Информационные продукты и услуги кратко

Обновлено: 04.07.2024

1. Лекция 6. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ

ПЛАН
1. Определение понятий
2. Потребительские свойства
информационных продуктов и
услуг
3. Классификация
информационных продуктов и
услуг

2. Рекомендуемая учебная литература

1.
Пилко И.С. Информационные и библиотечные
технологии [Текст] : учеб. пособие. – СанктПетербург: : Профессия, 2008. – С. 113-128, 198205.
2.
Брежнева В.В., Гиляревский Р.С.
Информационное обслуживание [Текст] : учеб.
пособие. – Санкт-Петербург : Профессия, 2012. –
С. 93-246.
3.
Библиотечно-информационное обслуживание
[Текст] : учебник / науч. ред. М. Я. Дворкина. –
Санкт-Петербург : Профессия, 2016. – С. 124190.

4. Информационный продукт –

результат создания или
семантической переработки
информации в документированной
форме, допускающей многократное
использование продукта в процессах
информационного обслуживания и
самообслуживания

5. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ:

наличие оригинальной или
семантически переработанной
информации;
фиксация на материальном носителе
(документированность);
возможность хранения, многократного
и многоаспектного использования;
отделимость от производителя
продукта.

6. Информационная услуга –

предоставление пользователю
информационных продуктов
(ранее подготовленной
информации) в соответствии с
поступившим запросом или
выявленной информационной
потребностью

7. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ:

8. СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ:

неотделимость от источника предоставления;
непостоянство качества;
несохраняемость;
гибкость, динамичность, возможность
подстройки под индивидуальные потребности
пользователя;
независимость ценности (полезности)
информации для потребителя от количества
затрат на ее производство.
отложенность во времени полезного
результата.
неосязаемость, невозможность оценки
качества услуги до момента ее приобретения

Потребительские
свойства
информационных
продуктов и услуг –
способность удовлетворять
конкретные запросы
пользователей

11. Потребительские свойства информации как результата (продукта) информационной деятельности:

релевантность – способность информации
соответствовать конкретным запросам потребителя;
полнота – способность исчерпывающе
характеризовать отображаемый объект;
своевременность – способность соответствовать
нуждам потребителя в нужный момент времени;
достоверность – свойство информации не иметь
явных и скрытых ошибок;
доступность – возможность получения
информации конкретным пользователем;
защищенность – недопустимость
несанкционированного использования или изменения;
эргономичность – удобство формы или объема
информации с точки зрения конкретного
пользователя.
независимость качества (ценности, полезности)
информации от ее количества и затрат на поиск,
обработку, предоставление.

12. Потребительские свойства информационных продуктов и услуг:

14. Логические правила классификации

Единства основания
1
• Деление должно производиться по одному признаку
Полноты деления
2
• Суммарный объем членов классификации должен
равняться объему делимого класса
3
Непересекаемости деления
• Члены классификации должны взаимно исключать друг
друга
Непрерывности деления
4
• Деление на подклассы должно производиться без
скачков

ИПУ
для бизнеса
для профессиональной деятельности
для управленческой деятельности
для массового потребления

ИПУ
научно-информационной деятельности
библиотечной деятельности
библиографической деятельности
переводческой деятельности
издательской деятельности
рекламной деятельности
.

19. Иерархические классификации ИПУ

20. Фасетные классификации ИПУ

А
Вид обслуживания
А1
А2
А3
А4
А5
документальное
библиографическое
фактографическое
аналитическое
консультационное
Б Назначение информации
Б1
Б2
Б3
индивидуальное
групповое
массовое
В Вид носителя
В1
В2
В3
Вn
бумажный
машиночитаемый
пленочный
………
Г Способ производства
Г1
Г2
Г3
Г4
Г5
аналитическая деятельность
переводческая деятельность
патентно-лицензионная деятельность
издательская деятельность
копировально-множительная
деятельность
.
Гn

Дескрипторные классификации
ИПУ
КОНСУЛЬТАЦИИ
с ОБСЛУЖИВАНИЕ КОНСУЛЬТАЦИОННО-СПРАВОЧНОЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
в ОБСЛУЖИВАНИЕ СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ
ОРИЕНТИРОВАНИЕ БИБЛИОТЕЧНОЕ
ПРОПАГАНДА ИНФОРМАЦИОННЫХ ЗНАНИЙ
ПРОПАГАНДА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ
УСЛУГИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
н КОНСУЛЬТАЦИИ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ
КОНСУЛЬТАЦИИ МЕТОДИЧЕСКИЕ
КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
КОНСУЛЬТАЦИИ УЧЕБНЫЕ

23. Альтернативные парадигмы развития библиотек:

24. Ресурсно-ориентированная парадигма

25. Сервисная парадигма

Информационные институты общества
призваны обеспечивать эффективное
использование накопленных документных
ресурсов путем предоставления
потребителям разнообразного ассортимента
информационных продуктов и услуг в
оптимальные для пользователей сроки и
желаемого качества

Прогноз 1 - информационно-ориентированный
ПРИОРИТЕТНОЕ РАЗВИТИЕ
ИНФОРМАЦИОННОЙ
СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК

Информационное обслуживание
(информационный сервис) –
удовлетворение информационных
запросов/потребностей пользователей
путем обращения в информационные
учреждения/службы, библиотеки, архивы,
музеи и другие информационные структуры.

Информационная потребность ‒
объективная необходимость в информации,
обусловленная характером и содержанием
решаемых пользователем задач (учебных,
профессиональных, научных, социальных, бытовых)
Информационный запрос – субъективное
выражение пользователем его информационной
потребности.

Библиотечный сервис –
удовлетворение информационных,
образовательных и культурных
запросов / потребностей пользователей
в библиотеке

33. Типовые библиотечные процессы:

формирование фонда
каталогизация
библиографирование
информационный поиск
библиотечное обслуживание
библиографическое обслуживание
с
е
р
в
и
с

34. Перспективные виды услуг библиотеки:

информационные,
образовательные,
коммуникационные,
социально-культурные (досуговые),
социально-реабилитационные,
социально-правовые,

36. Виды услуг , рекомендуемых базовым отраслевым перечнем

библиотекам
библиотечное, библиографическое и информационное
обслуживание пользователей библиотеки;
предоставление библиографической информации из
государственных библиотечных фондов и информации из
государственных библиотечных фондов в части, не касающейся
авторских прав;
методическое обеспечение в области библиотечного дела;
___________________________________________________
учреждениям культуры
организация деятельности клубных формирований и
формирований самодеятельного народного творчества;
организация и проведение культурно-массовых мероприятий;
создание экспозиций (выставок) музеев, организация
выездных выставок;
публичный показ музейных предметов, музейных коллекций …

Найди готовую курсовую работу выполненное домашнее задание решённую задачу готовую лабораторную работу написанный реферат подготовленный доклад готовую ВКР готовую диссертацию готовую НИР готовый отчёт по практике готовые ответы полные лекции полные семинары заполненную рабочую тетрадь подготовленную презентацию переведённый текст написанное изложение написанное сочинение готовую статью

Частица массой движется в потенциальном поле, в котором её потенциальная энергия равна (гармонический осциллятор). Оцените с помощью соотношения неопределённостей минимально возможную энергию частицы в этом поле

Используя соотношение неопределённостей энергии и времени, определите естественную ширину спектральной линии излучения атома при переходе его из возбуждённого состояния в основное. Среднее время жизни атома в возбуждённом состоянии , а длина волны

Свободно движущаяся нерелятивистская частица имеет относительную неопределённость кинетической энергии порядка . Оцените, во сколько раз неопределённость координаты такой частицы больше её дебройлевской длины волны.

Покажите, что соотношения неопределённостей позволяют сделать вывод об устойчивости атома, то есть о том, что электрон при движении по круговой орбите не может упасть на ядро.

Покажите, используя соотношение неопределённостей, что электроны не могут входить в состав атомного ядра. Линейные размеры ядра считать равными , а энергию связи нуклонов в ядре равной 10МэВ.

Кинетическая энергия электрона в атоме водорода составляет величину порядка 10эВ. Используя соотношение неопределённостей, оцените минимальные линейные размеры атома.

Считая, что минимальная энергия нуклона (протона или нейтрона) в ядре равна 10МэВ, оцените, исходя из соотношения неопределённостей, линейные размеры ядра.

ЧАСТЬ II

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

2.1 Информационные продукты и услуги

В Федеральном законе “Об информации, информатизации и защите информации” введено понятие информационных ресурсов.

Информационные ресурсы (ИР) - это отдельные документы, массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах фондах, банках данных и других инфориационных системах).

Информационные ресурсы следует понимать как знания, которые материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, программ, алгоритмов и т.д., поэтому ИР следует рассматривать как стратегические ресурсы общества. Методологии количественной и качественной оценки ИР не разработано. ИР являются базой для создания информационных продуктов.

Информационный продукт (ИП) - совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной формах. ИП распространяется с помощью информационных услуг.

Информационная услуга (ИУ) - предоставление в распоряжение пользователя ИП.

Информационные услуги ¹ компьютерные услуги (например, библиотека), однако все больше и больше к этому приближаются. В настоящее время оказание информационных услуг практически невозможно без создания и ведения баз данных (БД).

Информационный продукт представляет собой результат создания или семантической переработки информации в документированной форме, допускающей многократное использование продукта в процессе удовлетворения информационных потребностей. Информационная услуга предоставление пользователю информационных продуктов в соответствии с поступившим запросом или выявленной информационной потребностью называется.

Примерами информационных продуктов могут служить статьи, монографии, аналитические обзоры, аналитические доклады, аналитические прогнозы, аналитические справки, тематические подборки, рекламные объявления, планы, итоговые финансовые отчеты, оперативные отчеты, базы данных, видеофильмы, электронные издания, списки рассылки новостей и т.п.

Потребительские свойства информационных продуктов и услуг, которые определяют их качество, во многом отличаются от потребительских свойств материальных объектов. Особенности потребительских свойств информационных продуктов и услуг связаны с особенностями свойств информации, которые проявляются, в частности, в том, что:

  1. Количество и качество информации не убывает по мере её потребления;
  2. Содержание информации не подвержено процессам физического старения;
  3. Снижение актуальности (моральное старение) информации происходит по иным законам в сравнении с материальным производством;
  4. Ценность информации всегда индивидуализирована и определена статусом потребителя;
  5. Одну и ту же информацию можно использовать в различных областях человеческой деятельности,

Информационная продукция характеризуется определённым составом показателей и критериев оценки качества. Под качеством продукции понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности пользователей в соответствии с её назначением. К важнейшим характеристикам качества информационных продуктов и услуг относятся: актуальность; полнота; точность; своевременность; избирательность; регулярность; доступность; удобство в обращении; защищенность от несанкционированного доступа и воздействия.

За основу оценки качества любой продукции по каждому показателю принимается значение базового показателя, выявляемого с учётом мировых достижений в соответствующий период времени. Управление формированием качества предполагает, что необходимый уровень качества должен: устанавливаться с учётом мировых достижений, обеспечиваться в ходе производственного процесса, поддерживаться в условиях эксплуатации.

Читайте также: