Исключение жилых помещений из жилищного фонда кратко

Обновлено: 05.07.2024

В статье рассматриваются практические аспекты регулирования вопросов изменения особого правового режима жилого помещения в связи с включением его в специализированный жилищный фонд и исключением из указанного фонда. Проводится детальный анализ соответствующих норм жилищного и гражданского законодательства, подходов различных ученых-юристов, на основе которого предлагается сформулировать ряд законодательных предложений, направленных на обеспечение соблюдения жилищных прав граждан при изменении особого правового режима жилого помещения.

Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключение его из указанного фонда, безусловно, следует рассматривать в качестве оснований изменения особого правового режима жилого помещения, обусловленного целями его использования.

Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 14.

Собрание законодательства РФ. 2006. N 6. Ст. 697.

Как показывает анализ названных Правил, требования, предъявляемые к жилым помещениям для отнесения их к специализированным, можно разделить на две группы: общие, предъявляемые к любому специализированному жилому помещению, и специальные, предъявляемые к специализированным жилым помещениям в зависимости от их вида. Так, например, общими требованиями являются: пригодность для постоянного проживания граждан (соответствие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), благоустроенность применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отсутствие обременений прав, отсутствие заключенных договоров социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды (п. п. 3, 4 Правил отнесения жилых помещений к специализированным). Нельзя не отметить, что законодатель предъявляет более жесткие (в сравнении с обычным жилым помещением, определение которого дано в ч. 2 ст. 15 ЖК РФ) требования к специализированному жилому помещению, в частности, указывает на благоустроенность такого жилого помещения, соответствие требованиям пожарной безопасности, экологическим требованиям.

Специальные требования определены в п. п. 5 - 11 Правил отнесения жилых помещений к специализированным и касаются каждого вида специализированного жилого помещения. Так, например, к служебным жилым помещениям относятся отдельные квартиры, причем не допускается выделение под служебное жилое помещение комнат в квартирах, в которых проживает несколько нанимателей и (или) собственников жилых помещений. К общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами. Маневренный фонд может состоять из многоквартирных домов, а также квартир и иных жилых помещений. К домам системы социального обслуживания относятся специально построенные или переоборудованные здания, оснащенные необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания граждан оборудованием. В домах системы социального обслуживания оборудуются жилые помещения для проведения мероприятий медицинского, психологического и социального характера, посильной трудовой деятельности, а также другие жилые помещения, которые могут быть использованы для обеспечения жизнедеятельности. Фонд для временного поселения лиц, признанных беженцами, и вынужденных переселенцев может состоять из многоквартирных домов, а также квартир и иных жилых помещений. В качестве жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан используются специально построенные или приспособленные для таких целей здания.

При этом следует отметить, что в литературе критикуется специальное требование, предъявляемое к жилым помещениям в общежитии, в частности требование об использовании в качестве общежития части дома. Указывается, что недопустимо предоставлять под общежитие часть жилого дома, например, одну секцию либо один этаж многоэтажного дома, поскольку это ущемляет жилищные интересы граждан, постоянно проживающих в жилом доме на основании права собственности, договора социального найма и иных законных основаниях, т.к. такое соседство может создавать им неудобства при проживании .

См.: Комментарий к Жилищному кодексу РФ с образцами правовых документов / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2008. С. 157; Бойцов Г.В., Долгова М.Н. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации. М.: ГроссМедиа, 2006. С. 196.

Полагаем, что данное высказывание справедливо в отношении жилых помещений в многоквартирных домах, используемых не для посемейного заселения. Такая ситуация действительно может привести к созданию определенного рода неудобств жителям многоквартирного дома, к примеру, при заселении ряда жилых помещений в многоквартирном доме студентами учебного заведения. Однако в целях посемейного заселения использование квартир в многоквартирном доме в качестве жилых помещений в общежитии представляется возможным.

Согласно Правилам отнесения жилых помещений к специализированным использование жилого помещения в качестве специализированного допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду специализированного жилого помещения (п. 15). При этом включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом общих и специальных требований, предъявляемых к специализированным жилым помещениям в зависимости от их вида.

Для отнесения жилых помещений к определенному виду специализированного жилого помещения заявитель представляет в орган управления следующие документы: заявление об отнесении жилого помещения к определенному виду специализированного жилого помещения; документ, подтверждающий право собственности либо право хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение; технический паспорт жилого помещения; заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям. Орган управления в течение 30 дней с даты подачи документов принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду специализированного жилого помещения либо об отказе в таком отнесении в случае несоответствия жилого помещения предъявляемым к нему требованиям. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду специализированного жилого помещения направляется заявителю в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения, а также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пп. 12 - 14 Правил отнесения жилых помещений к специализированным). При этом со всей очевидностью решение об отнесении жилого помещения к определенному виду специализированного жилого помещения выступает в качестве основания изменения цели использования жилого помещения (переход из жилищного фонда социального или коммерческого использования в специализированный жилищный фонд и наоборот), что говорит об изменении особого правового режима жилого помещения.

В отличие от включения при исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда в Правилах отнесения жилых помещений к специализированным отсутствуют какие-либо требования или условия.

Вместе с тем полагаем, что препятствием к исключению жилого помещения из специализированного фонда должно выступать наличие действующих договоров найма специализированных жилых помещений или договоров безвозмездного пользования.

Несмотря на то что исключение жилого помещения из специализированного фонда не названо в ЖК РФ среди оснований для выселения нанимателя и членов его семьи, тем не менее такое выселение возможно по следующей причине. В связи с исключением жилого помещения из специализированного фонда изменяется назначение такого помещения, а использование жилого помещения не по назначению является основанием для расторжения договора найма специализированного жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 101 ЖК РФ и договора безвозмездного пользования специализированным жилым помещением согласно ст. 698 части второй Гражданского кодекса РФ от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ с выселением граждан без предоставления им других жилых помещений.

Собрание законодательства РФ. 1996. N 5. Ст. 410.

Безусловно, сложившаяся в законодательстве ситуация, допускающая возможность выселения из специализированных жилых помещений в связи с исключением их из специализированного фонда, не позволяет должным образом обеспечить права граждан, проживающих в таких жилых помещениях.

В связи с этим полагаем, что в целях обеспечения прав граждан и членов их семьи, занимающих специализированные жилые помещения по договорам найма или договорам безвозмездного пользования, необходимо дополнить п. 3 Правил отнесения жилых помещений к специализированным предложением следующего содержания: "Исключение жилых помещений из специализированного жилищного фонда не допускается, если такие жилые помещения используются по договорам найма или по договорам безвозмездного пользования".

Частным случаем исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда является передача в ведение органов местного самоуправлении служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям (ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) , вопрос 21 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года) . Такая передача объектов жилищного фонда возможна в следующих случаях:

Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 15.

Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 9.

во-первых, при разграничении государственной собственности. Вопросы передачи жилищного фонда в муниципальную собственность регулируются в п. п. 2, 5 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и Приложении N 3 к данному Постановлению.

Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 3. Ст. 89.

Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 13. Ст. 697.

Собрание законодательства РФ. 2002. N 4. Ст. 251.

Собрание законодательства РФ. 1995. N 11. Ст. 995.

Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 28. Ст. 959.

Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 3. Ст. 99.

Как указывается в ст. 7 Вводного закона, после передачи жилых помещений, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, в ведение органов местного самоуправления к отношениям по пользованию такими жилыми помещениями применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

При этом с учетом ранее изложенного становится очевидным, что данное положение должно регулировать ситуацию не только с жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления, но и с переданными в ведение органов местного самоуправления служебными жилыми помещениями.

Важно отметить, что пробел относительно ситуации с передачей в муниципальную собственность служебных жилых помещений устранен только судебной практикой. Согласно разъяснению, содержащемуся в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года, факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Нетрудно заметить, что в отличие от общего порядка исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда, закрепленного в ст. 92 ЖК РФ, изменение особого правового режима жилых помещений, связанного с изменением цели использования жилого помещения при переходе его из специализированного жилищного фонда в жилищный фонд социального использования, т.е. изменение режима служебных жилых помещений и жилых помещений в жилых домах, использовавшихся в качестве общежитий, при передаче их в ведение органов местного самоуправления как законодатель, так и судебная практика не связывают с принятием органами местного самоуправления решений об исключении указанных жилых помещений из специализированного фонда.

В судебной практике и литературе отмечается, что изменение (снятие) особого правового режима служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях должно быть автоматическим в силу закона, т.е. в силу ст. 7 Вводного закона, независимо от того, принимались ли органами местного самоуправления решения об исключении соответствующих домов из специализированного жилищного фонда .

См.: вопросы 20, 21 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г.; Киминчижи Е.Н. Приватизация общежитий: закон начинает действовать // Юрист. 2008. N 6. С. 34; Пресс-конференция "Практика применения Жилищного кодекса РФ и лишения права на жилище" // Жилищное право. 2007. N 6. С. 3; Хованская Г.П. Грядут изменения в ЖК РФ; Крашенинников П.В. Приватизация жилья. Права граждан до и после приватизации. М.: Статут, 2006. С. 41.

Однако неопределенность положения ст. 7 Вводного закона показала невозможность применения ее на практике буквально . И вызвано это, прежде всего, отсутствием четких и ясных формулировок, позволяющих реализовать ст. 7 Вводного закона, не прибегая при этом к помощи судов в вопросе толкования указанной нормы.

См.: Кулькова С.И. К вопросу о совершенствовании жилищного законодательства // Российская юстиция. 2007. N 9. С. 15.

Как показывает анализ судебной практики по вопросу приватизации переданных в ведение органов местного самоуправления жилых помещений в общежитиях, основным препятствием на пути реализации гражданами права на приватизацию явился не снятый с жилых помещений режим жилых помещений в общежитиях .

См.: Определения Верховного Суда РФ от 24.01.2007 N 74-в06-9; от 21.11.2006 N 85-В06-19; от 18.07.2006 N 83-в06-7.

Другими словами, основная проблема реализации ст. 7 Вводного закона заключалась в отсутствии в ней прямого закрепления обязанностей органов местного самоуправления по исключению переданных им жилых помещений из специализированного жилищного фонда, а также обязанности указанных органов заключить договоры социального найма с гражданами и членами их семей, проживающими в таких жилых помещениях.

Разумеется, в настоящее время толкование высшей судебной инстанции ст. 7 Вводного закона позволяет вполне определенно решать как вопросы изменения (снятия) особого правового режима жилых помещений в общежитиях и служебных жилых помещений (по аналогии с изменением правового режима жилых помещений в общежитиях), так и вопросы заключения договоров социального найма и приватизации указанных жилых помещений. Тем не менее следует отметить, что суд - это последняя инстанция, которая остается у граждан при защите их прав, обусловленных несовершенством ст. 7 Вводного закона.

Обозначенная проблема требует разрешения на законодательном уровне. В связи с этим предлагается изложить ст. 7 Вводного закона в новой редакции, позволяющей выстроить четкую систему обязанностей органов местного самоуправления в вопросах изменения особого правового режима служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях и закрепить последствия такого изменения:

"В отношении служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и переданных в ведение органов местного самоуправления до 1 марта 2005 года, органы местного самоуправления принимают решения об исключении их из специализированного жилищного фонда. При этом данные решения являются основаниями для заключения органами местного самоуправления либо управомоченными им лицами в срок, установленный в таких решениях, договоров социального найма с гражданами и членами их семей, проживающими в указанных жилых помещениях".

Судебная практика и законодательство — Жилищный кодекс РФ. Раздел IV. Специализированный жилищный фонд

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 19 ЖК РФ в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется также на специализированный жилищный фонд, то есть совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса помещений.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.С. Давлятов оспаривает конституционность части 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом IV данного Кодекса.

4. Служебные жилые помещения организации не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом IV Жилищного кодекса Российской Федерации и настоящим Порядком .

4. Служебные жилые помещения Росрыболовства не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом IV Жилищного кодекса Российской Федерации и настоящим Порядком.

8. Жилые помещения специализированного жилищного фонда ФАНО России не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом IV Жилищного кодекса Российской Федерации.

4. Служебные жилые помещения Росфинмониторинга не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом IV Жилищного кодекса Российской Федерации и настоящим Порядком.

10. Жилые помещения специализированного жилищного фонда не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом IV Жилищного кодекса Российской Федерации, а также за исключением иных случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4. Служебные жилые помещения Минфина России не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом IV Жилищного кодекса Российской Федерации и настоящим Порядком.

Специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 2 части 3 статьи 19 ЖК РФ). Согласно части 2 статьи 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.

Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам его раздела IV жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов образует самостоятельный специализированный жилищный фонд (статья 19), жилые помещения в котором предоставляются по договору найма специализированного жилого помещения (статья 100).

5. Жилые помещения предоставляются нанимателям в порядке и на условиях, предусмотренных разделами III и IV Жилищного кодекса Российской Федерации, а собственникам - в случае, предусмотренном частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

4. Служебные жилые помещения Минстроя России не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом IV Жилищного кодекса Российской Федерации и настоящим Порядком.

от 14 июня 2016 года N 177

(с изменениями на 1 июня 2018 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14; 2006, N 1, ст.10; N 52, ст.5498; 2007, N 1, ст.13, 14, 21; N 43, ст.5084; 2008, N 17, ст.1756; N 20, ст.2251; N 30, ст.3616; 2009, N 23, ст.2776; N 39, ст.4542; N 48, ст.5711; N 51, ст.6153; 2010, N 19, ст.2278; N 31, ст.4206; N 49, ст.6424; 2011, N 23, ст.3263; N 30, ст.4590; N 49, ст.7027, 7061; N 50, ст.7337, 7343, 7359; 2012, N 10, ст.1163; N 14, ст.1552; N 24, ст.3072; N 26, ст.3446; N 27, ст.3587; N 31, ст.4322; N 53, ст.7596; 2013, N 14, ст.1646), постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2010 N 179 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 13, ст.1511; 2014, N 46, ст.6369), а также в целях совершенствования работы по формированию в Федеральной службе по финансовому мониторингу специализированного жилищного фонда

2. Управлению кадров и противодействия коррупции (А.В.Фроловой):

2.1. Осуществлять организационно-технические мероприятия, связанные с содержанием и предоставлением служебных жилых помещений в Федеральной службе по финансовому мониторингу в соответствии с Порядком.

2.2. В течение 3 рабочих дней с даты принятия решения об отнесении жилого помещения в специализированный жилищный фонд Федеральной службы по финансовому мониторингу и исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда в соответствии с Порядком обеспечить направление указанного решения в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

3. Финансово-экономическому управлению (И.Г.Федоровой) обеспечивать финансирование мероприятий по содержанию жилых помещений, закрепленных на праве оперативного управления за Федеральной службой по финансовому мониторингу и включенных в специализированный жилищный фонд, за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора В.И.Глотова.

УТВЕРЖДЕНО
приказом
Росфинмониторинга
от 14 июня 2016 года N 177

Порядок включения жилых помещений в специализированный жилищный фонд Федеральной службы по финансовому мониторингу и исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда, а также предоставления служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Федеральной службы по финансовому мониторингу

(с изменениями на 1 июня 2018 года)

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14; 2006, N 1, ст.10; N 52, ст.5498; 2007, N 1, ст.13, 14, 21; N 43, ст.5084; 2008, N 17, ст.1756; N 20, ст.2251; N 30, ст.3616; 2009, N 23, ст.2776; N 39, ст.4542; N 48, ст.5711; N 51, ст.6153; 2010, N 19, ст.2278; N 31, ст.4206; N 49, ст.6424; 2011, N 23, ст.3263; N 30, ст.4590; N 49, ст.7027, 7061; N 50, ст.7337, 7343, 7359; 2012, N 10, ст.1163; N 14, ст.1552; N 24, ст.3072; N 26, ст.3446; N 27, ст.3587; N 31, ст.4322; N 53, ст.7596; 2013, N 14, ст.1646), Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст.697) (далее - Правила), постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2010 N 179 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 13, ст.1511; 2014, N 46, ст.6369) и определяет порядок включения жилых помещений в специализированный жилищный фонд Федеральной службы по финансовому мониторингу и исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда, а также порядка предоставления служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Федеральной службы по финансовому мониторингу федеральным государственным гражданским служащим и работникам Федеральной службы по финансовому мониторингу.

2. Специализированный жилищный фонд Росфинмониторинга состоит из жилых помещений, закрепленных за Росфинмониторингом и его территориальными органами на праве оперативного управления (далее - служебные жилые помещения Росфинмониторинга).

3. Служебные жилые помещения Росфинмониторинга предоставляются федеральным государственным гражданским служащим и работникам, замещающим должности в Росфинмониторинге и его территориальных органах, не обеспеченным жилыми помещениями в населенном пункте по месту службы (работы) (далее - работники).

Служебные жилые помещения предоставляются работникам на срок, не превышающий период трудовых отношений в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и настоящим Порядком.

4. Служебные жилые помещения Росфинмониторинга не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом IV Жилищного кодекса Российской Федерации и настоящим Порядком.

II. Порядок включения (исключения) жилых помещений в специализированный жилищный фонд

5. Включению в специализированный жилищный фонд Росфинмониторинга подлежат жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации, переданные Росфинмониторингу и его территориальным органам в оперативное управление.

6. Включению в специализированный жилищный фонд Росфинмониторинга в соответствии с пунктами 4 и 5 Правил подлежат жилые помещения в виде отдельной квартиры, пригодной для постоянного проживания граждан (отвечающей установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации).

7. Включение жилых помещений в специализированный жилищный фонд Росфинмониторинга не допускается, если они заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в собственности Российской Федерации жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.

8. Для принятия решения о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд Росфинмониторинга с отнесением жилого помещения к служебному жилому помещению Росфинмониторинга, об исключении жилого помещения из указанного фонда, Управлением кадров и противодействия коррупции Росфинмониторинга и территориальными органами Росфинмониторинга подготавливаются предложения с представлением следующих документов, предусмотренных пунктом 13 Правил:

- заявление об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда;

- документ, подтверждающий право оперативного управления на жилое помещение;

- технический паспорт жилого помещения;

- заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям.

9. Принятое центральной жилищной комиссией Росфинмониторинга решение о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд Росфинмониторинга с отнесением жилого помещения к определенному виду специализированного жилищного фонда оформляется протоколом заседания центральной жилищной комиссии Росфинмониторинга.

10. На основании принятого центральной жилищной комиссией Росфинмониторинга решения о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд Росфинмониторинга, с отнесением такого помещения к служебному жилому помещению, а также об исключении жилого помещения из указанного фонда, издается приказ Росфинмониторинга.

11. В соответствии с пунктом 14 Правил решения, указанные в пункте 10 настоящего Порядка, в течение 3 рабочих дней с даты их принятия направляются в Управление кадров и противодействия коррупции Росфинмониторинга (территориальные органы Росфинмониторинга) и в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним по месту нахождения жилого помещения.

12. Отказ в отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду Росфинмониторинга допускается в случае несоответствия жилого помещения требованиям, предъявляемым к этому виду помещений.

13. В случае признания служебного жилого помещения Росфинмониторинга в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст.702; 2007, N 32, ст.4152; 2013, N 15, ст.1796; 2015, N 13, ст.1949, ст.1950), непригодным для проживания, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, такое жилое помещение исключается из специализированного жилищного фонда Росфинмониторинга.

III. Порядок предоставления служебных жилых помещений

14. В соответствии с пунктом 15 Правил предоставление и использование жилого помещения в качестве служебного допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду Росфинмониторинга.

15. Для рассмотрения вопроса и подготовки предложений о предоставлении служебного жилого помещения работники Росфинмониторинга или его территориальных органов подают заявление на имя директора Росфинмониторинга, к которому прилагаются следующие документы:

1) ходатайство на имя директора Росфинмониторинга от курирующего заместителя директора Росфинмониторинга;

3) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии в собственности работника Росфинмониторинга и членов его семьи жилых помещений в населенном пункте по месту службы (работы);

4) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета по постоянному месту регистрации работника и членов его семьи.

16. Решение о предоставлении служебного жилого помещения принимается центральной жилищной комиссией Росфинмониторинга, утверждается директором и оформляется приказом Росфинмониторинга.

Сведения о составе семьи работника Росфинмониторинга и сроке, на который заключен контракт о прохождении государственной гражданской службы (трудовой договор), предоставляются в центральную жилищную комиссию Росфинмониторинга кадровым подразделением.

17. Договор найма служебного жилого помещения, находящегося в оперативном управлении Росфинмониторинга, заключается между работником и директором Росфинмониторинга. Договор найма служебного жилого помещения, находящегося в оперативном управлении территориального органа Росфинмониторинга, заключается между работником и руководителем территориального органа Росфинмониторинга. Договор найма служебного жилого помещения заключается на основании приказа Росфинмониторинга и в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилищных помещений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст.697; 2016, N 30, ст.4926). Копия договора найма служебного жилого помещения направляется в центральную жилищную комиссию Росфинмониторинга.

18. Передача работнику служебного жилого помещения осуществляется Росфинмониторингом на основании договора найма служебного помещения по акту приема-передачи и технического состояния служебного жилого помещения.

19. Пользование работником предоставленным служебным жилым помещением осуществляется в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 N 25 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 5, ст.546), и иными требованиями, установленными жилищным законодательством Российской Федерации.

20. Служебные жилые помещения не подлежат отчуждению, приватизации, бронированию, обмену, сдаче в поднаем, переустройству и перепланировке.

21. Прекращение договора найма служебного жилого помещения осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 102 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае увольнения работника, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102, частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.

22. Договор найма служебного жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.

Работник в любое время может расторгнуть договор найма служебного жилого помещения.

Договор найма служебного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию Росфинмониторинга при неисполнении работником и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма служебного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 Жилищного кодекса Российской Федерации случаях.

23. В соответствии с частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае расторжения или прекращения договора найма служебного жилого помещения работник и члены его семьи должны освободить служебное жилое помещение, которое они занимали по данному договору. В случае отказа освободить служебное жилое помещение работник и проживающие совместно с ним члены его семьи подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102, частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.

24. При освобождении служебного жилого помещения работник обязан сдать его в надлежащем состоянии по акту приема-передачи и технического состояния служебного жилого помещения с предоставлением документов, свидетельствующих об отсутствии задолженности по коммунальным платежам.

В целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Указа Президента Российской Федерации от 16.01.2017 N 14 "О некоторых вопросах Генеральной прокуратуры Российской Федерации", руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за органами и организациями прокуратуры Российской Федерации на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд и исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда (далее - Порядок).

2. Заместителю Генерального прокурора Российской Федерации - Главному военному прокурору, начальнику Главного управления обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры, начальникам управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах (за исключением начальника управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Центральном федеральном округе), ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, прокурорам ЗАТО г. Межгорье и комплекса "Байконур", директорам федеральных государственных бюджетных учреждений "Санаторий работников органов прокуратуры Российской Федерации "Истра" и "Санаторий работников органов прокуратуры Российской Федерации "Электроника" (далее - санатории "Истра" и "Электроника") организовать работу в соответствии с Порядком, при необходимости в пределах компетенции издать организационно-распорядительные документы по его реализации.

3. Заместителю Генерального прокурора Российской Федерации, курирующему финансово-хозяйственную деятельность, заместителю Генерального прокурора Российской Федерации - Главному военному прокурору, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, директорам санаториев "Истра" и "Электроника" в соответствии с Порядком включать в специализированный жилищный фонд жилые помещения, приобретаемые (создаваемые) за счет средств федерального бюджета, а также передаваемые из государственной казны Российской Федерации.

4. Опубликовать настоящий приказ в журнале "Законность".

5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, курирующего финансово-хозяйственную деятельность.

приказом Генерального прокурора

от 07.07.2017 N 470

ВКЛЮЧЕНИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ, ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЗА ОРГАНАМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ

ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРАВЕ ОПЕРАТИВНОГО

УПРАВЛЕНИЯ, В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД И ИСКЛЮЧЕНИЯ

ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ИЗ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

I. Общие положения

1. Порядок включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за органами и организациями прокуратуры Российской Федерации на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд и исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда (далее - Порядок) разработан в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 N 14 "О некоторых вопросах Генеральной прокуратуры Российской Федерации", Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42, Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (далее - Положение), и определяет порядок включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за органами и организациями прокуратуры Российской Федерации на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключения жилых помещений из указанного специализированного жилищного фонда.

2. Специализированный жилищный фонд в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации состоит из служебных жилых помещений, жилых помещений в общежитиях и жилых помещений маневренного фонда.

3. Жилые помещения специализированного жилищного фонда не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом IV Жилищного кодекса Российской Федерации, а также за исключением иных случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

II. Порядок включения жилых помещений

в специализированный жилищный фонд и исключения таких

помещений из указанного фонда

1. По заявлению лиц, указанных в пунктах 4 и 9 настоящего раздела Порядка, включению в специализированный жилищный фонд подлежат жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации, закрепленные за органами и организациями прокуратуры Российской Федерации на праве оперативного управления, пригодные для постоянного проживания граждан (отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства) и благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта, с отнесением к следующим видам специализированного жилищного фонда:

служебным жилым помещениям - жилые помещения в виде отдельной квартиры или жилого дома;

жилым помещениям в общежитиях - специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные необходимыми для проживания граждан предметами;

жилым помещениям маневренного фонда - многоквартирные дома, а также квартиры и иные помещения.

2. Включению в специализированный жилищный фонд не подлежат жилые помещения, занятые по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также имеющие обременения прав на это имущество.

3. При рассмотрении вопроса о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд одновременно решается вопрос и об отнесении данного жилого помещения к одному из видов жилых помещений, предусмотренных пунктом 1 настоящего раздела Порядка.

4. Для включения жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением их к определенном виду жилых помещений специализированного жилищного фонда начальники управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах (за исключением начальника управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Центральном федеральном округе), прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур, прокуроры ЗАТО г. Межгорье и комплекса "Байконур", руководители филиалов Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации направляют соответственно в Главное управление обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры, Главную военную прокуратуру и Академию Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее - уполномоченные органы) следующие документы:

1) заявление о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд с обоснованием отнесения его к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда:

на имя заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, курирующего финансово-хозяйственную деятельность, - в отношении жилых помещений, находящихся в оперативном управлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (за исключением военных) прокуратур, прокуратур ЗАТО г. Межгорье и комплекса "Байконур";

на имя заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора - в отношении жилых помещений, находящихся в оперативном управлении органов военной прокуратуры;

на имя ректора Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации - в отношении жилых помещений, находящихся в оперативном управлении Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

2) документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации и право оперативного управления на жилое помещение;

3) технический паспорт жилого помещения (оригинал) и заверенную в установленном порядке его копию;

4) заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

5. Включение жилых помещений, находящихся в оперативном управлении федеральных государственных бюджетных учреждений "Санаторий работников органов прокуратуры Российской Федерации "Истра" и "Санаторий работников органов прокуратуры Российской Федерации "Электроника" (далее - санатории "Истра" и "Электроника"), в специализированный жилищный фонд с отнесением их к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда при наличии документов, указанных в пункте 4 настоящего раздела Порядка, осуществляется санаториями "Истра" и "Электроника" соответственно.

При этом на имя директора санатория "Истра" и директора санатория "Электроника" уполномоченными должностными лицами санаториев подаются заявления о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд с обоснованием отнесения его к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда.

6. Несоответствие жилого помещения установленным требованиям является основанием для отказа во включении в специализированный жилищный фонд.

7. В случаях принятия Генеральным прокурором Российской Федерации решения о предоставлении прокурорам (отдельным категориям граждан ) жилого помещения в собственность, признания жилого помещения специализированного жилищного фонда в соответствии с Положением непригодным для проживания, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, такое жилое помещение исключается из специализированного жилищного фонда Российской Федерации.

Под отдельными категориями граждан понимаются лица, указанные в пункте 14 Временного положения о предоставлении прокурорам жилых помещений, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 12.11.2014 N 616.

Предложения об исключении из специализированного жилищного фонда жилых помещений, закрепленных за органами и организациями прокуратуры Российской Федерации, подлежат согласованию с Главным управлением обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры.

8. Для исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда должностные лица, указанные в пункте 4 настоящего раздела Порядка, направляют в уполномоченные органы заявления об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда с приложением документов, необходимых для принятия таких решений.

Аналогичный порядок представления заявлений и документов для исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда распространяется на санатории "Истра" и "Электроника".

9. С целью включения жилых помещений, находящихся в оперативном управлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации (за исключением жилых помещений, расположенных в местах дислокации управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном, Приволжском, Северо-Западном, Северо-Кавказском, Сибирском, Уральском и Южном федеральных округах), в специализированный жилищный фонд и их исключения из специализированного жилищного фонда должностные лица Главного управления обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры обеспечивают подготовку документов в соответствии с пунктами 4 и 8 настоящего раздела Порядка.

Подготовку необходимых документов с целью включения в специализированный жилищный фонд жилых помещений, находящихся в оперативном управлении непосредственно Главной военной прокуратуры или Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, и исключения из него обеспечивают определенные соответственно заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором или ректором Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации структурные подразделения (подразделения) Главной военной прокуратуры или Академии.

10. По результатам рассмотрения документов, предусмотренных в пунктах 4 и 8 настоящего раздела Порядка, должностные лица уполномоченных органов, санаториев "Истра" и "Электроника" готовят проекты решений о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком включении, а также об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда в двадцатидневный срок с даты поступления указанных документов.

Решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда оформляются:

распоряжением заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, курирующего финансово-хозяйственную деятельность, - в отношении жилых помещений, находящихся в оперативном управлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (за исключением военных) прокуратур, прокуратур ЗАТО г. Межгорье и комплекса "Байконур";

распоряжением заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора - в отношении жилых помещений, находящихся в оперативном управлении органов военной прокуратуры;

распоряжением ректора Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации - в отношении жилых помещений, находящихся в оперативном управлении Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

распоряжениями директоров санаториев "Истра" и "Электроника" - в отношении жилых помещений, находящихся в оперативном управлении санаториев.

Решения принимаются в срок не позднее 30 дней с даты поступления необходимых документов.

11. Решения, указанные в пункте 10 настоящего раздела Порядка, в течение трех рабочих дней с даты их принятия направляются заявителям для последующего внесения изменений:

в реестр федерального имущества согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества";

в Единый государственный реестр недвижимости - по месту нахождения жилых помещений специализированного жилищного фонда.

"Об утверждении Положения об Общественном совете при Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка" (вместе с "Дополнительными (специфическими) требованиями к общественным объединениям и иным негосударственным некоммерческим организациям, обладающим правом выдвижения кандидатур в члены Общественного совета при Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка и кандидатам в члены Общественного совета при Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка")

"О внесении изменений в реестр таможенных представителей в отношении общества с ограниченной ответственностью "Траст Консалтинг"

Читайте также: