Конвенция оон о борьбе против незаконного оборота нс и пв 1988 кратко

Обновлено: 07.07.2024

принимая во внимание цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций, касающиеся поддержания международного мира и безопасности и развития дружественных отношений и сотрудничества между государствами,

признавая, в частности, что каждый имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, как это указано во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах,

будучи глубоко озабочены эскалацией в мире актов терроризма во всех его формах, которые подвергают опасности или уносят жизни невинных людей, ставят под угрозу основные свободы и серьезно оскорбляют достоинство человеческой личности,

будучи убеждены в настоятельной необходимости развивать международное сотрудничество между государствами в выработке и принятии эффективных и практических мер по предупреждению всех незаконных актов, направленных против безопасности морского судоходства, и преследованию и наказанию лиц, их совершающих,ссылаясь на резолюцию Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 40/61 от 9 декабря 1985 года, которая, среди прочего, "настоятельно призывает все государства в одностороннем порядке и в сотрудничестве с другими государствами, а также соответствующими органами Организации Объединенных Наций содействовать постепенному устранению причин, лежащих в основе международного терроризма, и уделять особое внимание всем ситуациям, включая колониализм, расизм и ситуации, связанные с массовыми и грубыми нарушениями прав человека и основных свобод, а также ситуации, сложившиеся в результате иностранной оккупации, которые могут вызвать международный терроризм и угрожать международному миру и безопасности",

ссылаясь далее на то, что резолюция 40/61 "безоговорочно осуждает как преступные все акты, методы и практику терроризма, где бы и кем бы они ни совершались, и в том числе те, которые ставят под угрозу дружественные отношения между государствами и их безопасность",

ссылаясь также на то, что в резолюции 40/61 Международной морской организации предлагается "изучить проблему актов терроризма на борту или против морских судов с целью вынесения рекомендаций в отношении соответствующих мер",

принимая во внимание резолюцию Ассамблеи Международной морской организации А.584(14) от 20 ноября 1985 года, которая призывает разработать меры по предупреждению незаконных актов, угрожающих безопасности судов и безопасности их пассажиров и экипажей,

отмечая, что настоящая Конвенция не распространяется на действия экипажа, которые регламентируются нормами под поддержанию обычной дисциплины на борту судна, подтверждая желательность мониторинга норм и стандартов, касающихся предупреждения незаконных актов, направленных против судов и лиц на борту судов, и борьбы с такими актами, с целью их обновления, когда это необходимо, и в этой связи с удовлетворением принимая к сведению меры по предупреждению незаконных актов против пассажиров и экипажей на борту судов, рекомендованные Комитетом по безопасности на море Международной морской организации,

подтверждая далее, что вопросы, не регулируемые настоящей Конвенцией, продолжают регламентироваться нормами и принципами общего международного права, признавая необходимость строгого соблюдения всеми государствами норм и принципов общего международного права в борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, согласились о нижеследующем:

Статья 1

Для целей настоящей Конвенции "судно" означает любое судно, не закрепленное постоянно на морском дне, включая суда с динамическим принципом поддержания, подводные аппараты или любые другие плавучие средства.

Статья 2

1. Настоящая Конвенция не применяется к:

а) военному кораблю; или

b) судну, принадлежащему государству или эксплуатируемому им, когда оно используется в качестве военно-вспомогательного либо для таможенных или полицейских целей; или

с) судну, выведенному из эксплуатации или поставленному на прикол.

2. Ничто в настоящей Конвенции не затрагивает иммунитета военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях.

Статья 3

1. Любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно:

а) захватывает судно или осуществляет контроль над ним силой или угрозой силы или путем любой другой формы запугивания; или

b) совершает акт насилия против лица на борту судна, если этот акт может угрожать безопасному плаванию данного судна; или

с) разрушает судно или наносит судну или его грузу повреждение, которое может угрожать безопасному плаванию данного судна; или

d) помещает, или совершает действия в целях помещения, на борт судна каким бы то ни было способом устройство или вещество, которое может разрушить это судно, нанести этому судну или его грузу повреждение, которое угрожает или может угрожать безопасному плаванию данного судна; или

е) разрушает морское навигационное оборудование, или наносит ему серьезное повреждение, или создает серьезные помехи его эксплуатации, если любой такой акт может угрожать безопасному плаванию судна; или

f) сообщает заведомо ложные сведения, создавая тем самым угрозу безопасному плаванию судна; или

g) наносит ранения любому лицу или убивает его в связи с совершением или попыткой совершения какого-либо из преступлений, указанных в подпунктах "а" - "f".

2. Любое лицо также совершает преступление, если оно:

а) пытается совершить какое-либо из преступлений, указанных в пункте 1; или

b) подстрекает к совершению какого-либо из преступлений, указанных в пункте 1, совершаемого любым лицом, или является иным образом соучастником лица, которое совершает такое преступление; или

с) угрожает, с условием или без такового, как это предусмотрено национальным законодательством, с целью принудить физическое или юридическое лицо совершить какое-либо действие или воздержаться от него, совершить какое-либо из преступлений, указанных в подпунктах "b", "с" и "е" пункта 1, если эта угроза может угрожать безопасному плаванию судна, о котором идет речь.

Статья 4

1. Настоящая Конвенция применяется, если судно совершает плавание или его маршрут включает плавание в воды, через воды или из вод, расположенных за внешний границей территориального моря какого-либо одного государства или за боковыми границами его территориального моря с сопредельными государствами.
2. В случаях, когда настоящая Конвенция не применяется в соответствии с пунктом 1, она, тем не менее, применяется, если преступник или предполагаемый преступник находится на территории государства-участника иного, чем государство, упомянутое в пункте 1.

Статья 5

Каждое государство-участник предусматривает соответствующие наказания за преступления, указанные в статье 3, с учетом тяжкого характера этих преступлений.

от 20 декабря 1988 года

ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ О БОРЬБЕ

ПРОТИВ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

Стороны настоящей Конвенции,

будучи глубоко озабочены масштабами и тенденцией роста незаконного производства, спроса и оборота наркотических средств и психотропных веществ, которые представляют собой серьезную угрозу для здоровья и благополучия людей и оказывают отрицательное воздействие на экономические, культурные и политические основы общества,

будучи также глубоко озабочены все большим распространением незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ среди различных социальных групп и особенно тем, что дети во многих районах мира используются в качестве потребителей незаконных наркотических средств и психотропных веществ и эксплуатируются при их незаконном производстве и обороте, что представляет собой огромную опасность,

признавая взаимосвязь между незаконным оборотом и другими связанными с ним формами организованной преступности, которые подрывают законную экономику и создают угрозу для стабильности, безопасности и суверенитета государств,

признавая также, что незаконный оборот представляет собой международную преступную деятельность, пресечение которой требует неотложного и самого первоочередного внимания,

сознавая, что незаконный оборот обеспечивает большие прибыли и финансовые средства, что позволяет транснациональным преступным организациям проникать в правительственные механизмы, законную торговую и финансовую деятельность и общество на всех его уровнях, разлагать и подрывать их,

будучи преисполнены решимости лишить лиц, занимающихся незаконным оборотом доходов, получаемых от преступной деятельности, и тем самым устранить главный мотив, побуждающий их к этому,

стремясь устранить коренные причины проблемы злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами, включая незаконный спрос на такие средства и вещества и огромные прибыли, получаемые от незаконного оборота,

считая, что необходимы меры контроля за некоторыми веществами, в том числе прекурсорами, химическими веществами и растворителями, используемыми при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ, легкодоступность которых привела к росту подпольного производства наркотических средств и психотропных веществ,

стремясь улучшить международное сотрудничество с целью пресечения незаконного оборота на море,

признавая, что искоренение незаконного оборота является коллективной обязанностью всех государств и что с этой целью необходима координация усилий в рамках международного сотрудничества,

признавая компетенцию Организации Объединенных Наций в области контроля над наркотическими средствами и психотропными веществами и желая, чтобы международные органы, занимающиеся таким контролем, находились в рамках этой Организации,

вновь подтверждая руководящие принципы существующих договоров, касающихся наркотических средств и психотропных веществ, и предусматриваемую ими систему контроля,

признавая необходимость укрепления и дополнения мер, предусмотренных Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года, этой Конвенцией с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года, и Конвенцией о психотропных веществах 1971 года, с целью уменьшения размаха и масштабов незаконного оборота и его серьезных последствий,

признавая также важное значение укрепления и усиления эффективных правовых средств международного сотрудничества в правовой области для пресечения международной преступной деятельности, каковой является незаконный оборот,

желая заключить всеобъемлющую, эффективную и действенную международную конвенцию, специально направленную на борьбу с незаконным оборотом, в которой учитываются различные аспекты проблемы в целом, и в частности те из них, которые не предусмотрены существующими договорами, касающимися наркотических средств и психотропных веществ,

Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года , созванных Организацией Объединенных Наций , была ратифицирована 20 декабря 1988 года в Вене . Он имеет 177 подписавшие 1 - го ноября 2005 года и был реализован на 11 ноября 1990 года .

Он подкрепляет положения Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года и Конвенции о психотропных веществах 1971 года с точки зрения борьбы с незаконным оборотом наркотиков путем определения правовых средств.

Резюме

Контекст

В преамбуле конвенции описывается международная ситуация в условиях неумолимой эскалации войны с наркотиками и подчеркивается неспособность международного сообщества, несмотря на предыдущие конвенции, ограничить этот оборот. В Конвенции также рассматриваются различные проблемы, вызванные незаконным оборотом и производством наркотиков (политическая и экономическая нестабильность, эксплуатация нищеты . ).

Вот почему значительная часть конвенции направлена ​​на укрепление международного сотрудничества в сфере организованной преступности и незаконного оборота (конфискация капитала, полученного от незаконного оборота наркотиков, выдача за преступления, связанные с наркотиками, даже для стран, между которыми не заключен договор об экстрадиции).

Кроме того, он устанавливает список контролируемых веществ, которые считаются прекурсорами веществ, регулируемых предыдущими конвенциями. Конвенция также приняла тексты, позволяющие включать новые вещества в эти таблицы под контролем ВОЗ .

Таблица I

Этот список также регулирует соли этих веществ в тех случаях, когда эти соли существуют.

Таблица II

Этот список также регулирует соли этих веществ в тех случаях, когда эти соли существуют.

Примечание: соли соляной кислоты и серной кислоты прямо исключены из таблицы II.

1. Международно-правовые основания криминализации деяний, связанных с незаконным оборотом наркотиков


11 ноября 1990 года вступила в силу Конвенция о борьбе
против незаконного оборота наркотических средств и
психотропных веществ.
Конвенция была принята 19 декабря 1988 года Организацией
Объединенных Наций (ООН) на проходившей в Вене
Конференции полномочных представителей 106 странчленов ООН, в том числе СССР. Советский Союз
ратифицировал Конвенцию 9 октября 1990 года. Для СССР
Конвенция вступила в силу 17 апреля 1991 года.

• Первым международным договором в области борьбы
с незаконным наркооборотом была
• Гаагская конвенция 1912 года, установившая, что
производство, продажа и использование наркотиков
должны ограничиваться законом и производиться
исключительно в медицинских целях. В последующие
годы были приняты еще девять международноправовых актов по борьбе с незаконным оборотом
наркотиков. Одним из важнейших актов является
Конвенция о запрещении незаконной торговли
наркотическими средствами 1936 года.


Для унификации международных договоров (за исключением
Конвенции 1936 года) в 1961 году ООН приняла Единую
конвенцию о наркотических средствах, а в 1971 году, в целях
правового регулирования борьбы с незаконным оборотом
психотропных веществ, была принята Конвенция о
психотропных веществах. Данные конвенции накладывают на
государства обязательства устанавливать наказание в виде
лишения свободы за все серьезные и умышленные
незаконные операции с наркотическими средствами и
психотропными веществами.

• Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота
наркотических средств и психотропных веществ 1988
года является типичной многосторонней конвенцией о
борьбе с отдельным видом преступления
международного характера. На сегодняшний день она
является основополагающим документом, на базе
которого страны-участники Конвенции строят свое
национальное законодательство в этой сфере.

Конвенция
акцентировала
внимание
на
необходимости
налаживания
межгосударственных связей в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и
психотропных веществ.
В документе определен перечень наркотических средств и видов действий (оборота) с
ними,
которые
преследуются
согласно
международному
и
национальным
законодательствам.
Конвенция внесла несколько принципиально новых составов преступлений, в том числе
организацию, руководство или финансирование наркопреступлений.
Конвенция не исключает какой-либо уголовной юрисдикции, устанавливаемой любой
стороной в соответствии с ее национальным законодательством. Особо подчеркивается, что
при осуществлении своих обязательств по данной Конвенции стороны принимают
необходимые
меры,
в
т.
ч.
организационного
и
законодательного
характера,
соответствующие основополагающим статьям своих внутренних законодательных систем.

Важным положением Конвенции является установление контроля за прекурсорами
(вещества, которые используются при изготовлении наркотиков).
Одним из главных пунктов Конвенции является определение обстоятельств, отягчающих
наркопреступления.
Конвенция
обязывает
концентрировать
усилия
на
выявлении
организованных преступных группировок и предписывает государствам принимать все
необходимые меры по предупреждению незаконного производства наркотиков.


В соответствии с Конвенцией 1988 года государства-участники согласились
модернизировать свои национальные законы, чтобы облегчить конфискацию доходов от
незаконного оборота наркотиков. Предусмотрено разрешить судам раскрывать тайну
банковских вкладов в ходе расследования дел, связанных с наркотическими средствами;
облегчать выдачу и судебное преследование обвиняемых торговцев наркотиками;
предотвращать незаконные пересылки по почте; установить систему наблюдения за
международной торговлей прекурсорами.
Впервые в международной практике Конвенцией предусмотрены контролируемые поставки,
представляющие собой метод работы правоохранительных органов, при котором
допускается ввоз (вывоз, провоз) на территорию одной или нескольких стран незаконных
или вызывающих подозрение партий наркотических средств и психотропных веществ или
заменяющих их веществ, с ведома и под надзором компетентных служб с целью выявления
лиц, участвующих в совершении наркопреступлений.


Российская Федерация контролирует оборот наркотических средств
и психотропных веществ и устанавливает ответственность за
действия в сфере их незаконного оборота в соответствии с
международными договорами по этим вопросам. Конвенции ООН
были ратифицированы еще Советским Союзом (Протокол 1972 года
к Единой конвенции 1961 года был ратифицирован Россией 23
ноября 1995 года).
В целях реализации международных документов в Российской
Федерации принят федеральный закон от 8 января 1998 года "О
наркотических средствах и психотропных веществах" (с
последующими изменениями).

Читайте также: