Черносотенцы отношение к власти кратко

Обновлено: 05.07.2024

Черная Сотня. Все мы не раз и не два слышали это словосочетание, которое в большинстве случаев звучит как уничижительная характеристика бандитов-погромщиков, которые просто кушать не могли, если не устроят какую-нибудь бучу с грабежами и избиениями не коренного населения Российской империи.

Хотелось бы разобраться, насколько верен такой подход, и кто же такие, эти самые черносотенцы.

В конце 1905 г., как грибы после дождя, возникают черносотенные организации, большинство из которых являются локальными структурами, проводя свою деятельность в пределах одного города или уезда.

А вот Союз Русского Народа , созданный в Санкт-Петербурге в ноябре 1905 г., изначально позиционировался как всероссийский , и взял на себя функции центрального штаба и объединяющей руководящей силы патриотов. Ряды черносотенцев быстро росли, становясь внушительной силой. Буквально за два года активных членов Союза Русского Народа насчитывалось около полумиллиона человек, а сочувствующих в 3-4 раза больше.

Это мощное движение было весьма разнородным. В него входили помещики, представители духовенства, рабочие, мещане, интеллигенты, выступавшие за сохранение самодержавия. В регионах, где присутствовало ощутимое давление на русских, крестьяне записывались в Союз целыми сёлами . Большую роль в организационной и просветительской деятельности играли представители духовенства.

Костяк движения составляли передовые и образованные люди, многие из которых являлись выдающимися в своих областях деятельности людьми - учеными, писателями, людьми искусства. Имена академиков Дмитрия Менделеева и Алексея Соболевского , писателей Василия Розанова и Николая Тальберга , художников Виктора Васнецова и Михаила Нестерова, поэтов Аполлона Майкова и Михаила Кузмина , а также многих других знаменитых людей Российской Империи вписаны золотыми буквами в историю российского патриотизма.

Многие черносотенные организации имели статус общества трезвости, становясь очагами культуры в городах и селах. За чашкой ароматного чая священные заветы и государственное устройство Российской Империи воспринимались и поддерживались весьма адекватно и достойно.

Социалистов всех мастей просто бесило такое единение русских людей вокруг православных и самодержавных устоев. Им во что бы то ни стало, требовалось опорочить и дискредитировать это патриотическое движение.

Началась оголтелая кампания по дискредитации и огульному обвинению черносотенных структур, которым приписывались все мыслимые и немыслимые грехи, вплоть до погромов, которые прошли по югу России в начале 1905 года, еще до (!) появления Союза Русского Народа , как такового.

Лидеры патриотов доктор Александр Дубровин и публицист Владимир Грингмут самым категорическим образом призывали к недопущению насильственных действий, акцентируя внимание своих сторонников только на политической борьбе, обращаясь к членам черносотенных организаций с призывом:

«Никогда не смейте об этом (о политическом убийстве) и думать, помните, что всякий, кто борется за известную идею, никогда не будет убивать, иначе этим он распишется в том, что не верит в торжество своей идеи.

Черносотенные газеты и брошюры никогда не содержали призывы к погромам, в отличие от всевозможных народовольческих и прочих социалистических изданий , превозносящих террор как эффективное средство борьбы с политическими оппонентами.

Тысячи убитых социалистами "истинно русских людей" - чиновников всех уровней и рангов, государственных служащих, полицейских, простых рабочих, поддерживающих государственные устои России, не замечались либеральной прессой. Зато когда, от пуль "революционно настроенных граждан" погибли два думца Иоллос и Герценштейн , те же газеты поспешили объявить виновными монархические организации , причем даже не затрудняя себя сбором доказательств.

Большевики во все времена люто ненавидели черносотенцев, понимая, что именно национальное самосознание русского народа может помешать добиться им своих коварных целей по разрушению российской государственности и уничтожению русского народа, как главного и определяющего народа в России. Уже в 1905 году Ленин требует избиений и убийств черносотенцев.

Послушные исполнители воли злобного повелителя богоборческих и антирусских сил начинают планомерное уничтожение лидеров и авторитетных представителей Союза, не гнушаясь и атаками на простых людей, сочувствующих патриотическому движению.

Политическая жизнь России на рубеже XIX-XX вв. резко активизировалась. Повсеместно стали возникать организации, взгляды участников которых варьировались от крайне левых до крайне правых. Поначалу эти союзы были тайными, но сразу после легализации они оформились в политические партии. На правом фланге резко выделялись своим консервативным подходом черносотенцы.

Предыстория

Черносотенцами называли членов не одной политической партии – применяя это понятие, говорили о:

Кто такие черносотенцы?

Состав, численность

В крайне правых партиях изначально преобладающим звеном были духовенство и помещики. Их ряды активно пополнялись представителями буржуазии, богатого купечества. В городах их поддерживала часть мещан и ремесленников. А вот крестьяне почти не вступали в черносотенные союзы, поскольку поддерживаемые ими программы не содержали никаких пунктов, которые могли бы улучшить положение земледельцев. Более того, программы черносотенцев предполагали возможность продажи или аренды крестьянам только государственных земель (чаще всего пустующих и малопригодных), а помещичьи участки трогать было запрещено.

Численность членов черносотенных союзов была относительно невелика для огромной России, но всё же являла собой заметную цифру: согласно подсчётам историков, в начале XX в этих партиях насчитывалось до 410 тысяч членов и сочувствующих.

Основатель и главный идеолог движения

Грингмут полагал: Российская империя должна быть монархическим государством, причём нельзя делать никаких уступок в пользу либерализма: никакого парламента, никакой думы – все нити власти должны сосредотачиваться в руках царя.

Известные приверженцы черносотенного движения

Первыми черносотенцами очень условно можно считать славянофилов, у которых они брали основные идеи. Это А.С. Хомяков, братья Аксаковы, В.И. Даль. Славянофилом был писатель Ф.М. Достоевский.

Идеология и программы черносотенцев

Партии черносотенцев носили различные наименования, однако идейные взгляды их членов и разработанные ими программы в целом совпадали. Представители этого крыла были нацелены на:

поддержание неделимости Российской империи (причём любыми путями и средствами);

усиление религиозной пропаганды (сохранение приверженности большинства христианским догматам);

ликвидация и недопущение в дальнейшем воссоздания и возможности функционирования Государственной Думы;

создание при монархе консультативного совета (который, однако, не обладал бы решающим правом голоса и мог бы только высказывать своё мнение);

укрепление позиций русской нации, приоритет русского народа, его главенствующее положение во всех политических, социальных и экономических вопросах.

Последний принцип постепенно менялся, ведущая роль, которую черносотенцы отводили русским в ущерб другим народностям, сменилась откровенным антисемитизмом. Вопрос отношения к евреям был особо болезненным для черносотенцев, их отношение становилось нетерпимым. Не исключено, что здесь оказал влияние тот факт, что многие важные государственные посты в империи занимали представители этой нации, кроме того, многие из них проявили блестящие предпринимательские способности.

Деятельность черносотенцев

Представители движения вели агитацию в храмах, зачитывая там обращения к народу, устраивали собрания. За период их легального существования было проведено 4 съезда.

После 1905 года черносотенные партии нередко стали связывать с организацией страшных погромов, направленных на представителей еврейской национальности. Действительно, таких случаев было немало. Черносотенцы старались разжигать межнациональную рознь, следуя запросам правительства, которое пыталось таким образом перевести фокус внимания населения с насущных проблем на искусственно выдуманные. Со временем часть погромов приобрела и иную направленность, в том числе против личностей, занимавших влиятельные посты, которые почему-либо не устраивали черносотенцев.

Важный момент: изначально представители движения относились и к террору, и к погромам резко отрицательно. Однако к 1907 году политика этих партий во многом изменилась.

Прекращение деятельности

Представители крайне правого крыла довольно рано почувствовали, что теряют позиции на политической арене. Число сторонников стало сокращаться, и определённую роль сыграла дискредитация черносотенцев наиболее радикальными представителями этого течения. Примерно к 1910 году уже было ясно: движение угасает.

Черносотенцы сыграли свою роль в политических играх начала XX столетия, пытаясь выступить оплотом неограниченной монархии, но по сути превратившись в силу, которая в конечном итоге помогала расшатывать трон. К моменту революционных событий 1917 года они утеряли доверие и политический вес. Консервативные взгляды черносотенцев к этому периоду истории абсолютно не соответствовали запросам времени.

В начале XX века в России стали оформляться разные политические партии и организации. В тот период общественно-политическая жизнь в стране была достаточно активной. В науке это обычно связывается с проблемами в разных сферах, с вопросами внутренней политики, с увеличением количества людей, закончивших учебные заведения, с повышением уровня знаний. В первые десятилетия XX века черносотенцы имели разные партии и организации, проводили активную деятельность.

Предыстория появления движения

Черносотенные организации

Кто такие черносотенцы?

На Руси черносотенцами называлось посадское население городов. Это были ремесленники, купцы, торговцы, проживавшие в посаде (торгово-ремесленный район города) и платившие налоги государству. Это население для удобства обложения, взимания и уплаты налогов объединялось в организации, называвшиеся сотнями. Иногда они несли и воинскую службу, однако основной их повинностью была уплата податей.

Сотни были административной единицей. Слово черная означала, что они платили налоги прямо в казну государству. Например, черными землями и черносошными крестьянами тоже назывались земли и крестьяне, находившиеся в административном ведении государства и платившие ему подати. Для обозначения земель, с которых повинности выполнялись в пользу их частных владельцев (бояр, помещиков, дворян) употреблялся термин белые. В городах на Руси были белые слободы, которые тоже платили подати не государству, а частным владельцам.

В начале XX века представители черносотенных организаций стали проводить аналогии между собой и черными сотнями, которые были рядовым составом ополчения 1611–1612 годов под предводительством земского старосты Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, изгнавшего из Москвы поляков в годы смутного времени. Поэтому они приняли название черносотенцев.

Черная сотня

Состав и численность

Социальная принадлежность входящих в партии и организации черносотенцев людей является очень разной. В них водили представители дворянства, духовенства, городского населения, крестьянства, интеллигенции.

Численность членов партий и организаций была различной в разные годы. Наибольшей активности и размаха их деятельность достигала в 1907–1908 годах. Считается, что в это время число черносотенцев достигало более четырехсот тысяч человек.

Встречаются сведения, что сами члены организаций говорили о трех миллионах своих представителей, а их политические оппоненты утверждали, что число активных черносотенцев составляло от десяти до двадцати тысяч человек.

В основном они находились на территории европейской России. В Сибири их было мало. По данным статистики, больше всего черносотенцев находилось в областях с неоднородным населением (например, на территории Украины, Белоруссии, в западных губерниях). Их было мало или вообще не было в регионах, где не проживало или проживало мало русского населения (например, в Финляндии).

Основатель и главный идеолог

Известные черносотенцы

Другим заметным деятелем организации и ее лидером был Владимир Митрофанович Пуришкевич. Он со временем разошелся с Дубровиным, у них появились разногласия, и в 1908 году Пуришкевич вышел из Союза русского народа и основал новую организацию Союз Михаила Архангела.

Еще одним заметным деятелем черносотенцев был Николай Евгеньевич Марков. Он тоже входил в Союз русского народа. В 1912 году из-за разногласий с ним Дубровин основал новый дубровинский всероссийский Союз русского народа.

Идеология и программы

У черносотенцев было много разных организаций и партий. Они предпринимали попытки объединиться, которые не привели к достижению этой цели. Разные организации имели свои программы. Как уже понятно из изложенной истории Союза русского народа, между идеологами движения возникали разногласия, которые не удавалось разрешить в рамках организации, и из нее выходили многие члены.

Есть мнение, что программы черносотенцев не были в полной мере ясными и с четко обозначенными позициями по всем поставленным вопросам. Тем не менее, выделяются определенные общие всем черносотенцам принципы. Они выступали за сохранение самодержавного строя, за единение царя с народом через совещательные собрания как земские соборы, за сохранение территориального состава России, за сохранение помещичьего землевладения, за решение крестьянского вопроса через помощь от государства (например, выдачей кредитов), за свободу слова, печати, собраний.

Обычно считается, что активную политическую деятельность черносотенцы стали вести с 1905 года. Они публиковали свои работы в разных периодических изданиях, проводили собрания, митинги, лекции, на которых излагали свои убеждения. Черносотенные партии и организации принимали участие в работе государственных дум.

Прекращение деятельности

Постепенно активность черносотенцев стала снижаться. Считается, что многие были формально членами черносотенных организаций, при этом почти не участвовали в их работе. После революционных событий 1917 года многие черносотенцы эмигрировали, их партии и организации были закрыты.

Содержание

История [ ]

После Гражданской войны многие видные лидеры черносотенцев примкнули к Белому движению, а в эмиграции громко критиковали эмигрантскую деятельность. Некоторые видные черносотенцы, как СССР, другие примкнули к различным националистическим организациям.

Крах черносотенного движения [ ]

Несмотря на массовую поддержку среди городских мещан и сочувствие русского православного духовенства и влиятельных аристократов, русская радикальная правая с самого своего появления на российской общественной сцене оставалась в трагическом одиночестве благодаря следующим обстоятельствам:

  • Черносотенное движение не сумело убедить российское общество в своей способности предложить позитивную программу.
  • Черносотенное движение не сумело предложить действенной альтернативы либеральным и революционным, радикально-левым идеям, завоевавшим широкие круги интеллигенции в России;
  • не сумело предложить конструктивной программы русскому крестьянству, отчаянно нуждавшемуся в социальных переменах, ни русской национальной буржуазии.
  • Не сумело черносотенное движение сплотить вокруг себя силы нарождавшегося в Российской империи русского этнического национализма.

Несмотря на определенные политические успехи, после Итог деятельности черносотенцев начала XX века [ ]

Современные черносотенцы [ ]

Читайте также: