Челомей владимир николаевич биография кратко

Обновлено: 18.05.2024

Челомей Владимир Николаевич – генеральный конструктор ОКБ-52 Государственного комитета Совета Министров СССР по авиационной технике (город Реутов Московской области).

Родился 30 июня 1914 года в городке Седлец Привисленского края (ныне территория Польши) в 70 километрах от Варшавы в семье учителей. Вскоре семья переехала в город Полтаву (Украина), подальше от района боевых действий в начавшейся Первой мировой войне.

В 1926 году семья переехала в Киев, где В.Н.Челомей продолжил учебу в семилетней трудовой школе. В 1929 году после окончания школы поступил в Киевский автомобильный техникум; в 1932 году, закончив техникум, поступил на авиационный факультет Киевского политехнического института (в 1933 году на базе этого факультета был создан Киевский авиационный институт).

Став студентом, В.Н.Челомей продолжал усиленно заниматься самообразованием: слушал лекции по математике, физике и механике в Киевском университете и Украинской академии наук. Особенно его интересовала механика и в частности теория колебаний. Благодаря блестящим способностям и огромному трудолюбию он получил прекрасное фундаментальное образование.

На заводе он прочел большой 70-часовой курс лекций по теории колебаний инженерам завода. По отзыву академика Л.И.Седова, многие теоретические результаты, изложенные в этих лекциях, для того времени были новыми и в дальнейшем вошли в учебники и специальные справочники.

Научные интересы В.Н.Челомея сосредоточились на исследовании динамической устойчивости упругих систем. В ходе этих исследований он получил важные теоретические результаты, нашедшие применение в практике, – предложенный им метод определения продольных, поперечных и крутильных колебаний упругих систем. Этот метод позволяет создать универсальную вычислительную программу для ЭВМ и широко применяется и сейчас.

В 1940 году было учреждено 50 Сталинских стипендий для особо выдающихся молодых ученых, работающих над докторскими диссертациями. В их число был включен и В.Н.Челомей. Был установлен срок завершения и защиты диссертации – 1 июня 1941 года. Диссертация была защищена в срок, но из-за войны работа не была утверждена ВАКом, и Челомей в последующие годы дорабатывал её в процессе текущих научных исследований. Новая защита состоялась через 10 лет, в 1951 году в МВТУ имени Н.Э.Баумана. В 1952 году ему было присвоено звание профессора.

Летом 1941 года В.Н.Челомей был назначен начальником группы реактивных двигателей Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) имени Баранова, где в 1942 году им был создан первый в СССР пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, который устанавливался на ряде летательных аппаратов.

Приказ Наркомата авиационной промышленности от 19 сентября 1944 года о назначении В.Н.Челомея Главным конструктором и директором опытного авиационного завода №51 положил начало созданию новой организации, со своей тематикой, своими задачами, принципами и методами работы, которые привил коллективу его главный конструктор.

К началу 1945 года в КБ ученым был создан самолет-снаряд 10Х. В 1948 году закончились его испытания, но на вооружение он не был принят из-за неудовлетворительных тактико-технических характеристик. В.Н.Челомей на некоторое время отошел от практической конструкторской работы, занимался наукой и преподаванием, однако тематику крылатых ракет (так стали называть самолеты-снаряды) не оставил.

Разработками В.Н.Челомея заинтересовалось командование ВМФ, и в июне 1954 года в подмосковном Тушино на моторном заводе №500 была создана специальная конструкторская группа по проектированию крылатой ракеты второго поколения. В этой ракете реализовывались новые идеи ученого: во-первых, ракета помещалась в транспортно-пусковом контейнере, закрытом герметичной крышкой; во-вторых, крылья ракеты в контейнере находились в сложенном положении и раскрывались после старта; в-третьих, применялся пороховой ускоритель для вывода ракеты из контейнера. Реализация этих идей позволила опередить США в вопросе вооружения подводных лодок.

В 1955 году В.Н.Челомею был передан механический завод в городе Реутове под Москвой, где было создано ОКБ-52 Министерства авиационной промышленности. Челомей сумел создать на предприятии сплоченный и эффективно работающий творческий коллектив, что было важным достижением, обеспечившим дальнейшие успехи. За короткое время под его руководством КБ выросло и превратилось в мощную научно-конструкторскую организацию.

Период с 1956 по 1965 год можно охарактеризовать как этап признания места В.Н.Челомея и его КБ в ряду ведущих предприятий оборонных отраслей промышленности. Возрождение конструкторского бюро в Реутове позволило развернуть работы по созданию принципиально нового типа крылатой ракеты с раскрывающимся в полете крылом, а также выиграть соревнование в условиях жесткой конкурентной борьбы со сложившимися авиационными КБ Микояна, Ильюшина и Бериева и открыть дорогу к перевооружению Военно-Морского Флота страны комплексами ракетного оружия.

Постановлением правительства в 1956 году ОКБ-52 была поручена разработка для ВМФ двух первых ракетных комплексов загоризонтного поражения целей П-6 и П-35. После проведения полной программы летных испытаний комплекс П-6 24 июня 1964 года был принят на вооружение и стал одним из основных видов оружия подводного флота. Комплекс противокорабельного ракетного оружия П-35 был принят на вооружение ВМФ для кораблей, самоходных и стационарных наземных пусковых установок.

В 1958 году В.Н.Челомей избирается членом-корреспондентом АН СССР.

В 1959 году В.Н.Челомей был назначен Генеральным конструктором ОКБ-52. К этому времени вокруг ОКБ-52 создалась большая кооперация исследовательских и промышленных предприятий, самым крупным из которых стал Московский машиностроительный завод имени М.В.Хруничева.

В результате напряженной работы оформились три направления деятельности предприятия: создание комплексов крылатых ракет для вооружения ВМФ, открывшее возможность несимметричного ответа ударным соединениям Запада; создание систем управляемых космических аппаратов, пилотируемых кораблей и станций; создание баллистических ракет и ракет-носителей.

Во всех направлениях разработок предприятия – крылатых, баллистических, космических – присутствовал неординарный подход к решению задач, к отечественному пути развития техники, который позволял при ограниченных ресурсах не только не отстать от мирового уровня, но в большинстве случаев в однотипных системах превзойти самые передовые страны Запада.

С конца 1950-х годов в ОКБ-52 начались поисковые работы по космической тематике. В 1959 году ОКБ-52 приступило к разработке универсальных ракет, предназначенных для доставки на орбиту Земли средств противокосмической обороны, глобальной морской разведки, а также для доставки на территорию противника ядерных зарядов. Под руководством В.Н.Челомея был разработан целый ряд проектов унифицированных ракет: УР-100, УР-200, УР-500, УР-700, от легкого до сверхтяжелого классов. УР-100 и УР-500 были приняты на вооружение, освоены в серийном производстве.

В 1962 году В.Н.Челомей избирается действительным членом Академии Наук СССР.

Его боевые межконтинентальные ракеты были самыми дешевыми и конкурентоспособными в СССР и, пожалуй, в мире. От этого их надежность не стала хуже. Ему, в отличие от других главных конструкторов, с помощью применения инерциальных систем управления удалось добиться потрясающей точности попадания головной части в цель, что является конечным результатом ракетной стрельбы. УР-100У, например, при дальности полета 10000 км обеспечивала круговое вероятное отклонение головной части от цели в 900 м.

Ракета УР-100 приходила с завода полностью укомплектованной и установленной в герметичном транспортно-пусковом контейнере, заполненном инертным газом – впервые в отечественном ракетостроении ракета при дежурстве изолировалась от воздействия внешней среды. Контроль технического состояния, предстартовая подготовка и пуск были полностью автоматизированы. Управление пусками десятка ракет и другие операции осуществлялись с одного командного пункта. Ракета могла находиться в режиме дежурства до 10 лет и более. Шахтно-пусковые установки для его ракет также не требовали сложной защиты. Первый пуск состоялся в апреле 1966 года, а уже осенью 1966 года началась постановка комплексов УР-100 на боевое дежурство.

В 1964 году В.Н.Челомей предложил концепцию орбитальной пилотируемой станции (ОПС) для решения различных, в первую очередь оборонных задач. Он видел в ОПС мощнейшее средство оперативной космической разведки. Предлагалось создать наблюдательный пункт с комфортными условиями существования для сменяемого экипажа из двух-трех человек, срок существования станции 1-2 года, вывод носителем УР-500К.

В 1965 году ОКБ-52 было преобразовано в Центральное конструкторское бюро машиностроения Министерства общего машиностроения (ЦКБМ), в 1983 году на его основе было образовано Научно-производственное объединение машиностроения (НПО). До своих последних дней эту организацию возглавлял В.Н.Челомей.

Все полеты прошли успешно, корабль показал высокую надежность и эффективность. Кроме того, была показана его возможность стыковаться с любым аппаратом при незначительных изменениях конструкции, что позволяло использовать его в качестве спасателя. Несмотря на это, программа ТКС была закрыта.

В.Н.Челомей отдал космонавтике более 30 лет своей творческой жизни. Он является одним из славной плеяды главных конструкторов ракетно-космической техники. Пожалуй, он был единственным в мире конструктором боевых межконтинентальных баллистических ракет, который с блеском разрабатывал крылатые ракеты, космические аппараты и долговременные орбитальные станции. Его идеи часто опережали время, поначалу казались нереализуемыми и вызывали неприятие у многих руководителей ракетно-космической отрасли и лиц, принимающих решения. Тем не менее, тщательная проработка научного обоснования новых предложений, хорошо продуманная экспериментальная база, как правило, пробивали дорогу новым идеям.

Блестящие организаторские способности помогли В.Н.Челомею создать надежный творческий коллектив, способный решать не только сложнейшие научные и технические задачи, но и преодолевать организационные сложности, вызванные внешними причинами. В трудные времена коллективу помогало выжить и не утратить творческий потенциал разнообразие тематики.

Вплотную занимаясь разработкой и созданием образцов ракетно-космической техники, В.Н.Челомей не оставлял научную работу. Его основные труды посвящены теории колебаний, динамической устойчивости упругих систем, конструкции и динамике машин, теории сервомеханизмов. Значительные результаты получены в развитии методов прикладной математики.

Одно из его важнейших теоретических исследований касается проблем устойчивости упругих динамических систем. Впервые в этой области механики им была составлена бесконечная система линейных дифференциальных уравнений с периодическими коэффициентами и разработан метод приближенного решения этой задачи. Были предложены практические рекомендации для определения областей неустойчивости сложных систем. В дальнейшем академик Челомей расширял класс рассматриваемых систем, в ряде случаев получил аналитические решения. Большинство его теоретических работ заканчивалось выводом расчетных формул, которыми удобно пользоваться на практике. Вклад В.Н.Челомея в решение проблем динамической устойчивости упругих систем признан в мировой науке основополагающим.

Депутат Верховного Совета СССР 9-11 созывов.

Умер 8 декабря 1984 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награжден 5 орденами Ленина (16.09.1945, 26.06.1959, 29.06.1964, 28.06.1974, 29.06.1984), орденом Октябрьской революции (26.04.1971), медалями.

Лауреат Ленинской премии (1959) и трех Государственных премий (1967, 1974, 1982).

В 1964 году удостоен Золотой медали имени Н.Е.Жуковского за лучшую работу по теории авиации, в 1977 году – Золотой медали имени А.М.Ляпунова – высшей награды АН СССР за выдающиеся работы в области математики и механики.

Действительный член Международной академии астронавтики (1974).

Бюсты академика В.Н.Челомея установлены в Москве возле МВТУ имени Баумана и в Байконуре, мемориальные доски – в Киеве на доме, где он жил и на здании Киевского института инженеров гражданской авиации (ныне Национальный авиационный университет), в Полтаве – на здании школы №10, в которой он учился. На территории НПО машиностроения создан мемориальный кабинет Героя. В Полтавском музее авиации и космонавтики открыт мемориальный зал В.Н.Челомея. Учреждена медаль имени В.Н.Челомея, которой отмечаются деятели науки и техники за выдающиеся работы в области ракетно-космической техники. В 2000 году создан Союз ученых и инженеров имени академика В.Н.Челомея.

На определенном этапе своего существования Советский Союз остро нуждался в защите своих рубежей от ударов вероятного противника. Большой вклад в создание ракетно-ядерного щита внес главный конструктор Владимир Челомей.

Содержание статьи

Владимир Челомей

  • Владимир Челомей: краткая биография
  • Владимир Мельников: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Владимир Алмазов: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Начало пути

В юности хорошим другом Владимира Челомея был Александр Данилевский, праправнук Пушкина. После школы молодой человек поступил в Киевский политехнический институт на факультет самолетостроения. Уже в студенческие годы Владимир Николаевич пишет научные статьи, которые публикуются в тематических сборниках. Через два года после окончания института он защитил кандидатскую диссертацию. Когда началась война, его назначили руководителем группы в Центральном институте авиационного моторостроения, которая занималась созданием воздушно-реактивного двигателя.


На переднем крае науки

В последние месяцы войны Челомея назначили главным конструктором авиационного завода в подмосковном Реутове. Летом 1946 года международная обстановка резко изменилась после пресловутой речи Уинстона Черчилля в американском заштатном городке Фултон. В Советском Союзе вынуждены были адекватно отреагировать на эту речь. Пришлось срочно корректировать стратегические планы обороны страны и направления ответных ударов. Именно в этот период Челомей предложил создать оригинальный вид оружия – крылатую ракету морского базирования.

Признание и личная жизнь

Родина по достоинству оценила вклад академика Челомея в создание ракетно-космического комплекса страны. Ему дважды присвоено почетное звание Герой Социалистического труда. Генеральный конструктор стал лауреатом Ленинской и трижды Государственной премии СССР.

Личная жизнь Владимира Челомея сложилась благополучно. Он прожил всю сознательную жизнь со своей супругой Нинель Васильевной. Муж и жена вырастили и воспитали двоих детей – сына и дочь. Академик скончался от инфаркта в декабре 1984 года.

Советский конструктор ракетно-космической техники. Ученый в области механики и процессов управления. Дважды Герой Социалистического Труда. Академик АН СССР. Профессор. Лауреат Ленинской и трех Государственных премий СССР. Возглавлял Совет главных конструкторов.

Владимир Челомей родился 30 июня 1914 года в города Седльце, Польша. Родители мальчика являлись учителями в местной народной школе. В 1937 году, молодой человек с отличием окончил Киевский авиационный институт. После окончания института, приступил к работе в Институте математики АН УССР и продолжил обучение в аспирантуре.

Летом 1941 года Челомей назначен начальником группы реактивных двигателей ЦИАМ имени Баранова, где в 1942 году, создал первый в СССР пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, который устанавливался на ряде летательных аппаратов.

Приказом Наркомата авиационной промышленности от 19 сентября 1944 года, назначен на должность Главного конструктора и директором опытного авиационного завода №51, где к началу 1945 года создан самолет-снаряд 10Х. Затем, ученый отошел от практической конструкторской работы, и занимался наукой и преподаванием, однако тематику крылатых ракет не оставил.

Позже, разработками Челомея заинтересовалось командование Военно-морского флота, и в июне 1954 года в подмосковном Тушино на моторном заводе №500 была организована специальная конструкторская группа по проектированию крылатой ракеты второго поколения. В прототипе создаваемой ракеты, реализовывались ряд новых идей опытного конструктора, что позволило опередить США в вопросе вооружения подводных лодок.

В 1955 году Владимиру Челомею перешел в подчинение механический завод в городе Реутов, где было создано ОКБ-52 Министерства авиационной промышленности. За короткое время, под непосредственным руководством Владимира Николаевича КБ выросло и превратилось в мощную научно-конструкторскую организацию.

С 1956 года начался этап признания места Челомея и возглавляемого им КБ в ряду ведущих предприятий оборонных отраслей промышленности. Возрождение конструкторского бюро в Реутове позволило развернуть работы по созданию принципиально нового типа крылатой ракеты с раскрывающимся в полете крылом, а также выиграть соревнование в условиях жесткой конкурентной борьбы со сложившимися авиационными КБ Микояна, Ильюшина и Бериева и открыть дорогу к перевооружению Военно-Морского Флота страны комплексами ракетного оружия.

В 1958 году конструктора избирали член-корреспондентом АН СССР.

В 1959 году Челомей получил назначение на должность Генерального конструктора ОКБ-52. В 1959 году ОКБ-52 приступило к разработке универсальных ракет, предназначенных для доставки на орбиту Земли средств противокосмической обороны, глобальной морской разведки, а также для доставки на территорию противника ядерных зарядов. Под его руководством разработан ряд проектов ракет: УР-100, УР-200, УР-500, УР-700, от легкого до сверхтяжелого класса.

Начиная с 1974 года, параллельно с трудовой, научной и общественной деятельностью, Челомей Владимир Николаевич являлся депутатом Верховного Совета СССР. Отмечен государственными наградами и знаками отличия. Лауреат Ленинской и Государственных премий.

Владимир Николаевич Челомей скончался 8 декабря 1984 года в городе Москва. Похоронен великий ученый на Новодевичьем кладбище столицы.

Достижения Владимира Челомея

Основные труды Владимира Челомея

Основные научные труды: Конструкция и динамика машин, теории колебаний, динамическая устойчивость упругих систем, теория сервомеханизмов.

Награды Владимира Челомея

Дважды Герой Социалистического Труда
Пять орденов Ленина
Орден Октябрьской Революции
Различные медали
Ленинская премия
Три Государственных премии

Память об Владимире Челомее

Памятник на площади Академика Челомея в городе Реутов

Памятник на Лефортовской набережной в городе Москва

Памятник на аллее Космонавтов в городе Москва

Бюст в городе Байконур во дворе Международной космической школы имени академика Владимира Челомея

Мемориальная доска на здании школы № 10 в Полтаве

Бюст на аллее славы Киевского политехнического института имени Игоря Сикорского

Бронзовая мемориальная доска на фасаде здания Киевского института инженеров гражданской авиации

Семья Владимира Челомея

Супруга - Челомей Нинель Васильевна

Сын - Челомей Сергей Владимирович
Дочь - Талызина Евгения Владимировна

Ракета-носитель "Протон", первоначально УР-500. Одна из наиболее используемых в советской космонавтике. Одна из самых надёжных из когда-либо созданных. Всего за последние почти полвека разные модификации этой ракеты-носителя совершили более 360 стартов. А появился "Протон" на свет благодаря настойчивости знаменитого конструктора Владимира Челомея.

Когда-то Владимир Челомей сказал: "Только слабые покоряются и забываются, сильные же вызывают на неравный бой сильную судьбу". О нем же самом говорили много: плохое и хорошее, низкое и высокое. Ученый Сергей Хрущев, сын бывшего Первого секретаря ЦК КПСС, работал с Челомеем над "Протоном". Он вспоминал о нем: "Он родился личностью и личностью прожил свою жизнь". И вот с этим мало кто поспорит.

Начало пути

Владимир Челомей родился на территории современной Польши в 1914 году – всего за месяц до начала Первой мировой. Его родители были учителями. Вскоре семья переехала в Полтаву. Там мальчик попал в интеллектуальную среду. Челомеи жили в одном доме с потомками Пушкина и Гоголя — Быковыми и Данилевскими, у которых часто бывали Макаренко и Короленко. Кстати, лучшим другом Владимира был праправнук Пушкина – Александр Данилевский, в будущем известный ученый-энтомолог, один из основоположников теории фотопериодизма насекомых.

Взлеты и падения

Владимир Челомей уже на втором курсе начал свою научную деятельность. За всю жизнь он написал множество трудов по динамике и конструкции машин, теории колебаний, теории сервомеханизмов, динамической устойчивости упругих систем и т. д. В 1940 году он входит в число 50 лучших молодых ученых СССР, которых принимают в специальную докторантуру при Академии наук. При чем 26-летний Владимир Челомей – самый молодой из них. И хотя докторская диссертация была написана и защищена в кратчайшие сроки, война меняет планы. Челомей начинает работу в Центральном институте авиационного моторостроения имени П. Баранова.

13 июня 1944 было совершенно первое боевое применение германских крылатых ракет Фау-1. Удар был нанесён по Лондону. Все конструкторы мира задались целью воспроизвести немецкую ракету, новое невиданное оружие. Свое первое КБ Челомей получил еще в конце войны как раз для этого. Но попал под горячую руку руководства. Конструктора преследовала серия неудач, генсек назвал Владимира Челомея "фантазером", и КБ у него отобрали. На 9 лет ученый остался без серьезных проектов.

Но сдаваться было не в духе конструктора. Прошло время, и он опять занялся забытым проектом. В 1957 году начались испытания первой в мире ракеты с автоматически раскрывающимся в полете крылом, стартующей из герметичного контейнера минимальных габаритов. Туполев назвал эту затею цирком, но когда на испытании ракета взлетела, великий авиаконструктор пожал руку Челомею. Так появилась П-5.

Засекреченный генеральный конструктор

В 1959 году Челомея назначают генеральным конструктором авиационной техники СССР. При этом, все знали и боготворили именно Королева. Его рассекретили сразу же после смерти, превратили в легенду. Когда же умер Владимир Челомей, его имя стало известно только через 5 лет. И то непонятно, по той ли причине, что решили: пора. Или потому, что на дворе стоял 1989 год, и многие вещи уже и так стали доступны общественности.

В КБ у Владимира Челомея работал сын Хрущева – Сергей. Было ли это причиной основной или дополнительной, но правление Никиты Сергеевича было золотой эпохой для конструктора. Генсек сокращает авиацию и флот, поощряя при этом конструкторов ракетно-космических систем. Так, Владимиру Челомею досталось авиастроительное ОКБ-23 Владимира Мясищева и авиационный завод им. Михаила Хруничева – лучшее на то время предприятие такого профиля в Союзе. Это породило шутки, что "к одинокой реутовской "пуговице Челомея" пришили "хруничевское пальто", а Большой театр срочно готовится к закрытию по причине передачи его Челомею в качестве "красного уголка". Но в 1964 когда Хрущева отсранили, для конструктора начались трудные времена.

Непростой характер

Владимир Челомей был очень противоречивым человеком. С одной стороны, он мог быть хитрым и даже пронырливым. Рассказывают, что однажды притворился больным, чтобы получить право первым представлять свой проект генсеку. С другой, не любил никому подчиняться, мог поссориться с подчиненными, коллегами, начальством. Однажды на министерском совещании, не выдержав потока аргументов против своего перспективного проекта, Челомей бросил в лицо высокопоставленному чиновнику: "Вы – центрпробка!". Возможно, другому бы за такое не поздоровалось, но конструктор к тому временем был уже практически незаменим. Тем не менее, такой тяжелый характер не способствовал хорошему отношению власти.

Пришедший к власти Брежнев не то, чтобы притеснял конструктора, но и не благоволил ему. Это легко проиллюстрировать на истории с космической программой "Алмаз". В то время, как Владимир Челомей уже занимался подготовкой к запуску, ему поступило указание сверху – передать все чертежи и готовые корпуса орбитальной пилотируемой станции в другое КБ, которое раньше возглавлял Сергей Королев. Первую в мире долговременную орбитальную станцию переименовали в "Салют", и 19 апреля 1971 года запустили в космос на ракете-носителе "Протон", которую разрабатывал все тот же Челомей.

Конструктор-гений

Умер Владимир Челомей от сердечного приступа в больнице, куда изначально попал с переломом ноги. Зимним утром 8 декабря 1984 года он позвонил супруге и сказал: "Я такое придумал. Я такое придумал!" Это были последние слова гениального конструктора. Ему было 70 лет.

Имя Владимира Челомея увековечено в названиях улиц, учебных заведений и даже астероида. Его памятники и бюсты установлены во многих городах. В 2011 году монумент единственному в мире конструктору, который с блеском разрабатывал и долговременные орбитальные станции, и космические аппараты, и крылатые ракеты поставили и на аллее выдающихся ученых в родном КПИ.


Влади́мир Никола́евич Челоме́й (17 (30) июня 1914, Седлец, Российская империя (ныне территория Польши) — 8 декабря 1984, Москва, СССР) — советский учёный в области механики и процессов управления, академик АН СССР (1962). Дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1963).

Содержание

Биография

Владимир Николаевич Челомей родился 30 июня 1914 года в семье учителей народной школы губернского города Седльце (Siedlce) Привислинского края.

В 1937 году окончил Киевский авиационный институт, где остался работать преподавателем.

В 1941 году начал работать в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ) в Москве.

В 1952 стал профессором МГТУ им. Баумана, в 1962 году — академиком АН СССР.

С 1974 года — депутат Верховного Совета СССР.

Достижения

Основные труды по конструкции и динамике машин, теории колебаний, динамической устойчивости упругих систем, теории сервомеханизмов.

Награды

Лауреат Ленинской премии (1959) и трёх Государственных премий (1967, 1974, 1982).

Память

См. также

Примечания

Ссылки

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О • П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Щ • Э • Ю • Я
Дважды Герои • Трижды Герои

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 30 июня
  • Родившиеся в 1914 году
  • Родившиеся в Седльце
  • Родившиеся в Люблинской губернии
  • Умершие 8 декабря
  • Умершие в 1984 году
  • Умершие в Москве
  • Доктора технических наук
  • Действительные члены АН СССР
  • Герои Социалистического Труда
  • Кавалеры ордена Ленина
  • Кавалеры ордена Октябрьской Революции
  • Лауреаты Ленинской премии
  • Лауреаты Государственной премии СССР
  • Конструкторы ракетно-космических систем
  • Выпускники Национального авиационного университета
  • Конструкторы СССР
  • Дважды Герои Социалистического Труда
  • Основоположники советской космонавтики
  • Персоналии:Реутов
  • Преподаватели МГТУ
  • Лауреаты премии им. Ляпунова
  • Лауреаты премии Н.Е. Жуковского
  • Похороненные на Новодевичьем кладбище
  • Депутаты Верховного Совета СССР 11 созыва
  • Депутаты Верховного Совета СССР 10 созыва
  • Депутаты Верховного Совета СССР 9 созыва
  • Машиностроители

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Челомей, Владимир Николаевич" в других словарях:

Челомей, Владимир Николаевич — Владимир Николаевич Челомей. ЧЕЛОМЕЙ Владимир Николаевич (1914 84), ученый в области механики и процессов управления. Под руководством Челомея в СССР разработаны ракета носитель и искусственный спутник земли “Протон”, некоторые другие… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Челомей Владимир Николаевич — [р. 17(30).6.1914, Седлец], советский учёный в области механики и процессов управления, академик АН СССР (1962; член корреспондент 1958), дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1963). Член КПСС с 1941. После окончания в 1937 Киевского… … Большая советская энциклопедия

ЧЕЛОМЕЙ Владимир Николаевич — (1914 84) российский ученый, академик АН СССР (1962), дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1963). Руководил разработкой ракеты носителя и искусственного спутника Земли Протон , искусственного спутника Земли Полет , орбитальных станций типа … Большой Энциклопедический словарь

Челомей Владимир Николаевич — (1914 1984) советский учёный в области механики и процессов управления и конструктор в области авиационной и ракетно космической техники, академик АН СССР (1962; член корреспондент 1958), дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1963). После… … Энциклопедия техники

Челомей, Владимир Николаевич — [р. 17(30) июня 1914] сов. ученый в области механики, чл. корр. АН СССР (с 1958). Чл. КПСС с 1941. После окончания в 1937 Киев. авиационного ин та преподавал там. В 1941 44 работал в Центральном ин те авиационных моторов, а затем в ряде других н … Большая биографическая энциклопедия

Читайте также: