История ссср кратко для детей

Обновлено: 08.07.2024

Об истории СССР дети могут прочитать и в учебниках, но окунуться с головой в атмосферу советского времени книги вряд ли помогут. Для этого есть музеи. А о том, какие музеи смогут интересно показать прошлое наших родителей, бабушек и дедушек, читайте далее.

Современные дети зачастую не слишком знакомы с советским прошлым и атмосферой детства своих родителей, бабушек и дедушек. Окунуться в эту атмосферу, причем не в навязчивой, а скорее в веселой и интерактивной форме, им помогут музеи, посвященные советскому времени и находящиеся в Москве и других городах.

Музей советских игровых автоматов

Адрес: м. Бауманская, ул. Бауманская, 11.

Музей советских игровых автоматов

Музей советских игровых автоматов, который находится в бывшем ангаре недалеко от станции метро "Бауманская", – это настоящий рай не только для детей, но и их родителей, которые хотят возвратиться в детство. Советская история дает о себе знать еще на входе в музей – раритетный телефонный автомат, ретро-кабинка с моментальной фотосъемкой и, конечно же, те самые автоматы с газированной водой, где есть надписи как "с сиропом", так и "без сиропа". Правда, стаканчики выдаются все-таки одноразовые, а не граненые, как это было в советскую эпоху. Правда, заплатить за воду придется по новому тарифу — 50 рублей за стакан, хотя платить вы будете советской монеткой, выданной на эту сумму.

Аппараты с газированной водой

А дальше начинается пространство игры. Примечательно, что в стоимость каждого билета включено 15 жетонов в виде советских монет — поэтому играть можно долго, особенно если родители откажутся от части своих жетонов в пользу ребенка. Здесь представлено все богатство советских игровых автоматов: "Морской бой" и "Морское торпедирование", "Воздушный бой" и "Магистраль", "Городки" и "Сафари", "Снайпер" и "Обгон", "Меткий выстрел" и "Ледокол". Есть также настольные футбол, хоккей, баскетбол, силомер "Репка", мини-кегли — прообраз современного боулинга, "Зимняя Охота". Есть и устройства, похожие по своей графике на допотопные "Денди". Но несмотря на то, что выразительность изображений на старых автоматах куда скромнее, чем на нынешних навороченных, дети остаются в полном восторге. Ведь для них это настоящая экзотика. Здесь около 40 видов автоматов, относящихся к 70-80-м годам прошлого века. Правда, не все из них реагируют на "подачу" монеты с первого раза, иногда, как в старое доброе время надо стукнуть по отверстию, а небольшая часть устройств не функционирует. Но в целом это не омрачает картины праздника.

Игра проходит в сопровождении музыки, а время от времени по музею проводятся и экскурсии. Кстати, интересно, что понравившийся автомат можно на время арендовать. Также в музее проводятся детские праздники.

Часы работы:
с понедельника по четверг с 13:00 до 21:00;
с пятницы по воскресенье с 13:00 до 20:00.
Стоимость билетов для взрослых и детей: 350 рублей.
Примечание: отделение музея есть и в Санкт-Петербурге, и располагается оно по адресу: Конюшенная площадь, 2, литера В.

Адрес: м. ВДНХ, ВВЦ, павильон №2.

Музей СССР находится во втором павильоне ВВЦ, у входа в который стоят опознавательные знаки — старинные машины. Перед входом в сам музей находятся все те же "Морской бой" и автомат с газировкой. Внутри посетителей встречает бравурная музыка, типа знаменитого "Марша Энтузиастов" и подобных композиций, настраивающих на нужный лад. Дети могут увидеть здесь вещи детства своих родителей, бабушек и дедушек и даже прабабушек-прадедушек.

Кстати, здесь немало именно детской атрибутики: учебники, книжки и буквари, настольные игры вроде "Футбола" и "За рулем" и игрушки детства: солдатики всех видов, модели машинок, пластмассовые куклы, пупсы и животные, резиновые уточки, деревянные матрешки, разнообразные плюшевые мишки, пирамидки, юла, конструкторы, чертежные наборы для школьников.

Есть также игрушечная бытовая техника — кухонные плиты, телефоны и т.д., музыкальные инструменты - барабаны, ксилофон и пр. Большое преимущество музея заключается в том, что большую часть экспонатов можно потрогать. Можно даже подергать струны на настоящей балалайке.

Знакомство с экспонатами вызывает у детей кучу интереса и восторга — патефон, который можно завести, и огромные радиоприемники, счеты и массивные дисковые телефоны, печатные машинки и электронная счетная машина, деревянный фотоаппарат "на ножках" и раритетный кассовый аппарат. Есть здесь и детская коляска из прошлого — можно посмотреть, в чем каталась в младенчестве мама.

А еще можно посидеть на мотоцикле "Урал" с коляской и мотороллере или дотронуться до алой "Победы", в которой сюрреалистично восседают бюсты вождей. А еще есть старенький "Запорожец".

Дети обязательно удивятся талонам на еду или разнообразию баночек от черной икры. Есть в музее и забавные плакаты, и бюсты пионеров, и знамена, и значки. А вот в "мини-мавзолей" — небольшую темную комнатку не стоит заводить детей младшего возраста. Потому что копия тела Ленина, лежащая там… дышит. Грудь вождя медленно вздымается.

Часы работы:
понедельник-пятница с 10:00 до 19:00;
суббота–воскресенье с 10:00 до 20:00.
Стоимость билетов:
взрослый - 250 рублей; детский - 180 рублей.

Адрес: Ярославская область, г.Тутаев, ул. Луначарского, 40-а.

Музей "Борисоглебская сторона" находится далеко от Москвы — в городе Тутаеве Ярославской области. Значительную часть его экспозиции составляют разделы, посвященные советскому времени.

Музей находится в бывшем здании школы. Не случайно один из разделов называется "Квартира Букваря". Это подлинный класс середины прошлого века, где сохранились старые парты, учебные пособия и школьные принадлежности. Здесь есть парты с отверстиями для чернильниц и с лежащими на поверхности нарукавниками. Ребенок может посидеть за такой партой на деревянной скамье, примерив на себя роль ученика из прошлого. Здесь же висят школьные формы мальчиков и девочек с алыми пионерскими галстуками. На полках стоят различные учебники и буквари, на стенах висят плакаты, на которых школьники сажают деревья. Также в "Квартире Букваря" можно увидеть, по каким прописям учились бабушки и дедушки. Тут даже хранится записка о болезни от родителей некой Нюры Смирновой!

Советская школьная форма

В следующем зале "Советская провинция" дети тоже могут увидеть много для себя интересного — начиная от знамен, значков и бюстов Ленина до прейскуранта цен на продукты в "Раймаге" и все той же раритетной бытовой техники. В разделе представлены приемники, пылесосы, проигрыватели с прилагающимися пластинками и песенниками. Юных посетителей явно заинтересуют фотоаппараты со всеми приспособлениями и аксессуарами для проявки и печати. Есть здесь и конверты, и открытки, и календарики, и этикетки. А также традиционные сувениры из бывших республик СССР — вроде эстонских куколок. А еще — детская кроватка, плюшевый мишка, кукла.

Азбука и букварь

А стоит только перейти через дорогу, и вы окажетесь в самом настоящем парке советского периода. Прогуливаясь по его аллеям, можно увидеть не только бюсты всяких вождей и советских деятелей, но и традиционные пионерские статуи, популярные в былое время, а также модели советских машин "Победа", "Запорожец", "Копейка".

Часы работы:
с 10:00 до 17:00, кроме понедельника.
Стоимость билетов: 15 рублей.
Как добраться:
На автобусе Москва-Рыбинск от Щелковского автовокзала или на экспрессе Москва-Ярославль и далее от железнодорожного вокзала на автобусе Ярославль-Тутаев.
На автомобиле: по Ярославскому шоссе до Ярославля, после первого светофора налево и поворот на Тутаев.

Советский Союз — это государство, зарождение которого произошло в 1922 году, распад в 1991 году. Аналогов Союза в мире еще не было. Государство располагалось на территории Восточной Европы, Северной Азии, части Центральной и Восточной Азии.

Суть СССР


География

На момент существования Союза его площадь равнялась 22,4022 млн. Квадратных километров. Западная часть государства занимала более половины Европы. Если вникнуть в цифры, то государство занимало одну шестую часть суши Земли. Советский Союз был в 2,3 раза больше Соединенных Штатов Америки и немного меньше североамериканского континента. Большая часть мощности пришлась на территорию нынешней Российской Федерации, около 75%. Союз мог похвастаться самым глубоким озером в мире — Байкалом, самой высокой точкой Европы на Кавказе — горой Эльбрус, самой длинной европейской рекой — Волгой, самым большим озером по площади — Ладогой, а также Северным полюсом — Оймяконом. Союз омывали 12 морей и одно море-озеро (Каспийское). Более двух третей государственных границ были морскими. Географы делят территорию страны на пять ландшафтных зон: тундра, тайга, степь, засушливые территории и высотные зоны.

Экономика

Идеология

Краткая история создания СССР

Власть монархии закончилась в царствование Николая II. После Октябрьской революции началась активная борьба за власть. Существовало разделение между теми, кто поддерживал царя, и теми, кто жаждал перемен. В конце концов Ленин победил. На территории бывшей империи были созданы четыре республики: Российская и Закавказская Советские Федеративные, Украинская и Белорусская Советские Социалистические Республики. Они оставались независимыми, сохраняли право на самоопределение и управлялись местной большевистской партией. Они были объединены единой информационной системой. В 1922 году эти республики объединились. После ряда переговоров Узбекская, Туркменская и Кыргызская Республики были образованы в составе СССР. Впоследствии держава состояла из 15 республик: РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР, Узбекской ССР, Казахской ССР, Грузинской ССР, Азербайджанской ССР, Литовской ССР, Молдавской ССР, Латвийской ССР, Киргизской ССР, Таджикской ССР, Армянской ССР, Туркменской ССР, Эстонской ССР.


Довоенный период

Вторая мировая война

Правители от Ленина до Горбачева

Владимир Ильич Ленин (1870-1924) — председатель Совета народных комиссаров СССР (30 декабря 1922 — 21 января 1924)

Рыков Алексей Иванович (1881 — 1938) — председатель Совета народных комиссаров СССР (21 января 1924 — 19 декабря 1930)

Иосиф Виссарионович Сталин (1878 — 1953) — председатель Совета Министров СССР (15 марта 1946 — 5 марта 1953)

Георгий Максимович Маленков (1902-1988) — председатель Совета Министров СССР (5 марта 1953 — 7 сентября 1953)

Никита Сергеевич Хрущев (1894 — 1971) — первый секретарь Центрального комитета КПСС (7 сентября 1953 — 14 октября 1964)

Леонид Ильич Брежнев (1906-1982) — первый генеральный секретарь Центрального комитета КПСС (14 октября 1964 — 10 ноября 1982)

Юрий Владимирович Андропов (1914-1984) — генеральный секретарь Центрального комитета КПСС (12 ноября 1982 — 9 февраля 1984)

Константин Устинович Черненко (1911-1985) — генеральный секретарь Центрального комитета КПСС (!3 февраля 1984 — 10 марта 1985)

Михаил Сергеевич Горбачев (род. 1931) — президент СССР (15 марта 1990 — 25 декабря 1991)

Развал

Союз Советских Социалистических Республик прекратил свое существование в 1991 году. Причиной распада стал процесс системной дезинтеграции, который повлиял на социальную структуру, экономику и общую структуру Союза. Во второй половине 1980-х годов, во время перестройки, начался процесс дезинтеграции. Главный признак — стремление союзных республик к собственной независимости. Вскоре республики Латвия, Литва и Эстония разделились. Начались межнациональные конфликты, произошел очередной кризис. На этой ноте государство прекратило свое существование.

Цели: продолжить беседы о войне; познакомить со значением аббревиатуры СССР; продолжить знакомство с гербами и национальными костюмами; учить дружить с людьми разных национальностей; прививать любовь к Родине; развивать речь, логическое мышление.

Продолжить отрабатывать навыки работы с клеем и кистью; повторить правила ТБ; учить создавать коллективное панно.

ВложениеРазмер
sssr.doc 30.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Новоживотинновский детский сад

Рамонского муниципального района Воронежской области

Бердникова Елена Валерьевна

Цели: продолжить беседы о войне; познакомить со значением аббревиатуры СССР; продолжить знакомство с гербами и национальными костюмами; учить дружить с людьми разных национальностей; прививать любовь к Родине; развивать речь, логическое мышление.

Продолжить отрабатывать навыки работы с клеем и кистью; повторить правила ТБ; учить создавать коллективное панно.

Оборудование: изображение гербов бывших союзных республик; ноутбук, слайды изображающие национальные костюмы; выставка книг и рисунков о войне; клей, кисти, заготовки для панно;

Портрет С. В. Михалкова; запись Гимна СССР.

Ребята, сегодня мы продолжаем говорить об истории нашей Родины, узнаем много нового и интересного. Приближается День Победы.

-Что вы знаете об этом празднике?

…Летней ночью, на рассвете,

Когда мирно спали дети,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских –

Это значит - против нас.

Он хотел людей свободных

Превратить в рабов голодных.

Навсегда лишить всего.

А упорных и восставших,

На колени не упавших,

Истребить до одного!

Он велел, чтоб разгромили,

Растоптали и сожгли

Всё, что дружно мы хранили,

Пуще глаза берегли,

Чтобы мы нужду терпели,

Наших песен петь не смели

Возле дома своего,

Чтобы было всё для немцев,

Для фашистов – иноземцев,

А для русских и для прочих,

Для крестьян и для рабочих –

«Нет! – сказали мы фашистам, -

Не потерпит наш народ,

Чтобы русский хлеб душистый

…И от моря и до моря

И от моря и до моря

Встали русские полки.

Встали, с русскими едины,

Люди вольной Украины,

И армяне, и грузины, молдаване, чуваши –

Все советские народы

Против общего врага,

Все, кому мила свобода

И Россия дорога!

- Как же поэт называет народ?

Раньше Россия входила в группу стран. Эта группа называлась СССР – союз советских социалистических республик. Кроме России в союз входили ещё 14 республик: Украина, Белоруссия, Молдавия, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Киргизия, Грузия, Азербайджан, Армения, Литва, Латвия, Эстония. Давайте посмотрим, какие это республики и знакомы ли они нам. (Показ слайдов с гербами и национальными костюмами).

Люди разных национальностей жили очень дружно. Вместе работали, отдыхали, вместе защищали страну от захватчиков. Теперь СОЮЗ распался, но в России по прежнему живут люди разных национальностей, и если потребуется, все они встанут на защиту нашей Родины, как и много лет назад.

Давайте немного отдохнём и выполним упражнения, ведь мы должны быть сильными и ловкими, чтобы быть достойными своих предков.

Быстро делаем движенья.

Надо плечи нам размять.

Раз – два – три – четыре – пять!

Я предлагаю вам сделать плакат, который мы поместим в нашем музее.

Я приготовила основу : СССР – Союз Советских Социалистических республик. Выберите герб страны, которая вам больше нравится и приклейте на плакат.

Я помогу вам под гербом подписать название республики.

Предлагаю вам послушать гимн СССР. (Прослушивание отрывка).

Смотрите, какое замечательное наглядное пособие у нас получилось. Предлагаю сходить в гости к ребятам старшей группы и рассказать им то, о чём мы с вами сегодня узнали, используя этот плакат.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Комплексное занятие "Мир животных" для подготовительной группы

Комплексное занятие для подготовительной группыМир животныхПрограммное содержаниеПоказать детям, какую пользу приносят человеку домашние животные и как он о них заботиться;Формировать умение выделять .

Комплексное занятие по сказкотерапии в подготовительной группе "ДОБРОЕ СЕРДЦЕ"

Формирование установки на эмоциональную поддержку другого в кризисной ситуации. Обработка эмпатийного слушания, понимания чувств другого человека.

Комплексное занятие по математикев подготовительной группе.

Комплексное занятие по развитию речи подготовительной группе

Комплексное занятие по развитию речи в подготовительной группе.Тема : Заучивание стихотворения С. Есенина ‘’Береза” . Аппликация “ Береза”Цель: учить детей выразительно читать наизус.

Комплексное занятие по развитию речи подготовительной группе

Занятие по развитию речи в подготовительной группе.Тема : Заучивание стихотворения С. Есенина ‘’Береза” . Аппликация “ Береза”Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотвор.


Прогулка в Кузьминский лес. Конспект комплексного занятия по экологии в подготовительной группе

В процессе общения с природой в игровой форме и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, т.е. видеть живые объекты во всем многообраз.


Конспект комплексного занятия "Волшебная страна" в подготовительной группе по рисованию и аппликации (коллективное занятие дети объединяются по двое)

Путешествие на воздушных шарах в сказочную страну, где солнечно, тепло, где живут волшебники, любимые персонажи сказок. Ребятам очень понравилась волшебная страна. Прилетев домой дети сделали уд.

В начале XX столетия царская Россия оказалась на пороге Февральской революции. Старый режим исчерпал себя, а революция только завершила распад монархии. Более того, новая власть в лице большевиков уже была готова взять контроль в свои руки и вытеснить старое правительство. Большевизм предусмотрительно был подготовлен В. И. Лениным и составил ядро Временного правительства. Однако ­политический хаос в стране преодолеть не удалось, поэтому вспыхнула новая волна недовольств, а именно Октябрьская революция 1917 года.

Большая часть Российской империи теперь носила название СССР. Помимо РСФСР в него вошли Украина, Белоруссия и Закавказье. До 1925 года государственная власть регулировалась коммунистической партией РКП(б). Впоследствии партия называлась ВКП(б) и КПСС. Наиболее важным действующим органом Центрального комитета было Политбюро. Его членами были такие люди как Ленин, Сталин, Троцкий, Зиновьев. После смерти В. И. Ленина власть перешла к И. В. Сталину, который к тому времени уже был Генеральным секретарем ЦК партии и пробыл в этой должности до 1953 года.

В период 1920-х гг. Советское государство осуществляло НЭПовскую политику, то есть делало экономику страны многоукладной. В 1924 году умер Ленин и началась внутриполитическая борьба. В конце 1925 года началась индустриализация страны, требующая больших средств и нового оборудования. Главной целью было развитие сельского хозяйства до самого высокого уровня. В силу необходимости создавались и базовые отрасли тяжелой промышленности. Во время 1930-х гг. проходила всеобщая коллективизация, т. е. объединения крестьянских хозяйств в колхозы. К 1939 году неустойчивые отношения между державами, привели к неразрешимым конфликтам.

В июне 1941 года началась Великая Отечественная война, как неотъемлемая и важнейшая часть Второй мировой войны. Война закончилась победой советских войск в мае 1945 года и присоединением новых территорий к СССР, в том числе Тувы, Южного Сахалина, Курильских островов, Закарпатья. Послевоенное время было ознаменовано Холодной войной с Западом. На восстановление экономики потребовались годы. В 1953 году скончался И. В. Сталин. Власть на время перешла к его соратнику Г. М. Маленкову, а с 1958 года к Н. С. Хрущеву. Время правления этого председателя называют Хрущевской оттепелью, так как СССР нацелилось на сближение с капиталистическим миром.

С 1964 по 1982 гг. начался Период застоя. Хрущева на посту сменил Леонид Брежнев. Сначала была попытка провести экономические реформы, но со временем наметился застой. По некоторым данным, у этого генерального секретаря ЦК КПСС было более 100 государственных наград. В период его правления наметилась так называемая разрядка международной напряженности. После смерти Брежнева было еще два генеральных секретаря - Андропов и Черненко. В 1985 году генеральным секретарем, а через несколько лет и первым президентом СССР был назначен М. С. Горбачев. Во время его правления начался процесс перестройки, а вместе с тем и распад Советского Союза. В конце 1991 года образовалось Содружество Независимых Государств (СНГ).


Создание СССР и окончание гражданской войны стало самым важным событием в отечественной истории 1922 года. Значение образования СССР в том, что на карте мира появилось государство, которое занимало 1/6 часть суши, то есть 22 млн кв.км и вскоре прошло полосу дипломатического признания

Предыстория создания СССР

В январе 1917 года на большей части будущего ССР находилась Российская империя и ее территории оккупированные кайзеровской Германией и Австро-Венгрией.


Рис. 1. Образование СССР.

С 1 сентября 1917 года это государство стало называться Российской Республикой, но просуществовала недолго, так как Временное Правительство было свергнуто 7 ноября 1917 года большевиками, которые провозгласили Советскую Россию (РСФСР).

В ходе Гражданской войны появились еще союзные республики, которые имели признаки суверенных государств:

  • Украинская Социалистическая Советская Республика с 10 марта 1919 года.
  • Социалистическая Советская Республика Белорусская с 1 января 1919 года.
  • Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика – с 12 марта 1922 года.

Именно эти государства и подписали в Москве договор о создании СССР 29-30 декабря 1922 года.

Причинами создания нового государства были: угроза новой иностранной интервенции, экономическая изоляция от внешнего мира и общий упадок экономики, потребность в централизации обороны.

В состав РСФСР входила Туркестанская АССР. Она существовала с апреля 1918 по октябрь 1924 года и охватывала всю территорию будущей советской Средней Азии, кроме бывших Хивинского ханства и Бухарского эмирата.

СССР карта 1923

Рис. 2. СССР карта 1923.

Особенности и дипломатическое признание нового государства

Договор о создании нового государства был утвержден 30 декабря 1922 года на I Всесоюзном съезде Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Его подписали главы делегаций. Съезд проходил в Большом театре. Его председателем был М. И. Калинин, а заместителем – А. С. Енукидзе.

Первыми государствами, которые признали СССР в 1923 года стали: Афганистан, Германия, Иран, Монголия, Польша, Финляндия и Турция.

В июле 1923 года было создано правительство нового государства – Совет Народных Комиссаров и министерства (наркоматы). В 1924 году у СССР появилась конституция.

В плане экономики создание СССР совпало с Новой экономической политикой, которая была провозглашена в начале 1921 года и позволила быстро восстановить разрушенную гражданской войной экономику.

Созданное в декабре 1922 года государство просуществовало 69 лет, до Беловежских соглашений 1991 года.

На съезде почти все делегаты были члены РКП (б), то есть большевики, а также присутствовали: два левых социал-федералиста, один анархист, один член еврейской социал-демократической партии.

СССР карта 1922

Рис. 3. СССР карта 1922.

Что мы узнали?

Кратко и понятно об образовании СССР можно узнать из школьного курса истории 9 класса. Новое государство было создано усилиями четырех республик – России, Беларуси, Украины и Закавказья.

Читайте также: