Дьяконы григорий и иоанн кратко

Обновлено: 06.07.2024





Святитель Григорий был очень слабого здоровья. Он предпочитал быть свободным от обязанностей и предаваться научно-религиозным размышлениям. Однако, когда было необходимо помочь Церкви или друзьям, он не отказывался принимать ответственные обязанности и выступать перед народом.

Святитель Григорий Богослов, как оратор, стоит на ступень выше Святителя Василия Великого, но как епископ ниже.

Василий Великий его рукоположил во епископа. Будучи епископом, Святитель Григорий не писал книг, не писал трактатов, он был просто прекрасный оратор и поэт.

Речи - это лучшее из его трудов. Среди них выделяются пять богословских речей о Святой Троице, которые он произнёс в 380 году в Константинополе, из-за которых ему был присвоен богословский титул.

Святой Григорий Богослов первым обозначил разницу между тремя божествами Святой Троицы выражениями: Нерождённый, Рождённый и Исходящий.

О Святом Духе он говорил: - "Как долго мы будем светильник под сосудом и совершенное божество Духа Святого скрывать от других.

О Христе говорил: - "У Христа одна личность, но два естества. Два естества соединяются в одно. Нет двух Сыновей".

О Богородице говорил: - "Кто Деву Марию не называет Богородицею, тот далёко от Божества".

Мощи Григория Богослова находятся в Греции. НЕА-КАРВАЛИ (8 км. от Кавалы). В храме Св. Григория.
На Афоне в сербском монастыре Хиландар находится мощи в виде ноги святого, часть мощей в монастыре Ватопед и рука Святителя находится в Афонском монастыре Кутлумуш.

Боже, который осветил Свою Церковь учением Святителя Григория, сотвори, чтобы мы могли покорно с верою познавать Твою правду и совмещать её с милосердием. Аминь



9 февраля. День перенесения мощей Святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского.

Основной деятельностью Иоанна Златоустого было душепастырство. Он является самым выдающимся проповедником Восточной (Православной) Церкви. По количеству трудов, он превосходит всех писателей греческой Церкви. На Западе с ним может сравниться только Святой Августин.

Иоанн Златоуст избегал ораторских приёмов, он был не артистическим человеком, не актёром слова, но стал образцом истинного христианского проповедника. Он старался своих слушателей научить правильному восприятию проповеди. В то время на Востоке существовал обычий рукоплестать, аплодировать во время проповеди и возгласами выражать эмоции сказанного священником. Однажды Иоанн Златоуст столкнулся с этим и сказал : "Здесь не театр, а храм Божий. Вы сидите не для того чтобы смотреть комедию!"

Конечно, святитель много писал и большую часть он написал уже в изгнании. А умер он в Абхазии, в городе Пицунда.

Святитель написал свою Литургию Иоанна Златоуста. В этой литургии он сократил канон евхарестический Василия Великого Хотя современные Богословы говорят, что литургия Иоанна Златоуста существует в разных формах и не вполне уже совпадает с первоисточником.

Иоанн Златоуст учил, что Христос был как человек один, но имел два естества, он был Бог и Человек.

Интересно, что сам Иоанн Златоуст ни когда не употреблял слово "Богородица", он воздерживался от такого прославления, называя Богородицу только Девой Марией, за что Св.Фома Аквинский открыто упрекал его, но как говорил Иоанн Златоуст , ему было чуждо нежное выражение хвалы к Деве Марии.

Иоанн Златоуст считал любую клятву и присягу совершенно недопустимой с христианской точки зрения, будь-то клятва воинская или церковнослужителя.

Иоанн Златоуст учил о Вечных мучениях в аду.

Когда поднимался вопрос о целесообразности крещения младенцев, Иоанн Златоуст ещё в 4 веке говорил : "Мы обязаны крестить младенцев, хотя они и не имеют грехов".


Сегодня частицы мощей Святителя Иоанна Златоустого находятся в разных уголках мира. Есть они и в Московском храме Христа Спасителя. Левая рука на Афоне в Великой лавре, а правая на Афоне в монастыре Филофей. Частица мощей в монастыре Ватопед на Афоне. А главные мощи находятся в Стамбуле в кафедральном Патриаршьем соборе Георгия Победоносца, куда их совсем недавно передали из Ватикана.

Гроб в котором в 4 веке был погребён Иоанн Златоуст, находится в Сухуми (Абхазия) в кафедральном соборе.



Боже, Ты есть сила для тех людей, которые имеют в Тебя надежду, Ты дал Своей Церкви Великого Святителя Иоанна Хризостома, Златоустого епископа, который сумел претерпеть великие страдания в своей земной жизни. Позволь нам обретать мудрость с его письменных трудов и брать пример с его терпения. Аминь

"Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. Ввиду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство".


Так писал великий агиограф святитель Димитрий Ростовский о трех светочах Православной Церкви, так передал он слова, сказанные ими в видении митрополиту Иоанну Евхаитскому, "ученейшему мужу, весьма сведущему в эллинской мудрости".

Было это в 1084 году, когда, как гласит устоявшееся Церковное Предание, митрополиту Иоанну явились три святителя — Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст — и разрешили длительный спор, которому предавался народ Константинополя. Спорили — кто из троих церковных учителей выше перед Богом? Дело доходило до раздоров: одни называли себя василианами, другие — григорианами, третьи — иоаннитами.

В чудесном же видении святители объявили, что перед Господом они равны, и повелели установить общий день празднования их памяти. Так новый праздник был установлен (по юлианскому календарю) в конце января — то есть месяца, в котором празднуется память каждого из трех святителей (первого января старого стиля — Василия Великого; 25 января старого стиля — Григория Богослова и 27 января старого стиля — Иоанна Златоуста). Митрополит Иоанн Евхаитский составил каноны, тропари и похвалы к новому дню чествования трех иерархов. Общая память их совершается 30 января по старому стилю или 12 февраля — по новому.

Трое этих великих иерархов были самыми любимыми и почитаемыми в Византии. Также глубоко почитали их и на Руси. "Три Святителя", "Три Иерарха", "Златоуст" — такие имена носили русские корабли.

И сейчас любой новоначальный христианин, даже еще, может быть, еще не зная ничего о самих святителях, соприкоснется с их драгоценным духовным наследием. Повседневно в храмах совершается Божественная литургия Иоанна Златоуста, а в Великий Пост — литургия Василия Великого. Вслушиваясь в слова рождественских, богоявленских, пасхальных канонов, мы слышим перефразированные гимнографом Иоанном Дамаскиным отрывки из сочинений Григория Богослова, насыщенные истинной поэзией. Да и открыв любой молитвослов, мы обязательно прочтем обращения к Богу этих великих святых, дошедшие до нас через века.

Трое святителей издавна считаются Отцами Церкви, ее вероучительными столпами. Они жили в IV-V веках, и это было время напряженного столкновения языческой и христианской традиций. А также время блуждания неустойчивых умов, разброда, ересей и шатаний внутри самой Церкви. В той неустанной духовной борьбе, что вели три иерарха, оружием им служили крепкая вера, искреннее благочестие, проявлявшееся в том числе и в самоотверженно-аскетическом образе жизни, и острым ум, вооруженный самыми разнообразными глубокими познаниями. Они не отвергали светскую культуру, призывали изучать ее, "уподобляясь пчелам, которые садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым" (Василий Великий. "К юношам. О том, как пользоваться языческими сочинениями"). Святые служили народу примером высокой нравственности. Возглавляя епископские кафедры Византийской империи, они вели активную общественную деятельность.

Святой Василий Великий родился около 330 года в Кесарии Каппадокийской (Малая Азия). Происходил он из богатого и знатного рода и с детства воспитывался в благочестии родителями-христианами. В воспитании Василия принимала участие также его бабка Макрина, отличавшаяся высокой образованностью. Всего в семье будущего святителя было десять детей — пять сыновей и пять дочерей. Впоследствии пятеро из десяти были причислены к лику святых.

Получив первоначальное образование у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, святой Василий обучался затем в Константинополе, где слушал выдающихся ораторов и философов. Центром же классического просвещения в то время считались Афины. Там Василий Великий приобрел глубокие познания во многих гуманитарных науках, а также в астрономии, математике, физике, медицине…

Здесь же, в Афинах, он тесно подружился с будущим святителем Григорием Богословом, с которым был знаком и ранее и имел много общего. Ведь святой Григорий Богослов также родился в Кесарии Каппадокийской, в 326 году. От матери Нонны — благочестивой христианки — он получил первоначальное воспитание, которое сам для себя почитал наиважнейшим. Отец же его, Григорий, впоследствии стал епископом Назианзским.

Так же как и Василий Великий, Григорий Богослов был человеком выдающихся способностей. Он усердно учился в школах Кесарии Палестинской, в Александрии, и, наконец, в Афинах. Вспоминая эти годы учебы, святитель Григорий в похвальном слове святителю Василию говорил: "Нами руководили равные надежды и в деле самом завидном — в учении… Нам известны были две дороги: одна — к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая — к наставникам наук внешних".

Возвратившись в Кесарию около 357 года, святой Василий некоторое время преподавал риторику. Его друг святой Григорий также некоторое время был преподавателем риторики, но в Афинах, где остался по окончании обучения по просьбе афинян. Затем он вернулся на родину.

Когда после путешествия в Египет, Сирию, Палестину святой Василий, вдохновленный примером великих христианских подвижников, решил сам удалиться от мира, он увлек за собой в пустыню и своего друга Григория Богослова. Оба они жили в большой строгости, много работали, не гнушаясь самым тяжелым трудом, вели по-настоящему аскетическую жизнь. Оба будущих иерарха занимались изучением Священного Писания, сами составляли богословские труды.

Подобный же начальный путь — от получения блестящего светского образования до иночества — прошел и святитель Иоанн Златоуст. Он родился в Антиохии около 347 года, в семье чиновника, рано потерял отца, и его воспитывала в христианской вере мать Анфуса.

Иоанн Златоуст учился у лучшего ритора эпохи Ливания — и тот считал его лучшим своим учеником. Богословие изучал у Диодора, впоследствии знаменитого епископа Тарсийского, и епископа Мелетия. Как и два других будущих святителя, он досконально изучал все, за что брался, при этом рано приступил к углубленному изучению Священного Писания.

После смерти матери святой Иоанн принял иночество, которое называл "истинной философией". Уединяясь в пещере, два года он соблюдал полное безмолвие. За четыре года, проведенные в пустыне, Иоанн Златоуст написал труды "Против вооружающихся на ищущих монашества" и "Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни".

Три будущих святителя очень любили и ценили удаленную от светской суеты монашескую жизнь, но всех Господь призвал к общественной деятельности в качестве Церковных иерархов. Все трое были поставлены в Церкви сначала чтецами, затем диаконами и пресвитерами.

Василий Великий покинул пустыню в те дни, когда Церковь призывала дать отпор распространившемуся лжеучению Ария. В 370 году он заступил на место митрополита Каппадокийского. В тяжелое для Церкви время святой Василий проявил себя пламенным защитником православной веры, его главные сочинения были направлены на истолкование неискаженного христианского учения о Пресвятой Троице.

Вообще за свою короткую жизнь святитель Василий составил множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.

Святой Григорий Богослов, вызванный из пустыни отцом-епископом, который нуждался в помощнике,был рукоположен в пресвитеры в 361 году. Его друг Василий Великий, будучи уже в высоком сане архиепископа, обратился к Григорию с просьбой стать епископом города Сасима, где святым Василием была основана епархия. Он считал, что таким образом Григорий может поддержать его в борьбе с арианством в Каппадокии. На епископстве настаивал и отец Григория, и, несмотря на все свои колебания и нежелание, святой Григорий все-таки был рукоположен в 372 году.

Впоследствии он возглавил Константинопольскую кафедру, боролся против ереси Македония, отрицавшего Божество Святого Духа, принимал живое участие в заседаниях Второго Вселенского Собора. Но потом отказался от борьбы за власть иерарха. "Я не радовался, когда восходил на престол, и теперь схожу с него добровольно. К тому убеждает меня и телесное мое состояние. Один за мной долг — смерть; все отдано Богу. Но забота моя единственно о Тебе, моя Троица! О, если б иметь Тебе защитником какой-нибудь язык благообученный, по крайней мере исполненный свободы и рвения! Прощайте и воспоминайте о трудах моих!" — таковы были его слова.

Последние годы святителя Григория прошли в аскетических подвигах в его родном селении Арианз, близ Назианза.

За свои глубокие богословские творения святитель Григорий был почтен высоким наименованием Богослова — подобно Евангелисту Иоанну, любимому ученику Христа. В одной из молитв Церковь называет святителя Григория умом самым высоким. Оставил также после себя Григорий Богослов и несколько стихотворных сочинений. На смерть своего друга святого Василия Великого он написал Надгробное Слово, ставшее одним из лучших его творений.

Иоанн Златоуст получил сан пресвитера в 386 году. На него была возложена обязанность проповедовать Слово Божие, и святой в течение двенадцати лет проповедовал в храме при большом стечении народа. Паста стала именовать его Златоустом — за редкий дар боговдохновенного слова. В 397 году, после кончины архиепископа Нектария, святой Иоанн Златоуст был поставлен на Константинопольскую кафедру.

Святитель часто говорил проповеди, призывал в них слушателей к истинной вере, милосердию и добрым делам. Он смело обличал пороки — скупость богачей, гордость, честолюбие, охоту к увеселениям. За это много вытерпел от врагов, но не переставал обличать распущенность столичных нравов, особенно императорского двора. Когда на ипподроме была воздвигнута серебряная статуя императрицы Евдоксии, Иоанн произнес знаменитую проповедь, начинавшуюся словами: "Вновь Иродиада беснуется, вновь возмущается, вновь пляшет, вновь требует главы Иоанна на блюде".

Литературное наследство Иоанна Златоуста, включающее трактаты, письма и проповеди, почти полностью сохранилось. Сейчас нередко читать его сочинения рекомендуют новоначальным христианам — ведь до сих пор живое, яркое и образное слово Златоуста звучит свежо и современно. Его ликующее "Огласительное слово на Пасху", читаемое во время Пасхальной литургии — лучшее исповедание Христа Воскресшего — емкое и сильное, способное проникнуть в глубину сердца любого, кто захочет вслушаться: "Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти".

Сколько веков минуло, а кажется, что живые голоса трех святителей звучат совсем рядом…

"Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу. Каждый из нас отдельно, в свое время, возбуждаемый Божественным Духом, написал соответствующие поучения для спасения людей. Чему мы научились сокровенно, то передали явно людям. Нет между нами ни первого, ни второго…"

Каждый год, 30 января (12 февраля по старому стилю), Православная Церковь чествует трех Великих Отцов Церкви и Вселенских Учителей и Святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Греции они почитаются как покровители образования.

Собор Трех Святителей

Собор Трех Святителей

Праздник Трех Иерархов был введен в середине 11-го века, во времена правления византийского императора Константина Мономаха митрополитом Эвхаитским Иоанном Мавроподом, являющимся выдающимся деятелем византийской науки и литературы. Цель Мавропода состояла в том, чтобы представить этих трех выдающихся личностей христианства в качестве главных сторонников догмата о Пресвятой Троице и положить конец не стихающим спорам о том, кому из трех святителей нужно отдавать предпочтение.

Праздник Трех Иерархов, помимо религиозного характера, носит и просветительский. Он считается праздником греческого образования, так как Святители способствовали развитию христианского учения в сочетании с развитием древнегреческой грамоты. Образовательный характер празднования дня Трех Иерархов был установлен 9 августа 1841 года ученым советом Национального университета имени Каподистрии.

Святитель Василий Великий

День памяти 1 января (14 января по старому стилю).

Святой Василий родилсся в 330 году в Кесарии Каппадокийской, в семье понтийского ритора (адвоката того времени) Василия и Эмилии. В семье, кроме Василия было ещё 8 детей. В один день с Василием Великим церковь чтит память всей семьи:

  • Святого Василия Старшего (отец)
  • Преподобной Емилии (мать)
  • Григория Нисского (брат)
  • Святителья Петра (брат)
  • Праведного Навкратия (брат)
  • Преподобной Макрины (сестра)
  • Блаженной Феосевии (сестра).

После получения начального образования, Василия отправили в Византию для продолжения учёбы. В 351 году юноша отправился в Афины, где процветали наука и искусство. Здесь он изучал риторику, философию, астрономию, геометрию, медицину, физику и многое другое. Во время учёбы в Афинах, Василий Великий подружился с Григорием Богословом и эта дружба продолжалась всю жизнь.

Святитель Василий Великий

Святитель Василий Великий

Его работы делятся на догматические, антиарианские, аскетические, практические, беседы и послания.

Всю свою недолгую жизнь он боролся за единство христианской церкви, которая в те времена изнывала от разных ересей. Умер Василий Великий 1 января 379 года в возрасте 49 лет.

Святитель Григорий Богослов

День памяти 25 января (7 февраля по старому стилю).

Святой Григорий родился в 329 году в Арианзе, недалеко от города Назианза в Каппадокии. Он получил христианское образование от своего отца Григория, епископа Назианзского. Святитель учился в самых известных духовных центрах того времени - Кесарии, Александрии и в Афинах, где он был одноклассником Василия Великого.

После учебы Святитель возвращается в Назианз и в возрасте 30 лет приняв крещение, отправляется в пу́стынь, где становится монахом.

Вскоре отец Григория, который на тот момент уже находился в преклонном возрасте, просит его о помощи на пастырском поприще. A по возвращении, по просьбе христиан, он был рукоположен в пресвитеры. Позже Василий Великий, будучи епископом Кесарийским, рукоположил его в епископы, против воли самого Григория.

Святитель Григорий Богослов

Святитель Григорий Богослов

После кончины отца, Святитель решает вернуться к уединению, но так как на тот момент он уже прослыл своей добродетелью, мудростью и добросовестностью, христиане Константинополя призывают его вступить в борьбу с арианством, которое своими еретическими лжеучениями терзало Церковь.

В 381 году в Константинополе был созван Второй Вселенский Собор, который был призван утвердить никейский символ веры и избрать нового епископа.

Григорий Богослов был избран новым архиепископом Константинополя. Однако некоторые члены Синода, отсутствовавшие на заседании Собора, являясь его противниками, не согласились с таким исходом, и Григорий без колебаний сложил с себя полномочия.

Последние годы Святитель провёл в фамильном имении, удалившись от всякой общественной деятельности и ведя строгий аскетический образ жизни, параллельно занимаясь литературной деятельностью.

Умер Григорий Богослов 25 января 390 года, в возрасте 61 года.

Святитель Иоанн Златоуст

День памяти 13 ноября (26 ноября по старому стилю).

Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст

В 381 году он вернулся в Антиохию и был рукоположен в дьяконы а затем и в пресвитера (386 г.). За время своей священнической деятельности Святитель особое внимание уделял толкованию Священного Писания и проповеди. Вскоре его репутация вышла за пределы Антиохии, и в конце 397 года он был вызван в Константинополь, где Архиерейский Собор избрал его в Архиепископы Константинополя (26 февраля 398 года).

Его главной целью была реорганизация Церкви, так как Златоуст считал, что моральному возрождению общества должно предшествовать духовное очищение духовенства и знати.

Его проповеди обличали распущенность нравов императорского двора и общества в целом, призывая к необходимости вернуться к принципам христианской жизни. Святитель не стеснялся выступать и против императрицы Евдоксии, из-за чего был дважды сослан.

Иоанн Златоуст скончался 14 сентября 407 года в возрасте 60 лет, во время второго изгнания, по пути в Пицунду (Абхазия).

Иоанн Златоуст признан величайшим церковным писателем. Его работы впечатляют своим объемом и богословской глубиной.


Память иже во святых отец наших триех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста совершается 12 февраля (30 января по старому стилю). Три великих святителя почитаются как вселенские учители, оставившие нам великое богословское наследие.

Содержание

Почитание трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

История установления памяти трех Вселенских святителей относится к правлению византийского императора Алексея I Комнина (1056/1057 — 1118 гг.), когда в Константинополе шли споры о первенстве кого-либо из этих Отцов церкви. По церковному преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну (ок. 1000 — ок. 1070 гг.) явились вместе три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти, объявив, что они равны пред Богом.

Три вселенских святителя Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Тропарь, кондак и канон

Тропaрь џбщіи, тріeмъ с™лемъ. глaсъ, д7.

Ћко апcлwмъ є3динонрaвніи, и3 вселeннэй ўчи1теліе, вLце всёхъ моли1тесz, ми1ръ вселeннэй даровaти, и3 дш7sмъ нaшимъ вeлію млcть.

Кондак, гласъ, в7.

Сщ7eнныz и3 бговэщaнныz проповёдателz, вeрхъ ўчи1телей гDи, пріsтъ в8 наслаждeніе бlги1хъ твои1хъ пок0z. труды2 бо и4хъ и3 болёзни пріsтъ, пaче всsкагw приношeніz, є3ди1не прославлszи с™hхъ свои1хъ.

Три вселенских святителя Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Иконы

Иконописные изображения трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста известны с XI-XII вв. Икона трех святителей упоминается в Уставе монастыря Богородицы Кехаритомени, основанного императрицей Ириной Дукеней в XII веке в Константинополе. Первое из сохранившихся изображений трех святителей находится в Псалтыри, изготовленной писцом Студийского монастыря в Константинополе Феодором в 1066 г. (ныне находится в Британском музее). Изображения трех святителей встречаются в святительском чине в алтарной апсиде со времен византийского императора Константина Мономаха (1042-1055 гг.) в церкви Софии Охридской, в Палатинской капелле в Палермо.

Икона Вселенские учители. Византия, XIV в. Византийский музей, Афины

В Древней Руси иконописные изображения трех святителей известны с конца XIV в. Первые изображения — псковская икона три Святителя с святой Параскевой (XV в.). Святители изображаются в рост со свитком или книгой в левой руке, а правая рука — в благословляющем жесте.

Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Икона-таблетка. Новгород. Конец XV в. Из Софийского собора. Новгородский музей
Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Икона, XVII век
Икона Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Псков, середина XVI в. Москва, ГИМ
Святители Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст. XIX в. Невьянск

Храмы на Руси в честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго

В честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста освящен храм в Спасо-Елеазаровском монастыре (Псковская область). Монастырь был основан в 1425 году преподобным Ефросином Псковским (в миру Елеазар; 1386-1481 гг.).

Спасо-Елеазаров монастырь

В честь трех вселенских святителей освящен храм в Кулишках в Москве. В XV веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домовой церковью во имя святого равноапостольного князя Владимира. Неподалеку были разбиты княжеские сады, а рядом с ними расположены конюшни. На конном дворе была сооружена деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра. По соседству был пристроен домовый митрополичий храм во имя трех святителей вселенских. В XVI веке великокняжеская усадьба была перенесена в село Рубцово-Покровское в связи с тем, что юго-восточная часть Белого города стала активно заселяться. Церкви, располагавшиеся ранее в резиденциях, стали приходскими, при них образовались погосты. В 1674 году был построен каменный трехсвятительский храм.

Храм трех святителей на Кулишках в Москве. Современный вид

В честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго был освящен придел Спасо-Преображенского собора Спасо-Каменного Преображенского монастыря на о. Каменный в Вологодской области. Более двухсот лет строения на острове были только деревянными. После большого пожара, уничтожившего все монастырские постройки, в 1478 году приступили к строительству первого каменного храма на всем русском Севере — Спасо-Преображенского собора, который был освящен в 1481 году. В своем первоначальном виде Спасо-Преображенский собор представлял собой четырехстолпный трехапсидный крестово-купольный храм на невысоком подклете. В завершении были три яруса кокошников и две главы: большая — в центре и маленькая — над юго-восточным углом, где находился придел. Обильный декор, покрывавший стены, апсиды и барабаны глав, состоял из керамических рельефных плиток, поребрика, бегунца и нишек. В 1925 году в монастырских помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые разбежались уже по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания. В 1937 году ради кирпича, который хотели использовать для строительства местного Дома культуры, был взорван и Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства.



О старообрядческих храмах во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго информации нет.

Читайте также: