Педагогика это наука или искусство эссе кратко

Обновлено: 02.07.2024

Слово "педагогика" имеет несколько значений. Во-первых, им обозначают педагогическую науку. Во-вторых, есть и такое мнение, что педагогика - это искусство, и тем самым она как бы приравнивается к практике. Иногда под педагогикой понимают систему деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях, установках. Такая неоднозначность нередко приводит к путанице, порождает неясность. В последнее время этим словом стали обозначать представление о тех или иных подходах к обучению, о методах и организационных формах: педагогика сотрудничества, педагогика развития, музейная педагогика, педагогика отождествления и т.д.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Педагогика как наука . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Педагогика как искусство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Различия и сходства педагогики как науки и искусства . . . . . . . . . . . . . 11
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

Файлы: 1 файл

эссе.docx

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет

художественно-графический факультет кафедра дизайна и МПО

Педагогика: наука или искусство?

Выполнила Мардарьева К.В.

студентка 1 курса

ДПИ и дизайн, группы Д-4

Проверил Пайгусов А.И.

К.П.Н., доцент кафедры

педагогики и Яковлевововедения

Педагогика как наука . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Педагогика как искусство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

Различия и сходства педагогики как науки и искусства . . . . . . . . . . . . . 11

Слово "педагогика" имеет несколько значений. Во-первых, им обозначают педагогическую науку. Во-вторых, есть и такое мнение, что педагогика - это искусство, и тем самым она как бы приравнивается к практике. Иногда под педагогикой понимают систему деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях, установках. Такая неоднозначность нередко приводит к путанице, порождает неясность. В последнее время этим словом стали обозначать представление о тех или иных подходах к обучению, о методах и организационных формах: педагогика сотрудничества, педагогика развития, музейная педагогика, педагогика отождествления и т.д.

Вопрос о том, куда следует отнести педагогику, к разряду наук или к искусствам, время от времени возобновляется. Очевидно, это вопрос чисто теоретический, вопрос классификации, но имеющий важность для педагога. Что же в самом деле за вещь педагогика и сам педагог есть ли в некотором роде художник или человек науки?

Нет никакого сомнения, что вопрос о том, считать ли педагогику наукой или искусством, разрешится вполне, если будет отчетливо выяснено и определено, что такое наука, что такое искусство и чем занимается педагогика.

Цель данного эссе – описать педагогику как науку и искусство и проанализировать, чем же является педагогика.

Педагогика как наука

Можно сказать, что вообще наука есть изучение явлений со всевозможных сторон, их свойств, взаимоотношений, разнообразных сочетаний друг с другом, причин и условий возникновения. С этой точки зрения и педагогика, и теория всякого вообще так называемого искусства будет наука.

Определение объекта, предмета, функций и задач педагогики поможет выяснить, что такое педагогика. В качестве критерия нужно пользоваться общепринятыми определениями науки, ее предмета и объекта, также ее функциями.

Наука определяет сферу человеческой деятельности, ее задача – выработать и систематизировать объективные знания о действительности.

Цель науки – описать, объяснить и спрогнозировать процессы и явления действительности, которые составляют предмет ее изучения на основании открываемых законов.

Объект науки – категория, которая обозначает целостность, выделенную из реального мира, и выступает в качестве области человеческого познания.

Предмет науки – это наиболее важные признаки, свойства объекта, которые исследуются с определенной целью в данной науке.

Можно выделить три концепции во взглядах ученых на педагогику.

Первая концепция представляет собой мнение, что педагогика – междисциплинарная область человеческого знания. Если рассматривать педагогическую науку с такой точки зрения, то в этом случае совершенно теряется смысл и значение педагогики как самостоятельной науки. Данный подход дает представления о педагогике, как о несамостоятельной науке, объясняя ее как область отражения педагогических явлений. В данном случае в педагогике рассматриваются различные объекты действительности, например, космос, социализация, развитие.

Вторая концепция представляет педагогику как прикладную дисциплину, задачей которой является опосредованное использование знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решениям некоторых задач, которые возникают в сферах воспитания и образования.

И первая, и вторая концепции подхода к педагогике отрицают право педагогики на свой предмет и, следовательно, собственное теоретическое определение, подменяя его совокупностью положений, взятых из других наук. Это очень отрицательно отражается на педагогической практике. Только педагогика позволяет достаточно подробно, емко, систематично отразить суть явлений и процессов, происходящих в практической деятельности обучения, воспитания человека. Ни одна наука не изучает педагогическую действительность так полно и углубленно. Такой подход не может позволить разработать основательный фундамент для функционирования и преобразования педагогической практики.

Эффективной и продуктивной для науки и практики является третья концепция, по которой педагогика является относительно самостоятельной дисциплиной, со своим объектом и предметом изучения.

Педагогика рассматривается как наука потому, что имеет свой предмет (целостный педагогический процесс); обширную информацию о нем; понятийный аппарат, свидетельствующий о степени систематезированности имеющейся информации; описание закономерностей, характеризирующих целостный педагогический процесс. Педагогика – это наука и потому, что неотъемлемой ее частью является педагогическое прогнозирование. Как наука она представляет собой совокупность знаний, лежащих в основе научной картины целостного педагогического процесса (педагогическая теория).

Педагогика как искусство

Что же такое искусство? Искусство – это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. В более широком значении искусством называют любую деятельность, совершаемую мастерски, искусно в технологическом и эстетическом смысле, а также высокий уровень мастерства в любой деятельности.

Значит, говоря о педагогике как области искусства, мы по всей вероятности должны вести речь об умении, мастерстве педагога.

В естественнонаучном познании личностные качества ученого, оценки не имеют решающего влияния на результаты его деятельности. Но в педагогической науке, педагогической деятельности личность педагога, его талант, мастерство (или их отсутствие) имеют решающее значение.

Чисто практическую педагогическую деятельность называют "искусством, созданным на научной основе". Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.

Наука и искусство принципиально отличаются способами распространения. Науку нужно изучать, и иначе ее не постигнешь. А искусство можно перенять; миллионы людей воспитывают своих детей, достигая прекрасных результатов, не изучая науку, а перенимая искусство растить детей у своих родителей и близких. Иначе говоря, педагогику можно назвать наукой о развитии таланта к воспитанию детей. Педагогика - единственная наука, которая признает тайну, интуицию, судьбу, оставаясь при этом строгой наукой.

Влияние личности педагога на педагогическую деятельность особенно велико и существенно уже потому, что воспитание включает в себя межличностные отношения, индивидуальный облик воспитателя, чутье, интуицию, находчивость, такт и многие другие субъективные качества, которые выступают как реальные и действенные факторы искусства воспитания.

Педагогическая наука не может предусмотреть это бесконечное множество конкретных ситуаций, дать указания для каждого отдельного затруднения. Это противоречие разрешает практическая педагогическая деятельность.

Педагогика фиксирует типичные обстоятельства и типичные трудности, содержит богатый арсенал педагогических средств, анализирует условия их успешного применения. Педагог - мастер извлекает из этого богатства то, что ему требуется: применительно к особенностям каждого индивидуального случая он действует творчески.

Таким образом, мы приходим к пониманию того, что педагогическое искусство есть не что иное, как педагогическое мастерство учителя. "Мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности", по мнению И.А. Зязюна, включает в себя комплекс свойств личности:

1. Гуманистическая направленность, выраженная в его активной позиции при выстраивании педагогического процесса;

2. Профессиональные знания, дающие ему глубину, основательность, осмысленность действий;

3. Педагогические способности, обеспечивающие скорость его совершенствования;

4. Педагогическая техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет все средства увязать с целью, сделать педагогическую деятельность гармоничной.

Анализ современной педагогической теория и практики позволяет установить, что в работе каждого воспитателя, который стремится стать мастером, повторяется ряд типичных умений. Ю.П. Азаров на основе опроса различных групп учителей и руководителей школ определил группу умений, которые характеризуют педагогическую деятельность как творческую [16, c.48]:

- умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире детей, каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях;

- умение организовывать жизнь детей;

- умение требовать и доверять;

- умение быстро ориентироваться и переключать внимание;

- умение играть с детьми;

- умение оценивать ситуацию с различных сторон;

- умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное;

- умение в случайном факте увидеть существенное;

- умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородными приемами воздействия;

- умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями.

Педагогика - область культуры, интегрирующая три компонента: искусство, науку, практическую деятельность по организации и взаимодействию людей. Это взаимодействие осуществляет межличностный обмен знаниями, ценностями, опытом творческой деятельности и индивидуальным опытом.

Различия и сходства педагогики как науки и искусства

Искусство же в собственном смысле слова имеет свою особую область и от науки отделяется отчетливо: оно преследует прежде всего цели не знания, а эстетического наслаждения, красота - его существенный и наиболее характерный элемент. Впрочем, противопоставлять науку и искусство нельзя: они имеют и некоторые сходства между собой, и некоторые различия. Сходства следующие: и наука, и искусство создают нечто новое, не существовавшее до сих пор; и та и другое нуждаются в деятельном участии органов внешних чувств для собирания наблюдений, обработки их и проверки, для художественного выражения известной идеи в определенной материальной форме; ни наука, ни искусство никогда не занимаются одним явлением ради него самого, их предмет постоянно общее. Эта черта и науки и искусства весьма важна, она признак высоты умственной деятельности. Отдельных явлений бесконечное множество, и изучить их научно или художественно изобразить невозможно. Изучая и изображая отдельное, и наука и искусство всегда стремятся отыскать в этом отдельном общее и ради этого общего и ценят отдельное. Привязанность к общему науки и искусства объясняется тем, что они основной своей задачей ставят объяснение явлений, подразумеваемых под известной формулой или продуктом художества, выяснение их смысла и значения. Что наука имеет своей существенной задачей объяснять явления - это понятно; но к тому же стремится и искусство. Нельзя смотреть на произведения художника как на простой результат случайной игры его фантазии, которая направляется в такие стороны и избирает такие предметы, какие пришлось. Раскрыть смысл известной группы фактов, представить их объясняющую идею в наглядной форме - вот задача деятельности настоящего художника.

При сходствах между наукой и искусством есть и различия: искусство на первом плане ставит эстетичность своих продуктов, гонится за красотой, чего наука не делает. Если эстетический элемент и входит иногда в произведение науки, то как добавочный, второстепенный, случайный, не связанный с самим существом научного дела; произведения искусства имеют внешнюю форму - индивидуальную и наглядную, науки же - общую и отвлеченную. Выяснять явления - существенная задача науки и искусства. Но это выяснение явлений наукой и искусством совершается неодинаково: наука, выясняя явления, приводит их к отвлеченным формулам и законам, в которых всякая отдельность и индивидуальность пропадают; искусство своим изображениям явлений, выясняющим эти последние, придает, напротив, индивидуальную форму, снабжает их как бы личными признаками; но это только одна форма, потому что в ней скрывается общее содержание; искусство по сравнению с наукой более материально и более нуждается в органах внешних чувств. Конечно, и наука часто обращается к материи и в изменениях материи выражает результаты своих исследований. Но объектами научного изучения бывают и не материальные явления, и результаты исследования часто выражаются в отвлеченных формулах, хотя и имеющих некоторую материальность (слово, письмо); искусство же преимущественно имеет дело с материей и продукты своего творчества выражает постоянно также в материи, хотя и с этой стороны искусства бывают очень различны: одни сравнительно духовны, какова поэзия, а другие очень материальны, какова архитектура.

Что же такое искусство? Искусство – это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. В более широком значении искусством называют любую деятельность, совершаемую мастерски, искусно в технологическом и эстетическом смысле, а также высокий уровень мастерства в любой деятельности. Значит, говоря о педагогике как области искусства, мы по всей вероятности должны вести речь об умении, мастерстве педагога.

Что же такое наука? Можно сказать, что вообще наука есть изучение явлений со всевозможных сторон, их свойств, взаимоотношений, разнообразных сочетаний друг с другом, причин и условий возникновения. С этой точки зрения и педагогика, и теория всякого вообще так называемого искусства будет наука.

И наука, и искусство создают нечто новое, не существовавшее до сих пор; и та и другое нуждаются в деятельном участии органов внешних чувств для собирания наблюдений, обработки их и проверки, для художественного выражения известной идеи в определенной материальной форме; ни наука, ни искусство никогда не занимаются одним явлением ради него самого, их предмет постоянно общее. Я считаю, что эта черта и науки и искусства весьма важна, она признак высоты умственной деятельности. [3]

Безусловно, при сходствах между наукой и искусством есть и различия : искусство на первом плане ставит эстетичность своих продуктов, гонится за красотой, чего наука не делает. Выяснять явления - существенная задача науки и искусства. Но это выяснение явлений наукой и искусством совершается неодинаково: наука, выясняя явления, приводит их к отвлеченным формулам и законам, в которых всякая отдельность и индивидуальность пропадают; искусство своим изображениям явлений, выясняющим эти последние, придает, напротив, индивидуальную форму, снабжает их как бы личными признаками; искусство по сравнению с наукой более материально и более нуждается в органах внешних чувств.

Итак, подводя итог, я хочу сказать, что педагогическая наука - это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения. Без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитании, овладение методами педагогического процесса – основа педагогического мастерства. К усвоению педагогики надо подходить как к научно-познавательной деятельности, на базе которой может и должно развиваться педагогическое искусство, как неотъемлемый элемент педагогической деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это должен быть человек, имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к себе, путь упорного каждодневного труда.

Список используемой литературы:

1. Лихачев Б. Т. Сластенин В. А. "Педагогика". – М., 2010. -7с.

2. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. - М., 1980.- 212с.

3. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. - М., 1988. - гл. 20. – 380c.

4. Подласый И. П. Педагогика. -М. ,1996.–220c.

5. Шапоринский С. А. Процесс научного познания и процесс обучения. - М., 1980.- 145с.

Наука добрых дел Никто не будет спорить, как важно формировать у дошкольников устойчивую потребность в получении знаний, в проявлении добра, милосердия,.

Одна из самых популярных дискуссий - является ли педагогика искусством или наукой. Я неоднократно слышала, как люди спорят об этом и сама неоднократно вступала в полемику. В своем эссе я хотела бы рассмотреть этот вопрос и предложить свое видение проблемы.

Педагогика как искусство

С самого начала педагогике был присвоен статус искусства - искусства учить, приводить детей к знаниям. Эта концепция напоминает нам о том, что профессия педагога зародилась в Древней Греции. В то время роль воспитателей выполняли рабы, которым была поручена благородная задача - проводить детей хозяина в школу, заботиться об их внешности и сопровождать их во время работы и игр.

Не смотря на то, что наиболее успешная деятельность в области обучения в первую очередь связана с созданием условий, в которых наши ученики могут обучаться наиболее эффективно, все-таки талант учителя зависит не от генетической предрасположенности, а от твердого понимания сущности педагогического процесса, искренней любви к детям и своему делу, а также от упорной работы над собой.

Педагогика как наука

В конце XIX века развитие таких научных направлений, как социология и психология, сопровождается возникновением педагогики как прикладной науки, то есть ее начинают рассматривать как настоящую науку. Педагогика теперь рассматривается как наука с пониманием того, что ее конечная цель, как и в других случаях, состоит не столько в описании или объяснении, сколько в том, чтобы направлять процесс преподавания и обучения. То есть это область науки, которая может научить нас учить. Сослагательное наклонение здесь не случайно, поскольку педагогика - как наука об обучении - не является полностью сформированной дисциплиной, оставляя место для других образовательных наук.

Применение научных методов в педагогике заметить достаточно просто. Педагогика как наука означает, что существуют различные стратегии и практики, которые посредством исследования доказали свою эффективность в обучении. И учитель должен использовать результаты этого исследования в своей работе так же, как это делает, например, врач.

Педагогику можно считать наукой еще и потому, что учитель постоянно анализирует данные об успеваемости своих учеников посредством наблюдений. Он анализирует качество обучения и какими образом достигается величина этого показателя. Более того, как и деятели науки, учителя пробуют разные подходы в применении новых стратегий и методов обучения, чтобы выяснить их эффективность в своей работе.

Такой взгляд на обучение время от времени осуждается за общий характер и безличность. Это связано с тем, что наши ученики все-таки не являются подопытными. Они несут с собой в класс свои надежды, страхи, радости и печали. Каждый из них может нас удивить, создать нечто новое, найти проблемы, выработать идеи, которые помогут продвигаться дальше в изучении и развитии понимания сущности различных дисциплин.

По моему мнению, педагогика, вероятно, - это немного искусства и немного науки, и они отлично сочетаются. Но что, если мы полностью изменим взгляд на эту дискуссию?

Даже не вдаваясь в длительные размышления, хочется сказать: безусловно, педагогика это и наука, и искусство.


Спорить с тем, что Педагогика – это наука, думаю, в наши дни уже ни кто не станет. Педагогика давно приобрела статус науки.

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги - это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. На Руси (XII в.) первые учителя получили название "мастера", это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам и т.д.

Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей, теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX века. Но в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики, следующее - это наука о воспитании человека.

Думаю, у этого утверждения тоже не найдется слишком много оппонентов. Поскольку процесс воспитание поистине можно сравнить с искусством, особенно если вспомнить таких метров как Антон Семенович Макаренко, Виктор Фёдорович Шаталов, Василий Александрович Сухомлинский.

Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области.

Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному.

В месте с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.

В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры, как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат — художественное произведение.

Если рассматривать искусство как вид деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному, или направленный на создание эстетически-выразительных форм, то да, безусловно, Педагогика – это искусство.



Я очень люблю свою работу. На мой взгляд, нет другой такой судьбоносной, такой предопределяющей профессии (я не беру в расчёт профессии от которых зависит наша жизнь). В этой работе я рассуждаю на тему о принадлежности труда педагога к сфере науки или к сфере искусства.

Баданина Юлия Михайловна
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная)
начальная школа-детский сад №2 города Нерюнгри

При рассмотрении данной темы, на мой взгляд, необходимо обозначить некие критерии, согласно которым, в последствии, мы и сделаем заключение о принадлежности педагогической деятельности к одной из указанных сфер (или, соответственно, к обеим).

Сразу оговорюсь - я лицо не только заинтересованное (в силу принадлежности к данной профессии), но и абсолютно уверенное в том, что деятельность педагога не просто принадлежит к сфере искусства – она и есть искусство.

Но об этом позже, а сейчас давайте обратимся к теории вопроса.

Своим происхождением учительская профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности, назначение которой - подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры. [1]

Осмысливая развитие педагогической теории, нельзя не обратить внимания на то, что педагогика иногда рассматривается как наука и как искусство. Есть историческая причина подобного смешения этих терминов. В XIX в. существовало два понятия: педагогика и педагогия. Первое обозначало науку о воспитании, второе – относилось к практической воспитательной деятельности. Затем эти понятия слились, что давало повод считать педагогику и наукой, и искусством. [2] Но правильно ли это? Мнения на этот счёт различны.

К.Д. Ушинский отмечал, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания.

Но, наиболее созвучны с моей внутренней позицией слова педагога С. Соловейчика: "Воспитание и обучение детей - это искусство, одно из сложнейших человеческих искусств. А педагогика - наука об искусстве воспитания и обучения детей, стопроцентная наука и стопроцентное искусство”. [3]

И разве не искусство - умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях, умение организовывать жизнь детей, умение требовать и доверять, умение играть с детьми, умение оценивать ситуацию с различных сторон, умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное, умение в случайном факте увидеть существенное, умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородными приемами воздействия, умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями, предусмотреть бесконечное множество конкретных ситуаций, дать указания для каждого отдельного затруднения. На мой взгляд – это искусство! Искусство владения педагогическим мастерством. Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.

А основа учительского мастерства - знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса. Без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Многовековой опыт обучения и воспитания подрастающих поколений, результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности – это и есть педагогическая наука.

Таким образом, очевидно, что педагогическая профессия, без синтеза обеих составляющих, никогда не даст полноценного результата. Мастерство в совокупности с творческим потенциалом – вот качества истинного педагога!

Я каждый день ощущаю себя и актрисой и учёным, и учителем и учеником, а самое главное – творцом нашего будущего поколения. И тут уж, поверьте, и без науки, и без искусства – никуда…

Список используемой литературы.
1. Хрестоматия по истории педагогики /Сост. Г. П. Вейсберг, Н. А. Желваков, С.
А. Фрумов. Т. 2, Ч. 1., М., 1940. С. 88.
2. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М., 1980.- 212с.
3. Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики // Советская педагогика. - 1989. - N 11. - С. 10-17.
4. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. – 220c.
5. Шапоринский С.А. Процесс научного познания и процесс обучения. - М., 1980.- 145с.

Читайте также: