частотности употребления сложноподчиненного предложения в разных стилях речи.

Задачи урока:

- углубить полученные знания о СПП;

- создать условия для освоения теоретического материала о стилистическом использовании СП.

- развивать навыки исследовательской деятельности;

- развивать монологическую речь.

- воспитывать уважительное отношение к мнению других людей.

Тип урока: урок совершенствования знаний.

Оборудование урока: раб. тетр.

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Этап актуализации. Постановка темы и цели урока:

И чтобы настроиться на урок, предлагаю начать с разминки.

Задание: нужно понять, что объединяет данные понятия. О чем идет речь?

1) Простое, сложное, союзное, бессоюзное. (Предложения.)

2) Главная, придаточная. (Части сложного предложения.)

3) Сочинительные, подчинительные. (Союзы.)

4) Изъяснительные, определительные, обстоятельственные. (Типы придаточных предложений.)

С какой темой связаны все эти понятия? (Сложное предложение. )

4. Выявление стилистических ошибок.

- Прочитайте предложение, почему оно вызывает улыбку? Верно ли оно построено?

- Укажите стилистические ошибки, запишите предложение в исправленном виде:

1) В полдень на берегу реки можно наблюдать интересную картину, которая протекает вдоль луга.

2) Сняв шапку, гость протянул хозяину руку, которая была сильно поношена и забрызгана грязью.

- Чему можно научиться, выполняя данное задание? Научиться правильно писать и говорить в устной и письменной форме.

Вы знаете, что русский язык – это не только разговорная речь, которой мы пользуемся в повседневном обиходе, это и художественная литература, и научная проза, и деловая речь, и газеты, и журналы, насыщенные информацией и публицистикой. И хотя везде перед нами один и тот же русский язык, но он далеко не одинаков. Одни слова и предложения мы встречаем в художественной литературе, другие – в официальных бумагах.

Вспомните, какие стили речи выделяются в русском языке? Ответ подготовленного ученика.

А вы можете ответить на вопрос: во всех ли стилях речи употребляются СПП предложения, и зависит ли тип придаточных от того стиля, в котором они употребляются?

5.Исследовательское задание.

-определить стиль текста;

-определить их вид;

-сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными.

Понятие “активный и пассивный словарь” применимо не только к языку определённой эпохи, но и к языку отдельных лиц. Слова, которые человек употребляет, составляют его активный словарь. Слова, которые человек не употребляет, но узнаёт в тексте, понимает, составляют его пассивный словарь.

Определите стиль текста. Докажите.

Составьте схему 2 предложения.

Какие СПП здесь встречаются? Какова их роль в тексте?

- Есть ли вопросы к группе?

Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…

(Л. Н. Толстой)

Определите стиль текста. Докажите.

Составьте схему 1 предложения.

Какие СПП здесь встречаются? Какова их роль в тексте?

Милосердие…Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отвергнутый нашей жизнью. Быть милосердным стало немодно?

Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Древнее это чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным?

Определите стиль текста. Докажите. Какова основная мысль текста?

Какие СП здесь встречаются? Какова их роль в тексте?

Составьте схему последнего предложения.

-Вы проанализировали тексты разных стилей речи. Что вы можете сказать об употреблении в них сложных предложений? Об их частотности?

Вывод: сложные предложения употребляются практически во всех стилях речи. В зависимости от стиля речи, употребляются СПП с разными придаточными, так как использование определенного типа придаточного помогает раскрытию основной мысли текста.

Точность и убедительность конструкций сложноподчиненных предложений при этом во многом зависит от правильного использования средств связи предикативных частей в составе сложных предложений (союзов, союзных и соотносительных слов).

Особенности употребления СПП в разных стилях речи

СПП с придаточными определительными и изъяснительными (33,6% и 21,8%)

СПП с придаточными причинными, условными (вместе – 22%), времени (2,2%) ,места (0,4%)

СПП определительные, условные

Все виды придаточных, зависимость от авторской манеры автора

Преимущественно простые предложения, но не исключены и сложные предложения

И следующий этап нашего урока – тест, который поможет выявить, насколько вы усвоили изученный материал по теме сложноподчиненное предложение.

6. Домашнее задание (по выбору):

2) выполнить упражнение учебника.

7. Рефлексия и подведение итогов:


-75%

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

учитель русского языка и литературы

Тема урока. Сложноподчиненные предложения в разных стилях речи.

Закрепление знаний о сложноподчиненном предложении, выявление частотности употребления сложноподчиненного предложения в разных стилях речи.

Задачи урока:

- углубить полученные знания о СПП ;

- создать условия для освоения учащимися теоретического материала о стилистическом использовании СП.

- развивать навыки исследовательской деятельности;

- развивать монологическую речь.

- воспитывать уважительное отношение к мнению других людей, умение работать в группе.

Тип урока: урок совершенствования знаний.

Форма проведения урока – урок-исследование.

Оборудование урока : раздаточный материал – карточки, тесты.

2. Проверка домашнего задания.

3. Этап актуализации, постановка темы и цели урока.

4. Выявление стилистических ошибок.

5. Исследовательская работа по группам.

7. Домашнее задание (дифференцированное).

8. Рефлексия. (1 мин)

9. Подведение итогов урока, выставление оценок.

1. Оргмомент . Здравствуйте! Садитесь. Настраиваемся на работу, надеюсь, что она будет плодотворной. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Проверка домашнего задания.

3. Этап актуализации. Постановка темы и цели урока:

И чтобы настроиться на урок, предлагаю начать с разминки.

Задание: нужно понять, что объединяет данные понятия. О чем идет речь?

1) Простое, сложное, союзное, бессоюзное. (Предложения.)

2) Главная, придаточная. (Части сложного предложения.)

3) Сочинительные, подчинительные. (Союзы.)

4) Изъяснительные, определительные, обстоятельственные. (Типы придаточных предложений.)

С какой темой связаны все эти понятия? (Сложное предложение. )

4. Выявление стилистических ошибок.

- Прочитайте предложение, почему оно вызывает улыбку? Верно ли оно построено?

- Укажите стилистические ошибки, запишите предложение в исправленном виде:

1) В полдень на берегу реки можно наблюдать интересную картину, которая протекает вдоль луга.

2) Сняв шапку, гость протянул хозяину руку, которая была сильно поношена и забрызгана грязью.

- Чему можно научиться, выполняя данное задание? Научиться правильно писать и говорить в устной и письменной форме.

Вы знаете, что русский язык – это не только разговорная речь, которой мы пользуемся в повседневном обиходе, это и художественная литература, и научная проза, и деловая речь, и газеты, и журналы, насыщенные информацией и публицистикой. И хотя везде перед нами один и тот же русский язык, но он далеко не одинаков. Одни слова и предложения мы встречаем в художественной литературе, другие – в официальных бумагах.

Вспомните, какие стили речи выделяются в русском языке? Ответ подготовленного ученика.

А вы можете ответить на вопрос: во всех ли стилях речи употребляются СПП предложения, и зависит ли тип придаточных от того стиля, в котором они употребляются?

5.Исследовательское задание по группам.

• Давайте мы это выясним. Сейчас вам предстоит поработать в группах. Каждая группа должна проанализировать текст на карточке.

-определить стиль текста;

-определить их вид;

-сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными.

Оформить запись в тетрадь. Время обсуждения - 5 мин. Затем групповое обсуждение прекращается.

(Класс делится на 4 группы. Даются тексты публицистического, художественного, научного, официально-делового, разговорного стилей. После групповой работы, один из группы отвечает. Другой – чертит на доске схему сложноподчиненного предложения.)

Понятие “активный и пассивный словарь” применимо не только к языку определённой эпохи, но и к языку отдельных лиц. Слова, которые человек употребляет, составляют его активный словарь. Слова, которые человек не употребляет, но узнаёт в тексте, понимает, составляют его пассивный словарь.

Определите стиль текста. Докажите.

Составьте схему 2 предложения.

Какие СПП здесь встречаются? Какова их роль в тексте?

- Есть ли вопросы к группе?

Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…

(Л. Н. Толстой)

Определите стиль текста. Докажите.

Составьте схему 1 предложения.

Какие СПП здесь встречаются? Какова их роль в тексте?

(после ответа группы предлагаю всем закрыть глаза и представить себе картину, изображаемую писателем (читаю текст вслух). Какую картину представили себе? Удалось ли Толстому передать красоту природы? – таким образом отдыхаем, своеобразная физкультминутка)

Милосердие…Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отвергнутый нашей жизнью. Быть милосердным стало немодно?

Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Древнее это чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным?

Определите стиль текста. Докажите. Какова основная мысль текста?

Какие СП здесь встречаются? Какова их роль в тексте?

Составьте схему последнего предложения.

Директору управления

Информационных

технологий Иванову А. И.

программиста Петрова В.В.

докладная записка.

Довожу до Вашего сведения, что отдел программирования нуждается в приобретении современного оборудования для расширения возможностей использования новейших компьютерных программ, позволяющих оформлять документацию в соответствии с последними нормативами.

Прошу разрешить приобретение лазерного принтера, сканера, мультимедийного компьютера.

6 октября 1998 г. Петров.

Определите стиль текста. Докажите.

Определите вид сложного предложения.

Что дает использование его в тексте?

-Вы проанализировали тексты разных стилей речи. Что вы можете сказать об употреблении в них сложных предложений? Об их частотности?

Вывод : сложные предложения употребляются практически во всех стилях речи. В зависимости от стиля речи, употребляются СПП с разными придаточными, так как использование определенного типа придаточного помогает раскрытию основной мысли текста.

Точность и убедительность конструкций сложноподчиненных предложений при этом во многом зависит от правильного использования средств связи предикативных частей в составе сложных предложений (союзов, союзных и соотносительных слов).

Особенности употребления СПП в разных стилях речи

СПП с придаточными определительными и изъяснительными (33,6% и 21,8%)

СПП с придаточными причинными, условными (вместе – 22%), времени (2,2%) ,места (0,4%)

СПП определительные, условные

Все виды придаточных, зависимость от авторской манеры автора

Преимущественно простые предложения, но не исключены и сложные предложения

И следующий этап нашего урока – тест, который поможет выявить, насколько вы усвоили изученный материал по теме сложноподчиненное предложение.

Итоговая работа по теме "Сложноподчиненные предложения"

1. Найдите сложноподчиненное предложение.

А. Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.

Б. В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.

В. Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.

Г. В ком добра нет, в том правды мало.

2. Прочитайте предложение

Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга.

Придаточное предложение в нем стоит…

А. перед главным предложением

Б. после главного предложения

В. в середине главного предложения

3. Сделайте синонимическую замену простого предложения с причастным оборотом сложноподчиненным предложением.

На речной пойме, заливаемой в половодье, бывают богатые урожаи кукурузы.

4. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.

Вечерняя заря погасла. Мы вернулись из леса.

5. Сделайте синонимическую замену сложносочиненного предложения сложноподчиненным с придаточным уступительным.

На севере суровый климат, но там произрастает много редких растений.

6. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.

А. придаточное времени

Б. придаточное определительное

В. придаточное условное

7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.

А. Я рассказал, где прошло мое детство.

Б. Я поехал туда, где прошло мое детство.

В. Я побывал в городе, где прошло мое детство.

8. Какое предложение соответствует схеме: ( ),[ ],( )?

А. Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.

Б. Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.

9. Какая схема соответствует предложению

Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина?

10. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

А. Для того чтобы правдиво сыграть любую роль, прежде всего нужно найти зерно художественного образа.

Б. Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звезды и все в лесу примолкает.

В. На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что если в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя.

11. Спишите предложение, расставьте знаки препинания.

Умение сказать именно то что нужно и именно так чтобы нас слушали и понимали есть без сомнения великое умение которое дается очень немногим и которым никто не имеет права пренебрегать.

12. Придумайте начала и запишите полученные предложения.

А. …, как будто хотел мне что-то сказать.

Б. …, что слушали, не проронив ни слова.

13. Допишите сложноподчиненное предложение. Укажите вид придаточного.

А. Узнайте, пожалуйста,…

Б. С тех пор как мы поселились у озера,…

В. Девушка так мило улыбалась,…

Г. Мне нравятся песни,…

Итоговая работа по теме "Сложноподчиненные предложения"

I I вариант

1. Найдите сложноподчиненное предложение.

А. Истина необходима человеку так же, как слепому поводырь..

Б. Мост снесло во время половодья, и нам пришлось делать большой крюк.

В. Аист, как говорит народное поверье, стережет счастье, не подпуская беду.

Г. Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.

2. Прочитайте предложение

Только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги.

Придаточное предложение в нем стоит…

А. перед главным предложением

Б. после главного предложения

В. в середине главного предложения

3. Сделайте синонимическую замену простого предложения с обособленными членами сложноподчиненным предложением.

Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.

4. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.

Я учился в школе. Мой брат уже работал на заводе.

5. Сделайте синонимическую замену сложносочиненного предложения сложноподчиненным с придаточным уступительным.

Кулибин не получил специального образования, но он был одаренным механиком.

6. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении

Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.

А. придаточное сравнительное

Б. придаточное условия

В. придаточное времени

7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.

А. Это и была школа, куда меня направили.

Б. Я знал, куда меня направили.

В. Я приехал туда, куда меня направили.

8. Какое предложение соответствует схеме: ( ), [ ], ( ) ?

А. Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.

Б. Труд составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком, который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд.

9.Какая схема соответствует предложению

Внимательно прочитав все написанное Пришвиным, убеждаешься, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал?

10. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

А. В то время как мы готовили материалы экспедиции, начальник отряда договаривался с проводниками.

Б. Слышно было, как над полем пел жаворонок и как вдали куковала кукушка.

В. Я ждал ее рассказа и молчал, боясь, что если я спрошу ее о чем-либо, она опять отвлечется в сторону.

11. Спишите предложение, расставьте знаки препинания.

Я накинул на плечи шинель потому что несмотря на теплый день озяб от холода и усталости и пошел искать машину.

12. Придумайте начала и запишите полученные предложения.

А. …, что чуть не упал в воду.

Б. …, будто долго жила в Англии.

13. Допишите сложноподчиненное предложение. Укажите вид придаточного.

А. Я посмотрел в окно и увидел,…, и мне показалось…

Б. Лишь только появилась первая трава,…

В. Я так долго не получал писем от своего друга,…

Г. Я расскажу о книге,…

6. Домашнее задание (по выбору):

2) выполнить упражнение учебника.

7. Рефлексия и подведение итогов :

(Цель: дать оценку работы класса и отдельных учащихся.)

Продолжите незаконченные предложения:

1. Сегодня на уроке я узнал, что ……….

2. Знания, которые я приобрел, понадобятся мне …….

Почему именно эти слова?

(Через постижение красоты языка, его богатства мы приходим к грамотной устной и письменной речи. И я надеюсь, что сегодняшний урок приблизил вас еще немного к пониманию величия нашего языка.)

1. Понятие “активный и пассивный словарь” применимо не только к языку определённой эпохи, но и к языку отдельных лиц. Слова, которые человек употребляет, составляют его активный словарь. Слова, которые человек не употребляет, но узнаёт в тексте, понимает, составляют его пассивный словарь.

Определите стиль текста. Докажите.

Составьте схему 2 предложения.

Какие СПП здесь встречаются? Какова их роль в тексте?

2. Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…

Определите стиль текста. Докажите.

Составьте схему 1 предложения.

Какие СПП здесь встречаются? Какова их роль в тексте?

3. Милосердие… Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отвергнутый нашей жизнью. Быть милосердным стало немодно?

Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Древнее это чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным?

Определите стиль текста. Докажите. Какова основная мысль текста?

Какие СП здесь встречаются? Какова их роль в тексте?

Составьте схему последнего предложения.

технологий Иванову А. И.

программиста Петрова В. В.

Довожу до Вашего сведения, что отдел программирования нуждается в приобретении современного оборудования для расширения возможностей использования новейших компьютерных программ, позволяющих оформлять документацию в соответствии с последними нормативами.

Прошу разрешить приобретение лазерного принтера, сканера, мультимедийного компьютера.

6 октября 1998 г. Петров.

Определите стиль текста. Докажите.

Найдите сложное предложение, определите вид сложного предложения.

Что дает использование его в тексте?

4. Составьте связный текст с использованием разных видов СПП

1 СТИЛЬ НАУЧНЫЙ [Слова, *которые человек употребляет,) составляют его активный словарь. ] СПП С ПРИДАТОЧНЫМ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ
2 СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ (Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес), [ то на полях, в траве видны алмазы.] СПП С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМ ВРЕМЕНИ И ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ
3 СТИЛЬ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ [Как же так получилось], ( что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным)? СПП С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ
4 СТИЛЬ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ [ Довожу до Вашего сведения], (что отдел программирования нуждается в приобретении современного оборудования для расширения возможностей использования новейших компьютерных программ, |позволяющих оформлять документацию в соответствии с последними нормативами|).
СПП С ПРИДАТОЧНЫМ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМ

Читайте также: