Какова цель международных отношений кратко

Обновлено: 02.07.2024

Международные отношения – это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных, гуманитарных, экологических и иных связей и взаимоотношений между различными субъектами мирового сообщества. Международные отношения можно определить и как совокупность интеграционных связей между государствами, партиями, частными лицами, создающую среду для реализации международной политики. Основные субъекты международных отношений – государства.

Специфичность международных отношений проявляется в том, что в этой области политики не существует единого легитимного центра принуждения, единого источника власти, который обладал бы авторитетом для всех участников. Если в области внутренней политики государства опираются на законы и нормы, то во внешней – на собственные интересы.

В зависимости от числа и характера участников международных отношений выделяют следующие их виды: двусторонние и многосторонние, межличностные, межпартийные, межгосударственные и др. Международные отношения подразделяются также на глобальные и региональные, приоритетные и второстепенные. Для международных отношений характерны различные виды состояний: стабильность и нестабильность, доверие и вражда, сотрудничество и конфликт и т. д.

Основу международных отношений составляет мировая политика, которая представляет собой совокупную внешнеполитическую деятельность политических лидеров, движений, политических партий, государств, международных организаций и т. д. Мировая политика включает в себя все политические процессы, происходящие в сфере международных отношений. Её основу составляют межгосударственные взаимодействия, которые могут быть как двухсторонними, так и многосторонними. (В.Л.Калашников, С.Б.Лугвин // Политология. Учебное пособие. Москва, 2004. – С. 407)

Политический регулятор системы международных отношений – баланс сил между государствами (блоками государств). Потому государства во имя реализации собственных целей могут односторонне трактовать нормы международного права, нарушать их. Они имеют различные интересы и обладают неодинаковыми, несоизмеримыми ресурсами для обеспечения своих интересов и целей. Практический опыт показывает, что эффективность действия норм международного права зависит, прежде всего, от позиции стран, обладающих мощными экономическими и военными ресурсами.

Вместе с тем международные отношения регулируются не только правовыми, военными, политическими, но и моральными методами. В 1970-е годы в Хельсинки (Финляндия) в заключительном акте СБСЕ были сформулированы принципы современных международных отношений. Они включают:

– суверенное равенство государств;

– нерушимость установленных границ;

– неприменение силы или угрозы силы в межгосударственных отношениях;

– признание территориальной целостности государств;

– мирное урегулирование споров;

– невмешательство во внутренние дела других государств;

– уважение прав и свобод человека;

– равноправие и право народов распоряжаться собственной судьбой;

– сотрудничество между государствами и добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Время показало, что мировое сообщество в целом поддерживает и реализует эти принципы. Осуждаются нарушения прав человека, агрессия, терроризм.

Однако в связи с распадом СССР и политическими изменениями в Восточной Европе изменился баланс сил в мире. В результате западные государства, объединенные в НАТО, предложили миру концепцию транснационализма, предусматривающую и рассматривающую их вмешательство в дела суверенных государств не только в случае проведения экспансионистской политики, но и нарушения прав человека, применения вооруженной силы внутри страны против мирного населения. Эта позиция вызвала противодействие. Многие страны были не согласны не столько с содержанием политико-правовых требований, сколько с тем, что право на оценку государственной политики было присвоено определенной группой стран. Сложившиеся международные институты, отражавшие прежний, послевоенный баланс сил, могут потерять прежнее значение.

Ни одно государство не может постоянно сохранять в неизменном виде ни союзнические, ни конфронтационные отношения с другими государствами. Не случайно есть неписаное правило: "У государства нет вечных друзей и врагов, а есть только неизменные интересы".

В то же время есть государства, близкие друг к другу по политическому весу, уровню экономического развития, географическому расположению и т. д. Между ними формируются более устойчивые связи. Например, cформировались международные системы регионального характера в Юго-Восточной Азии, Африке, Америке. Потому международные отношения могут быть иерархичными, равноправными, более и менее устойчивыми, непостоянными, доминирующими, спорадическими и т. д. Таким образом, сфера международных отношений – это область неравновесных и неравномерных взаимодействий. Несбалансированность международных отношений возрастает в связи с выходом на международную арену, помимо государств, и иных самостоятельных субъектов: национальных, конфессиональных и демографических групп, международных организаций, транснациональных кампаний, туристических фирм, СМИ, террористических группировок, даже отдельных лиц (бывших политиков, рядовых граждан) на уровне организаций (корпораций), индивидов. Мотивация участия в мировой политике еще более усложняется. Может меняться соотношение внутри внешнеполитических приоритетов.

Важнейшим регулятором международных отношений является международное право, которое представляет собой совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами. Главными субъектами международного права являются государства, международные организации, нации и народы. Современное международное право существенно отличается от того, которое применялось в прошлом. Его нормы создаются в процессе согласования воли государств, из него исключены такие положения как право победителя, право аннексии, право на контрибуцию и т. п. Устав ООН нормативно закрепил идею сотрудничества государств, что стало основой создания разветвленной системы договорных и иных документов нового поколения.

Основные принципы международного права закреплены в Уставе ООН. К их числу относятся принципы суверенного равенства государств, неприменения силы, нерушимости государственных границ, добрососедского выполнения международных обязательств и др.

В XX веке обозначилась тенденция расширения числа субъектов мировой политики. Возрастает роль межгосударственных союзов, которые создаются государствами для реализации своих общих интересов. Развитие международных отношений, практическая реализация внешней политики во многом зависят от деятельности международных объединений и организаций. Всё более важными субъектами международных отношений становятся международные организации, которые охватывают самые разные аспекты международных отношений. Они создаются с целью решения экономических, политических, культурных, экологических и иных проблем. Международные организации имеют постоянные органы управления, четко определенную компетенцию и функции. Они создаются на основе специальных соглашений, где определены их цели, задачи, организационная структура и обязанности членов организации. (В.Л.Калашников, С.Б.Лугвин //Политология. Учебное пособие. Москва, 2004. – С. 408)

Международные организации – постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, создаваемые на основе международного соглашения (устава, статуса или иного конституционного документа) в целях содействия решению международных проблем. Планы создания подобных организаций выдвигались, начиная с глубокой древности. Однако первые международные организации появились лишь в XIX в. Особенно быстро они начали создаваться после второй мировой войны.

Международные организации подразделяются на межгосударственные (межправительственные) и неправительственные организации. Межгосударственные организации являются объединениями государств, основанными на договорах. Как самостоятельные субъекты политики межгосударственные организации могут вступать в международные отношения от своего собственного имени, а также от имени всех входящих в них государств.

Неправительственные организации имеют более сложную структуру, чем межгосударственные. Они могут быть чисто неправительственными, а также могут носить смешанный характер, т. е. включать в себя и правительственные структуры, и общественные организации, и индивидуальных членов.

Международные организации также подразделяются на всемирные и региональные.

Первой международной организацией стал Всемирный почтовый союз, который возник в 1875 году. В настоящее время в мире имеется около 300 межгосударственных организаций и более 2500 неправительственных. В качестве примеров современных международных организаций можно привести:

- региональные организации, такие как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Лига арабских государств (ЛАГ), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОАГ) и др.;

- экономические организации: Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР) и т. д.

- финансовые организации: Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Азиатский банк развития (АзБР) и т. п.

- организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства: Международное энергетическое агентство (МЭА), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК) и др.

- торговые организации: Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) и т. д.

- профессиональные организации: Международная организация журналистов (МОЖ), Международная организация криминальной полиции (ИНТЕРПОЛ), Международная организация труда (МОТ) и др.

- демографические организации: Всемирная ассоциация молодежи (ВАМ), Международная демократическая федерация женщин (МДФЖ) и пр.

- организации в области культуры и спорта: Международный олимпийский комитет (МОК), Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и т. п.

- военные организации: Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Организация Североатлантического договора (НАТО), Тихоокеанский пакт безопасности (АНЗЮС), Западноевропейский союз (ЗЕС) и др.

- профсоюзные организации: Международная конфедерация свободных профсоюзов (МКСП), Всемирная федерация профсоюзов (МФП)

- организации в поддержку мира: Движение неприсоединения.

- религиозные организации: Всемирный совет церквей (ВСЦ), Христианская мирная конференция (ХМК) и др.

- межпартийные организации: Социалистический интернационал, Африканский Социалистический интернационал и др. (см. подробней Улахович В.Е. Международные организации: Справочное пособие / В.Е.Улахович. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2005. – 400 с.)

Международные организации являются важным субъектом международных отношений и оказывают в последние годы все большее влияние на мировой политический процесс в целом.

Наиболее значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН), которая была создана в 1945 году в целях поддержания и упрочения международного мира и развития многостороннего сотрудничества государств. Важнейшими органами ООН являются Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности. Генеральная ассамблея, включающая всех членов ООН, вправе рассматривать любые вопросы, которые входят в компетенцию этой организации. Она может давать по ним рекомендации Совету Безопасности и государствам-участникам. Очередные сессии проводятся раз в год, в случае необходимости созываются чрезвычайные и специальные сессии.

Совет Безопасности работает на постоянной основе, он ответственен за поддержание мира и состоит из 15 членов: 5 постоянных (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай), 10 избираются на два года Генеральной Ассамблеей. Решения принимаются на основе единогласия и обязательны для всех членов ООН. В случае угрозы миру или акта агрессии Совет Безопасности обладает широкими полномочиями для их устранения, вплоть до применения вооруженной силы. К числу других главных органов ООН относятся Экономический и Социальный совет (вопросы экономического и социального сотрудничества членов ООН), Совет по опеке (вопросы международной опеки над подмандатными территориями), Международный суд (правовые споры межу государствами) и Секретариат (административно-техническое обслуживание органов и комитетов ООН).

В рамках ООН существует целый ряд организаций, которые в системе международных отношений действуют вполне самостоятельно. К их числу относятся: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда (МОТ), международный валютный фонд (МВФ) и др.

Данный вопрос лекции посвящен возможностям субъектов международных отношений. Утверждается, что сущность, роль и место субъектов в системе международных отношений во многом проявляются в том, какие цели они преследуют и какими интересами руководствуются.

Цель – это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности субъекта (государства, организации, компании) или предполагаемый результат деятельности.

Интерес – это реальная причина социальных действий; и вместе с тем, – это отношение субъекта к предмету, ценному для него. Национальный интерес – осознание и отражение в деятельности субъектов потребностей государства.

Отсюда цель, как результат, и интересы, как важнейшие потребности национального государства в системе международных отношений можно представить в четырех основных показателях (проявлениях):

a) государственный суверенитет, как основа контроля над определенной территорией и населением;

b) экономическое процветание и развитие;

c) военно-политическая безопасность;

d) высокий международный авторитет и способность влиять на определенное развитие системы международных отношений.

Особое значение и роль приобретает система средств достижения национальных целей и интересов. Такая система обусловливается особенностями международных отношений (типы, формы и т.д.) на том или ином этапе развития национальных государств, мирового сообщества в целом. В системе средств достижения целей и интересов в международных отношениях выделяются два полюса: а) насилие (сила, угроза, война и т.д.); б) переговоры (убеждение, торги, обмен и т.д.). В зависимости от сочетания элементов этих полюсов возможны три основные комбинации средств:

1) сила, убеждение, обмен;

2) сила, переговоры;

3) убеждение, торги, угроза, насилие.

Характер сочетания и использования этих комбинаций на практике формирует стратегию, которой руководствуются участники международных отношений. Стратегия представляет собой определенную систему, как с точки зрения особенностей сочетания перечисленных средств, так и с точки зрения сферы международных отношений. Отсюда, различаются экономическая стратегия, военная, политическая, научно-техническая, идеологическая и т.д.

В заключение необходимо понять и цсвоить, что:

1. Особенности формирования, развития и функционирования системы международных отношений во многом зависят от субъектов (участников, акторов) международных отношений.

2. Среди основных субъектов международных отношени выделяется две основыне категории: государственные субъекты и негосударственные субъекты международных отношений.

3. Негосударственные субъекты международных отношений включают в себя три типа институтов: межправительственные организации, неправительственные организации, международные компании.

4. Каждый из субъектов международных отношений представляет в этой системе свои цели и нтересы, которые возможно достичь только имея определенный набор средств.

Данный вопрос лекции посвящен возможностям субъектов международных отношений. Утверждается, что сущность, роль и место субъектов в системе международных отношений во многом проявляются в том, какие цели они преследуют и какими интересами руководствуются.

Цель – это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности субъекта (государства, организации, компании) или предполагаемый результат деятельности.

Интерес – это реальная причина социальных действий; и вместе с тем, – это отношение субъекта к предмету, ценному для него. Национальный интерес – осознание и отражение в деятельности субъектов потребностей государства.

Отсюда цель, как результат, и интересы, как важнейшие потребности национального государства в системе международных отношений можно представить в четырех основных показателях (проявлениях):

a) государственный суверенитет, как основа контроля над определенной территорией и населением;

b) экономическое процветание и развитие;

c) военно-политическая безопасность;

d) высокий международный авторитет и способность влиять на определенное развитие системы международных отношений.

Особое значение и роль приобретает система средств достижения национальных целей и интересов. Такая система обусловливается особенностями международных отношений (типы, формы и т.д.) на том или ином этапе развития национальных государств, мирового сообщества в целом. В системе средств достижения целей и интересов в международных отношениях выделяются два полюса: а) насилие (сила, угроза, война и т.д.); б) переговоры (убеждение, торги, обмен и т.д.). В зависимости от сочетания элементов этих полюсов возможны три основные комбинации средств:




1) сила, убеждение, обмен;

2) сила, переговоры;

3) убеждение, торги, угроза, насилие.

Характер сочетания и использования этих комбинаций на практике формирует стратегию, которой руководствуются участники международных отношений. Стратегия представляет собой определенную систему, как с точки зрения особенностей сочетания перечисленных средств, так и с точки зрения сферы международных отношений. Отсюда, различаются экономическая стратегия, военная, политическая, научно-техническая, идеологическая и т.д.

В заключение необходимо понять и цсвоить, что:

1. Особенности формирования, развития и функционирования системы международных отношений во многом зависят от субъектов (участников, акторов) международных отношений.

2. Среди основных субъектов международных отношени выделяется две основыне категории: государственные субъекты и негосударственные субъекты международных отношений.

3. Негосударственные субъекты международных отношений включают в себя три типа институтов: межправительственные организации, неправительственные организации, международные компании.

4. Каждый из субъектов международных отношений представляет в этой системе свои цели и нтересы, которые возможно достичь только имея определенный набор средств.

Междунаро́дные отноше́ния — это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

Содержание

Критерии

Классификация

  1. на основе классового критерия
    • отношения господства и подчинения (отношения в эпоху феодализма и капитализма)
    • отношения сотрудничества и взаимопомощи (теория социалистического мира)
    • переходные отношения (отношения между развивающимися странами, освободившимися от колониальной зависимости)
  2. на основе общецивилизационного критерия
    • МО, основанные на балансе сил
    • МО, основанные на балансе интересов
  3. по сферам общественной жизни
    • экономические
    • политические
    • военно-стратегические
    • культурные
    • идеологические
  4. на основе взаимодействующих участников
    • межгосударственные отношения
    • межпартийные отношения
    • отношения между международными организациями, ТНК, частными лицами
  5. по степени развития и интенсивности
    • отношения высокого уровня
    • отношения среднего уровня
    • отношения низкого уровня
  6. на основе геополитического критерия
    • глобальные/общепланетные
    • региональные
    • субрегиональные
  7. по степени напряжённости
    • отношения стабильности и нестабильности
    • отношения доверия и вражды
    • отношения сотрудничества и конфликта
    • отношения мира и войны [1]

Закономерности

  1. Главным действующим лицом МО является государство. Основные формы его деятельности — дипломатия и сезим.В последнее время набирают популярность идеи транснационалистов, считающих, что в современных условиях роль государства падает, при этом роль других акторов (ТНК, международные правительственные и неправительственные организации) возрастает.
  2. Государственная политика существует в двух измерениях — внутреннем (внутренняя политика, являющаяся предметом политологии) и внешнем (внешняя политика, являющаяся предметом международных отношений).
  3. Основа всех международных действий государств коренится в их национальных интересах (прежде всего, стремлении государств обеспечить безопасность, суверенитет и выживание).
  4. Международные отношения — это силовое взаимодействие государств (баланс сил), в котором преимуществом обладают наиболее мощные державы.
  5. Баланс сил может принимать различные формы — однополярную, биполярную, трёхполярную, мультиполярную конфигурацию [2] .

Универсальность закономерностей МО заключается в том, что:

  • Действие универсальных международных закономерностей касается не отдельных регионов, а всей мировой системы в целом.
  • Закономерности МО наблюдаются в исторической перспективе, в наблюдаемый период и в будущем.
  • Закономерности МО охватывают всех участников МО и все сферы общественных отношений.

Международные отношения в истории социально-политической мысли

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Канонические парадигмы теории международных отношений

Либерально-идеалистическая парадигма

В своём развитии либерально-идеалистическая парадигма пережила несколько периодов подъёма, крупнейшие из которых относятся к началу и концу XX века. В начале XX века в либерализме прослеживались три основных течения:

  • течение, возлагавшее надежды на правовое урегулирование международных отношений (например, посредством принятия различных международных конвенций);
  • течение, возлагавшее надежды на упорядочение международных отношений с помощью международных организаций (например, Лиги Наций);
  • течение, делавшее акцент на разоружении [3] .

Непосредственным воплощением в политической практике идей либерального идеализма стали такие документы, разработанные после Первой мировой войны, как программа Вудро Вильсона о создании Лиги Наций (1917), пакт Бриана — Келлога (1928; отказе от войны в каче­стве орудия национальной политики) и доктрина Стимсона (1932; непризнание любых изменений, достигнутых при помощи силы) [4] .

Новый подъём либерально-идеалистических идей приходится на окончание холодной войны, в ходе которой господствовали идеи политического реализма и неореализма. При этом либеральное течение преобразуется с учётом новых реалий в неолиберализм [3] .

Основные положения либерально-идеалистической парадигмы:

Политический реализм

Наиболее известными представителями политического реализма в международных отношениях являются Ганс Моргентау, Раймон Арон, Джордж Кеннан, Эдуард Карр, Фредерик Шуман, Кеннет Томпсон. Данная парадигма сформировалась в первой половине XX века, хотя её истоки можно проследить ещё в работах Фукидида, Н.Макиавелли, Т.Гоббса. Основной импульс в своём развитии политический реализм получил в результате серьёзной критики различных утопических теорий в политике, которые игнорировали силовой характер международных отношений. Рассматривая человека в качестве эгоистичного существа, представители данной парадигмы обращаются в первую очередь к исследованию вещей, которые уже существуют в международных отношениях, а не тех, которые возможно появятся в будущем [6] .

Основные положения политического реализма:

Марксистко-ленинская парадигма

Хотя в современных условиях марксистко-ленинская парадигма является, по большей части, маргинальной, идеи марксизма-ленинизма сохраняют прочные позиции в теории международных отношений, оказывая также значительное влияние на другие международно-политические науки.

Основные положения марксистко-ленинской парадигмы:

Современные теории международных отношений

Неореализм

Основные положения неореализма:

Сходства неореализма и политического реализма:

  1. Как реалисты, так и неореалисты считают, что, так как природа международных отношений не меняется на протяжении тысячелетий, то нет оснований полагать, что они приобретут какой-то иной характер в будущем.
  2. Обе теории считают, что все попытки изменения международной системы, основанные на либерально-идеалистических основаниях, заранее обречены на провал [12] .

Неоклассический реализм

Впервые термин "неоклассический реализм" был использован Гидеоном Роузом в 1998 году для описания группы теоретических подходов в теории международных отношений, стремящихся синтезировать структурный реализм и теорию внешней политики с целью объяснения и прогнозирования изменений во внешней политике государства. Другие видные представители данного течения в международных отношениях — Дж. Миршаймер, У. Уолфорт, Р. Швеллер, Т. Кристенсен, Ф. Закария и др.

Основные положения неоклассического реализма:

  1. Внешняя политика государства, ее изменения рассматриваются через призму деятельности государственных и негосударственных акторов на внутригосударственном уровне.
  2. Государство реагирует на международные угрозы, создавая общественную коалицию, позволяющую интегрировать необходимые для внешнеполитического ответа ресурсы.

Неолиберализм

Возрождение позиций либерально-идеалистической парадигмы, подорванных в ходе холодной войны, произошло после распада биполярной системы международных отношений. При этом изначальная парадигма в виду существенных изменений на международной арене (усиление международных интеграционных процессов; появление новых государств на политической карте мира, нетрадиционных угроз безопасности; процессы, связанные с глобализацией) была подвергнута глубокой трансформации, которая привела к формированию идей неолиберализма [13] . Наиболее известными представителями неолиберализма стали Роберт Кохэн и Джозеф Най.

Отличительными чертами новой парадигмы стали следующие положения:

  • Как и в либерально-идеалистической парадигме, неолибералы считают, что государство не является единственным участником международных отношений. Возрастает роль таких нетрадиционных акторов как ТНК, международных организаций, террористических и криминальных организаций, индивидов и т.д.
  • Увеличение числа участников международных отношений имеет и ряд негативных последствий, прежде всего, увеличивается число источников и растёт многообразие угроз для общества и всего человечества. Лучшим решением в этой ситуации является концепция кооперативной безопасности. Таким образом, в центре неолиберализма находятся проблемы международной безопасности.
  • Главной целью участников международных отношений, по мнению сторонников неолиберализма, является международная безопасность, в то время как представители либерально-идеалистической парадигмы указывали на плюрализм целей с приоритетом универсальных идеалов и человеческих ценностей.
  • Важнейшим условием достижения международной стабильности, мирового порядка и социального прогресса является развитие международного сотрудничества, которое также способствует росту экономического благополучия.
  • Главные средства международных отношений — распространение идеалов либеральной демократии и рынка, а у либералов — создание международных организаций, развитие международного права и сотрудничества.
  • Центр тяжести переносится с международного права и международных организаций, деятельность которых зачастую оказывается бесплодной, на международную мораль. При этом главными критериями моральности выдвигаются либеральная демократия и права человека, на основе которых в будущем возможно создание нового мирового порядка.
  • В своих теоретических построениях неолиберализм сближается с неореализмом, в то время как либерально-идеалистическая парадигма находится с ним в конфронтации [14] .

Сходства между неолиберализмом и неореализмом:

  • Рационализм. В центре обеих парадигм — рациональный политик, руководимый рациональным расчётом. Для неолибералов расчёт определяется, прежде всего, соображениями благосостояния и безопасности, для неореалистов — соображениями власти.
  • И неолибералы, и неореалисты считают, что в основе международных отношений лежит национальный интерес.
  • Обе парадигмы изучают, кто из участников международных отношений находится в более выгодном положении [14] .

Различия между неолиберализмом и неореализмом:

  • По мнению неолибералов, анархичность международных отношений (отсутствие верховной власти) преодолима, в то время как неореалисты считают, что нет.
  • Неолибералы считают, что выгода от международного сотрудничества абсолютна, то есть сотрудничество всегда выгодно. По мнению неореалистов, выгода относительна, так как ни одно государство не пойдет на получение меньшей абсолютной выгоды, чем любое другое.
  • Причина международного сотрудничества для неолибералов — максимальное экономическое процветание, для неореалистов — военная безопасность.
  • По мнению неореалистов, поведение государства определяется системными принуждениями и ограничениями, а также их реальными возможностями и способностями. Намерения государств неопределённы, поэтому их нельзя использовать в качестве инструмента анализа. Неолибералы не отрицают значения реальных возможностей государств, однако считают, что государственные намерения играют важную роль, поэтому их всегда нужно учитывать [15] .

Неомарксизм

Другие теории международных отношений

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Первая дискуссия возникает в 1939 г. в связи с выходом в свет книги английского ученого Эдварда Карра “Двадцать лет кризиса”. В ней с позиций политического реализма были подвергнуты критике основные положения идеалистической парадигмы. Реалисты Ганс Моргентау (Morgenthau H. Politics among Nation. The Struggle for Power and Peace. N. Y., 1948) и его сторонники после второй мировой войны выступили инициаторами продолжения этой дискуссии. В новых исторических условиях победа реалистов над идеалистами казалась бесспорной.

Второй “большой спор” был начат в 50-е годы ХХ в. и приобрел особый накал в 60-е, когда модернисты, сторонники новых подходов и методов исследования международных отношений, подвергли резкой критике постулаты политического реализма. Ученые нового поколения (Куинси Райт, Мортон Каплан, Карл Дойч, Дэвид Сингер, Калеви Холсти, Эрнс Хаас и др.) выступили за применение при изучении МО научного инструментария, методов и методик, заимствованных из точных наук. “Модернисты” фактически не подвергали сомнению теоретические позиции своих оппонентов, они сосредоточились на методологической стороне науки. Вот почему, несмотря на внешне непримиримый тон, участники дискуссии в конце спора пришли к взаимному согласию, что в исследованиях международных проблем необходимо сочетать “традиционные” и “научные” методы.

В центре третьего “большого спора”, начавшегося в конце 70-х – начале 80-х годов и фактически не завершенного до настоящего времени, оказалась роль государства как участника МО, значение национального интереса и силы для понимания сути происходящего на мировой арене. Сторонники различных теоретических течений, которых условно можно назвать транснационалистами (Роберт Кохэн, Джозеф Най, Йел Фергюсон и др.), продолжая традиции теории интеграции (Дэвид Митрани) и взаимозависимости (Эрнст Хаас, Дэвид Моурс) выдвинули идею: политический реализм и свойственная ему этатистская парадигма не соответствуют характеру и основным тенденциям международных отношений, они должны быть отброшены. Многообразие участников, видов взаимодействий и их каналов, по их мнению, вытесняют государство из центра международного общения, трансформируя МО из межгосударственных в транснациональные. Под влиянием транснационалистов в международно-политической науке появляется ряд новых теорий, в частности, концепции глобализации, регионализации и т.д. Вместе с тем различия, по которым расходятся основные парадигмы, продолжают сохраняться. Большинство исследователей продолжают исходить из того, что государства остаются главными участниками международных отношений.

Мировая политика

Международная или мировая политика является ядром международных отношений.

Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества.

Мировая политика Ошибка в сносках ? : Отсутствует закрывающий тег . Традиционная геополитика делает акцент на военно-политическую мощь государства и доминирующую роль географических факторов в захвате чужих территорий, является (по Хаусхоферу) [16] географическим разумом государства. Геоэкономика в отличие от традиционной геополитики делает акцент на экономической мощи государства. Новейшая геополитика, в которой доминирует сила духа над военной и экономической мощью, способствует преодолению традиционного географического и экономического детерминизма за счет расширения базисных факторов, определяющих поведение государств в международных отношениях [17] . Лучшим экспертом по геополитике современности является президент Академии геополитических проблем профессор МГИМО д. и. н генерал-полковник в отставке Леонид Григорьевич Ивашов.

Геостратегия

Геостра́тегия (географическая стратегия) — политическая наука, определяющая средства и методы для достижения геополитической цели государства или группы государств-союзников — сохранении и увеличении мощи государства или союза государств, а в неблагоприятных условиях кризиса — минимизации ущерба и восстановлении первоначального докризисного состояния.

Геостратегия оперирует категориями социума, экономики, политики, национальной культуры, военной мощи и других стратегических элементов не только государства-заказчика или заказчика — союза государств, но также изучает и учитывает стратегический потенциал иных государств, подразделяя их в общем виде на потенциальных союзников, противников или нейтралов, а также всегда учитывает стратегические свойства географической среды, в которой геостратегия реализуется. Геостратегия является инструментом национальной, а в союзе государств — союзной геополитики. В иерархии политических наук занимает подчиненное положение по отношению к политике и геополитике. Составными необходимыми и неотъемлемыми частями геостратегии являются национальная стратегия и стратегическая география.

Системы международных отношений

- Ялтинско-Потсдамская система международных отношений (по результатам второй мировой войны); легла в основу биполярного мира по линии противостояния Восток (блок социалистических государств)- Запад (капиталистический мир)

Исследователи в основном согласны считать Ялтинско-Потсдамскую систему завершившейся в 1991 г. с распадом СССР и прекращением биполярного противостояния, однако, нет единства в определении наименования системы МО на нынешнем этапе. Определённая их часть считает приемлемым название беловежская эпоха, остальные придерживаются названия Post Cold-War era.

- Современная система международных отношений с 1991 г. по настоящее время - характеризуется господством США в мировой системе. Среди экспертов в международных отношениях ведутся дискуссии о закате так называемой Американской империи, о крахе международной экономической системы, основанной на американском долларе, о подъеме держав БРИК, однако к 2012 г. США остаются лидером во всех сферах международной жизни.

Еще более высказался немецкий философ Г. Гегель, утверждая, что «действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их характеров и способностей, побудительными мотивами в этой драме являются лишь эти потребности, страсти, интересы и лишь они играют главную роль”.

Поскольку деятельность любых организованных человеческих сообществ в теории международных отношений довольно часто сравнивается с деятельностью человека, вполне уместно утверждать, что они так же руководствуются определенными интересами, которые заставляют их вступать в те или иные интеракции в международной среде.

Несмотря на простоту и очевидность восприятия интереса, что, на первый взгляд, должно изымать любые дискуссии по этому поводу, в современной теории международных отношений нет четкости в разграничении понятий, как отсутствует и его (интереса) однозначное восприятие.

 Интересы и цели деятельности участников международных отношений

Интересы и цели деятельности участников международных отношений

Д. Фельдман классически сформулировал тезис о том, что интерес является осознанной необходимостью, с чем, однако, соглашаются не все исследователи.

Ю. Кукулка связывает цели, которыми руководствуются участники международных отношений, непосредственно с их объективными потребностями. Потребности государства, прежде всего, заключаются в обеспечении собственной экзистенции, политической независимости, условий общественного развития, достижения и поддержания престижа. В его интерпретации определения направлений деятельности в международной среде – это связывание между объективной потребностью и субъективно сформулированной целью.

В. Щепанський выдвинул идею о том, что интересы являются фундаментом, на котором строится система целей участников международных отношений. Несмотря на это, Я. Пьетрась, Р. Земба, Ю. Стефанович и другие ученые считают цель производной от интереса, а интерес – от потребности.

Направления интереса за пределы внутренней системы можно принять как признак, принципиально определяет его международный характер. И. Попьюк-Рисинська отмечает, что интерес не может быть реализован без интеракции с другим участником международных отношений. Она отмечает, что реализация интересов приводит к возникновению определенных связей участника международных отношений с собственной средой, с международной средой, с другими участниками международных отношений.Интересы любого участника международных отношений связано с необходимостью адаптировать свою внутреннюю среду к явлениям и процессам, которые происходят в международной среде. Речь идет о интеракции между двумя средами – внутренним и внешним, где участник международных отношений пытается обеспечить собственное существование, повлиять на международные процессы и явления (которые его касаются) и обеспечить себе соответствующую позицию и роль среди других участников.

Осознание нежелательности параметров ситуации заставляет его к принятию и внедрению определенных решений, то есть к деятельности в международной среде. Принятие решения – это дело, которое является элементом привычного поведения человека. Она заключается в восприятии реальности, а следовательно желаемого состояния, определении различий между ними и возможности их устранения, выборе способа действий и деятельности, цель которой – превратить реальный (нежелательный) состояние на желаемый. На наш взгляд, интерес нужно понимать как результат осознания лицами, принимающими решения в различных сферах международных отношений, реального положения вещей. Любой интерес основывается на констатации этими лицами совокупности отдельных параметров ситуации и сравнении их с эталонными, то есть такими, которые отвечают их представлению о полном удовлетворении потребностей участника международных отношений. Цели деятельности участника определяет потребность оптимизировать те параметры, реальное состояние которых считают недостаточно подходящим, а достижение определенных целей всегда направлено на реализацию интереса.

Пользуясь идеей американского ученого К. Райта о том, что в международных отношениях действия одновременно происходят в двух параллельных полях – географическом и аналитическом, цели и интересы их участников можно представить как рефлексии, вытекающих из реального географического поля, а в аналитическом их различают только по масштабностью. Если интересы являются желанной ситуацией, то цели – желаемым состоянием ее отдельных параметров.

Гаджиев К. С. Геополитика. – М., 1997 – С. 261.

В реальных международных отношениях интересы конкретизируются в цели деятельности, которые направляют функциональную активность участника международных отношений.Если же он не в состоянии удовлетворить свои потребности, возникает ситуация, требующая привлечения других участников международных отношений. Результат конкретной интеракции, т.е. степень достижения цели, является критерием правильности избрания партнера (или объекта) или адекватности действий в отношении него.

Любой участник международных отношений пытается реализовать интересы, которые связаны с тремя принципиальными целями:

1.Екзистенцийною, что понимают как поддержание его нормальной жизнедеятельности через комплекс мероприятий по обеспечению минимально необходимого уровня существования.

2.Еволюцийною, которая направлена ​​на обеспечение внутренних и внешних условий для собственного развития и процветания.

3.Доминацийною, что связано с его попытками трансформировать международную среду в выгодном для себя направлении.

Цели деятельности вытекают одна из другой, поскольку обеспечение собственного существования логично вызывает развитие, а он приводит к стремлению определять те явления и процессы, которые влияют на участника международных отношений.

В теории международных отношений основное внимание традиционно уделяли исследованию национального интереса, который понимали как государственный. Это понятие функционирует в научном обороте недавно, поскольку только 1935 его ввели в Оксфордской энциклопедии социальных наук. Приоритет в исследовании проблематики национального интереса связывают с Р. Нибура и Ч. Бердом, впервые выдвинули идею об исследовании политики государств через призму их интересов.

Все идеи и концепции, связанные с исследованием интереса, можно разделить на два главных направления, которые по пониманием его природы называют психологическим (субъективистским) и объективистского.

1 Психологический подход сочетает взгляды ученых, определяющих интерес как субъективное явление, связанное с сознанием людей. То есть речь идет о восприятии лицами, принимающими

политические решения, информации о реальности. Интерес, учитывая это, является скорее их позицией, пониманием, что направлено к внешним объектам. Информация не всегда полностью соответствует реальности, а с другой стороны, эти лица, преимущественно, считаются лишь на ту ее часть, которая отвечает их стереотипам, идеологическим, религиозным или этическим убеждениям.

2 объективистского подход выводит интерес со реальной потребности и предоставляет этим двум понятиям объективного характера. Он определяется как производная от потребности, которую понимают как брак (недостаточность) чего, что непременное для существования и развития того или иного участника международных отношений. Интерес как объективная категория может быть осознанным или оставаться вне сознания людей.Его трактуют как явление, независимое от рефлексии лиц, принимающих политические (как и любые другие) решения.

Объективистский подход вытекает из взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса, которые выводили интерес со реальной ситуации (например, с экономического положения) и понимали его как необходимость.

В своих теориях марксисты различали осознанные и неосознанные интересы. Лица, общественные группы и государства руководствуются рядом потребностей, существующих самостоятельно и независимо от их воли и сознания. К какому бы типу не принадлежал участник международных отношений, его побуждает к действиям или иное объективная причина (потребность чего), которая может быть обозначена как мотивация. Итак, по мнению объективиста, логический путь формулировки мотивации идет от потребности, а она является реальной необходимостью.

Сущность национального интереса в современной теории международных отношений остается спорным вопросом и вызывает многочисленные дискуссии. Уже Р. Нибур отметил двойной природе национального интереса, учитывая, что он следует, с одной стороны, из особенностей политической ситуации, а с другой – с сущности человека.Потребности и стремления человеческих сообществ всегда соотносились с особенностями среды. Когда оно было благоприятное, их потребности материализовались в формально выраженных интересах, и наоборот, интересы не могли быть сформулированы в неблагоприятном окружении.

Как бы ни очерчивался или интерпретировался интерес, его побудительный характер о деятельности в международной среде не подлежит сомнению, поскольку он понятен и очевиден. Деятельность участников международных отношений можно изучать через призму специфики тех или иных интересов, которыми они руководствуются.

Учитывая это, одной из важнейших проблем теории международных отношений является классификация интересов участников международных отношений. Она заключается в их группировке по ряду критериев, связанных с их содержанием, что позволяет понять природу и направление интереса как основы, из которой следует активная деятельность участников международных отношений.

Достаточно распространенной является схема, согласно которой интересы разделяют на эгоистические, Альтруистическая и экзистенциальные (т.е. направлены на самосохранение). Такую классификацию в целом, а также характеристику некоторых из выделенных групп интересов находим в трудах А. Волферс, М. Каплана, В. ван Дикса, Г. Вендзя-ля, К. Дойча и других.

Исходя из этой схемы, А. Волферс выделил три группы целей внешней политики национального государства:

1) национальной экспансии (self-extention), заключающиеся в стремлении к изменению ее status quo в международной среде;

2) национальной безопасности (self-preservation), т.е. попытке сохранить существующий status quo “,

3) национального самоотречения (self-abnegation), что понимают как отказ от реализации национальных интересов в пользу универсальных интересов международного сообщества.

Подобно цели внешней политики классифицирует К.Холсти, который выделяет принципиальные (связанные с самосохранением), экспансивные и универсальные.

Ю. Кукулка различает следующие цели:

1) экзистенциальные, заключающиеся в стремлении гарантировать себе территориальную целостность, безопасность, идентичность, условия для устойчивого развития, адаптации к процессам и явлениям международного Среды;

2) коекзистенцийни, предусматривающие взаимодействие с другими государствами, сосуществование и сотрудничество, взаимность займа и пользы, нормативизации их отношений;

3) функциональные, заключающиеся в стремлении к эффективности и гибкости, способности к изменениям и инновационности в действиях.

Очевидно, что классификации, построенные по единому синтетическим критерием, достаточно сложные, поскольку каждая из определенных групп требует уточнения через выделение узких групп интересов.

Удобной, на наш взгляд, является классификация, основанная на группе критериев, согласно которым интересы определяются проще и понятнее. Одной из лучших классификаций этого типа является схема Т. Робинсона и К.Холсти, которые всех интересов выделяют першопланови и другопланови, материальные и абстрактные, общие и противоречивые, общие и специфические, постоянные и переменные, идентичны и комплементарные.

Другими важными критериями, на основании которых различают интересы, является тип участника международных отношений, функциональное содержание его интереса, значимость и реализации.

1 По критерию типа участника международных отношений интересы разделяют на универсальные, национальные, групповые и личные. Каждый тип интересов может произвольно соотноситься с интересами, выделенными по критериям значимости, содержания и времени.

Универсальные интересы связывают с т. Н. универсальными участниками международных отношений, то есть международными организациями. Интересы международных организаций преимущественно трактуют как производную от общих национальных интересов государств, являющихся их членами. Несколько реже их понимают как интересы международного сообщества или интересы человечества, основанные на универсальных моральных ценностях.

Групповые интересы отражают потребности и стремления любых организованных общественных групп в зависимости от типа, к которому они относятся (например, политические партии, общественные движения, ТНК). Групповые интересы преимущественно являются элементами национальных и реализуются посредством государства. Общественные группы способны действовать самостоятельно, иногда даже вопреки интересам государства.

Личные интересы имеют индивидуальный характер и определяются потребностями конкретного физического лица. Они обобщенно выражаются в групповых и национальных интересах, но также реализуются индивидуально.

2 По критерию значимости интересы разделяют на экзистенциальные, операционные, тактические и стратегические.

Экзистенциальные интересы связаны с обеспечением минимально необходимого уровня жизнедеятельности участников международных отношений. Без их реализации он вообще не может существовать, что заставляет любого из них действовать, руководствуясь, прежде всего, этими интересами.

Операционные интересы связаны с непосредственным действием или взаимодействием в международной среде. Они преимущественно краткосрочные, определяются узкими целями, имеющих промежуточное значение для достижения основных интересов.

Тактические интересы по содержанию близко связаны с операционными, но они несколько шире, поскольку, с одной стороны, являются элементами стратегических, так как рассматриваются как промежуточная стадия их реализации, но с другой – всегда связаны с реалиями международной среды, которые определяют их характер и содержание.Тактические интересы могут существенно не совпадать с потребностями, но быть оптимальными при определенных условиях.

Стратегические интербсы рассматриваются как важнейшие среди всех. Они определяют генеральные цели, поставленные перед участниками международных отношений, достичь которых они стремятся.

«А) с помощью одного действия реализовать многие другие интересов;

б) действуют одновременно в разных плоскостях и различных географических направлениях, пытаясь создать побочные последствия в других плоскостях и направлениях деятельности;

3 По функциональному содержанию интересы традиционно подиля- 1 ют на политические, экономические, военные, культурные и др. Функцио нальные интересы напрямую связаны с отдельными видами международных отношений и отражают их специфику. В упрощенном виде они определяются как интересы безопасности, поддержания нормальной жизнедеятельности, создание условий для устойчивого развития и расцвета, обеспечения разнопланового идентитета, сфер влияния и т.д..

Интересы, связанные с функционированием, свойственные для любого участника международных отношений, проявляются во всех временных рамках и имеют все степени значимости.

4 По критерию времени интересы в международных отношениях можно разделить на краткосрочные, средней продолжительности и долговременные. Нашей задачей является не столько определить точные временные рамки интересов, сколько показать наиболее общее разделение интересов согласно графиком их продолжительности:

-короткотривали интересы связываются с конкретным действием в международных отношениях и ограничиваются временем ее осуществления;

-средней продолжительности связанные с действиями, содержание которых составляет логическую целостность и ведет к реализации важнейших интересов сторон;

-довготривали охватывают довольно значительный период, связанный с последовательными действиями, направленными на реализацию важнейших интересов участника международных отношений.

Интересы в международных отношениях, как отметил Ю. Стефано-вич, могут иметь декларативный и реальный характер. Декларативные интересы определены в важнейших политических и юридических документах (конституциях, декларациях, уставах международных организаций и т.п.), а другие могут иметь латентный характер, они могут скрывать, точно не определять и не произносить публично. Однако, участники международных отношений руководствуются собственно реальными интересами, которые для них являются объективными, определяющими способы и методы их конкретной деятельности.

Читайте также: