Человек в мире хозяйственных идеологий кратко

Обновлено: 05.07.2024

Идеология – это обоснованная через определенную парадигму система идей. Хозяйственная идеология включает познавательные, нормативные и символические элементы, образующие системное мировоззрение на экономику. Она предполагает:

1) целостное описание хозяйственной системы;

2) определение ценностей и общественно-экономического идеала;

3) способы преобразования существующей экономической культуры.

Общественно-экономический идеал включает конечные цели и приемлемые способы достижения этих целей. Как и другие элементы культуры, хозяйственная идеология формируется на основе собственной культуры, в том числе, экономической, и может кардинально менять саму культуру, в частности, экономическую. Тем не менее, есть множество примеров, когда идеология навязывается извне. Даже и в этом случае, культура развивается под новую идеологию только тогда, если для нее она приемлема, в частности, этого позволяет менталитет, присущий носителям данной культуры. В этом смысле хозяйственная идеология сильно зависит от менталитета субъектов хозяйственной деятельности. Следовательно, экономическое поведение субъекта формируется, в том числе, в результате декларации и внедрения определенной хозяйственной идеологии.

Консерватизм. Стремится не к индивидуальной свободе и не материальному равенству, а скорее к хозяйственному единству. Не предусматривает равноправие. Выступает за сильную государственность. Опирается на принцип патернализма – слабые должны подчинятся сильным, сильные должны заботиться о слабых. Проводит принцип единонаследия. Исходит из признания национального характера экономики и отдает приоритет национальным интересам. Ориентируется, скорее, не на материальные стимулы, а на выработанную привычку исполнения долга, на воспитание трудовой и деловой этики, лояльности руководству, преданности фирме. Стремится сохранить свою внутреннюю экономическую традицию и культуру.

Либерализм. За индивидуальную независимость. Привлекательность материальных стимулов. Экономическое равенство предполагает равенство исходных позиций. Права собственности рассматриваются как естественные права. Определяет приоритеты экономических прав собственника в хозяйственном управлении: владение определяет способы управления. Идеалом хозяйственной организации представляется саморегулирующийся рынок и свободная конкуренция. Роль государства в управлении экономическими процессами ограничена.

Демократизм. Принцип равенства при сохранении основ неравенства за счет уменьшения числа бедных и богатых. Государство обеспечивает гражданские права: защиту слабых, обеспечение минимальных средств существования, права индивида на владение. Конфликтные вопросы становятся предметом публичного обсуждения. Право на частную собственность сохраняется, но ограничивается в пользу самоуправления. Реализация индивидуализма посредством коллективной организации: выборность управляющих, различные формы собственности, прогрессивная шкала налогообложения.

Социализм. Отрицание индивидуализма и частной собственности. Обобществление материальных факторов производства. Общественная собственность является базой для планомерной организации хозяйственной жизни. Государство является инструментом перераспределения хозяйственных ресурсов. Отстаивает модель единого народного хозяйства и принуждение всех членов общества включения в его деятельность. Признает значимость материального вознаграждения, но в будущем рассматривает его роль как вторичный фактор.

В целом либерализм делает акцент на право частной соб-ственности, социализм – на равенство в распределении условий и результатов производства, демократизм – на самоуправление и всеобщих социально-экономических гарантиях, консерватизм – на нормативном регулировании хозяйственных действий.

Курс лекций посвящен новому, активно формирующемуся сегодня научному направлению — экономической социологии. Книга очерчивает концептуальные рамки экономической социологии как особой исследовательской дисциплины и представляет систематизированный курс “Экономическая социология”. Курс является оригинальной и первой в России попыткой широкого обобщения не только классических, но и современных научных подходов к решению экономико-социальных проблем.

Книга предназначена для студентов старших курсов социологических и экономических факультетов вузов, для аспирантов, преподавателей и научных специалистов в области социологии и экономической теории.

хозяйственная идеология рассматривается нами как более или менее упорядоченный взгляд на экономику, системное мировоззрение, в котором сплетаются познавательные, нормативные н символические элементы. Подобное мировоззрение отличают следующие черты:
более или менее целостное (завершенное) описание хозяйственной системы;
внутренняя непротиворечивость предлагаемых схем;
внесение в экономические рассуждения особых представлений о ценностях, об общественно-экономическом идеале;
указание на способы преобразования существующего экономического строя.

Уровень идеологических систем;

Уровень экономических программ;

Уровень массового сознания.

Консерватизм. Стремится не к индивидуальной свободе и не материальному равенству, а скорее к хозяйственному единству. Не предусматривает равноправие. Выступает за сильную государственность. Опирается на принцип патернализма – слабые должны подчинятся сильным, сильные должны заботиться о слабых. Проводит принцип единонаследия. Исходит из признания национального характера экономики и отдает приоритет национальным интересам. Ориентируется, скорее, не на материальные стимулы, а на выработанную привычку исполнения долга, на воспитание трудовой и деловой этики, лояльности руководству, преданности фирме. Стремится сохранить свою внутреннюю экономическую традицию и культуру.

Либерализм. За индивидуальную независимость. Привлекательность материальных стимулов. Экономическое равенство предполагает равенство исходных позиций. Права собственности рассматриваются как естественные права. Определяет приоритеты экономических прав собственника в хозяйственном управлении: владение определяет способы управления. Идеалом хозяйственной организации представляется саморегулирующийся рынок и свободная конкуренция. Роль государства в управлении экономическими процессами ограничена.

Демократизм. Принцип равенства при сохранении основ неравенства за счет уменьшения числа бедных и богатых. Государство обеспечивает гражданские права: защиту слабых, обеспечение минимальных средств существования, права индивида на владение. Конфликтные вопросы становятся предметом публичного обсуждения. Право на частную собственность сохраняется, но ограничивается в пользу самоуправления. Реализация индивидуализма посредством коллективной организации: выборность управляющих, различные формы собственности, прогрессивная шкала налогообложения.

Социализм. Отрицание индивидуализма и частной собственности. Обобществление материальных факторов производства. Общественная собственность является базой для планомерной организации хозяйственной жизни. Государство является инструментом перераспределения хозяйственных ресурсов. Отстаивает модель единого народного хозяйства и принуждение всех членов общества включения в его деятельность. Признает значимость материального вознаграждения, но в будущем рассматривает его роль как вторичный фактор.

В целом либерализм делает акцент на право частной собственности, социализм – на равенство в распределении условий и результатов производства, демократизм – на самоуправление и всеобщих социально-экономических гарантиях, консерватизм – на нормативном регулировании хозяйственных действий.

Понятие, основные черты и уровни хозяйственной идеологии.

Общественный идеал, составляющий ядро хозяйственной идеологии (как и идеологии в целом) – это представления о конечных ценностях, таких как Всеобщее Благосостояние, Экономическая Свобода, Материальное Равенство или Хозяйственная Демократия. Такие представления находят отражение на трех уровнях хозяйственной идеологии:

уровне партийных экономических программ;

уровне массового сознания.

На первом (самом высоком) уровне хозяйственная идеология принимает облик модели экономических процессов, содержащей в общем виде схематические представления о тенденциях и ожидаемых результатах хозяйственного развития. На этом уровне идеология носит системно-целостный характер, а ее выводы и положения отличаются логической последовательностью и непротиворечивостью.

Читайте также: