Частые нарушения при обращении с медицинскими отходами кратко

Обновлено: 08.07.2024

Пандемия коронавируса, охватившая весь мир с начала 2020 г., дала развитым и развивающимся странам довольно много времени на осознание серьезности инфекционной угрозы. Но, как видим, не всем этих нескольких месяцев оказалось достаточно, и в настоящее время все доступные ресурсы большинства стран брошены на строительство и увеличение мощности лечебных учреждений, разработку вакцин и тестов, выпуск средств индивидуальной защиты и оборудования. При этом следствием таких усилий являются не только успехи в излечении людей, но и рост количества опасных медицинских отходов.

Вызывает опасения появление во многих научных источниках результатов исследований о довольно долгих сроках жизни возбудителя новой коронавирусной инфекции (COVID-19) вне организма человека, которые составляют до трех суток на гладких поверхностях разных материалов[1]. И это не считая иных опасных для жизни и здоровья человека долгоживущих инфекций и вирусов (гепатиты В и С, ВИЧ и др.).

Стоит отметить, что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отнесла отходы медицинской сферы к группе особо опасных еще в 1979 г. и указала на необходимость создания специализированных служб по их уничтожению и переработке, а также по разработке на национальных уровнях дополнительных мер контроля за их обращением.

В 1992 г. в соответствии с Базельской конвенцией[2], стороной которой является и Россия[3], выделены 45 видов опасных отходов, список которых открывается клиническими отходами.

Одной из основных задач государственной политики в области повышения защищенности населения и окружающей среды от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов является развитие и внедрение безопасных технологий обращения с биологическими, в т.ч. медицинскими, отходами[4].

Отсутствие регулирования и последствия

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона № 89-ФЗ[5] отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

И вот уже на протяжении 11 лет[6] по инициативе Минприроды России нормы общего федерального законодательства в области обращения с отходами не распространяются на медицинские отходы, т.е. в отношении данных отходов не проводится паспортизация, деятельность по обращению с такими отходами не лицензируется ни Росприроднадзором, ни Роспотребнадзором, ни одним другим федеральным или региональным органом власти.

Санитарными правилами и нормами не установлено требование о получении специальной лицензии на сбор, транспортирование, обезвреживание, утилизацию и размещение медицинских отходов классов А, Б и В. Единственным регулирующим документом в сфере обращения с медицинскими отходами[7] определено, что отходы класса А и обезвреженные отходы классов Б и В можно размещать на полигонах.

Росприроднадзор осуществляет лицензирование и лицензионный контроль в сфере обращения с отходами производства и потребления, но не с медицинскими отходами. В Федеральном законе № 52-ФЗ[8] также не идет речь о медицинских отходах, а только о санитарно-эпидемиологическом заключении для получения лицензии на деятельность по обращению с отходами производства и потребления I–IV классов опасности.

Обратите внимание

В настоящее время отсутствует система учета перемещения медицинских отходов и отчетности при обращении с ними, в результате чего уполномоченные органы не располагают достоверной и актуальной информацией об их обезвреживании, утилизации и размещении.

Кроме того, не осуществляется тарифное регулирование деятельности по обращению с медицинскими отходами, что дополнительно препятствует созданию современной, безопасной, высокотехнологичной системы обращения с такими отходами.

Вместе с тем медицинские и фармацевтические организации не выведены из-под регулирования законодательства об охране окружающей среды. Так, например, они остались плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду[9], а при передаче предварительно обеззараженных и обезвреженных отходов для размещения на полигоне такие организации обязаны вносить плату с применением повышающего коэффициента как за сверхлимитное размещение, т.к. в отношении медицинских отходов не установлен порядок нормирования и медорганизации не могут оформить лимиты на их размещение.

Один из них — законопроект № 747607-7[10], который 05.07.2019 внесен в Госдуму. Данный законопроект направлен для рассмотрения в комитет по экологии и охране окружающей среды и комитет по охране здоровья. 06.03.2020 получен официальный отзыв Правительства РФ, которое данный законопроект не поддержало.

Пока судьба данной законодательной инициативы довольно туманна. Рассмотрим, какова на сегодняшний день ситуация с нормативно-правовым регулированием системы обращения с медицинскими отходами.

Порядок обращения с медицинскими отходами

Документ, определяющий сегодня на федеральном уровне подробный порядок обращения с медицинскими отходами, — СанПиН 2.1.7.2790-10.

Матрица существующего нормативно-правового регулирования обращения с медицинскими отходами в пределах и вне медицинских и фармацевтических организаций представлена на рис. 1.


Рис. 1. Матрица существующего нормативно-правового регулирования обращения с медицинскими отходами

[1] New coronavirus stable for hours on surfaces // National Institutes of Health (NIH). U.S. Department of Health and Human Services.

[2] Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (заключена в г. Базеле 22.03.1989).

[4] Подпункт 12 п. 16 Основ государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Указом Президента РФ от 11.03.2019 № 97.

[6] После внесения Федеральным законом от 30.12.2008 № 309-ФЗ изменений в п. 2 ст. 2 Федерального закона № 89-ФЗ.

Существует статистика наиболее часто встречающихся нарушений требований СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" в ЛПУ. Это типичные ошибки и упущения ответственных лиц и непосредственных исполнителей, зафиксированные в результате плановой или внеплановой проверки контролирующих органов. Подобные факты могут квалифицироваться как административные правонарушения.

Вот примерный перечень типичных случаев нарушений правил обращения с медицинскими отходами в ЛПУ:

• смешение медицинских отходов разных классов на этапах хранения и транспортирования, п.169 СанПиН 2.1.3684-21;

• отсутствие (недостаточное обеспечение) необходимого оборудования для сбора и перемещения медицинских отходов (тележки, стойки-тележки, многоразовые оборотные контейнеры, одноразовая упаковочная тара, пакеты, бирки-стяжки и т.д), п. 168 СанПиН 2.1.3684-21;

• применение приспособленной, не специализированной тары (пластиковые бутылки, бытовые полиэтиленовые пакеты) для сбора и хранения использованных шприцев и игл, не обеспечивающей безопасность медперсонала при обращении с острым инструментарием, п.175 СанПиН 2.1.3684-21;

• отсутствие актов, подтверждающих факты вывозов и обезвреживания отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющих транспортирование и обезвреживание отходов, п. 209 СанПиН 2.1.3684-21

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа:

- на граждан – от 1000 до 2000 руб.;

- на должностных лиц - от 10 000 до 30 000 руб.;

- на лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 30 000 до 50 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток);

- на юридических лиц - от 100 000 до 250 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Отметим, что согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Правила обращения с опасными медицинскими отходами одинаковы для всех медучреждений. Они четко прописаны в СанПиН 2.1.7.2790-10, за выполнением следят контролирующие органы, ведь речь идет о безопасности людей и экологии. Но из всякого правила бывают исключения: многие медицинские работники не считают необходимым соблюдать требования и с легкостью нарушают их. Кто-то – намеренно, а кто-то – просто по незнанию, без злого умысла. Какие ошибки допускают чаще всего и чем чревата подобная беспечность?

10 главных ошибок при обращении с медицинскими отходами класса Б

№ 1. Смешивание отходов разных классов.

Медицинские отходы класса Б представляют эпидемиологическую опасность, поэтому собирать, транспортировать и утилизировать их нужно отдельно от остальных. Согласно СанПиН 2.1.7.2790-10, для каждого вида мусора предусмотрены специальные методы утилизации и захоронения. Хаотично перемешанные отходы, во-первых, невозможно правильно утилизировать. Во-вторых, они опасны в обращении, сортировать их впоследствии уже нельзя. Сложно предугадать характер опасности такого мусора – он может содержать что угодно.

На фото — перемешанные медицинские отходы разных классов опасности

Неправильно собранные медицинские отходы – как бомба замедленного действия: что там – вирусы, бактерии, радиация?

№ 2. Применение тары, не предназначенной для отходов класса Б.

Собирать использованные шприцы и биоматериалы в обычную тару нельзя. Во-первых, она не обеспечивает необходимой герметизации, значит, вирусы, бактерии, микроорганизмы могут попасть наружу и стать источником заражения. Во-вторых, это затрудняет в дальнейшем идентификацию тары в системе обращения с медотходами. Повышается вероятность ошибок, контейнеры и пакеты могут попадать на обычные свалки. Существует специальная тара с маркировкой, которая снижает риск распространения опасных инфекций и должна использоваться всеми медучреждениями без исключения.

На фото – контейнеры для сбора медицинских отходов класса Б

Такие контейнеры – must-have для всех медучреждений, где образуются отходы класса Б

№ 3. Сбор острых предметов в пакеты.

В целях экономии, чтобы не приобретать контейнеры, в некоторых медучреждениях собирают шприцы, скальпели, иглы в пакеты. Острые предметы с легкостью прокалывают пленку и становятся потенциально опасными для участников сбора, вывоза и утилизации мусора. Кроме того, они контактируют с внешней средой и заражают почву, воздух, воду. Поэтому собирать острый инструментарий можно только в специальные влагостойкие непрокалываемые контейнеры.

№ 4. Заполнение пакета более чем на ¾.

Согласно требованиям, мусорный пакет нельзя заполнять до самого верха. Тем не менее в целях экономии некоторые утрамбовывают мусор, стремясь вместить как можно больше. Подобные действия часто приводят к повреждению тары, к заражению персонала опасными инфекциями. Чтобы избежать этого, пакет нужно завязывать или закрывать с помощью стяжки, как только он заполнится на ¾.

На фото – заполненный пакет для медицинских отходов класса Б

Пакеты для медотходов класса Б нельзя утрамбовывать

№ 5. Неправильная маркировка тары.

На фото – правильно промаркированный контейнер с медотходами класса Б

Маркировка контейнеров с медотходами – важное требование СанПиН

№ 6. Манипуляции с медицинскими отходами, не предусмотренные инструкцией.

Некоторые сотрудники не осознают до конца опасности, которую представляют на первый взгляд безобидные колпачки от шприцев или использованная вата. Они с легкостью перекладывают медотходы, производят с ними различные действия, берут в руки и кладут назад, в пакет или контейнер. Медицинские отходы класса Б должны быть собраны в специальную тару в месте их образования: любые манипуляции с ними опасны.

№ 7. Сбор медицинских отходов класса Б без защитных средств.

Поскольку эпидемиологически опасные медотходы могут привести к заражению, работать с ними необходимо в перчатках, респираторах, а в некоторых случаях – в защитных костюмах. Чтобы заразиться опасной инфекцией, достаточно одного случайного контакта. К сожалению, некоторые медработники по-прежнему не усматривают ничего крамольного в том, чтобы без перчаток собрать медицинские отходы после массовой иммунизации или врачебной манипуляции.

На фото – сотрудники медучреждения в защитных перчатках и масках

Средства индивидуальной защиты должны быть у каждого сотрудника, работающего с опасными отходами

№ 8. Ошибки при временном хранении медотходов.

Даже собранные в правильную тару медицинские отходы класса Б остаются опасными до утилизации – в течение временного хранения. Если этот период превышает 24 часа, их нужно размещать в специализированных холодильниках. В противном случае внутри контейнеров и пакетов начнутся химические реакции с непредсказуемым результатом.

В некоторых медучреждениях этого правила не придерживаются: тара находится в помещении с комнатной температурой воздуха дольше суток. Другие идут еще дальше – располагают емкости на расстоянии менее одного метра к обогревательным приборам. Результат оказывается еще более плачевным, поскольку тепло ускоряет потенциально опасные химические реакции.

№ 9. Отсутствие учета и контроля за движением медицинских отходов класса Б.

Несмотря на строгие правила и санкции за их невыполнение, многие медучреждения по-прежнему халатно относятся к учету обращения медицинских отходов. Технологические журналы хоть и существуют, но не заполняются регулярно, допускаются ошибки при внесении данных. Это затрудняет контроль над процессом, поэтому учащаются случаи контактов сотрудников, пациентов, случайных людей с эпидемиологически опасными отходами.

На фото – технологический журнал учета медицинских отходов класса Б

Ведение учетной документации – не прихоть, а жизненная необходимость: как иначе контролировать обращение опасных отходов?

№ 10. Несвоевременный вывоз медотходов.

По правилам, пакеты нужно вывозить по окончании каждой рабочей смены, а также заменять раз в сутки. В целях экономии, если отходов образовалось меньше нормы, некоторые медработники оставляют начатую тару дольше – на двое, трое суток. Это серьезное нарушение санитарно-гигиенических норм, чреватое бесконтрольным распространением инфекций.

Проблема обращения с отходами лечебно-профилактических организаций (ЛПО) в Российской Федерации в современных условиях рассматривается как важная эпидемиологическая и экологическая компонента безопасности населения страны.

Быстрые темпы урбанизации и современное развитие здравоохранения в стране настоятельно выдвигают для решения проблему обезвреживания, переработки и уничтожения отходов лечебно-профилактических организаций.

Неправильное обращение с медицинскими отходами подвергает работников здравоохранения, тех, кто контактирует с этими отходами и население риску заражения. Такие отходы, как использованное разовое медицинское оборудование – шприцы, могут быть использованы с целью перепродажи и повторного применения без стерилизации, что увеличивает риск заражений.

Отмечается ежегодный рост образования медицинских отходов. За 2010 год на территории Российской Федерации было накоплено 1748747,3 тонн медицинских отходов (в 2005 году - 469 452,5), из них 904 543,8 (51,7 %) – неопасные отходы (класс А), 655 638,2 (37,5 %) опасные (рискованные) отходы (класс Б), 85 599,9 (4,9 %) – чрезвычайно опасные отходы (класс В), 102 701,5 (5,9 %) отходы ЛПУ, по составу близкие к промышленным (класс Г) и 263,9 (0,02 %) – радиоактивные отходы (класс Д).В 2011 г. (по сравнению с 2010 г.) отмечается увеличение количества образующихся медицинских отходов – с 1748747,3 тонн до 1789162,6тонн.

Проведенный анализ состояния обращения с медицинскими отходами, показал, что в большинстве субъектов принимаются меры по безопасному обращению с медицинскими отходами.

Международный опыт обращения с медицинскими отходами показал преимущество применения централизованной системы обращения с медицинскими отходами. Такая система экономически целесообразна и эпидемиологически безопасна.

В настоящее время Правительством Московской области принято решение о перспективном создании централизованной системы обращения с медицинскими отходами в регионе.

Отмечается увеличение принимаемых мер административного воздействия за нарушения при обращении с медицинскими отходами, в 2011 году – 20882, в 2010 году – 16884.

Проведённый контроль за обращением с медицинскими отходами показал, что во многих лечебно-профилактических организациях имеется ряд грубых нарушений требований противоэпидемического режима, выражающихся в отсутствии:

  • достаточного количества специального оборудования, инвентаря и расходных материалов для упаковки медицинских отходов (специальные пакеты, стойки-тележки, одноразовые емкости, многоразовые баки, транспортные внутрикорпусные тележки, либо мини-контейнеры), а также простой и надежной технологии герметизации одноразовой упаковки;
  • маркированных по группам отходов (меж) корпусных контейнеров и помещений (площадок) для временного хранения отходов;
  • холодильного оборудования для хранения пищевых отходов,
  • безопасной транспортной цепи внутри ЛПУ, исключающей возможность контаминации инфицированными медицинскими отходами персонала и пациентов;
  • специального транспорта для перевозки отходов с территории стационара до мест уничтожения (захоронения, сжигания);
  • организованной системы мер в случае аварийных ситуаций;
  • системного подхода к обучению медицинского и обслуживающего персонала правилам обращения с медицинскими отходами.

К числу наиболее актуальных проблем, возникающих при обращении с медицинскими отходами в лечебно-профилактических учреждениях, относится защита медицинского персонала от профессионального заражения инфекционными заболеваниями.

В условиях активной циркуляции вирусов иммунодефицита человека, гепатита В и С, в лечебно-профилактических организациях страны существенно повышается риск инфицирования медицинских работников этими инфекциями при оказании медицинской помощи пациентам (прежде всего, при проведении инъекций) и сборе медицинских отходов (особенно острых) в связи с возможностью аварийных ситуаций.

Количество ЛПО, в которых использованные шприцы собирают в герметичные коробки с последующим сжиганием, в целом по стране составляет всего 4,4%. Число ЛПО, где применяются специальные устройства для удаления игл (иглоотсекатели, иглосъемники или деструкторы игл) за последние 6 лет увеличилось существенно:с 1,4% до 41,5%.

Важным аспектом, существенно влияющим на снижение риска травматизации и инфицирования медицинского персонала гемоконтактными инфекциями при сборе острых медицинских отходов, является применение специальной непрокалываемой тары, что регламентировано действующим законодательством.

На практике, по данным, полученным из субъектов Российской Федерации, в нарушение требований санитарных правил, в ряде субъектов страны значительная часть ЛПО (от 20 до 81,7%), по-прежнему, применяют приспособленную тару (пластиковые бутылки, картонные коробки и т.п.), не позволяющую предотвратить возможность травмирования медицинских работников

В целом по Российской Федерации количество ЛПО, применяющих для сбора острых отходов класса опасности Б и В приспособленную тару, за последние 3 года уменьшилось с 8,9% до 5,5% (в 2005г. – до 61%).

Причинами возникновения профессиональных инфекционных заболеваний у медицинских работников могут послужить нарушения требований санитарного законодательства в части практики обращения с медицинскими отходами, выявленные в субъектах Российской Федерации при проведении контрольно-надзорных мероприятий, в том числе:

Читайте также: