Дж вико основания новой науки об общей природе наций кратко

Обновлено: 05.07.2024

В указанной выше книге автор выдвинул теорию исторических круговоротов - развитие всех наций идёт по циклам, состоящих из трёх эпох:

  • божественной (безгосударственность, подчинение жрецам);
  • героической (аристократическое государство);
  • и человеческой (демократическая республика или представительная монархия).

Каждый цикл, по мнению Дж. Вико , кончается общим кризисом и распадом данного общества. Смена эпох осуществляется в силу общественных переворотов, борьбы между отцами семейств и домочадцами - в патриархальной общине, позднее - борьбы феодалов и простолюдинов.

Такова схема Вико . Она, на наш взгляд, представляет собой нечто смутное, аляповатое, потому что основывается только на примере истории Рима, да и тот чрезвычайно упрощен и произвольно выбран. Но в чем были важные черты этой теории?

Во-первых, в выдвижении чрезвычайно глубокой по своим последствиям идеи круговращения, круговорота, беспрерывной эволюции, повторяемости исторических событий. Утверждая, что общество проходит одни и те же этапы, что народы живут и развиваются по общим для них внутренним законам, Вико заложил первый камень того фундамента науки, на котором зиждется современная социология.

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Пер. с uтал. М-К: REFL-book - ИСА, 1994. 656 с.

I.LXIX. Образ правления должен соответствовать природе управляемых людей [с. 92] .

XCV, Люди сначала стараются выйти из подчинения и жаждут равенства, таковы Плебеи в Аристократических республиках, которые в конце концов изменяются в Народные. Потом они стараются превзойти равных, - таковы Плебеи в Народных Республиках, искажающихся в Республики Могущественных. Наконец, они хотят поставить себя выше законов, - отсюда Анархии, т. е. Разнузданные народные Республики; нет худших Тираний, чем они; в них столько тиранов, сколько в государстве наглецов и развратников. Тогда Плебеи, ставшие осторожными вследствие собственных несчастий, находят исцеление от них в Монархиях .

XCVI. Вследствие прирожденной беззаконной свободы благородные, когда на основе Семей образовались первые города, сопротивлялись всякой узде и всякой тяготе; таковы Аристократические Республики, где -Благородные - Господа [с. 99]. Потом они были принуждены плебеями, возросшими в числе и ставшими воинственными, сносить законы и тяготы наравне со своими плебеями, - таковы Благородные в народных Республиках. Наконец, ради спасения жизненных удобств, они естественно склонны подчиниться одному- единственному: таковы Благородные в Монархиях

Третьи - это Человеческие Правления; при них вследствие равенств. разумной природы (подлинной природы человека) все уравнены законами' так как все в них родились свободными в ,своих городах, Т.е. в свободны народных государствах, где все люди, или наибольшая их часть, представляю' собою законную силу государства; вследствие этой законной силы они 'J оказываются Господами народной свободы; в Монархинх же Монархи уравнивают всех подданных своими законами, и поскольку в руках одних Монархов находится вся вооруженная сила, постольку они одни отличаются по своей гражданской природе [с. 380] .

Всем сказанным в этой Книге с очевидностью доказывается, что' вся жизнь наций полностью протекает соответственно установленному нами по. рядку через три, и не больше, вида Гражданских Государств, которые все берут свое начало в первых, Т.е. Божественных, Правлениях. Повсюду с них, начинаясь . как бы из оснований Вечной Идеальной [с. 415] Истории должен вытекать следующий ряд вещей человеческих: сначала - Республики Оптиматов, потом - Свободные Народные Республики и, наконец, Монархии.

Поэтому мы утверждаем, что как первые языческие Отцы, перешедшие от жизни животных к жизни людей, сохраняли в религиозные времена, в, Естественном Состоянии под Божественными Правлениями, многое. От дикости и бесчеловечности своего недавнего происхождения (почему Платон и признает в Полифемах Гомера первых в, Мире Отцов Семейства), так и при,: образовании первых Аристократических Республик за Отцами Семейства со-! хранилась полная Суверенная Личная Власть, какою они обладали раньше 11") Естественном Состоянии: и так как из-за своей необычайной гордости никто,' из них не желал уступать другому, ибо все они были равны, то посредством формы аристократии они подчинились публичной Суверенной Власти своих Правящих Сословий. Поэтому из личной высокой собственности (dominium altum) каждого из отцов семейства составилась высшая публичная высокая собственность (dominium altum superior) Сенатов, и совершенно так же из личной Суверенной Власти над своими семьями отцы сложили Суверенную [с. 416]. Гражданскую Власть Сословий. Если не так, то невозможно понять каким образом иначе из Семей сложились Города, которые именно потому и зародились в виде Аристократических Республик, естественно смешанных, из Суверенных Семейных Властей . Свободные народы, господа своей власти, как бы царствующие подопечные, слабые разумом в делах публичных ' естественно позволяют руководить собою авторитету своих Сенатов, как б опекунов. Так, свободные по своей природе Республики управляются аристократически. Но после того как Могущественные в Народных Республика стали направлять Общественный Совет в личных интересах своего Могущества, после того как Свободные Народы в целях личной пользы дали Могущественным соблазнить себя и подчинили свою общественную свободу их властолюбию, тогда возникли партии, начались восстания и гражданские войны, и во взаимном истреблении наций возникла форма Монархии




Такая форма Монархии вводится обычно Вечным и Естественным Царским Законом [с. 418] . Этот Естественный Царский Закон был воспринят в такой естественной формулировке вечной пользы: после того как в Свободных Республиках все предались соблюдению своих частных интересов, которым они заставили служить свое общественное оружие во взаимном истреблении наций, тогда, чтобы сохранились нации, появляется один - единственный человек, как, например, Август у Римлян, который силою оружия берет на себя все общественные заботы и предоставляет подданным заботиться о своих частных делах; у подданных остается та забота о делах общественных И лишь постольку, какую и поскольку им разрешает Монарх. Так спасаются народы, которые в противном случае должны были бы погибнуть.

…Поэтому, когда граждане становятся почти что чужестранцами в своих нациях, тогда оказывается необходимым, чтобы Монархи своей особой их направляли и представляли. Итак, чтобы могущественный человек в Свободных Республиках мог вознести себя до Монархии, народ должен разбиться на партии; поэтому Монархии по самой своей природе управляются народно: сначала - Законами, посредством которых Монархи хотят уравнять всех поданных, затем - соответственно той характерной особенности Монархий, то Суверены, подавляя Могущественных, делают большинство свободным от угнетения последних; потом - соответственно другой характерной особенности - Монархи стремятся сохранить в большинстве удовлетворенность и довольство, [с. 419] поддерживая жизненно необходимое и пользу естественной свободы; наконец - посредством привилегий, которые Монархии ) опускают или для целых сословий (они называются привилегиями Свободы), или для отдельных лиц, награждая их гражданскими почестями за необычайные заслуги и ставя их вне сословий: таковы законы по отдельным случаям, продиктованные Естественной Справедливостью. Поэтому Монархии по преимуществу соответствуют Человеческой Природе наиболее раз-

витого разума . [с. 421].

Пер. с uтал. М-К: REFL-book - ИСА, 1994. 656 с.

I.LXIX. Образ правления должен соответствовать природе управляемых людей [с. 92] .

XCV, Люди сначала стараются выйти из подчинения и жаждут равенства, таковы Плебеи в Аристократических республиках, которые в конце концов изменяются в Народные. Потом они стараются превзойти равных, - таковы Плебеи в Народных Республиках, искажающихся в Республики Могущественных. Наконец, они хотят поставить себя выше законов, - отсюда Анархии, т. е. Разнузданные народные Республики; нет худших Тираний, чем они; в них столько тиранов, сколько в государстве наглецов и развратников. Тогда Плебеи, ставшие осторожными вследствие собственных несчастий, находят исцеление от них в Монархиях .

XCVI. Вследствие прирожденной беззаконной свободы благородные, когда на основе Семей образовались первые города, сопротивлялись всякой узде и всякой тяготе; таковы Аристократические Республики, где -Благородные - Господа [с. 99]. Потом они были принуждены плебеями, возросшими в числе и ставшими воинственными, сносить законы и тяготы наравне со своими плебеями, - таковы Благородные в народных Республиках. Наконец, ради спасения жизненных удобств, они естественно склонны подчиниться одному- единственному: таковы Благородные в Монархиях

Третьи - это Человеческие Правления; при них вследствие равенств. разумной природы (подлинной природы человека) все уравнены законами' так как все в них родились свободными в ,своих городах, Т.е. в свободны народных государствах, где все люди, или наибольшая их часть, представляю' собою законную силу государства; вследствие этой законной силы они 'J оказываются Господами народной свободы; в Монархинх же Монархи уравнивают всех подданных своими законами, и поскольку в руках одних Монархов находится вся вооруженная сила, постольку они одни отличаются по своей гражданской природе [с. 380] .

Всем сказанным в этой Книге с очевидностью доказывается, что' вся жизнь наций полностью протекает соответственно установленному нами по. рядку через три, и не больше, вида Гражданских Государств, которые все берут свое начало в первых, Т.е. Божественных, Правлениях. Повсюду с них, начинаясь . как бы из оснований Вечной Идеальной [с. 415] Истории должен вытекать следующий ряд вещей человеческих: сначала - Республики Оптиматов, потом - Свободные Народные Республики и, наконец, Монархии.

Поэтому мы утверждаем, что как первые языческие Отцы, перешедшие от жизни животных к жизни людей, сохраняли в религиозные времена, в, Естественном Состоянии под Божественными Правлениями, многое. От дикости и бесчеловечности своего недавнего происхождения (почему Платон и признает в Полифемах Гомера первых в, Мире Отцов Семейства), так и при,: образовании первых Аристократических Республик за Отцами Семейства со-! хранилась полная Суверенная Личная Власть, какою они обладали раньше 11") Естественном Состоянии: и так как из-за своей необычайной гордости никто,' из них не желал уступать другому, ибо все они были равны, то посредством формы аристократии они подчинились публичной Суверенной Власти своих Правящих Сословий. Поэтому из личной высокой собственности (dominium altum) каждого из отцов семейства составилась высшая публичная высокая собственность (dominium altum superior) Сенатов, и совершенно так же из личной Суверенной Власти над своими семьями отцы сложили Суверенную [с. 416]. Гражданскую Власть Сословий. Если не так, то невозможно понять каким образом иначе из Семей сложились Города, которые именно потому и зародились в виде Аристократических Республик, естественно смешанных, из Суверенных Семейных Властей . Свободные народы, господа своей власти, как бы царствующие подопечные, слабые разумом в делах публичных ' естественно позволяют руководить собою авторитету своих Сенатов, как б опекунов. Так, свободные по своей природе Республики управляются аристократически. Но после того как Могущественные в Народных Республика стали направлять Общественный Совет в личных интересах своего Могущества, после того как Свободные Народы в целях личной пользы дали Могущественным соблазнить себя и подчинили свою общественную свободу их властолюбию, тогда возникли партии, начались восстания и гражданские войны, и во взаимном истреблении наций возникла форма Монархии

Такая форма Монархии вводится обычно Вечным и Естественным Царским Законом [с. 418] . Этот Естественный Царский Закон был воспринят в такой естественной формулировке вечной пользы: после того как в Свободных Республиках все предались соблюдению своих частных интересов, которым они заставили служить свое общественное оружие во взаимном истреблении наций, тогда, чтобы сохранились нации, появляется один - единственный человек, как, например, Август у Римлян, который силою оружия берет на себя все общественные заботы и предоставляет подданным заботиться о своих частных делах; у подданных остается та забота о делах общественных И лишь постольку, какую и поскольку им разрешает Монарх. Так спасаются народы, которые в противном случае должны были бы погибнуть.

…Поэтому, когда граждане становятся почти что чужестранцами в своих нациях, тогда оказывается необходимым, чтобы Монархи своей особой их направляли и представляли. Итак, чтобы могущественный человек в Свободных Республиках мог вознести себя до Монархии, народ должен разбиться на партии; поэтому Монархии по самой своей природе управляются народно: сначала - Законами, посредством которых Монархи хотят уравнять всех поданных, затем - соответственно той характерной особенности Монархий, то Суверены, подавляя Могущественных, делают большинство свободным от угнетения последних; потом - соответственно другой характерной особенности - Монархи стремятся сохранить в большинстве удовлетворенность и довольство, [с. 419] поддерживая жизненно необходимое и пользу естественной свободы; наконец - посредством привилегий, которые Монархии ) опускают или для целых сословий (они называются привилегиями Свободы), или для отдельных лиц, награждая их гражданскими почестями за необычайные заслуги и ставя их вне сословий: таковы законы по отдельным случаям, продиктованные Естественной Справедливостью. Поэтому Монархии по преимуществу соответствуют Человеческой Природе наиболее раз-


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основания новой науки об общей природе наций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Перевод с итальянского и комментарии А. А. Губера

Вступительная статья Ю. В. Ивановой, П. В. Соколова

© Губер А. А., наследники, перевод на русский язык, 2018

© Иванова Ю. В., вступительная статья, 2018

Ad lectorem aequanimum

Древней и Новой комедии объясняется у Вико через оппозицию истории и метафизики: так как простонародные зрители были неспособны воспринимать нравственное содержание древних комедий в форме абстрактных максим, сюжеты этих комедий представляют собой реальные истории, почерпнутые из героических времен, а сюжеты комедий новых изображают личные судьбы, частный характер которых не дает зрителям догадаться, что перед ними вымысел.

Вико ввел в гуманитарные науки сравнительный метод исследования культур. Причину исторического круговорота первым стал искать не в природе вещественного мира, а в природе человеческого духа [2] . Культурные смыслы порождаются человеком, страсти которого Божественное Провидение направляет к определенным целям.

Это классическое произведение итальянского мыслителя увидело свет в 1725 году. Книга была издана в России в 1940 году мизерным тиражом 5300 экземпляров, поэтому сразу стала библиографической редкостью. Теория круговорота цивилизаций повлияла на философские системы таких философов и мыслителей, как Гердер, Гёте, Ницше, Шпенглер [3] .

Читайте также: