Черниговский скит история кратко

Обновлено: 04.07.2024

С самого своего устроения пещерное отделение Гефсиманского скита привлекало множество паломников, жаждавших увидеть подобие Киево-Печерских монашеских келий. Но еще больше благочестивых христиан начало притекать в эту обитель, расположенную в самой чаще лесной, после дивного чуда, прославившего чудотворную икону Божией Матери, именуемую Черниговской Гефсиманской.

В 1658 году список с Черниговской-Ильинской иконы был взят в Московский Кремль в патриарший собор Двенадцати Апостолов. В 1852 году дворянка Александра Григорьевна Филиппова пожертвовала в Гефсиманский скит список уже с этой московской иконы, который чуть больше первообраза и написан на полотне. Уже в 1869 произошло первое зафиксированное чудо от Черниговской-Гефсиманской иконы, когда полностью исцелилась от тяжкого недуга крестьянка Фекла Адрианова.

По чудесном прославлении Черниговского образа Божией Матери еще больше паломников начало прибывать в пещерное отделение, и деревянная церковь уже не могла вместить всех. Поэтому в 1886 году было принято решение о возведении нового каменного собора. Непростая техническая задача была поручена инженеру-архитектору Н.В. Султанову, который не только блестяще исполнил проект в русском стиле, но и благодаря своим инженерным навыкам сохранил в неприкосновенности пещеры, возводя мощный фундамент в весьма влажной почве. Более того, во время строительства собора неразобранной оставалась старая деревянная церковь, чтобы служба в ней, по возможности, не прекращалась. Новый величественный собор был освящен в 1894 году.

Архитектурный облик пещерного отделения, ставшего известным как Черниговский монастырь, был завершен в самом начале XX века, когда территория его была обнесена мощной и рельефной кирпичной оградой, а по центральной оси с собором возвели высокую пятиярусную колокольню, своим благолепием не уступающую лаврской. Архитектор А.А. Латков постарался выполнить ограду и колокольню в едином с собором стиле, что и послужило необычайно целостному восприятию всего ансамбля, безупречно гармонично вписавшегося в природные мотивы хвойных чащоб.

Гефсиманский Черниговский скит

Гефсиманский Черниговский скит является подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Скит основан в 1844 году наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры преподобным Антонием (Медведевым) при деятельном участии святителя Филарета (Дроздова). В апреле 2016 года Гефсиманский Черниговский скит приобрел статус объекта культурного наследия федерального значения.

Содержание

В 1844 году тщанием святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, и наместника Лавры преподобного Антония (Медведева) было положено начало Гефсиманскому Черниговскому скиту.

В 3-х верстах к северо-востоку от обители Преподобного Сергия на месте, называемом Корбухой, в лесной глуши поселилось несколько монахов, особенно расположенных к безмолвию и строгому уставу. Здесь, помимо обычных молитвословий и тайнодействий, ночью и днем звучала Давидова Псалтирь, освящая обитель и благотворящих ей.

В XVIII веке монашество на Руси претерпевало тяжелейшие испытания: сама Церковь была подчинена государству, а проникновение западных философских течений основательно подрывало авторитет Церкви в высшем обществе. В таких условиях идея восстановления того, что наиболее всего было ближе духу основателя обители преподобного Сергия Радонежского, тщанием попечительных руководителей Лавры вскоре все-таки нашла свое воплощение. А уже по организации нового скита к чистому источнику духовной жизни притекал не только простой крестьянский люд, но и философы, чье учение находило отклик в среде высшего общества.

Первым храмом в новом скиту стала древняя двухэтажная деревянная церковь в честь Успения Божией Матери, перенесенная из с. Подсосенье, из расположенного там Успенского монастыря. На новом месте храм был освящен 28 сентября 1844 года. Позже рядом появились Трапезная церковь, двухэтажная, с Престолом во имя Преподобных Сергия и Никона Радонежских в верхнем этаже (освященным 27 сентября 1853 года) и с Престолом Филарету Милостивому в нижнем этаже (27 сентября 1860 года), кладбищенская церковь в честь Воскресения Христова, освященная 27 сентября 1853 года.

Главным праздником в новой обители начали почитать третий день по Успении Пресвятой Богородицы – ведь именно тогда ученики Господни лицезрели пустой Ее гроб, открытый для прощания опоздавшего к погребению апостола Фомы, и тогда было явлено чудо Восхождения Богоматери от земли на Небо.

С учреждением Гефсиманского скита и установлением главного его праздника образовалась глубокая символическая связь между этой монашеской обителью, спрятанной от шумного города густым лесом, и Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой как с Иерусалимом, где совершилось Успение Божией Матери. Положенное святителем Филаретом правило породило благочестивый обычай, по которому многие православные христиане в сам день Успения стремились помолиться в Лавре, а на третий день отправлялись в Гефсиманский скит.

Вскоре появилась первая церковь в пещерном отделении при Гефсиманском скиту. Она также была двухэтажной. Нижний храм, полностью находившийся в пещерах, был освящен 27 сентября 1851года в честь Архангела Михаила. Верхний, надпещерный, – в честь Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских (освящен 7 июля 1857 года).

С самого своего устроения пещерное отделение привлекало множество паломников, жаждавших увидеть подобие Киево-Печерских монашеских келий. Но еще больше благочестивых христиан начало притекать в эту обитель, расположенную в самой чаще лесной, после дивного чуда, прославившего чудотворную икону Божией Матери, именуемую Черниговской Гефсиманской.

Первоначально икона Богоматери, именуемая Черниговская Ильинская, была передана вкладом в пещерный храм девицей Александрой Григорьевной Филипповой в 1852 году. Первое же чудо совершилось от образа 1 сентября (14 по новому стилю) 1869 года, когда полностью исцелилась от тяжкого недуга крестьянка Фекла Адрианова. С тех пор по молитвам перед иконой происходит множество чудесных исцелений.

По чудесном прославлении образа Божией Матери еще больше паломников начало прибывать в пещерное отделение, и деревянная церковь уже не могла вместить всех. Поэтому в 1886 году было принято решение о возведении нового каменного собора. Непростая техническая задача была поручена инженеру-архитектору Николаю Владимировичу Султанову, который не только блестяще исполнил проект в русском стиле, но и благодаря своим инженерным навыкам сохранил в неприкосновенности пещеры, возводя мощный фундамент в весьма влажной почве. Более того, во время строительства собора неразобранной оставалась старая деревянная церковь, чтобы служба в ней, по возможности, не прекращалась. Новый величественный собор был освящен 26 августа 1894 года.

Архитектурный облик пещерного отделения, ставшего известным как Черниговский монастырь, был завершен в самом начале XX века, когда территория его была обнесена мощной и рельефной кирпичной оградой, а по центральной оси с собором возвели высокую пятиярусную колокольню, своим благолепием не уступающую лаврской. Архитектор Александр Афанасьевич Латков постарался выполнить ограду и колокольню в едином с собором стиле, что и послужило необычайно целостному восприятию всего ансамбля, безупречно гармонично вписавшегося в природные мотивы хвойных чащоб.

Разумеется, прославляла скит не архитектура, но духовная жизнь. Паломники приезжали сюда не только, чтобы помолиться перед чудотворным образом Божией Матери, но и для того, чтобы испросить совета и наставления у преподобного Варнавы.

Строгостью и духом православной ревности славился устав Гефсиманского скита. Пост, постоянная молитва, запрет на празднословие, иноческое уединенное житие – всё было направлено ко спасению души человеческой.

Преставился ко Господу старец в алтаре храма домовой церкви при Александро-Мариинском доме призрения перед Святым Престолом в 1906 году 17 февраля (1/2 марта по новому стилю). Он был похоронен в пещерной Иверской часовенке, где при жизни любил молиться. С этого момента чудеса стали совершаться на его могилке и по его посмертным молитвам. В 1995 году преподобный Варнава прославлен в лике святых. До нашего времени чудесным образом сохранился деревянный домик старца, в котором он принимал многочисленных паломников.

Лишь в 1991 году благодаря дневниковым записям писателя Михаила Михайловича Пришвина, часто бывавшего в скиту и пещерном отделении, удалось установить место расположения могил двух известнейших философов конца XIX – начала XX веков: Константина Николаевича Леонтьева (в монашестве Климента) и его идейного наследника Василия Васильевича Розанова.

18 июля 1990 года скит посетил приснопоминаемый Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С тех пор началось возрождение этого святого места и внешнее, и внутреннее, духовное. В храме вновь служится Литургия, возносятся молитвы, многие труды прилагаются к восстановлению былой красоты обители.

Комплекс скита включает в себя следующие строения:

Боголюбская Киновия

В самом начале здесь была устроена двухэтажная церковь с двумя престолами: во имя святых жен Матроны и Капитолины на нижнем этаже и в честь Боголюбской иконы Божией Матери на верхнем этаже. В этом тихом, умиротворенном месте, близ двухэтажной церкви было обустроено кладбище братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В нижней церкви был погребен схимонах Филипп. Несколько лет назад честные останки его были перенесены в Иверскую часовню пещер Скита.

Постепенно Киновия расширялась и превратилась в большой общежительный монастырь. Для братии были выстроены пять деревянных келейных корпусов, один из которых имел три этажа; за оградой стояло деревянное здание странноприимной; содержался собственный скотный двор. В 1875 г. на западном краю обители было построено каменное двухэтажное здание трапезной. Между церковью и трапезной возведены Святые врата – главный вход на территорию Киновии для богомольцев. Чтобы подойти к вратам богомольцы должны были по деревянному мостику пересечь залив скитского пруда и затем подняться по ступеням довольно крутой лестницы, устроенной по склону холма, на котором возвышались ворота. В 1907 г. Киновию окружили каменной оградой протяженностью 250 сажен.

К сожалению, даже в эти глухие места в 20-х годах прошлого века пришло страшное иго гонений на Церковь, которое разрушило не только большинство построек в Киновии, но и некрополь, надгробные плиты с которого кощунственным образом были использованы для мощения дороги. Киновия была закрыта после революции 2 мая 1922 г. Из монастыря были изъяты все ценности (иконы, утварь) и переданы в фонд помощи голодающим. Затем территория обители перешла к швейной фабрике.

До наших дней сохранился лишь каменный одноглавый храм в старорусском стиле с шатровой колокольней, который с недавних пор возвращен в ведение Русской Православной Церкви.

Ремонтно-реставрационные работы по восстановлению церкви Боголюбской Киновии начались в 2012 году. Сейчас, благодаря тщаниям благодетелей, храму возвращено былое благолепие.

Великое освящение храма в честь Боголюбской иконы Божией Матери состоялось 24 июля 2019 года.

Великое освящение храма в честь святого благоверного князя Игоря Черниговского состоялось в Боголюбской Киновии 30 августа 2019 года. Чин совершил наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры епископ Сергиево-Посадский Парамон.

Часовня святого благоверного князя Владислава Сербского

Гефсиманский Черниговский Скит основан в 1844 году. Трудами схимонаха Филиппа в 1847 году образовалось пещерное отделение. Вскоре после ископания пещер там, на глубине порядка 15-20 метров, забил источник. Братия использовала воду из него как колодезную. После постройки собора в честь иконы Божией Матери Черниговской Гефсиманской кладезь оказался расположенным с западной стороны храма, непосредственно под папертью.

Для удобства набора воды была устроена часовня, в которую заходили многочисленные паломники, приезжавшие в скит, чтобы помолиться перед чудотворным образом Божией Матери Черниговской Гефсиманской. После прославления чудотворной иконы люди начали получать благодатную помощь в исцелении различных недугов и от источника.

В двадцатые годы XX столетия система отвода воды из подземного колодца была разрушена и все строения пришли в полное запустение, а сама часовня была полностью разрушена. По Промыслу Божию, трудами специалистов и попечением благочестивых православных христиан, в настоящее время восстановлен отвод воды, обустроена купель и над ней построена часовня в честь святого благоверного князя Владислава Сербского. Чин освящения был совершен 14 сентября 2016 года, в день прославления иконы Божией Матери Черниговской Гефсиманской. Вновь, как и в исторические времена, открыт доступ к набору воды для потребления ее на пользу души и тела.

Часовня открыта с 5:00 до 21:00.

При Гефсиманском Черниговском ските действует небольшой кондитерский цех, который обеспечивает вкусной выпечкой не только братию, но и прихожан. Предлагаются изготовленные нашим кондитерским цехом куличи и пасхи (пасха шоколадная, с вареной сгущенкой, с цукатами, с изюмом, с орехами, с черносливом, с миндалем). В ассортимент цеха входят не только обычные пироги с самой разнообразной начинкой, но и замечательные торты, которые могут украсить любой праздничный стол. В пост на изготовление тортов, для теста и крема, идут жиры растительного происхождения. По старинным рецептам изготавливаются самые разнообразные виды хлеба и кваса. Весь хлеб производится без использования дрожжей.

  • Икона Пресвятой Богородицы "Черниговская-Гефсиманская" - 14 сентября
  • Варнава Гефсиманский (Меркулов), преподобный - 19 июля, 13 сентября
  • День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи
  • Михаил, Архистратиг - 19 сентября (воспоминание чуда в Хо́нех), 21 ноября (собор)
  • Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря
  • Владислав Сербский, благоверный князь - 7 октября
  • Икона Пресвятой Богородицы "Боголюбская" - 1 июля
  • Игорь Черниговский, благоверный князь - 18 июня, 2 октября

Адрес: 141307 Московская область, Сергиев Посад, ул. Гефсиманские пруды, 1

Канцелярия Скита:

Проезд: Гефсиманский Черниговский cкит находится на восточной окраине Сергиева Посада Московской области, в 3 км от Лавры между посёлками Ферма и Киновия.

Добраться от Москвы до Сергиева Посада можно пригородным автобусом №388 (станция метро ВДНХ) или электричкой (с Ярославского вокзала), от вокзала Сергиева Посада до скита – автотранспортом:

Маршрутки и автобусы до пос. Ферма (№7, №18), Лоза (№30), №36, №37

С северо-восточной стороны скита располагается парковка для больших туристических автобусов.

Гефсиманский Черниговский скит

В 1844 году тщанием святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, и наместника Лавры преподобного Антония (Медведева) было положено начало Гефсиманскому Черниговскому скиту.

В 3-х верстах к северо-востоку от обители Преподобного Сергия на месте, называемом Корбухой, в лесной глуши поселилось несколько монахов, особенно расположенных к безмолвию и строгому уставу. Здесь, помимо обычных молитвословий и тайнодействий, ночью и днем звучала Давидова Псалтирь, освящая обитель и благотворящих ей.

В XVIII веке монашество на Руси претерпевало тяжелейшие испытания: сама Церковь была подчинена государству, а проникновение западных философских течений основательно подрывало авторитет Церкви в высшем обществе. В таких условиях идея восстановления того, что наиболее всего было ближе духу основателя обители преподобного Сергия Радонежского, тщанием попечительных руководителей Лавры вскоре все-таки нашла свое воплощение. А уже по организации нового скита к чистому источнику духовной жизни притекал не только простой крестьянский люд, но и философы, чье учение находило отклик в среде высшего общества.

Первым храмом в новом скиту стала древняя двухэтажная деревянная церковь в честь Успения Божией Матери, перенесенная из с. Подсосенье, где до начала XVII века располагался Успенский женский монастырь, разрушенный поляками в годы Смутного времени. На новом месте храм был освящен 28 сентября 1844 года. Позже рядом появились Трапезная церковь, двухэтажная, с Престолом во имя Преподобных Сергия и Никона Радонежских в верхнем этаже (освященным 27 сентября 1853 года) и с Престолом Филарету Милостивому в нижнем этаже (27 сентября 1860 года), кладбищенская церковь в честь Воскресения Христова, освященная 27 сентября 1853 года.

Главным праздником в новой обители начали почитать третий день по Успении Пресвятой Богородицы – ведь именно тогда ученики Господни лицезрели пустой Ее гроб, открытый для прощания опоздавшего к погребению апостола Фомы, и тогда было явлено чудо Восхождения Богоматери от земли на Небо.

С учреждением Гефсиманского скита и установлением главного его праздника образовалась глубокая символическая связь между этой монашеской обителью, спрятанной от шумного города густым лесом, и Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой как с Иерусалимом, где совершилось Успение Божией Матери. Положенное святителем Филаретом правило породило благочестивый обычай, по которому многие православные христиане в сам день Успения стремились помолиться в Лавре, а на третий день отправлялись в Гефсиманский скит.

Вскоре появилась первая церковь в пещерном отделении при Гефсиманском скиту. Она также была двухэтажной. Нижний храм, полностью находившийся в пещерах, был освящен 27 сентября 1851года в честь Архангела Михаила. Верхний, надпещерный, – в честь Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских (освящен 7 июля 1857 года).

С самого своего устроения пещерное отделение привлекало множество паломников, жаждавших увидеть подобие Киево-Печерских монашеских келий. Но еще больше благочестивых христиан начало притекать в эту обитель, расположенную в самой чаще лесной, после дивного чуда, прославившего чудотворную икону Божией Матери, именуемую Черниговской Гефсиманской.

Первоначально икона Богоматери, именуемая Черниговская Ильинская, была передана вкладом в пещерный храм девицей Александрой Григорьевной Филипповой в 1852 году. Первое же чудо совершилось от образа 1 сентября (14 по новому стилю) 1869 года, когда полностью исцелилась от тяжкого недуга крестьянка Фекла Адрианова. С тех пор по молитвам перед иконой происходит множество чудесных исцелений.

По чудесном прославлении образа Божией Матери еще больше паломников начало прибывать в пещерное отделение, и деревянная церковь уже не могла вместить всех. Поэтому в 1886 году было принято решение о возведении нового каменного собора. Непростая техническая задача была поручена инженеру-архитектору Николаю Владимировичу Султанову, который не только блестяще исполнил проект в русском стиле, но и благодаря своим инженерным навыкам сохранил в неприкосновенности пещеры, возводя мощный фундамент в весьма влажной почве. Более того, во время строительства собора неразобранной оставалась старая деревянная церковь, чтобы служба в ней, по возможности, не прекращалась. Новый величественный собор был освящен 26 августа 1894 года.

Архитектурный облик пещерного отделения, ставшего известным как Черниговский монастырь, был завершен в самом начале XX века, когда территория его была обнесена мощной и рельефной кирпичной оградой, а по центральной оси с собором возвели высокую пятиярусную колокольню, своим благолепием не уступающую лаврской. Архитектор Александр Афанасьевич Латков постарался выполнить ограду и колокольню в едином с собором стиле, что и послужило необычайно целостному восприятию всего ансамбля, безупречно гармонично вписавшегося в природные мотивы хвойных чащоб.

Разумеется, прославляла скит не архитектура, но духовная жизнь. Паломники приезжали сюда не только, чтобы помолиться перед чудотворным образом Божией Матери, но и для того, чтобы испросить совета и наставления у преподобного Варнавы.

Строгостью и духом православной ревности славился устав Гефсиманского скита. Пост, постоянная молитва, запрет на празднословие, иноческое уединенное житие – всё было направлено ко спасению души человеческой.

Преставился ко Господу старец в алтаре храма домовой церкви при Александро-Мариинском доме призрения перед Святым Престолом в 1906 году 17 февраля (1/2 марта по новому стилю). Он был похоронен в пещерной Иверской часовенке, где при жизни любил молиться. С этого момента чудеса стали совершаться на его могилке и по его посмертным молитвам. В 1995 году преподобный Варнава прославлен в лике святых. До нашего времени чудесным образом сохранился деревянный домик старца, в котором он принимал многочисленных паломников.

Лишь в 1991 году благодаря дневниковым записям писателя Михаила Михайловича Пришвина, часто бывавшего в скиту и пещерном отделении, удалось установить место расположения могил двух известнейших философов конца XIX – начала XX веков: Константина Николаевича Леонтьева (в монашестве Климента) и его идейного наследника Василия Васильевича Розанова.

18 июля 1990 года скит посетил приснопоминаемый Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С тех пор началось возрождение этого святого места и внешнее, и внутреннее, духовное. В храме вновь служится Литургия, возносятся молитвы, многие труды прилагаются к восстановлению былой красоты обители.

Гефсиманский Черниговский скит открыт для всех желающих поклониться его святыням: чудотворному Черниговскому Гефсиманскому образу Божией Матери и мощам преподобного Варнавы, честным останкам схимонаха Филиппа, а также для всех, кто хочет узнать историю монастыря, увидеть его достопримечательности, пещерные храмы и келии, а также чудотворный источник.

В скиту проводятся Таинства Крещения и соборования, а также отпевания. Во все дни, кроме воскресных и праздничных, в 11.00 читается молебен с акафистом перед чудотворной иконой Божией Матери, а в 12.000 начинается соборование.

Троице-Сергиевой лавры, в г. Сергиевом Посаде Московской обл. Основан в 1844 г. архим. прп. Антонием (Медведевым) в 3 км к востоку от Троице-Сергиевой лавры, в урочище Корбуха, на юж. берегу Корбушинского пруда. Официально утвержден как скит указом имп. Николая I от 30 мая 1851 г.

Пещерная церковь во имя арх. Михаила и Небесных сил бесплотных. 1851 г. Литография. Кон. XIX в.

Первыми насельниками Г. с. стали обратившиеся от старообрядчества молдав. иноки: Анатолий (впосл. схиигум. Алексий), Иоанн (впосл. иеросхим. Израиль), Алипий (впосл. иеросхим. Александр) и Гедеон, к-рый принял постриг в мантию с именем Макарий, 25 марта 1845 г. рукоположен во иеромонаха, назначен управляющим Г. с. в звании благочинного, в 1848 г. уволен от управления. В 1849 г. Г. с. возглавил бывш. казначей единоверческого мон-ря в Иргизе иером. (с 1874 игум.) Анатолий, трудами к-рого развернулась строительная и хозяйственная деятельность.

Собор в честь Черниговской иконы Божией Матери. Интерьер. Фотография. 2005 г.

В Успенском храме хранились привезенные А. Н. Муравьёвым частицы Креста Господня, камня от гробницы Богородицы в Гефсиманской пещере, список с Иорданской иконы Божией Матери и др. святыни из Св. земли. На юж. стене находилась икона прп. Сергия Радонежского, в к-рую был вложен деревянный крест с частицами мощей мн. святых, а также икона свт. Афанасия III Пателлария с частицей мощей. На аналое находилась греч. икона Успения Богородицы - дар наместника Иерусалимского патриарха Кирилла II, митр. Петра (Мелетия). Убранство украшали также иконы, принесенные из ризницы Успенского собора Московского Кремля, и 6 икон из перламутра. В церкви хранились антиминсы 1616 и 1619 гг., перенесенные из церкви в с. Подсосенье, а также мантия, митра с перламутровыми плашками, ряса, подрясник, клобук, посох, омофор, перламутровые панагия и крест свт. Филарета (Дроздова). На паперти Успенской ц. находился ростовой портрет-икона прп. Серафима Саровского. В ц. преподобных Сергия и Никона Радонежских находились ковчег с частицей ризы Господней, частица мощей вмч. Пантелеимона, а также схимы прп. Сергия, свт. Митрофана Воронежского, патриарха Никона. В ризнице, на 2-м этаже трапезного храма, хранились фелонь и деревянные сосуды прп. Дионисия, пожертвованное в 1854 г. вел. кнж. Марией Александровной напрестольное Евангелие, кипарисовый потир работы ее сына, вел. кн. Николая Максимилиановича. Уникальную группу реликвий составляли богослужебные предметы из перламутра (т. н. перламутровая ризница): напрестольные кресты, иконы, панагии, 5 литургических сосудов с перламутровыми украшениями, 6 Евангелий с окладами. К нач. 2006 г. бо́льшая часть реликвий Г. с. хранится в СПГИАХМЗ и ризнице ТСЛ.

С 40-х гг. XIX в. на противоположном сев. берегу Корбушинского пруда в деревянных кельях селились отшельники, в т. ч. упоминаемый в письме свт. Филарета 21 авг. 1845 г. пустынник Гавриил. Летом 1847 г. по благословению архим. Антония (Медведева) здесь поселился блж. Филипп (схим. Филипп (Хорев)). К кон. 1851 г. он вместе с сыновьями и др. подвижниками ископал в земле неск. келий, к-рые положили начало Пещерному отд-нию Г. с. По подобию Киево-Печерской лавры были устроены небольшие пещерные кельи, объединенные между собой подземными коридорами и укрепленные кирпичной кладкой. 27 сент. 1851 г. свт. Филаретом (Дроздовым) была освящена пещерная ц. во имя арх. Михаила и Небесных сил бесплотных. С 1852 г. в иконостасе церкви находился чудотворный список с Черниговской иконы Божией Матери, пожалованный девицей А. Г. Филипповой. Над Михайловской ц. была построена и 7 июля 1857 г. свт. Филаретом (Дроздовым) освящена деревянная ц. во имя прп. Антония и Феодосия Киево-Печерских и св. Василия Парейского. Одновременно была расширена нижняя церковь.

В 1886-1897 гг. по проекту архит. Н. В. Султанова на пожертвования М. К. Нарышкиной, кнг. Е. П. Черкасской, купчихи А. П. Осиповой и др. на месте разобранного храма прп. Антония и Феодосия был построен 5-главый собор. Главный придел был освящен 26 авг. 1893 г. еп. Дмитровским Александром (Светлаковым) в честь Черниговской иконы Божией Матери, прав. придел - 22 окт. 1889 г. митр. Московским Иоанникием (Рудневым) во имя св. блгв. кн. Бориса и Глеба, лев. придел - 15 июля 1890 г. во имя св. Илии пророка. (При строительстве был сохранен и расширен пещерный Михаило-Архангельский храм, в к-ром 20 дек. 1888 освящен сев. придел во имя преподобных Антония и Феодосия.) Черниговская ц., построенная в рус. стиле, имеет план в форме креста, в зап. рукаве к-рого расположены хоры, в вост. углах - пониженные приделы, в зап.- пристройки для лестниц, ведущих на хоры и в пещерную ц. В интерьере храм имеет купольное перекрытие с долями парусов. Снаружи композицию завершает массивный глухой четверик, увенчанный 3 рядами кокошников и пятиглавием. Храм декорирован в стиле московского зодчества XVII в. пучками пилястр, карнизами, поясами ширинок, наличниками разных форм, барабаны глав - аркатурой. Стены собора были облицованы мрамором и расписаны Н. М. Сафоновым (роспись утрачена). Архитектуре храма соответствует оформление 5-ярусной колокольни (1895-1900, архит. А. А. Латков), построенной также в рус. стиле. В 1-м ярусе расположены св. врата, 3, 4 и 5-й - ярусы звона, увенчанные небольшим шатром с луковичной главкой. С 2 сторон вплотную к колокольне примыкают 2 часовни, увенчанные шатрами. Все сооружение декорировано узорочьем, выполненным из кирпича со вставками из белого камня. С возведением собора Пещерное отд-ние иногда именовалось Черниговским скитом или мон-рем, управлял к-рым благочинный Г. с. В 1861-1870 гг. здесь был построен юж. братский корпус, в 1889 г.- 2-этажный трапезный корпус, в 1893 г.- каменная ограда, в 1904 г.- вост. братский корпус. К нач. XX в. при Г. с. были построены 4 гостиницы и странноприимный дом. Скит владел часовней у Ильинских ворот (освящена 11 июля 1863), подворьем в Москве, фермой со скотным двором, пчельником.

К 1847 г. в Г. с. проживало ок. 40 чел., к 1914 г.- 217 чел. (из них 77 чел.- в Пещерном отд-нии). С 1912 г. Г. с. возглавлял игум. Мефодий, с 1916 г.- иером. Израиль, в 1918 г. возведенный в сан игумена Патриархом Московским Тихоном. Постановлением Сергиевского исполкома от 10 окт. 1919 г. лавра была закрыта, а братия переведена в Г. с., к-рый был преобразован в трудовую сельскохозяйственную артель. В ней насчитывалось 106 чел. Продолжали совершаться богослужения, братия сохраняла иноческий устав.

В 1921-1924 гг. здания Гефсиманской артели были переданы Московскому обл. отделу соц. обеспечения (МООСО) для размещения детской колонии и престарелых работников просвещения. Успенская ц. с покоями свт. Филарета была взята на учет Комиссией по охране памятников лавры. В нояб. 1927 г. покои были переданы под охрану колонии им. Каляева, к-рой к тому времени принадлежало и все Пещерное отд-ние. В кон. 1928 г. Гефсиманское отд-ние скита было окончательно закрыто, а на его территории вскоре разместился филиал Военной академии им. М. Ф. Фрунзе (Центральный физико-технический ин-т им. В. А. Болятко). В 50-х гг. часть построек Г. с. была взорвана, сохранились Черниговский собор, колокольня, трапезный и юж. братский корпуса, кирпичная ограда со св. вратами. На месте скитского кладбища построено учебно-адм. здание.

Решением Загорского горисполкома от 11 апр. 1990 г. Пещерное отд-ние Г. с. было частично возвращено Троице-Сергиевой лавре, в июле 1990 г. в нем был возобновлен Г. с., настоятелем стал игум. (с 1995 архим.) Феофилакт (Моисеев), с 2004 г. игум. Дамиан (Швецов). 18 июля 1990 и 15 окт. 1998 г. обитель посетил Патриарх Московский Алексий II, совершивший освящение восстановленного Черниговского собора с приделами Успения Богородицы и прп. Варнавы Гефсиманского. К 2006 г. также восстановлены пещерная Архангельская ц. с приделом во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, колокольня и ц. во имя свт. Николая Чудотворца, юж. братский корпус. Святыни: чтимый список с Черниговской иконы Божией Матери, камень с гробницы Богородицы в Гефсимании, рака с мощами прп. Варнавы Гефсиманского.

Арх.: РГАДА. Ф. 1204. Оп.1. Оп.1. Ед. хр. 5935, 6360, 6530, 6867, 7051, 12767, 13693, 20055, 24355, 25160.

Ист.: Извлеч. из отчета обер-прокурора Св. Синода за 1856 г. СПб., 1857. С. 11; Филарет (Дроздов), свт . Письма к наместнику Св.-Троицкой лавры архим. Антонию, 1831-1867. М., 1877. Ч. 1. С. 422-423; 1878. Ч. 2. С. 91-93, 100, 103, 117-119, 123, 131, 140, 161-162, 165-172, 174-175, 186-187, 193, 200-202, 209, 247-248, 292, 305-312, 315, 317-318, 340-341, 356, 366, 378, 392; 1883. Ч. 3. С. 82-84, 92, 226.

Читайте также: