История критического мышления кратко

Обновлено: 05.07.2024

v Знакомство с новыми программами и концепциями обучения.

ВложениеРазмер
izuchenie_istorii_tehnologii_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya._.doc 183 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по теме самообразования.

Изучение истории технологии развития критического мышления. Что такое критическое мышление?

Что она предполагает?

  • Постоянное ознакомление с современными научными исследованиями в области преподавания;
  • Изучение прогрессивного опыта коллег;
  • Знакомство с новыми программами и концепциями обучения.

Профессиональное мастерство можно совершенствовать в сети курсовой подготовки разных уровней. Но основной формой повышения своего профессионального мастерства остается самообразование.

Что такое критическое мышление?

В настоящее время существует множество определений критического мышления.

  1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
  2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
  3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить.
  4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
  5. Критическое мышление есть мышление социальное.

«Механизм критического мышления включает мыслительные операции, определяющие процесс рассуждения и аргументации: постановка цели, выявление проблемы, выдвижение гипотез, приведение аргументов, их обоснование, прогнозирование последствий, принятие или непринятие

Критическое мышление определяется Американской философской ассоциацией (APA) следующим образом: «целеустремленное, саморегулирующееся суждение, которое завершается интерпретацией, анализом, оценкой и интерактивностью, также как объяснением очевидных, концептуальных, методологических, или контекстных соображений, на которых основано это суждение. …

Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Данный термин может относиться практически ко всей умственной деятельности.

Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее: соотнесение того, что они усвоили, с собственным опытом, а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания. Учащиеся вправе подвергать сомнению достоверность или авторитетность полученной информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для её применения, рассматривает возможности решения проблемы и т.д.

В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах.

Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Название технологии может показаться громоздким, однако ни одного слова убрать нельзя. Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников и студентов эффективно читать и писать. Речь идет не о первичном обучении письму и чтению, как это происходит в начальном звене школы, а о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости.

С помощью письма человек рефлексирует, размышляет о тех сведениях, которые он получил при чтении, поэтому эффективность этих двух процессов взаимозависима. Практикующие учителя знают, как тяжело школьники соглашаются писать, даже если речь идет не о творческой работе, а о банальном записывании информации из источников. И даже если ученики соглашаются писать, по их конспектам вряд ли можно составить полное представление о том, что они читали или слушали.

Базовыми философскими аспектами технологии РКМ являются идея открытого общества и современное понимание культуры, предполагающее активность ее субъектов, актуальность взаимоотношений между ними и существование различных мировоззрений при отсутствии единой, жестко заданной нормы восприятия и поведения.

Из этого положения вытекают понимание множественности смыслов текста и того, что его интерпретация зависит от читательских контекстов и формы организации групповой работы в классе. Такой подход дает возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения.

Задачи технологии РКМЧП

  • Формирование нового стиля мышления , для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
  • Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление , рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
  • Развитие аналитического, критического мышления:

— научить школьников выделять причинно-следственные связи;

— рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

— отвергать ненужную или неверную информацию;

— понимать, как различные части информации связаны между собой;

— выделять ошибки в рассуждениях;

— уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

— избегать категоричности в утверждениях;

— быть честным в своих рассуждениях;

— определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

— выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

— уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения
и личного мнения;

— подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

— отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом.

Технология РКМ позволяет решать задачи:

  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
  • культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Данная закономерность является общей, в ее основе лежат закономерности мыслительной деятельности человека. Эта особенность названной технологии существенно расширяет границы ее применимости.

Принципиально важны и идея ценности личности, и создание среды, благоприятной для ее развития, самопознания и самовыражения. Поэтому, с одной стороны, в ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания на всех его этапах. Это позволяет использовать данную технологию как средство и инструмент саморазвития и самообразования человека (и ученика, и учителя). С другой стороны, вся учебная деятельность строится на основе субъект-субъектных, партнерских взаимоотношений между учителем и учениками, между учениками.

Технология ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности. Для этого весь учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни. Социально-ориентированное отношение к действительности, навыки коллективной работы, взаимообусловленность принципов и поступков личности - необходимые условия для формирования гражданских взглядов.

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  • пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • решать проблемы;
  • вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
  • брать на себя ответственность;
  • участвовать в совместном принятии решения;
  • выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
  • умение сотрудничать и работать в группе и др.

Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить.

Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Базовая модель технологии:

Стадия 1. ВЫЗОВ (EVOCATION)

  • актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме;
  • пробуждение интереса к изучаемой теме;
  • обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;
  • побуждение ученика к активной деятельности.

В любом случае, ученики не просто механически слушают или читают текст, не просто выбирают информацию для заполнения предложенной учителем таблицы или пытаются слово в слово повторить текст или объяснение, они преломляют новый материал через призму своих целей, собственных вопросов.

Стадия 2. ОСМЫСЛЕНИЕ (REALIZATION OF MEANING)

  • активное получение новой информации;
  • осмысление новой информации;
  • соотнесение новой информации с собственными знаниями;
  • отслеживание процесса познания и собственного понимания.

Стадия 3. РЕФЛЕКСИЯ (REFLECTION) - РАЗМЫШЛЕНИЯ

Значение стадии рефлексии:

Происходит выведение знания на уровень понимания и применения. Идет рефлексия своего процесса учения. Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями. Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее.

На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Третья стадия работы по методике развития критического мышления– стадия рефлексии (reflection) необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия.

Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и т. д.). Но подобный анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структуризируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. Кроме того в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного, учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызвать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию. Некоторые из суждений других учеников могут оказаться вполне приемлемыми для понятия как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае, этап рефликации активно способствует развитию навыков критического мышления.

На стадии рефликации ученики систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания (понятия различного ранга, законы и закономерности, значимые факты). При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: эссе, ключевые слова, графическая организация материала и т. д.) учащиеся, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуально целей. С другой стороны, они выражают новые идеи информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи.

Живой обмен идеями между учащимися в процессе групповой работы дает возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями. Разрешая диалог на стадии рефлексии, преподаватель дает возможность увидеть и рассмотреть различные варианты мнений по одному и тому же вопросу. Это время переосмысления и перемен в учебном процессе, когда ознакомление с разнообразными способами интегрирования новой информации приводит к более гибким конструкциям, которые могут применяться в будущем более эффективно и целенаправленно.



Прежде чем приступать к основной теме статьи, нужно кратко объяснить, что такое критическое мышление. Современная психология имеет несколько разных определений для этого термина, но если обобщить основные принципы и внутренние факторы, то можно создать некое общее описание. Если не перегружать определение большим количеством сложных научных терминов, то критическое мышление – это особый ход мысли, применяющийся обычными людьми, в основном, для решения сложных задач, требующих максимального сосредоточения разума и практически полного отсутствия эмоционального фактора. Иными словами, критическое мышление отличается от обычного повышенной долей рациональности и концентрации на способах достижения намеченной цели.

В состоянии критического мышления человек старается достигнуть нужного результата самыми эффективными для этого способами, выбор которых основан на долгих логических заключениях и просто разумного подхода. При этом, нужно не просто позволить потоку мыслей произвольно двигаться в выбранном направлении, а постоянно отслеживать его и контролировать, стараясь максимально быстро выделять из своего сознания ненужные элементы, препятствующие решение поставленной задачи.

История критического мышления

Критическое мышление, как особое состояние мыслительной части человеческого разума, появилось ещё в глубокой древности, когда различные мудрецы, советники, мыслители, да и просто разумные люди сталкивались с необходимостью быстрого решения сложных жизненных задач, для полноценного разрешения которых требовалось не просто лихорадочно подумать о вариантах своих действий, а включить логику в полную мощность и тщательно обдумать все вероятности развития событий и последствия своего влияния на них. Таким образом, способные к этому люди достигали нужной умственной концентрации и максимально быстро выполняли все поставленные перед ними задачи.

В качестве примера одной из таких сложных ситуаций можно представить какую-либо хитрую политическую интригу, которые происходят и в настоящее время. Чтобы как можно более точно рассчитать, что будет при тех или иных действиях участников заговора, нужно самостоятельно и без сторонней помощи подумать обо всём, что может произойти, а затем отсеять все неверные решения и выбрать одно наиболее правильное и подходящее для данного типа ситуации.

История критического мышления выражена, в основном, в деятельности, видных исторических личностей, которые разрабатывали сложные и хитроумные планы по качественному изменению окружающего мира и сознания населяющих его людей. Таким образом создавались новые идеологии, выполненные специально для привлечения максимально большего числа последователей путём явного или скрытого обмана, а также манипуляции мышлением менее умных людей со стороны более сильных личностей.

После создания психологии как науки, учёные начали исследовать феномен критического мышления, проводя различные психологические опыты и эксперименты в области человеческого разума. Каждая группа учёных проводила своё уникальное исследование, получая свои неповторимые результаты.

Современное значение

Умение критически мыслить является весьма полезным навыком в повседневной жизни обычного человека, но, учитывая, что не все люди способны на такой тип мышления, существуют специальные курсы по развитию этой мыслительное способности. Многие известные люди, чья работа связана с большим умственным напряжением, обучены навыку критического мышления, способного качественно ускорить процесс мыслительной деятельности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

История возникновения и развития технологии РКМЧП

Предлагаемая статья посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо (далее - РКМЧП) на уроках истории и обществознания. Привлекательность данной технологии состоит в возможности развивать критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом, так как в российской педагогике уделяется много внимания формированию информационной культуры обучающихся.

Актуальной темы подтверждают и еще несколько факторов. Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них. Оно позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.

В связи с введением в образовательный процесс стандартов второго поколения и вступлением в силу нового закона об образовании вся деятельность участников образовательного процесса очень изменилась. Перед педагогами встали новые задачи, в основе решениях которых технология РКМЧП становится прочным фундаментом для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

При традиционной системе обучения целью выступало формирование у детей азов грамотности, когда учитель показывает и объясняет, а ученик – запоминает и повторяет; а общение на уроке, как правило, было фронтальное. Технология РКМЧП меняет деятельность ученика, привыкшего к получению готовых знаний, подчинению, послушанию, монотонной работе на уроке, а значит, меняет и его смысловые установки. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.

Описывая историю возникновения и развития технологии критического мышления, необходимо начать с истоков самого критического мышления, его выделения как особого вида мышления, с одной стороны, тесно связанного с другими видами мышления, а с другой, особенного, своеобразного.

Проблема формирования критического мышления стала актуальной за рубежом в последние 20-25 лет. Среди исследователей, которые занимаются этой проблемой с философской, психологической и педагогической точек зрения можно отметить таких, как Д.Халперн, Д. Клустер, Дж. Стил, К.Меридит, Ч. Темпл и др. Лишь в последние 10-15 лет она привлекла внимание отечественных ученых с точки зрения необходимости и возможности формирования критического мышления обучающихся, студентов и педагогов, хотя исследования по формированию критического мышления школьников были начаты еще в 70-е годы прошлого столетия и возобновлены лишь в конце 90-х годов [3, с.5] .

Критическое мышление имеет свои особенности, свою понятийную систему, отличающие его от других видов и типов мышления. Оно находится во взаимосвязи с другими видами мышления, в сочетании и сопоставлении с такими понятиями как продуктивное, проблемное, творческое, логическое, системное мышление, интеллект и другими понятиями активной, целенаправленной умственной и практической деятельности человека.

Как личностное качество, критическое мышление вплетено, интегрировано в каждый из других видов мышления, влияет на их логику, качество, целостность, взаимосвязь: служит связующим звеном между всеми типами и видами мышления, поведения; является одним из элементов менталитета индивида, социума, общества.

Еще одной особенностью критического мышления является то, что с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, отвергающим, т.к. предполагает спор, дискуссию, конфликт, а с другой стороны, объединяя в себе понятия аналитическое, логическое, творческое, критическое мышление способствует глубокому проникновению в исследуемое.

Говоря о возрастных особенностях формирования критического мышления, Ж. Пиаже писал, что к 14 - 16 годам у человека наступает этап, когда создаются наилучшие условия для развития данного мышления. Вместе с тем это вовсе не означает, что данные навыки развиты у каждого из нас в одинаковой степени [4, с.10] .

Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д.Халперн выделяет:

Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли - признак уверенности.

Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.

Настойчивость. Часто сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.

Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает верные выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.

Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.

Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний [5].

Дополняя Д. Халперн, Дж. Барелл выделил еще несколько характеристик критически мыслящего человека, среди которых терпимость к мнению других, умение строить логические выводы, обоснование собственного мнения и способность давать оценку событиям [2, с.114] .

При всем разнообразии этих и других определений критического мышления, в них можно увидеть близкий смысл. Критическое мышление означает мышление рефлексивное, оценочное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Наиболее точным представляется определение критического мышления как разумного рассмотрения разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Также отметим характеристики критического мышления, которые даёт Д. Халперн. Она считает, что критическое мышление, или направленное мышление, отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью.

В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах.

Бутенко, А.В., Ходос, Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.

Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011 – 223с.


Критическое мышление — очень актуальная тема, которая у всех на слуху. И тем не менее даже вокруг самого понятия существует много слухов, недопонимания и даже мифов, что немного комично, ведь критическое мышление как раз призвано бороться с недосказанностью, мифами, неоднозначной информацией.

Критическое мышление — это такой способ мышления, который позволяет анализировать и ставить под сомнение как информацию, поступающую извне, так и свои собственные убеждения и образ мыслей

Если мы рассматриваем мышление как решение задач и видим в нем практическую ценность, то в рамках критического мышления мы даем собственную оценку происходящему и принимаем решения в условиях неопределенности, что важно для любого человека, но особенно если он занимает управленческую позицию.

Критическое мышление нельзя путать с критикой в ее обыденном понимании или с критиканством, ведь критическое мышление направлено прежде всего на содержание, информацию, обнаружение фактов, поиск решения, но ни в коем случае не на личность автора, собеседника, оппонента. Критика же зачастую использует манипуляцию аудиторией для дискредитации собеседника.

История критического мышления

У истоков критического мышления стояло движение скептиков: скептицизм — это философское направление, в рамках которого принято сомневаться вообще во всем

Из условия этого эксперимента Рассел выдвинул принцип нормальной, конструктивной дискуссии — бремя доказательства лежит на выдвинувшем утверждение

Атака на логику и здравый смысл является одним из способов манипулирования мнением общества, так что критическое мышление очень важно, однако не только поэтому, но еще и потому, что информации вокруг нас слишком много: по данным компании IDC, к 2025 году ее объем будет составлять 175 зеттабайт. Эту цифру просто невозможно представить! Скажем, если записать все эти данные на Blu-ray диски, то их стопками можно покрыть расстояние от Земли до Луны 23 раза.

Также важную роль играет то, что информация легко доступна (у нас под рукой всегда смартфон), но полезной информации, то есть той, которая действительно может служить основой для решения каких-то задач, достаточно мало. Чем больше информации, тем меньше в ней процент полезной.

Еще один феномен — то, что сейчас наш мозг перестраивает цепи, которые раньше отвечали за поиск еды, на поиск информации. То есть, по заверениям и экспериментам нейрофизиологов, мозг человека начинает воспринимать информацию как пищу, и она очень легкодоступна.

Если мы посетим различные конференции, где аналитики предлагают свои версии важнейших навыков настоящего и будущего, почитаем книги и посмотрим какие-то авторитетные сайты, мы везде будем встречать критическое мышление. Один из примеров — Мировой экономический форум, где критическое мышление уже несколько лет входит в топ-10 навыков.

Как развивается критическое мышление?

Сперва идет нулевой уровень — обыденное, автоматическое мышление, когда мы не думаем, а действуем по накатанной: что нам говорят, то мы и воспринимаем, не подвергая критике. Такой подход дает нам очень простенькие решения, которые приходят в голову абсолютно всем. Никакого креатива, никакой системности — ничего.

На него как раз и приходятся все навыки критического мышления: осознанная работа с информацией, разного рода логики (особенно причинно-следственная), эмпиричность, то есть упор на факты, на реальный опыт, а не на что-то, что мне сказали или я так чувствую (это интуиция). И, конечно, рациональное рассуждение. Все это и есть составляющие критического мышления.

Пока мы не освоим эти навыки, мы будем сталкиваться с большими сложностями в освоении высших форм мышления, например системного, стратегического, контекстного, понятийного. Высшие формы мышления сложные, они не могут развиваться, пока у человека нет основы, фундамента в виде критического мышления.

Изучение навыков критического мышления

На наш взгляд, самые базовые навыки критического мышления, освоение которых может оказать мощный эффект на дальнейшую профессиональную и личную жизнь, — это интерпретация, анализ, оценка и умозаключение.

Начнем с навыка интерпретации, который является залогом нашего восприятия реальности. Мы интерпретируем все данные, всю информацию, которая поступает к нам через органы чувств, и так воспринимаем реальность.

Интерпретация — навык, который включается в первую очередь при столкновении с блоком информации в любой форме, это способность понимать и выражать его смысл или значение

Сейчас информация без интерпретации практически не передается, а уж острополитическая или социальная информация всегда подаются с заранее заложенной интерпретацией, которая подталкивает нас к нужному выводу. То же самое касается и поведения людей: мы автоматически интерпретируем разнообразные термины и примеряем их на наших коллег и близких, пытаемся оценить, проявляют ли они ответственность, отзывчивость, честность.

Следующие навыки критического мышления — анализ и оценка, будем говорить о них вместе. Навык анализа нам всем известен еще со школы, он заключается в том, что некое целое мы делим на части и каждую часть рассматриваем отдельно, чтобы качественно оценить, вынести свое суждение, сделать обоснованный вывод и принять решение.

Буквально несколько слов про оценку: это очень комплексный навык. В критическом мышлении оценке подвергаются прежде всего аргументы, потому что из них следует тезис, как мы могли убедиться ранее. Нападать на тезис — дурной тон, вместо этого принято исследовать аргументы: это и уважительнее, и развивает способность мыслить критически. Аргументы оцениваются по большому количеству критериев, на эту тему пишут книги на 600 страниц, но основные критерии — это истинность, приемлемость и достаточность.

Вроде и то и другое про тренировки, но если я не спортсмен, то какое это имеет ко мне отношение? Подобный прием часто используют политики, которые любят отвечать не на тот вопрос, который задали, то есть доказывать другой тезис. Поэтому, если вы владеете оценкой, критерий релевантности, он же приемлемости, хорошо вами освоен, а значит, вы в какой-то мере можете обезопасить себя от этого влияния, от манипуляций.

Последний навык — умозаключение, то, что может являться итогом интерпретации, анализа, оценки, разбора информационного блока, вывод или мысль о том, как действовать в будущем. Навык заключается в том, что мы должны из большого объема информации, которую изучили в том или ином поданном виде, выделить те элементы, данные, факты, аналитику, интерпретации, на основании которых можем прийти к наиболее вероятному умозаключению.

Здесь очень важно понимать, что умозаключения, к которым мы приходим в обычной жизни, всегда являются лишь правдоподобными, но они никогда не будут на 100% доказуемыми. Если, конечно, вы не математик и не занимаетесь формальной дедуктивной логикой. У реальных же ситуаций есть множество скрытых параметров, фактов, которые мы не контролируем, поэтому наши умозаключения всегда будут правдоподобными, но никогда — достоверными. Тем не менее на их основании нам необходимо принимать решения.

В общем, если подводить итог, вся суть критического мышления — в высказывании еще XVIII века, гласящем, что знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.


Критическое мышление — очень актуальная тема, которая у всех на слуху. И тем не менее даже вокруг самого понятия существует много слухов, недопонимания и даже мифов, что немного комично, ведь критическое мышление как раз призвано бороться с недосказанностью, мифами, неоднозначной информацией .

Критическое мышление — это такой способ мышления, который позволяет анализировать и ставить под сомнение как информацию, поступающую извне, так и свои собственные убеждения и образ мыслей

С одной стороны, мы умеем фильтровать все виды информации, имеем некий реалистичный критический барьер и, что не менее важно, применяем критический подход по отношению к себе. С другой стороны, очень часто мы забываем про вторую сторону процесса — делать на основе всего этого обоснованные выводы. А ведь это как раз таки и есть борьба с , с огромным количеством разнородной противоречивой информации. Критическое мышление позволяет нам формулировать собственные обоснованные выводы, а не то, что нам пытаются преподнести и внушить различные источники информации .

Если мы рассматриваем мышление как решение задач и видим в нем практическую ценность, то в рамках критического мышления мы даем собственную оценку происходящему и принимаем решения в условиях неопределенности, что важно для любого человека, но особенно если он занимает управленческую позицию.


Критическое мышление нельзя путать с критикой в ее обыденном понимании или с критиканством, ведь критическое мышление направлено прежде всего на содержание, информацию, обнаружение фактов, поиск решения, но ни в коем случае не на личность автора, собеседника, оппонента. Критика же зачастую использует манипуляцию аудиторией для дискредитации собеседника.

История критического мышления

У истоков критического мышления стояло движение скептиков: скептицизм — это философское направление, в рамках которого принято сомневаться вообще во всем

Из условия этого эксперимента Рассел выдвинул принцип нормальной, конструктивной дискуссии — бремя доказательства лежит на выдвинувшем утверждение


Атака на логику и здравый смысл является одним из способов манипулирования мнением общества, так что критическое мышление очень важно, однако не только поэтому, но еще и потому, что информации вокруг нас слишком много: по данным компании IDC, к 2025 году ее объем будет составлять 175 зеттабайт . Эту цифру просто невозможно представить! Скажем, если записать все эти данные на диски, то их стопками можно покрыть расстояние от Земли до Луны 23 раза.

Также важную роль играет то, что информация легко доступна (у нас под рукой всегда смартфон), но полезной информации, то есть той, которая действительно может служить основой для решения каких-то задач, достаточно мало. Чем больше информации, тем меньше в ней процент полезной .

Если мы посетим различные конференции, где аналитики предлагают свои версии важнейших навыков настоящего и будущего, почитаем книги и посмотрим какие-то авторитетные сайты, мы везде будем встречать критическое мышление. Один из примеров — Мировой экономический форум, где критическое мышление уже несколько лет входит в топ-10 навыков.

Как развивается критическое мышление?

Сперва идет нулевой уровень — обыденное, автоматическое мышление, когда мы не думаем, а действуем по накатанной: что нам говорят, то мы и воспринимаем, не подвергая критике. Такой подход дает нам очень простенькие решения , которые приходят в голову абсолютно всем. Никакого креатива, никакой системности — ничего.


Изучение навыков критического мышления

На наш взгляд, самые базовые навыки критического мышления, освоение которых может оказать мощный эффект на дальнейшую профессиональную и личную жизнь, — это интерпретация, анализ, оценка и умозаключение .

Начнем с навыка интерпретации, который является залогом нашего восприятия реальности. Мы интерпретируем все данные, всю информацию, которая поступает к нам через органы чувств, и так воспринимаем реальность.

Интерпретация — навык, который включается в первую очередь при столкновении с блоком информации в любой форме, это способность понимать и выражать его смысл или значение



Буквально несколько слов про оценку: это очень комплексный навык. В критическом мышлении оценке подвергаются прежде всего аргументы, потому что из них следует тезис, как мы могли убедиться ранее. Нападать на тезис — дурной тон, вместо этого принято исследовать аргументы: это и уважительнее, и развивает способность мыслить критически . Аргументы оцениваются по большому количеству критериев, на эту тему пишут книги на 600 страниц, но основные критерии — это истинность, приемлемость и достаточность.


Последний навык — умозаключение, то, что может являться итогом интерпретации, анализа, оценки, разбора информационного блока, вывод или мысль о том, как действовать в будущем. Навык заключается в том, что мы должны из большого объема информации, которую изучили в том или ином поданном виде, выделить те элементы, данные, факты, аналитику, интерпретации, на основании которых можем прийти к наиболее вероятному умозаключению .

Здесь очень важно понимать, что умозаключения, к которым мы приходим в обычной жизни, всегда являются лишь правдоподобными, но они никогда не будут на 100% доказуемыми. Если, конечно, вы не математик и не занимаетесь формальной дедуктивной логикой. У реальных же ситуаций есть множество скрытых параметров, фактов, которые мы не контролируем, поэтому наши умозаключения всегда будут правдоподобными, но никогда — достоверными. Тем не менее на их основании нам необходимо принимать решения.

В общем, если подводить итог, вся суть критического мышления — в высказывании еще XVIII века, гласящем, что знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов .

Читайте также: