Семья и быт 11 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вы уже познакомились с понятием социального института. В этом параграфе речь пойдет о таком социальном институте, как семья. Многие исследователи считают его базовым, так как социальный институт семьи реализует жизненно важную функцию самосохранения общества.

Семья является предметом изучения многих общественных наук: демографии, социальной психологии, истории, социальной антропологии, экономики, юриспруденции, педагогики, социологии. Обобщающее представление о семье дает социологическая наука, рассматривающая ее одновременно как социальный институт и как малую социальную группу.

Семья как малая группа — это основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.

Семья как социальный институт — это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.

- проверяется готовность учащихся к занятию;

II. Изучение нового материала.

Слово учителя: Пожалуй, самое главное, что есть у человека – это семья.

Ученые – исследователи считают семью базой для самосохранения общества. Семья является своеобразным барометром состояния общества.

Семья является предметом изучения многих наук – демографии, социальной психологии, истории, педагогики, экономики, юриспруденции, социологии.

Семья исследуется в 2-х аспектах:

  1. Семья-это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, связанная общностью быта, взаимной помощью, взаимной ответственностью.
  2. Семья – это важнейший социальный институт, выполняющий ряд основных функций в обществе.

II Брак и развод.

Учитель: Понятие социального института, раскрывает специфику семьи и в её взаимосвязях с другими социальными институтами и с социальными процессами, происходящими в обществе. Одним из таких институтов является наиболее тесно связанный с семьёй институт брака. На странице № 197 учебника Обществознание под редакцией Л. Н. Боголюбова определение- брак. ( можно обратиться к школьному словарю по обществознанию или к энциклопедическому словарю). Брак – это семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям.

В настоящее время различают три вида брака

Гражданский (Юридический) брак

– это брак, который официально оформляется в учреждениях государственной власти, например, в отделах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).

Фактический (Гражданский) брак

Это брак, который в России не влечёт юридических последствий с точки зрения государства и регулируется только нормами внутрицерковного права.

Работа с источником: извлечение из Семейного кодекса РФ – Раздел II Заключение и прекращение брака ( статьи №:10-14, )

Задание 1 Определите позитивные условия вступления в брак.

Задание 2 Определите негативные условия вступления в брак.

Брак подразумевает взаимные обязанности.

- духовное общение и досуг

- первичный социальный контроль

- поддержка физического здоровья родителей и детей

Каждая семья – своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определенных ценностях. Семья играет огромную роль в социальном прогрессе. Из девочки семья делает жену и мать, из мальчика – отца и мужа.

Схема на слайде: Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л.Моргану):

- первобытное состояние (неупорядоченные половые связи);

- кровнородственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми);

- парная (моногамная) семья (устанавливалось единобрачие):

1. патриархальная (традиционная)

2. демократическая (партнерская)

4. Патриархальная семья.

Работа с источниками Вопросы к документам:

-каковы основные черты патриархальной семьи?

-почему раньше возникает именно такой тип семьи?

Вопрос к тексту: - Какие черты современной семьи называет автор?

- раздельное проживание родителей и детей;

- сокращение количества детей по сравнению с патриархальной семьей;

- ослабление связей с родственниками;

- возросшая социальная активность женщин.

- Укажите положительные последствия возрастания общественной активности женщин;

- Укажите отрицательные последствия возрастания общественной активности женщин.

- удовлетворение потребности в индивидуальном развитии и самореализации;

- многие отрасли немыслимы без женского труда (образование, медицина, сфера услуг);

- образованная и профессионально состоявшаяся женщина пользуется большим уважением у своих близких.

- ослабление внутрисемейных связей;

- совмещение профессиональной и общественной деятельности с семейными обязанностями могут обернуться для женщины двойным бременем;

- некоторые мужчины воспринимают возросшую активность женщины как подрыв собственного положения в семье и обществе, это может стать причиной конфликтов в семье.

- Как вы считаете, должна ли женщина работать или быть домохозяйкой?

IV. Бытовые отношения

Работа со словарем. Что такое БЫТ?

БЫТ – это уклад повседневной жизни, непроизводственная сфера, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей ( в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья) , так и освоение духовных благ, культуры, общение, отдых, развлечения.

Используя это определения сформулируйте , что такое бытовые отношения. БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ - это непроизводственные повседневные отношения, возникающие между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных потребностей.

Обыгрывание бытовой сцены в семье ( муж, жена, старшая дочь).

Задания и вопросы : 1. Прокомментируйте увиденную сцену. ( Семья тратит нерационально время на организацию домашних дел. ) Жена (мать) устаёт от перегруженности бытовыми заботами. Муж ( отец) игнорирует помощь жене по дому. Считая, что домашние дела – это женские обязанности. А дочь – старшеклассница занята только учёбой. )

Нужно ли привлекать детей к участию в домашних делах? Каких? ( приготовление обеда или ужина, уборка квартиры, наведение порядка во дворе и т. п., то что посильно физическому развитию ребёнка. Взаимопомощь в процессе бытового труда даёт членам семьи ощущение общности, ответственности друг за друга и за семью в целом.

Предположите, как могла эта сцена завершиться иначе .( А) муж вымыл посуду сам. А взрослая дочь по-прежнему будет заниматься только учёбой

Б) Организовать собрание семьи и распределить обязанности. Это решение поможет избежать конфликта на бытовой почве.

Известны ли вам средства, которые помогают современной семье, экономить затраты труда и времени, на удовлетворение бытовых потребностей ? ( современная бытовая техника, пользование услугами комбинатов бытового обслуживания, швейные ателье, химчистки, прачечные, фотоателье, приобретение полуфабрикатов для приготовления пищи.

Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, освобождает время для совместного отдыха на природе, для посещения культурных центров: театров, кино, выставок, а также повышение профессионального уровня.

Вместе с тем семья – высшая ценность, и чтобы укрепить ее правительствами многих стран принимаются меры государственной поддержки семьи.

- Будущее российского народа во многом зависит от того, сколько детей появится в каждой молодой семье и какими они вырастут. Среди этих молодых семей, вероятно, через несколько лет окажется и ваша семья. И вы лично сможете внести свой вклад в будущее поколение страны, его нравственный облик.

- постарайтесь осознать тот факт, что именно на вас лежит ответственность за связь поколений. Тому, что является семейной ценностью, суждено жить исключительно при вашем бережном отношении, передаваемым в последствии вашим детям. В их личности, в их будущих семьях продолжится ваша жизнь и жизнь ваших родителей.

III. Подведение итогов урока:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий для родительского собрания "Православная семья как оптимальный тип социальной структуры (воспитательное влияние семьи на ребенка)"

В статье рассмотрены проблемы семейного воспитания в русле современной действительности, где православная семья представляется оптимальным типом социальной структуры.

Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."

Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв.

Проект областной профильной смены лагеря-похода с круглосуточным пребыванием для многодетных семей, семей с детьми – инвалидами и приемных семей "Лето с рюкзаком"

Семейный лагерь-поход - это эффективная форма организации летнего отдыха, способствующего развитию творческих способностей взрослых и детей, формированию толерантного сознания членов семей и социально.



В обществознании семью квалифицируют как малую группу, в которой человек реализует свои потребности: в пище, сне, жилище, продолжении рода, заботе и поддержке. Семья как социальный институт является одним из самых распространенных и долговечных. Рассмотрим кратко основные признаки, характеризующие семью, и ее функции.


Понятие

Семья – это социальная группа, в которой отношения между участниками основаны на кровном родстве или браке и связаны общностью быта.



Существует такое понятие, как жизненный цикл семьи, согласно которой в развитии семьи выделяют несколько этапов. Представим их в виде таблицы.

Увеличение семьи, рождение детей

Появление у повзрослевших детей собственных семей, появление у родителей статусов дедушки и бабушки

Затухание, дети и внуки отдаляются от своих родителей

Виды семей:

  • нуклеарная (родители и дети);
  • многопоколенная семья (родители, дети, бабушки, дедушки).

Для доиндустриального общества была характерна традиция создавать большие, многопоколенные семьи. В современном обществе преобладают нуклеарные семьи.
По характеру взаимоотношений выделяют патриархальный тип семьи (главенство мужчины, зависимость женщины) и партнерский тип (равенство, самостоятельность женщины, справедливое распределение обязанностей между членами семьи)

Признаки семьи как социального института

  • наличие особых ролей: муж и жена, мать и отец, сын, дочь, брат, сестра и другие;
  • наличие норм семейного поведения;
  • брак как официальная форма создания семьи;
  • наличие особых семейных ценностей: супружества, воспитания детей, родственных связей и так далее.

Функции семьи как социального института общества связаны, прежде всего, с удовлетворением важнейших социальных потребностей. Выделим основные функции семьи: репродуктивная (рождение детей),экономическая, социализации, досуговая, первичного социального контроля, психологическая и т.д.

Значение семьи в современном обществе велико. Выделим ряд тенденций, которые характерны для данного института:

  • изменение традиционных семейных ролей (например, женщина участвует и в производственной, и в политической деятельности наравне с мужчиной);
  • уменьшение зависимости семьи от законов, традиций, нравов и увеличение зависимости от отношений между ее членами, взаимной привязанности;
  • увеличение числа юридически не оформленных семей;
  • падение ценности семьи.

В поддержке института семьи большую роль продолжает играть государство.
К мерам, которое оно предпринимает, можно отнести:

  • предоставление пособий и дополнительных отпусков по уходу за ребенком;
  • введение особых льгот для беременных женщин и многодетных семей;
  • развитие семейного законодательства, направленного на защиту семьи, детей, поощрение заключения брака.

которые читают вместе с этой





Что мы узнали?


Презентация содержит учебный материал в рамках темы "Семья и быт": ключевые понятия, ссылки на теорию, задания, что позволяет не только самостоятельно или в рамках урока изучить материал, а также подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ по обществознанию


-75%

Читайте также: