Церковные школы в западной европе и на руси кратко

Обновлено: 08.07.2024

С V по xv в. церковные школы были сначала единственными, а затем преобладающими учебными заведениями.

Основные типы церковных школ: приходские, монастырские и соборные или кафедральные школы

Приходские школы (при церковных приходах) - в школах обучались только мальчики. Обучение носило бессистемный характер, установленных сроков обучения не существовало, обучение велось на латинском языке, было сложным, все произносилось вслух и заучивалось наизусть, прежде чем овладеть чтением и письмом обучающимся предписывалось выучить на латыни не менее 150 псалмов и молитв, научиться церковному песнопению - только после этого приступали к изучению грамоты.

Монастырские школы (внешние, внутренние) - мальчиков для монашества готовили внутренние школы, мирян обучали внешние школы. В монастырских школах встречалось обучение трех основных типов: пастырское (для церковно-приходского служения в миру); подготовка мальчиков в монахи; обучение грамоте и писанию для мальчиков, не предполагавших оставаться при церкви или монастыре.

- грамматика - изучение латинского языка - языка религиозных текстов, трудов отцов церкви,

- риторика - умение проводить свободные проповеди,

- диалектика - учение о вечном мире,

- арифметика - арифметические действия, знание мистических значений чисел,

- геометрия - умение строить церковные храмы,

- астрономия - вычисление дат церковных праздников,

- музыка - разучивание и пение церковных псалмов.

Вместе с тем в монастырских школах была создана первая средневековая учебная литература по грамматике, стихосложению, астрономии, арифметике, истории и литературе. Основными книгами были азбука и Псалтирь. Учебные пособия приобщали к основам христианской веры. При изучении начальных книг происходило деление учащихся на тех, кто завершал обучение на элементарном уровне, и тех, кто продолжал обучение. Молитвы и некоторые основные псалмы сначала заучивали вслух, а затем читали и учились письму. Писали на вощеных деревянных дощечках металлической заостренной палочкой (стило). Лишь избранные использовали дорогой пергамент, перья, чернильницы из рогов животных. Считать учили на пальцах рук и ног с помощью определенных жестов.

По мере образования монашеских орденов некоторые из них выделились особенно высоким уровнем школ. Среди таких были ордена капуцинов, доминиканцев, августинианцев, урсулинок и др.

В монастырские школы отдавали детей и для духовного воспитания, и для получения светского образования. Некоторые родители отдавали детей монастырю с целью сделать из них монахов (считалось позитивным для судеб рода, если один из членов многочисленной семьи становился духовным лицом) или дать им общее образование и нравственное воспитание. Иногда воспитанники монастырских школ получали и навыки для будущей профессии, особенно если она была связана с книжной культурой, которая формировалась посредством обучения в монастырских школах.

Соборные или кафедральные школы - находились при кафедре епископа, учились те, кто готoвились к высокому епископскому сану, в основном это были дети священнослужителей после обучения во внутренней монастырской школе.

Начиная с XII в. школьное образование постепенно выходит за стены церковных школ. Появляются цеховые (для детей ремесленников) и гильдейские (для детей купцов) школы, впоследствии они станут называться городскими. Они создавались городскими властями, а иногда и самими гражданами.

Возникшие в XIII-XIV вв. цеховые школы содержались на средства ремесленников и давали общеобразовательную подготовку: чтение, письмо, счет, а также элементы геометрии, естествознание, нотариальное искусство, делопроизводство. Обучение велось на родном языке. Профессиональные навыки ученики получали непосредственно от мастера своего дела. Схожая программа была и у гильдейских школ для детей купцов.

Программа городских школ в позднее Средневековье по сравнению с программой церковных школ носила более прикладной характер. Кроме латыни изучали арифметику, делопроизводство, геометрию, технику, естественные науки. Происходила дифференциация городских школ. Часть из них - школы счета - давали элементарное образование и готовили в латинские (городские) школы. Латинские школы, в свою очередь, давали образование повышенного типа.

Городские (латинские) школы возникали на фоне развития в городах ремесел и торговли, сначала лишь дальней, потом и местной. Программа высшей городской школы постепенно усложнялась. Было добавлено преподавание древнегреческого и древнееврейского языков. В центр учебного процесса поставлено изучение латинского языка и литературы. Определены три этапа 5-6-летнегоизучения грамматики, чтения греко-римских классиков. В обычной городской школе господствовали вербальность и заучивание. В старших классах популярны были диалоги, диспуты на латыни. Состав классов определялся по уровню их подготовки. Были распространены театральные представления (мистерии), которые содействовали эстетическому развитию учащихся.

Большое значение в жизни западноевропейских стран имела католическая церковь. Она держала все образование в своих руках. В средневековых монастырях переписывались книги для нужд богослужения, готовились переписчики, создавались библиотеки и школы.

Раньше всего оформились монастырские школы. В некоторых монастырях были внутренние и внешние школы: в первых учились мальчики, которых родители отдавали в монашество, и жили они в монастырях; во внешних школах – дети жителей данного церковного прихода (мирян).

В центрах церковного управления постепенно из епископских общежитий, куда отдавали детей для обучения, развились соборные, или кафедральные школы (школы при кафедре епископа). Эти школы в ряде мест делились на внутренние школы, при которых жили учащиеся, и внешние школы для детей мирян (во внешних монастырских и кафедральных школах, как правило, учились дети дворян, реже – именитых горожан).

Монастырские и соборные школы, как правило, имели особые помещения, предназначенные для учения; определенные сроки обучения не устанавливались. Учителя были духовные лица, получившие навыки обучающей работы.

При церквях в приходах открывались приходские школы, которые организовывались в каком-либо церковном помещении или на квартире того служителя культа, который брал на себя обучение детей. Обучали учеников чтению молитв на латинском языке и церковному пению, реже учили письму, зачастую смысла читаемого ученики не понимали.

Основная масса народа образования в школах не получала, дети воспитывались родителями в повседневном труде. В семьях и мастерских ремесленников сложилась система ремесленного ученичества.

2.4. Воспитание светских феодалов.

(* НЕ было школ для образования сыновей рыцарей, знатных феодалов.

Владение копьем, мечом и щитом;

Умение слагать и петь стихи. *)

До 7 лет старшие сыновья феодалов оставались в своей семье; с 7 лет они направлялись в замок к вышестоящему феодалу (сюзерену), где выполняли обязанности пажа при жене сюзерена. С 14 лет, с вручением меча, которое совершалось в торжественной обстановке, до 21 года юноша состоял оруженосцем сюзерена, обучаясь ездить верхом, умению владеть оружием. Он сопровождал сюзерена в походах и на охоте, участвовал в рыцарских турнирах и т.п. По достижению 21 года он на особой церемонии посвящался в рыцари.




Девушки знатного происхождения (дочери светских феодалов и других богатых людей) получали хорошее образование при женских монастырях, проходили особый курс обучения, в который входили проза, поэзия, классические языки, пение и др. Они готовились стать светскими дамами.

2.5. Светское образование. Возникновение средневековых университетов. Цеховые, гильдейские, городские школы.В XII веке при соборах и монастырях стали появляться университеты. Они основывались на принципах автономии и самоуправления. Ректора в этих университетах не назначали, а выбирали. Университеты имели свой суд, которым присуждались ученые степени и т.д. Каждый университет вырабатывал свой устав, по которому организовывалась его жизнь. В XII веке возникли университеты в Италии, Париже, Оксфорде, Кембридже, в XIV веке – в Праге, Варшаве, Кракове.

Студент проходил курс в строго определенном порядке: слушал лекции, участвовал в диспутах. Юноша, приходя в 13-14-летнем возрасте заниматься в университете, в течение нескольких лет находился под попечением одного профессора, а потом посещал занятия других профессоров. Право быть представленным к экзамену студент получал, прослушав определенное количество лекций и приняв участие в диспутах.

Существовали университеты за счет церкви, взносов за обучение студентов и различных пожертвований. Эти средневековые учебные учреждения обычно не были зависимы от городских властей: как студенты, так и сами университеты отличались мобильностью, подвижностью. Не поладив с властями или оказавшись в полосе войны, университеты перебирались из одного города в другой.

В XIII – XV веках самим населением, а также городскими властями стали создаваться школы цеховые (для детей ремесленников), гильдейские (для детей купцов), объединившиеся впоследствии в городские. Обучение в первых двух шло на родном языке, в городских – еще и на латинском. Кроме чтения, письма, счета, давались знания профессионального характера (при мастерских ремесленников) Появились подобные заведения и для девочек.

Это время великих изобретений и открытий, развития культуры, науки, образования ( начало книгопечатания, открытие Америки, морского пути в Индию, появление романского и готического стилей в архитектуре, непревзойденные шедевры живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, поэзия Петрарки и Данте и т.д.).

Возникнув в Италии, идеи Возрождения проникают вначале во Францию, затем в другие западноевропейские страны. Педагоги-просветители, гуманисты эпохи Возрождения подвергли критике пороки воспитания и определили новый гуманный принцип воспитания. Среди них наиболее известен в истории педагогики Витторино да Фельтре (XVв.).

(* Утопия – место, которого нет *)

Итак, главными идеями педагогов-гуманистов эпохи Возрождения явились забота о гармоничном развитии ребенка (* Гармоничность личностного развития предполагает создание условий для разносторонности развития личности ребенка, которая обобщенно представляется как: развитие разума и интеллекта, нравственности, физ.воспитание. Гармоничность этого развития определяется тем, что эти 3 стороны развиваются одновременно, не преобладаю друг над другом. *) , основанном на его активности, стремлении к нравственному, физическому, умственному совершенствованию детей; любовь к детям, отказ от физических наказаний, приобщение к труду, создание уч.заведений, в которых догматическое схолостическое обучение уступает место образование, обусл.развитие естесственно-научных знаний.

Контрольные вопросы и задания:

1. Почему в эпоху раннего средневековья преобладающими школами были церковные?

2. В чем особенности светского образования и воспитания в эпоху феодализма?

3. С чем связаны изменения характера образования и воспитания в эпоху развитого средневековья? В чем проявлялись эти изменения?

4. Каковы основные идеи о совершенствовании обучения и воспитания высказывались мыслителями, философами и педагогами эпохи Возрождения? Докажите актуальность этих идей для современной школы.

Литература:

2. Константинов, Н.А. История педагогики: Учеб. для студ. пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаев. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 447 с.

3. Латышина, Д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие / Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2002. – 603 с.

4. Пискунов, Л.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Л.И. Пискунов: составитель и автор вводных статей А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1971.

5. Сегянюк Г.В. Гiсторыя педагогiкi / Г.В. Сегянюк. – Мазыр, 2000. – 432с.

6. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – С.89 – 164.

7. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1988. – Ч.1 – Гл.4. – С.60 - 183.

(* В развитом средневековье (X-XIII вв.) в Западноевропейских странах зародились две системы образования: религиозная и рыцарская, позже появилась светская. *)

Большое значение в жизни западноевропейских стран имела католическая церковь. Она держала все образование в своих руках. В средневековых монастырях переписывались книги для нужд богослужения, готовились переписчики, создавались библиотеки и школы.

Раньше всего оформились монастырские школы. В некоторых монастырях были внутренние и внешние школы: в первых учились мальчики, которых родители отдавали в монашество, и жили они в монастырях; во внешних школах – дети жителей данного церковного прихода (мирян).

В центрах церковного управления постепенно из епископских общежитий, куда отдавали детей для обучения, развились соборные, или кафедральные школы (школы при кафедре епископа). Эти школы в ряде мест делились на внутренние школы, при которых жили учащиеся, и внешние школы для детей мирян (во внешних монастырских и кафедральных школах, как правило, учились дети дворян, реже – именитых горожан).

Монастырские и соборные школы, как правило, имели особые помещения, предназначенные для учения; определенные сроки обучения не устанавливались. Учителя были духовные лица, получившие навыки обучающей работы.

При церквях в приходах открывались приходские школы, которые организовывались в каком-либо церковном помещении или на квартире того служителя культа, который брал на себя обучение детей. Обучали учеников чтению молитв на латинском языке и церковному пению, реже учили письму, зачастую смысла читаемого ученики не понимали.

Основная масса народа образования в школах не получала, дети воспитывались родителями в повседневном труде. В семьях и мастерских ремесленников сложилась система ремесленного ученичества.

2.4. Воспитание светских феодалов.

(* НЕ было школ для образования сыновей рыцарей, знатных феодалов.

Владение копьем, мечом и щитом;

Умение слагать и петь стихи. *)

До 7 лет старшие сыновья феодалов оставались в своей семье; с 7 лет они направлялись в замок к вышестоящему феодалу (сюзерену), где выполняли обязанности пажа при жене сюзерена. С 14 лет, с вручением меча, которое совершалось в торжественной обстановке, до 21 года юноша состоял оруженосцем сюзерена, обучаясь ездить верхом, умению владеть оружием. Он сопровождал сюзерена в походах и на охоте, участвовал в рыцарских турнирах и т.п. По достижению 21 года он на особой церемонии посвящался в рыцари.

Девушки знатного происхождения (дочери светских феодалов и других богатых людей) получали хорошее образование при женских монастырях, проходили особый курс обучения, в который входили проза, поэзия, классические языки, пение и др. Они готовились стать светскими дамами.

2.5. Светское образование. Возникновение средневековых университетов. Цеховые, гильдейские, городские школы.В XII веке при соборах и монастырях стали появляться университеты. Они основывались на принципах автономии и самоуправления. Ректора в этих университетах не назначали, а выбирали. Университеты имели свой суд, которым присуждались ученые степени и т.д. Каждый университет вырабатывал свой устав, по которому организовывалась его жизнь. В XII веке возникли университеты в Италии, Париже, Оксфорде, Кембридже, в XIV веке – в Праге, Варшаве, Кракове.

Студент проходил курс в строго определенном порядке: слушал лекции, участвовал в диспутах. Юноша, приходя в 13-14-летнем возрасте заниматься в университете, в течение нескольких лет находился под попечением одного профессора, а потом посещал занятия других профессоров. Право быть представленным к экзамену студент получал, прослушав определенное количество лекций и приняв участие в диспутах.

Существовали университеты за счет церкви, взносов за обучение студентов и различных пожертвований. Эти средневековые учебные учреждения обычно не были зависимы от городских властей: как студенты, так и сами университеты отличались мобильностью, подвижностью. Не поладив с властями или оказавшись в полосе войны, университеты перебирались из одного города в другой.

В XIII – XV веках самим населением, а также городскими властями стали создаваться школы цеховые (для детей ремесленников), гильдейские (для детей купцов), объединившиеся впоследствии в городские. Обучение в первых двух шло на родном языке, в городских – еще и на латинском. Кроме чтения, письма, счета, давались знания профессионального характера (при мастерских ремесленников) Появились подобные заведения и для девочек.

Это время великих изобретений и открытий, развития культуры, науки, образования ( начало книгопечатания, открытие Америки, морского пути в Индию, появление романского и готического стилей в архитектуре, непревзойденные шедевры живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, поэзия Петрарки и Данте и т.д.).

Возникнув в Италии, идеи Возрождения проникают вначале во Францию, затем в другие западноевропейские страны. Педагоги-просветители, гуманисты эпохи Возрождения подвергли критике пороки воспитания и определили новый гуманный принцип воспитания. Среди них наиболее известен в истории педагогики Витторино да Фельтре (XVв.).

(* Утопия – место, которого нет *)

Итак, главными идеями педагогов-гуманистов эпохи Возрождения явились забота о гармоничном развитии ребенка (* Гармоничность личностного развития предполагает создание условий для разносторонности развития личности ребенка, которая обобщенно представляется как: развитие разума и интеллекта, нравственности, физ.воспитание. Гармоничность этого развития определяется тем, что эти 3 стороны развиваются одновременно, не преобладаю друг над другом. *) , основанном на его активности, стремлении к нравственному, физическому, умственному совершенствованию детей; любовь к детям, отказ от физических наказаний, приобщение к труду, создание уч.заведений, в которых догматическое схолостическое обучение уступает место образование, обусл.развитие естесственно-научных знаний.

Контрольные вопросы и задания:

1. Почему в эпоху раннего средневековья преобладающими школами были церковные?

2. В чем особенности светского образования и воспитания в эпоху феодализма?

3. С чем связаны изменения характера образования и воспитания в эпоху развитого средневековья? В чем проявлялись эти изменения?

4. Каковы основные идеи о совершенствовании обучения и воспитания высказывались мыслителями, философами и педагогами эпохи Возрождения? Докажите актуальность этих идей для современной школы.

Литература:

2. Константинов, Н.А. История педагогики: Учеб. для студ. пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаев. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 447 с.

3. Латышина, Д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие / Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2002. – 603 с.

4. Пискунов, Л.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Л.И. Пискунов: составитель и автор вводных статей А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1971.

5. Сегянюк Г.В. Гiсторыя педагогiкi / Г.В. Сегянюк. – Мазыр, 2000. – 432с.

6. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – С.89 – 164.

7. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1988. – Ч.1 – Гл.4. – С.60 - 183.

Церковные школы стали преемниками античной традиции. Наиболее заметным проявлением этой традиции была латынь (хотя и искаженная). Она стала языком образованной средневековой Европы. Следы античности мы находим в программах семи свободных искусств, в методах средневековой школы. Церковные школы оказались преобладающими учебно-воспитательными учреждениями в средневековой Европе. Сложились два главных типа церковных учебных заведений: епископальные (кафедральные) школы и монастырские школы. Сначала основными церковными учебными заведениями являлись епископальные школы. В течение IX в. школы при епископствах и кафедральных соборах переживали упадок. В числе причин этого явления можно назвать разорительные набеги норманнов, конкуренцию монастырских школ. Однако в X в. рост сети епископальных и кафедральных школ возобновился.

Церковные школы существовали уже к V в. Они были доступны прежде всего высшим сословиям. Школы готовили служителей культа (внутренняя школа) и обучали мирян (внешняя школа).Учебные заведения элементарного образования именовали малыми школами, а учебные заведения повышенного образования — большими школами. Учились только мальчики и юноши (в малых школах — 7-10-летние дети, в больших — старше 10 лет). В малых школах один учитель (схоласт, дидаскол, магнискола) обучал всем предметам. По мере возрастания числа учащихся к нему присоединялся кантор, преподававший церковное пение. В больших школах кроме учителей за порядком надзирали циркаторы.

Первые монастырские школы в раннефеодальной Европе были учреждены орденом анахоретов (бенедиктинцев) в 30-х гг. VI в. Создание бенедиктинских школ выглядело ответом на призыв соборов глав католической церкви к открытию школ. Бенедиктинцы взяли за образец опыт Кассиодора. В монастырях анахоретов на первых порах обучали будущих членов ордена. В этом случае родители отдавали на попечение ученых монахов мальчиков в возрасте 7 лет (посвященные дети). Затем было организовано и обучение мирян (внешняя школа). Бенедиктинцам европейская школа обязана тем, что латынь на многие столетия превратилась в единственный язык ученых, а также язык преподавания.

В течение шести веков монастырские школы бенедиктинцев оставались наиболее влиятельными учебными заведениями такого типа. В конце VIII в., например, в Западной Европе существовало до 15 тыс. монастырей св. Бенедикта, при каждом из которых действовала школа. К XIII в. влияние бенедиктинцев на духовную жизнь падает. Общество справедливо обвиняло многих членов ордена в разврате и излишествах. .

Первенство в организации монастырских школ захватили орден капуцинов — францисканцев (создан в 1212 г.) и орден доминиканцев (создан в 1216 г.). В школах капуцинов обучались по преимуществу дети высших сословий. Во главе учебных заведений орденов стояли видные богословы — Роджер Бэкон (ок. 1214-1292), Фома Аквинский.

В школах царили жестокие наказания: лишение еды, карцер, избиения. До XI в. учеников били по щекам, губам, носу, ушам, позже — по спине и ягодицам. В XIV-XV вв. розгу, палку и плеть сменил бич, причем в XV в. бич стал вдвое длиннее, чем ранее. Наказания рассматривались как естественное и богоугодное дело. Так, Карл Великий в одном из своих капитуляриев требовал лишать нерадивых учеников пищи. Науку предлагалось вбивать кулаками. Призывы немногих мыслителей отказаться от вакханалии наказаний абсолютному большинству педагогов были чужды.

Подавляющее число церковных школ ограничивалось рудиментарным образованием. В школах бенедиктинцев 3 года учили началам грамоты, пению псалмов, соблюдению религиозных ритуалов. Немного шире была программа школ капуцинов, которая знакомила с религиозным учением и давала общую подготовку (письмо, счет, пение); иногда к этому добавляли начала астрономии.

Основными учебными книгами были Абецедарий и Псалтырь.

Абецедарием называлось пособие, написанное на латыни, которое напоминает современный букварь. Пособие приобщало учеников к основам христианской веры. Работа с учащимися по этому пособию сопровождалась устными наставлениями на родном языке. При изучении Абецедария происходило деление учащихся на тех, кто завершал обучение на элементарном уровне, и тех, кто продолжал учебу. Псалтырь (книгу псалмов) сначала заучивали наизусть, а потом (после усвоения алфавита) читали. Затем учили письму.

Писали на вощеных деревянных дощечках металлической заостренной палочкой (стило), т.е. так же, как в античную эпоху. Лишь избранные использовали дорогой пергамент (до VI в.), перья, чернильницы из рогов животных (чернила делали из сажи). Считать учили по пальцам рук и ног с помощью определенных жестов. Например, прижатая к груди левая рука означала число 10 тыс., скрещенные руки — 100 тыс.

Церковные школы, в которых давалось повышенное образование, исчислялись единицами. Несколько таких школ, например, было в конце VIII в. в Англии, Ирландии и Шотландии. Некоторые превратились в крупные учебные центры. Так, в начале XII в. в Парижской богословской школе, по свидетельству современников (вероятно, несколько преувеличенному), обучались до 30 тыс. студентов, в том числе 20 будущих кардиналов и 50 будущих епископов.

Обучали в церковных школах повышенного образования по программе семи свободных искусств. Канон семи свободных искусств обычно включал следующие дисциплины: грамматику (с элементами литературы), диалектику (философию), риторику (включая историю), географию (с элементами геометрии), астрономию (с элементами физики), музыку, арифметику.

В итоге церковные школы раннего средневековья принесли не много пользы. Детям из низших слоев, т.е. абсолютному большинству населения, доступ к образованию остался закрытым. Уровень подготовки был крайне низким. В университетах ХIII-XV вв. первогодков нередко обучали элементарной латинской грамоте, поскольку те не смогли овладеть ею в школе.

школы при крупных монастырях, епископских кафедрах, церквах и т.д., существовавшие в средневековой Зап. Европе со времени ее христианизации. Долгое время ц.ш. были единственными центрами обучения. Создавались они для поддержания господства христиан. церкви, но готовили грамотных людей и для церкви, и для государства; способствовали распространению элементарной грамотности. В эпоху Раннего Средневековья обучение постепенно становилось сословным и сосредоточивалось при крупных монастырях и епископских кафедрах; возникли монастырские, епископские и приходские ц.ш.

В период Высокого Средневековья и позднее к ц.ш. относились — помимо монастырских, приходских и соборных (или кафедральных, при городских соборах) — школы, организованные нищенствующими орденами. Обучение в них было бесплатным. Старшие преподаватели получали за свой труд бенефиции и нанимали др., менее обеспеченных, учителей. С развитием средневековых городов в силу потребности в светском образовании стали возникать нецерковные школы (см. Городские школы), преподавание в которых права, медицины, техн. знаний отвечало нуждам гор. населения. Появление таких школ нарушило монополию церкви на образование.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь . Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик . 1999 .

Полезное

Смотреть что такое "Церковные школы" в других словарях:

Церковные братства — У этого термина существуют и другие значения, см. Братство. Братства, церковные братства форма православных объединений, преимущественно в Речи Посполитой. Содержание 1 Церковные братства в Западной Руси … Википедия

Церковные братства — I. Ц. братства в Западной России. Западнорусские братства в своем развитии прошли несколько ступеней. По своей основе и по своему происхождению это учреждения одного типа с древними северо восточными братчинами, каковы, например, Иванская… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Церковно-приходские школы — в России до 1917 начальные школы, руководимые духовенством. Начали создавать в начале 18 в. Духовный регламент (1721) предписал учреждать всесословные училища при архиерейских домах (архиерейские школы) и монастырях. Курс большинства подобных … Педагогический терминологический словарь

Церковно-приходские школы — Ученики приходской школы. Якутия, конец XIX, начало XX века. Церковно приходские школы начальные школы при церковных приходах. Появились после школьной реформы 1804 года [1]; находились в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего… … Википедия

ЦЕРКОВНОПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ — в России до 1917 начальные школы, руководимые духовенством Становление нач церк. школы как особой ветви нар. образования относится к первым десятилетиям 18 в Духовный регламент (1721). предписал учреждать всесословные уч ща при архиерейских домах … Российская педагогическая энциклопедия

ЗНАКИ НАГРУДНЫЕ ЦЕРКОВНЫЕ — разнородная группа знаков, предназначенных для ношения духовенством или мирянами. Они могут указывать на принадлежность своих владельцев к к. л. церковной орг ции, на их обучение в духовно учебном заведении, на определенное церковное событие,… … Православная энциклопедия

Гильдейские школы — начальные школы, создававшиеся в городах Западной Европы в 13 14 вв. объединениями купцов гильдиями (См. Гильдии). Существовавшие до того времени церковные школы, где главное внимание уделялось преподаванию вероучения и церковному пению,… … Большая советская энциклопедия

Церковно-приходские школы — – правила о них были Высочайше утверждены 13 июля 1884 г. и затем 1 апреля 1902 г. Высочайше утверждено Положение о них, согласно коему церковные школы ведомства Православного Исповедания имеют целью распространять в народе образование в… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ — бесплатные начальные учебные заведения для детей и взрослых как религ., так и светского характера, занятия в к рых проводятся в основном по воскресным дням. В Великобритании Основателем первой В. ш. совр. типа считается англиканин мирянин Роберт… … Православная энциклопедия

Братские школы в Великом княжестве Литовском — ― учебные заведения, создававшиеся церковными братствами. Братские школы Великого княжества Литовского были тесно связаны с братскими школами Русского и Белзского воеводств Польши (особенно Львовской Успенской братской школой), Острожской… … Википедия

Читайте также: